УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
__СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2016, Т. 158, кн. 6 С. 1541-1551
ИСТОРИЯ КИТАЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
УДК 94(5)
ЧАРЛЬЗ СУН: ИЗ ИСТОРИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЗНАМЕНИТОЙ КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ (конец XIX - начало XX в.)
Л.С. Веселова
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия
Аннотация
С Чарльза Суна началась история могущественной китайской семьи конца XIX -начала XX в. Он был одним из первых китайцев, который смог получить образование за рубежом и добиться успехов в бизнесе. Прожив около 10 лет в США как эмигрант из Китая (хуацяо) и приобретя западный менталитет, Сун всегда оставался преданным своей родине. Именно поэтому он постарался, чтобы его дети, обучавшиеся в лучших университетах Америки, вернулись обратно в Китай. Члены семьи Сун сыграли ведущую роль в истории Китая: его сын Сун Цзывэнь был успешным бизнесменом и занимал важнейшие государственные должности, а три дочери - Айлин, Цинлин и Мэй-лин - стали влиятельнейшими женщинами Китая. Чарльз Сун стремился объединить Восток и Запад. Его биография представляет интерес для изучения роли крупных семей и кланов в политической, экономической и культурной жизни Китая XIX - XX вв.
Ключевые слова: Сун, хуацяо, гуаньси, Китай, эмиграция
Введение
Биографический жанр неизменно занимает значительное место в китайских исторических сочинениях, так как «биография - всегда сгусток истории, конкретизация общественных процессов времени в судьбе человека» [1, с. 54]. Подобное исследование помогает обратиться к непосредственным участникам исторических событий - тем, от кого во многом зависит исход того или иного явления, а также позволяет понять действия людей изнутри. Именно поэтому жизнеописания так важны.
В Китае внимание к историческим личностям обнаруживается уже в первых династийных историях - официальных, утверждённых императором хрониках, описывающих правление одной или нескольких династий . В них, наряду с такими разделами, как «Основные записи» (бэнь цзи), «Анналы» (чжи), содержится
1 Первый такой труд «Исторические записки» (Ши цзи) был создан Сыма Цянем между II - I в. до н э. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Izbrannoe/framepred.htm).
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
1541
объёмный раздел «Жизнеописания» (ле чжуань), где изображены подвиги мифических и полулегендарных персонажей: Хуан-ди , Чжуань-Сюя , У-вана и многих других. В Средние века интерес к роли личности в истории усиливается благодаря распространению буддийского учения с его вниманием к человеческой индивидуальности. Постепенно биография становится первостепенным источником сбора исторической информации, что особенно важно при обращении к Новому и Новейшему времени, когда число активных и значимых участников исторического процесса возрастает. Правильная оценка специфики биографий, верное понимание их характера и назначения имеют существенное значение для решения многих проблем китайской историографии [2, с. 140].
В настоящей статье предпринята попытка осветить жизненный путь родоначальника семьи Сун - выходца из бедной крестьянской семьи, ставшего впоследствии крупным и успешным бизнесменом, главой большого и влиятельного семейства. Его жизнь во многом отражает особенности истории Китая конца XIX - XX вв., когда самый передовой и активный слой новой интеллигенции складывался в эмиграции, на территории иностранных колоний или в отдельных независимых государствах Азии и Океании (Гавайи), где не было тех непреодолимых препятствий, какие ставила развитию общественных отношений китайская администрация. Семья Сун, каждый из членов которой продолжал начатое её основателем дело, сыграла важную роль в истории Китая.
При анализе биографий интересующих нас людей использованы такие показатели, как социальное положение, тип и профиль образования, место его получения, род деятельности после окончания учебного заведения, занятия вне профессии, участие в революционном деле. Эти характеристики помогают создать более целостный социокультурный портрет исследуемых личностей.
Степень изученности данной темы нельзя считать удовлетворительной. На русском языке отсутствуют работы, рассматривающие жизнь и деятельность главы семьи Сун, а также его роль в истории Китая. Отечественные и китайские историки уделяют значительно большее внимание младшему поколению этой семьи, обходя стороной самого основоположника.
Материалом исследования послужил ряд книг в основном китайских авторов, которые посвящены дочерям Суна, но в первых главах содержат обширную биографическую информацию о старшем поколении семьи. Дадим краткую характеристику изученным нами работам.
