УДК 794.1
DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-160-171
Семенова Татьяна Борисовна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Государственный Эрмитаж. Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34, 190000. [email protected]. ORCID: 0009-0004-0216-548X
Senenova, Tatyana Borisovna, PhD in Art History, leading researcher. The State Hermitage Museum, 34 Dvortsovaia emb., 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]. ORCID: 0009-0004-0216-548X
БЮРО ДЛЯ ПЕТРА I, ЕКАТЕРИНЫ II ИЛИ Г. ОРЛОВА? РЕДКАЯ МЕБЕЛЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА
A BUREAU FOR PETER I, CATHERINE II OR G. ORLOV? RARE FURNITURE FROM THE HERMITAGE COLLECTION
Аннотация. Статья посвящена атрибуции шкафа-бюро из коллекции Эрмитажа, загадочность которому придавали три декоративных бронзовых медальона с портретами Генриха IV, герцога Сюлли и Петра I. В результате исследований оказалось, что этот предмет был выполнен французским мебельщиком Рене Дюбуа в период между 1765-70 годами, а заказчицей являлась Екатерина II. Выяснились увлекательные эпизоды бытования редкого предмета мебели, связанные как с личной жизнью русской императрицы, так и с ее политическими амбициями. Бюро было приобретено для Григория Орлова, но затем переделано по замыслу императрицы для того, чтобы разместить в нем коллекцию медалей, посвященную первому российскому императору. Именно поэтому на фасаде появился бронзовый медальон с портретом Петра Великого, который впоследствии и стал причиной появления ошибочного мнения, возникшего у Николая I, о том, что бюро принадлежало его великому предку и является петровской реликвией.
Ключевые слова: Рене Дюбуа, Генрих IV, Сюлли, Екатерина II, Григорий Орлов, Петр I, Эрмитаж, Мраморный дворец.
Abstract. The paper offers an attribution of a bureau from the collection of the State Hermitage. Three bronze medallions with portraits of Henri IV, duc de Sully and Petr I decorating it perplexed researchers. I discovered that it was made by a French furniture-maker René Dubois between 1765 and 1770 and it was commissioned by Catherine II. The paper reveals curious episodes from the history of this rare piece of furniture, connected both with the private life of the Empress and her political ambitions. The bureau was acquired for Grigorii Orlov, but later remodeled according to Catherine's plan to accommodate the collection of the medals devoted the first Russian Emperor. For this reason a bronze medallion with the portrait of Peter the Great was placed on its façade. Later it made Nicolas I think that that the bureau belonged to his great forerunner and is a Petrine relic.
Keywords: René Dubois, Henry IV, Duke of Sully, Catherine the II, Peter the Great, Hermitage museum, Marble Palace.
Среди предметов богатой коллекции мебели Эрмитажа к загадочным экспонатам, несмотря на то, что они долгое время находятся в стенах музея, относится шкаф-бюро (инв. № Эпр-5237. Высота - 236 см, ширина - 179 см, глубина - 83 см, илл. 1). Странность ему придают особенности внутренней конструкции, а также декоративные элементы в виде трех портретных медальонов с изображением французского короля Генриха IV, его сподвижника герцога Сюлли и российского императора Петра I. Окончательным толчком к изучению и раскрытию тайн этого предмета стала статья под названием «Образ Генриха IV, созданный Гийомом Дюпре, в декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII века», опубликованная в 2019 г. [8, р. 119-137].
Типологически данное изделие принадлежит к шкафам-бюро, которые появились в Англии в начале XVIII в., и в течение столетия распространились по всем странам Европы. Традиционно такая форма мебели представляла собой соединение бюро на низких ножках с откидной крышкой и расположенными внизу большими выдвижными ящиками с книжным шкафом, помещенным сверху. Ширина шкафа обычно совпадала с шириной бюро.
Однако эрмитажный шкаф-бюро имеет нестандартно
большие размеры. Конструкция также необычна. Средняя часть состоит из установленного на высокие ножки трёхчастного корпуса с откидными крышками, за которыми расположены планшеты для хранения гемм или нумизматики вместо традиционных полок для письменных принадлежностей (илл. 2). Причем боковые крышки застеклены и имеют волнистую форму (илл. 3). Средняя часть бюро сзади также фанерована полированным деревом и имеет по бокам дверцы, открывающие доступ к планшетам. Высокий, более узкий, чем само бюро, книжный шкаф установлен на бюро и фланкирован двумя низкими шкафчиками, внутри которых также расположены низкие планшеты.
Помимо этих планшетов, которые начиняют бюро, удивительным является и появление в декоре трех портретов знаменитых политических лидеров из истории Франции и России (илл. 4, 5, 6). Причем медальон с портретом Петра I крупнее, имеет форму круга и помещен в центре, на откидной крышке, а два других — с портретом Генриха IV и герцога Сюлли, — меньше, обладают яйцевидной формой и расположены по бокам на дверцах верхних боковых шкафчиков1. При этом, медальоны с героями французской истории выполнены иначе. Они слегка вогнуты, а в композицию портретных изображений
Илл. 1. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро с портретами Генриха IV, герцога Сюлли и Петра I. 1765-1770. Дуб, черное дерево, палисандр, золоченая бронза, зеркала, бархат. Гос. Эрмитаж. Инв. № Эпр-5237.
