Поэтому налицо - свойственное для пособия-шпаргалки [10] противоречие редакционно-хронологического характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [14]).
Литература
1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп
- Бизнес", 2006. - 640 с.
2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (14) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.
3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.
- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.
4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.
5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.
- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.
6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.
7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.
8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.
9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (28-
32) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.
10. Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.
11. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2008. - 860 с.
12. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.
13. Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева К.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
15. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 228 с.
16. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.
18. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.
19. Джонсон Д.С., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мерфи-мл. П.Р. Современная логистика. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 624 с.
20. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.
21. Канке А.А., Кошевая И.П. Основы логистики: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 576 с.
22. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. - СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. - 208 с.
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (154-156)
Леонтьев Р.Г.
д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)
PART 1. HISTORICAL STAGES OF GENESIS LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (154-156)
R. G. Leontiev
doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian
Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.1.86.679
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ первой части восемнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании исторических этапов логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.
ANNOTATION
The article presents an analysis of the first part of the eighteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the historical stages of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.
Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, исторические этапы, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.
Key words: Logistics, genesis of concepts, historical stages, educational publication, education, research and editorial controversy.
В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».
Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].
В настоящей работе рассматривается первая часть восемнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2013 года), который представлен представленным в тексте подраздела 1.1 «Эволюция логистики» учебного пособия [10] в виде «исторических этапов генезиса логистики XX в.», несмотря на то, что в данном подразделе эти «этапы» были описаны без всякого упоминания об их принадлежности соответствующим концепциям современной логистики.
В данном подразделе [10] буквально излагались, в частности, следующие сведения о логистике.
«Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов.
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются, наполняясь новым содержанием. На рис. 1.1 представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития
теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фраг- ментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п. Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.
Этот период, в частности, важен тем, что в нем были созданы предпосылки будущего активного внедрения логистической концепции» [10].
Анализ приведенного выше содержания абзацев из публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.
Противоречие 154. Во второй части четвертого абзаца подраздела 1.1 [10] изложены следующие сведения о логистике: «Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов» [46].
Вместе с тем относительно содержания второй части четвертого абзаца подраздела 1.1 из учебного пособия [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимую для высшего профессионального образования смысловую невязку исследовательского характера, суть которой могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:
- во-первых, с одной стороны, в первом предложении второй части данного абзаца без всяких оговорок говорится, что «логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской
области стала формироваться в начале 1950-х годов...» (то есть еще в далеком 1951 году);
- во-вторых, однако, с другой стороны, во втором предложении второй части того же абзаца также безоговорочно сообщается, что «эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно-развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов» (то есть лишь с 1980 года - Р.Л.);
- в-третьих, поэтому у читателей указанного пособия («студентов и преподавателей экономических специальностей высших учебных заведений» [10]) мог возникнуть вопрос, а как же «логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов», если «термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов»? Ведь всякая наука (и «инструмент бизнеса» аналогично) может начать «формироваться» как специфическая отрасль человеческого познания, прежде всего, с повсеместного определения, признания и употребления ее (науки) основополагающего понятия (термина).
В итоге налицо - свойственное содержанию учебного пособия [10] явное противоречие исследовательского характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [11]).
Противоречие 155. В восемнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики (по мотивам содержания учебного пособия [10]) можно выявить следующие недопустимые для всякой учебной литературы редакционно-смысловые невязки:
- во-первых, в первом предложении второй части четвертого абзаца из подраздела 1. 1 учебного пособия [10], без всяких оговорок говорится, что «логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться (здесь и далее выделено жирным курсивом нами - Р.Л.)»;
- во-вторых, исходя из названия подраздела 1.1 учебного пособия [10], следует понимать, что его автор рассмотрел в этом подразделе ничто иное, как, якобы, «эволюцию логистики»;
- в-третьих, затем в последнем предложении второй части четвертого абзаца из подраздела 1.1 учебного пособия [10] его автор информирует своих читателей о том, что, якобы, «в генезисе логистики ХХ в. можно выделить несколько исторических этапов»;
- в-четвертых, потом в первом предложении пятого абзаца из подраздела 1.1 учебного пособия [10] упомянутый автор сообщает, что «логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой»
- в-пятых, далее в третьем предложении пятого абзаца из подраздела 1.1 учебного пособия [10] говорится, что де «на рис. 1.1 (под названием «Эволюция логистики») представлена «эволюция
логистики за рубежом в плане развития теории и практики»;
- в-шестых, и, наконец, на самой схеме (рис. 1.1) автор учебного пособия [10] отобразил среди прочих отдельные этапы (той же «эволюции логистики») - «становление (1960)» и «развитие (1970)».
