УДК 336.1
БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Т. А. НАЙДЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: naydenovata@mail. ru
И. Н. ШВЕЦОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: irshv@mail. ru Сыктывкарский государственный университет
Статья посвящена проблеме использования бюджетного выравнивания как инструмента реализации бюджетной политики для снижения дифференциации в уровне социально-экономического развития северных территорий. Проанализированы финансовая база бюджетов северных регионов, факторы, влияющие на состояние бюджетной обеспеченности, инструменты бюджетного выравнивания, направления государственной поддержки северных территорий. Обоснованы рекомендации для обеспечения сбалансированности бюджетов северных территорий и выравнивания бюджетной обеспеченности.
Ключевые слова: бюджетная политика, северные территории, бюджетное выравнивание, бюджетная обеспеченность, межбюджетные трансферты, инструменты бюджетного выравнивания, элементы государственной поддержки.
Дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов с каждым годом усиливается, отстающим все сложнее обеспечить сбалансированность своих бюджетов без финансовой помощи государства. Особенно остро этот вопрос стоит в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично отне-
сены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, которые имеют особые, характерные только для них расходные обязательства, связанные с экстремальными природно-климатическими условиями, недостаточной транспортной обеспеченностью, низкой плотностью населения, особенностями обеспечения продукцией, прежде всего топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием отдаленных регионов с ограниченными сроками завоза грузов. Это приводит к существенным различиям в уровне бюджетной обеспеченности населения северных территорий, к высокой степени зависимости обеспечения населения общественными товарами и услугами от уровня достаточности бюджетных средств и порождает необходимость выравнивания межрегиональных различий бюджетной обеспеченности северных регионов, что делает тему исследования актуальной.
Рассмотрим финансовую базу бюджетов северных территорий РФ за 2006-2011 гг. (табл. 1, 2). Расходы консолидированных бюджетов северных территорий в 2011 г. по сравнению с 2006 г. (за 5 лет) выросли в 2 раза. Наибольший рост расходов наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе, где они составили 152,3 % к уровню 2010 г., в Кам-
чатском крае - 125,8 %. Расходы консолидированных бюджетов сократились в двух регионах: в Сахалинской области, где они составили 99,4 % к уровню прошлого года, и в Приморском крае - 98,6 %.
В 9 из 24 северных регионов консолидированные бюджеты исполнены с дефицитом. Суммарный дефицит составил 35 976,3 млн руб., что на 4,4 % меньше суммарного дефицита консолидированных бюджетов северных регионов в 2010 г. Наиболее высокий дефицит наблюдается в Сахалинской области, где он составляет 15,3 % к доходам, в Архангельской области (8,9 %) и в Амурской области (7,6 %).
С профицитом исполнены консолидированные бюджеты в 15 северных субъектах РФ (в 2010 году — в 12). Наиболее высокий профицит наблюдается в Ненецком автономном округе, где он составляет 19,1 % к доходам, в Иркутской области (8,2 %) и в Тюменской области (7,1 %).
Доходы консолидированных бюджетов северных территорий в целом за анализируемый период также увеличились в 2 раза. В структуре доходов консолидированных бюджетов большинства северных субъектов РФ основную часть составляют налоговые доходы (табл. 3).
Из данных, представленных в табл. 2, следует, что в 2011 гг. в 18 северных регионах доля налоговых доходов в общем объеме доходов составляла более 50 % (в 2008 г. - в 17 регионах; в 2009 г. — в 13 регионах; в 2010 г. - в 18 регионах), в 5 из них -более 75 % (в 2008 г. - в 5 регионах; в 2009 г. - в 3 регионах; в 2010 г. — в 6 регионах).
В целом по северным территориям в 2011 г. доля налоговых доходов составляла 68,07 %, что выше уровня 2008, 2009 и 2010 гг. (67,58, 61,62 и 66,40 % соответственно), и несколько лет подряд она была ниже аналогичного показателя в целом по всем субъектам Российской Федерации (69,0 %).
Как и прежде, высокая доля налоговых доходов отмечается в высокоразвитых добывающих регионах. В 2011 г. повысились доли налоговых доходов в 15 северных регионах, наибольший рост произошел в Тюменской области — на 7,5 п.п., в Иркутской области — на 7,3 п.п., в Магаданской области — на 7,2 п.п. В то же время в 9 северных регионах этот показатель снизился по сравнению с 2010 г. (в 2010 г. — в 8 регионах), в том числе значительно снизились доли налоговых доходов в Ненецком автономном округе — на 9,8 п.п., в Республике Алтай — на 5,3 п.п., в Ямало-Ненецком автономном округе - на 5,3 п.п.
В ходе проведенных несколько лет назад федеративной (разграничение полномочий), бюджетной и налоговой реформ консолидированные бюджеты субъектов РФ потеряли значительную часть своих доходов за счет перераспределения финансовых потоков в пользу федерального бюджета и отмены ряда налогов и сборов. Так, например, большая часть налогов и сборов, связанных с добычей и использованием природных ресурсов, которые составляют основу экономики северных субъектов РФ, были переданы на федеральный уровень.
Доля региональных и местных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог, налог на имущество физических лиц) в структуре доходов консолидированных бюджетов северных субъектов РФ в 2011 г. по сравнению с 2009 г. снизилась с 9,59 до 8,85 %, и по регионам варьирует от 1,7 % (Республика Тыва) до 35,6 % (Ненецкий автономный округ). Этот показатель свидетельствует о жесткой зависимости доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ от отчислений по федеральным налогам и сборам. В регионах, имеющих мощный экономический потенциал, эта доля выше, в основном за счет налога на имущество организаций. В 20 северных регионах доля региональных и местных налогов сократилась (в 2010 г. таких регионов было 15).
Неналоговые доходы северных субъектов РФ в основном формируются за счет доходов от использования и сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, платежей за пользование недрами, доходов от использования лесного фонда, платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Доля неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов северных субъектов РФ колеблется от 1,8 % (Камчатский край) до 38,8 % (Ненецкий автономный округ). В целом по северным регионам в 2011 г. доля неналоговых доходов уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 0,22 п.п. (сократилась в 8 северных регионах).
