ЧАСТНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
А.М. Волков
Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассмотрены вопросы участия частных субъектов административно-правового регулирования в сфере недропользования, дана их классификация и внесены предложения по совершенствованию нормативных правовых актов
Ключевые слова: частные субъекты, субъекты регулирования, административное законодательство, классификация субъектов, совершенствование законодательства, недропользование.
О субъектах административно-правового регулирования различных сфер деятельности написано немало работ. Под субъектом административного права традиционно понимается лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства) или организация (государственная или негосударственная), которые могут являться участниками (сторонами) регулируемых нормами административного права общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения [21].
В публично-правовом отношении имеется, как правило, два вида участников: субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные для их осуществления властными полномочиями, и лица (субъекты), представляющие частный интерес.
Следовательно, в этом отношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона, а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой частный, партикулярный интерес частные лица.
Понятие «частные лица» в российском административном праве практически не используется. Однако в дореволюционном русском и современном зарубежном правоведении эта категория применяется весьма широко и в понятие частного лица как носителя частных прав и интересов включались физические и юридические лица (С.А. Корф, М.Д. Загряцков и др.) [9; 13. С. 66, 182].
В ст. 9 Закона РФ «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники про-
стого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами [10]. Они являются частными лицами. В качестве частных лиц выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, руководствуются партикулярными либо корпоративными интересами и в установленных законом случаях подчиняются публичной воле, выражаемой в правовых актах органов публичной власти [3. С. 53].
В Законе о недрах законодатель использует обобщающий термин «субъекты предпринимательской деятельности». Однако, по нашему мнению, этот термин не совсем точно отражает существо дела. По общему правилу к субъектам предпринимательской деятельности относятся юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, т.е лица, деятельность которых направлена на получение прибыли.
При этом сделана оговорка «если иное не установлено федеральными законами», которая означает, что в случаях, предусмотренных актами федерального законодателя, возможны ограничения в предоставлении определенным лицам права пользования недрами. Ряд таких случаев предусмотрен непосредственно в нормах данной статьи. Следует отметить, что указание в рассматриваемой норме только на федеральные законы основано на норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В законодательстве и в юридической литературе субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования именуются также «пользователи недр», «недропользователи» [2. С. 16-20; 4. С. 41-45; 8; 11. С. 4-10; 14. С. 9-14]. Специфика правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования проявляется в том, что право на осуществление специальных видов предпринимательской деятельности (проведение геологоразведочных работ, освоение месторождений, добычу полезных ископаемых) и соответствующие права и обязанности возникают после получения лицензии на право пользования недрами.
Однако при определении понятия «субъекты предпринимательской деятельности» возникает множество вопросов. Например, могут ли быть недропользователями некомерческие организации и граждане РФ, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей? Рассмотрим этот вопрос более подробно, ведь от этого будет зависить реализация и защита публичных прав частных субъектов недропользования.
Не вызывает ни каких сомнений отнесение к субъектам предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» субъектами предпринимательской деятельности в сфере недропользования являются и участники простого товарищества. Договор простого товарищества позволяет его участникам
использовать право пользования недрами (имущественное право) как вклад в общее имущество товарищей для достижения целей товарищества.
В сфере недропользования особенность использования конструкции простого товарищества заключается в том, что в качестве вклада участник может внести разрешительную документацию на пользование недрами. Однако необ-ходдимо заметить, что в сфере предпринимательской деятельности недропользователей имеются споры по вопросу о внесении права пользования недрами в качестве вклада в общее дело по договору простого товарищества. В частности, налоговые органы полагают, что действие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданной одному из участников товарищества, не распространяется на производство и реализацию продукции, произведенной и реализуемой в рамках совместной деятельности нескольких ее участников.
Но суд при рассмотрении спора между налоговым органом и участниками простого товарищества пришел к выводу, что каждый из товарищей вправе применять при реализации добытых драгоценных металлов предусмотренные законом льготы по уплате НДС, так как названная добытая продукция является их общей долевой собственностью, несмотря на то что лицензия на право пользования недрами может быть выдана лишь одному из участников простого товарищества [18].
Это свидетельствует о том, что в недропользовании применяется своеобразная конструкция, позволяющая осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере недропользования участниками простого товарищества (договора о совместной деятельности) и не имеющими лицензии на право пользования недрами (достаточно одному из участников договора иметь лицензию на право пользования недрами).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям [7]. Статья 50 ГК РФ посвящена коммерческим и некоммерческим организациям — важнейшей дихотомии юридического лица, непосредственно связанной с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).