Илл. 2. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро в раскрытом виде.
Илл. 3. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро. Раскрытые правое боковое отделение и верхний шкафчик.
включены окружающие их лавровые ветви, в то время как медальон с портретом Петра I имеет плоскую оборотную сторону, высокий, украшенный бусинами, ровный бортик, и фланкирован отдельными накладками в виде лавровых ветвей.
При частичном демонтаже бюро были выявлены существенные переделки, которые, однако, коснулись только средней части деревянной конструкции. Оказалось, что первоначально этот предмет представлял собой традиционный письменный стол-бюро, за средней крышкой которого, вместо существующих ныне планшетов, располагались в два яруса полки для бумаг, разделенные фигурными перегородками. Боковые застекленные секции, по-видимому, также имели спереди открытые полочки, а планшеты располагались за ними. Возможно, что дверцы, расположенные сзади, служили именно для удобного к ним доступа.
Изделие выполнено согласно традиции французской мебельной школы — фанеровано черным деревом и обильно украшено накладками из бронзы ртутного золочения высокого качества с изящной чеканкой и полировкой.
Этот вывод окончательно подтвердился, когда сверху на крышке книжного шкафа было обнаружено клеймо — I. DUBOIS, принадлежавшее известному мастеру XVIII века Жаку Дюбуа (Jacques Dubois, 1694-1763)2. Второй, стоявший рядом знак JME (Jurande des Menusiers Ebenistes — жюри краснодеревщиков) является клеймом гильдии мебельщиков3.
Однако известно, что клеймом Жака Дюбуа без каких-либо изменений также пользовался и его сын Рене Дюбуа (René Dubois, 1737-1799).
Творчество обоих мебельщиков принадлежит к золотому фонду французского искусства XVIII века. Старший — Жак Дюбуа — прославился как яркий мастер рококо. Несмотря на то, что звание мастера получил лишь в 1742 г. в возрасте 48 лет, был одним из выдающихся эбенистов, услугами которого, наряду с Бернаром ван Ризенбургом и Жозефом Баумхауэром пользовался двор Людовика XV, например, мадам Елизавета, дочь Людовика XV, вышедшая замуж за герцога Пармского [11, p. 295-302; 10, p. 312-322].
Из его творческой биографии весьма интересен факт, который говорит о наличии коммерческих связей между мебельщиком и заказчиками из Восточной Европы. Он относится, пожалуй, к самому известному произведению мастера — угловому шкафу (ныне — в музее Поля Гетти), выполненному для польского военачальника графа Яна Клеменса Браницкого (Branicki), служившего при русском дворе (илл. 7). Пышный дизайн этого монументального изделия, по-видимому, основан на рисунке Николя Пино, работавшего с 1716 до 1727 гг. в новой русской столице [9].
Рене Дюбуа стал хозяином мастерской после смерти отца и успешно работал в течение двадцати лет в стиле неоклассицизма, использовав старое клеймо. В начале 1780-х гг. он посвятил себя торговле мебелью и затем полностью прекратил дело накануне революции 1789 г.4 В его работах, которые находятся в крупнейших музеях мира, нетрудно заметить яркий талант и оригинальность художественных решений.
К таким образцам относится секретер-кабинет, увенчанный часами из коллекции поместья Уоддесдон (Waddesdon Manor), Бэкингемшир, Англия. Это странное и амбициозное произведение, датируемое 1770 г., поражает своими огромными размерами [15]. Удивительно и его художественное решение, не имеющее ничего общего с другими работами мастера.
К работам в духе неоклассицизма относятся предметы, которые ныне находятся в художественном музее Кливленда (Cleveland Museum of Art, илл. 8-9). Они датируются 17651770 годами, выполнены с использованием черного дерева, японского лака, и, конечно, золоченой бронзы, блестящим исполнителем которой был еще отец Рене — Жак Дюбуа.
В коллекции музея Метрополитен находится секретер, выполненный в стиле шинуазри в 1770-1775 гг., а в коллекции Уоллес — комод, датируемый 1765 годом, изготовление которого связывали с Марией Антуанеттой или мадам де Помпадур, однако факты не подтвердились (илл. 10) [14].
Все же, сочетание роскошных материалов, среди которых подлинный японский лак, золоченая бронза, выполненная по оригинальным моделям, наводит на мысль, что это был важный заказ. Некоторые элементы декора, такие как сирены, установленные по углам, были созданы по рисунку одного из выдающихся архитекторов второй половины XVIII века Шарля де Вайи, сыгравшего важную роль в развитии goût-grec (греческого вкуса) и неоклассического стиля.