Книга Ван Дунфана, Ни Мао, Пэн Личжи «Династия Сун» [3] представляет собой популярное издание, написанное для широкого круга читателей. Здесь представлены ключевые факты из биографии всех членов семьи Сун, в том числе такие эпизоды, которые отсутствуют в других работах. В книге Ма Чиюаня «Частный фотоальбом семьи Сун» [4], кроме биографической информации, имеется большое количество фотографий, что даёт возможность более
2 Хуан-ди («Жёлтый император», «Жёлтый предок») - легендарный первый правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев; божество центра. Согласно древнекитайской летописи правил в XXVI в. до н. э.
3 Чжуань-Сюй - божество-первопредок в древнекитайской мифологии, внук или правнук правителя центра Хуан-ди.
4 У-Ван (ум. 1025 г. до н. э.) - основатель китайской династии Чжоу. Одержав победу над войсками царства Инь в битве при Муе в 1027 г. до н. э., объединил многочисленные племена и народы северного Китая.
детально изучить жизнь интересующей нас семьи. Ху Чжаоцай в работе «"Первая леди" народа» [5] сообщает краткие сведения о жизни Суна в Америке и Китае. Подробную информацию содержит книга Израэля Эпштейна «Сун Цин-лин: великая женщина XX века» [6]. Автор, имеющий польско-еврейское происхождение, с детства жил в Китае и долгое время занимал должность редактора журнала «Китай сегодня»; он был лично знаком с героиней своей книги - дочерью Сун - и некоторыми членами её семьи. Несмотря на то что Эпштейн не является китайцем, это издание изначально было опубликовано на китайском языке и лишь потом переведено на английский.
Повышенный интерес к младшему поколению семьи объясняется влиятельностью детей Суна в Китае, которой они обязаны своему отцу. Именно он внёс неоценимый вклад в их будущее, дал им отличное образование и возможность проявить себя. Трое из них впоследствии вошли в круг так называемых четырёх семейств Китая, которые, по словам Чэнь Бо-да, сумели «превратиться в крупнейших феодально-компрадорских акул, сделаться властелинами великой азиатской страны» [7, с. 10].
Начало жизненного пути: из Южного Китая в США
Чарльз Сун (китайское имя - Сун Цзяшу ^ЖШ, второе имя - Сун Яожу детское имя - Цзяочжунь ШШ) родился в городе Вэньчан, расположенном на востоке острова Хайнань, в семье бедного крестьянина Хань Хунъи и был младшим из троих детей. Предположительно датой его рождения считают февраль 1866 г. Сведения о его предках содержатся уже в записях XVII в., так как один из них был уездным чиновником; кроме того, сохранились поминальные таблички предков и надгробия могил [6, с. 11-12].
Семья Хань принадлежала этнической группе хакка , представители которой, в отличие от коренного населения - пунти ^Ш, были потомками более поздних переселенцев.
История Чарльза Суна началась в конце XIX в. - сложный для Китая период. Страна была ослаблена двумя опиумными войнами , а также тайпинским восстанием7. В это время усилилась эмиграция безземельного крестьянства, разорившихся ремесленников и представителей городских низов, что было вызвано сложными условиями жизни трудящихся, произволом властей, жестокой феодальной эксплуатацией. Вместе с тем важно отметить, что согласно Тяньцзиньскому мирному договору 1858 г. Китай должен был установить дипломатические
5 ^Ш - букв. «гости, пришлые».
6 Первая опиумная война (1840-1842) - противостояние Великобритании и империи Цин. Цели английских войск включали защиту коммерческих интересов Великобритании в Китае и расширение продажи в первую очередь опиума, чему препятствовала цинская политика запрета морской торговли. Во Второй опиумной войне (1856-1860), помимо Великобритании и Цинской империи, участвовала Франция. В обеих войнах Китай потерпел поражение.
7 Тайпинское восстание (1850-1864) - крестьянская война в Китае против маньчжурской империи Цин и иностранных колонизаторов.
8 Тяньцзиньские трактаты (договоры) - серия договоров между Цинской империей и западными державами, которые были подписаны в Тяньцзине в 1858 г. после проигрыша Цинской империей сражения за форты Дагу. Ратифицированы китайским императором в 1860 г. после поражения Цинской империи во Второй опиумной войне.
