Научная статья на тему 'Частные военные компании КНР в Африке'

Частные военные компании КНР в Африке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
210
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧВК / частные военные компании / Китай в Африке / военная база в Джибути / военная стратегия Китая / private military companies / China in Africa / military base in Djibouti / China’s military strategy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Махнёв В. А., Зайнуллина П. Р.

Предлагаемая статья ставит цель провести обзор военного компонента во внешней политики Китая в Африке. Рассматриваются предпосылки усиления влияния Китая в регионах Африки и, последовавшее за этим развитие китайских частных военных компаний на территории Африки. В статье рассматриваются особенности частных военных компаний Китая в Африке, создание в Республике Джибути первой зарубежной многофункциональной военной базы Китая с целью обеспечения коллективной безопасности в регионах присутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China’s private military companies in Africa

The proposed article aims to review the military component in China’s foreign policy in Africa. The prerequisites for strengthening China’s influence in the regions of Africa and the subsequent development of Chinese private military companies in Africa are considered. The article discusses the features of China’s private military companies in Africa, the creation in the Republic of Djibouti of China’s first foreign multifunctional military base in order to ensure collective security in the regions of presence.

Текст научной работы на тему «Частные военные компании КНР в Африке»

Махнёв В.А.

Магистрант, ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет».

Зайнуллина П.Р.

Магистрант, ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет».

Частные военные компании КНР в Африке*

Вооруженные межгосударственные и внутригосударственные противостояния по-прежнему остаются доминирующими процессами на международной арене. При этом арсенал средств для утверждения государствами собственных интересов посредством вооруженных действий прирастает передовым в технологическом отношении инструментарием, пропорционально составу кадровых военнослужащих увеличивается состав негосударственных акторов, пополняясь новыми участниками: частными военными компаниями (ЧВК). В последние десятилетия ЧВК сопровождают почти каждый конфликт и свидетельствуют об изменении отношения к насилию, силовой составляющей, а также о трансформации методов и способов ведения войн.

ЧВК сегодня являются весьма гибким и многогранным феноменом, который одновременно сочетает в себе способности быть инструментом в арсенале средств государства и выступать негосударственным актором во внешней политике. Сфера деятельности ЧВК расширяется на все новые области, а спектр услуг, которые они способны оказывать, весьма диверсифицирован и постоянно пополняется новыми функциями.

КНР начал активно пользоваться услугами ЧВК совсем недавно - с 2010 г., стремительно завоевывая рынок безопасности. Пекин принял решение отойти от доктрины невмешательства и выпустил закон, который санкционировал создание охранных и оборонных фирм и регламентировал их деятельность [4]. Принятие закона было продиктовано необходимостью продвигать свои интересы за рубежом. В основном китайские частные силовые компании обеспечивают безопасность представителям китайского бизнеса, действующего в странах Африки.

Китайские частные военные компании имеют свои особенности.

Во-первых, они более ориентированы на консультирование, а не на боевое участие в обеспечении безопасности.

© Махнёв В.А., Зайнуллина П.Р., 2022.

Во-вторых, сферой интересов этих компаний, а следовательно - и китайского правительства, являются бизнес-контракты, продвижение инициативы «Один пояс - один путь», а также работа с китайскими бизнес-гигантами.

В-третьих, стоимость услуг таких компаний ниже, чем у западных коллег, что делает их привлекательными не только для китайских корпораций, но и для западных ТНК. Известно, например, что оплата услуг бригады из 12 китайских охранников сопоставима с вознаграждением одному американскому или британскому сотруднику в сфере частной охраны [5].

Растущая заинтересованность Пекина в коммерческой безопасности объясняется необходимостью защиты китайских активов за рубежом. Начавшийся с 2010 г. бурный рост на рынке частной военно-охранной индустрии Китая уже в следующем 2011 г. привел к тому, что зарегистрированная в Пекине китайская частная компания в сфере безопасности «DeWe Security Services» работала по контрактам в Эфиопии, Южном Судане и Центральноафриканской Республике, постепенно расширяя географию своей деятельности.

