Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (80-83)'

ЧАСТЬ 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (80-83) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И РЕДАКЦИОННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев Р. Г.

В статье представлен анализ шестой части четвертого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, который основан на описании четырех этапов становления и развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 6. FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (80-83)

The article presents an analysis of the sixth part of the fourth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the four stages of the formation and development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (80-83)»

ЧАСТЬ 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (80-83)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

PART 6. FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (80-83)

R. G. Leontiev

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.3.84.648

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ шестой части четвертого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, который основан на описании четырех этапов становления и развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the sixth part of the fourth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the four stages of the formation and development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: Логистика, современные концепции, этапы становления и развития, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, modern concepts, stages of formation and development, educational publication, education, research and editorial controversy.

В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».

Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].

В настоящей работе рассматривается четвертый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2000 года). В подразделе 2.3. «Этапы становления и развития логистики» российского учебного пособия [10] (2000 год издания) буквально излагались следующие сведения о логистике.

«Благодаря этому логистика рассматривается сейчас как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.

Четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах с развитой рыночной экономикой. На этом этапе путем построения интегрированных логистических систем должен быть полностью реализован комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, сбыта и потребления. Организационно это находит свое выражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых структур, научно-производственных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций» [10].

Анализ приведенного выше содержания абзацев из учебной публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.

Противоречие 80. Четвертый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам содержания учебного пособия [10] (2000 год издания). Так в первом предложении одиннадцатого абзаца его подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» буквально сообщалось, что «благодаря этому логистика рассматривается сейчас как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм» [10].

Вместе с тем относительно первого предложения данного (одиннадцатого) абзаца из учебного пособия [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимые для высшего профессионального образования смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, в начале данного предложения авторы учебного пособия [10] поставили союз «благодаря этому», а начале предыдущего (пятого предложения десятого абзаца) - союз «из этого следует». Поэтому непонятно, что они имели в виду под «этим»: либо отраженное в четвертом предложении десятого абзаца выражение «производительность труда фирмы определяется пропускной способностью ее транспортно-складской системы»; либо представленное в пятом предложении десятого абзаца выражение «логистика как научная организация снабжения может способствовать увеличению товарного предложения фирмы и повышению ее конкурентоспособности»; либо то и другое вместе. Увы здесь указанные лица не смогли обозначить свой выбор;

- во=вторых, поэтому в целях соблюдения в контексте причинно-следственных связей в данном предложении авторам учебного пособия [10] следовало бы вместо не четкого (и потому некорректного) союза - «благодаря этому» -использовать достаточно приемлемое для этой ситуации словосочетание, например, «благодаря такой своей способности». Кроме того, им следовало бы вместо недостаточно корректно встроенного в контекст подраздела 2.3 [10] слова «конкуренции» использовать вполне приемлемое для этой ситуации понятие «конкурентоспособности»;

- в-третьих, известно [11], что признание - это положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь. Поэтому, исходя из содержания данного предложения непонятно, конкретно чье «положительное отношение к коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения» здесь имеют в виду авторы учебного пособия [10]? Увы они это не сообщили;

- в-четвертых, вместе с тем «признания коммерческой роли транспорта» на «третьем этапе становления и развития логистики» отнюдь

не требовалось вовсе. Поскольку, если здесь подразумевается собственный транспорт промышленной компании (фирмы), являющейся априори коммерческой организацией, то уже только по принадлежности он считается коммерческим. К тому же он непосредственно участвует в достижении основной цели промышленной компании (как коммерческой организации) - извлечении максимальной прибыли. Если же здесь имеется в виду транспорт общего пользования, то известно, что он осуществляет свою деятельность, как правило, на коммерческой основе и потому также считается коммерческим;

- в-пятых, что касается «признания коммерческой роли материально-технического обеспечения», то оного на «третьем этапе становления и развития логистики» также не требовалось вовсе. Поскольку материально-техническое обеспечение - это специальный вид хозяйственной деятельности промышленной компании (фирмы), являющейся априори коммерческой организацией, то уже только по принадлежности оно считается коммерческим. К тому же, занимаясь заключением коммерческих договоров с поставщиками и публичными транспортными организациями и контролируя их выполнение, соответствующее функциональное структурное подразделение таким образом непосредственно участвует в достижении основной цели промышленной компании (как коммерческой организации) - извлечении максимальной прибыли.