отношения с иностранными государствами и разрешить проживание в стране иностранных миссионеров.
В возрасте 9 лет Цзяочжунь вместе со старшим братом покинул дом и отправился в Индонезию на остров Ява, где они жили и работали подмастерьями у дальних родственников. В 1875 г. мальчик был отдан на усыновление своему двоюродному дяде по материнской линии, который жил в Бостоне (штат Массачусетс), то есть стал хуацяо - эмигрантом из Китая. Он содержал магазин по продаже шёлка и чая [6, с. 15].
Путешествие Цзяочжуня с острова Ява в Америку было тяжёлым, долгим и опасным. Однако Штаты были удалены от Индонезии не только физически -ещё более значительной была культурная, социальная и психологическая дистанция. Как будет видно в дальнейшем, прибытие Цзяочжуня в Америку очень сильно изменило его мировоззрение.
После приезда в США Цзяочжунь взял фамилию своего приёмного отца Сун а также сменил имя на Цзяшу ЖШ. Мальчик усердно работает в магазине дяди и всячески помогает ему, поэтому тот хочет вовлечь многообещающего родственника в своё дело. Однако Цзяшу имел другие планы: проработав в магазине год, он был готов пойти учиться в школу, но дядя отказал ему. В это время Цзяшу знакомится с двумя богатыми китайскими студентами , выходцами из семей чиновников - Ню Шанчжоу ^^^ и Вэнь Чжуном МШ, которые оказали существенное влияние на его жизнь [6, с. 15-16]. Утверждая, что в Америке любой защищён и свободен, они убедили его сбежать от дяди, а впоследствии познакомили с будущей женой.
Покинув дом, Цзяшу некоторое время находился в безвыходном положении, и, не зная, что делать, он спрятался на борту американского катера береговой охраны «Альберт Галлатин» (The Albert Gallatin). Капитан корабля Эрик Габриэльсон (Eric Gabrielson) был великодушным человеком, которому очень понравился наделённый энтузиазмом китайский юноша, поэтому он позволил ему остаться на судне и назначил на оплачиваемую должность юнги. Имя Сун Цзяшу 8 января 1879 г. было внесено в список экипажа, с этого момента он стал членом команды американского судна, охранявшего побережье. Его деятельность, связанная с пресечением контрабанды, была очень опасна, однако Сун Цзяшу отважно работал, за что члены команды полюбили юношу. На корабле он пробыл больше года, здесь его обучили фехтованию. В свободное время капитан, который был глубоко верующим человеком, рассказывал Цзяшу о христианстве и об Иисусе Христе [4, с. 4].
Габриэльсон привязался к Суну и даже взял его с собой, когда переехал с семьёй в Уилмингтон (Северная Каролина). Там капитан познакомил Цзяшу
9 В 1872 г. по указу Цинского правительства 120 китайских детей в возрасте 13 лет были отправлены для обучения в США. В 1878 г. они поступили на инженерный факультет Йельского университета (отделение железнодорожного строительства). Однако уже в 1881 г. согласно другому указу Цинского правительства все студенты были возвращены обратно в Китай. Интересно, что из 120 человек лишь двое получили степень бакалавра, остальные не смогли справиться с учёбой [8, с. 339].
Как показывают биографии китайцев, получивших западное образование и впоследствии живших и работавших на родине, их дальнейшая жизнь была нелёгкой. Цинские чиновники считали неподобающими их манеры и даже не знали, куда можно применить полученные ими знания. Многие из вернувшихся были отправлены на службу в только что сформировавшийся военно-морской флот, где их приняли на должность морских офицеров [9, p. 12].
со своим близким другом полковником Роджером Муром (Roger Moore), ветераном Гражданской войны 1861-1865 гг. Мур отвёл Суна в Методистскую церковь, где пастор Рикауд (Ricaud) взял юношу под свою опеку. Затем 7 ноября 1880 г. Суна крестили, его имя было англизировано в Чарльза Джона Суна (Charles Jones Soon, позже к фамилии Soon была добавлена конечная буква "g") [10].
