Источники:
1. Захарян А.В. Кредитные рынки в условиях мировых финансовых кризисов / А.В. Захарян, С.В. Бакланов, И.В. Ватулина // Вектор экономики. - 2018. - № 9 (27). С. 32.
2. Захарян А.В. Цифровая экономика и перспективы ее роста на 2018-2020 года / А.В. Захарян, Е.С. По-мерко, А.В. Негодова, М.А. Давыденко, Д.М. Ионова, С.А. Аристова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5 (94). - С. 169-173.
3. Носова Т.П. Современное состояние международного рынка синдицированного кредитования / Т.П. Носова, К.А. Назаретян, Н.Т. Кумпилов, С.Н. Савв // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 5 (106). - С. 169-173.
4. Захарян А.В. Финансовая политика России на современном этапе - «орудие» реализации политики государства или «проблема» финансового регулирования экономики / А.В. Захарян, И.А. Неводова, Н.Т. Кумпилов, К.А. Назаретян, Д.А. Сальков. - 2018. - № 11 (100). - С. 145-148.
5. Герасименко О.А. Проблемы банковского сектора России и его перспективы / Муродян Л.А., Герасименко О.А. // Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации: сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета, 2019. - С. 88-93.
Sources:
1. Zakharyan A.V. Credit markets in the context of global financial crises / A.V. Zakharyan, S.V. Baklanov, I.V. Vatulina // Vector of Economics. - 2018. - No. 9 (27). - P. 32.
2. Zakharyan A.V. Digital economy and its growth prospects for 2018-2020 / A.V. Zakharyan, E.S. Pomerko, A.V. Negodova, M.A. Davydenko, D.M. Ionova, S.A. Aristova // Economics and Entrepreneurship. - 2018. - No. 5 (94). - P. 169173.
3. Nosova T.P. The current state of the international syndicated lending market / T.P. Nosova, K.A. Naza-retyan, N.T. Kumpilov, S.N. Savv // Economics and Entrepreneurship. - 2019. - No. 5 (106). - P. 169-173.
4. Zakharyan A.V. The financial policy of Russia at the present stage is a "tool" for implementing state policy or a "problem" of financial regulation of the economy / A.V. Zakharyan, I.A. Nevodova, N.T. Kumpilov, K.A. Nazaretyan, D.A. Salkov. -
2018. - No. 11 (100). - P. 145-148.
5. Gerasimenko O.A. Problems of the Russian banking sector and its prospects / Murodyan L.A., Gerasimenko O.A. // Actual problems of the budget structure of the Russian Federation: a collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University,
2019. - P. 88-93.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00058
В. С. Колесник - доцент кафедры экономики предприятий, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, kolesnik_vs64@mail.ru,
V. S. Kolesnik - associate professor of enterprises economy chair, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
А. А. Федяшкин - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, kolesnik_vs64@mail.ru,
A. A. Fedyashkin - master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ BUDGETARY FINANCING OF THE REGIONAL ECONOMY AGRICULTURAL SECTOR ORGANIZATIONS
Аннотация. Организации аграрного сектора экономики в современных экономических условиях функционируют в режиме конкуренции, зависимости от аграрного рынка, диспаритета цен на сельскохозяйственную и продукцию промышленности. Рост бюджетного финансирования будет способствовать преодолению множества проблем, препятствующих устойчивому развитию отрасли. Финансовые средства из бюджетов различных уровней, направленные организациям аграрного сектора экономики, оказывают существенное влияние на финансовые показатели их деятельности. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных организаций осуществляется в различных формах, ширится перечень федеральных программ финансирования аграрного сектора экономики. В статье приведены результаты исследования уровня государственной финансовой поддержки аграрных предприятий. Рассмотрены региональные программы финансовой поддержки сельского хозяйства. Исследованы тенденции и структура бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций. Представлены показатели эффективности бюджетного финансирования, предоставляемого отдельным сельскохозяйственным организациям Краснодарского края.
Annotation. Organizations of the agricultural sector of the economy in modern economic conditions operate in a competitive environment, and depend on the agricultural market, price disparity for agricultural and industrial products. The growth of budget financing will help to overcome many problems that impede the sustainable development of the industry. Financial resources provided by budgets of various levels for organizations of the agricultural sector of the economy, have a significant impact on the financial outcome of their activities. State financial support for agricultural
organizations is carried out in various forms, the list of federal programs for financing the agricultural sector of the economy is expanding. The article presents the results of a study of the level of state financial support for agricultural enterprises. Regional programs of financial support for agriculture are analyzed. The tendencies and structure of budget financing of agricultural organizations are investigated. Performance indicators of budget financing provided to individual agricultural organizations of the Krasnodar Krai are presented.
