(концептуализации) логистики»
распространяется на 1956-1980 годы. Таким образом получается, что из всего представленного в абзацах 6-15 подраздела 1.1 учебного пособия [10] продолжительного периода времени «этапов эволюции логистики» (1920-1995 годы) странным образом выпали (безвестно канули в лета) целых 5 (пять) лет, то есть 1951-1955 годы.
В результате здесь налицо - свойственные содержанию учебного пособия [10] противоречия редакционного и хронологического характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).
Литература
1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп
- Бизнес", 2006. - 640 с.
2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (1 -4) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.
3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.
- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.
4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.
5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.
6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.
7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.
8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.
9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.
10. Хабаров В.И. Основы логистики: учеб. пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. -368 с.
11. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.
ЧАСТЬ 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (160-162)
Леонтьев Р.Г.
д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)
PART 3. HISTORICAL STAGES OF GENESIS LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (160-162)
R. G. Leontiev
doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian
Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.1.86.681
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ третьей части восемнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании исторических этапов логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.
ANNOTATION
The article presents an analysis of the third part of the eighteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the historical stages of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.
Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, исторические этапы, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.
Key words: Logistics, genesis of concepts, historical stages, educational publication, education, research and editorial controversy.
В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».
Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].
В настоящей работе рассматривается третья часть восемнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2013 года), который представлен представленным в тексте подраздела 1.1 «Эволюция логистики» учебного пособия [10] в виде «исторических этапов генезиса логистики XX в.», несмотря на то, что в данном подразделе эти «этапы» были описаны без всякого упоминания об их принадлежности соответствующим концепциям современной логистики.
В данном подразделе [10] буквально излагались, в частности, следующие сведения о логистике.
«В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. И наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервиса, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
Резюмируя вышеизложенное, следует выделить основные этапы в генезисе логистики XX - начала XXI в.:
1960-е годы - этап фрагментаризации: отдельные виды логистической деятельности важны с позиции снижения суммарных операционных затрат компаний в основных сферах деятельности — закупках, производстве, распределении.
1960-1980 гг. - этап становления: интенсивное развитие теории и практики логистики. Применение принципа общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Принцип общих затрат стал базисом для развития методологии принятия оптимальных
логистических решений первоначально в сбыте, а затем и во всей структуре бизнеса компании.
1980 - до конца XX в. - этап развития логистики в мире : максимальное объединение -интеграция - логистических видов деятельности в компании, охватывающее полный
функциональный цикл: «закупки - производство -дистрибьюция - продажи - послепродажный сервис» для достижения конечной цели бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
2000-е годы - этап управления цепями поставок: интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом -Supply Chain Management (SCM) - управление цепями поставок. Это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользования и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц» [10].
Анализ приведенного выше содержания абзацев из публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.
Противоречие 160. Восемнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен в настоящей работе по мотивам содержания учебного пособия [10]. Вместе с тем анализ периодизации этапов «эволюции логистики», представленной в абзацах 6-15 подраздела 1.1 учебного пособия [ 10], позволил выявить недопустимые для всякой учебной литературы редакционно-авторские невязки:
- во-первых, подавляющее число положений, сосредоточенных в абзацах 6-15 подраздела 1.1 учебного пособия [10, с. 13-19] (2013), фактически оказались аналогичными по содержанию соответствующим текстовым фрагментам подраздела 1.3 из учебника [11, с. 14-20], изданного на шесть лет раньше (2007). При этом автор учебного пособия [410, с. 13-19] не сделал никакой ссылки на источник, откуда заимствованы эти положения;
- во-вторых, в соответствии с общепринятыми нормами высшей школы автор учебного пособия [10] перед его написанием должен был обязательно ознакомиться с уже существующими изданиями по логистике (и особенно с учебниками по этой дисциплине). Поэтому при изложении содержания 1.1 указанный автор в своей публикации [10] просто обязан был сослаться на изданный 6 лет назад учебник [11], в подразделе 1.3 которого был помещен практически идентичный материал;
- в-третьих, кроме того, автор учебного пособия [10] даже не соизволил представить в помещенном в нем списке литературы библиографические данные учебника [11], вышедшего в серии «Профессиональное образование»;
- в-четвертых, более того, поскольку автор учебного пособия [10] не сделал ни того, ни другого, это его халатное отношение давало основания создателям учебника [11] и читателям данных публикаций считать, что первый осуществил тем самым неправомерное заимствование и даже плагиат.