Исходя из основной цели деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие организации преследуют, а некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50). Поскольку занятие предпринимательством — не исключительная прерогатива коммерческих организаций (в п. 1 ст. 50 говорится о стремлении к извлечению прибыли только как об основной цели деятельности), предпринимательством могут заниматься и некоммерческие организации с соблюдением следующего ряда условий и ограничений: стремление некоммерческой организации к получению прибыли не должно превращаться для нее в самоцель (п. 1 ст. 50); получаемая некоммерческой организацией прибыль не
должна распределяться между ее участниками, т.е. присваиваться ими (кроме членов потребительского кооператива — п. 5 ст. 116 ГК); осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых она создана, а также служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50); наконец, возможность некоммерческой организации вести предпринимательскую деятельность не должна прямо исключаться законом.
Недропользователями также могут быть иностранные граждане, т.е физические лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства [25]. Конституция РФ закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62).
В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ст. 1196 ГК РФ установлено, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Согласно ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны — основного места осуществления предпринимательской деятельности.
К личным имущественным и личным неимущественным правам иностранных граждан, в частности, относятся: право владеть движимым и недвижимым имуществом, право пользования землей и недрами на условиях, определенных российским законодательством, и др.
Определение понятия иностранной организации для целей налогообложения следует из положения п. 2 ст. 11 части первой НК РФ: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации) [15].
Как видно, определение понятия «иностранная организация» одновременно включает в себя как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства.
В связи с принятием Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ [24] в ст. 9 Закона «О недрах», определяющую круг лиц, которые могут быть пользователями недр, были внесены существенные дополнения [26].
Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством РФ в соответствии с Законом о недрах не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридических лиц с участием иностранных инвесторов. Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона «О соглашениях о разделе продукции» участниками соглашения в частности могут быть частные субъекты — юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения [22].
Существенная особенность заключается в том, что в качестве инвестора в соглашении может выступать не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, созданное на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). В связи с этим законодатель и в Законе «О недрах» и в Законе «О соглашениях о разделе продукции» установил правило, что такие объединения могут быть пользователями недр при условии, если участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В отношении субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней,
в ст. 4 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» законодатель установил ряд специальных правил [23]. Во-первых, их добыча может осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). Особенности правового статуса таких частных субъектов, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, зависят также от того, какие виды драгоценных камней они добывают.
Еще одна особенность правового положения связана с осуществлением такого вида деятельности, как аффинаж (процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам).
Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ [17]. А это государственные унитарные предприятия, открытые и закрытые акционерные общества.
В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Так, пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов [27].
Данная норма основывается на положении п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Как разъяснялось в п. 19 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом [20]. Необходимо подчеркнуть, что в ч. 5 данной статьи речь идет о необходимости наличия разрешений (лицензий) на осуществление именно отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, но не лицензий на пользование недрами — специальных государственных разрешений, которыми оформляется предоставление недр в пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством РФ [16]. В приложении к нему приведен Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Ростехнадзором. В этом Перечне наряду с прочим указаны: обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.
Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предусмотрено в ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Приказом Ростех-надзора от 10.12.2007 № 848 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов [1].
Классификация частных субъектов недропользования может быть проведена по разным основаниям:
- по организационно-правовым формам юридических лиц;
- в зависимости от размера уставного капитала;
- в зависимости от вида пользования недрами;
- в зависимости от предоставленного в пользование вида участка недр;
- в зависимости от видов полезных ископаемых.
По организационно-правовым формам коммерческих юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством выделяют акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Очевидно, что в целом правовое положение указанных организаций определяется нормами ГК РФ и соответствующими Законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», но при этом надо подчеркнуть, что права и обязанности таких субъектов в качестве недропользователей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу. На наш взгляд, можно утверждать, что с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр возникает специфика правового положения частных субъектов недропользования, так как с этого момента появляются спе-
цифичные права и обязанности этих субъектов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности путем выполнения специальных видов работ по геологическому изучению недр, поиску, разведке, добыче полезных ископаемых.
Отнесение субъекта предпринимательской деятельности к числу недропользователей имеет важное практическое значение, так как в действующем законодательстве установлены специальные правила в отношении пользователей недр. Так, например, на основании подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В зависимости от размера уставного капитала можно выделить крупные (холдингового типа), средние и мелкие (субъекты малого и среднего предпринимательства).
