http://www.uchzap.com
ISSN 2658-7114 (Print) ISSN 2542-0070 (Online)
Научная статья УДК 378.016
DOI: 10.21209/2658-7114-2023-18-3-70-80
Case-study в оценке и развитии психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования (на примере медицинских образовательных учреждений)
Лариса Владимировна Скорова1, Наталья Николаевна Дьякова2
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Тайшетский медицинский техникум, г. Тайшет, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7849-8625 [email protected], https://orcid.org/0009-0000-6267-1596
Актуальность исследования психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования определяется спецификой педагогического коллектива среднего профессионального образования учреждений медицинского профиля (преподаватели - специалисты-практики - медицинские работники); ролью преподавателя в формировании психологической культуры у студентов - будущих медицинских работников; повышенным вниманием к психологическому сопровождению образовательной среды; возрастанием значимости управления развитием профессиональной компетентности педагога. Новизна исследования заключается в результатах использования метода case-study для диагностики и развития психологической компетентности у преподавателей среднего профессионального образования медицинских учреждений. Мы исходили из предложения, что анализ реально описанных ситуаций учебного и внеучебного взаимодействия будет способствовать развитию психологической компетентности преподавателей медицинских колледжей. С этой целью были задействованы: разработанные нами кейс-ситуации с вопросами и заданиями, метод контент-анализ для оценки выполнения кейсов, метод экспертной оценки для обеспечения валидности кейсов, количественный метод (коэффициент Яниса), формирующий эксперимент Результаты проведённого исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1) кейс-ситуации могут быть использованы для изучения психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования; 2) выраженность компонентов психологической компетентности у преподавателей среднего профессионального образования проявляется неоднозначно: умения, обеспечивающие понимание эмоционального состояния других и управление своими эмоциями, представлены называнием эмоций напряжения и самооценочных эмоций (без обоснования); умения, обеспечивающие понимание разных способов решения проблем, не выявлены (называемые способы являются типичными для всех ситуаций и повторяют действия, описанные в кейсе); действия, обеспечивающие решение проблемы, выражены у пятой части преподавателей, имеющих опыт в конструктивном решении проблем; 3) разработанная система мероприятий, направленная на развитие психологической компетентности, предусматривает использование игровой технологии: совместная организация решений кейс-ситуаций командами преподавателей и студентов позволяет увидеть разнообразные способы решения проблем взаимодействия и обеспечивает развитие необходимых умений. Полученные результаты могут быть задействованы при корпоративном обучении в рамках программ повышения квалификации.
Ключевые слова: психологическая компетентность, преподаватель, среднее профессиональное образование, метод case-study, кейс-ситуации
© Скорова Л. В., Дьякова Н. Н., 2023
Original article
Case-Study in the Assessment and Development of Psychological Competence of Teachers of Secondary Vocational Education (on the example of medical educational institutions)
Larisa V. Skorova1, Natalia N. Dyakova2
11rkutsk State University, Irkutsk, Russia 2Taishet medical school, Taishet, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7849-8625 [email protected], https://orcid.org/0009-0000-6267-1596
The relevance of the study of the psychological competence of teachers of secondary vocational education is determined by the specifics of the teaching staff of secondary vocational education of medical institutions: teachers - practitioners - medical workers; the role of the teacher in the formation of psychological culture among students - future medical workers; increased attention to the psychological support of the educational environment; an increase in the importance of managing the development of a teacher's professional competence. The novelty of the study is determined by the use of the case-study method for the diagnosis and development of psychological competence among teachers of secondary vocational education in medical institutions. We proceeded from the suggestion that the analysis of actually described situations of educational and extracurricular interaction will contribute to the development of the psychological competence of teachers of medical colleges. For this purpose, we used: case situations with questions and tasks developed by us, a content analysis method for evaluating the implementation of cases, an expert evaluation method for ensuring the validity of cases, a quantitative method (Janis coefficient) that forms an experiment. The results of the study have made it possible to formulate the following conclusions: 1) case situations can be used to study the psychological competence of teachers of secondary vocational education; 2) the severity of the components of psychological competence among teachers of secondary vocational education is presented as follows: skills that ensure understanding of the emotional state of others and managing their emotions are represented by naming emotions of tension and self-evaluative emotions (without justification); skills that provide an understanding of different ways of solving problems have not been identified (the named methods are typical for all situations and repeat the actions described in the case); actions that provide a solution to the problem are expressed by a fifth of the teachers who have experience in constructive problem solving. The developed system of activities aimed at the development of psychological competence provides for the use of game technology: the joint organization of solutions to case situations by teams of teachers and students allows you to see a variety of ways to solve interaction problems and ensures the development of the necessary skills. The results obtained can be used in corporate training as part of advanced training programs.