С творчеством этого архитектора, по-видимому, связано еще одно произведение, обладающее клеймом Р. Дюбуа — комплект из письменного стола с чернильницей и картоньером, который датирован временем около 1765 г. (илл. 11-13). Его декор состоит из зеленого лака и золоченой бронзы (Инв. № 330, 178, 287) [16]. По аналогии с комодом, который украшен теми же фигурками сирен, что и данный письменный стол, проект всего комплекта также приписывается Шарлю де Вайи. Но для наших рассуждений важность составляет тот факт, что творчество Ш. де Вайи привлекало внимание Екатерины II, по заказу которой в 1772 г. архитектор выполнил проект «дома в античном вкусе» — павильона в виде увенчанного куполом центрического здания.5
Отметим также, что в коллекции Уоллес хранится ценный документ — записка, сопровождающая покупку этого комплекта в июне 1866 г. и составленная лондонским дилером Фредериком Дэвисом, на которой имеется пометка, сделанная рукой покупателя — лорда Хартфорда. В ней сообщается, что данная мебель была увезена в Россию по велению Екатерины II и подарена ею великому князю Павлу Петровичу для учебных работ, который позже, в свою очередь, подарил эти вещи своему другу князю Александру Борисовичу Куракину, у потомков которого торговец Ф. Дэвис купил комплект в Санкт-Петербурге6.
Декор всех предметов комплекта, действительно, вызывает мысль о неких скрытых в нем смыслах. Например, картоньер увенчан скульптурной композицией, которая изображает стоящих на пьедестале в объятиях друг друга Купидона и Психею, и сидящих под ними аллегорические фигуры Войны и Мира. Шкаф, на котором расположена секция картотеки, украшен бронзовыми накладками в виде трофеев. Чернильница с обеих сторон декорирована рострами кораблей.
Приведенные факты могут служить косвенными подтверждениями для того, чтобы, с большой долей вероятности, связать историю данного заказа с Россией.
Изделиями, важными для изучения нашего шкафа-бюро, является пара низких шкафов из коллекции Уоллес (илл. 14). Первоначально они имели дверные рамы, заполненные в центре медной проволочной сеткой, но затем появились глухие двери, которые позже, до 1798 г., были украшены инкрустацией оловом и латунью с изображениями античных богинь. Пример истории бытования данных шкафов показывает, насколько серьезными могли быть переделки мебели еще в XVIII в. [12].
Илл. 4. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро. Медальон с портретом Петра I. Золоченая бронза.
Илл. 5. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро. Медальон с портретом Генриха IV. Золоченая бронза.
Илл. 6. Рене Дюбуа. Шкаф-бюро. Медальон с портретом герцога Сюлли. Золоченая бронза.
Илл. 7. Жак Дюбуа. Угловой шкаф. Ок. 1744-1755. Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес, инв. № 79.DA.66. Источник: https://www.getty.edu/art/collection/object/103SGG
Возвращаясь к шкафу-бюро из коллекции Эрмитажа, заметим, что по стилистическим признакам он выполнен в типичной для Р. Дюбуа манере goût-grec. Кроме того, в его убранстве использованы повторяющиеся на разных изделиях мастера, выполненных между 1765 и 1770 годами, художественные приемы, как в виде отдельных бронзовых элементов, так и в виде способов декорирования. Например, горизонтальная бронзовая тяга, боковые верхние спады в виде акантового листа, чешуйчатый орнамент «дукаты» и бронзовые окончания ножек яйцевидной формы с лиственным декором такие же, как на комоде и угловом шкафчике из музея Кливлэнда или на комоде из коллекции Уоллес. А декор в виде инкрустированных тонких латунных рамок аналогичен тому, который использован на полушкафе из музея Уоллес. Все это позволяет считать временем изготовления эрмитажного шкафа-бюро также период между 1765-70 годом.
Такая датировка совпадает и с выводами А. Коллинза. Анализируя круг предметов, украшенных портретами Генриха IV и герцога Сюлли, автор делает несколько важных наблюдений. Внимание к истории Генриха IV, которое началось во Франции с появления в 1723 г. поэмы Вольтера «Генриада», в 1760-1780-е годы возрастает, захватывая литературные произведения, театральные постановки и изделия прикладного искусства.
Столь сильный всплеск интереса к образу короля, как пишет А. Коллинз, был связан с политически неустойчивой ситуацией, возникшей при переходе власти от Людовика XV к Людовику XVI [8, р. 119]. В образе Генриха IV французское общество пыталось найти утраченные черты идеального правителя, а существующая власть видела в этом образе символ сильной власти, объявляя себя её наследницей. Поскольку прием украшения мебели портретом короля был известен еще
Илл. 8. Рене Дюбуа. Комод. 1765-1770. Музей Кливленда, инв. № 1944.133. Источник: https://www.clevelandart.org/art/1944.113
Илл. 9. Рене Дюбуа. Пара угловых шкафчиков. Ок. 1765-1770. Музей Кливленда, инв. № 1951.115. Источник: https://www.clevelandart.org/art/1951.115
Илл. 10. Рене Дюбуа. Комод. Ок. 1765. Музей Уоллес, Лондон, инв. № F245. Источник: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/eMu seumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=63856&viewType=detailView
со времен Людовика XIV, изображениями которого украшал мебель Андре Шарль Буль, то мебельщики последней четверти XVIII века продолжили традицию. При изготовлении парных изделий помимо изображения Генриха IV использовался портрет сподвижника и друга короля — Максимильена де Бетюна, герцога де Сюлли (1559-1641). Причем оба портрета изготавливались по образцу моделей, созданных медальером Гийомом Дюпре в 1606-1607 годах.