Мур и Рикауд считали, что Суну следует получить официальное религиозное образование. Будучи ограниченными в средствах, они обратились к своему влиятельному другу Джулиану Шекспиру Карру . Он был поражён энтузиазмом и амбициями Чарльза, поэтому не только согласился внести плату за его обучение, но и пригласил юношу пожить у себя. Карр относился к Суну как к родному сыну, а тот обращался к нему не иначе как «отец Карр». Кроме того, Чарльз был влюблён в племянницу своего покровителя Эллу. Много лет спустя, в 1937 г., издание "Greensboro Daily News" напечатает рассказанную Эллой историю о том, как Сун ухаживал за ней, сидя часами рядом, когда она играла на пианино. Вероятно, это стало причиной того, что он был неожиданно отправлен в Тринити-колледж с наказом матери Эллы больше не появляться у них дома [6, с. 23].
Все последующие годы Сун ходил на библейские курсы в колледже, а после его окончания поступил в престижный частный Университет Вандербильта в г. Нашвилл (штат Теннесси) для завершения образования. Во время летних каникул он торговал гамаками, а также помогал пасторам проповедовать среди населения [6, с. 18].
Несмотря на доброту и дружелюбное отношение многих американцев, которых знал Чарльз Сун, он не мог не обратить внимания на антикитайские настроения, появившиеся в США. Это было последствием принятия 6 мая 1882 г. Конгрессом США Акта об исключении китайцев (Chinese Exclusion Act) - первого в истории страны закона, который налагал строгий запрет на иммиграцию для представителей конкретной национальности. В результате рабочим из Китая (образованным и необразованным) на 10 лет был запрещён въезд в Штаты. Кроме того, данный документ предписывал каждому китайцу, путешествующему по стране или за её пределы, иметь при себе идентификационный сертификат рабочего, студента, дипломата или купца [11].
Между тем Сун всё больше погружался в повседневную жизнь американцев и уже был готов начать карьеру человека, который «сделал себя сам» (self-made man) с помощью навыков, полученных им при выполнении работы в качестве крестьянина, ученика в магазине, моряка и миссионера.
Весной 1885 г. Чарльз Сун окончил обучение в Университете Вандербильта, получив аттестат богослова. В этом же году ему пришло письмо от матери, где говорилось, что в его родном городе Вэньчан началась эпидемия, от которой погибло много людей. Мать просила сына изучить медицину в США, чтобы затем приехать в Китай и помогать людям. Сун хотел последовать родительскому наказу, чему был готов способствовать и Карр, но местный епископ выступал за скорейшее возвращение юноши в Китай для занятия миссионерской деятельностью. Он полагал: продолжение учёбы в Америке приведёт к тому, что
10 Джулиан Шекспир Карр (Julian Shakespeare Carr, 1845-1924) - один из самых богатых людей на юге США, текстильный и табачный магнат, основатель Университета Дьюка в г. Дарем (штат Северная Каролина).
Сун постепенно поддастся соблазнам жизни. В итоге Сун, официально подчинявшийся христианскому обществу Нашвилла в Северной Каролине, получив назначение пастора, отправился в Шанхай для проповеди Евангелия [6, с. 18].
Возвращение в Китай и начало предпринимательской деятельности
К концу XIX в. капиталистические страны широко использовали помощь христианской церкви для проникновения в Китай. Активизировали свою деятельность и американские миссионеры, которые с середины XIX столетия начали расселяться в глубинных районах Китая, ещё не подверженных торговому влиянию США [12, с. 57].
13 января 1886 г. Сун, убеждённый в том, что может принести свет китайцам, приехал в Шанхай и работал за 15 долларов в месяц. Прежде чем приступить к проповеди христианской веры, он стал изучать шанхайский диалект и привыкать к местным обычаям и традициям. Всё это время Сун находился под руководством пионера методистской церкви в Китае доктора Янга Джона Аллена . В ноябре того же года Аллен отправил Суна в приход в Сучжоу для миссионерской работы и преподавания английского языка [5, с. 18-22].
Во время пребывания в Шанхае Сун встретил своих старых друзей Ню Шанчжоу и Вэнь Чжуна, собравшихся к тому времени жениться на сёстрах из известной и влиятельной семьи Ни. Когда товарищи увидели всё ещё одинокого Чарльза, они решили познакомить его с третьей и самой младшей из сестёр -Гуйчжэнь, которой к тому времени исполнилось 19 лет.