Keywords: psychological competence, teacher, secondary vocational education, case-study method, case situations
Введение. Психологическая компетентность преподавателя предполагает, прежде всего, использование психологических знаний и умений в работе с обучающимися: видеть за поведением особенности когнитивной, эмоционально-волевой сфер, способности, характерологические особенности; управлять развитием личности; ориентироваться и давать психологическую оценку ситуациям взаимодействия и выбирать оптимальные способы в отношениях и общении. Кроме того, психологическая компетентность предусматривает использование собственного успешного прошлого опыта, опыта коллег для решения задач педагогической деятельности, а также навыков проектирования и сопровождения индивидуального развития студента, оказания психолого-педагогической поддержки студенту в сложные периоды его жизни.
Актуальность исследования психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования определяется, во-первых, спецификой педагогического коллектива среднего профессионального образования медицинского профиля: преподаватели - специалисты-практики - медицинские работники, не имеющие специального психолого-психологического образования: учебные дисциплины по психологии входили в учебные планы при получении ими образования, однако опыта практического использования психологических знаний и умений у них крайне недостаточно; во-вторых, ролью преподавателя в формировании психологической культуры у студентов; в-третьих, небольшим количеством исследований, посвящённых психологической культуре педагогических работников учреж-
дений среднего профессионального образования медицинского профиля; и, наконец, повышенным вниманием к психологическому сопровождению образовательной среды с целью создания комфортных и безопасных условий для психологического благополучия обучающихся и их качественной подготовки. Кроме того, возрастает значимость управления развитием профессиональной компетентности педагога, оказания ему консультационной помощи и поддержки, что обусловлено развитием современного среднего профессионального образования, требующей от педагогов гибкого реагирования на изменяющиеся образовательные запросы студентов и требования работодателей [1]. Заметим, что психологическое благополучие обучающихся связано с уровнем развития психологической компетентности преподавателя среднего профессионального образования.
К проблеме психологической компетентности педагогов в последние годы усилился интерес. Психологическая компетентность рассматривается одним из компонентов профессиональной компетентности педагога [2]. Н. В. Андроновой предложена концептуальная модель психологической компетентности учителя. В рамках данного исследования заслуживают особого внимания два её положения - это представления: 1) о психологической компетентности как личностного инструмента специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности; 2) об опосредствовании психологической компетентности содержанием профессиональной деятельности [2]. Е. А. Ковалевой обосновывается влияние психологической компетентности на развитие профессиональной деятельности педагогов [3]. И. А. Ганичевой, Э. Г. Патрикеевой установлены параметры профессиональной компетентности, способствующие повышению уровня психологических знаний педагогов - принятие обучающегося, психоэмоциональное состояние, самовосприятие, стиль преподавания, уровень субъективного контроля, определены направления развития компонентов психологической компетентности - стабилизация психоэмоционального педагогов, развитие самоприятия, совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности и повышение уровня субъективного контроля педагогов [4]. В психолого-педагогической литературе описаны детерминанты и условия разви-
тия психологической компетентности в системе общего [5; 6], дополнительного [6; 7] и профессионального образования [1; 4; 8] представителей различных профилей; определены содержание и структура профессиональной психологической компетентности. Так, А. Д. Алферов, представил её через совокупность знаний и умений, которыми должен обладать психологически компетентный учитель [9]; Н. Н. Плотникова в структуре психологической компетентности преподавателя выделила три компонента: когнитивный, аффективный, конативный [8]; Н. В. Андронова - интеллектуальный (психологические знания и психологическое мышление), практический (психологические умения и навыки) [2].
В рамках данного исследования особый интерес представляют публикации, посвящённые проблеме развития психологической компетентности представителей медицинского профессионального образования. Значимость формирования и развития психологической компетентности у специалистов медицинского профиля обосновывают Н. В. Копылова и Ю. В. Михайлюк [10]. Детерминанты формирования эмоционально-психологической компетентности как условия успешной профессиональной деятельности медицинских работников исследуют Г. В. Акименко, А. М. Селедцов, Ю. Ю. Кири-на, А. С. Яковлев [11]. Констатируется необходимость разработки моделей формирования профессиональных компетенций, психологического обоснования программ преподавания по дисциплинам профессионального цикла на основе исследования структуры психологической компетентности успешного профессионала [Там же]. Соглашаясь с позициями авторов, полагаем, что развитие психологической компетентности у студентов не будет эффективным без обладания ею преподавателями, которые во время учебного и внеу-чебного взаимодействия, решая различные ситуации, на личном примере способствуют формированию психологической компетентности у студентов и созданию тем самым условий для профессионального становления. Безусловно это требует от преподавателя способности к рефлексии, способности обучать рефлексии [12] и навыков конструктивного взаимодействия.
