82 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'8 (100) ноябрь 2016 г.
семьях, в которых превалировали тревога и экстер-нальность, обострение болезни встречалось чаще на 66%.
Таким образом, проведенное впервые исследование по изучению частоты ЮИА в Самарском регионе в соответствии с номенклатурой и международной классификацией, позволило установить, что в регионе этот показатель не отличается от общероссийских, а среди форм ЮИА преобладает олигоартрит, который встречается чаще у детей в возрасте шести лет, преимущественно у девочек. Немаловажным является установленная зависимость данного заболевания не только от выраженности функциональной недостаточности и активности болезни, но и от психологических особенностей больного ребенка, отношения родителей к болезни ребенка и особенностей семейного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.И., Бзарова Т.М. Ювенильный артрит: возможности медикаментозного и немедикаментозного лечения на современном этапе / Е.И. Алексеева, Т.М. Бзарова // Лечащий Врач. — 2011. — №8. — С. 30-35.
2. Akhter E., Bilal S., Kiani A., Haque U. Prevalence of arthritis in India and Pakistan: a review // Rheumatol Int. — 2011. — 31 (7). — P. 849-855.
3. Edward J. Oberle, Julia G. Harris, James W. Verbsky. Polyarticular juvenile idiopathic arthritis — epidemiology and management approaches // Clin. Epidemiol. — 2014. — 6. — P. 379-393.
4. Juvenile arthritis: clinical recommendations for pediatricians. Pediatric rheumatology / edited by A.A. Baranov, E.I. Alexeeva; Scientific. the centre of children health RAMS, First Moscow state medical. Univ they. I.M. Sechenov. — M.: Paediatrician, 2013.
5. Ravelli A., Martini A. Juvenile idiopathic arthritis // Lancet. — 2007. — 369 (9563). — P. 767-778.
6. Ringold S., Seidel K.D., Koepsell T.D., Wallace C.A. Inactive disease in polyarticular juvenile idiopathic arthritis: current patterns and associations // Rheumatology (Oxford). — 2009. — 48 (8). — P. 972-977.
7. Ravelli A., Varnier G.C., Oliveira S., et al. Antinuclear antibody-positive patients should be grouped as a separate category in the classification of juvenile idiopathic arthritis // Arthritis Rheum. — 2011. — 63 (1). — P. 267-275.
8. Ringold S., Weiss P.F., Colbert R.A., et al. Childhood Arthritis and Rheumatology Research Alliance consensus treatment plans for new onset polyarticular juvenile idiopathic arthritis // Arthritis Care Res (Hoboken). — 2013 Dec 10. — Epub.
9. Tebo A.E., Jaskowski T., Davis K.W., et al. Profiling anti-cyclic citrullinated peptide antibodies in patients with juvenile idiopathic arthritis // Pediatr Rheumatol Online J. — 2012. — 10 (1). — P. 29.
10. Greenwald A.G., Zakerzadeh A., Laxer R.M., et al. Later-onset rheumatoid factor negative polyarticular juvenile idiopathic arthritis (JIA): a unique patient group? // Clin. Exp. Rheumatol. — 2013. — 31 (4). — P. 645-652.
НОВОЕ В МЕДИЦИНЕ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
НАЙДЕНЫ НЕУСТРАНИМЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕДСТВИЯ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ
Ученые обнаружили долгосрочные негативные последствия для детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения. Так, как утверждают американские ученые, у рожденных таким образом детей на 15% повышен шанс страдать от ожирения во взрослой жизни. Это связано, в первую очередь, с тем, что во время стандартных, вагинальных, родов ребенок получает минимально необходимый набор бактерий, которые, поселяясь в его кишечнике, начинают влиять на его обмен веществ. У детей, рожденных при помощи кесарева сечения, менее разнообразна микрофлора кишечника. При исследование 22 068 человек, рожденных от 15 271 матерей, пришли к выводу, что склонность к полноте связана не столько с весом матери, осложнениями во время беременности или повышенным кровяным давлением, сколько с процедурой кесарева сечения. Это наиболее очевидно при сравнении характеристик родственников - братьев и сестер, рожденных от одной матери, но разными способами. Сравнение показало, что дети, рожденные при помощи кесарева сечения, на 64% чаще страдают от ожирения, чем их братья или сестры, появившиеся на свет путем вагинальных родов. При том, что и рацион, и наследственность у них были одинаковы.