Доля межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета по сравнению с 2010 г. уменьшилась в 14 северных регионах (с 25,2 до 23,5 %). Однако в целом по северным территориям она более высокая, чем в среднем по России (21,5 %). Доля межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов превышает 25 % в 13 северных субъектах РФ (в 2008 г. - в 15 субъектах; в 2009 г. - в 17 субъектах; в 2010 г. - в 14 субъектах), а в 4 из них эта доля превышает 50 % (в
Состояние бюджетов северных субъектов Российской Федерации за 2006—2008 гг. *
Субъекты Российской Федерации Консолидированный бюджет 2006 г. Консолидированный бюджет 2007 г. Консолидированный бюджет 2008 г.
Доходы Расходы Профицит (дефицит) Доходы Расходы Профицит (дефицит) Доходы Расходы Профицит (дефицит)
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % к доходам тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % к доходам тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %к доходам
Субъекты Российской Федерации, полностью отнесенные к северным районам
Республика Карелия 15 158 667 16216012 -1 057 344 -6,98 20 116 286 21 074 926 -958 640 -4,77 27 036 949 27 402 011 -365 062 -1,3
Республика Коми 30 071 169 29 400 850 670 319 2,23 34 201 308 33 807 172 394 136 1,15 43 924 622 44 346 510 -421 888 -0,9
Республика Саха (Якутия) 56 028 625 60 742 616 -4 713 991 -8,41 65 343 149 66 094 210 -751 061 -1,15 79 624 562 83 347 468 -3 722 906 -4,6
Республика Тыва 7 540 373 7 583 298 -42 925 -0,57 10 000 762 9 916 031 84 732 0,85 12 991 951 12 721 529 270 422 2,1
Архангельская область 27 470 668 27 132 825 3 37 843 1,23 39 185 857 36611 351 2 574 507 6,57 51 489 340 55 790 521 -4 301 181 -8,3
Камчатский край 15 810 492 16 768 908 -958 415 -6,06 22 469 025 21 143 350 1 325 675 5,90 29 488 326 31 565 887 -2 077 561 -7,0
Магаданская область 102 94 903 11 316 693 -1 021 790 -9,93 11 837 588 12 607 890 -770 302 -6,51 16 336 316 16 125 503 210 813 1,3
Мурманская область 29 151 835 29010 151 141 683 0,49 40 636 967 38 507 631 2 129 336 5,24 47 090 563 47 391 473 -300 910 -0,6
Сахалинская область 24 269 286 23 875 859 393 428 1,62 37 418 493 33 556 977 3 861 516 10,32 60 400 085 51 699 023 8 701 062 14,4
Корякский АО 5 864 168 5 160 321 703 847 12,00 8 333 722 6 837 363 1 496 358 17,96 - - - -
Ненецкий АО 7 650 922 6 524 013 1 126 909 14,73 10 068 795 10 384 459 -315 664 -3,14 9 250 334 9 810 330 -5 59 996 -6,0
Ханты-МансийскийАО 121 064 672 131 184 371 -10 119 699 -8,36 142 436 702 152 522 608 -10 085 906 -7,08 180 992 371 185 974 448 -4 982 077 -2,7
Чукотский АО 9 590 996 9 452 958 1 380 38 1,44 14 946 805 13 238 459 1 708 345 11,43 15 749 838 14 805 754 944 084 5,9
Ямало-Ненецкий АО 64 621 447 64 273 861 347 586 0,54 70 970 620 71 705 868 -735 248 -1,04 88 968 107 81 317 345 7 650 762 8,6
Итого... 424 588 223 438 642 735 -14 054 513 -3,31 527 966 078 528 008 294 -42 216 -0,01 663 343 364 662 297 802 1 045 562 0,15
Субъекты Российской Федерации, частично отнесенные к северным районам
Республика Алтай 7 343 323 7 255 554 87 769 1,20 8 990 361 9 059 132 -68 771 -0,76 9 893 685 10 153 538 -259 853 -2,6
Республика Бурятия 21 361 222 21 169 609 191 614 0,90 28 166 970 27 887 470 279 500 0,99 34 563 625 33 887 134 676 491 1,9
Красноярский край 99 687 941 89 485 972 10 201 969 10,23 139 602 541 120 726 288 18 876 254 13,52 157 729 130 155 136 073 2 593 057 1,6
Пермский край - - - - 78 652 551 77 575 902 1 076 649 1,37 110 095 168 95 109 014
Приморский край 42 170 347 41 015 290 1 155 057 2,74 51 175 078 49 208 070 1 967 008 3,84 65 704 174 62 544 720 14 986 154 13,6
Хабаровский край 38 940 124 37 538 974 1 401 151 3,60 53 844 490 49 512 580 4 331 910 8,05 62 969 551 64 424 362 3 159 454 4,8
Амурская область 20 781 029 21 271 207 -490 178 -2,36 28 129 335 27 894 016 235 319 0,84 35 664 311 34 511 734 -1 454 811 -2,3
Иркутская область 50 372 003 52 226 729 -1 854 727 -3,68 65 743 410 69 106 957 -3 363 548 -5,12 83 233 295 84 811 222 1 152 577 3,2
Томская область 25 897 683 25 524 613 373 070 1,44 29 412 048 31 321 228 -1 909 181 -6,49 37 543 929 39 674 981 -1 577 927 -1,9
Тюменская область 159 368 409 145 858 868 13 509 541 8,48 116 758 960 133 431 364 -16 672 404 -14,28 162 576490 162 007 529 -2 131 052 -5,6
Читинская область 22 299 649 21 786 907 512 741 2,30 25 489 358 27 033 834 -1 544 476 -6,06 33 085 884 32 772 921 312 963 0,94
Коми-Пермяцкий АО 3 393 010 3 371 023 21 987 0,65 - - - - - - - -
Итого... 491 614 740 466 504 746 25 109 993 5,11 625 965 102 622 756 842 3 208 260 0,51 793 059 242 775 033 228 1 802 6 014 2,3
Всего по северным территориям 916 202 962 905 147 482 11 055 481 1,21 115 393 1180 1 150 765 136 3 166 044 0,27 1 456 402 606 1 437 331 030 19 071 576 1,3
Всего по РФ 3 800 391 881 3 660 598 691 13979 3190 3,68 4 842 629 377 4 804 151 614 38 477 763 0,79 6 196 365 646 6 250 861 209 -5 449 5 563 -0,8
Состояние бюджетов северных субъектов Российской Федерации за 2009—2011 гг. *
Субъекты Консолидированный бюджет 2009 г. Консолидированный бюджет 2010г. Консолидированный бюджет 2011 г.
