ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© ЗАСЫПКИНА Л.М., ФЕДОРЕНКО И.В.
БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ПРИМЕНЕНИЕ В 2010 ГОДУ
Л.М. Засыпкина, И.В. Федоренко
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №51 Федерального медико-биологического агентства», г Железногорск Красноярского края
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 5, ФГУЗ «КБ №51 ФМБА России», E-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматривается сущность бюджетных обязательств, возникающих у бюджетных учреждений, и порядок их учета. Ключевые слова: бюджетные обязательства.
Каждый хозяйствующий субъект в период своей деятельности принимает на себя выполнение тех или иных обязательств. Обязательства возникают как в части предоставления услуг, выполнения работ или поставки материальных ценностей самой организацией, так и по оплате услуг или поставок выполненных для нее товаров. Согласно ст. 307 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».
Для бюджетных учреждений учет обязательств по оплате с момента их возникновения является обязательным и регламентируется Бюджетным Кодексом, принятым Государственной думой (далее БК), инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008г. № 148н (далее - Инструкция № 148н), Приказом МФ РФ от 19.09.2008г № 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» и иными нормативными документами.
Ст. 6 БК РФ [1] определяет понятия расходных, бюджетных, (в том числе публичных (публично-нормативных)) и денежных обязательств.
Расходные обязательства (РО) - обусловленные законом, нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства (БО) - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. К таковым относятся обязательства в рамках текущей хозяйственной деятельности и возникающие в соответствии с законом,
иным нормативным правовым актом, например: суммы заключенных договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждению.
Публичные обязательства (часть бюджетных обязательств) - обязательства, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом РО перед физическим или юридическим лицом, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации). Так, налоги и платежи, исчисленные учреждением в соответствии с действующим законодательством, являются публичными обязательствами. Более узким понятием публичных, являются публичные нормативные обязательства, - это обязательства, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере. Так, к публичным нормативным обязательствам относятся, например, пособия и компенсационные выплаты.
При выполнении условий гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках бюджетных полномочий учреждения, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения у получателя бюджетных средств возникают денежные обязательства уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства (оплата полученных товаров, выполненных для учреждения работ или услуг, в том числе обязательства по оплате труда работников).
Все определенные выше понятия взаимосвязаны между собой, но принятие и выполнение обязательств возможно лишь при условии наличия у учреждения средств. Соответственно, условием принятия обязательств в рамках бюджетной деятельности являются полученные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), распределяемые главным распорядителем
бюджетных средств по подведомственным учреждениям на основании полученных бюджетных ассигнований и смет расходов, а в рамках приносящей доход деятельности, сметных назначений. Единство учета ЛБО, бюджетных и денежных обязательств позволяет получателю бюджетных средств не допускать финансовых нарушений при принятии обязательств. Это можно обеспечить за счет взаимосвязанного процесса планирования и исполнения расходных обязательств бюджетными учреждениями, в котором следует выделить три основных этапа:
* планирование расходов;
* санкционирование расходов бюджета;
* расчеты по обязательствам.
Планирование расходов включает в себя расчет
экономически необходимых затрат на обеспечение текущей деятельности учреждений. Согласно ст. 70 БК РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:
* оплату труда работников бюджетных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
* оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
* уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
* возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
На начальном этапе для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения составляются сметы расходов как по бюджетной, так и по приносящей доход (внебюджетной) деятельности, при этом требуется рассчитать прогнозные расходы учреждения в соответствии с нормами, тарифами, плановыми объемами, в рамках текущей деятельности в разрезе статей расходов. Сметы должны быть составлены в соответствии с действующей бюджетной классификацией, по направлениям расходования средств. В пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований и прогнозной сметы получателей, главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) утверждает сметы учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (ПБС). На основании утвержденных смет в учреждении издается приказ «О лимитах расходования средств на текущий финансовый год», который определяет направления и объемы расходования. В соответствии с этим приказом заключаются гражданско-правовые договоры с поставщиками на выполнение работ и предоставление услуг, покупку материальных ценностей, иными словами принимаются бюджетные обязательства.
Санкционирование расходов бюджета является вторым этапом исполнения бюджетного процесса. Следует отметить, что ЛБО и сметные назначения по внебюджетной деятельности учитывает как само бюджетное учреждение, так и орган Федерального казначейства, осуществляющий бюджетные полномо-
чия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Только при условии поступления ЛБО и сметных назначений учреждение (ПБС) может принимать обязательства.
Для бюджетных обязательств, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, принимаются к учету органами Федерального казначейства (ОФК) на основании документов, представленных получателями средств федерального бюджета в пределах неиспользованных лимитов.
Принятие бюджетных обязательств по оплате труда, по договорам, выдача денежных средств в подотчет по заявлению, издание приказов о направлении сотрудников в командировки для повышения квалификации или для решения хозяйственных вопросов, и т.д., также производятся в пределах доведенных ЛБО, и в соответствии с действующим законодательством. Заключение договоров производится бюджетными учреждениями в рамках ГК РФ, БК РФ и Федерального Закона от 21.07.2005г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).
При подготовке конкурсной документации, помимо требований закона № 94-ФЗ, должны быть соблюдены некоторые условия, связанные с особенностями бюджетного процесса. В частности, должен быть однозначно сформулирован предмет договора, на основании которого можно определить экономическую классификацию расходования средств, по которой в дальнейшем учреждение понесет денежные обязательства, и направления расходования, что должно соответствовать утвержденной смете. Далее требуется подтвердить наличие свободных (неиспользованных) лимитов бюджетных обязательств, и только после этого возможно принять решение о размещении конкурсной документации, направлении работника в командировку и выдаче денежных средств в подотчет, издать приказы на командирование сотрудников и т.п.