Ключевые слова. бюджетное финансирование, государственные программы, сельскохозяйственная организация.
Keywords. budget financing, state programs, agricultural organization.
Аграрный сектор экономики Краснодарского края занимает важное место в развитии региона. Необходимо учитывать особенности отрасли, обусловленные спецификой производства продукции и особой значимостью аграрного сектора экономики. Сельскохозяйственное производство зависит от различных факторов, связано с разного рода рисками, что оказывает существенное влияние на доходы аграрных предприятий. В этой связи исследования воздействия бюджетного финансирования на доходность сельскохозяйственных организаций имеет особую значимость.
Финансирование аграрного сектора экономики осуществляется в различных формах. Прямая финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий заключается в предоставлении субсидий и бюджетных выплат. Косвенная форма государственной поддержки проявляется в льготном налогообложении, товарных и закупочных интервенциях, выделении бюджетных средств на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Опосредованная форма государственной поддержки - это поддержка аграрной науки, реализация федеральных программ и национальных проектов, пополнение уставного капитала публичных акционерных обществ за счет бюджетных средств [5].
Направления государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций на региональном уровне находят свое отражение в принятых программах развития сельского хозяйства. В Краснодарском крае принята и реализуется программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Реализация данной программы основана на выделении государственного финансирования и нацелена на позитивное развитие сельского хозяйства региона.
Государственная программа финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» детализирована по направлениям, что предполагает финансирование различных отраслей [2]. Бюджетные средства направляются на поддержку отраслей растениеводства и животноводства, рыбного хозяйства, виноградарства и виноделия, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, программа государственной поддержки сельского хозяйства Краснодарского края предусматривает устойчивое развитие сельских территорий региона.
Принятые региональные программы направлены на устойчивое развитие АПК региона в целом и на поддержку преимущественно сельскохозяйственной отрасли. Программа нацелена на финансирование отдельных мероприятий растениеводческой и животноводческой отраслей, для этого разработаны отдельные разделы программы, в которых нашли свое отражение меры, которые будут способствовать увеличению доходов аграрных предприятий, развитию инфраструктуры отрасли и другие, позволяющие в целом улучшить условия жизни населения в сельской местности [3].
Государственное финансирование развития сельского хозяйства приносит позитивные результаты, что проявляется в росте доходов отдельных аграрных предприятий, снижению убытков от производства продукции, стабилизации финансовой устойчивости и финансового положения [1]. При этом, необходимо отметить, что бюджетное финансирование сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2015-2017гг. существенно сократилось. Общая сумма средств, выделенных в виде субсидий аграрным предприятиям, сократилась на 25,3% и в 2017г. составила 3719,3 млн. руб. [4]. Максимальная сумма бюджетных средств была направлена на поддержку крупных и средних сельскохозяйственных организаций в 2016г. в сумме 5253,8 млн. руб. А в 2017г. наблюдается сокращение бюджетного финансирования на 30% в сравнении с показателями 2016г. В разрезе уровней бюджетного финансирования отмечается снижение суммы государственной поддержки из федерального бюджета на 27%, а уменьшение средств из регионального бюджета составляет 18%.
Таким образом, необходимо отметить, что государственное финансирование из федерального бюджета сокращено более значительно, чем из регионального. Если проводить вертикальный анализ уровня государственного финансирования аграрных предприятий, то следует отметить, что удельный вес финансирования из федерального бюджета составляет большую часть средств поддержки. Так, в 2017г. на долю бюджетных средств федерального бюджета приходилось 80% от общей их величины. При этом, наблюдается сокращение средств государственной поддержки из федерального бюджета.
Исследования показали, что за 2015-2017гг. общая сумма бюджетных средств в расчете на 1 га посевной площади в регионе сократилась на 23,9%. Величина уплаченных налогов на 1 рубль государственной поддержки уменьшилась на 11,6%. В сельскохозяйственных организациях Краснодарского края наблюдается снижение доли суммы бюджетных средств в выручке от реализации продукции, работ и услуг на 0,7 пункта.