Доходы Расходы Профицит (дефицит) Доходы Расходы Профицит (дефицит) Доходы Расходы Профицит (дефицит)
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % к доходам тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %к доходам тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %к доходам
Субъекты Российской Федерации, полностью отнесенные к северным районам
Республика Карелия 25 759 648 29 162 167 -3 402 519 -13,21 31 850 910 32 339 621 -488 711 -1,53 35 935 356 36 094 036 -158 680 -0,44
Республика Коми 45 363 728 46 415 125 -1 051 397 -2,32 49 551 049 48 563 643 985 406 1,99 58 075 922 59 331 064 -1 255 142 -2,16
Республика Саха (Якутия) 92 687 662 90 679 036 2 008 626 2,17 104 985 514 101 223 349 3 762 163 3,58 126 236 190 121 682 291 4 553 899 3,61
Республика Тыва 15 709 467 15 710 186 -719 -0,004 15 246 561 15 487 357 -240 797 -1,58 16 706 167 16 689 334 16 833 0,10
Архангельская область 49 264 375 55 688 705 -6 424 330 -13,04 69 969 546 61 188 788 -219 242 -0,36 62 807 345 68 418 825 -5 611 480 -8,93
Камчатский край 38 529 006 37 816 666 712 340 1,85 44 641 851 42674 464 1 967 388 4,41 54 836 331 53 664 822 1 171 509 2,14
Магаданская область 19 235 725 18 390 161 845 564 4,39 20 969 269 19 897 577 1 071 692 5,11 22 622 048 21 854 305 767 743 3,39
Мурманская область 46 315 152 48 877 685 -2 562 533 -5,53 52 048 058 49 608 534 2 439 524 4,69 56 599 961 55 817 895 782 066 1,38
Сахалинская область 61 255 013 58 823 807 2 431 206 3,97 54 277 048 63 410 499 -9 133 451 -16,83 54 674 404 63 060 418 -8 386 014 -15,34
Ненецкий АО 9 463 669 10 092 659 -628 990 -6,65 11 340 479 11 029 835 310 644 2,74 14 186 499 11 475 453 2 711 046 19,11
Ханты-Мансийский АО 152 434 195 150 672 287 1 761 907 1,16 167 413 687 170 084 866 -2 671 179 -1,60 204 480 503 192 483 815 11 996 688 5,87
Чукотский АО 21 916 647 16 892 820 5 023 827 22,92 13 570 125 17 055 893 -3 485 769 -25,69 19 941 144 18 884 565 1 056 579 5,30
Ямало-Ненецкий АО 88 833 384 76 694 016 12 139 368 13,66 106 812 684 95 610 085 11 202 599 10,49 136 859 054 145 642 019 -8 782 965 -6,42
Итого 666 767 674 655 915 322 10 852 352 1,63 73 367 6 781 728 176 511 5 500 269 0,75 863 960 924 865 098 842 -1 137 918 -0,13
Субъекты Российской Федерации, частично отнесенные к северным районам
Республика Алтай 13 455 208 12 736 270 718 938 5,34 13 316 762 14 730 914 -1 414152 -10,62 15 114 612 15 984 082 -869 470 -5,75
Республика Бурятия 40 589 657 39 913 836 675 821 1,66 39 198 147 40 826 448 -1 628 301 -4,15 44 754 327 44 660 366 93 961 0,21
Красноярский край 155 429 379 171 910401 -16 481 022 -10,60 178 352 521 16 851 9578 9 832 942 5,51 188 772 769 193 253 245 -4 480 476 -2,37
Пермский край 94 754 274 100 148 871 -5 394 597 -5,69 96 533 043 104 872 215 8 339 172 -8,64 108 392 378 108 193 953 198 425 0,18
Приморский край 95 290 221 83213018 12 077 203 12,67 95 485 587 10 498 2958 -9 497 371 -9,95 103 142 328 101 595 996 1 546 332 1,50
Хабаровский край 62 797 549 65 596 033 -2 798 484 -4,46 74 918 877 71 372 743 3 546 134 4,73 81 522 240 80 223 398 1 298 842 1,59
Амурская область 40 216 389 41 194 677 -978 288 -2,43 45 414 946 45 762 289 -347 343 -0,76 50 527 734 54 375 503 -3 847 769 -7,62
Иркутская область 88 570 707 82 522 336 6 048 371 6,83 98 500 736 91 796 028 6 704 708 6,81 113 112 070 103 870 896 9 241 174 8,17
Томская область 39 355 955 39 496 221 -140 266 -0,36 42 975 913 42 717 305 258 608 0,60 52 433 693 51 712 766 720 927 1,37
Тюменская область 125 986 129 134 221 030 -8 234 901 -6,54 145 566 559 142 234 382 3 332 177 2,29 184 712 287 171 539 828 13 172 459 7,13
Забайкальский край 40 786 572 40 488 722 297 850 0,73 437 39 873 43 916 250 176 377 -0,40 46 358 498 48 942 886 -2 584 388 -5,57
Итого 797 232 041 811 441 415 -14 209 374 -1,78 874 002 963 871 731 109 2 271 853 0,26 988 842 936 974 352 919 14 490 017 1,47
Всего по северным территориям 1 463 999 715 1 467 356 737 -3 357 022 -0,23 1 607 679 744 1 599 907 620 7 772 123 0,48 1 852 803 860 1 839 451 761 13 352 099 0,72
Всего по РФ 5 924 203 590 6 253 468 430 -329 264 840 -5,56 6 536 969 391 6 636 943 849 -99 974 459 -1,53 7 643 901 735 7 679 309 832 -35 408 097 -0,46
Структура доходов консолидированных бюджетов северных субъектов РФ за 2008—2011 гг., %"
Субъекты Российской Федерации Налоговые доходы Неналоговые доходы Межбюджетные трансферты
2008 2009 2010 2011 В том числе региональные и местные налоги 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011