Изображения Генриха IV и Сюлли использовались не только для украшения мебели. Выполненные в разных материалах, они сами по себе стали предметом коллекционирования и дипломатическими подарками. Например, в 1784 г. прусский принц Генрих, посетивший Францию с тайным визитом, получил в подарок от Людовика XVI их изображения, изготовленные из севрского фарфора. Особенно интересен факт, что великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна двумя годами раньше во время путешествия во Францию под видом «графа и графини Северных» также получили подарки, в которые вошли не только два гобелена из истории Генриха IV и герцога Сюлли, но еще четыре больших и четыре маленьких медальона с портретом короля, и также четыре больших медальона с портретом герцога Сюлли. Кроме того, им подарили слепок с медальона Генриха IV для того, чтобы в дальнейшем в России можно было их использовать для
изготовления копий [8, р. 119].
Однако датировка между 1765 и 1770 годами входит в противоречие с данными из первой описи Эрмитажа, так называемой «описи Лукина», где о шкафе-бюро сообщается следующее: «Доставлен по высочайшему повелению из Арсенала Мраморного дворца марта 15 дня 1832 г. и записан в каталог по ордеру Придворной Конторы под №24 сего 1832 г. Означенный шкаф употребляем был императором Петром Великим 7.
Эти данные повторяются в многочисленных документах, самые ранние из которых являются служебной перепиской, проходившей в 1832 г. между министром Императорского двора князем Петром Михайловичем Волконским, гофмаршалом Кириллом Александровичем Нарышкиным, камердинером Яковлевым, и также мастерами — бронзовщиком Андреем Шрейбером и мебельщиком Василием Бабковым8. Из нее следует, что в связи с начавшейся после смерти в 1831 г. великого князя Константина Павловича подготовкой здания Мраморного дворца к капитальному ремонту «Государь Император Высочайше повелеть соизволили находящийся в Арсенале Мраморного дворца шкаф или Бюро который был употребляем Императором Петром Великим, поместить в Эрмитаж». Император также «благоволил сказать что, это драгоценность, но требует большой починки»9. В описании
предмета легко узнается исследуемое нами бюро10.
«Исправление» мемориальной мебели было поручено бронзовщику А. Шрейберу и мебельному мастеру В. Бабкову. Записку Шрейбера о вариантах вмешательства в первоначальный вид шкафа-бюро можно рассматривать, как один из ранних примеров решения реставрационных задач. Мастер предлагал три возможных варианта — только вычистить старый бронзовый декор; вычистить старую бронзу и восполнить недостающие детали, вызолотив их «по старому манеру»; и последний, «вызолотить по нынешнему ... (однако ж старой манере тому времени когда ае работано свойственнее)»11. Из документа следует, что предполагались только восстановительные работы без вмешательства во внутреннею конструкцию. Это означает, что появление планшетов в средней части изделия было произведено раньше.
Подтверждение тому мы находим в описи Мраморного дворца, составленной в 1785 г., где обнаружена следующая запись: «Бюро чернаго дерева со шкафом со стеклами шлифованными с разным бронзовым золоченым украшением внутри с полками а снизу с выдвижными ящиками для положения медалей»12. Составитель описи — Фридрих Вильгельм Буксгевден (бывший адъютант князя Григория Орлова, назначенный начальником строительства дворца в 1782 г., за год до смерти своего патрона) выделил ряд существенных признаков, по которым бюро безошибочно узнается
При этом запись, сделанную Буксгевденом, отличает некоторая особенность. Несмотря на то, что почерк, которым она сделана, является тем же, которым написано все остальное, все же заметно, что данный текст более убористый и будто «втиснут» в свободное место, показывая, что запись внесена после заполнения листа.
Сама опись, которая является редким историческим документом, также необычна. Выполненная в виде рукописной книги в богатом переплете с тиснением, она сопровождала передачу Мраморного дворца со всем имуществом в ведение Кабинета Е. И. В. и была преподнесена Екатерине II. Так было оформлено завершение многолетней работы, вдохновителем и заказчиком которой являлась сама императрица, о чем пишет автор книги об истории здания Андрей Евгеньевич Ухналев и приводит слова Екатерины II: «как дом у Троицкой пристани готов будет, то, убрав его, как я намерена была, ему же графу Григорию Григорьевичу Орлову отдать вечно и потомственно» [5, с. 16] Исследователь ярко и убедительно доказывает, что возведенный дворец стал материализованной памятью императрицы о своем несостоявшемся супруге, сыгравшем в ее судьбе столь важную роль. И отделка, и убранство дворца имели аллегорический смысл. При этом часть вещей, находившаяся в нем, в том числе художественные коллекции, были привезены в 1783 г. из прежней резиденции графа — Штегельманова дома на Мойке [5, с. 18].