Еще одна китайская ЧВОК - «Hua Xin Zhong An - HXZA» - занимается безопасностью морских судов, оказывая услуги китайским государственным судоходным гигантам [2].

Важно подчеркнуть, что частный характер деятельности китайских компаний не означает абсолютно коммерческую природу таких структур. В этом состоит одно из важных отличий китайской модели военно-силового бизнеса от западной. Для китайских компаний частный статус, как правило, является номинальным, в то время как персонал фирм частично укомплектован ветеранами Народно-освободительной армии Китая, а их деятельность негласно поддерживается и контролируется правительством КНР [1].

Сегодня «DeWe Security Services», которая обеспечивает безопасность сотрудников Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), считается крупнейшей китайской компанией на рынке частной силовой индустрии Южного Судана.

Еще одна китайская ЧВК «VSS Security Group» также работает в Южном Судане и обеспечивает безопасность компании Петрочайна - подразделения Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Ранее, в 2014 г., эта компания работала в Ираке, где обеспечивала безопасность Китайской машиностроительной инжиниринговой корпорации (CMEC). Среди клиентов «VSS Security Group» есть не только представители китайского бизнеса, но и такие транснациональные корпорации (ТНК), как «Unilever», «Samsung», «Siemens», «Emerson», «Coca-Cola» и др. [2].

Хотя точное количество зарегистрированных китайских частных во-

енноохранных фирм неизвестно, к 2017 г. их число превысило 5000 компаний. Примерно 20 компаний активно действуют за рубежом. В общей сложности более 3000 сотрудников этих фирм обеспечивают безопасность в Ираке, Южном Судане и Пакистане.

Рассмотрим предпосылки организации и формирования частных военных компаний Китая в Африке. Китай предлагал африканским странам сотрудничество основе на знаменитых «пяти принципах мирного сосуществования», принятых на Бандунгской конференции 1955 г., в дальнейшем вошедших в состав 10 принципов Движения неприсоединения [8]. На протяжении долго времени Африка являлась активным направлением инвестиционной и промышленной деятельности. Даже в сложный для страны период «культурной революции» Китай не забывал об африканском внешнеполитическом направлении. Начиная со знаменитого «тура» премьера Госсовета Чжоу Эньлая по 10 странам Африки (Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Гана, Мали, Гвинея, Судан, Эфиопия и Сомали), который продлился с декабря 1963 по февраль 1964 г., все высшие китайские государственные деятели считали для себя обязательным посещение Африки [5].

Интерес Китая к Африке стал возрастать в самом конце 1990-х на фоне быстрого развития китайской экономики. Драйвером активизации китайско-африканских отношений стала в тот период, вопреки ожиданиям, не экономика, а политика, точнее политическая воля высшего руководства страны в лице председателя Госсовета КНР Цзян Цзэминя (1993-2003 гг.). Успеху китайской дипломатии способствовало благоприятное, в целом, восприятие в Африке Китая, который не участвовал в колонизации и даже сам имел опыт колониального закабаления в XIX первой половине XX вв. [7]. Эти обстоятельства нашли отражение в китайском идеологическом проекте, призывавшем выстраивать «китайско-африканское сообщество с единой судьбой». Базовыми принципами этой идеологии являются мирное развитие, открытость, инклюзивность и обоюдный выигрыш сторон, суверенитет и добровольность действий, интеграция и координация действий, а также общая, но дифференцированная ответственность участников отношений [3]. В начале XXI в. эти идеи получили современное концептуальное обоснование, развившееся на почве нового мирового геополитического порядка с одним полюсом силы США.

