УДК 332.1(470
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
А. А. Саркисянц
Воронежский государственный университет
Здоровье населения — один из важнейших элементов социального, культурного и экономического развития государства. Здоровье нации в значительной степени определяется состоянием и эффективностью системы здравоохранения и социальной защиты населения, в особенности работающего. При этом надо иметь в виду, что только одна система здравоохранения не в состоянии обеспечить выполнение комплексных программ по укреплению здоровья населения.
В данной статье рассматривается практическая значимость и роль санаторно-курортного лечения в восстановлении здоровья и его профилактике, а также повышения качества трудовых ресурсов.
Одна из важнейших социальных обязанностей государства — поддержание здоровья своих граждан. Ресурсы здоровья нации являются тем капиталом, на основе которого возможен устойчивый экономический рост.
Ухудшение здоровья, сверхсмертность, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, ставит под сомнение возможность достижения темпов экономического роста, необходимых для развития России: численность населения за 1992—2004 гг. сократилась на 4 %, уровень заболеваемости за этот период увеличился на 14 % [8].
Негативные изменения в состоянии здоровья населения в первую очередь отражаются на качестве трудовых ресурсов. Эффективность функционирования рабочей силы определяется такими показателями, как степень вовлечения работников в производство, использование годового фонда рабочего времени, производительность труда. Из-за ухудшения здоровья все перечисленные показатели снижаются. В 1995—2004 гг. 120 тысячам работников поставлен диагноз профзаболевания, 97 % из них стали хрониками, т. е. потенциальными инвалидами [2]. В результате заболеваний работников ежегодно теряется 10—15 % рабочего времени [5].
Здоровье нации в значительной степени зависит от двух причин:
- заботы индивида о собственном здоровье;
- уровня развития системы здравоохранения.
Что касается заботы индивида о собственном
здоровье, необходимо создание такой социальной среды, которая способствовала бы формированию общественного и индивидуального осознания личной ответственности за свое здоровье. Формиро-
© Саркисянц А. А., 2007
вание такого сознания может выражаться в политике приоритета здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
На эффективность системы здравоохранения повлияли практически все факторы, обусловленные переходом к рыночным формам хозяйствования. Надежды на повышение ее эффективности за счет введения системы обязательного медицинского страхования (ОМС) оправдываются не в полной мере: при росте расходов системы ОМС в 2000— 2003 гг. на 75 % уровень смертности трудоспособного населения возрос на 22 %, продолжительность жизни сократилась на 1 %1. В результате сформировались условия, не способствующие росту эффективности здравоохранения и, соответственно, нормальному воспроизводству здоровья.
В существовавшей ранее системе здравоохранения важное место уделялось профилактике и реабилитации больных. Планомерная деятельность в этих направлениях позволяла обеспечить приемлемый уровень качества трудовых ресурсов при минимизации общественных затрат на лечение.
Реализация приоритетов системы здравоохранения предполагает применение современных технологий оценки и восстановления здоровья. Ее ведущим звеном можно считать санаторно-курортное дело, выполняющее такую социальную функцию, как профилактика заболеваемости населения. Профилактическое направление наиболее актуальное и перспективное в решении задачи укрепления общественного здоровья.
Эффективность лечения в санаторно-курортных учреждениях (СКУ) достаточно высока и позволяет сократить количество дней нетрудоспособности в 2,3—3 раза, уменьшить выплату посо-
1 Рассчитано автором на основе данных Минздрава и соцразвития РФ.
бий по временной нетрудоспособности в 1,8—2,6 раза, снизить потребность в госпитализации в 2,4 раза, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6—3 раза, снизить ущерб производству в связи с заболеваемостью персонала в 2—3 раза. [4] По данным В. Т. Кочмо-ла [1], А. Соколова [6] и др., после санаторного этапа долечивания больных с инфарктом миокарда, нарушениями мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других, значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации. Доказано, что в условиях санатория достигаются наилучшие показатели в реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в оздоровлении часто болеющих детей и лиц, проживающих в экологически неблагоприятных регионах [4, 6].
Вместе с тем, несмотря на рост общей заболеваемости населения, число СКУ за 1990—2005 гг. сократилось на 35 %. [8] Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, потребность в услугах СКУ не только не уменьшилась, но резко возросла, с другой — низкий платежный спрос тормозит их развитие и совершенствование. Все это ведет к ухудшению качества трудовых ресурсов как в силу отсутствия периодичности санаторного лечения, так и в связи с ухудшением деятельности структур, предоставляющих реабилитационные и профилактические услуги, прежде всего санаториев. Материальная база СКУ за годы экономического кризиса пришла в упадок. Даже при значительном сокращении количества СКУ, их мощность эффективно используется только на 70 %.