Это здание, названное по имени своего первого владельца — богатого поставщика императорского двора купца Г.Х. Штегельмана13, было куплено императрицей в казну в 1764 г. специально для Г.Г. Орлова. Екатерина была здесь частой гостьей и не могла не пытаться увлечь графа своей страстью к коллекционированию. В интерьерах дома Штегельмана постепенно сформировалась богатая картинная галерея, библиотека и появился минц-кабинет, который имел особую ценность. Именно его первым вывезли в 1787 г. из Мраморного дворца в Эрмитаж и включили в императорскую коллекцию [5, с. 13, 32.]
По всей видимости, шкаф-бюро был приобретен императрицей около 1765-1770 г.14 Находясь уже в Петербурге, этот предмет мебели был переделан и снабжен планшетами для коллекции медалей, формировавшейся в доме Штегельмана, а затем перевезен в Мраморный дворец и поставлен в одну из комнат 15. Решение о перемещении, вероятно, было принято не сразу, чем и объясняется запоздалая запись в описной книге дворца.
Возникает еще один вопрос — коснулись ли переделки фасада, а именно бронзовых медальонов? Их анализ наталкивает на мысль, что вряд ли все три портрета появились
Илл. 11. Рене Дюбуа. Картоньер. Ок. 1765. Музей Уоллес, инв. № F178. Источник: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/eMu seumPlus?service = ExternalInterface&module=collection&objectId = 6 3805&viewType=detailView
одновременно. Изображения французского короля и его сподвижника выполнены по модели Гийома Дюпре и отличаются от третьего медальона размерами16, формой и декором. Различия можно наблюдать и в данных химического анализа бронзы17.
Все это говорит о том, что медальон с портретом Петра I выполнен в другой мастерской. Его появление, на наш взгляд, напрямую связано с личными пристрастиями и политическими амбициями Екатерины II. Не раз в письмах Гримму императрица признавалась, что «помешана на камеях и медалях». Один из ее планов заключался в создании «медальной истории со времен Петра Великого». И в 1772 г. указом от 9 мая были основаны два комитета «для учреждения медаллической со времен Государя Императора Петра Великого истории» [1, с. 207, 65]. Итогом работы должны были стать серия медалей, отражающая славные деяния Петра I, и альбом, содержащий изображения, описания и комментарии.
Илл. 12. Рене Дюбуа. Письменный стол. Ок. 1765. Музей Уоллес, инв. № Р330. Источник: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/ eMuseumPlus?service = direct/1/ResultDetailView/ result.inline.list.t1.collection_list.$TspTitleImageLink.li nk&sp=13&sp=Sartist&sp=SelementList&sp=0&sp=0&s p=999&sp=SdetailView&sp=0&sp=Sdetail&sp = 1&sp=T &sp=0&sp=SdetailList&sp=0&sp=F&sp=Scollection&sp = l63941
Илл. 13. (На столе) Рене Дюбуа. Чернильница. Ок. 1765. Музей Уоллес, инв. № F285. Источник: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/ eMuseumPlus?service = direct/1/ResultDetailView/ result.inline.list.t1.collection_list.$TspTitleImageLink.li nk&sp=13&sp=Sartist&sp=SelementList&sp=0&sp=0&s p=999&sp=SdetailView&sp=0&sp=Sdetail&sp = 1&sp=T &sp=0&sp=SdetailList&sp=0&sp=F&sp=Scollection&sp =!63898
Илл. 14. Рене Дюбуа. Полушкаф. Ок. 1765. Музей Уоллес, инв. № F384. Источник: https://wallacelive. wallacecollection.org/eMP/eMuseumPlus?service=Exter nalInterface&module=collection&objectId = 63991&view Type=detailView
По мнению Якоба Штелина, который, помимо прочего, занимался медальерным искусством, инициатива возрождения «медаллической истории» Петра I целиком принадлежала императрице [1, с. 68, 70].
Вероятно, коллекция, собранная в Штегельмановом доме, задумывалась как часть этого проекта, поэтому шкаф-бюро был не только оборудован планшетами, но и украшен важным элементом, который имел не столько декоративное значение, сколько имел политический подтекст18.
Портрет российского императора на медальоне выполнен по медали, которая была изготовлена в 1717 г. в честь пребывания самодержца в Париже, отчеканена в его присутствии на монетном дворе и преподнесена в подарок. Император чрезвычайно ценил ее, и, по свидетельству современников, постоянно держал на своем столе [6, с. 583596; 7]. При Екатерине II оригинальная медаль находилась в Академии наук, как важная реликвия.
