Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В БИЗНЕСЕ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (132-135)'

ЧАСТЬ 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В БИЗНЕСЕ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (132-135) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИЙ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В БИЗНЕСЕ / УЧЕБНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И РЕДАКЦИОННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леонтьев Р. Г.

В статье представлен анализ второй части четырнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании исторических этапов развития логистики в бизнесе, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 2. STAGES OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN BUSINESS: CONTRADICTIONS REVEALED (132-135)

The article presents an analysis of the second part of the fourteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the historical stages of the development of logistics in business, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В БИЗНЕСЕ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (132-135)»

ЧАСТЬ 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В БИЗНЕСЕ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (132-135)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

PART 2. STAGES OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN BUSINESS: CONTRADICTIONS REVEALED (132-135)

R.G. Leontiev

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.85.658

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ второй части четырнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании исторических этапов развития логистики в бизнесе, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the second part of the fourteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the historical stages of the development of logistics in business, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, исторические этапы развития в бизнесе, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, genesis of concepts, historical stages of development in business, educational publication, education, research and editorial controversy.

В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».

Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].

В настоящей работе рассматривается вторая часть четырнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2010 года), который фактически представлен в тексте подраздела 1.1 учебно -методического комплекса по логистике [10] в виде «исторических этапов развития логистики в бизнесе».

В данном подразделе [10] буквально излагались, в частности, следующие сведения о логистике.

«Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в конце 1950-х годов, прежде всего, в Европе и США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и практической областью бизнеса. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием».

Затем авторы публикации обратили внимание читателя на то, что «на рис. 1.1 представлена эволюция логистики в промышленно-развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными и сопутствующими информационными, сервисными и финансовыми потоками».

Кроме того, авторы учебной публикации [10] информируют заинтересованного читателя (например, магистранта или магистра) о том, что де «в генезисе логистики 20-го - начала 21 века можно выделить несколько исторических этапов» (периодизация которых осуществлена в спорном виде - Р.Л.).

Далее указанные авторы в своей учебной публикации [10] весьма назидательно сообщают читателю буквально следующие сведения.

«Период с 1950-х до конца 1960-х годов называется периодом фрагментаризации, когда отдельные виды логистической деятельности (погрузка-разгрузка транспортных средств, перевозка грузов, хранение товаров, складская грузопереработка, сортировка, комплектация заказов на складе и т.п.) были важны с точки зрения снижения суммарных операционных затрат для промышленных и торговых компаний в основных сферах деятельности - закупках, производстве и распределении.

«Период с конца 1960-х по 1980-е годы принято называть периодом становления логистики. Этот период характеризовался интенсивным развитием теоретических основ и практики логистики Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что необходимо изыскивать резервы снижения логистических затрат в дистрибьюции товаров, уровень которых возрастал быстрыми темпами.

Период с начала 1980-х практически до конца 20-го века характеризуется стремительным развитием логистики в мире. Доминантной идеей бурного развития логистики в это время явилось максимальное объединение - интеграция логистических видов деятельности в компании, охватывающая полный функциональный цикл выполнения заказа клиента: «закупки -производство - дистрибьюция - продажи -послепродажный сервис» для достижения конечной цели бизнеса с оптимальными затратами ресурсов» [10].

Анализ приведенного выше содержания абзацев из публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.

Противоречие 132. В четырнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики (по мотивам содержания учебно-методического комплекса [10]), в частности, сообщалось, что «на рис. 1.1 представлена эволюция логистики в промышленно-развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными и сопутствующими информационными, сервисными и финансовыми потоками».

По поводу рис. 1.1 в настоящей работе следует отметить, что 4 (четыре) этапа «эволюции логистики» отражены на нем следующим некорректным образом [10]: «1960-е годы (фрагментаризация)», «1980-е годы (становление)», «1990-е годы (развитие)», «2000-е годы (интеграция)». Почему некорректным образом -это подтверждает выявление недопустимых для учебников высшего профессионального образования следующих хронологических неточностей:

- во-первых, «1960-е годы» - это ничто иное, как 1961-1970 годы («фрагментаризации»),

поскольку 1960 год является последним годом 1950-х годов, а 1970-й год является последним годом 1960-х годов;

- во-вторых, «1980-е годы» - это ничто иное, как 1981-1990 годы («становления»), поскольку 1980 год является последним годом 1970-х годов, а

1990-й год является последним годом 1980-х годов;

