Научная статья на тему 'Чехословакия: становление института президентства и исторические аспекты развития этого института на современном этапе'

Чехословакия: становление института президентства и исторические аспекты развития этого института на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
704
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / ИНСТИТУТ / РЕСПУБЛИКА / СТАНОВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / PRESIDENT / INSTITUTE / REPUBLIC / FORMATION / MODERNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Водяницкий В. А.

Статья посвящена становлению института президентства в Чехословакии и развитию этот института на вновь образовавшихся на территории Чехословакии государствах: Чешской и Словацкой Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institute of Presidency, its Establishment and Development Today: the Check and Slovak Experience

The article is devoted to the establishment of the presidency of Czechoslovakia and development of this Institute on the newly formed states in Czechoslovakia: the Czech and Slovak Republics.

Текст научной работы на тему «Чехословакия: становление института президентства и исторические аспекты развития этого института на современном этапе»

УДК 321.01

В. А. Водяницкий*

ЧЕХО

ТУТА

Статья посвящена становлению института президентства в Чехословакии и развитию этот института на вновь образовавшихся на территории Чехословакии государствах: Чешской и Словацкой Республики.

Ключевые слова: президент, институт, республика, становление, современность.

The article is devoted to the establishment of the presidency of Czechoslovakia and development of this Institute on the newly formed states in Czechoslovakia: the Czech and Slovak Republics.

Key words: President, Institute, republic, formation, modernity.

Возникновение независимого государства Чехословакии непосредственно связано с Октябрьским переворотом в России, которому предшествовала Первая мировая война и распад Австро-Венгерской империи.

14 октября 1918 г. в результате многочисленных народных митингов во многих городах, в том числе и в Праге, состоялось провозглашение Чехословацкой республики. В ноябре 1918 г. Временным национальным собранием монархия Габсбургов была низложена и Чехословакия стала республикой. Была утверждена Временная конституция и собрание избрало президента Т. Масарика.

Конституцией 1920 г. в Чехословакии был утвержден общественный и государственный строй. Конституция определяла Чехословакию демократической республикой во главе с выборным президентом, который вместе с правительством осуществлял исполнительную властью.

Большими полномочиями был наделен президент республики. Избираемый на 7 лет (квалифицированным большинством обеих палат) и ни перед

* Водяницкий Владимир Андреевич — выпускник аспирантуры Русской христианской гуманитарной академии.

Vodyanitsky Vladimir A.

The Institute of Presidency, its Establishment and Development Today: the Check and Slovak Experience

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 2

279

кем не ответственный президент представлял государство во внешних сношениях, имел право заключать и ратифицировать международные конвенции (с согласия парламента), вводить военное положение, созывать, отсрочивать и распускать Национальное собрание, назначать и увольнять министров, командовать вооруженными силами и пр. Президент имел право отлагательного вето, также как и сенат [3, с. 433].

Конституция разрешала президенту непосредственное вмешательство в решение правительственных дел. Он мог присутствовать и даже председательствовать на заседаниях комитета, требовать от министров письменных докладов и пр. [3, с. 433].

В декабре 1935 г. престарелый Массарик вынужден был уйти в отставку, и Национальное собрание избрало президентом республики близкого к Мас-сарику Эдуарда Бенеша. В сентябре 1938 г. Бенеш в качестве главы государства принял условия Мюнхенского договора и 5 октября 1938 г. подал в отставку и эмигрировал (сначала он жил в Лондоне, затем в США как частное лицо). Его место занял бывший чиновник из Австрии Э. Гаха.

14 марта 1939 г. президент Э. Гаха направился в Берлин на переговоры с Гитлером.

Фюрер потребовал от него подписать акт о ликвидации республики и передать судьбу чешского народа в его руки, угрожая в случае отказа подвергнуть Прагу бомбардировке с воздуха. 15 марта 1939 г. Гаха вопреки конституции, не дававшей права президенту ликвидировать государственную независимость, согласился на требования Гитлера. В тот же день части вермахта вступили на территорию Второй республики, которая прекратила свое существование [2, с. 154].