Помещая медальон с этим портретом на бюро в центр фасада, императрица придавала декору как политический, так и эмоциональный смысл. Все три портрета принадлежали сильным политическим личностям. Обращение к истории Генриха IV и Сюлли, которое позволяло передать идею процветания государства при стабильности власти, не было редкостью и при российском дворе. Например, их бюсты вместе с бюстами Руссо, и Вольтера, находились у дверей Георгиевского зала в Зимнем дворце19.
Образ Петра I для Екатерины II имел, как известно, важнейшее политическое значение20. Поэтому появление его портрета окончательно сформировало программную образность художественной отделки шкафа-бюро.
Несомненно, что именно эта деталь послужила причиной для ошибочного мнения Николая I о принадлежности
шкафа-бюро первому Российскому императору.
Легенда о «петровском бюро» существовала на протяжении нескольких лет. Если после перемещения в Эрмитаж в 1832 г. его поместили в некие боковые комнаты — «в боковые комнаты в первой от парадной лестницы»21, то в конце 1840-х годов, когда Николай I осуществлял большой проект по реорганизации Эрмитажа и строительства для него другого здания, каким стал Новый Эрмитаж, бюро снова оказалось в поле его внимания, поскольку частью проекта было создание в стенах Эрмитажа Галереи Петра Великого, которая образовалась в 1848 г. для сосредоточения основных петровских коллекций. Во время тщательной подготовки, за год до открытия, была произведена полная ревизия «старинной» мебели» под руководством А.И. Штакеншнейдера и графа А.П. Шувалова22. В это время бюро по-прежнему фигурировало, как ценнейший мемориальный экспонат, который было решено поместить в заново оформленную галерею. Однако документы показывают, что подготовка экспоната затянулась. Только в 1849 г. мебельному фабриканту А. Туру, одному из лучших столичных производителей мебели, который изготавливал витрины для галереи23, поручили также «исправление бюро Петра Великого»24. Кроме того, ему был дан заказ «к бюро Петра Великого приделать необходимую мебель из чернаго дерева с бронзовыми украшениями и соединить в одной комнате»25. Вероятно, предполагалось с помощью таких дополнительных предметов сформировать некий репрезентативный гарнитур26.
И все же бюро в Галерею Петра Великого не попало. Ни в одной описи всех последующих лет, куда бы не перевозилась коллекция вещей, принадлежавших первому российскому императору [4, с. 463-468] — ни в архивных описях 1849 и 1860 гг.27, ни, тем более, в путеводителе, составленном в 1915 г. Э.К. Пекарским [3], бюро не упоминается.
Примечания:
1 Размеры медальонов с портретами Генриха IV и герцога Сюлли 14x13,5 см; с портретом Петра I — диаметр 18 см.
2 Работы Жака Дюбуа находятся в крупнейших музеях — Лувр, Карнавале, музей Поля Гетти, в коллекции Уоллеса, музее Виктории и Альберта, поместье Уоддесдон (Waddesdon) в Бэкингемшире, в Музее искусств Кливленда, коллекции Фрика и коллекции Райтсмана, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и других музеях.
3 Клеймо обязательно ставилось по решению назначенного жюри на все изделия, изготовленные в Париже, существовало с 1743 до 1790 г.
4 Под фамилией Дюбуа работали и другие мастера, например, Луи Дюбуа старший брат Рене, создававший эксклюзивные, высоко ценимые модели мебели, позднее посвятил себя целиком декоративной скульптуре. Двоюродный брат Рене был его полным тезкой. Он также занимался изготовлением мебели и успешно торговал игрушками. В литературе также упоминается мастер Адриен Дюбуа, получивший звание мастера 14 января 1741 г. и работавший на улице Сен Антуан в середине XVIII в.
5 Альбом с 11 чертежами хранится в Гос. Эрмитаже.
6 Бытование данной мебели в Санкт-Петербурге подтверждает типографский бланк некой торговой кампании с сохранившейся надписью «GOTTLEIEB KÜSTER & Co. ST PETERSBURG, den 181...», обнаруженной под бархатным покрытием столешницы и помещенный туда, вероятно, в качестве подкладки во время замены первоначального кожаного покрытия. — За предоставленную уточненную информацию благодарю куратора мебели Хелен Якобсен.
7 Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. VI, «К». 1786-1811. Д. 1. Л. 487.
8 РГИА. Ф. 469. Оп. 8. 1832. Д. 133; РГИА. Ф. 472. Оп.13. Д. 162. 1832. Л. 4, 7-10.
9 РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 133. 1832. Л. 1-7.
10 «Шкаф чернаго дерева с двумя створчатыми дверцами, в котором вставлены цельные стекла, а на боках с наружной стороны вставлены зеркала, по сторонам два шкафчика чернаго дерева с бронзою, на дверцах коих из золоченой бронзы портреты, один из них Генриха IV короля французского, а другой герцога Сюлли, под сим шкафом бюро с откидною доскою, на коей в середине из золоченой бронзы круглый рельефный портрет императора Петра Великого, окруженный дубовыми ветвями, сие бюро на четырех ножках и украшено золоченою бронзою».