И прежде чем разобраться в сути сотворенных автором учебного пособия [10] упомянутых выше смысловых невязок, здесь следует еще раз представить истинные значения слов, ошибочно понимаемых и непродуманно употребляемых авторами учебника как синонимы:
- генезис - это происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления [11];
- эволюция [фр. развитие, развертывание] - это процесс постепенного изменения, развития; эволюционный - относящийся к эволюции (эволюционные процессы) [11];
- возникнуть - это начаться, образоваться, зародиться [12];
- развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [12];
- становление - это возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития [12];
- формироваться - это слагаться, приобретать законченность [12];
- бурно - это резко, стремительно [12].
При сопоставлении, с одной стороны, крайне небрежно сработанных автором учебного пособия [10] разного рода «этапов» и, с другой стороны, истинных значений слов (понятий, терминов) употребленных ими в процессе этой работы, у достаточно внимательного и квалифицированного читателя (например, весьма «продвинутого» студента (магистранта) российского вуза) данной публикации, относящейся к «университетской» сфере высшего профессионального образования, вполне может возникнуть целый ряд вопросов.
Например, как выдвинутая упомянутым автором во главу угла «эволюция» (путем использования его в заголовке подраздела 1.1 и в названии рис. 1.1 [10]) может выступать как аналог употребленного ими ниже (в тексте этого подраздела) «генезиса», если на самом деле «эволюция» является всего лишь составной частью «генезиса»? Как «развитие» может быть аналогом того же «генезиса», если на самом деле «развитие» (как и «эволюция») является всего лишь составной частью более общего процесса - «генезиса»? Как в «эволюции» (то есть в «постепенном развитии») кроме других «исторических этапов» можно выделять то же «развитие» как отдельный «исторический этап»? Как можно, строго говоря, без всяких оговорок причислять «развитие» к всего лишь «эволюции», хотя в действительности оно («развитие») входит в состав более широкого процесса «генезиса»? И как логистика сразу стала приобретать законченность («формироваться»),
если она еще не даже не зародилась (возникла) в самом начале «генезиса»? И, наконец, как так в процессе своего постепенного развития («эволюции») логистика вдруг стала являться резко или стремительно («бурно») «развивающейся»?
Таким образом налицо - свойственное содержанию публикации [10] противоречие редакционно-смыслового характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [11]).
Противоречие 156. В восемнадцатом варианте изложения этапов генезиса концепции современной логистики (по мотивам содержания учебного пособия [10]) можно выявить следующие недопустимые для всякой учебной литературы редакционно-авторские невязки:
- во-первых, в третьем предложении пятого абзаца из подраздела 1.1 учебного пособия [10] (2013) его автор сообщает, что «на рис. 1.1 представлена эволюция логистики за рубежом», и при этом не делает никакой ссылки на источник, откуда заимствован этот рисунок;
- во-вторых, вместе с тем во втором абзаце подраздела 1.3 учебника [13] (2007) его авторы сообщают, что «на рис. 1.1 представлено эволюционное развитие логистики за рубежом», но при этом делают ссылку на источник (Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистики. М.: ИД «Филинъ», 1997. С. 13), из которого ими заимствован этот рисунок;
- в-третьих, в соответствии с общепринятыми нормами высшей школы автор учебного пособия [10] перед его написанием должен был обязательно ознакомиться с уже существующими изданиями по логистике (и особенно с учебниками по этой дисциплине). Поэтому при описании рис. 1.1 указанный автор в своей публикации [10] просто обязан был сослаться на изданный 6 лет назад учебник [13], в котором был помещен практически идентичный рис. 1.1 (как это сделали авторы данного учебника, поскольку заимствовали последний из работы В.И. Сергеева (1997);
- в-четвертых, более того, автор учебного пособия [10] даже не соизволил представить в помещенном в нем списке литературы библиографические данные учебника [32], вышедшего в серии «Профессиональное образование»;
- в-пятых, и, наконец, поскольку автор учебного пособия [46] не сделал ни того, ни другого, это его халатное отношение дает основания создателям учебника [13] и читателям данных публикаций считать, что первый осуществил тем самым неправомерное заимствование и даже плагиат.
Поэтому здесь налицо - свойственное содержанию публикации [10] противоречие редакционно-авторского характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [11]).
Литература
1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп
- Бизнес", 2006. - 640 с.
2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (14) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.
3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.
- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.
4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.
5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.
- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.
6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.
7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.
8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.
9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.
10. Хабаров В.И. Основы логистики: учеб. пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. -368 с.
11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.
13. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.