Ни Гуйчжэнь 1869-1931) родилась в Шанхае, однако её предки
происходили из уезда Юйяо (провинция Чжэцзян). Она потомок Сюй Гу-анци12. Семья жила на юго-западе Шанхая на территории французской концессии, оказывавшей ей покровительство. Родители девушки были набожными христианами, которые старались создать дочери все условия для того, чтобы она росла свободной от предрассудков и суеверий. В частности, отец, видя, как Гуйчжэнь испытывает боль от бинтования ног13 (у девочки началась лихорадка), запретил продолжать эти пытки над ступнями. Она была талантлива: в 5 лет научилась писать иероглифы и читать книги, в 8 лет поступила в школу для девочек Бриджмена, открытую одним из благотворительных обществ, а в 14 лет стала ученицей средней школы изящной литературы для девочек
11 Янг Джон Аллен (Young John Allen, китайское имя - Линь Юэчжи 1836-1907) - американский миссионер методистской церкви. Благодаря его усилиям была основана школа Мак-Тайер для девочек (McTyeire School for Girls), другое название - Китайская западная академия для девочек (Chinese Western Girls' Academy). Его метод ведения миссионерской деятельности заключался в издании газет, где сравнивались христианство и конфуцианство. Публикации Аллена привлекали китайцев, которым были интересны взгляды европейцев на международные отношения, экономику и различные науки.
12 Сюй Гуанци 1562-1633) - китайский учёный в области сельского хозяйства, переводчик, математик, астроном. Ближайший друг и помощник миссионера-иезуита Маттео Риччи (Matteo Ricci, 15521610). Принял крещение в Нанкине, где его нарекли Павлом [13, с. 108].
13 Бинтование ног - обычай, практиковавшийся в Китае с X по XX в. Эту болезненную процедуру начинали совершать, как только девочкам исполнялось 4-5 лет. На ступнях ломали четыре пальца (кроме большого), подворачивали их под ступню и туго перебинтовывали шёлковыми лентами. Со временем острая боль в покалеченных ногах проходила, но тупая, ноющая боль оставалась на всю жизнь. Деформированные ступни традиционно назывались «золотыми лотосами длиной 3 цуня» то есть около 10 см, и составляли одну из привлекательных черт женщины-аристократки.
у Западных ворот Шанхая, которую окончила в 17 лет, получив западное образование [3, с. 13].
Чарльз Сун своими манерами и английским языком с американским произношением произвёл на Ни Гуйчжэнь большое впечатление. Она прекрасно подходила для миссионера: её ноги не были обезображены традицией бинтования, которую Сун, будучи воспитанным в европейском стиле, не одобрял; кроме того, она имела отличное западное образование и превосходно играла на пианино. Такая девушка была огромной редкостью в Китае конца XIX - начала XX в.
Их свадьба состоялась в 1887 г. Церемония бракосочетания проходила одновременно в соответствии с китайскими и европейскими обычаями: сначала их обвенчал христианский священник, а затем началось традиционное китайское торжество [6, с. 24]. Этот брак помог Чарльзу выстроить неформальные отношения гуаньси (социальный капитал), а также заработать репутацию.
В 1889 г. Чарльз Сун вернулся к деятельности в шанхайском приходе, однако условия его работы изменились: руководство церкви значительно сократило жалованье. Получаемых денег было недостаточно для содержания семьи, но все протесты были бесполезны [6, с. 20].
Спустя некоторое время Сун обнаружил, что он слишком европеизирован для китайцев и слишком китаизирован для европейских миссионеров. Дело в том, что многие китайцы с подозрением относились к нему, ведь он одевался и стригся на европейский манер. Чарльз Сун пытался сменить одежду и вести себя как местный житель, однако люди всё равно не принимали его [6, с. 20].
Вскоре он стал осознавать, что благодаря браку с Ни Гуйчжэнь оказался в высших кругах Шанхая, поэтому может попробовать себя в других сферах. Так, в 80-х годах он начинает создавать свой сигаретный и хлопковый бизнес [14, p. 26-29]. Заметим: в то время большинство китайских производств находилось под контролем иностранцев, но Сун доказал, что китайцы в состоянии сами развивать свои заводы и фабрики.