В зависимости от вида пользования недрами согласно законодательству о недрах можно выделить субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
- регионального геологического изучения и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- добычи подземных вод;
- использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- в сфере строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов;
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Все указанные виды деятельности подлежат лицензированию, а права и обязанности определяются условиями лицензии и специальными нормативными актами.
В зависимости от предоставленного в пользование вида участка недр можно выделить:
- субъекты, осуществляющие деятельность на участках недр федерального значения;
- субъекты, осуществляющие деятельность на участках недр, не отнесенным к участкам недр федерального значения и участкам недр местного значения;
- субъекты, осуществляющие деятельность на участках недр местного значения;
- субъекты, осуществляющие деятельность на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации.
Можно также в отдельные группы выделить частные субъекты в зависимости от видов полезных ископаемых (драгоценных металлов и камней, нефти, газа, твердых полезных ископаемых, угля, общераспространенных полезных ископаемых). В каждом случае применяются нормы специальных правовых актов, определяющих права и обязанности.
В целом необходимо отметить, что правовое положение частных субъектов недропользования имеет специфику, соответственно, требуется совершенствование законодательства, определяющего правовой статус рассматриваемых нами субъектов. В юридической литературе были высказаны предложения о формировании блока законодательных актов о правовом положении и организационных формах предпринимательской деятельности в горнодобывающих отраслях.
По мнению Б.Д. Клюкина, «в этот блок должны входить законодательные акты о правовом положении горнодобывающих предприятий и об организационных формах предприятий в горнодобывающих отраслях. К таким законодательным актам могут относиться: законы «О казенных горнодобывающих предприятиях», «О концессионных договорах», «Об акционерных обществах в недропользовании и усилении прав акционеров в области недропользования, в том числе государства», «О естественных монополиях в недропользовании», Закон «О создании и деятельности вертикально интегрированных структур в нефтегазовом секторе ТЭК» [11. С. 4-10, 12].
Частные субъекты недропользования имеют особенности правового положения, связанные с тем, что, с одной стороны, они являются в основном юридическими лицами и, соответственно, обладают гражданской правоспособностью в соответствии с ГК РФ, а с другой стороны — это горные предприятия, которые созданы в целях осуществления предпринимательской деятельности, связанной с поиском, разведкой, добычей различных полезных ископаемых.
Данное обстоятельство вызывает необходимость учета в гражданском законодательстве, к предмету регулирования которого относится и предпринимательская деятельность, также особенностей правового положения этих субъектов недропользования. С этой точки зрения целесообразно включить в ст. 49 ГК РФ норму, устанавливающую правило о том, что права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности в отраслях реального сектора экономики могут определяться в специальных законах.
Такой подход в правовом регулировании правового положения субъектов в сфере недропользования был известен российскому законодательству. Так, в Уставе горном Российской империи определялись особенности правового статуса субъектов в недропользовании, в частности, указывалось, что горнопромышленной деятельностью могли заниматься только лица, «обладающие известными познаниями и опытностью», а также предусматривались специальные правила предоставления права пользования недрами и ведения работ иностранцам, иностранным обществам, русским акционерным обществам [28. С. 21, 26, 240].
Таким образом, субъектами предпринимательской деятельности в сфере недропользования являются: индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также объединения юридических лиц (участники простого товарищества), иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую (хозяйственную) деятельность при пользовании недрами.
В юридической литературе наряду с понятием «субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования» также применяется понятие «горное предприятие». Необходимо в целях отражения специфики правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования, связанной с осуществлением специальных видов предпринимательской деятельности (поисковых и разведочных работ, добыче полезных ископаемых и др.), целесообразно включение в Закон РФ «О недрах» понятия «горное предприятие» [5; 6]. А в целях системного регулирования хозяйственной деятельности в области недропользования необходим специальный кодифицированный нормативный правовой акт (возможно «Горный кодекс РФ» или Федеральный закон «О недрах»). Кстати, достаточные проработанные варианты этих законов в разное время находились на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ
[19].
В заключение необходимо отметить, что в целях совершенствования законодательства можно преложить изменить ч. 1 ст. 9 «Пользователи недр» Закона о недрах и изложить его в следующей редакции:
«Право пользования участком недр может быть предоставлено юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если иное не установлено федеральным законом, физическим лицам — гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (пользователям недр). Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица, в том числе иностранные, а также создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции.».
