Научная статья на тему 'Частичное возрождение и особенности церковной печати в 1940-е годы'

Частичное возрождение и особенности церковной печати в 1940-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ПЕЧАТЬ / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ / ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ / МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / CHURCH PRESS / PUBLISHING DEPARTMENT OF THE MOSCOW PATRIARCHATE / JOURNAL OF THE MOSCOW PATRIARCHATE / METROPOLITAN NICHOLAS (YARUSHEVICH) / SOVIET FOR THE AFFAIRS OF TEH RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кашеваров Анатолий Николаевич

Статья посвящена частичному возрождению церковной печати в 1940-е гг. Освещены трудности издательской работы. Дана характеристика начального этапа деятельности Издательского отдела во главе с митр. Николаем (Ярушевичем). Проанализированы особенности первых изданий. Особое внимание уделено выявлению отличий Журнала Московской Патриархии, выходившего в 1940-е гг., от выпусков 1931-1935 гг. Выделена патриотическая направленность журнала в годы войны. Отмечены его наиболее активные сотрудники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кашеваров Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Te Partial Restoration of Ecclesiastical Publications in the 1940's and Teir Particularities

Tis article is focused on the partial restoration of the ecclesiastical press in the 1940's. Difficulties encountered by church publishers are evaluated. Te initial stage of the activities of the Publishing Commitee led by Metropolitan Nicholas (Yarushevich) is examined. Particularities of the first publications are analyzed. Te author pays special atention to identifying the differences between the issues of the Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchate) published in the 1940's and the earlier issues from 1931-1935. Te patriotic tone of the journal during the years of World War Two is identified. Te most active staff members of the journal's board are listed

Текст научной работы на тему «Частичное возрождение и особенности церковной печати в 1940-е годы»

195-летие журнала «христианское чтение»

А.Н. Кашеваров

частичное возрождение и особенности церковной печати в 1940-е годы

Статья посвящена частичному возрождению церковной печати в 1940-е гг. Освещены трудности издательской работы. Дана характеристика начального этапа деятельности Издательского отдела во главе с митр. Николаем (Ярушевичем). Проанализированы особенности первых изданий. Особое внимание уделено выявлению отличий Журнала Московской Патриархии, выходившего в 1940-е гг., от выпусков 1931-1935гг. Выделена патриотическая направленность журнала в годы войны. Отмечены его наиболее активные сотрудники.

Ключевые слова: церковная печать, Издательский отдел Московской Патриархии, Журнал Московской Патриархии, митрополит Николай (Ярушевич), Совет по делам Русской православной церкви.

Русская Православная Церковь в пределах СССР полностью лишилась возможности вести какую-либо издательскую деятельность после запрета властями в 1935 г. выпуска Журнала Московской Патриархии. Частично возродить свою печать Церковь получила возможность в годы Великой Отечественной войны, когда изменилось отношение государства к ней. Первые ростки этого возрождения проявились еще во время постепенных положительных перемен в государственно-церковных отношениях в 1941-1942 гг.

В 1942 г., когда даже гражданская издательская деятельность была затруднена, Московская Патриархия выпустила превосходную в полиграфическом отношении книгу «Правда о религии в России». Напечатанная в бывшей типографии Союза воинствующих безбожников, эта книга первоначально планировалась к выпуску советским издательством, но затем для пущей убедительности и авторитетности издание передали Церкви1. Редакционную комиссию, в которую вошли Г. П. Георгиевский и протоиерей Александр Смирнов, вернувшийся из Ульяновска, возглавил митрополит Николай (Ярушевич). Однако весь процесс

Анатолий Николаевич Кашеваров — доктор исторических наук, профессор кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и профессор кафедры истории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (kashevar12@mail.ru).

1 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ в. М., 1995. С. 185.