2008 2009 2010 2011
Субъекты Российской Федерации, полностью отнесенные к северным районам
Республика Карелия 58,04 50,38 53,72 57,20 6,47 7,86 6,29 5,56 7,87 15,20 15,43 15,35 25,2 33,11 26,55 26,04
Республика Коми 81,46 72,94 75,16 74,75 9,69 11,15 10,28 8,62 5,99 4,59 8,25 8,39 11,3 20,12 13,53 15,38
Республика Саха (Якутия) 50,21 41,97 47,71 49,66 4,22 5,95 5,91 5,12 9,45 6,54 6,52 8,04 39,5 50,03 45,31 42,18
Республика Тыва 18,35 17,31 21,96 22,03 1,73 1,80 1,78 1,73 1,29 1,04 1,63 2,20 76,6 77,79 75,21 76,29
Архангельская область 63,04 55,13 59,72 60,48 4,79 6,10 5,49 5,65 6,01 4,96 4,39 5,63 29,6 38,33 33,79 33,70
Камчатский край 35,93 31,71 32,51 29,60 3,14 2,44 2,26 2,15 4,56 2,22 1,78 1,78 57,6 63,42 62,65 67,27
Магаданская область 39,66 39,34 43,15 50,34 4,22 3,76 3,78 3,60 2,17 4,08 3,99 2,98 53,2 54,76 50,69 46,12
Мурманская область 66,28 67,30 75,24 75,85 7,17 7,73 6,46 5,92 5,35 4,47 4,53 5,31 28,3 26,84 18,00 18,89
Сахалинская область 50,88 67,65 68,66 71,87 2,66 2,78 3,46 3,71 15,83 8,68 7,58 13,48 29,2 20,56 22,48 10,74
Ненецкий АО 31,72 54,71 51,12 41,37 24,34 47,58 - 35,62 33,71 10,27 25,31 38,75 33,7 32,76 19,79 18,38
Ханты-Мансийский АО 83,11 84,50 86,27 86,13 12,60 19,28 44,70 17,20 8,98 6,22 6,33 5,67 3,2 4,16 3,17 3,04
Чукотский АО 34,68 48,88 63,14 60,36 4,69 4,13 5,48 4,14 1,56 1,28 2,35 2,06 10,8 49,10 33,67 37,38
Ямало-Ненецкий АО 83,81 80,90 85,77 80,52 22,07 25,34 24,39 20,77 9,85 8,77 7,25 5,89 15,9 2,82 2,12 2,61
Итого 66,13 63,56 67,41 67,41 10,42 12,02 19,08 10,90 8,71 6,33 6,60 7,18 22,0 26,67 23,06 21,90
Субъекты Российской Федерации, частично отнесенные к северным районам
Республика Алтай 24,14 17,63 26,17 20,90 2,26 1,96 2,03 1,86 4,25 3,15 4,07 5,24 68,8 76,30 67,74 73,67
Республика Бурятия 40,56 37,02 42,60 45,46 4,20 4,32 4,27 4,07 4,56 2,51 3,33 3,85 53,8 59,00 52,94 50,30
Красноярский край 67,82 60,11 76,90 76,70 5,98 7,30 6,56 7,01 4,62 4,91 5,20 5,34 23,3 30,73 15,05 15,15
Пермский край 76,18 66,35 77,85 81,57 10,51 13,22 13,07 12,32 7,39 7,50 5,96 5,68 11,0 17,44 14,85 12,53
Приморский край 59,02 42,82 53,38 55,89 7,01 5,18 5,78 6,54 6,51 4,01 4,76 5,76 33,7 51,66 39,98 37,32
Хабаровский край 64,29 60,38 63,78 66,19 8,84 10,02 8,74 8,49 8,85 8,13 10,38 8,83 22,2 26,40 23,66 22,97
Амурская область 51,84 54,79 56,98 57,16 6,28 6,83 8,74 6,01 4,86 3,39 3,87 4,46 41,9 40,44 37,67 38,99
Иркутская область 65,16 63,78 65,24 72,52 8,23 10,06 10,30 9,61 8,66 8,87 8,05 5,98 22,3 24,94 24,57 21,39
Томская область 65,78 63,48 68,13 64,80 10,23 11,83 11,60 10,29 7,36 4,87 4,72 5,40 25,1 29,68 25,21 29,64
Тюменская область 89,96 82,70 68,19 75,73 2,26 3,64 3,64 2,98 4,83 10,62 4,10 4,35 3,6 4,87 26,93 20,13
Забайкальский край 50,39 44,68 52,04 55,42 5,24 5,37 5,88 5,60 7,12 6,15 6,73 7,41 41,3 44,18 39,65 37,47
Итого 68,95 60,00 65,55 68,64 6,46 7,55 7,38 7,06 6,21 6,54 5,70 5,58 21,9 20,91 26,95 24,98
Всего по северным территориям 67,58 61,62 66,40 68,07 8,26 9,59 9,52 8,85 7,43 6,45 6,11 6,33 21,9 28,44 25,18 23,54
Всего по РФ 70,75 64,00 69,14 68,98 7,96 9,61 9,61 8,87 8,53 7,62 7,04 7,25 18,2 25,09 21,39 21,51
2010 г. - в 5 субъектах). Так, эта доля в Республике Тыва соответствует 76,3 %, в Республике Алтай -73,7 %, в Камчатском крае - 67,3 %, в Республике Бурятия - 50,3 %, в Магаданской области - 46,1 %.
Оценка финансового состояния бюджетов северных территорий приводит к выводу о большой дифференциации доходов, что оказывает прямое влияние на уровень бюджетной обеспеченности северных территорий и вызывает необходимость ее выравнивания.
В мировой практике используются различные инструменты бюджетного выравнивания:
- налоговые инструмены, включающие распределение налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы в целях вертикального выравнивания (США, Австралия, Западная Европа, Россия);
- межбюджетная поддержка, которая включает в себя трансферты (дотации, субвенции, субсидии), для горизонтального выравнивания (США, Австралия, Западная Европа, Россия);
- долевое участие, включающее механизмы долевого участия в налоговых доходах в целях вертикаль-
ного и горизонтального выравнивания (страны Латинской Америки, Азии, Африки) [4]. В большинстве высокоразвитых стран (Западная Европа, США), где достигнута относительная вертикальная сбалансированность, межбюджетные трансферты имеют большее значение, чем долевое участие.