Тенденция снижения характерна и для показателя, отражающего величину бюджетных средств, которые приходятся на 100 руб. себестоимости производимой продукции, работ и услуг. За 2015-2017гг. ее размер
сократился на 35,2%. В 2017г. лишь 2,4 руб. бюджетных средств приходится на 100 руб. себестоимости продукции аграрных предприятий.
Более углубленное изучение уровня бюджетного финансирования аграрных предприятий региона рассмотрим на примере отдельных организаций Краснодарского края. ОАО Агрофирма-племзавод «Победа» является стабильно функционирующим аграрным предприятием региона. За 2016-2018гг. организации было выделено из федерального и регионального бюджетов 198442 тыс. руб. (таблица 1).
Таблица 1 - Бюджетное финансирование ОАО Агрофирма - племзавод «Победа», тыс. руб.
Показатель 2016г. 2017г. 2018г. Абсолютное изменение^
Получено бюджетных средств всего, тыс. руб. 84728 82005 31709 -53019
Приходится бюджетных средств на 1 га посевов, руб. 3932 3588 1374 -2558
Удельный вес суммы бюджетных средств в выручке, % 5,0 4,6 1,7 -3,3
Получено бюджетных средств на 100 руб. себестоимости продукции, работ и услуг, руб. 7,56 6,22 2,32 -5,24
При этом, необходимо отметить, что наблюдается устойчивая тенденция сокращения бюджетного финансирования ОАО Агрофирма-племзавод «Победа». За исследуемый период сумма бюджетных средств, направленных организации сократилась на 62,6%. Соответственно и величина бюджетных средств в расчете на 1 га посевов, на 100 руб. себестоимости продукции, работ и услуг снижается.
Так, сумма бюджетных средств, направленных организации, рассчитанная на 1 га посевов сократилась на 2558 руб. или на 65%. А в расчете на 100 руб. себестоимости продукции, работ и услуг снижение составило 5,24 руб. или 69,3%. При этом, организация имеет более высокие финансовые показатели в сравнении с аналогичными предприятиями, что обусловлено в том числе бюджетным финансированием из федерального и регионального бюджета.
Таким образом, исследования результативности и значимости бюджетного финансирования аграрного сектора экономики Краснодарского края показало, что для устойчивого развития сельского хозяйства организациям выделяются средства сообразно принятым программам. Но размер бюджетного финансирования ежегодно снижается. Наиболее значительно снижение финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета. Сокращаются величина бюджетных средств как в расчете на 1 га посевов культур, так и на 100 руб. себестоимости продукции. Снижается и удельный вес бюджетных средств в выручке аграрных предприятий. Кроме того, не все сельскохозяйственные организации имеют возможность воспользоваться финансовой поддержкой из бюджетов различных уровней, что оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности аграрных предприятий.
Источники:
1.Звягинцева А.В., Колесник В.С. Тенденции развития сельского хозяйства Краснодарского края в современных условиях. Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2017. С. 1501-1502.
2.Колесник В.С., Логинова А.А., Федяшкин А.А., Шкварский Е.В. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей //Экономика и предпринимательство. 2019. №3 (104). С. 124-127.
3.Парамонов П.Ф., Колесник В.С., Стукова Ю.Е. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.
2017. № 132. С. 666-684
4.Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. 2017: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар,
2018. - 234 с.
5.Чуева Т.И., Тонян М.Н. Государственная поддержка сельского хозяйства в. Краснодарском крае // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 9А. С.132-144
Sources:
1.Zvyagintseva A.V., Kolesnik V.S. Trends in the development of agriculture in the Krasnodar Krai under current conditions. Scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles on the materials of the X All-Russian Conference of Young Scientists dedicated to the 120th anniversary of I. S. Kosenko. Resp. for the issue. A. G. Koshchaev. 2017.P. 1501-1502.
2. Kolesnik V.S., Loginova A.A., Fedyashkin A.A., Shkvarsky E.V. State financial support for agricultural manufacturers // Economics and Entrepreneurship. 2019.No 3 (104). P. 124-127.
3.Paramonov P.F., Kolesnik V.S., Stukova Yu.E. Trends and problems of development ofpeasant (farm) holdings // Multi-topic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 132. P. 666-684
4. Agriculture of the Krasnodar Krai. Statistical Digest. 2017: Stat. Digest. Krasnodarstat - Krasnodar, 2018 .- 234 p.
5.Chueva T.I., Tonyan M.N. State support for agriculture in Krasnodar Krai // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2017. Volume 7. No. 9A. P.132-144