создания книги проходил под строгим государственным контролем. Книга в основном была выпущена в пропагандистских целях, в расчете на то, чтобы смягчить международное общественное мнение о жестоком гонении на Церковь в Советском Союзе, и поэтому главным образом предназначалась для союзнических стран. Она была издана 50-тысячным тиражом на нескольких языках, что подтверждает заинтересованность в ее появлении советского руковод-ства2. В экземплярах, предназначавшихся для реализации этого пропагандистского замысла в США, русский текст был набран латинскими буквами. Прекрасный кожаный переплет, хорошая печать сделали это издание подарочным. По линии Министерства иностранных дел СССР экземпляры были переданы экзарху Московской Патриархии митрополиту Вениамину (Федченкову), которому предстояло не только разослать книги нужным Москве адресатам, но и получить от них письменные отзывы. Например, владыка передал книги госсекретарю США Кордэну Хэллу, вице-президенту США Генри Уоллесу, мэрам нескольких городов. Они были посланы также епископам и духовенству американской Церкви, приходам Московской Патриархии и «карловчанам». О политической важности этого мероприятия для советского руководства можно судить уже по тому, что письменный отчет владыки Вениамина, предназначенный для патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, лег на стол В. М. Мо-лотову для дальнейшей обработки3. Примечательно, что для внутреннего пользования было напечатано сравнительно небольшое количество экземпляров. И по сей день эта книга является редкостью.

В предисловии, написанном митрополитом Сергием, говорится, что книга имеет цель ответить и на вопрос: признает ли Русская Церковь

Митрополит Николай (Ярушевич), редактор Журнала Московской Патриархии с 1946 по 1960 гг.

2 Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич). М., 2012. С. 265.

3 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М., 2001. С. 139-140.

себя гонимой большевиками и ждет ли освобождения4. Отвечая на этот вопрос, митрополит Сергий писал, что «за 25 лет Советской власти Церковь испытала не гонение, а скорее возвращение к временам апостолов», и обвинил людей, рассказывавших о тяжелом положении Церкви в СССР, в корысти, эгоизме, в отсутствии церковных интересов, пристрастности и даже использовал при этом такую терминологию, как «церковная буржуазия»5. Задачей книги являлось также разоблачение германских властей, заявлявших о крестовом походе против безбожного большевизма и позволивших верующим открывать храмы на оккупированных территориях.

Оценивая в целом содержание книги «Правда о религии в России», канадский историк Д. В. Поспеловский пишет: «Она производила грустное впечатление. Отсутствие статистики, фотографии отдельных храмов, усталые лица пожилых священников и мирян. Заверения о полной свободе религии в России звучали при этом неискренне и неубедительно»6. Избегая односторонности в оценке, вместе с тем следует подчеркнуть, что книга освещала традиционный патриотизм Русской Церкви, подчеркивая ее связь с народом, и произвела на союзников определенное впечатление. Ее выход ознаменовал начало возрождения церковно-изда-тельской деятельности.

Летом 1943 г. была напечатана и вторая книга с разъяснением патриотического курса Московской Патриархии — «Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов». Она была издана в твердом, роскошном для условий войны переплете, с золотым тиснением и художественными виньетками. Выход этого сборника документов был приурочен к приезду в Москву осенью 1943 г. делегации Англиканской Церкви. В первой части книги (она имеет заголовок «Послания к клиру и верующим Русской православной церкви») содержится 16 патриотических посланий патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, 4 послания митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и 3 послания экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича), а также 2 определения Собора епископов по делам Украинского епископа Поликарпа (Сикорского) и митрополита Литовского Сергия (Воскресенского). Во второй части книги помещены послания патриаршего местоблюстителя и митрополита

4 Правда о религии в России. М., 1942. С. 7.

5 Там же. С. 8.

6 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ в... С. 185.

Николая к христианам других стран (например, пасхальное послание 1943 г. местоблюстителя всем христианам оккупированных стран). В третьей части книги напечатаны телеграммы трех митрополитов, Сергия, Алексия и Николая, И. В. Сталину7.

Таким образом, первые напечатанные после длительного перерыва издания Московской Патриархии были посвящены в основном разъяснению патриотической позиции Церкви в войне, ее связи с народом и вышли в свет до того, как курс власти на фактическую легализацию и частичное восстановление традиционных форм церковной жизни получил свое официальное подтверждение 4 сентября 1943 г. на встрече И. В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем.

На этой встрече на вопрос митрополита Сергия, можно ли возобновить издание Журнала Московской Патриархии (далее — ЖМП), Сталин ответил, что «журнал можно и следует выпускать»8. Первый номер вышел уже 12 сентября 1943 г. Редактором журнала стал Сергий, избранный на Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 г. патриархом Московским и всея Руси, а после его смерти 15 мая 1944 г. во главе журнала стал патриарший местоблюститель, а затем и патриарх Алексий I. В 1946 г. его сменил в этой должности митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который до начала 1950-х гг. непосредственно руководил редколлегией журнала.