В связи с этим важным вопросом остаётся развитие психологической компетентности педагогов. В психолого-педагогической литературе описаны различные методы
развития психологической компетентности:
а) тьюторское сопровождение педагогов, которое осуществляется в процессе самообразования педагога, при повышении квалификации и при возникающих проблемах в организации образовательного процесса [7];
б) психологическая мастерская организуется для определения зоны развития педагогов, оказания им помощи в овладении новыми знаниями, новым опытом, навыками и приёмами эффективного взаимодействия в разных социальных ситуациях, в определении личностных особенностей участников коммуникации, их эмоционального состояния, выборе необходимой стратегии поведения посредством участия педагогов в «круглых столах», семинарах, ролевых играх, тренин-говых занятиях, групповых консультациях, совместного обсуждения проблем, дискуссии и пр. [13]; в) «школа педагогического мастерства», направленная на удовлетворение потребности преподавателей в непрерывном профессиональном образовании, организацию психолого-педагогической, методологической и методической поддержки процесса преподавания; внедрение эффективных образовательных и воспитательных технологий, обобщение опыта, внедрение новых техник взаимодействия в образовательный процесс, активизацию процесса сотрудничества, повышение творческого потенциала каждого педагога [14]; г) научно-методическая работа (лектории, курсы, тренинги) направлена на выявление состояния проблемы формирования психолого-педагогической культуры педагога, раскрытие содержание понятия «психологической культура», разработку представлений об условиях формирования психологической культуры педагога [5]; д) самообразование в онлайн формате в виде обучающих мероприятий (видеоконференции, онлайн-семинары, вебинары, электронные библиотеки и т. д. [15]; е) case-study - метод получения новых знаний, навыков при анализе конкретной ситуации, определение проблем и поиск эффективных решений для разрешения ситуаций [16-18].
Полагаем, что эффективным способом диагностики и развития психологической компетентности будет использование в педагогической деятельности таких образовательных приёмов, которые были бы максимально близки к ситуациям, встречающимся или возможным в реальной практической деятельности. В процессе развития пси-
холого-педагогических профессиональных компетенций может стать так называемый задачный подход, который в англоязычных публикациях получил название метода case-study [19-21]. Кейс-задания используют в качестве одного из инструментов оценки профессиональной компетенции педагогов [15; 19; 20]. Различают несколько видов кейсов: практический (отражают реальные случаи), обучающие (отрабатываются навыки), научно-исследовательский (привлекают к исследовательской деятельности). В данном исследовании использовались практические кейсы, структурированные под содержание психологической компетентности, рассматриваемое нами как совокупность умений, обеспечивающих понимание эмоционального состояния других и управление своими эмоциями, умений, обеспечивающих понимание разных способов решения проблем и действий, обеспечивающих решение проблем.
Методология и методы исследования.
Методологической основой исследования явились основные принципы отечественной психологии, в том числе личностный принцип, основные положения которого сформулированы С. Л. Рубинштейном. Кроме того, мы опирались на представления о психологической культуре личности И. В. Дубровиной [22], структуре психологической компетентности А. Д. Алферова [9] и о личност-но-профессиональном развитии субъектов образования Л. М. Митиной [23].
Методами изучения и развития психологической компетентности явились: а) теоретические методы, предполагающие теоретическое обобщения, которые обеспечили возможность рассматривать case-study как инструмент диагностики и развития психологической компетентности у педагогов; б) кейс-метод, обладающий диагностическим ресурсом [24]: нами было разработано более 20 кейс-ситуаций, описывающих реальные ситуации взаимодействия преподавателей и студентов в учебной и внеучебной деятельности; в) контент-анализ для оценки выполнения кейсов; г) количественный метод с использованием коэффициента Яни-са для определения доминирующей оценки педагогами - положительная, нейтральная, отрицательная - ситуаций, представленных в кейсах; д) метод экспертной оценки использовался для обеспечения валидности кейсов; е) формирующий эксперимент, на-
правленный на развитие психологической компетентности посредством предъявления кейсов, их анализа и последующей выработки решения.