В итоге здесь налицо - очередные свойственные для учебного пособия [10] исследовательские и редакционно-смысловые противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).

Противоречие 81. Четвертый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам содержания учебного пособия [10] (2000 год издания). Так во втором предложении одиннадцатого абзаца его подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» буквально сообщалось, что «подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение» [10].

Вместе с тем относительно второго предложения данного (одиннадцатого) абзаца из учебного пособия [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимые для высшего профессионального образования смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, известно [13,14], что оптовая торговля - это торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям,

потребляющим товары в значительном количестве или продающих их затем в розницу, и то среди торговых компаний определенное их число занимается только оптовой торговлей. Поэтому, вопреки мнению авторов учебного пособия [10], «подразделения фирм (промышленных компаний -Р.Л.), занимающиеся» материально-техническим снабжением производства материалами (то есть их закупкой у поставщиков и хранением) и транспортировкой этих материалов до складов данных фирм, вообще не имеют никакого отношения к «звеньям» не только оптовой торговли, но и торговли вообще;

- во-вторых, также известно [13,14], что оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по оптовым ценам, предусматривающим дилерские скидки и меньшим, чем розничные. Поэтому и здесь, вопреки мнению авторов учебного пособия [43], «подразделения фирм (промышленных компаний -Р.Л. ), занимающиеся» сбытом готовой продукции (хранением, продажей и доставкой товаров) оптовым покупателями по определению не могут восприниматься кем бы то ни было (особенно сотрудниками промышленных фирм или компаний) как оптовые и мелкооптовые покупатели-посредники (дилеры), да еще, якобы, «с существованием которых приходится мириться (терпимо относиться [34])»;

- в-третьих, известно [11], что вес - это влияние, авторитет, что весомый - это значительный и что значение - это важность, значительность. Поэтому употребленное авторами учебного пособия [10] выражение «соответствующие вес и значение» представляется тавтологией (плеоназмом - [12]), крайне недопустимой в сфере высшего и среднего профессионального образования;

- в-четвертых, поскольку все изложенное выше очень наглядно иллюстрирует нелепый смысл и недостаточно грамотную редакцию сформулированного авторами учебного пособия [10] второго предложения одиннадцатого абзаца из подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» упомянутой публикации, то это предложение (впрочем, как и предыдущее первое) следовало бы из нее убрать, как искажающее хозяйственную действительность и потому неприемлемое для всякой учебной литературы высшей школы.

В результате и здесь налицо - очередные свойственные для учебного пособия [10] исследовательские и редакционно-смысловые противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).

Противоречие 82. Четвертый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам содержания учебного пособия [10] (2000 год издания). Так в третьем предложении

одиннадцатого абзаца его подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» буквально сообщалось, что «теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений» [10].

Вместе с тем относительно третьего предложения данного (одиннадцатого) абзаца из учебного пособия [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимые для высшего профессионального образования смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, известно [13,14], что экономическая стратегия - это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен. Поэтому в данном предложении авторам учебного пособия [10] следовало бы вместо недостаточно точно определенного (и потому некорректного) выражения - «стратегия фирм» - использовать вполне приемлемое для этой ситуации терминологическое словосочетание -«экономическая стратегия промышленных компаний (фирм)»;

- во-вторых, кроме того, поскольку такая стратегия может разрабатываться руководством компаний при участии всех своих сотрудников и с привлечением сторонних исследовательских и консалтинговых (консультационных) организаций, но приниматься исключительно тем же руководством, то указанным авторам им следовало бы вместо неуместно примененного (и потому некорректного) слова «разрабатывается» использовать достаточно приемлемые для этой ситуации глагол «принимается» или «утверждается»;

- в-третьих, совершенно непонятно, почему только «теперь» (то есть на «третьем этапе становления и развития логистики»), якобы, «стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений»? А разве на первом и втором «этапах» такого рода был какой-то категорический запрет на участие менеджеров подразделений материально-технического снабжения и транспортного обеспечения в разработке и (или) обсуждении экономической стратегии промышленных компаний (фирм)? И из какого источника была почерпнута информация о том, что, якобы, только на «третьем этапе становления и развития логистики» в разработке и (или) обсуждении экономической стратегии промышленных компаний (фирм) стали участвовать упомянутые здесь выше менеджеры? Увы, к великому сожалению приемлемые (прямые) ответы на эти и другие вопросы подобного рода в учебном пособии [10] отсутствуют вовсе.