Это связано с тем, что как только начата конкурсная процедура или изданы приказы, согласованы заявления, у ПБС возникают бюджетные обязательства. В учете уменьшаются неиспользованные ЛБО или сметные назначения. Надо учитывать, что после проведения конкурсных процедур в соответствии с Законом № 94-ФЗ при заключении контракта (договора) на сумму меньшую, чем была указана в конкурсной документации, требуется восстановить неиспользованные ЛБО. Так как в органы Федерального казначейства (далее - ОФК) предоставляются документально подтвержденные бюджетные обязательства, то на основании заключенных контрактов (договоров) ПБС принимает к учету бюджетные обязательства, уменьшая полученные лимиты. Фактически происходит временной разрыв, на который временно «замораживаются» суммы ЛБО на период прове-
дения конкурсных процедур. Так как по определению БК РФ выставленные на конкурс документы не являются БО, а только «желанием» заключить договор, каждое учреждение должно выбрать способ учета этих сумм.
При выдаче средств в подотчет, основанием для принятия БО будет являться приказ по учреждению о направлении работника в командировку или заявление на выдачу средств в подотчет с разрешительной надписью руководителя. Издание приказа и подпись заявления могут иметь место только при наличии неиспользованных ЛБО или сметных назначений. В ОФК на учет такие БО ставятся при приеме заявки на кассовый расход, основанием для которого являются перечисленные выше документы. При принятии авансового отчета у подотчетного лица, если суммы расхода не соответствуют выданным, требуется внести изменения в БО. При этом увеличение БО может быть только при наличии свободных лимитов или сметных назначений. Если сумма расходов меньше ранее выданного аванса, то учреждение уменьшает бюджетные обязательства, а ОФК, в свою очередь, уменьшает принятые БО на основании восстановленных кассовых расходов (суммы неиспользованных средств возвращаются на счета учреждения).
Расчеты по бюджетным обязательствам возникают только на основании денежных обязательств. Подтверждением денежного обязательства как для учреждения, так и для ОФК будут являться документы, подтверждающие исполнение принятых поставщиком на себя обязательств по поставке товаров, выполнению работ или услуг: накладные, акты выполненных работ, счета за услуги, заявки на кассовый расход на выдачу заработной платы и иных выплат, по уплате налогов и иных платежей, выплаты по исполнительным документам.
Отдельным моментом является денежное обязательство по уплате авансовых платежей в соответствии с условиями договоров, когда оплата аванса производится на основании выставляемого поставщиком счета. Оплата такого счета уменьшает бюджетное обязательство и является денежным обязательством, с другой стороны поставщик еще не выполнил своих обязательств по контракту (договору). Следовательно, если в текущем году поставщиком не были оказаны услуги или выполнены работы, поставлены материальные ценности в полном объеме договорных обязательств, то данное БО не перерегистрируется на очередной финансовый год, в учете возникнет де-
биторская задолженность на начало года. Если в следующем году поставщик вернет средства ПБС, они возвращаются в бюджет - по бюджетной деятельности, или зачисляются как доходы по приносящей доход деятельности. Если же обязательства выполнены в следующем году, то, соответственно, закрывается дебиторская задолженность.
Перерегистрации подлежат только те БО, которые были приняты, но в связи с отзывом ЛБО не могли быть исполнены. В балансе учреждения возникает кредиторская задолженность, а ГРБС должен предусмотреть погашение этой задолженности, увеличив ЛБО.
Реализация такого учета возможна только при едином подходе к плановым лимитам, бюджетным обязательствам и денежным обязательствам. Так как ГРБС доводит ЛБО до подведомственных учреждений и утверждает сметные назначения в соответствии с кодами классификации расходов федерального бюджета, направления расходования и, соответственно, сумм в разрезе кодов должно вести само учреждение. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является ведение учета направления расходования, сроков исполнения в заключаемых контрактах (договорах), а, при выдаче денег в подотчет, учитывать направление расходования по каждому подотчетному лицу. Это позволит оперативно получать информацию об остатках неиспользованных лимитов по каждому направлению. Для более подробного учета БО и их исполнения требуется ведение аналитического учета по контрагентам и договорам на счетах учета «принятых обязательств», «расчетов по выданным авансам», «расчеты с подотчетными лицами», «расчеты с прочими дебиторами», «расчеты по принятым обязательствам», «расчеты по платежам в бюджеты», «прочие расчеты с кредиторами». Сравнительный анализ БО по каждому контрагенту и договору с данными по счетам расчетов позволит оперативно получать данные об исполнении своих обязательств поставщиками. Ведение учета по срокам исполнения контрактов упорядочит работу по предъявлению штрафных санкций в случае несвоевременной поставки или оплаты товаров, выполненных работ и услуг обеспечив необходимую информацию для финансово-экономических и юридических служб.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998г., ред. от 30.12.2008г.
BUDGETARY COMMITMENTS: APPLICATION IN 2010 L.M. Zasypkina, I.V. Fedorenko
Clinical Hospital №51 of Federal Biomedical Agency, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract.The article studies the essence of the budgetary commitments of the budgetary institutions, and their accounting procedures. Key words: Budgetary commitments.
Статья поступила в редакцию 19.01.2010г.