В 1945 г. решением Поместного собора на базе журнала был создан Издательский отдел Московской Патриархии, в обязанности которого входила подготовка и осуществление изданий для полнокровной церковной жизни: календарей, Священного Писания, богослужебной литературы, пособий для священнослужителей и т. д. Первым председателем этого отдела стал патриарх Алексий I, а в начале 1947 г. на эту должность был назначен митрополит Николай (Ярушевич), который занимал её на протяжении 13 лет. При нём Издательский отдел переместился из здания Патриархии в Чистом переулке в Новодевичий монастырь, где получил служебное помещение в Лопухинском корпусе и техническое помещение при трапезной, входящей в ансамбль Успенского храма9.

Согласно воспоминаниям сотрудницы журнала 1940-х гг. А. Шаповаловой, будущее руководство редакционной комиссии ЖМП

7 См. Русская православная церковь и Великая отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943. С. 93-97.

8 ВасильеваО.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства... С. 112.

9 Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич). С. 462.

и Издательского отдела сложилось в процессе подготовки к изданию книг «Правда о религии в России» и «Русская православная церковь и Великая отечественная война», о которых речь шла выше10. Их редактором и издателем являлся митрополит Николай, главным помощником которого был настоятель Николо-Кузнецкой церкви в Москве протоиерей Александр Смирнов, назначенный в сентябре 1943 г. ответственным секретарем редакционной комиссии журнала и состоявший в этой должности до 15 августа 1949 г.11

Номера журнала, выходившие в 1940-е гг., во многом отличались от выпусков 1931-1935 гг. Отметим наиболее характерные из этих отличий. Вплоть до конца 1940-х гг. листаж журнала колебался от 32 до 48, а иногда доходил даже до 70 страниц, что в несколько раз превосходит выпуски первой половины 1930-х гг. Важно отметить также своевременность и оперативность в издании журнальных номеров в 1940-е гг. Так, материал о Соборе епископов, проходившем 21-23 ноября 1944 г., был напечатан уже в вышедшем в декабре того же года №12. При этом следует учесть, что в то время еще шла Великая Отечественная война. Однако тираж журнала в 1943 г. вместо заявленных 15 тысяч составил всего 3 тысячи экземпляров, а в следующем году — 6 тысяч, причем около половины его распространялось за рубежом, чтобы произвести благоприятное впечатление на союзников по антигитлеровской коалиции12.

Характеризуя содержание журнала, мы можем выделить его ярко выраженную и постоянную патриотическую направленность, которую священноначалие и руководство издания ставили ему в заслугу. В надгробном слове, произнесенном ответственным секретарем журнала протоиереем А. П. Смирновым во время погребения патриарха Сергия, подчеркивалось, что «Московская Патриархия. в своем журнале как летописец записывает на поучительную память грядущим поколениям все известное ей о патриотической деятельности духовенства и верующих, на каковую благословил и вдохновил патриарх Сергий»13. Архиерейский Собор, посвященный в основном подготовке Поместного Собора для избрания патриарха, заслушав 22 ноября 1944 г. доклад ответственного секретаря ЖМП

10 Шаповалова А. Митрополит крутицкий Николай // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). М., 1945. №4. С. 55.

11 Боголюбов Д., прот. Протоиерей Александр Павлович Смирнов (некролог) // ЖМП. 1950. № 10. С. 9.

12 Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич)... С. 461.

13 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 162.

протоиерея А. П. Смирнова, постановил, что он «с удовлетворением отмечает патриотическое направление журнала, выражает редколлегии журнала благодарность за понесенные труды»14.