Поэтому здесь налицо - очередные свойственные для учебного пособия [10] редакционно-смысловые противоречия в виде

парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).

Противоречие 83. Четвертый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам содержания учебного пособия [10] (2000 год издания). Так в первом предложении двенадцатого абзаца его подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» буквально сообщалось, что «четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах с развитой рыночной экономикой» [10].

Вместе с тем относительно первого предложения данного (двенадцатого) абзаца из учебного пособия [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимые для высшего профессионального образования смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, как было сказано выше в настоящей работе (см. описания противоречий 62 и 74), относительно «третьего этапа» следует отметить, что «1990-е годы» - это ничто иное, как 1991-2000 годы. Вместе с тем учебное пособие [10] было подписано в печать 25 октября 1999 года. Это означает то, что его окончательный текст был утвержден (подписан) к печати в октябре 1999 года. То есть тогда, когда до окончания «третьего периода» оставалось более года. Поэтому в свете сказанного здесь сделанное авторами учебного пособия [10] в октябре 1999 года утверждение о том, что де «третий этап приходится на 1990-е (1992-2000 - Р.Л.) годы», да еще, якобы, уже «пройденный», представляется весьма сомнительным действием для высшей школы;

- во-вторых, во всяком случае такая формулировка продолжительности «третьего этапа» в определенной мере представляется явным нонсенсом крайне недопустимым для всякой учебной литературы. Поэтому нелепое обозначение сроков продолжительности «третьего этапа» ставит под сомнение содержимое не только данного (двенадцатого) абзаца, но и последующих абзацев (13-18) подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» [10];

- в-третьих, известно [11], что перспектива -это будущее, ожидаемое, виды на будущее. Поэтому в октябре 1999 года авторы учебного пособия [10], обозначая 1991-2000 годы периодом «третьего этапа», уже тогда предположили, что этот период («третьего этапа») распространится и на будущий 2000 год. Однако также в октябре 1999 года в первом предложении данного абзаца они заявили, что де «четвертый этап - перспектива логистики... начинается сейчас (в октябре 1999 года -Р.Л.)» ?! То есть авторы учебного пособия [10] началом «будущего (ожидаемого) логистики» в первом случае обозначили январь 2001 года, а во втором случае - октябрь 1999 года;

- в-четвертых, нелепое обозначение авторами учебного пособия [10] сроков продолжительности «четвертого этапа становления и развития логистики»» еще раз подтверждает нецелесообразность анализ не только данного (двенадцатого) абзаца, но и последующих абзацев (13-18) подраздела 2.3. «Этапы становления и развития логистики» [10].

В результате здесь налицо - свойственные для учебного пособия [10] исследовательские хронологические противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).

Литература

1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп

- Бизнес", 2006. - 640 с.

2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (1 -4) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.

3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.

- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.

4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.

5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.

- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.

6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.

7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.

8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.

9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.

10. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. - СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. - 208 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

13. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2008. - 860 с.

14. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

ЧАСТЬ 1. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (84-86)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

PART 1. DEVELOPMENT PERIODS OF LOGISTICS:

CONTRADICTIONS REVEALED (84-86)

R.G. Leontiev

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.3.84.649

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ первой части пятого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, который основан на описании нескольких периодов развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the first part of the fifth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of several periods of the development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: Логистика, современные концепции, периоды развития, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, modern concepts, periods of development, educational publication, education, research and editorial controversies.

В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».

Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].

В настоящей работе рассматривается пятый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2005 года), представленный здесь в соответствии с вышедшим в свет еще семнадцать лет назад (в 2005 году) учебным пособием [10], в котором говорилось следующее.

«Логистика интенсивно развивалась в невоенной области и рассматривалась специалистами как сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции «спроса, производства, обращения, транспорта и информации». Причем в экономике логистика приобрела статус одной из функциональных концептуальных стратегий функционирования и развития предприятий.

Период последних 50-е годов двадцатого столетия. В западных странах логистическая концепция в современном понимании возникла в конце 50-х годов двадцатого столетия и первоначально была связана, якобы, с оптимизацией технологического цикла

производства продукции, результатами которой, стали, в частности, сокращение ведущего производственного времени и минимизация уровней запасов сырья и других необходимых материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.