Исследование проводилось в течение 2022-2023 учебного года. Общий объём выборки составил 51 человек - преподавателей медицинских колледжей региона в возрасте от 26 до 68 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Данное исследование направлено на изучение психологической компетентности и её развитие у преподавателей среднего профессионального образования медицинского профиля. Основными задачами были разработка кейс-ситуаций в соответствии со структурными компонентами психологической компетентности, их экспертная оценка, изучение и развития психологической компетентности у преподавателей медицинских учреждений среднего профессионального образования. Мы исходили из предположения о том, что кейс является эффективным средством диагностики и развития психологической компетентности, поскольку содержит описание реальной ситуации взаимодействия субъектов образования. С этой целью на первом этапе исследования нами были разработаны кейс-ситуации. В основу кейсов были положены реальные ситуации взаимодействия преподавателей и студентов медицинского колледжа в учебной и вне-учебной деятельности, исходя из структуры психологической компетентности. Приведём содержание ситуаций некоторых кейсов: 1. За 7 минут до окончания занятия преподаватель вызывает к доске Сергея. Он должен, используя алгоритм, изученный на занятии, составить программу. Прозвенел звонок. Преподаватель закончил занятие и попросил всех выйти из класса, а Сергея остаться и выполнить задание. Но студенты не уходят, а обступают Сергея, который стоит у доски, и говорят при этом: «Да ты что, совсем тупой?», «Здесь же совсем элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Сергея, и он просит преподавателя, что бы он попросил выйти из аудитории оставшихся студентов. Но преподаватель подходит к доске и говорит: «Ну что же, ты, Сережа даже простую программу не можешь правильно составить?». Студенты начинают смеяться, а Сергей - выбегает из аудитории. 2. На перемене в аудитории Кирилл и Мария громко спорят. Проходящий мимо преподаватель
выяснил, что юноша разбил новый телефон девушки. Кирилл уверяет, что это вышло случайно, а Мария требует деньги за разбитую вещь или же новый телефон. Преподаватель отчитал девушку за то, что она принесла в колледж дорогую вещь, дала её одногрупп-нику, а теперь его же и обвиняет. Кирилл молча стоял рядом, ему было неудобно, что Машу обвиняли в произошедшем. Но преподавателю он возразить не мог. 3. На практическом занятии преподаватель просит, тянущего руку студента, объяснить выполненное задание. Юноша начинает говорить, но при этом волнуется и начинает заикаться, и, чем больше он волнуется, тем сильнее заикание. Чтоб как-то справиться с волнением, студент замокает, возникает пауза. Преподаватель ждёт некоторое время, наблюдая за попытками студента преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он, наверняка, опять не сделал домашнее задание, что ему такое отношение к его занятиям надоело и он, скорее всего, будет ставить об этом в известность руководство учреждения. В подгруппе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Юноша пытается дальше продолжить объяснение алгоритма выполнения задания. Потом замолкает и тихо плачет. Прозвенел звонок, преподаватель закончил занятие и вышел из аудитории, так и не дослушав до конца объяснения студента.
Задания направлены на оценку компонентов психологической компетентности преподавателей посредством выявления отношения педагога к студентам, к коллегам в конфликтных ситуациях, определения эмоций, которые они испытывают при общении, распознавания отношений студентов друг к другу.
Каждая ситуация сопровождалась заданиями и вопросами (ко всем ситуациям вопросы были однотипными):
1. Определите эмоции, которые в данной ситуации переживает(ют) студент(ы).
2. Определите эмоции, которые в данной ситуации переживает преподаватель.
3. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, способы взаимодействия со студен-том(ами). Если бы Вы оказались в данной ситуации, то какими бы были Ваши действия?
4. Дайте оценку действий преподавателя. Если бы к Вам пришёл преподаватель -участник ситуации, и рассказал о случившемся, что бы Вы ему сказали?
5. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, способы Вашего взаимодействия со студенческой группой для решения проблемы?
6. Определите, какие умения необходимо формировать у преподавателя для решения проблемы.
7. Определите, кто из участников ситуации нуждается в поддержке и предложите варианты помощи.
Экспертная оценка кейсов осуществлялась студентами-бакалаврами, обучающимися на выпускном курсе направления «психолого-педагогическое образование» (п = 16): V = 0,73, внутренняя согласованность г = 0,81. Таким образом значение надёжности позволяет использовать кейс-ситуации для изучения психологической компетентности у преподавателей среднего профессионального образования.
Кроме того, на этом же этапе были составлены: а) классификатор, который включал категории анализа, соответствующие компонентам психологической компетентности: выбор категорий контент-анализа основывался на анализе понятий и умений, характеризующих психологическую компетентность преподавателя: умения, обеспечивающие понимание эмоциональных состояний других и управление своими эмоциями, умения, обеспечивающие понимание психологических способов решения представленной в кейсе проблемы, и действия, обеспечивающие её решение; б) регистрационная карточка для фиксации количества единиц счёта по соответствующим единицам анализа. По каждому умению/действию были сформулированы единицы анализа. Для кодировки материала использовались параметры: 1 - если в ответе присутствовало упоминание понятия или его синонима и 0 -если отсутствовало. Частота единиц распределялась по положительным, отрицательным и нейтральным суждениям, аргументам, оценкам, преобладающим в текстовых фрагментах преподавателей. Нами было рассмотрено 10 смысловых единиц, определяющих психологическую компетентность преподавателей, и для каждой единицы выявлялась частота упоминаний и удельный вес. Текст, который содержал ответ на задание и вопрос к кейсу, представлял собой количественную единицу счёта. Неинформативные текстовые фрагменты были исключены (в высказываниях респондентов не прослеживались
выделенные нами единицы): не зафиксированы были слова, суждения, характеризующие «взаимодействие с администрацией», поэтому данная единица была исключены из дальнейшего анализа.
