вожному положению, сложившемуся в пенитенциарной системе, дать точное представление о тех глобальных катастрофических последствиях, которыми грозит промедление в проведении реформ. В рамках решения этих задач Центр выпустил сотни книг, брошюр, буклетов, листовок и плакатов, подготовил более тысячи публикаций, аудио и видео сюжетов для СМИ.
Комитет «Гражданское содействие» образовался в 1990 г., когда из зоны Карабахского конфликта докатилась до Москвы первая волна беженцев. Основные направления работы центра: прием социальными работниками, включая первичный прием, оказание гуманитарной помощи, организация доступа к культурным мероприятиям; медицинская помощь, юридическая помощь; обеспечение работы Центра адаптации и обучения детей мигрантов (ЦАО), а также оказание гуманитарной помощи в зонах компактного проживания вынужденных мигрантов32.
Члены комитета участвуют в качестве экспертов в разработке российского законодательства и норма-
тивной базы в области прав вынужденных мигрантов, а его председатель С. Ганнушкина является членом Правительственной комиссии по миграционной политике и Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Комитет имеет аккредитацию при Управлении Верховного Комиссара ООН по проблемам беженцев (УВКБ ООН), а также сотрудничает с Международной организацией по миграции (MOM), Советом Европы, ОБСЕ и другими международными организациями. Наряду с экспертной проработкой проектов правительственных документов важной формой влияния на принятие властных решений является квалифицированная подготовка судебных решений, направленных на отмену нормативных документов, нарушающих права мигрантов и беженцев.
32 Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Право и жизнь. 2012. № 169(7).
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
А.А. НИКОНОРОВ,
адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правого регулирования защиты и охраны частной собственности в целях развития экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, частная собственность, права человека, неприкосновенность.
PRIVATE PROPERTY AS AN ECONOMIC BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF RUSSIA
A.A. NIKONOROV,
the graduated in a military academy of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article considers the issues of legal regulation of protection of private property for development of the economic foundations of the constitutional system of the Russian Federation.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, private property, human rights, inviolability.
Интеграция Российской Федерации в мировую экономическую систему, повышение жизненных возможностей населения вызывают необходимость повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму, коррупции и преступности, а также обеспечения прав и законных интересов граждан. Провозглашение России демократическим правовым государством (ст. 1 Конституции РФ [1]) стало отправной точкой на пути признания, закрепления, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассматривающиеся высшей ценностью, которой располагает государство.
Среди основ конституционного строя выделяется, что в России равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, при этом частная форма собственности как объект государственной защиты названа первой (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Однако, Конституция не рассматривает какую-либо форму собственности в качестве основной и, как следствие, признает и равным образом защищает различные формы собственности. Известно, что многообразие форм собственности характеризует основы экономической системы как рыночной [2]. В соврем енных условиях происходит увеличение доли частной собственности, что в его очередь обуславливает динамику изменений в экономической сфере и оправдывает повышенное внимание со стороны руководства страны. Данный факт подтверждается и словами Президента РФ в своем послании Федеральному Собранию: «В центре новой модели роста экономики должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм» [3]. Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает их равную защиту. Аналогичные положения содержатся и в конституциях большинства стран Европы, а также стран Содружества Независимых Государств. Это обстоятельство позволяет объяснить смысл рассматриваемого конституционного принципа, прежде всего в исторической ретроспективе. Данная новелла российского конституционного права должна исключить монопольное положение государственной собственности, обеспечить простор для развития, прежде всего, частной собственности и, тем самым, коренным образом изменить экономическую основу общественного строя [4].
Неприкосновенность частной собственности непосредственно обеспечивается с помощью конституционных принципов признания и защиты равным образом различных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции и ст. 35 Конституции). Правовая основа данных конституционных норм отражена и в международных актах — ст. 17 Всеобщей декларации прав человека [5] от 10 декабря 1948 г., которой провозглашается, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества, а также ст. 1 Протокола от 20 марта 1952 г. № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод [6] (в ред. Протокола от 11 мая 1994 г.), согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Как отмечалось нами ранее, выделяются три основные формы собственности: частная, государственная и муниципальная. В зависимости от субъекта — обладателя такого права различают и виды права на собственность. Частная собственность юридическими механизмами оформляется в виде права собственности физических и юридических лиц, государственная — в виде права собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Российской Федерации), а муниципальная — в виде права собственности города, района, сельского поселения и иного муниципального образования.
Произвольное и необоснованное определение государством ограничений либо преимуществ в осуществлении прав собственности недопустимо. Однако, учитывая такую необходимость, законодатель определил, что виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности определяются только законом (п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса РФ).
Отдельным особняком в данном вопросе стоит частная собственность. Частная собственность -одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество) [7]. Основным законом право частной собственности и его
№ 5 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
49
охрана гарантируется отдельными нормами, в отличие от других видов собственности (ст. 35 и 36).
Также стоит отметить, что в ст. 35 Конституции РФ не проводится различий в режиме собственности в зависимости от гражданства лица (отсутствия гражданства), хотя федеральным законом и международным договором могут быть установлены особенности прав и обязанностей собственников для российских, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Право частной собственности гарантируется Конституцией РФ. Механизм реализации данного права регламентирован гражданско-правовым законодательством и является одной из экономических основ конституционного строя. Нормы Конституции не различают какого-либо особого положения собственности в зависимости от вида субъектов права собственности. Известно, что каждый может быть субъектом права частной собственности и вправе иметь на праве собственности любое имущество, владеть и распоряжаться им. Под владением понимается фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь, а под распоряжением — одно из правомочий собственника, включая возможность полной или частичной передачи прав на него другим лицам [8]. Права владения и распоряжения имуществом гарантируется Конституцией и гражданско-правовым законодательством.
Охрана собственности законом (основным и отраслевым) предполагает защиту государством этого права как юридически, так и физически. Например, ст. 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища, что, прежде всего, означает недопустимость физического проникновения без законных оснований в жилище (физическую неприкосновенность). Задачи физической защиты различных форм собственности, в том числе и частной, решаются в значительной степени органами внутренних дел. Обращаясь к понятию неприкосновенности собственности (ст. 35) можно утверждать, что в данном случае обеспечивается устойчивость правового статуса собственника. Конституционное право регулирует вопросы, связанные с защитой прав собственников и гаранти-
рует эти права, что в свою очередь вызывает необходимость развития всех отраслей права, регулирующих те или иные вопросы в данной сфере.
Таким образом, изучение вопросов конституционного регулирования защиты и охраны частной собственности свидетельствуют о многогранности проблем, возникающих в законодательстве и правоприменительной практике. Сказанное лишь подтверждает важность разработки, научного обоснования и внедрения современных механизмов реализации вопросов защиты частной собственности в целях развития экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). М., 2010. С. 84.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. URL://http://www.krem-lin.ru/transcripts/17118
4. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., ЛафитскийВ.И., Мау В.А. Конституционная экономика: Учебник для юридических и экономических вузов. М., 2006.
5. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989 г.
6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163; Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
7. Большой энциклопедический словарь. URL://-http ://www.enc-dic.com/enc_big/CHastnaj а-Sobstvennost-67079.html
8. Румянцев Н.В., Горин Е.В., Буркин А.И. и др. Краткий словарь: управление и экономическая безопасность / под ред. Л.П. Куракова. М., 2013.