Действующая в Российской Федерации система государственной межбюджетной поддержки районов Севера включает в себя:
федеральные целевые региональные и отраслевые программы;
государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
систему завоза продукции в эти районы; меры государственной поддержки отдельных объектов, хозяйственных комплексов и населенных пунктов;
трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также помощь из других специальных фондов (табл. 4).
Таблица 4
Основные элементы государственной поддержки северных территорий Российской Федерации за 2006-2011 гг. и оценка на 2012-2013 гг., заложенные в федеральный бюджет, млн руб.
Направление расходов 2006 2007 2009 2010 2011 2012 2013
Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (жилищные субсидии) 1 166,64 1 252,97 9 883,25 6 858,9 6 858,9 5 656,6 2 849,0
Мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры Норильска 830,0 830,0 830,0
Оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года 190,0 190,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0
Субсидии для поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 207,2 207,2 600,0 240,0 240,0 240,0 240,0
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» 2 747,24 4 555,78 85 112,7 92 348,3 88 407,1 35 321,7 20 835,7
ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 гг.» 2 380,7 1 627,4 1 360,8 1 143,9 1 195,5 1 237,0
ФЦП «Мировой океан». Подпрограмма «Освоение и использование Арктики» 231,8 177,4 348,5 456,5 370,1
Субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства 250,0 283,7 180,0 180,0 180,0 180,0
Государственная поддержка угольной промышленности 4 642,8 4 938,8 5 079,8 3 079,9 3 035,0 3 020,7
Окончание табл. 4
Направление расходов 2006 2007 2009 2010 2011 2012 2013
Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (межбюджетные трансферты) 13 669,4 8 886,4 2 502,0
Рыболовное хозяйство 2 597,0 2 635,2 338,8 833,3 532,5 365,1 250,7
Финансирование учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере рыбохо-зяйственной деятельности 2 838,76 2 700,3 3 555,0 2 938,3 2 938,3
ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала ры-бохозяйственного комплекса в 2009-2014 гг.» 2 595,1 2 500,0 1 943,8 1 993,8 1 629,8
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 17 083,5 20 651,6 19 898,3 22 469,6 22 036,0 16 049,6 16 026,8
Субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 179,5 179,5 1 708,6 179,5 179,5 179,5 179,5
Субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 1 495,5 2 466,5 2 466,5 2 466,5
Всего 28 813,88 37 241,75 141 867,61 144 309,9 135 258,7 71 893,8 51 033,4
*Составлено авторами по данным [1, 3]
Наблюдается устойчивая тенденция снижения объема финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Так, если в 2011 г. объем финансовой помощи по сравнению с 2010 г. снизился на 6,3 %, то в 2012 г. по сравнению с 2011 г. - уже на 47 %, а в 2013 г. прогнозируется снижение финансовой помощи на 20 % по сравнению с 2012 г. Наибольший объем финансовых вложений предусмотрен на реализацию федеральных целевых программ, в частности, на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» в 2012 г. будет выделено 35 321,7 млн руб.
В Российской Федерации среди мер межбюджетной поддержки широкое распространение для обеспечения бюджетного выравнивания получили дотации, субвенции, субсидии, выделяемые из Фонда финансовой поддержки регионов и других специальных фондов (табл. 5).
Все поступления из федерального бюджета в 2011 г. составляют 28,8 % доходов бюджетов северных субъектов РФ, что меньше показателя 2008 г. на 1,15 п.п. (см. табл. 5). В 5 северных регионах поступления из федерального бюджета составляют более половины доходов их бюджетов. В 2 северных регионах (Республика Тыва и Камчатский край) дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на сбалансированность
бюджетов превышают половину доходов их региональных бюджетов.
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составляют 10,0 % всех доходов бюджетов северных субъектов РФ. Наибольшая их доля в доходах в Республике Тыва - 62,6 %, в Камчатском крае - 61,0 %, в Республике Алтай - 44,3 %, в Магаданской области - 41,8 %, в Республике Саха (Якутия) - 34,7 %. Шесть северных регионов не получают указанные дотации (регионы-доноры): Тюменская и Сахалинская области, Пермский край, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) в 2011 г. составили 7,3 % всех доходов бюджетов северных субъектов РФ. Всего в северные регионы на эти цели из федерального бюджета поступило 109 914,7 млн руб., или на 20,3 % больше, чем в 2010 г.
Субвенций на реализацию переданных федеральных полномочий поступило в северные регионы на сумму 71 042,6 млн руб., что на 13,4 % меньше, чем в 2010 г. Это составило 6,4 % доходов бюджетов всех северных регионов (от 1,1 % к доходам в Ямало-Ненецком автономном округе и до 11,0 % в Республике Карелия).
Основная часть межбюджетной поддержки предоставляется в виде дотаций из фонда финансовой поддержки субъектов РФ (табл. 6).