Реализация данных предложений позволит снять неопределенность с понятием «субъекты предпринимательской деятельности» в законодательстве о недропользовании.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Приказ Ростехнадзора от 10.12.2007 № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» // Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 15.
[2] Волков А.М. Недропользование — объект административно-правового регулирования // Недропользование — XXI век. — 2012. — № 1. — С. 16-20.
[3] Волков А.М., Дугенец А. С. Административное право: Учебник. — М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.
[4] Волков А.М., Лютягина Е.А. Совершенствование административного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды в России // Административное право и процесс. — 2011. — № 2.
[5] Волков А.М. Недропользование в России. Публично-правовое регулирование. — LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Germany. 2010.
[6] Горное право: Учебник / Под ред. К.Н. Трубецкого, А.М. Волкова. — М.: Изд-во «Щит-М», 2007.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
[8] Дудиков М.В. О пользовании недрами иностранными юридическими лицами // Юридический мир. — 2006. — № 7.
[9] Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. — М., 1925.
[10] Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
[11] Клюкин Б.Д. Законодательная база горного права РФ и пути ее совершенствования // Энергетическое право. — 2005. — № 1. — С. 4-10.
[12] Клюкин Б.Д. Формирование нового горного права России // Журнал российского права. — 2001. — № 3. — С. 54-63.
[13] Корф С.А. Административная юстиция в России. Кн. 2-3. — М., 1910.
[14] Мертен А.А. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования // Российская юстиция. — 2010. — № 10. — С. 9-14.
[15] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
[16] Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» // СЗ РФ. — 1997. — № 29. — Ст. 3528.
[17] Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов» // СЗ РФ. — 1998. — № 34. — Ст. 4097.
[18] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2003 № Ф04/6148-181/А02-2003. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
[19] Проект Федерального закона № 187513-4 «О недрах» (ред., внесенная в ГД ФС РФ). Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
[20] Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 1996. — № 152. — 13 авг.
[21] Старилов Ю.Н. Административное право России: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010.
[22] Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 18.
[23] Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1463.
[24] Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое
значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. — 2008. — № 18. — Ст. 1940.
[25] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.
[26] Федеральный закон от 29.04.2008 № 58-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. — 2008. — № 18. — Ст. 1941.
[27] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
[28] Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы. — СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1896.
PRIVATE SUBJECTS ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF SUBSOIL USE
А.М. Volkov
The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
We consider the questions of the participation of private subjects administrative and legal regulation in the sphere of subsoil use, given their classification and made suggestions to improve regulations.
Key words: private subjects, the subjects of regulation, administrative law, classification of subjects, improvement of legislation; subsoil use.
REFERENCES
[1] Prikaz Rostekhnadzora ot 10.12.2007 № 848 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noy sluzhby po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru po ispolneniyu gosudarstvennoy funktsii po litsenzirovaniyu deyatel'nosti po sboru, is-pol'zovaniyu, obezvrezhivaniyu, transportirovke, razmescheniyu opasnykh otkhodov» // Byulleten' normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. — 2008. — № 15.
[2] Volkov A.M. Nedropol'zovanie — ob'ekt administrativno-pravovogo regulirovaniya // Ne-dropol'zovanie — XXI vek. — 2012. — № 1. — S. 16-20.
[3] Volkov A.M., Dugenets A.S. Administrativnoe pravo: Uchebnik. — M.: ID «Forum»: INFRA-M, 2012.
[4] Volkov A.M., Lyutyagina E.A. Sovershenstvovanie administrativnogo zakonodatel'stva v oblasti prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayuschey sredy v Rossii // Administrativnoe pravo i protsess. — 2011. — № 2.
[5] Volkov A.M. Nedropol'zovanie v Rossii. Publichno-pravovoe regulirovanie. — LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Germany. 2010.
[6] Gornoe pravo: Uchebnik / Pod red. K.N. Trubetskogo, A.M. Volkova. — M.: Izd-vo «Schit-M», 2007.
[7] Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // SZ RF. — 1994. — № 32. — Ct. 3301.
[8] Dudikov M.V. O pol'zovanii nedrami inostrannymi yuridicheskimi litsami // Yuridicheskiy mir. — 2006. — № 7.
[9] Zagryatskov M.D. Administrativnaya yustitsiya i pravo zhaloby v teorii i zakonodatel'stve.
— M., 1925.
