БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ PUBLIC FUNDING OF EDUCATION
Г.В. Слесаренко, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры "Финансы и учет " ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"
G.V. Slesarenko PhD, Associate Professor, Associate Professor of "Finance and Accounting" VPO "Udmurt State University"
Аннотация. Рассматриваются основные источники финансового обеспечения услуг в сфере образования в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Также подробно анализируются организационно-правовые формы бюджетных учреждений.
Abstract. The basic sources of financial support for education services under the Federal Law "On Education in the Russian Federation." Also the legal forms of public institutions are analyzed in detail.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение услуг в сфере образования, бюджетные средства, образовательное учреждение
Key words: financing of government (municipal) services, financing of services in education, budget funds, educational institution.
Согласно положениям российского бюджетного законодательства бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].
Основными источниками финансирования расходов на образование
служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства от предпринимательской деятельности и средства спонсоров, добровольные пожертвования и целевые взносы. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, так как значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала и улучшение условий труда. Объем внебюджетных средств невозможно спрогнозировать с высокой степенью вероятности.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Соотношение расходов по видам образования для каждого из уровней бюджетной системы РФ зависит от установленных законодательством полномочий в сфере образования.
Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов по видам экономической деятельности организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Бюджетное финансирование получают и образовательные организации.
В настоящее время вступил в силу новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) [2].
К образовательным организациям, как следует из ст. 22 Закона об образовании, относятся государственные, муниципальный и частные, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.
Одной из форм некоммерческих организаций согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ [3] является учреждение.
Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальной образовательной
организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением, что вытекает из п. 2 ст. 120 ГК РФ.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Такое определение дано ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" [4].
Автономным учреждением на основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" [5] признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Государственное (муниципальное) задание для бюджетного или автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Казенное учреждение на основании ст. 6 БК РФ представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Получателем бюджетных средств, наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации, является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Казенные государственные и муниципальные образовательные учреждения финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме.
Бюджетные и автономные образовательные учреждения получателями бюджетных средств не являются. В отличие от казенных учреждений, финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в
особом порядке, установленном законодателем - получение бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, а именно субсидий.
Финансовое обеспечение выполнения задания для бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены в бюджете. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Отметим, что на субсидии на выполнение государственного и муниципального задания не оказывает влияния размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Указанная субсидия может быть уменьшена лишь в том случае, если уменьшается само задание или если в законодательстве установлено право оказывать данный вид услуг на платной основе в рамках существующего задания.
Согласно ст. 99 Закона об образовании финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Такие особенности заключаются прежде всего в установленном законом разграничении расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании в РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования
определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
В новом Законе об образовании последовательно проведен принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования. Статьей 99 закона установлено, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте
Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Статьей 100 Закона об образовании определено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируется обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов в расчете на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
Исключения из нормативно-подушевого принципа финансового обеспечения расходов на образования определены частью 4 статьи 99 Закона об образовании. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
Таким образом, законодательно определен переход от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого системы образования на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных и муниципальных учреждений в повышении эффективности использования бюджетных средств.
Так как российские организации, согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ [6], признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, то образовательные организации независимо от формы, в которой
они созданы, также являются налогоплательщиками этого налога.
Налоговой базой в целях исчисления налога на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (ст. 274 НК РФ).
Прибылью на основании п. 1 ст. 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.
Таким образом, доходы в виде бюджетных ассигнований, субсидий из бюджета, полученные для осуществления образовательной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Обратим внимание, что не учитываются такие средства при налогообложении только при выполнении следующих двух условий:
- полученные средства образовательная организация использует по назначению, определенному источником целевого финансирования;
- образовательная организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При отсутствии раздельного учета у образовательной организации, получившей средства целевого финансирования, такие средства будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения, и, соответственно, организация будет обязана исчислить и заплатить налог на прибыль организаций.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.11.1996 N
7-ФЗ.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-
ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
References
1. The Budget Code of the Russian Federation: Federal Law of 31.07.1998 № 145-FZ.
2. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation"
3. Civil Code (Part One): The Federal Law of 30.11.1994 N 51-FZ.
4. On Nonprofit Organizations: Federal Law of 12.11.1996 N 7-FZ.
5. On Autonomous Institutions: Federal Law of 03.11.2006 N 174-FZ.
6. Tax Code (Part Two): The Federal Law of 05.08.2000 N 117-FZ.