К 175-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
УДК 929.1(045)
Е. Ю. Аксенова
ЧАЙКОВСКИЙ: ГЕНИЙ И ЭПОХА
...Многие из нас из поколения в поколение придерживаются правила хранить семейные фотографии, изображения родственников и близких людей. Была такая традиции и в нашей семье, и уже с раннего детства я знала, кто запечатлен на этих снимках. Но, среди прочих, особняком, на отдельной полочке помещался портрет незнакомого мне седовласого мужчины с мягким, добрым, но немного неуверенным и внимательным взглядом. На мой вопрос, «кто это?», мама очень серьезно ответила: «Это — Петр Ильич Чайковский, наш гениальный, замечательный композитор. Помнишь, мы с тобой смотрели балет-сказку о лебедином озере?» Так, еще когда я была совсем маленькой, состоялось мое знакомство с творчеством и именем Петра Ильича. С тех пор оно неизменно присутствует в моей жизни, как и в жизни миллионов людей по всему миру, но, прежде всего, конечно, в России.
Всякий раз при исследовании и анализе событий второй половины XIX столетия в отечественной истории, поражает многогранность, разносторонность, богатство общественно-политической, социальной, культурной жизни того времени. Апогей развития империи обусловил широчайшую палитру явлений и процессов. Их масштабность разнилась: они были и локальными, и общеимперскими, и имеющими значение для всего мира. Они породили уникальную картину живой жизни огромной страны, где все было вписано в общую канву, но и было при этом самобытным.
Несомненно, что подобная историческая эпоха должна была обусловить и обусловила появление столь же масштабных, «штучных», неординарных личностей. Сплав национального самосознания и «европейской прививки», народного и аристократического, соборного и имперского, «крепостнического» и «свободного», славянофильства и западничества в самом широком смысле — вот что представляло собой тогдашнее русское общество. Все эти черты, одни в большей, другие — в меньшей степени, отразились в биографиях и судьбах всех выдающихся деятелей эпохи. И герой нашего исследования — не исключение.
Петр Ильич Чайковский появился на свет 25 апреля 1840 г. в Воткинске, Вятской губернии и «происходил из семьи безукоризненно честной и уважаемой» [1, с 1] Предки его, происходившие из православных шляхтичей и казаков, первоначально занимались военной службой (прадед, например, участвовал в Полтавской битве). Но, перемены, произошедшие со времени преобразований
Петра Великого, сильно изменили дальнейшую судьбу семьи: стало возможным заниматься не только службой, но и построить карьеру в других областях. Постепенно Чайки (окончание «ский» дед композитора Петр Федорович добавил позже) стали военными лекарями. Тот же Петр Федорович окончил Киево-Могилянскую академию, перевелся в Петербурский госпиталь и дослужился до получения дворянства. Его сын, Илья Петрович, еще более укрепил свое положение в обществе, окончив Горный кадетский корпус и став талантливым инженером. В качестве такового он и получил место начальника небезызвестного Камско-Воткинского железоделательного завода, открытого П. И. Шуваловым еще по указу Елизаветы Петровны (сейчас завод переквалифицирован в стратегическое производство и выпускает, например, ракеты «Тополь-М»). Вторым браком Илья Петрович был женат на Александре Андреевне Ассиер, дочери русского чиновника французского происхождения А. М. Ассиера, бежавшего в Россию в числе многих других французов, спасавшихся от событий Французской революции 1789-99 гг.
Александра Андреевна и занималась воспитанием Петра до 12-летнего возраста и привила ему любовь к музыке. Впрочем, музыка не могла считаться серьезным занятием, и будущий композитор был отправлен на учебу в весьма престижное закрытое учебное заведение — Императорское училище правоведения, равное по статусу с Царскосельским лицеем. Здесь он много занимался музыкой факультативно и в свободное время часто посещал оперный театр. Увлечение, однако, не помешало ему закончить училище в 1859 г. с отличием и получить чин титулярного советника и распределение в Министерство юстиции, где он должен был отработать 6 лет. Проработав немногим больше, до 1867 г., Чайковский все же ушел в отставку и целиком посвятил себя музыке. К этому времени он уже окончил только что открытую Петербургскую консерваторию с серебряной медалью и переехал в Москву.