На втором этапе исследования преподавателям колледжей были предложены для решения кейс-задания, производился контент-анализ, рассчитывалось значение коэффициента Яниса для установления соотношения оценок по выделенным категориям. Результаты исследования представлены в таблице.
Наибольшее количество слов, имеющих отношение к компонентам психологической компетентности и, соответственно, наибольший удельный вес (64,2 %) получила категория «Умения, обеспечивающие понимание эмоциональных состояний других и управление своими эмоциями». Были зафиксированы преобладание отрицательных оценок и суждений у преподавателей. При оценке эмоционального состояния студента преподаватели чаще (47 %) называют эмоции напряжения (гнев, злость, ярость), 19 % респондентов отметили самооценочные эмоции (стыд, вина, растерянность). 34 % преподавателей не называли эмоции, а описывали либо особенности участников ситуации, либо давали оценочные суждения.
При оценке эмоционального состояния преподавателя (какие эмоции переживает преподаватель), по всем ситуациям были зафиксированы слова, характеризующие проявление эмоций раздражения (гнев, ярость, досада, злость, раздражение). 25 % респондентов называют эмоции, 27 % - нет, 48 % - называют эмоции, не соответствующие ситуации, это может указывать на то, что преподаватели не распознают эмоции «своих коллег». При этом верно оценивают собственные эмоции («если бы они находились в этой ситуации») 23 % педагогов. В ответах педагогов преобладали следующие фразы: обучающийся специально выводит преподавателя; обучающийся не должен так делать; преподавателю не стоит вмешиваться, ребята сами разберутся; преподаватель всё делает правильно и т. д. Это может свидетельствовать о непонимании эмоциональных состояний участников ситуации. Результаты контент-анализа свидетельствуют о недостаточно выраженном умении понимать собственные эмоциональные состояния и состояния студентов и коллег.
Категории контент-анализа психологической компетентности преподавателя профессионального образования
Категории контент-анализа Единицы анализа Коэффициент Яниса (С)
Умения, обеспечивающие понимание эмоциональных состояний других и управление своими эмоциями Оценка эмоционального состояния студента - участника ситуации -0,48
Оценка эмоционального состояния преподавателя - участника ситуации -0,43
Оценка собственного эмоционального состояния -0,25
Умения, обеспечивающие понимание способов решения проблемы Оценка действий преподавателя - участника ситуации -0,16
Оценка действий студента - участника ситуации -
Оценка взаимодействия преподаватель - студент в представленной ситуации -
Действия, обеспечивающие решение проблемы Наличие рекомендаций конструктивного взаимодействия преподаватель - студент в представленной ситуации 0,32
Наличие рекомендаций конструктивного взаимодействия преподаватель - преподаватель в представленной ситуации -
Наличие приёмов, способов решения проблемы в представленной ситуации 0,21
Наличие ориентации преподавателя на работу со студентом в представленной ситуации -
При оценке действий педагогов, если бы он сам оказался в данной ситуации, во всех ситуациях 45 % преподавателей не смогли назвать действия, которые они могли бы применить (отмечали, что поступили также) и 20 % указали верные действия (успокоить, поддержать, дать возможность ответить на вопрос, позаниматься в спокойной обстановке). При оценке действий преподавателя, характеризующих взаимодействие в диаде «преподаватель - студент», наличие приёмов и способов решения проблемы 30 % респондентов написали: обратиться к психологу, необходимо выслушать студента, поговорить вне аудитории, поработать со студентом индивидуально, проявлять профессиональную этику, посоветовала быть терпимее, сдержаннее. 27 % не находили правильных слов или указывали: не вмешиваться в ситуацию, не отвечать на посторонние вопросы, надо сгладить конфликт, но без конкретных действий. При намерении использовать группу для конструктивного решения ситуации 37 % преподавателей не намерены этим воспользоваться, 35 % - предлагали свои варианты (просьба помощи группы студенту, проявлять корректное отношение к студентам, быть терпимее). Основное умение, которое необходимо формировать у преподавателя, большинство называло - быть стрессоустойчивым, лишь пятая часть называла умение разрешать конфликты и умение реагировать на «провокации» студентов. При ответе на вопрос о вариантах помощи участникам си-
туации, преподаватели дублировали свои ответы при назывании своих действий (обратиться к психологу, необходимо выслушать студента, поговорить вне аудитории, поработать со студентом индивидуально).