[10] Zakon RF ot 21.02.92 № 2395-1 «O nedrakh» // SZ RF. — 1995. — № 10. — St. 823.
[11] Klyukin B.D. Zakonodatel'naya baza gornogo prava RF i puti ee sovershenstvovaniya // En-ergeticheskoe pravo. — 2005. — № 1. — S. 4-10.
[12] Klyukin B.D. Formirovanie novogo gornogo prava Rossii // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2001. — № 3. — S. 54-63.
[13] Korf S.A. Administrativnaya yustitsiya v Rossii. Kn. 2-3. — M., 1910.
[14] Merten A.A. Sub'ekty predprinimatel'skoy deyatel'nosti v sfere nedropol'zovaniya // Rossiy-skaya yustitsiya. — 2010. — № 10. — S. 9-14.
[15] Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ // SZ RF.
— 1998. — № 31. — Ct. 3824.
[16] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 1997 g. № 865 «Ob utverzhdenii Polozheniya o litsenzirovanii deyatel'nosti v oblasti ispol'zovaniya atomnoy energii» // SZ RF. — 1997. — № 29. — St. 3528.
[17] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.1998 № 972 «Ob utverzhdenii Poryadka raboty or-ganizatsiy, osuschestvlyayuschikh affinazh dragotsennykh metallov, i perechnya orga-nizatsiy, imeyuschikh pravo osuschestvlyat' affinazh dragotsennykh metallov» // SZ RF. — 1998. — № 34. — St. 4097.
[18] Postanovlenie FAS Zapadno-Sibirskogo okruga ot 10.12.2003 № F04/6148-181/A02-2003. Dokument opublikovan ne byl // SPS «Konsul'tantPlyus».
[19] Proekt Federal'nogo zakona № 187513-4 «O nedrakh» (red., vnesennaya v GD FS RF). Dokument opublikovan ne byl // SPS «Konsul'tantPlyus».
[20] Postanovleniya Plenuma VS RF № 6, Plenuma VAS RF № 8 ot 1 iyulya 1996 g. «O ne-kotorykh voprosakh, svyazannykh s primeneniem chasti pervoy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. — 1996. — № 152. — 13 avg.
[21] Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik. — M.: INFRA-M, 2010.
[22] Federal'nyy zakon ot 30 dekabrya 1995 g. № 225-FZ «O soglasheniyakh o razdele pro-duktsii» // SZ RF. — 1996. — № 1. — St. 18.
[23] Federal'nyy zakon ot 26.03.1998 № 41-FZ (red. ot 19.07.2011, s izm. ot 21.11.2011) «O dragotsennykh metallakh i dragotsennykh kamnyakh» // SZ RF. — 1998. — № 13. — St. 1463.
[24] Federal'nyy zakon ot 29.04.2008 № 57-FZ (red. ot 16.11.2011) «O poryadke osuschestv-leniya inostrannykh investitsiy v khozyaystvennye obschestva, imeyuschie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva» // SZ RF. — 2008.
— № 18. — St. 1940.
[25] Federal'nyy zakon «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. — 2002. — № 30. — St. 3032.
[26] Federal'nyy 7акоп о1 29.04.2008 № 58^2 (геё. о1 30.11.2011) «О упе8епи 17шеиеи1у V о1ёе1'пуе zakonodatel'nye ак1у Яо881у8коу Federatsii 1 рйтапи utrativshiшi 8Ии otdel'nykh
ро1о7Иеп1у zakonodate1'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii V svyazi s prinyatieш
Federa1'nogo zakona «О poryadke osuschestv1eniya inostrannykh investitsiy V khozyaystvennye obschestva, iшeyuschie strategicheskoe znachenie d1ya obespecheniya оЬОГОПУ strany ! bezopasnosti gosudarstva» // Б2 RF. — 2008. — № 18. — Б! 1941.
[27] Federa1'nyy zakon ot 04.05.2011 № 99^ (red. ot 19.10.2011, s izm. ot 21.11.2011) «О 1itsenzirovanii otde1'nykh vidov deyate1'nosti» // Б2 RF. — 2011. — № 19. — Б! 2716.
[28] Shtof A. Gomoe pravo. Sravnite1'noe iz1ozhenie gomykh zakonov, deystvuyuschikh v Rossii ! v g1avneyshikh gomoproшysh1ennykh gosudarstvakh Zapadnoy Evropy. — БРЬ.: Tipografiya М.М. Stasyu1evicha, 1896.