Этот период больших перемен в жизни Петра Ильича стал своеобразным отголоском коренных преобразований, происходивших во всей нашей стране. Восхождение на престол Александра Николаевича и начатые им крупномасштабные реформы не только отразились на жизни всех слоев общества. В духовном плане они принесли некий «ветер перемен», возможность, и даже своеобразную моду идти не только проторенным путем, но и изменить жизнь кардинально. Во всяком случае, сложно представить, чтобы еще в начале 1850-х гг. престижное образование и успешная карьера в министерстве могли быть заброшены в угоды эфемерному сочинительству и музицированию. Четкий порядок, превосходство долга и служения были отличительной чертой предыдущего царствования, эпохи Николая Павловича. Выдающиеся деятели того времени, составившие феномен «русской культуры», практически все были, прежде всего, чиновниками, дипломатами. Позднее и лишь позднее ситуация изменилась: А. Г. Рубинштейн, преподававший у Петра Ильича, не продолжил купеческую деятельность своей семьи; его брат Н. Г. Рубинштейн окончил юридический факультет Московского университета и был распределен в канцелярию московского генерал-губернатора, но вскоре бросил службу; В. В. Стасов, окончивший то же Императорское училище
правоведения и работавший в Департаменте юстиции в конце концов вышел в отставку в возрасте 27 лет и сосредоточился на деятельности критика и искусствоведа (сыграли свою роль и осложнения, вызванные его участием в деле петрашевцев). Свой выбор в соответствии с личными предпочтениями делает и Петр Ильич.
Первое десятилетие после начала «великих реформ» и отмены крепостного права стало для Российской империи временем привыкания к новым экономическим и социальным реалиям. Для нашего героя этот период стал также периодом своеобразной «пробы пера». Он пробует себя как музыкальный критик в газете «Русские ведомости» и выбирает между двумя главенствующими течениями в тогдашнем отечественном композиторстве и исполнительстве: сторонники академического направления, объединились под предводительством А. Г. Рубинштейна в Русском музыкальном обществе и Петербургской консерватории, с ними полемизировали члены «Могучей кучки», стремившиеся к новаторству на основе народности и правдивой интонационной выразительности. В конечном итоге, творчество Чайковского, не примкнувшего до конца ни к одному из объединений, стоит особняком и представляет оригинальное явление, впитавшее черты и «кучкистов», и сторонников академизма.
Так, Чайковский пишет оперы «Воевода» на либретто А. Н. Островского, «Кузнец Вакула» («позже «Черевички»), музыку к спектаклю «Снегурочка» по пьесе того же Островского, обращаясь к народной теме. Затем — к истории правления Ивана Грозного в опере «Опричник». Царствование Ивана IV, его изучение и оценка вообще были популярны в рассматриваемый период. Было это связано с общим реформаторским и даже либеральным духом эпохи. Парадоксально, но положительным персонажем здесь выступал Петр I, укоренивший в России невиданный доселе абсолютизм монаршей власти, но сближавшийся с Европой. Иван же Грозный, ратовавший за сословно-представительную монархию, воспринимался как тиран, именно из-за нежелания играть по европейским правилам. Такая точка зрения была принята еще со времен «Истории.» Н. М. Карамзина (на материале которой и была написана трагедия И. И. Лажечникова, основа либретто оперы «Опричник»), в свою очередь, пользовавшегося иностранными источниками, часто намеренно враждебными Ивану Грозному. Такими, например, как «Московия» папского нунция Антонио Поссевино, которому не удалось по поручению папы заставить Ивана Грозного принять унию с католиками. Петр Ильич не разделял обличительной линии трагедии Лажечникова, в центре его либретто — личная трагедия боярского сына Андрея Морозова. Кроме того, опера имела посвящение великому князю К. Н. Романову.
Вместе с тем, Чайковский привержен и академизму и, так называемой, программной музыке. В этот период им созданы «Ромео и Джульетта», «Буря», симфонии, сюиты, увертюры и гениальный 1-й концерт для фортепиано с оркестром.
Постепенно Петр Ильич подходит к расцвету своего творчества: в конце 1770-х им написаны опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро». В них использованы и продолжены лучшие традиции мирового и отечественного
композиторского искусства; произведения эти одновременно и академичны, историчны, и пестрят национальными красками.