- в-третьих, «1990-е годы» - это ничто иное, как

1991-2000 годы («развития»), поскольку 1990 год является последним годом 1980-х годов, а 2000-й год является последним годом 1990-х годов;

- в-четвертых, «2000-е годы» - это ничто иное, как 2001-3000 годы («интеграции»), поскольку 2000-й год является последним годом 1990-х годов, а 3000-й год является последним годом 2000-х годов;

- в-пятых, поскольку начальный (первый) этап «эволюции логистики» (отображенный на рис. 1.1 как «фрагментаризация») ограничен авторами публикации [10] 1970 годом, а последующий (второй) этап «эволюции логистики» (отображенный на рис. 1.1 как «становление») начинается с 1981 года, то получается, что из всего представленного ими на том же рис. 1.1 продолжительного периода времени «эволюции логистики» (1961-3000 годы) выпали (безвестно канули в лета) 1971-1979 годы;

- в-шестых, представление на рис. 1.1 [10] интервала времени действия, якобы, «интеграции» в виде весьма неопределенного на перспективу и, более того, нереального срока «2000-е годы» (поскольку без каких-либо оговорок «2000-е» - это на самом деле 2001-3000 годы) следует признать ошибочным. Поэтому в изданной в 2010 году публикации [10] ее авторам следовало бы достаточно корректно агрегировать последний (четвертый) «этап эволюции логистики -интеграция», путем назначения соответствующего ему реального срока в виде, например, «прошедшие 2000-е годы» или «2001-2009 годы»;

В итоге налицо - свойственное содержанию учебно-методического комплекса [10]

исследовательское хронологическое противоречие характера в виде парадокса во втором его значении (противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [11]).

Противоречие 133. В четырнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики (по мотивам содержания учебно-методического комплекса [10]), а точнее сведений, отраженных на его рис. 1.1) также можно выявить и другие недопустимые для учебников высшего профессионального образования следующие смысловые и хронологические невязки:

а) как уже говорилось выше, при изложении данного варианта, в частности, сообщалось, что «на рис. 1.1 представлена эволюция логистики в промышленно-развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными и сопутствующими

информационными, сервисными и финансовыми потоками». Однако на самом деле на рис. 1.1 схематично обозначены лишь «материальные

потоки», а «сопутствующие информационные, сервисные и финансовые потоки» отнюдь не представлены вовсе;

б) совершенно непонятно - зачем на поле рис. 1. 1 помещен как-бы «парящий в воздухе» над всеми отображенными «этапами эволюции логистики», прямоугольник под названием «1960-1970-е годы»? Ведь под указанный на нем период времени подпадает лишь отображение начального (первого) «этапа эволюции логистики - фрагментаризация». Тогда как остальные три этапа «эволюции логистики» помещены авторами рис. 1.1 вне периода времени «1960-1970-е годы»;

в) прямоугольники под названиями «Информационные технологии», «Маркетинг» и «Управление качеством», почему-то, помещены в зону третьего этапа «эволюции логистики» - «19912000 годы (развитие)», хотя всем известно, что данные научно-практические явления распространяются и на другие такие этапы - «19611970 годы (фрагментаризация)», «1981-1990 годы (становление)» и даже на странным образом не вошедшие в рис. 1.1 учебно-методического комплекса [10] 1971-1979 годы;

г) при более тщательном (скрупулезном) анализе схемы «эволюции логистики», представленной на рис. 1.1, можно выявить и другие смысловые и хронологические неточности, недопустимые в учебнике высшей школы.

И здесь налицо - свойственное сугубо содержанию учебника [10] явное противоречие исследовательского характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [11]).

Противоречие 134. В четырнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики (по мотивам содержания учебно-методического комплекса [10]), в частности, сообщалось, что на рис. 1.1 учебной публикации [10] были отражены следующие 4 (четыре) этапа «эволюции логистики» [10] (периоды которых были откорректированы автором настоящей работы): 1) «1961-1970 годы (фрагментаризация)» - вместо бывшего «1960-е годы (фрагментаризация)» [10]; 2) «1981-1990 годы (становление)» - вместо бывшего «1980-е годы (становление)» [10]; 3) «1991-2000 годы («развитие»), - вместо бывшего «1990-е годы (развитие)» [10]; 4) «2001-2009 годы (интеграция)» - вместо фантастического «2000-е годы (интеграция)» [10].