Используя полученный в Уилмингтоне опыт, он занялся коммерцией, при этом продолжая работать как мирской проповедник. При финансовой поддержке Карра Сун организовал типографию «Мэйхуа» для которой было
импортировано иностранное оборудование. «Американская библейская ассоциация» заключила с ним договор о выпуске Библии на китайском языке [14, p. 40]. С этого момента Сун начинает зарабатывать состояние, постепенно превращаясь в миллионера и закладывая фундамент для «династии Сун».
В дальнейшем им было основано «Китайское христианское молодёжное общество» и выделялись деньги для субсидирования христианской церкви. В конце 80-х годов Чарльз Сун смог ещё больше увеличить свой капитал, так как начал использовать при изготовлении Библий местные материалы, в результате чего его издания стали дешевле, чем те, которые продавала «Американская библейская ассоциация» [14,p.26-29].
В 1890 г. родилась первая дочь Суна, которую назвали Айлин (хри-
стианское имя - Нэнси, в честь жены генерала Карра). Вторая дочь Цинлин (христианское имя - Розамунда) появилась на свет в 1892 г. Бизнес Чарльза Суна процветал, а его семья увеличивалась. В 1894 г. родился сын
Цзывэнь а в 1897 г. - третья дочь Мэйлин Вскоре появились
ещё два сына: Цзылян и Цзыань
Издательская деятельность Чарльза Суна, а также сотрудничество с известным и богатым американским предпринимателем привлекли внимание китайских революционеров-республиканцев, которые хотели использовать возможности типографии в своих целях. Так, в 1894 г. во время воскресной службы в методистской церкви Сун познакомился с Сунь Ятсеном и присоединился к созданному им в конце того же года на Гавайях «Союзу возрождения Китая» -первой в Китае революционной организации. Её цели заключались в свержении маньчжурской династии, формировании демократического правительства и возрождении Китая [12, с. 31].
У двух мужчин было много общего: западное образование, место рождения, диалект, религия, политические взгляды; оба они были членами тайных антиманьчжурских триад [14, р. 78]. Чарльз Сун, будучи противником монархии, делал всё возможное для финансирования национального движения, возглавляемого Сунь Ятсеном. В частности, наряду с выпуском Библии, он тайно публиковал антицинские листовки. Некоторое время Чарльз Сун работал секретарём Сунь Ятсена, а в типографии «Мэйхуа» стала выпускаться вся революционная политическая литература: книги и периодика, листовки и памфлеты. Забегая вперёд, отметим: впоследствии место секретаря заняла Цинлин, вторая дочь Чарльза Суна. В октябре 1915 г., несмотря на большую разницу в возрасте и неодобрение со стороны родителей, она вышла замуж за Сунь Ятсена [15].
Возможно, одной из причин, по которой Чарльз Сун присоединился к революционерам, была его вера в модернизацию и великое будущее Китая. Поскольку после восстания ихэтуаней15 политическая обстановка в Китае продолжила накаляться, он предпринял меры для того, чтобы отправить своих детей за границу, где бы они смогли получить западное образование . В 1905 г. Сун отправился в США, чтобы записать дочерей в Уэслианский женский колледж в г. Мейкон (штат Джорджия). Он проводил много времени в Уилминг-тонском мужском клубе, обсуждая вопросы мировых финансов и политики. Когда его дочери начали обучение в Америке, Чарльз Сун старался держать их в курсе того, что происходит в Китае. Именно с этой целью он часто посылал им письма и газетные вырезки [17]. Таким образом, он не желал, чтобы они остались жить в Америке. Сун имел очень большое влияние на своих детей, особенно на Цинлин, которая разделяла его идеи.
В 1912 г. к власти пришёл диктатор Юань Шикай17, чей режим был признан иностранными державами. Он лишил депутатских мандатов 438 депутатов парламента - членов «Национальной партии» (Гоминьдан), возглавляемой Сунь Ятсеном, а саму партию объявил вне закона. 1 мая 1914 г. была опубликована
14 Сунь Ятсен (ШШШ, 1866-1925) - китайский революционер, основатель партии Гоминьдан.
15 Ихэтуаньское восстание - восстание в Северном Китае в 1899-1901 гг. Начато тайным обществом Ихэцюань («Кулак во имя справедливости и согласия»; отсюда другое распространённое название восстания - «боксёрское»), позже получившим название Ихэтуань («Отряды справедливости и согласия»). Подавлено войсками Германии, Японии, Великобритании, США, Франции, России, Италии и Австро-Венгрии.