Таким образом, анализ решений кейс-ситуаций показал, что умения и действия, определяющие содержание психологической компетентности, недостаточно представлены у преподавателей среднего профессионального образования. Это позволяет прогнозировать психологическое неблагополучие участников образовательных отношений и ставит задачу развития психологической компетентности у преподавателей.
1. На третьем этапе исследования, исходя из опыта, представленного в научных публикациях [4; 5], и личного опыта [7] с целью развития психологической компетентности педагогов была разработана и проведена серия мероприятий «Есть проблема? Есть решение!» на основе игровой технологии, в которых принимали участие педагоги и студенты, каждые в составе своих команд. Участникам предлагались разработанные нами кейс-ситуации (по аналогии с ситуациями, использованными на первом этапе исследования), направленные на развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях и навыков продуктивного взаимодействия в реальных жизненных и учебных ситуациях. Приведём примеры некоторых ситуаций: 1. Вы пришли в аудиторию зара-
нее и увидели, что двое студентов (один из них староста) исправляют в журнале оценку. Ваши действия в данной ситуации. 2. У Вас натянутые отношения с коллегой (одно-группником). Причины таких отношений Вам не ясны, но Вы хотите нормализовать отношения. Ваши действия в данной ситуации. 3. Вы постоянно, на 5-10 минут опаздываете на работу (занятия). Вам регулярно делают замечания, сказав при этом, что если опоздаете ещё раз, то будут применены меры наказания. Ваши действия в данной ситуации. Каждая ситуация предполагала поиск ответов на поставленные вопросы, анализ (распознавание) эмоционального состояния участников ситуации, поиск способов решения проблем и действий, обеспечивающих решение проблем, что ориентировано на развитие умений, составляющих содержание психологической компетентности: умений обеспечивающих понимание эмоционального состояния других и управление своими эмоциями, умений, обеспечивающих понимание разных способов решения проблем и действий, обеспечивающих решение проблем.
Первоначально для участников мероприятий были подготовлены чек-листы, информационные буклеты, содержащие сведения об эмоциональных состояниях, способах управления эмоциями, конструктивного поведения в конфликте, эффективного общения, принятия решений, аргументации. Затем в течение трёх месяцев организовывались игровые ситуации с участием двух команд (по 7 человек в каждой). Некоторые ситуации предполагали «проигрывание» ролей участников предложенных ситуаций. Основные задачи, которые мы ставили перед участниками - выявить позитивные и негативные моменты в действиях/высказываниях участников ситуации, сформулировать не
менее 5 идей - вариантов действий и аргументировать одну, которая может быть оптимальной в предложенной ситуации.
Мероприятия способствовали приобретению участниками: а) опыта управлять текущими событиями, развивать отношения друг с другом, последовательно излагать точку зрения и защищать свои взгляды, вести дискуссию, выбирать из множества предложенных идей наиболее оптимальные; б) навыков конструктивного поведения в конфликте; в) умений слушать и слышать другого, понимать интересы разных сторон в конфликте; умений корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умений принятия решений и осуществление осознанного выбора. Контент-анализ решаемых педагогами ситуаций обнаружил качественно положительную динамику в объяснении ситуаций.
Заключение. В процессе исследования была проведена, во-первых, оценка умений педагогов, составляющих содержание психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования медицинского профиля: умений, обеспечивающих понимание эмоционального состояния других и управление своими эмоциями и умений, обеспечивающих понимание разных способов решения проблем. Кроме того, оценивались действия, обеспечивающие конструктивное решение проблемы. Результаты проведённого исследования позволили разработать серию мероприятий, предусматривающих развитие психологической компетентности посредством игровой технологии и совместной деятельности преподавателей и студентов. Полученные результаты указывают на перспективность использования стратегий обучения «с опорой на опыт коллег» и «обучение действием» в развитии психологической компетентности использовать.
Список литературы
1. Саитбаева Э. Р., Колганова М. В. К вопросу об управлении развитием профессиональной компетентности преподавателя колледжа // Вопросы педагогики. 2018. № 3. С. 84-87.
2. Андронова Н. В. Психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности учителя // Вестник Мордовского университета. 2011. Т. 21, № 2. С. 166-172.
3. Ковалева Е. А. Психологическая компетентность педагога как фактор развития его профессиональной деятельности // Ученые записки ИУО РАО. 2019. № 1. С. 29-32.
4. Ганичева И. А., Патрикеева Э. Г Изучение профессиональной психологической компетентности педагога // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 49-53. DOI: 10.25586^и.НЕТ.19.11.Р49.
5. Сухова О. В. Условия формирования психологической культуры учителя в современно.й школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 7. С. 238-244.
6. Хребина С. В., Зверева Р. Г. Особенности развития психологической компетентности педагогов в сфере дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 299-302.
7. Скорова Л. В. К вопросу о развитии психологической культуры врачей в системе дополнительного образования // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2015. № 4. С. 87-90.