Однако в тексте подраздела 1.1 учебной публикации [10] периодизация четырех «исторических этапов генезиса логистики» осуществлена его авторами в явном (с выделением соответствующих «периодов» времени жирным шрифтом), но несколько в ином и, к тому же, в весьма спорном виде:

1) «Период с 1950-х до конца 1960-х годов (то есть, строго говоря, с начала 1951 года и до конца 1970 года или 1951-1970 годы - Р.Л.) -фрагментаризации» - здесь вполне очевидно, что этот первый «период» («исторический» этап

генезиса логистики»), начинается на 10 лет (19511960 годы) раньше, чем аналогичный «этап эволюции логистики», отображенный на рис. 1.1 как «1961-1970 годы (фрагментаризация)»;

2) «Период с конца 1960-х по 1980-е годы (то есть, строго говоря, с начала 1971 года и до конца 1990 года или 1971-1990 годы - Р.Л.) -становления логистики» - из текста подраздела 1.1 очевидно, что этот второй «период» («исторический этап генезиса логистики»), оказывается, также начинается на 10 лет (19711980 годы) раньше, чем аналогичный «этап эволюции логистики», отображенный на рис. 1.1 как «1981-1990 годы (становление)»;

3) «Период с начала 1980-х практически до конца 20 века (то есть с начала 1981 года и практически до конца 2000-го года или 19812000 годы - Р.Л.) характеризуется стремительным развитием логистики в мире». -из текста подраздела 1.1 очевидно, что это третий «рассматриваемый исторический период» («исторический этап генезиса логистики 20-го -начала 21 века»). Причем [10] «доминантной идеей бурного развития логистики в это время явилось максимальное объединение - интеграция логистических видов деятельности в компании». Вместе с тем, из текста подраздела 1.1 очевидно, что этот третий «период» («исторический этап генезиса логистики») - «1981- 2000 годы (развитие)», оказывается, охватывает сразу два отраженных на рисунке 1.1 этапа «эволюции логистики» - «1981-1990 годы (становление)» и «1991-2000 годы («развитие»);

4) в тексте подраздела 1. 1 учебной публикации [10] четвертый (последний) «период интеграции» («исторический этап генезиса логистики») в явном виде (с выделением жирным шрифтом), почему-то, не отражен. Поэтому здесь остается лишь предполагать, что в тексте подраздела 1.1 учебной публикации [10] описание соответствующего четвертому «историческому этапу генезиса логистики» («2001-2009 годы (интеграция)»), представленному на рис. 1.1 [10] «периода интеграции» начинается со следующей информации [10]: «На рубеже 20-го и 21-го веков интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом - Supply Chain Management (SCM) - управление цепями поставок».

В итоге налицо - свойственное сугубо содержанию учебно-методического комплекса [10] явное противоречие исследовательского характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [11]).

Противоречие 135. В четырнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики уже сообщалось, что на рис. 1.1 учебного-методического комплекса [10], в частности, отражен этап «эволюции логистики» под названием «1991-2000 годы («развитие»). А в тексте подраздела 1.1 этой же учебной публикации

[10] выделен третий «рассматриваемый исторический период» («исторический этап генезиса логистики 20-го - начала 21 века») -«период с начала 1980-х практически до конца 20 века (то есть с начала 1981 года и практически до конца 2000-го года или 1981- 2000 годы - Р.Л.)», характеризующийся как «развитие» логистики.

Вместе с тем, если внимательно рассмотреть представленное на рис. 1.1 учебной публикации [10] выражение «1991-2000 годы («развитие») и приведенный в тексте подраздела 1.1 этой же учебной публикации [10] третий «период (развитие)» в качестве обозначения третьего «исторического этапа генезиса логистики», то у достаточно квалифицированного читателя (например, весьма «продвинутого» студента или магистранта российского вуза) данной учебной публикации вполне может возникнуть недоумение по поводу истинного смысла (сути) явления «развитие» как составной части общего процесса «эволюция» (процесс постепенного развития [11]),

Поэтому в обоих случаях, исходя из текста подраздела 1.1 учебной публикации [10], в качестве гипотезы можно предложить вместо некорректного названия «развитие» применить более приемлемое выражение, например, «формирование бизнес -логистики».

В результате здесь налицо - очередное свойственное сугубо содержанию учебно-методического комплекса [10] явное противоречие образовательного характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [11]).

Литература

1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп - Бизнес", 2006. - 640 с.

2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (1 -4) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.

3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.

- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.

4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.

5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.

- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.

6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.

7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.

8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.

9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.

10. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистика: учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 420 с.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.