После окончания Второй мировой войны, в мае 1948 г., в Чехословакии была принята конституция, в соответствии с которой продолжали формально существовать прежние институты власти, которые были существенно ограничены. Президентом республики был избран Клемент Готвальд.

Избрание президентом республики К. Готвальда подытожило триумф КПК, более 40 последующих лет удерживавшей в своих руках нераздельную власть. Установлению, как декларировалось, народно-демократической власти, а фактически режима тоталитарного типа способствовала поддержка народных масс. Сохранившиеся в политической системе так называемые союзнические партии (народная, социалистическая и др.) полностью подчинялись КПЧ и не могли выдвигать своих независимых кандидатов на парламентских выборах. Парламентская система становилась формальностью [1, с. 200].

В конце 1980-х гг. под влиянием процессов либерализации в Венгрии и Польше, а затем перестроечных процессов в Советском Союзе в Чехословакии росло недовольство широких масс населения, которое выливалось в многочисленные демонстрации протеста. Все выступления подавлялись полицией, а руководители «диссидентов» периодически подвергались арестам. Возможность неизбежного социального и политического взрыва ощущалась все сильнее. Но решающий удар по правлению коммунистов в Чехословакии был нанесен провозглашенным в СССР курсом на перестройку и демократизацию. Перестройка в СССР подрывала позиции «режима нормализации», который тем самым лишался опоры не только в своей стране, но и вне ее.

Начало «Бархатной» революции в Чехословакии датируется 17 ноября 1989 г. Именно тогда, в день 50-летия расстрела демонстрации пражских студентов гитлеровцами, на улицах столицы собралось около 25 тыс. человек. Они открыто выражали свое недовольство «режимом нормализации». Демонстранты провозглашали требования свободы и демократии, выдвигали лозунги политического характера, в частности звучали призывы к отмене всевластия одной партии и проведению свободных выборов [4, в. 16-18].

С весны 1990 г. официальное название Чехословакии стало Чешская и Словацкая Федеративная Республика. В стране шла тяжба о разделении компетенций между чешским и словацким правительством.

Затянувшаяся конфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республике успеха добилась Гражданская партия, получившая около 30% голосов, в Словакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе с В. Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические и экономические цели, и создание полноценного в функциональном отношении федерального правительства проблематично. В такой обстановке победившие на выборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделе федерации. 25 ноября 1992 г. Федеративное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов [1, с. 218].

Таким образом в Европе образовались два новых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, территории и географическое положение которых остались прежними, но геополитическая ситуация и условия государственного развития в этих государствах существенно изменились.

Спустя три недели Чешский национальный совет узаконил конституцию Чешской Республики [1, с. 218].

16 декабря 1992 г., за полмесяца до истечения срока существования совместного со словаками государства, чешский Национальный совет принял основной закон, закреплявший в Чешской республике парламентскую форму правления.

Депутаты избранного в 1992 г. Национального совета продлили свои полномочия до 1996 г. Центральным событием первого месяца политической жизни независимой Чехии стали выборы президента в январе 1993 г. В них участвовало три кандидата. Победу одержал Вацлав Гавел, его кандидатуру поддержали депутаты от партий правоцентристской правительственной коалиции, социал-демократы и либералы [1, с. 286.]. 7 марта 2003 г. на этом посту его сменил Вацлав Клаус.

По конституции президент является главой государства. Он избирается сроком на 5 лет на совместном заседании палат парламента.

По действующей конституции президент республики Чехия: назначает и отзывает председателя и других членов правительства и принимает их отставку; отзывает правительство и принимает его отставку; созывает сессию Палаты депутатов; распускает Палату депутатов; уполномочивает правительство, отставку которого он принял или которое отозвал, временно осуществлять свои функции до назначения нового правительства; назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя; назначает и председателя, и заместителей председателей Верховного суда из числа его

судей; осуществляет помилование, смягчает наказание, назначенное судом, дает указание не начинать производство по уголовному делу или приостановить начатое производство по уголовному делу, снимает судимость; имеет право возвратить Парламенту принятый закон, за исключением конституционного закона; подписывает законы; назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления; назначает членов Банковского совета Чешского национального банка [6].