11 РГИА. Ф. 469. Оп. 8. 1832. Д. 133. Л. 5.
12 РГИА. Ф. 539. Оп. 1. Д. 284. «Описание Марморного дома покоям их уборам и вещам, так же и службам с приложением планов поднесенное от полковника Буксгевдена 1785 года». Л. 49.
13 Наб. реки Мойки, д. 50. В настоящее время — один из учебных корпусов Педагогического университета им. А.И. Герцена. Назван по имени своего первого владельца — богатого поставщика императорского двора купца Г.Х. Штегельмана.
14 Подтвердить это предположение документально вряд ли удастся, поскольку, согласно исследованиям Р. Гаффифулина известно, что в XIX в. был утрачен архив Камер-цалмейстерской конторы, которая занималась приобретениями предметов мебели и прочего внутреннего убранства императорских дворцов в XVIII в. [2, с. 88].
15 РГИА. Ф. 539. Оп. 1. Д. 289. 1818-1832. Л. 322.
16 Размеры: медальоны с портретами Генриха IV и герцога Сюлли — 14x13,5 см; с портретом Петра I — диаметр 18 см.
17 Из них следует, что портреты Генриха IV и Сюлли выполнены, практически, из одного сплава, в то время как портрет Петра — из близкого, но чуть иного по составу.
18 Возможно, первоначальным украшением крышки бюро была розетка, например, как на бюро работы Сонье (C.C. Saunier) около 1775 г. из коллекции графов Строгановых.
19 Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 6 «К». Д. 1. 1795-1811.
20 Вспомним, что модель «Медного всадника» была выполнена Этьеном Фальконэ тоже в 1768-1770 гг.
21 Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 6 «К». Д. 1. 1795-1811.
22 РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 860. 1845. Л. 73-86.
23 Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. 1848. Л. 62,63.
24 РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 860. 1845-1849. Л. 69.
25 РГИА. Ф. 470. Оп. 2 106/540. Д. 347. Л. 48. 1847.
26 Возможно, это были тумбы-пьедесталы, которые предполагалось ставить по бокам от шкафа-бюро. Сохранились два подобных предмета — Эпр-5867 и Эпр-5868, которые могли бы оказаться теми предметами. Но выяснить это окончательно пока не удается.
27 Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. 1848; Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. II. Д. 7. 1849.
Список литературы:
1. Гаврилова Л.М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II. СПб.: Горный институт им. Г.В. Плеханова, 2000. 355 c.
2. Гафиффулин Р. Новые данные о произведениях Жозефа Баумхауэра, Бернара II ван Ризен Бурга и Жака Дотриша в русских императорских дворцах // Дворцово-парковые ансамбли России и художественная культура Западной Европы, конец XVIII — первая треть XIX века. Научная конференция 15-16.12.2011: сборник статей. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2011. С. 80—100.
3. Пекарский Э.К. Путеводитель по Галерее императора Петра I. СПб.: [Б.и.], 1915. 42 с.
4. РешетовА.М. Галерея Петра I в МАЭ: История создания и закрытия // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 году. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 463-468.
5. УхналевА.Е. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. СПб.: Левша, 2002. 236 с.
6. Чижов С.И. Две медали парижского монетного двора с портретом Петра Великого и Александра I // Нумизматический сборник. Т. 1. М.: Синод.тип., 1911. С.15-16.
7. ЩукинаE.С. О России за ее пределами. Западноевропейские медали собрания Эрмитажа на события истории России конца XVII — первой четверти XVIII вв. // Прошлое нашей родины в памятниках нумизматики. Л.: Аврора, 1977. С. 126—143.
8. Collins A. The Legacy of Guillaume Dupré's Image of Henri IV in the Decorative Arts of Eighteenth-Century France. // Furniture history. The Journal of the Furniture History Society. 2019. Vol. LV. P. 119—137.
9. Jacques Dubois. Corner Cupboard. 1744-1755; clock dial 1744. Object Number: 79.DA.66. J. Paul Getty Museum, Los-Angelis. Available at: https://www.getty.edu/art/collection/object/103SGG (accessed: 4 February 2024)