В период 2000-2006 гг. китайская политика в Африке соответствовала критериям 4-го технологического уклада, принципам которого была привержена тогдашняя политическая элита КНР во главе с Цзян Цзэминем [4]. В китайско-африканском сотрудничестве того времени преобладали простые формы двусторонней взаимовыгодной кооперации. Речь шла о торговле, сфере услуг и в отдельных странах о строительстве различных объектов. По итогам Форума 2000 г. была принята «Пекинская декларация

Форума китайско-африканского сотрудничества» первый официальный документ, определявший макрорегиональную стратегию отношений КНР с Африкой. Таким образом, на фундаменте торгово-экономических отношений с Африкой в настоящее время выстраивается современное панафриканское сотрудничества Китая.

Благодаря китайскому лидеру Ху Цзиньтао в Пекине в 2006 г. была принята «Китайская политика в Африке». Таким образом, китайско-африканский проект поднялся на качественно новый уровень, когда наряду с торговлей, сферой услуг и строительством ведущую роль в продвижении китайских интересов в Африке стало играть крупномасштабное инвестирование китайских капиталов в африканскую экономику. Для Китая стало нормой делиться с африканскими партнерами опытом «индустриализации», воспроизводя в Африке объекты, аналогичные созданным в самом Китае. Это соответствовало принципам 4-го технологического уклада, однако в самом Китае в этот период происходил переход авангардных сегментов экономики на рельсы 5-го технологического уклада [1].

Сочетание государственной и частной предпринимательской инициативы позволило Китаю строить двусторонние отношения с африканскими государствами. Главным лозунгом двустороннего сотрудничества в этот период оставалось взаимовыгодное партнерство «без проигравших» (win-win). На самом деле, китайско-африканские отношения в этот период уже начинают строиться в соответствии с доктриной «страна-лидер страна-последователь». Смысл доктрины в том, что бывшие колониальные страны, получив независимость, оказываются неспособными самостоятельно реализовать полученный суверенитет. Они обращаются за помощью к бывшим странам-метрополиям и не только к ним. Как правило, помощь носит финансовый характер, ставя страну-получателя в долговую зависимость от страны-донора. Так возникают новые, уже постколониальные формы зависимости, которые нередко становятся еще более жесткими и грабительскими, чем колониальные, поскольку формально страна-лидер не несет моральной ответственности за судьбу страны-последователя они равноправные партнеры с общей, но дифференцированной ответственностью.

Проходившие при Ху Цзиньтао масштабные инвестиции были направлены в инфраструктуру, сельское хозяйство и производство, т. е. в развитие секторов африканской экономики. Данные крупномасштабные инвестиции требовали организации безопасности региона. Это подразумевает необходимость обеспечение безопасности китайскому государственному и частному бизнесу, желающему вести дела на континенте.

Поводом для создания первой военной базы стал инцидент с группой китайских специалистов в столице Мали Бамако 20 ноября 2015 г., когда террористы напали на отель «Рэдиссон Блю». При освобождении были

убиты 3 китайских инженера. Этот, казалось бы, незначительный эпизод привел к двум тенденциям, которые с тех пор систематически усиливались. Во-первых, это расширение китайского участия в миротворческих миссиях ООН в Африке. Во-вторых, в 2016 г. началось строительство китайской многофункциональной военно-морской, воздушной и сухопутной базы в Джибути, которая была официально открыта в августе 2017 г. [5].

Необходимо отметить, что многофункциональная база в Джибути действительно нужна Китаю для защиты своих огромных инвестиций не только в экономику самого Джибути, но также в экономику Эфиопии, Судана и Южного Судана. Не стоит также забывать, что военное присутствие КНР в Джибути - это гарантия безопасности грузоперевозок по Баб-эль-Мандебскому проливу, через который по разным оценкам проходит до 30% китайской внешней торговли и более 50% импортируемых Китаем энергоносителей. Необходимость для КНР военно-политического присутствия в Джибути имеет, таким образом, серьезные основания регионального масштаба [4].

Сегодня речь идёт о повседневном обеспечении безопасности китайских граждан и их офисов, представительств компаний, торговых и производственных предприятий, инфраструктурных объектов, и наконец, просто жилых помещений, где они проживают. На сегодняшний день китайская диаспора в Африке насчитывает более миллиона человек.