Доли средств, поступивших из федерального бюджета в общем объеме доходов бюджетов субъектов РФ в 2008—2011 г., %*
Субъекты РФ из Поступило федерального бюджета Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Дотации на сбалансированность бюджетов Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Субвенции из Фонда компенсаций Иные поступления
2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011
Субъекты Российской Федерации, полностью отнесенные к северным районам
Республика Карелия 31,6 41,95 33,5 33,44 7,11 5,66 8,9 10,03 2,13 11,95 2,38 0,46 7,2 9,06 5,4 7,08 7,3 12,04 14,27 11 7,8 3,24 2,5 4,23
Республика Коми 14 24,95 16,8 19 0,89 1,24 2,84 3,14 - 6,61 2,14 1,53 4 5,47 3,73 4,01 4,9 7,03 6,51 5,87 4,2 4,6 1,59 4,45
Республика Саха 44,5 55,54 50,3 46,49 32 42,04 41,2 34,71 0,68 0,6 ОД 0,03 6,8 7,34 3,66 5,44 2,1 4,07 3,43 2,74 2,8 1,49 1,87 3,57
Республика Тыва 84,1 84,15 81,1 83,48 61,2 64,82 64,1 62,59 3,07 0,69 0,77 1,02 9,8 11,11 8,71 9,47 5,9 6,43 6,81 6,28 4,02 1Д 0,69 4,11
Архангельская 37,9 48,69 72,7 43,06 11,7 13,7 58 11,12 2,81 6,84 1,03 8,14 9,9 13,9 7,44 9,11 5,9 8,58 3,2 9,59 7,6 5,67 3,08 4,53
область
Камчатский край 68,8 71,99 42,2 76,7 32,5 32,23 15,6 61,02 9,12 17,09 3,47 0,36 18,5 18,39 6,1 8,39 3,8 3,31 12,39 2,62 4,8 0,98 4,68 3,15
Магаданская область 64,8 66,45 62,4 57,28 42,2 50,38 49,9 41,8 4,42 1,77 1,09 0,59 11 8,78 6,13 6,04 4,3 4,74 4,33 4,19 2,8 0,78 0,91 4,64
Мурманская область 36 26,95 22,8 23,61 3,32 3,09 2,67 3,53 6,77 4,96 2,49 1,82 6,2 5,74 2,95 4,78 3,8 4,67 4,67 3,98 15,8 8,5 9,99 4,88
Сахалинская область 34,5 24,11 27,1 12,96 6,2 6,07 6,3 0 - 1,13 0,27 0,92 17,6 11,72 12,7 6,58 1,7 2,59 2,89 2,69 7,2 2,6 4,99 2,76
Ненецкий АО 0,4 1,78 0,55 3,56 - 0 0 0 - 0 0 0 ОД 1,45 0,39 2,35 - 0 0 0 0,3 0,33 0,15 1,21
Ханты-Мансийский 4,2 5,82 4,38 3,95 - 0 0 0 - 0 0,04 0,01 0,9 2,43 1,29 1,13 1,4 2,36 2,4 1,8 1,8 1,03 0,64 1,02
АО - Югра
Чукотский АО 69,4 56,3 36,6 40,88 12,5 8,82 13,9 2,56 44,2 35,07 7,86 24,3 2,8 5,94 3,45 10,5 1,9 1,35 2,42 2,14 7,2 5,13 8,92 1,34
Ямало-Ненецкий АО 3,7 3,81 2,75 3,16 - 0 0 0 0 0 0,23 0,7 1,6 0,93 1,24 1Д 1,53 1,43 1,07 2 0,67 0,39 0,62
Итого 26,9 32,38 28,5 26,3 10,6 14,36 16,3 13,8 2,61 4,4 1,03 1,59 6,1 7,08 4,11 4,46 2,8 4,02 4,42 3,39 5,02 2,52 2,59 2,6
Субъекты Российской Федерации, частично отнесенные к северным районам
Республика Алтай 80,4 85,1 76,6 83,03 51,4 47,53 49,5 44,27 5,24 2,79 0,58 1,04 14,5 25,72 11,5 28,2 7,1 8,2 14,14 7,12 2,1 0,86 0,84 2,41
Республика Бурятия 64,9 66,9 61,2 58,28 36,4 35,99 34,2 27,9 1,06 5,14 2 2,3 20,8 17,53 12,5 18 4,6 7,36 11,78 6,49 2,06 0,88 0,77 3,12
Красноярский край 30,7 36,86 19,7 20,41 2,85 0,37 2,34 0,26 - 9,79 0,04 0,46 18,1 19,54 8,44 9,7 4,2 5,5 6,9 5,53 5,6 1,66 2,01 2,97
Пермский край 15,1 26,12 22,9 18,31 2,53 0 0 0 - 2,57 1,35 1,43 6,1 9,93 6,81 5,57 3,4 9,55 9,59 7,24 3,02 4,06 5,13 4,02
Приморский край 42,5 60,1 48,9 46,47 14,1 10,51 12,3 12,47 2,11 12,67 0 0,91 14,2 29,2 27,1 20,6 6,1 4,89 6,24 6,92 6 2,83 3,26 4,73
Хабаровский край 29,5 35,53 31,2 30,15 10 10,99 11 11,3 0,53 2,91 0 0,05 11,4 12,98 10,7 7,41 6,1 7,25 7,41 6,93 1,4 1,4 2,03 4,46
Амурская область 50,1 46,95 44,3 45,79 19,6 18,16 18,2 11,81 2,22 3,36 1,38 8,33 12,6 11,86 10,6 13,9 6,6 8,07 9,94 7,72 9 5,5 4,08 3,77
Иркутская область 31,2 32,22 32 26,99 11,3 9,49 8,82 4,63 1,09 3,34 1,19 2,49 8,2 8,67 6,88 7,8 6,6 9,34 13,61 8,31 3,9 1,39 1,46 3,77
Томская область 32,1 33,73 32,5 36,25 4,48 4,63 6,93 7,31 0,9 5,14 2,4 1,97 15 14,38 8,45 16,3 5,1 6,64 9,38 5,55 6,6 2,94 5,32 3,34
Тюменская область 4,5 5,47 29,2 21,51 - 0 0 0 - 0 24,8 15,6 2,1 2,65 1,79 2,4 1,4 2,35 2,31 2,07 1 0,48 0,32 1,36
Читинская область 50,9 55,84 48,9 45,92 23,5 24,15 23,4 15,9 6,88 4,73 0,71 6,12 12,7 16,42 10,1 9 5,3 8,97 13,55 8,16 2,5 1,57 1,04 4,13
Итого 28,1 36,53 33,7 30,87 8,48 8,49 8,65 6,56 0,89 5,31 5,33 4,91 10,7 14,39 9,55 9,72 4,3 6,34 7,96 5,83 3,7 2 2,22 3,23
Всего но северным 27,6 34,66 31,3 28,75 9,47 11,14 12,1 9,96 1,68 4,9 3,38 3,35 8,6 11,09 7,08 7,26 3,6 5,3 6,35 4,69 3,35 2,24 2,39 2,95
территориям
Всего но РФ 21,9 29,75 25,7 25,41 6,34 7,55 7,27 6,13 0,88 3,88 1,94 2,38 8,5 10,74 7,61 7,97 3,46 5,75 6,93 5,21 2,73 1,83 1,93 3,35
Таблица 6
динамика дотаций, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности северных
территорий, тыс. руб.
регион 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего к 2008 г. Всего к 2009 г. Всего к 2010 г.