Это патриотическое направление в первую очередь было связано с Великой Отечественной войной. На страницах журнала разъяснялась человеконенавистническая сущность фашизма, его принципиальная враждебность христианству и подчеркивалось единство Церкви с народом, проявленное в самые тяжелые периоды русской истории. Статьи на эту тему в журнале публиковали видные архипастыри тех лет: митрополит Николай (например, его статья «Фашисты — злейшие враги культуры»), архиепископ Лука (Вой-но-Ясенецкий) (например, его статья «Кровавый мрак фашизма»), архиепископ Григорий (Чуков) (например, его статья «Ленинград в годы Отечественной войны»). В журнальных выпусках 1943-1945 гг. сравнительно мало статей богословского характера и явно преобладали статьи патриотического содержания, среди которых немало было посвящено служению церковных деятелей прошлого — преподобного Сергия Радонежского,

Журнал Московской Патриархии. 1943 год. № 1

Архиерейский Собор 21-23 ноября 1944 г. // ЖМП. 1944. № 12. С. 12.

14

митрополита Алексия, архимандрита Дионисия и келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, патриарха Гермогена и др.15 Такого рода статьи призваны были ободрять и воодушевлять защитников Родины примерами славного прошлого Русской земли.

Следующая особенность, отличающая ЖМП 1940-х годов от выпусков 1931-1935гг., касается полноты освещения деятельности органов высшего церковного управления. Поскольку журнал являлся (и является) официальным изданием Московской Патриархии, он неизменно открывался разделом «Официальная часть», где публиковались послания и указы патриарха, отчеты о его пастырских поездках, встречах с главами и представителями других Церквей и т. п. Весьма подробно в журнале освещались деяния Архиерейского Собора 8 сентября 1943 г., избравшего патриарха и Священный Синод при нем, Архиерейского Собора 21-23 ноября 1944 г., разработавшего все вопросы, связанные с предстоящим Поместным Собором Русской Православной Церкви и, наконец, работу самого Поместного Собора 1945 г.

Согласно статье 1-й «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого Поместным Собором 1945 г., это управление осуществлялось патриархом совместно со Священным Синодом16. Однако, если деятельность избранного на Соборе 1945 г. патриарха Алексия I, бывшего до этого митрополитом Ленинградским, широко освещалась на страницах ЖМП — вплоть до его поездок на отдых и лечение в Сочи и в Одессу, — то о работе Синода в журнале сообщалось очень редко и весьма скупо. О Синоде же, избранном на Архиерейском Соборе 1943 г., в ЖМП не было ни одного специального материала. Для сравнения следует отметить, что в 1931-1935 гг. журнал опубликовал 139 постановлений Временного патриаршего синода17.

Другая особенность журнальных выпусков 1940-х гг. связана с характером освещения местной — на уровне приходов и епархий — церковной жизни. С 1943 по 1945 гг. в журнале существовал раздел «Корреспонденции с мест», в котором помещались главным образом отчеты о собранных духовенством и верующими денежных суммах в фонд

15 См., напр.: ШабатинН.И. Еще о великом патриоте Земли Русской патриархе Гер-могене // ЖМП. 1944. № 8. С. 19; Янов В. Великий русский народ // ЖМП. 1945. № 6. С. 48.

16 История Русской православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 382.

17 Кашеваров А. Н. Печать Русской православной церкви в ХХ в. Очерки истории. СПб., 2004. С. 69.

помощи семьям бойцов Красной Армии и на прочие патриотические нужды. С 1945 г. вместо этого раздела появился другой, под названием «Из жизни наших епархий», где печаталась разнообразная информация о местной епархиальной жизни, например о вручении духовенству медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», о ремонте и восстановлении ряда храмов, открытии самых различных курсов для церковнослужителей (пастырско-богословских, краткосрочных для сельского духовенства, церковно-певческих и для лиц, занимающих должность псаломщиков) и т. д. Почти все эти материалы отражали начавшееся после долгого периода гонений и утрат возрождение церковной жизни.

В этом процессе были трудности и проблемы, имелись и негативные явления, о которых в ЖМП 1940-х годов, в отличие от выпусков 19311935 гг., конкретной информации нет, а лишь иногда встречаются глухие намеки. Например: «Съезд благочинных Кишиневско-Молдавской епархии, состоявшийся 22 февраля 1949 г., мужественно вскрыл все нездоровые явления и непорядки церковно-приходской жизни и наметил ряд путей и средств к ее улучшению»18. Такой характер подачи материала с замалчиванием целого ряда внутрицерковных проблем приводил к тому, что у читателей вполне могло сложиться впечатление, что основная и почти единственная трудность Церкви в те годы заключалась лишь в недостатке кадров церковно- и священнослужителей и невысоком уровне подготовки некоторых из них.