Информация о деятельности китайских военных компаний на территории Африки широко не афишируется, однако и не составляет значительного секрета для международной общественности. Все без исключения частные военные компании Китая, работающие в Африке, имеют официально оформленные лицензии и документацию, соответствующие китайскому законодательству. То есть они действуют не только легально, но и под контролем официальных китайских властей. Это подтверждается тем, что деятельность частных военных компаний Китая в Африке невозможна без осуществления валютно-финансовых операций, связанных с переводом денежных средств из Китая в африканские страны и обратно, а в современном Китае вся международная валютно-финансовая деятельность регламентируется и находится под контролем государства.

Первым симптомом усиления военной составляющей китайской политики в Африки стал «Китайско-африканский форум по вопросам мира и безопасности», состоявшийся в 2019 г., после которого китайская официальная внешнеполитическая доктрина сделала разворот в сторону готовности защищать свои политические и экономические интересы в Африке всеми доступными средствами, включая военные [3].

Сдвиг китайской внешней политики в Африке в направлении усиления силового фактора подтверждает официальный 3-летний план взаимодей-

ствия, принятый по итогам Форума Сотрудничества Китай-Африка 2018 г.

В таблице можно увидеть территорию присутствия китайских частных охранных компаний в Африке [3].

Таблица. Присутствие китайских частных охранных компаний в Африке.

название охранной компании Страны, в которых есть опыт работы Страны, в которых есть представительства

China Overseas Security Group (Hong Kong) PTY Limited ЮАР, Замбия, Джибути, Мозамбик, Эфиопия ЮАР, Мозамбик

Overseas Security Guardians Кения, Танзания, Коморы, ЮАР, Мадагаскар, Гана ЮАР, Гана

China Security Technology Group Co., Ltd. (CSTG) Алжир, Ангола, Мозамбик, Кения Алжир, Кения, Ангола

Hanwei International Security Services Нигерия, ЮАР Нигерия, ЮАР

Frontier Services Group ДРК, Кения, Нигерия, Уганда, Южный Судан, ЮАР и Сомали Кения, ЮАР

DeWe Security Services Co., Ltd Кения, Сомали, Нигерия Кения

VSS Security Южный Судан -

Shandong Huawei Security Group ЮАР ЮАР

В таблице представлены крупнейшие частные военные компании Китая, действующие на африканском континенте. У 7 из 10 ЧОК в африканских странах имеются официальные представительства в ЮАР, Кении, Алжире, Анголе, Гане, Мозамбике и Нигерии. Общее количество служащих в китайских компаниях за рубежом составляет, по некоторым оценкам, около 3000 служащих. Общий размер рынка китайских ЧОК за пределами КНР составляет примерно 10 млрд долларов в год [3].

Укрепление китайских экономических позиций в Африке объясняется четырьмя очевидными группами причин: финансово-экономической, торгово-логистической, геополитической и идеологической. Современные мировые политические и экономические порядки переживают

острый кризис, который рано или поздно приведет к их замене новыми формами глобального существования. В будущем не исключено столкновение интересов Пекина и западных держав на пути продвижения упомянутой инициативы в связи с привлечением к ее реализации частных силовых структур.

Библиографический список:

[1] Веселов Ю.А. История и роль ЧВК в современной мировой политике // Мировая политика. 2021. № 3. //

URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-i-rol-chvk-v-sovremennoy-mirovoy-politike (Дата обращения: 28.06.2022).

[2] Воскресенский А.Д., Ломанов А.В., Кривохиж С.В. Модель развития современного Китая: оценки, дис-

куссии, прогнозы. М.: 2019.

[3] Зеленев Е.И., Солощева М. А. Военная стратегия и военное присутствие КНР в Африке: сравнитель-

но-исторический ракурс // Сравнительная политика. 2021. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ voennaya-strategiya-i-voennoe-prisutstvie-knr-v-afrike-sravnitelno-istoricheskiy-rakurs (Дата обращения: 28.06.2022).