Республика Алтай 5 761 914,20 1,31 5 849 275,30 1,02 5 982 034,20 1,02
Республика Бурятия 12 874 899,30 1,23 11 587 695,30 0,90 10 774 731,40 0,93
Республика Карелия 1 132 362,30 0,74 2 213 826,60 1,96 2 765 154,60 1,25
Республика Коми 453 524,00 1,44 1 135 021,90 2,50 1 473 746,10 1,30
Республика Саха (Якутия) 35 113 715,20 1,54 39 200 910,40 1,12 39 771 181,40 1,01
Республика Тыва 9 451 507,40 1,29 9 066 421,30 0,96 9 556 761,30 1,05
Забайкальский край 7 766 553,40 1,23 8 317 299,80 1,07 6 014 887,30 0,72
Камчатский край 10 680 706,80 1,33 22 249 700,50 2,08 29 342 236,60 1,32
Красноярский край 460 083,40 0,13 3 187 823,70 6,93 379 070,40 0,12
Приморский край 8 472 108,40 1,16 9 593 939,50 1,13 10 331 696,80 1,08
Хабаровский край 5 124 660,90 1,08 6 269 168,90 1,22 7 017 002,20 1,12
Амурская область 6 236 861,30 1,07 7 049 760,70 1,13 5 079 561,20 0,72
Архангельская область 5 218 147,90 1,11 7 598 047,50 1,46 5 466 546,80 0,72
Иркутская область 6 503 130,10 0,97 6 678 309,70 1,03 4 150 620,80 0,62
Магаданская область 7 985 985,00 1,41 8 504 083,40 1,06 7 614 173,70 0,90
Мурманская область 1 106 901,40 0,9 1 072 730,70 0,97 1 599 383,60 1,49
Сахалинская область 3 171 263,20 1 2 854 264,80 0,90 - -
Томская область 1 473 916,50 1,12 2 369 367,20 1,61 3 133 509,80 1,32
Чукотский АО 1 762 867,00 1,02 1 692 724,30 0,96 466 620,40 0,28
В целом по РФ 373 995 657,9 - 396 995 657,9 - 396 995 657,9 -
Источник: [2].
При распределении средств федерального бюджета, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2011 г., размер дотаций, по сравнению с 2010 г., сокращен 8 северным регионам (Республика Бурятия, Забайкальский и Красноярский края, Амурская, Архангельская, Иркутская и Магаданская области, Чукотский автономный округ). Причем у четырех из них расчетная бюджетная обеспеченность после распределения дотаций ниже 70 %.
Фонд финансовой поддержки регионов не выполняет в полной мере функцию выравнивания бюджетной обеспеченности.
Во-первых, это связано с недостаточным объемом денежных средств. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2011-2013 гг. сохранится на уровне 2010 г. и составит 396 995,7 млн руб. ежегодно. Очевидно, что такого общего объема указанных дотаций недостаточно для снижения уровня дифференциации бюджетной обеспеченности регионов и для обеспечения гарантий субъектам РФ в исполнении их расходных обязательств.
Во-вторых, много нареканий вызывает методика распределения средств фонда.
Неоднократно отмечалось, что эта методика излишне формализована и не отражает реальных возможностей регионов по мобилизации налогооблагаемых ресурсов, основывается в основном на показателях прошлых лет, недостаточно учитывает происходящие изменения в экономике и социальной сфере и повышенные бюджетные расходы, вызванные северными специфическими факторами.
Необходимо отметить, что выделение дотаций существенно влияет на бюджетную обеспеченность северных территорий (табл. 7).
К обеспеченным регионам, имеющим высокие собственные бюджетные доходы и не получающим финансовую помощь из федерального бюджета (регионы - доноры), в 2011 г. были отнесены 6 из 24 северных регионов (Пермский край, Тюменская и Сахалинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Эти территории имеют высокоразвитую промышленность, прежде всего по добыче и переработке углеводородного сырья (уровень их бюджетной обеспеченности более 100 %). При этом необходимо иметь в виду, что показатели Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в расчетах межбюджетных отношений учитываются в соста-
Таблица 7
Бюджетная обеспеченность северных регионов до и после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности*
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
До После До После До После До После До После
субъекты рФ распре- распре- распре- распре- распре- распре- распре- распре- распре- распре-
деления деления деления деления деления деления деления деления деления деления
ффпр ффпр ффПр ффПр ффпр ффПр ффПр ффПр ффПр ффПр
Республика 0,173 0,586 0,190 0,641 0,203 0,640 0,203 0,597 0,185 0,565
Алтай
Республика 0,334 0,608 0,425 0,669 0,430 0,667 0,443 0,629 0,443 0,601
Бурятия
Республика 0,653 0,691 0,585 0,688 0,596 0,686 0,601 0,650 0,587 0,622
Карелия
Республика 0,918 0,926 0,848 0,882 0,866 0,895 0,883 0,897 0,898 0,904
Коми
Республика 0,387 0,615 0,351 0,660 0,369 0,660 0,358 0,618 0,349 0,588
Саха
Республика 0,145 0,583 0,174 0,640 0,183 0,638 0,184 0,595 0,169 0,563
Тыва
Забайкальский 0,444 0,623 - - 0,530 0,679 0,542 0,642 0,522 0,612
край
Камчатский 0,363 0,612 0,195 0,642 0,202 0,640 0,204 0,597 0,200 0,567
край
Красноярский 0,969 0,973 0,821 0,861 0,987 0,990 0,978 0,981 0,973 0,974
край
Приморский 0,524 0,633 0,549 0,683 0,552 0,681 0,573 0,646 0,561 0,618
край
Хабаровский 0,565 0,638 0,589 0,688 0,592 0,686 0,595 0,649 0,595 0,623
край
Амурская 0,455 0,624 0,483 0,676 0,558 0,682 0,595 0,649 0,596 0,623
область
Архангельская 0,552 0,637 0,537 0,682 0,630 0,710 0,638 0,683 0,640 0,661
область
Иркутская 0,621 0,662 0,684 0,755 0,814 0,855 0,818 0,840 0,819 0,829
область
Магаданская 0,321 0,606 0,306 0,655 0,361 0,659 0,343 0,616 0,335 0,586
область
Мурманская 0,784 0,808 0,878 0,905 0,835 0,871 0,824 0,846 0,825 0,835
область
Томская 0,720 0,750 0,700 0,767 0,694 0,761 0,694 0,732 0,691 0,709
область
Чукотский АО 0,500 0,630 0,539 0,682 0,815 0,855 0,784 0,810 0,776 0,789
*Составлено авторами по данным [1, 3].