Важно выделить и такую особенность, что ни в одной из публикаций ЖМП 1940-х гг. не упоминается о выпусках 1931-1935 гг. Даже в поздравительных посланиях патриарха сотрудникам журнала, его обращениях к читателям время отсчета, с которого ведет свое начало журнал, не 1931г., а сентябрь 1943 г. Как типичный образец подобного взгляда показательна статья протоиерея Н. А. Харьюзова «К 3-летию издания „Журнала Московской Патриархии"», в названии которой, как видно, нет слова «возобновление». Отмечая, что «редакцией сразу же был взят верный курс — это любовь к Родине, ее правительству и строгая церковность», автор подчеркивает, что журнал еще очень молод19.

18 Петров С., прот. Из Кишиневско-Молдавской епархии. Съезд благочинных // ЖМП. 1949. № 4. С. 54.

19 Харьюзов Н.А., прот. К 3-летию издания «Журнала Московской Патриархии» // ЖМП. 1946. № 9. С. 43.

Безусловно, выпуски ЖМП 1931-1935 гг. настолько своеобразны, что не имеют аналогов в дореволюционной церковной периодике и весьма отличаются, как было показано выше, от номеров официального органа Русской Православной Церкви, начавшего выходить с сентября 1943 г. под тем же названием. Возможно, сознавая это обстоятельство, авторы журнальных публикаций 1940-х гг. избегали упоминать о какой-либо связи выходившего тогда журнала с выпусками первой половины 1930-х.

В 1940-е гг. определились основные рубрики журнала, которые с небольшими изменениями сохранились до сего дня. Это «Официальная часть», «Проповедь», «Церковная жизнь», «Библиография».

Особенно плодовитыми авторами журнала в 1940-е гг. были А. Шаповалова, протоиереи А. П. Смирнов, Л. Н. Парийский, Н. А. Харьюзов, профессор И. Н. Шабатин, подписывавший свои статьи о русской церковной истории псевдонимом Никита Волнянский, профессор Г. П. Георгиевский. В журнале печатались весьма серьёзные работы выдающегося канониста С.В.Троицкого, эмигрировавшего после революции 1917г. в Югославию. Иногда помещались религиозные стихи.

Итак, в 1940-х годах Церкви удалось восстановить свою печать и издательскую деятельность — начал выходить ЖМП, с 1946 г. издавался официальный орган Украинского экзархата РПЦ — ежемесячный журнал «Православный вкник» на украинском языке объемом 32 страницы, с 1944 г. выпускались настольные календари, кроме указанных выше двух книг, также вышел ряд других: «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947), «Слова, речи, послания» 1941-1946 гг. патриарха Алексия I и митрополита Николая (М., 1946), двухтомник «Деяния совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8-10 июня 1948 г.» (М., 1949), была напечатана брошюра «Ко дню празднования 850-летия Москвы» (М., 1948), начала издаваться богослужебная литература (например, богослужебные указания на тот или иной год). Однако это было далеко не полное и лишь частичное возрождение. Из традиционных форм печати была восстановлена только одна журнальная, и в весьма ограниченном виде. Единственный официальный орган Русской Православной Церкви издавался только в Москве, местных же изданий типа дореволюционных «епархиальных ведомостей» у Церкви не было. Московская Патриархия не имела ни ежедневной газеты, ни еженедельника.

Следует также особо отметить, что созданный по замыслу И. В. Сталина в сентябре 1943 г. Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР во главе с полковником госбезопасности Г. Г. Карповым «для связи между правительством и патриархией» на деле сразу же начал осуществлять жесткий контроль и мелочное вмешательство во все дела Русской Православной Церкви, включая её издательскую деятельность. Так, контроль за выпуском первых номеров ЖМП осуществлял заместитель Г. Г. Карпова К. А. Зайцев20.

Издательский отдел, не имея своей типографии, фактически оставался лишь группой, которая только проводила редакционную обработку материала. Все издания Московской Патриархии печатались в государственных типографиях. Поэтому первая проблема, с которой Церковь сталкивалась в своей издательской деятельности, выражалась не в том, что печатать, а в том, где это делать.