Источник: MIGnews.com
'8 (100) ноябрь 2016 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 83
УДК 616-007.1-053.2-008-039.71
г.ю. порецкова
Самарский государственный медицинский университет, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Прогнозирование течения общей адаптации детей школьного возраста к обучению
Порецкова Галина Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней, тел. +7-927-717-65-03, e-mail: [email protected]
В статье обсуждены возможности выявления факторов риска, влияющих на развитие напряжения начальной и перманентной общей школьной адаптации. Обоснована необходимость дополнительной медикаментозной поддержки детей из групп высокого риска по развитию школьной дезадаптации.
Ключевые слова: дети школьного возраста, школьная адаптация, факторы риска, многофакторное моделирование.
G.Yu. PORETSKOVA
Samara State Medical University, 89 Chapaevsakaya Str., Samara, Russian Federation, 443099
Prediction of the adaptation of school age children to studying
Poretskova G.Yu. — Cand. Med. Sc., Associate Professor of the Department of Children's Diseases, tel. +7-927-717-65-03, e-mail: [email protected]
The article discusses the possibility of identifying risk factors affecting the development of the initial and permanent strain of general school adaptation. The necessity is proved of additional medical support of children from groups at high risk for school desadaptation.
Key words: school age children, school adaptation, risk factors, multifactor modeling.
Ряд научных исследований о состоянии здоровья школьников посвящен периоду начала обучения и приспособления личности ребенка к школе [1, 2]. Имея в виду, что нарушение школьной адаптации — сложный многофакторный процесс, выделяют три группы этиологических факторов, влияющих на него: биологические, психологические, социальные.
Наиболее часто исследователями оценивается вклад психо-неврологических нарушений в формирование школьной дезадаптации (ММД, неврозы, патология личностного развития) [3], в том числе выявлены также связи между признаками дезадаптации и социально-психологическими проблемами (негативной обстановкой в семье, аномальными типами семейного воспитания, смена места обучения, конфликты в школьной среде) [4, 5].
Сегодня уже очевидно, что процессы адаптации касаются не только первоклассников, но и школьников средней ступени обучения и старшеклассников, у которых она проявляется психоэмоциональным напряжением, высокой личностной тревожностью, падением количественных и качественных показателей умственной работоспособности [6]. При-
чём проявления адаптационных процессов наиболее заметны и значимы, если они развиваются во временных границах возрастных «кризов» (1, 7-9 класс — онтогенетически кризисный период, 5 класс — психогенный фактор смены учебного стереотипа) и могут приводить к переходу факторов риска в патогенетические факторы развития хронической патологии.
Сегодня подтверждается деление факторов риска на управляемые (медико-социальные, организационные) и неуправляемые (биологические) и то, что раннее выявление факторов риска среди учащихся имеет большое значение для оценки и прогноза их здоровья, так как позволяет определить приоритеты в профилактической работе [7]. Тем более важным, по нашему мнению, является выявление всех групп факторов риска, так как именно их сочетанное воздействие является пусковым механизмом для процессов адаптации и дезадаптации учащихся.
Цель исследования — выявить факторы, приводящие к развитию напряжения адаптации в начале периода обучения (начальная адаптация), и на
дидтрия I
84 ^tl ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'8 (100) ноябрь 2016 г.
его протяжении (перманентная адаптация) и предложить способ ее прогнозирования.
Материал и методы
Для оценки функционального состояния организма детей в период обучения и уровня адаптации к внешним условиям использовали показатели деятельности сердечно-сосудистой системы с расчетом величины адаптационного потенциала (АП) у 395 первоклассников по формуле: АП=0,011х ЧСС+0,014хСАД+0,008хДАД+0,014хВ+0,009 МТ-0,009хДт-0,27 (значения ЧСС в минуту, уровень систолического и диастолического давления, возраст, масса и рост ребенка) [8].
Для выявления медико-биологических, социальных и психологических факторов, влияние которых возможно на состояние детей школьного возраста, нами были разработаны прогностические таблицы — анкеты для определения риска дезадаптации, содержащие 25 вопросов для родителей. Проведено анкетирование 314 родителей первоклассников в течение 2010-2014 уч. гг. На основании данных прогностических таблиц были уточнены неонатоло-гический и биологический анамнез, данные медицинских осмотров до поступления в школу позволили, что позволило выделить значимые медицинские факторы (наличие функциональных отклонений, фоновых состояний, хронических заболеваний).