В 1881 г., после трагической гибели Александра II, на престол вступает Александр Александрович и тенденции общественной жизни заметно меняются. Ужасная судьба отца убедила нового императора в необходимости приоритета порядка над чрезмерными и «непереваренными» обществом до конца свободами. Для нас весьма важным является то, что отношения Александра III и Чайковского были гораздо более развитыми, нежели с его отцом. В одном из писем композитор характеризует Александра II как «порядочно антипатичного» себе [3, с. 104], а наследник, видимо, был ему более симпатичен, так, например, в 1866 г. Петр Ильич написал «Торжественную увертюру на датский гимн», посвященную бракосочетанию Александра Александровича и датской принцессы, будущей императрицы Марии Федоровны. Игнорировать заказы такого рода было трудно, и, как признавался сам Чайковский, создание произведений, так или иначе связанных с особой Александра II, шло тяжело. Композитор приступал к ним с неохотой и радовался, если удавалось их избежать. В то же время, сочинения, имевшие то или иное отношение к Александру III, вызывали в композиторе больше воодушевления: Петр Ильич чаще говорил о легкости написания и о том, что он сам доволен результатом.
Развитию связей между императором и композитором содействовал и Победоносцев, с которым Петр Ильич был лично знаком. К нему он уже в мае 1881 г. обратился с просьбой об одолжении 3000 рублей из казны [4, с. 403]. Чайковский получил просимое, но не в долг, а безвозмездно. В благодарственном письме он отмечал, что «тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе», и также признавал, что «словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь». [4, с. 404-405.] В марте 1883 г. Петр Ильич создает «Торжественный коронационный марш». Официально он был представлен императору в 1885 г., но на деле их знакомство состоялось раньше, в 1884. Покровительствовала Чайковскому и живо интересовалась его творчеством и императрица Мария Федоровна, для которой он написал цикл романсов, а также другие члены императорской фамилии.
Логичным, в свете вышесказанного, представляется всплеск в 1880-е гг. не только музыкальной, но и общественной деятельности композитора. «Увертюра 1812 год», 2-ой фортепианный концерт, оперы «Мазепа» и «Чародейка», избрание директором Московского отделения РМО, активная дирижерская деятельность. Кроме того, к этому периоду относится и основной вклад композитора в духовную музыку, достаточно назвать лишь написание полных циклов «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения».
В 1887 г. финансовые дела Петра Ильича поправились еще более значительно: по воле императора Александра III он стал получать пожизненную пенсию. Возможность сосредоточиться на творчестве дала замечательные плоды: две гениальные оперы — «Пиковая дама» и «Иоланта» и два гениальных балета — «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а также множество симфонических и иных произведений.
К несчастью, на этой высокой ноте, прерывается в 1893 г. жизненный путь композитора. Смерть его была внезапной и неожиданной, однако, возможно, предчувствие ее у композитора было. Иначе чем объяснить, что его последняя «Патетическая» симфония и задумывалась им как «завершение» его сочинительской карьеры. Но, тем не менее, назвать он ее хотел «Жизнь», имея в виду, что она отражает основные вехи судьбы человеческой и подводит итог существованию.
Смерть композитора стала одним из знаковых событий эпохи. 25 октября, как только стало известно о кончине композитора, император Александр III распорядился все расходы по погребению отнести за счет казны и провести их в Петербурге подобающим образом. Так, проводы Петра Ильича в последний путь стали настоящим государственным актом. 28 октября состоялось отпевание в Казанском соборе и затем грандиозное траурное шествие по Невскому проспекту, завершившееся погребением в Александрово-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.
Спустя некоторое время скульптор П. П. Каменский установил на могиле надгробие. На нем, за плечами Петра Ильича, огромная фигура ангела, напоминающая нам о том, каким светлым был этот человек и сколь бессмертно его творческое наследие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах. Серия «Гений в искусстве», М., «Алгоритм», 1997.
2. Пророкова С. А. Репин. М.: Молодая гвардия, 1960. 316 с.
3. Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб, 1903. 213 с.
4. Чайковский П. И. О симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Под ред. И. Ф. Кунина. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 192 с.
5. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1. М. — Пг., 1923. 493 с.
6. Будяковский А. Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского. СПб: КультИнформПресс, 2003. 351 с.
7. Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1972. 220 с.