На состоявшейся 10 апреля 1945 г. встрече патриарха Алексия I с И. В. Сталиным (кроме него правительство представлял В. М. Молотов), в которой с церковной стороны участвовали председатель Издательского отдела митрополит Николай и управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Н. Колчицкий, обсуждались вопросы «расширения церковно-издательского дела» и создания Церковью собственной полиграфической базы21. К тому времени правительство уже предоставило Патриархии типографское оборудование, которое сложили на территории Новодевичьего монастыря. Несмотря на то, что И. В. Сталин во время беседы с патриархом, согласно официальному сообщению, «отнёсся ко всем планам и нуждам церковного руководства в высшей степени сочувственно и обещал поддержку во всех начинаниях», помещение для типографии так и не дали — типографское оборудование лежало многие годы в Успенской церкви Новодевичьего монастыря, в которой вплоть до 1981 г. одновременно ютились Издательский отдел и редакция ЖМП22. Этот факт явился своеобразным следствием «охлаждения» в государственно-церковных отношениях, наступившего в конце 1940-х гг.

Следует отметить, что решение вопроса о церковной типографии тормозилось не только из-за позиции властей, но из-за скептического

20 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ в... С. 190.

21 Патриарх Сергий и его духовное наследство. С. 376.

22 Степанов (Русак)В. Свидетельство обвинения. М., 1993. Т. 2. С. 15; ПаламарчукП. Сорок сороков. М., 1992. Т. 1. С. 239.

отношения к этой идее некоторых представителей самой Патриархии. Например, ответственный секретарь редакции журнала протоиерей Александр Смирнов утверждал, что собственная типография будет убыточной. И церковные издания продолжали печататься в государственных издательствах, в том числе и в бывшей типографии Союза воинствующих безбожников. Как правило, выходили они со значительной задержкой. Например, с очень большим опозданием появился в 1947 г. упоминавшийся выше сборник «Патриарх

Сергий и его духовное наследство». Подобные задержки были вызваны необходимостью преодоления нескольких бюрократических инстанций. Так, после получения разрешения на публикацию Совет по делам Русской православной церкви отсылал тексты в Объединение государственных издательств (ОГИЗ) при Совнаркоме (Совмине) СССР, религиозная литература по заявке этого Совета включалась в общий план ОГИЗа, а бумага для печати отпускалась через ЦК ВКП(б)23. Но перед этим необходимо было миновать несколько кругов цензуры — Совет по делам Русской православной церкви, Главлит и отдел

23 Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР в 1943-1947 гг.: особенности формирования и деятельности аппарата // Власть и церковь в органах Восточной Европы 1939-1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 92.

«Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов». Издание Московской Патриархии 1943 г. 100 стр.

печати МИД, когда дело касалось его компетенции, а в 1943-1946 гг. еще и Совинформбюро. Решающее же слово оставалось за отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), поскольку издательская деятельность Московской Патриархии властями была отнесена к идеологической сфере24. Когда же председатель Издательского отдела митрополит Николай обращался к руководству Совета по делам Русской православной церкви, то получал неизменный ответ, что это явление носит «временный характер»25. С минимальной задержкой выходили лишь издания, посвященные деятельности Русской Православной Церкви в борьбе за мир, в которой было более всего заинтересовано советское руководство.

Особенно свирепствовала цензура в отношении церковной периодики. А. Э. Краснов-Левитин, некоторое время сотрудничавший с ЖМП, вспоминал: «Придирки цензуры были совершенно фантастичны. Так, нельзя было цитировать, конечно, никакие заграничные источники. Но что более удивительно — нельзя было ссылаться и на советские источники, на книги, изданные в СССР: „Что ж, выходит, что мы работаем на вас?" — говорил чиновник. Изумительная логика! И конечно, тот же принцип: „как бы чего не вышло". Из статьи о святителе Николае был вымаран абзац, в котором рассказывалось о различных церквях, посвященных святителю Николаю в Москве, так как этих церквей сейчас нет. Из статьи о святителе Филиппе был вычеркнут абзац, в котором рассказывалось о его трудах по благоустройству Соловецкого монастыря. Опять-таки по тому же принципу: „А вдруг читателю придет в голову мысль: а где же теперь все это?"»26.