Поэтому здесь налицо - свойственное содержанию пособия [10] противоречие редакционно-авторского характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [12]).
Противоречие 161. Восемнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен в настоящей работе по мотивам содержания учебного пособия [10]. Вместе с тем анализ содержания двадцать первого абзаца подраздела 1.1 учебного пособия
[10] позволил выявить недопустимые для учебной литературы редакционно-авторские невязки:
- во-первых, в первом (заглавном) предложении данного абзаца автор учебного пособия [10] безапелляционно заявляет, что де «резюмируя вышеизложенное, следует выделить основные этапы в генезисе логистики XX - начала XXI в.:». То есть таким образом он, якобы, «резюмировал» подавляющее число положений, сосредоточенных в абзацах 6-15 подраздела 1.1 учебного пособия [10, с. 13-19] (2013), которые фактически оказались аналогичными по содержанию соответствующим текстовым фрагментам подраздела 1.3 из учебника [11, с. 1420], изданного на шесть лет раньше (2007). При этом автор учебного пособия [10, с. 13-19] не сделал никакой ссылки на источник, откуда заимствованы эти положения. Поэтому поскольку автор учебного пособия [10] не сделал этого, то такое его халатное отношение давало основания создателям учебника
[11] и читателям данных публикаций считать, что первый осуществил тем самым неправомерное заимствование и даже плагиат;
- во-вторых, однако результатом такого неправомерного «резюме» автора учебного пособия [10] стало ничто иное как «выделение в генезисе логистики 20-го - начала 21 века нескольких исторических этапов», представленных в содержании подраздела 1.1. «Исторические этапы развития логистики в бизнесе» из учебно-методического комплекса [13, с. 15-25] (2010);
- в-третьих, в соответствии с общепринятыми нормами высшей школы автор учебного пособия [10] перед его написанием должен был обязательно ознакомиться с уже существующими изданиями по логистике (и особенно с учебниками по этой дисциплине). Поэтому при изложении содержания подраздела 1.1 указанный автор в своей публикации [10] просто обязан был сослаться на
изданный три года назад учебно-методический комплекс [13], в подразделе 1.1 которого был помещен практически идентичный материал;
- в-четвертых, кроме того, автор учебного пособия [10] даже не соизволил представить в помещенном в нем списке литературы библиографические данные учебно-методического комплекса [13];
- в-пятых, более того, поскольку автор учебного пособия [10] не сделал ни того, ни другого, это его халатное отношение давало основания создателям учебно-методического комплекса [13] и читателям этих изданий считать, что первый осуществил тем самым неправомерное заимствование и даже плагиат.
В итоге здесь налицо - свойственное пособию [10] очередное противоречие редакционно-авторского характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [12]).