16 В Шанхае сёстры Сун учились в школе Мак-Тайер для девочек [16, p. 275].
17 Юань Шикай 1859-1916) - военачальник и государственный деятель, ставший после свержения династии Цин Президентом Китая и установивший режим военной диктатуры.
новая Конституция, которая предоставила Юань Шикаю диктаторские права и отменила Конституцию 1912 г. Начались репрессии против всех республиканцев - сторонников Сунь Ятсена [12, с. 60].
Чарльз Сун умер при загадочных обстоятельствах в мае 1918 г. По некоторым данным, причиной смерти стал рак желудка [18]. К сожалению, ни в китайских, ни в англоязычных источниках не описаны обстоятельства его смерти, а также отсутствует информация о последних годах жизни.
Заключение
Именно личности творят историю, а Чарльз Сун и члены его семьи оказывали влияние на историю Китая на протяжении всего XX в. Кто он: типичная фигура из новой интеллигенции Китая конца XIX - начала XX в. или уникальная личность?
Полагаем, Чарльз Сун является выдающимся человеком. Будучи выходцем из бедной крестьянской семьи с юга Китая, он благодаря личным знакомствам сумел получить богословское образование. Из-за неприятия китайским обществом христианства, а также непростых отношений с местными жителями Сун отошёл от миссионерской деятельности и занялся бизнесом, в котором быстро преуспел (хоть и с поддержкой американского предпринимателя Карра). В то время как большая часть промышленности в Китае принадлежала иностранцам, он смог создать собственные производства, напрямую не зависимые от иностранного капитала. Он удачно женился, чем обеспечил себе высокое положение в обществе и необходимые связи.
В мировоззрении Чарльза Суна было много противоречий. С одной стороны, он восхищался демократическими ценностями, на которых основывались США, и был сторонником модернизации, с другой - чтил китайские традиции. Сун выступал против старой и изжившей себя монархии, сочувствовал делу революционеров, помогал им материально. Вместе с тем он не соглашался с западным (в том числе американским) политическим превосходством, а хотел, чтобы между китайцами и гражданами других более развитых стран существовало равенство во всех областях жизни. У него не вызывал сомнений тот факт, что Китай способен добиться этого. Сун был человеком нового склада, который применял полученные за рубежом образование и опыт для жизни в Китае. Он возглавил целую плеяду выходцев из низов, которые смогли достичь признания.
Чарльз Сун подготовил надёжный фундамент для будущей деятельности своих детей. Четверо из них сыграли видную роль в политической и экономической жизни Китая. Его старшая дочь Айлин вышла замуж за Кун Сянси ; средняя Цинлин, как мы уже отмечали, была женой Сунь Ятсена; младшая Мэйлин, вступив в брак с Чан Кайши19, стала первой леди Китайской Республики. Из сыновей Сун наиболее высоко поднялся старший, Сун Цзывэнь: сначала он возглавлял Центральный банк Китая, затем занимал посты министров
18 Кун Сянси 1881-1967) - крупный банкир, финансист, государственный деятель, потомок Конфуция в 75-м поколении.
19 Чан Кайши (Ш^Я, 1887-1975) - военный и политический деятель Китая. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. возглавил Гоминьдан.
иностранных дел и финансов, а также был председателем кабинета министров и губернатором провинции Гуандун.
Таким образом, все приведённые факты позволяют сделать вывод: Чарльз Сун был поистине необычным человеком, а его биография является уникальным свидетельством того, что роль отдельной личности в историческом процессе действительно велика.
Литература
1. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. - М.: Наука, 1981. - 206 с.
2. Доронин Б.Г. О характеристике «биографий» в династийной истории (на примере «Мин ши») // V науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл.: в 3 т. -М.: Наука, 1974. - Т. 1. - С. 140 -142.
3. ^ШЯ, ШШ, ШШ&. Ш&ШШ. - ^Ж: Ш^ЖМ±, 2005. - 274 М. = Ван Дун-фан, Ни Мао, Пэн Личжи. Династия Сун. - Пекин: Солидарность, 2005. - 274 с.
4. ЧШШ. Я&ШШШ&^ШШ. - А£Ж: 2005. - 284 М. = Ма Чиюань. Частный фотоальбом семьи Сун. - Пекин: Хуавэнь, 2005. - 284 с.