8. Плотникова Н. Н. Модель психологической компетентности будущих педагогов в контексте модернизации образовательных стандартов профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10. С. 16-24.
9. Алферов А. Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 166-120.
10. Копылова Н. В., Михайлюк Ю. В. Психологические характеристики коммуникативной компетентности студентов медицинских специальностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 1. С. 84-94. DOI: 10.26456/vtpsyped/2022.1.084.
11. Акименко Г В., Селедцов А. М., Кирина Ю. Ю., Яковлев А. С. Детерминанты формирования эмоционально-психологической компетентности в профессионально-личностном становлении студентов-медиков. Текст: электронный // Дневник науки. Электронный научный журнал. 2022. № 12. URL: http://www.dnevniknauki.rU/images/publications/2020/8/pedagogics/Akimenko_Seledtsov_Kirina.pdf (дата обращения 21.06.2023).
12. Эзри Г. К. К вопросу о психологической компетентности преподавателя экономики СПО // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-1. С. 210-214. DOI: 10.24412/25001000-2021-4-1-210-214.
13. Некрасова Н. Повышение социально-психологической компетентности педагогов Психологическая мастерская // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010. № 5. С. 39-43.
14. Аверкиева Е. Н. «Школа педагогического мастерства»: программа повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов // Методист. 2018. № 8. С. 37-38.
15. Nur'aini R. D. Penerapan metode studi kasus Yin dalam penelitian arsitektur dan perilaku // Jurnal Teknik Sipil dan Arsitektur. 2020. Vol. 16, no. 1. P. 92-104. DOI: 10.21831/inersia.v16i1.31319.
16. Абрамова Н. С., Колдина М. И., Ваганова О. И. Кейс-технологии в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 11-14.
17. Голубева Н. В. Кейс-метод в сценке профессиональных и социально-психологических компетенций персонала // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 7. С. 81-92.
18. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании. Текст: электронный // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii?ysclid= lm5l9oqq3116005684 (дата обращения: 21.05.23). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-24.
19. Yin R. K. Case study research: design and methods. 5th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014. 282 p.
20. Guetterman T. C., Fetters M. D. Two methodological approaches to the integration of mixed methods and case study designs: a systematic review // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62, no. 7. P. 900918. DOI: 10.1177/0002764218772641.
21. Onghena P., Maes B., Heyvaert M. Mixed methods single case research: state of the art and future directions // Journal of Mixed Methods Research. 2019. Vol. 13, no. 4. P. 461-480. DOI: 10.1177/1558689818789530.
22. Дубровина И. В. Психологическая культура личности // Развитие личности. 2011. № 4. С. 59-77.
23. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, № 2. С. 9-19.
24. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 2. С. 456-465. DOI: 10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465.
Информация об авторах
Скорова Лариса Владимировна, кандидат психологических наук; Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1); [email protected]; https://orcid. org/0000-0002-7849-8625.
Дьякова Наталья Николаевна, преподаватель, Тайшетский медицинский техникум (665009, Россия г. Тайшет, ул. Горького, 7); [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-6267-1596.
Вклад авторов в статью
Скорова Л. В. - разработка дизайна исследования, сбор эмпирического материала, анализ и интерпретация данных, создание кейсов, написание и редактирование статьи.
Дьякова Н. Н. - сбор эмпирического материала, обработка и анализ данных, создание кейсов, их апробация.
Для цитирования
Скорова Л. В., Дьякова Н. Н. Case-study в оценке и развитии психологической компетентности преподавателей среднего профессионального образования (на примере медицинских образовательных учреждений) // Учёные записки ЗабГУ. 2023. Т. 18, № 3. С. 70-80. DOI: 10.21209/2658-7114-202318-3-70-80.
Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования 27.06.2023;
принята к публикации 29.06.2023.
References
1. Saitbaeva, E. R., Kolganova, M. V. On the issue of managing the development of professional competence of a college teacher. Issues of Pedagogy, no. 3, pp. 84-87, 2018. (In Rus.)
2. Andronova N. V. Psychological competence as a component of teacher's professional competence. Bulletin of Moscow, no. 2, pp. 166-172, 2011. (In Rus.)
3. Kovaleva, E. A. Psychological competence of a teacher as a factor in the development of his professional activity. Scholarly Notes of IUO RAO, no. 1, pp. 29-32, 2019. (In Rus.)
4. Ganicheva, I. A., Patrikeeva, E. G. The study of professional psychological competence of a teacher. Higher education today, no. 11, pp. 49-53, 2019. (In Rus.)
5. Sukhova, O. V. Conditions for the formation of the psychological culture of a teacher in a modern school. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 7, pp. 238-244, 2010. (In Rus.)