Для подтверждения того, что напряжение адаптации является результатом влияния ряда сочетающихся между собой факторов и для определения наиболее значимых из них, был применен метод многофакторного моделирования, в частности логистической регрессии. Был использован пошаговый способ логистической регрессии с большим числом предикторов, для чего все количественные, порядковые и дихотомические переменные на входе кодировались. Логистический анализ проводили в среде статистического пакета SPSS 11.5.
Для прогнозирования течения школьной адаптации с учетом выявленных факторов риска был использован расчет относительного (атрибутивного) риска каждого воздействующего фактора [9].
При прогнозировании развития напряжения начальной адаптации использовали построение логистической модели методом исключения, удалив из числа потенциальных предикторов наиболее незначимые показатели. Это позволило выявить девять факторов риска, которые имели различные числовые коэффициенты. Факторы с положительным коэффициентом регрессии были отнесены к тем, которые способствуют большему исходному напряжению адаптации:
— нарушение аппетита (1,34);
— эмоциональные отношения в семье (0,4);
— воспитание убеждением (2,4);
— телевизор и компьютер в комнате ребенка (1,15; 1,47);
— быстрая возбудимость (1,23).
Факторы с отрицательными значениями коэффициента были расценены как снижающие исходное напряжение адаптации:
— более старший возраст ребенка при поступлении в школу (-1,84);
— более высокий образовательный статус отца (-0,64);
— перенесенный трудный период адаптации к детсаду (-1,21).
Согласно полученным данным шансы развития исходного напряжения адаптации у школьников
I ПЕДИАТРИЯ_
описываются формулой = р/(1-р)=е430+1'23 +м7+м5-
1,21+2,40 + 1,34-0,64 +0,40-1,84
Качество прогнозирования по данной модели достаточно высокое: чувствительность составляет 76,7%;специфичность — 82,5%; прогностическая ценность положительного результата (ПЦПР) — 82,5%; прогностическая ценность отрицательного результата (ПЦОР) — 76,7%.
При выявлении факторов, приводящих к развитию напряжения перманентной адаптации, в логистическую модель вошли 2 переменные, выделенные из всего числа предикторов — затяжной в анамнезе жизни период адаптации к детскому саду (коэффициент регрессии = -0,83) и наличие у ребенка вегетативных дисфункций (коэффициент регрессии = 0,68). Первый фактор перенесенного трудного периода адаптации к детскому дошкольному учреждению может быть расценен в качестве импринтинга (англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) и являться положительным при поступлении ребёнка в школу. Фактор наличия вегетативной дисфункции, вносит отрицательный вклад в развитие напряжения адаптации и может быть расценен как начальные донозологиче-ские проявления патологических состояний. В этом случае шансы развития затяжного или перманентного напряжения адаптации у школьников выражаются следующей формулой = р/(1-р) = е °,°5+°,68-°,83.
Качество модели в целом на уровне среднего качества: х2=8,2, p=0,016. Согласно таблице сопряженности, для этой модели прогнозирования ее чувствительность составила 59,3 %, специфичность — 70,0%. Прогностическая ценность положительного результата — 57,1%, отрицательного результата — 71,8%.
Результаты и их обсуждение
Известно, что сущность воспитательного метода убеждением — это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. При эмоциональных взаимоотношениях в семье родители не всегда могут вдумчиво, спокойно и глубоко разъяснить сущность норм и правил поведения, что на фоне неустойчивого эмоционального состояния ребенка и его повышенной возбудимости может выступать дополнительным стрессогенным фактором.
Усугубляют ситуацию, по нашему мнению, такие отвлекающие факторы, как компьютер и телевизор в комнате ребенка. Это дополнительные факторы интенсификации обучения, влияющие, в том числе, и на состояние зрения [10, 11]. В этом случае не исключается негативное влияние физических факторов электромагнитного и электростатического полей, шума, ультрафиолетового и инфракрасного излучения [12].
Закономерным также является и то, что более старший возраст ребенка, поступающего в школу, снижает риск развития исходного напряженного реагирования при адаптации. Это обусловлено сроками физиологического созревания, структурного созревания головного мозга, более высокой мотивацией, психологической готовностью к обучению 7-8 летних детей [13].
Фактор перенесенного трудного периода адаптации к детскому дошкольному учреждению является положительным при поступлении ребенка в школу, так как расценивается в качестве импринтинга Ре-