Также президент республики представляет государство во внешних отношениях; заключает и ратифицирует международные договоры; заключение международных договоров он может поручить правительству или, с его согласия, отдельным членам правительства; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; принимает глав дипломатических миссий; назначает и отзывает глав дипломатических миссий; назначает выборы в Палату депутатов и Сенат; присваивает генеральские звания; принимает решение о награждении и вручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган; назначает судей; имеет право объявлять амнистию [6].

Необходимо отметить, что президент республики обладает ограниченными конституционными полномочиями. В основном полномочия президента республики ограничиваются обеспечением нормального функционирования законодательной и исполнительной власти.

Для победы кандидату в президенты необходимо было заручиться поддержкой большинства в обеих палатах. Этот порядок избрания президента в республике существовал до 2013 г. Под влиянием ведущих политический партий этот порядок был изменен, и первые прямые демократические выборы в Чешской республике прошли в 2013 г. В результате этих выборов президентом Чешской республики стал ныне действующий президент Милош Земан.

Обретение Словацкой Республикой независимости совпало с резким обострением политической ситуации в стране. Сформированное по результатам парламентских выборов 1992 г. правительственное большинство было представлено левоцентристским Движением за демократическую Словакию (ДЗДС) Владимира Мечиара и правой националистической Словацкой национальной партией (СНП), с момента своего образования в 1990 г. выступавшей за выход Словакии из федерации с Чехией. Обладавшая 89 из 150 депутатских мандатов коалиция без труда провела в феврале 1993 г. на пост президента страны одного из создателей ДЗДС и председателя последнего Федерального собрания ЧСФР Михала Ковача [1, с. 300]. Его полномочия в должности президента закончились в 1998 г. Политический кризис, продолжавшийся больше года и вызванный невозможностью парламента избрать президента, закончился победой на проведенных в 1999 г. прямых президентских выборов Рудольфа Шустера. Рудольфа Шустера на посту президента 15 июня 2004 г. сменил Иван Гашпарович, который в 2009 г. был переизбран на очередных президентских выборах и находится на этом посту по настоящее время. Переизбрание его на второй срок говорит о том, что его популярность среди электората весьма стабильна.

Необходимо отметить, что в Первой Словацкой республике должность президента появилась во время Второй мировой войны. С 26 октября 1939 г.

и по апрель 1945 г. первым и единственным президентом республики был

Согласно конституции, принятой в 1992 г., президент является главой Словацкой Республики. Президент избирается гражданами Словацкой Республики прямыми выборами при тайном голосовании сроком на пять лет. Право избирать Президента имеют граждане, обладающие правом избирать депутатов Национального совета Словацкой Республики [5]. Президентом может быть любой гражданин Словацкой Республики, достигший 40 лет, который имеет право быть избранным депутатом Национального совета Словацкой Республики.