Противоречие 162. Восемнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен в настоящей работе по мотивам содержания учебного пособия [10]. Вместе с тем в содержании двадцать первого абзаца подраздела 1.1 из учебного пособия [46] периодизация четырех «основных этапов генезиса логистики» осуществлена его автором в несколько в ином и, к тому же, в весьма спорном виде:
1) «1960-е годы (то есть, строго говоря, с начала 1961 года и до конца 1970 года или 19611970 годы - Р.Л.) - этап фрагментаризации». Однако на рис. 1.1 учебного пособия [46] первый «период эволюции логистики» отражен, как «фрагментаризация (1920-1950 годы)». И здесь вполне очевидно, что первый «основной этап генезиса логистики «фрагментаризация» (19611970 годы,), наступает на 10 лет позже (1951-1960 годы), чем заканчивается отображенный на рис. 1.1 первый «период эволюции логистики «фрагментаризация» (1920-1950 годы)». К тому же вполне очевидно, что первый «основной этап генезиса логистики «фрагментаризация» (19611970 годы) также наступает на 10 лет позже (1951-1960 годы), чем заканчивается представленный в шестом абзаце подраздела 1.1 [10] первый «период эволюции логистики «фрагментаризация» (1920-1950 годы)»;
2) «1960-1980 гг. (то есть, строго говоря, с начала 1960 года и до конца 1980 года или 19601980 годы - Р.Л.) - этап становления». Однако на рис. 1.1 учебного пособия [10] второй «период эволюции логистики» отражен, как «становление (1960-1969 годы)». И здесь вполне очевидно, что второй «основной этап генезиса логистики «становление» (1960-1980 годы), продолжается на одиннадцать лет больше (1970-1980 годы), чем заканчивается отображенный на рис. 1.1 второй «период эволюции логистики «становление» (19601969 годы)». К тому же вполне очевидно, что второй «основной этап генезиса логистики «становление» (1960-1980 годы) наступает на четыре года позже (1956-1959 годы), чем
представленный в девятом абзаце подраздела 1.1 [10] второй «период эволюции логистики с начала 1956 года и до конца 1980 года (1956-1980 годы -Р.Л.) - «становление»;
3) «1980 - до конца XX в. (то есть, строго говоря, с начала 1980 года и до конца 2000 года или 1980-2000 годы - Р.Л.) - этап развития логистики. Однако на рис. 1.1 учебного пособия [10] третий «период эволюции логистики» отражен, как «развитие (1970-1979 годы)». И здесь вполне очевидно, что третий «основной этап генезиса логистики «развитие» (1980-2000 годы,) начинается на десять лет позже и заканчивается на двадцать один год позже, чем отображенный на рис. 1.1 третий «период эволюции логистики «развитие» (1970-1979 годы)». К тому же вполне очевидно, что третий «основной этап генезиса логистики «развитие» (1980-2000 годы) наступает на один год раньше (1980 год) и заканчивается на пять лет позже (1996-2000 годы), чем представленный в пятнадцатом абзаце подраздела 1.1 [10] третий «период эволюции логистики с 1980-х и до начала 1996 года (19811995 годы - Р.Л.) - «развитие»;
4) «2000-е годы - этап управления цепями поставок». Однако на рис. 1.1 учебного пособия [10] четвертый «период эволюции логистики» отражен, как «интеграция (1980-1990 годы)». И здесь очевидно, что четвертый «основной этап генезиса логистики «управление цепями поставок» (2000 годы) начинается на десять лет позже, чем заканчивается отображенный на рис. 1.1 четвертый «период эволюции логистики «интеграция» (1980-1990 годы)»;
5) представление в двадцать первом абзаце подраздела 1.1 [10] интервала времени действия четвертого «основного этапа генезиса логистики «управление цепями поставок»» в виде весьма неопределенного на перспективу и, более того, нереального срока «2000-е годы» (поскольку без каких-либо оговорок «2000-е» - это на самом деле 2001-3000 годы) следует признать ошибочным. Поэтому в изданном в 2013 году учебном пособии
[10] его автору следовало бы достаточно корректно агрегировать последний (четвертый) «основной этап генезиса логистики «управление цепями поставок»», путем назначения соответствующего ему реального срока в виде, например, «прошедшие 2000-е годы» или «2001-2012 годы»;
6) таким образом автор учебного пособия [10], неправомерно навеянный мыслями из учебника
[11] и учебно-методического комплекса [13], при выделении в двадцать первом абзаце подраздела 1.1 «основных этапов генезиса логистики» противоречит самому себе, что является нонсенсом, крайне недопустимым в сфере высшего и среднего профессионального образования.
В итоге налицо - очередные свойственные содержанию учебного пособия [10] противоречия исследовательского и хронологического характера в виде парадокса во втором его значении (противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).
Литература
1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп
- Бизнес", 2006. - 640 с.
2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (14) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.
3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.
- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.
4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.
5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.
- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.
6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.
7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.
8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.
9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.
10. Хабаров В.И. Основы логистики: учеб. пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. -368 с.
11. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
13. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистика: учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 420 с.