ве Тюменской области, а Ненецкого автономного округа - в составе дотационной Архангельской области. В 2011 г. из 18 северных регионов один регион (Красноярский край) имеет бюджетную обеспеченность в 99 %, 4 региона - от 90 до 80 %, 2 региона - от 80 до 70 % и 11 - от 60 до 70 %.
В условиях действующей системы межбюджетных отношений в последние годы уровень бюджетной обеспеченности наиболее дотационных северных регионов падает. Причем эта тенденция
прогнозируется и в дальнейшем. У 9 северных регионов расчетная бюджетная обеспеченность в 2012 г. ниже уровня 2011 г. В 2013 г. расчетная бюджетная обеспеченность ожидается ниже уровня 2011 г. уже у 16 северных регионов, у 12 регионов она будет ниже 70 %, причем у 5 из них - ниже 60 %. За весь период использования данного способа определения расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ она никогда не опускалась до такого низкого показателя.
Представленные индикаторы бюджетной обеспеченности показывают, что большинство северных регионов не имеет достаточных средств для реализации возложенных на них расходных полномочий, не говоря уже о возможности направления средств на меры, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие территорий и, соответственно, на повышение уровня своих бюджетных доходов.
На состояние бюджетной обеспеченности северных регионов в наибольшей степени влияют следующие основные факторы, связанные с проводимыми бюджетной и налоговой политикой, межбюджетными отношениями:
1) высокий уровень зависимости бюджетной обеспеченности многих северных субъектов РФ от безвозмездных поступлений в региональные и местные бюджеты, основную часть которых составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Вызывает тревогу опубликованный Министерством финансов РФ в Основных направлениях бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. подход, предусматривающий уменьшение объема межбюджетных трансфертов, выделяемых региональному уровню бюджетной системы РФ из федерального бюджета. Северные территории будут поставлены в условия жестких финансовых ограничений на фоне большого объема социальных обязательств;
2) перераспределение финансовых потоков в пользу федерального бюджета и отмена ряда налогов и сборов;
3) сокращение большинства полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по наращиванию своего налогового потенциала и увеличению доходов с помощью налогового регулирования;
4) увеличение расходов бюджетов северных субъектов РФ на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, поскольку большая часть местных бюджетов в северных регионах является дефицитными. В то же время выбор возможных форм такой помощи крайне ограничен.
Субъекты РФ не имеют права на частичную или полную передачу отдельных источников неналоговых платежей с регионального на местный уровень (в отличие от налогов);
5) наличие недостатков в Методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
В современных условиях невозможно обеспечить бюджету каждого субъекта РФ полную независимость и самостоятельность, выровнять уровень бюджетной обеспеченности всех субъектов РФ. Однако законодательство должно предусмотреть необходимые механизмы, необходимые для приближения к этой цели.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов северных территорий и выравнивания на этой основе бюджетной обеспеченности целесообразно:
1) предоставить законодательным органам государственной власти субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать отдельные налоги и сборы на своих территориях. Именно налоговые полномочия обеспечат субъектам РФ и органам местного самоуправления (даже при дефиците средств) конкуренцию в вопросе предоставления инвесторам дополнительных налоговых льгот;
2) установить и законодательно закрепить нормативы отчислений по платежам за природные ресурсы на уровне, который позволит перераспределить финансовые потоки между федеральным центром и северными субъектами в равной пропорции, что позволит им стать самодостаточными и не ждать от федерального центра дотаций для обеспечения сбалансированности своих бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности территорий;
3) закрепить в Бюджетном кодексе РФ право передачи неналоговых платежей с регионального на местный уровень, в частности, необходимо передать местным бюджетам часть региональной доли платежей за негативное воздействие на окружающую среду, часть арендных платежей за землю, часть региональной доли платежей за пользование лесным фондом и т. п.;
4) существенно укрепить доходный потенциал региональных и местных бюджетов за счет отмены или сокращения до минимума перечня федеральных льгот по региональным и местным налогам.
Значительная часть федеральных льгот по региональным и местным налогам предоставляется организациям, финансируемым из федерального бюджета, или категориям граждан, которые включены в федеральный перечень льготников. То есть, по существу, за счет федеральных льгот по региональным и местным налогам на субъекты РФ и муниципальные образования перекладывается часть федеральных расходных полномочий;
5) изменить порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Критерием выравнивания бюджетной обеспеченности должен являться гарантированный уровень бюджетной обеспеченности, необходимый для выполнения установленных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Для этого на федеральном уровне необходимо:
1) разработать и утвердить стандарты бюджетных услуг и минимальные нормативы финансовых затрат на их предоставление;
2) производить распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, гарантирующее обеспечение предоставления услуг на уровне минимальных нормативов. При расчете дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности необходимо предусмотреть механизм увеличения объема дотаций на очередной финансовый год до уровня не ниже объема текущего финансового года для субъектов РФ, у которых уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций был менее 50 %. Необходимо ввести в расчет индекса бюджетных расходов повышающий коэффициент для территорий с низкой плотностью населения, поскольку обеспечение доступности услуг приводит к увеличению расходов на содержание малокомплектных учреждений.
Реализация предложенных мероприятий приведет к обеспечению сбалансированности бюджетов северных территорий, к выравниванию уровней их бюджетной обеспеченности, что создаст соответствующие стимулы для обеспечения поступательного развития экономики северных регионов.
Список литературы
1. Аналитические материалы Подкомитета по делам Севера и малочисленных народов Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. URL: http://severcom. ru/files/upload/ analitics.
2. Информационно-аналитическая записка «О прогнозе бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в 2011 г.» URL: http:// severcom. ru/files/upload/analitics.
3. О социально-экономическом положении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам в 2011 г. URL: http://severcom. ru/files/upload/analitics.
4. ПолозковМ. Г. Стимулирующее бюджетное выравнивание территорий // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 343. С. 148-152.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]