10. Kjellberg P. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. Paris: Les Éditions de l'Amateur, 2002. 912 p.
11. PradèreА. Les Ébénistes français, de Louis XIV à la Révolution. Paris: [s.n.], 1989. 438 p.
12. René Dubois. Cabinet. C. 1765. Wallace collection, London. Inv. F384. Available at: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/eMuse umPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=63991&viewType=detailView (accessed: 4 February 2024)
13. René Dubois. Chest of Drawers. c. 1765-1770. Inv. № 1944.113. Cleveland Museum of Art. Available at: https://www.clevelandart.org/ art/1944.113 (accessed: 4 February 2024)
14. René Dubois. Chest-of-drawers.1765. The Wallace collection, London. Inv. F245. Available at: https://wallacelive.wallacecollection.org/ eMP/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=63856&viewType=detailView (accessed: 4 February 2024)
15. René Dubois. Combined drop-front Secretaire, Cabinet and Clock. French: 1770. Waddesdon Manor, Buckinghamshir. Available at: http://api.waddesdon.org.uk/docs/Furniture/2582.pdf (accessed: 4 February 2024)
16. René Dubois. Filing cabinet. C.1765. The Wallace collection, London. Inv. F178. Available at: https://wallacelive.wallacecollection.org/ eMP/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=63805&viewType=detailView (accessed: 4 February 2024)
17. René Dubois. Inkstand. C. 1765. Wallace collection, London. Inv. F285. Available at: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/ eMuseumPlus?service=direct/1/ResultDetailView/result.inline.list.t1.collection_list. $TspTitleImageLink.link&sp=13&sp=Sartist&sp=Sele mentList&sp=0&sp=0&sp=999&sp=SdetailView&sp=0&sp=Sdetail&sp=1&sp=T&sp=0&sp=SdetailList&sp=0&sp=F&sp= Scollection&sp =l63898 (accessed: 4 February 2024)
18. René Dubois. Pair of Corner Cabinets. c. 1765—1770. Cleveland Museum of Art. Inv. 1951.115. Available at: https://www.clevelandart.org/ art/1951.115 (accessed: 4 February 2024)
19. René Dubois. Writing table. C. 1765. Wallace collection, London. Inv. F330. Available at: https://wallacelive.wallacecollection.org/eMP/ eMuseumPlus?service=direct/1/ResultDetailView/result.inline.list.t1.collection_list. $TspTitleImageLink.link&sp=13&sp=Sartist&sp=Sele mentList&sp=0&sp=0&sp=999&sp=SdetailView&sp=0&sp=Sdetail&sp=1&sp=T&sp=0&sp=SdetailList&sp=0&sp=F&sp=Scollection&sp =l63941 (accessed: 4 February 2024)
References:
Chizhov, S.I. (1911) 'Two Medals of Parisian Mint with Portraits of Peter the Great and Alexander I', in Numismatic Collection of Articles. Moscow: Synod Typography Publ. (in Russian)
Collins A. (2019) 'The Legacy of Guillaume Dupré's Image of Henri IV in the Decorative Arts of Eighteenth-Century France', Furniture history. The Journal of the Furniture History Society, 2019, vol. 55, pp. 119—137.
Gafiffulin, R. (2011) 'New Facts about Works of Joseph Baumhauer, Bernard II van Risen Burgh and Jacques Dautriche in Russian Imperial Palaces', in: Dvortsovo-parkovye ansambli Rossii i khudozhestvennaia kul'tura Zapadnoi Evropy, konets XVIII — pervaia tret'XIX veka. Nauchnaia konferentsiia 15— 6.12.2011: sbornik statei [Palace and Parks Ensembles in Russia and Art Culture of Western Europe, End of the 18th —First Third of the 19th Century. Scientific Conference, 15—16 December 2011: Proceedings]. Saint-Petersburg: State museumreserve "Pavlovsk" Publ., pp. 80—100. (in Russian)
Gavrilova, L.M. (2000) Russkaia istoricheskaia mysl' i medal'ernoe iskusstvo v epokhu Ekateriny II [Russian Historical Thought and Medal Art in the Epoch of Catherine II]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Mining Institute Publ. (in Russian) Kjellberg P. (2002) Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. Paris: Les Éditions de l'Amateur. (in Franch)
Pekarskii, E.K. (1915) Putevoditel'po Galeree imperatora Petra I [Gallery of Emperor Peter I: Guidebook]. Saint-Petersburg. (in Russian) Pradère A. (1989) Les Ébénistes français, de Louis XIV à la Révolution. Paris. (in Franch)
Reshetov, A.M. (2008) 'Gallery of Peter I in Museum of Antropology and Ethnography: the History of Creation and Closing, in: Radlovskii sbornik. Nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty MAE RAN v 2007 godu [Collection of Papers in Honour of V.V. Radlov. Research and Museum Projects of Museum of Anthropology and Ethnohgraphy of Russian Academy of Science]. Saint-Petersburg: Museum of Anthropology and Ethnography of Russian Academy of Science Publ., pp. 463—468. (in Russian)
Shchukina, E.S. (1977) 'On Russia beyond Its Boundaries. Western-European Medals from the Collection of the Hermitage on the Events of Russian History of the End of the 17th —First Quarter of the 18th Centuries', in: Proshloe nashei rodiny v pamiatnikakh numizmatiki [Past of Our Homelans in Numesmatic Monuments]. Leningrad: Avrora Publ., pp. 126—143. (in Russian)
Ukhnalev, A.E. (2002) Mramornyi dvorets v Sankt-Peterburge [Marble Palace in Saint-Petersburg]. Saint-Petersburg: Levsha Publ. (in Russian)