В изданиях Московской Патриархии положение Церкви в СССР должно было представляться исключительно в розовом свете и, разумеется, в них не могло быть места для какой-либо критики режима, но должны были подчеркиваться религиозная свобода и отсутствие притеснений со стороны властей. В условиях того времени священноначалие вынужденно шло навстречу подобным «пожеланиям» государства в издательской сфере.

В свою очередь, сотрудникам Издательского отдела приходилось прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы материалы, предназначенные для печати, все-таки увидели свет. Так, о святых подвижницах, которые могли бы стать образцом для подражания и для советских

24 Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич)... С. 465.

25 Там же. С. 463.

26 Левитин-Краснов А. Э. В поисках Нового града. Тель-Авив, 1980. С. 50.

женщин, писала в 1947 г. А. Шаповалова в своей статье в ЖМП под названием «К международному женскому дню»27. Отличительной чертой таких публикаций стал своеобразный эзопов язык. Например, если было запрещено упоминать о крестном ходе на храмовый праздник, в статье писалось о процессии с окроплением верующих освященной водой по окончании богослужения и т. п.

Таким образом, Церкви удалось в 1940-е гг. не только частично восстановить свою печать, но и заложить ту основу, на которой осуществлялась издательская деятельность и укреплялась церковная журналистика последующих десятилетий в весьма непростых условиях советского государства.

Источники и литература

1. Архиерейский Собор 21-23 ноября 1944 г. // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1944. № 12. С. 12.

2. Боголюбов Д., прот. Протоиерей Александр Павлович Смирнов (некролог) // ЖМП. 1950. № 10. С. 9.

3. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М., 2001.

4. История Русской православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1.

5. Кашеваров А. Н. Печать Русской православной церкви в ХХ в. Очерки истории. СПб., 2004.

6. Левитин-Краснов А. Э. В поисках Нового града. Тель-Авив, 1980.

7. Паламарчук П. Сорок сороков. М., 1992. Т. 1.

8. Петров С., прот. Из Кишиневско-Молдавской епархии. Съезд благочинных // ЖМП. 1949. № 4. С. 54.

9. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.

10. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ в. М., 1995.

11. Правда о религии в России. М., 1942.

12. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943.

13. Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. М., 1993. Т. 2.

14. Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич). М., 2012.

15. ХарьюзовН.А., прот. К 3-летию издания «Журнала Московской Патриархии» // ЖМП. 1946. № 9. С. 43.

16. Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР в 1943-1947 гг.: особенности формирования и деятельности

27 Шаповалова А. К международному женскому дню // ЖМП. 1947. №3. С. 27-30.

аппарата // Власть и церковь в органах Восточной Европы 1939-1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 91-93.

17. Шабатин Н.И. Еще о великом патриоте Земли Русской патриархе Гермо-гене // ЖМП. 1944. № 8. С. 19.

18. Шаповалова А. К международному женскому дню // ЖМП. 1947. №3. С. 27-30.

19. Шаповалова А. Митрополит Крутицкий Николай // ЖМП. 1945. № 4. С. 55.

20. Янов В. Великий русский народ // ЖМП. М., 1945. № 6. С. 48.

Anatoly Kashevarov. The Partial Restoration of Ecclesiastical Publications in the 1940's and Their Particularities.

This article is focused on the partial restoration of the ecclesiastical press in the 1940's. Difficulties encountered by church publishers are evaluated. The initial stage of the activities of the Publishing Committee led by Metropolitan Nicholas (Yarushevich) is examined. Particularities of the first publications are analyzed. The author pays special attention to identifying the differences between the issues of the Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchate) published in the 1940's and the earlier issues from 1931-1935. The patriotic tone of the journal during the years of World War Two is identified. The most active staff members of the journal's board are listed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: church press, Publishing Department of the Moscow Patriarchate, Journal of the Moscow Patriarchate, Metropolitan Nicholas (Yarushevich), Soviet for the Affairs of teh Russian Orthodox Church.

Anatoly Nikolayevich Kashevarov — Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of the History of Journalism at St. Petersburg State University and Professor at the Department of History at the Peter the Great St. Petersburg Polytechnical University. Distinguished Leader of Higher Education of the Russian Federation (kashevar12@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.