[4] Зеленев Е.И., Солощева М.А. Китайское проникновение в Африку: сравнительно-историческая ретро-

спектива. Сравнительная политика. 2020. № 4. С. 106-122.

[5] Зеленев Е.И., Солощева М.А. 20 лет политики КНР в Африке: из прошлого в будущее // Азия и Африка

сегодня. 2021. № 2. С. 73-77.

[6] Небольсина М.А. Частные военные и охранные компании (ЧВОК) в современных международных про-

цессах // Международная аналитика. 2022. № 13 (2). С. 107-133.

[7] Hodzi, O. The End of China's Non-Intervention Policy in Africa. Cham, Pallgrave Macmillan. 2019. 266 p.

[8] Spivak, V. Russia and China in Africa: Allies or Rivals? // Carnegie Moscow Center. 2019. // URL: https://

carnegiemoscow.org/commentary/80181

Reference

[1] Veselov Yu.A. History and role of PMCs in modern world politics // World politics. 2021. № 3. // URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-rol-chvk-v-sovremennoy-mirovoy-politike (06.28.2022).

[2] Voskresensky A.D., Lomanov A.V., Krivokhizh S.V. Model of development of modern China: assessments,

discussions, forecasts. M.: 2019.

[3] Zelenev E.I., Soloshcheva M.A. Military strategy and the military presence of the PRC in Africa: a compara-

tive historical perspective // Comparative Politics. 2021. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voen-naya-strategiya-i-voennoe-prisutstvie-knr-v-afrike-sravnitelno-istoricheskiy-rakurs (06.28.2022 ).

[4] Zelenev E.I., Soloshcheva M.A. Chinese Penetration into Africa: A Comparative Historical Retrospective. Com-

parative politics. 2020. № 4. Р. 106-122.

[5] Zelenev E.I., Soloshcheva M.A. 20 years of China's policy in Africa: from the past to the future // Asia and Africa

today. 2021. № 2. Р. 73-77.

[6] Nebolsina M.A. Private military and security companies (PMSCs) in modern international processes // Interna-

tional Analytics. 2022. № 13 (2). Р. 107-133.

[7] Hodzi, O. The End of China's Non-intervention Policy in Africa. Cham, Pallgrave Macmillan. 2019. 266 p.

[8] Spivak, V. Russia and China in Africa: Allies or Rivals? // Carnegie Moscow Center. 2019. // URL: https://

carnegiemoscow.org/commentary/80181

Махнёв В.А.

Магистрант, ФГАОУВО «Дальневосточный Федеральный Университет».

ЗайнуллинаП.Р.

Магистрант, ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет».

Частные военные компании КнР в Африке Аннотация. Предлагаемая статья ставит цель провести обзор военного компонента во внешней политики Китая в Африке. Рассматриваются предпосылки усиления влияния Китая в регионах Африки и, последовавшее за этим развитие китайских частных военных компаний на территории Африки. В статье рассматриваются особенности частных военных компаний Китая в Африке, создание в Республике Джибути первой зарубежной многофункциональной военной базы Китая с целью обеспечения коллективной безопасности в регионах присутствия.

Ключевые слова: ЧВК, частные военные компании, Китай в Африке, военная база в Джибути, военная стратегия Китая.

Makhnev V.A.

Master-degree student, Far Eastern Federal University.

Zainullina P.R.

Master-degree student, Far Eastern Federal University.

China's private military companies in Africa Abstract. The proposed article aims to review the military component in China's foreign policy in Africa. The prerequisites for strengthening China's influence in the regions of Africa and the subsequent development of Chinese private military companies in Africa are considered. The article discusses the features of China's private military companies in Africa, the creation in the Republic of Djibouti of China's first foreign multifunctional military base in order to ensure collective security in the regions of presence.

Key words: private military companies, China in Africa, military base in Djibouti, China's military strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.