По конституции президент наделен следующими полномочиями: представляет Словацкую Республику вовне, заключает и ратифицирует международные договоры. Заключение международных договоров он может возложить на Правительство Словацкой Республики либо, с согласия Правительства, на отдельных его членов; может внести в Конституционный суд Словацкой Республики проект решения о соответствии заключенного международного договора, для которого необходимо согласие Национального совета Словацкой Республики, Конституции либо конституционному закону; принимает, уполномочивает и отзывает руководителей дипломатических миссий; созывает учредительное собрание Национального совета Словацкой Республики; может распустить Национальный совет Словацкой Республики, если Национальный совет Словацкой Республики в течении шести месяцев с момента назначения Правительства Словацкой Республики не одобрил его программное заявление, если Национальный совет Словацкой Республики в течении трех месяцев не принял постановления о правительственном проекте закона, с которым Правительство связывает выражение доверия, если Национальный совет Словацкой Республики более чем три месяца не был способен принимать решения, хотя его сессия не была прервана и хотя он в этот период был повторно созван на заседание, либо если сессия Национального совета Словацкой Республики была прервана на более длительное время, чем позволяла Конституция. Это право Президент не может осуществить в последние шесть месяцев периода своих полномочий, в период войны, военного либо чрезвычайного положения. Президент распускает Национальный совет Словацкой Республики в случае, если народным голосованием по вопросу об отзыве Президента он не был отозван; подписывает законы; назначает и отзывает председателя и членов Правительства Словацкой Республики, уполномочивает их руководить министерствами и признает их отставку; отзывает председателя и членов правительства в случаях, предусмотренных действующей конституцией; назначает и отзывает руководителей центральных органов, высших государственных функционеров высшего уровня и иных функционеров в случаях, установленных законом; назначает и отзывает ректоров высших учебных заведений, назначает профессоров высших учебных заведений, присваивает генеральские звания [5].

Но этим его полномочия не ограничиваются.

Президент в соответствии с конституцией Республики: производит награждения, если не уполномочит на это иной орган; освобождает от наказания и смягчает наказание, назначенное судами в уголовном производстве, снимает

судимость в форме индивидуального помилования либо амнистии; является главнокомандующим вооруженными силами; объявляет войну на основе решения Национального совета Словацкой Республики, если Словацкая Республика подверглась нападению либо если это вытекает из обязательств по международным договорам о совместной обороне от нападения, заключает ми; может по предложению Правительства Словацкой Республики отдать приказ о мобилизации вооруженных сил, объявить военное или чрезвычайное положение и об их окончании; объявляет о назначении референдума; может возвратить в Национальный совет Словацкой Республики закон со своими замечаниями в течение 15 дней со дня получения одобренного Национальным советом закона; представляет Национальному совету Словацкой Республики доклады о положении Словацкой Республики о важных политических вопросах; имеет право требовать информацию от Правительства Словацкой Республики и его членов информацию, необходимую для выполнения своих задач; назначает и отзывает судей Конституционного суда Словацкой Республики, председателя и заместителя председателя Конституционного суда Словацкой Республики и принимает присягу судей Конституционного суда Словацкой Республики и генерального прокурора; назначает и отзывает судей, председателя и заместителей председателя Верховного суда Словацкой Республики, генерального прокурора и трех членов Судебного совета Словацкой Республики, принимает присягу суде [5].

Таким образом, полномочия президента Словацкой Республики, предусмотренные конституцией, весьма значительны и не ограничиваются только обеспечением нормального функционирования законодательной и исполнительной власти.

Институт президентства в этих двух небольших, недавно образованных государствах, существует короткое время, процесс его становления проходил в сложных социально-экономических условиях, но тем не менее он утвердился и в настоящее время является стабильным и в перспективе, если и будет подвергаться, то не существенным изменениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. История южных и западных славян: В 2 т.: Учебник / Под ред. 1'. Ф. Матвеева и 3. С. Ненашевой.— Т. 2: Новейшее время — 3-е издание, испр. и доп.— М.: 2008.

2. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка, 1917-1945: Учебник / В. К. Фураев, Д. П. Прицкер, С. М. Стецкевич, Ю. М. Чернецовский; Под ред. В. К. Фураева.— 4-е изд., доп. и перераб.— М., 1989.

3. Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права.— М.: 1995.

4. Deset prazskych dnu. 17-27. listopad 1989; Dokumentace / Ed. M. Otahal, Z. Sladek.— Praha, 1993.

5. Конституция Словацкой Республики // Конституции государств мира. URL: http://worldconstitutions.ru/arhives/110/3

6. Конституция Чехии // Конституции государств мира. URL: http://constitution, ru /archives/ 196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.