5. тш. - ±Ш: ±ШЛЙШШ±, 2007. - 415 М. Ху Чжаоцай. «Первая леди» народа. - Шанхай: Шанх. народ. изд-во, 2007. - 415 с.
6. - ^Ж: 2004. -
709 М. = Эпштейн И. Сун Цинлин: великая женщина XX века. - Пекин: Нов. мир, 2004. - 709 с.
7. Чэнь Бо-да. Четыре семейства Китая / Пер. с кит. А.Г. Гатова. - М.: Изд-во иностр. лит., 1948. - 224 с.
8. ^Ш^Ш. ФШ^Л'ГШ - ЕШП: ИЛ 2006. - 375 М. = Знаменитые люди Китая / Под ред. Чжоу Сяотянь. - Сычуань: Сычуань вэньи, 2006. - 375 с.
9. Chan T'ien-yu // Biographical Dictionary of Republican China: in 5 v. / Ed. H.L. Boor-man, R.C. Howard. - N. Y.; London: Columbia Univ. Press; 1967. - V. 1. - Р. 12-15.
10. Soong Sisters // Wesleyan college. - URL: http://www.wesleyancollege.edu/about/ soongsisters.cfm, свободный.
11. Chinese Immigration and the Chinese Exclusion Acts // Office of the Historian. - URL: https://history.state.gov/milestones/1866-1898/chinese-immigration, свободный.
12. Тихвинский С.Л. Избранные произведения: в 5 кн. - М.: Наука, 2006. - Кн. 2: История Китая первой четверти XX века. Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. - 390 с.
13. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. 1552-1775 годы. -М.: Крафт+, 2001. - 253 с.
14. Seagrave S. The Soong Dynasty. - London: Cox and Wyman Limited, 1996. - 532 p.
15. The sisters that shook Shanghai // Global Times. - URL: http://www.globaltimes.cn/ content/799081.shtml, свободный.
16. Biographical dictionary of the People's Republic of China / Ed. Yuwu Song. - Jefferson; London: McFarland, 2013. - 452 p.
17. Charlie Soong. A Beaufort Connection? // Beaufort, North Carolina History. - URL: http://beaufortartist.blogspot.ru/2007/05/charlie-soong-beaufort-connection.html, свободный.
18. GutayA. Charles Soong (born Han Chiao-shun) // NCpedia. - URL: http:IIwww.ncpedia.orgI biography/soong-charles, свободный.
Поступила в редакцию l2.l2.l5
Веселова Людмила Сергеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Европейских исследований
Санкт-Петербургский государственный университет
Университетская наб, д. 7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 6, pp. 1541-1551
Charles Soong: From the History of the Older Generation of the Famous Chinese Family (Late 19th - Early 20th Centuries)
L.S. Veselova
St. Petersburg State University, St. Petersburg, 199034 Russia E-mail: [email protected]
Received December 12, 2015 Abstract
The story of a powerful Chinese family of the late 19th - early 20th centuries began from Charles Soong. He was one of the first Chinese who had an opportunity to receive education abroad and achieved success in business. Having lived in the United States for about 10 years as an emigrant from China (huaqiao) and taken up the Western mentality, Ch. Soong always remained faithful to his homeland. For this reason, he tried to ensure that his children, who studied at the best universities in the United States, would return to China. The members of the Soong family played a leading role in the economic and political history of China: his son, Soong Tse-ven, was a successful businessman and held the most important public positions; his three daughters - Ai-ling, Ching-ling, and Mei-ling - became the most influential women in China. Ch. Soong strived to unite the East and the West. His biography is of interest for studying the role of large families and clans in the political, economic, and cultural life of China during the 19th and 20th centuries.
Keywords: Soong, huaqiao, guanxi, China, emigration
<Для цитирования: Веселова Л.С. Чарльз Сун: из истории старшего поколения знаменитой китайской семьи (конец XIX - начало XX в.) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гу-манит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 6. - С. 1541-1551.
<For citation: Veselova L.S. Charles Soong: From the history of the older generation of the famous Chinese family (late 19th - early 20th centuries). Uchenye Zapiski Kazanskogo Uni-versiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 6, pp. 1541-1551. (In Russian)