6. Khrebina, S. V., Zvereva R. G. Peculiarities of development of psychological competence of teachers in the field of additional education. Problems of modern teacher education, no. 75-1, pp. 299-302, 2022. (In Rus.)
7. Skorova, L. V. On the development of the psychological culture of doctors in the system of additional education. Bulletin of the East Siberian Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, no. 4, pp. 87-90, 2015. (In Rus.)
8. Plotnikova, N. N. Model of psychological competence of future teachers in the context of modernization of educational standards of vocational education. News of the Volgograd State Pedagogical University, no. 10, pp. 16-24, 2021. (In Rus.)
9. Alferov, A. D. Experience and problems of improving the psychological competence of a teacher. Questions of psychology, no. 4, pp. 166-120, 1989. (In Rus.)
10. Kopylova, N. V., Mikhailyuk, Yu. V. Psychological characteristics of communicative competence of students of medical specialties. Bulletin of the Tver State University, no. 1, pp. 84-94, 2022. (In Rus.)
11. Akimenko, G. V., Seledtsov, A. M., Kirina. Yu. Yu., Yakovlev A. S. Determinants of the emotional and psychological competence formation in the professional and personal development of medical students. science diary, no. 12, 2022. Web. 20.05.2023. URL: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2020/8/ pedagogics/Akimenko_Seledtsov_Kirina.pdf (In Rus.)
12. Ezri, G. K. Determinants of the emotional and psychological competence formation in the professional and personal development of medical students. International Journal of the Humanities and Natural Sciences, no. 4-1, pp. 210-214, 2021. (In Rus.)
13. Nekrasova, N. Improving the socio-psychological competence of teachers Psychological workshop. Social Pedagogy in Russia. Scientific and methodical journal, no. 5, pp. 39-43, 2010. (In Rus.)
14. Averkieva, E. N. «School of pedagogical excellence»: a program to improve the professional and pedagogical competence of teachers. Methodist, no. 8, pp. 37-38, 2018. (In Rus.)
15. Nur'aini, R. D. Application of the Yin case study method in architectural and behavioral research. Journal of Civil and Architectural Engineering, no. 1, pp. 92-104, 2020. (In Engl.)
16. Abramova, N. S., Koldina, M. I., Vaganova, O. I. Case technologies in vocational education. Problems of modern pedagogical education, no. 58-3, pp. 11-14, 2018. (In Rus.)
17. Golubeva, N. V. Case method in assessing the professional and socio-psychological competencies of personnel. Bulletin of the Moscow State Linguistic University, no. 7, pp. 81-92, 2013. (In Rus.)
18. Gruzkova, S. Yu., Kamaleeva, A. R. Case method: the history of the development and use of the method in education. Modern studies of social problems, no. 6, 2013. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-24. (In Rus.)
19. Yin, R. K. Case study research: design and methods. 5th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014. (In Engl.)
20. Guetterman, T. C., Fetters M. D. Two methodological approaches to the integration of mixed methods and case study designs: a systematic review. American Behavioral Scientist, no. 7, pp. 900-918, 2018. (In Engl.)
21. Onghena, P., Maes, B., Heyvaert, M. Mixed methods single case research: state of the art and future directions. Journal of Mixed Methods Research, no. 4, pp. 461-480, 2019. (In Engl.)
22. Dubrovina, I. V. Psychological culture of personality. Personal development, no. 4, pp. 59-77, 2011. (In Rus.)
23. Mitina, L. M. Personal and professional development of a teacher: modern understanding and innovative practice. Bulletin of practical psychology of education, no. 2, pp. 9-19, 2022. (In Rus.)
24. Skorova, L. V., Kachimskaya, A. Yu., Yakusheva, Yu. A. Diagnostic resource of the case method in assessing the readiness of future teachers to ensure psychological safety. Bulletin of the Kemerovo State University, no. 2, pp. 456-465, 2021. (In Rus.)
Information about authors
Skorova Larisa V, Candidate of Psychology, Irkutsk State University (1, Karl Marx str., Irkutsk, 664003, Russia); [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7849-8625.
Diakova Natalia N. Teacher, Taishet Medical School (7, Gorkogo str., Taishet, 665009, Russia); natalya. [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-6267-1596.
Contribution of authors to the article
Skorova L. V. - research design development, collection of empirical material, analysis and generalization of materials, creation of case studies, article writing and editing.
Dyakova N. N. - collection of empirical material, data processing and analysis, creation of cases, their approbation.
For citation
Skorova L. V., Dyakova N. N. Case-Study in the Assessment and Development of Psychological Competence of Teachers of Secondary Vocational Education (on the example of medical educational institutions) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2023. Vol. 18, no. 3. P. 70-80. DOI: 10.21209/2658-7114-2023-18-3-70-80.
Received: May 25 2022; approved after reviewing June 27 2023;
accepted for publication June 29 2023.