Представляется, что в целях повышения качества здоровья населения необходимо регулирование санаторно-курортного рынка, прежде всего, в следующих сферах.
1. Распределение санаторно-оздоровительных услуг. Необходимо усовершенствовать систему обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищенных групп населения страны, предусмотрев установление предельной стоимости социальных путевок. Санаторно-курортное лечение стало недоступно для некоторых слоев населения — средняя стоимость путевки на 21 день составляет 15 тыс. рублей без учета затрат на дорогу и дополнительных расходов.
2. Качество предоставляемых услуг. Необходимо «увязывать» его со стоимостью путевок. В условиях рыночной экономики важно как можно
быстрее выйти на уровень мировых стандартов работы, ускорить реконструкцию номерного фонда, довести его до требований европейских стандартов. В связи с этим необходимо переходить на добровольную систему сертификации и лицензирования услуг предприятий санаторно-курортной отрасли с присвоением класса учреждения от 1 до 5 звезд. (Известно, что такая система разработана — «Система добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услуг», держателем которой является ФГУП «ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» Госстандарта РФ.).
3. Подбор места лечения. Эффективность лечения в санаториях зависит во многом от подбора здравниц. При подборе санатория или курорта необходима оценка не только «букета болезней» пациента и, соответственно, противопоказаний, но и допустимого предела адаптации. Целесообразно, чтобы организацией санаторно-курортного оздоровления и лечения занимались специализированные агентства или консультативные центры по подбору здравниц, тесно связанные с медицинскими учреждениями или имеющие в своем составе квалифицированные кадры, осуществляющие медицинские консультации.
4. Продвижение санаторно-курортных услуг. Важной составляющей продвижения курортного продукта на рынок является информационная поддержка. За последние пятнадцать лет в стране выросло поколение, которое слабо разбирается в преимуществах санаторно-курортного лечения. У граждан в возрасте 30—45 лет оно ассоциируется с отдыхом в отелях на побережьях Турции, Египта и т.д.
Необходима широкая рекламная кампания на региональном и федеральном уровнях с одновременным образованием единого фонда рекламы для всех санаториев. При разумном ведении рекламной кампании и оперативной деятельности маркетинговых служб потенциальный сегмент санаторно-курортного рынка, с учетом имеющегося коечного фонда, будет составлять порядка 6 млн человек в год.
Эффективное решение всех этих вопросов возможно, при создании дееспособного органа управления отраслью в Минздраве и соцразвития РФ. При нем должен действовать информационный центр, аккумулирующий всю информацию о курортах по разной тематике, в том числе и по проблемам отрасли. Реакция на возникающие проблемы должна быть своевременной.
Развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации положительно скажется на состоянии здоровья населения (уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, повышении качества трудовых ресурсов, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах). С другой стороны, оно будет способствовать улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности рекреационных регионов, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кочмола В. Т. Экономические показатели эффективности курортного лечения в Кисловодске больных ревматизмом с минимальной активностью процесса / Кардиологическое отделение кафедры специализации и усовершенствования врачей Кисловодской клиники им. В. И. Ленина. — Кисловодск. — 1969.
2. Нахабинцев А. Хватит ли здоровья удвоить ВВП? / А. Нахабинцев // Российская газета. — № 9. — 2004.
— С. 4—5.
3. Истошин Н. Г. Особенности организации работы, проблемы и перспективы развития санаторно-курортных учреждений Северо-Кавказского Зонального Управления специализированных санаториев Минздрава РФ в новых социально-экономических условиях / Н. Г. Исто-шин // Материалы научно-практической конференции 20—23 мая 2003 г. — Пятигорск, 2003. — С. 20—22.
4. Пальцев Н. И. Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи / Н. И. Пальцев // Материалы научно-практической конференции 20—23 мая 2003 г. — Пятигорск, 2003. — С. 7.
5. Гельман М. Профилактическая медицина как значимый фактор устойчивого развития экономики / М. Гельман // Профилактика — (http://www.pv.derrick.ru)
6. Соколов А. Как оценивать эффективность санаторно-курортного лечения? / А. Соколов // RATA-news
— (http://www.sankur.ru)
7. Приложение к докладу рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития курортно-рекреационного комплекса Российской Федерации / Курортные ведомости.
— 2005. — № 2 (29).
8. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России. — 2005. — С. 280—284.
Принято в печать 21 декабря 2006 г.