УДК631.16:658.14(476.6)
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор Е.А. СОЛОВИЧ, аспирантка УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
BUDGET FINANCING OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS ACTIVITY OF GRODNO REGION
L.V PAKUSH, Doctor of Economics, professor E.A. SOLOVICH, postgraduate student The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
Реализация прямых мер в системе государственной поддержки аграрного сектора Беларуси позволяет рассматривать бюджетное субсидирование как источник формирования собственного капитала сельскохозяйственных организаций. В статье рассмотрены динамика, состав и структура источников формирования капитала, определена доля бюджетных средств, выполнена оценка влияния бюджетного субсидирования на финансовые результаты деятельности, а также дана оценка эффективности использования средств целевого финансирования сельскохозяйственными организациями Гродненской области.
Realization of direct measures in system of the state support of agrarian sector of Belarus allows to consider budgetary subsidizing as a source of formation of own capital of the agricultural organizations. In the article the analysis of dynamics and structure ofsources of formation of the capital is lead, the share of budgetary funds is certain, the estimation of influence of budgetary subsidizing on financial results of activity is executed, and also the estimation of efficiency of use of target financing means is given by the agricultural organizations of the Grodno region.
Введение. Государственная поддержка аграрного сектора в Беларуси построена на сочетании прямых и косвенных мер содействия. Так, наряду с льготным характером налогообложения, кредитования и страхования сельскохозяйственные товаропроизводители получают и бюджетные средства в рамках целевого финансирования. Данные поступления характеризуются достаточно многоплановым характером предоставления и направляются как на финансирование капитальных вложений, так и текущих расходов.
При этом важно отметить, что для соответствия применяемой системы требованиям ВТО необходима трансформация форм поддержки посредством сокращения объемов прямого бюджетного финансирования в условиях формирования льготной деловой среды и расширения мер так называемой «зеленой корзины», к которым можно отнести проведение научных исследований, обучение и переподготовку кадров, создание консультационных центров и др.
В белорусской учетной практике средства, которые поступают из бюджета на безвозвратной основе, выступают, при реализации принципа их целевого использования, источником пополнения добавочного фонда (в его структуре выделен «фонд государственной помощи») либо отражаются на формировании нераспределенной прибыли отчетного года, так как учитываются в течение года как внереализационные доходы [5]. Следовательно, вышерассмотренные источники оказывают положительное влияние на рост объема собственного капитала и уровень покрытия внешних обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основная часть. В Республике Беларусь согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы [1] объем субсидиарных и дотационных выплат сельскохозяйственным организациям должен был сокращаться в процессе ее реализации. В 2009-2010 годах, с учетом уже произведенной реконструкции и обновления производственных мощностей, а также понижением уровня ценового диспаритета, сельскохозяйственные товаропроизводители должны были сформировать условия, достаточные для запуска компенсационного механизма, который предполагает замещение бюджетных источников финансирования внутренними источниками формирования собственного капитала в условиях уже сформированной льготной среды осуществления сельскохозяйственной деятельности [2].
Динамика объема и структурных изменений финансирования деятельности сельскохозяйственных организаций Гродненской области, представленная в таблице 1, показывает, что основными источниками финансирования деятельности выступали собственные средства. Доля бюджетного финансирования в 2005-2008 гг. составляла около 10 %, а наибольший объем бюджетного финансирования был предоставлен в 2008 г. - 5,4 трлн руб.
В 2009 г. доля бюджетных средств достаточно резко снизилась и составила только 6 % в структуре источников финансирования. При этом видно, что снижение данного уровня вызвало рост объемов заимствования капитала, доля которого в рассматриваемом периоде увеличилась на 7,8 %, что свидетельствует о формировании определенного уров-
ня дотационной зависимости субъектов и низкой способности к регенерации собственного капитала. Следовательно, в 2009 г. рассматриваемая группа организаций была не способна к запуску компенсационного механизма, который предусматривает переход от бюджетного субсидирования к самофинансированию.
Большая часть поступающих бюджетных средств направляется на покрытие текущих расходов и поддержание инвестиционной деятельности (табл. 2).
В системе государственной поддержки функционирования отрасли сформированы условия, которые позволяют организациям приобретать оборотные активы по сниженным ценам либо через систему оплаты третьим лицом, когда перевод платежа не производит получатель продукции - сельскохозяйственная организация (семена высоких репродукций, родительские формы семян кукурузы, удобрения, автомобильное топливо, комбикорма). На эти цели в 2009 г. организациям Гродненской области было выделено из бюджета 144,7 млрд руб., при этом важно указать на значительное сокращение финансирования данного направления на 55,9 % по отношению к уровню 2008 г. [3].
На фоне резкого сокращения субсидирования текущих расходов наблюдается рост финансирования капитальных вложений на 21,4 % и дотаций к закупочным ценам на 15,2 %.
Надбавки к закупочным ценам в 2005 г. предоставлялись при реализации таких видов продукции, как молоко, КРС, свиньи, птица, яйца и рыба. В 2006 г. данный перечень расширился еще на три товарные позиции: льнотреста, бобовые и фуражные культуры, картофель для промышленной переработки, и дотации предоставлялись на максимальное количество видов сельскохозяйственной продукции (9 видов). В 2007 г. из данной группы исключены птица и рыба, но введена сахарная свекла, а вот в 2008 г. он резко сократился до двух позиций: сахарная свекла и картофель, которые сохранились и в 2009 г. [5]. Из данных таблицы 2 видно, что исключение из перечня продукции животноводства привело к резкому сокращению бюджетного субсидирования в данном направлении.
Бюджетное финансирование является одним из источников финансирования долгосрочных инвестиций, наиболее значительные суммы по данному направлению поступили в 2006 г., когда за счет средств бюджета было покрыто почти 40 % инвестиционных вложений. С 2007 г. наблюдается постепенное снижение долевого участия государства в долгосрочных инвестициях на фоне роста кредитной задолженности перед банками в данной области (табл. 3). В 2009 г. привлеченные на эти цели банковские кредиты в 1,85 раза превысили собственные и бюджетные источники.
Таблица 1 - Динамика финансирования деятельности сельскохозяйственных организаций Гродненской области
Источники финансирования Год
2005 2006 2007 2008 2009
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Собственные средства 2 973 60.4 2 283,3 60.0 2 856 61.9 3 070.1 58.3 3 598.6 57,3
Бюджетное финансирование 528,8 10,7 490,6 12,9 431,6 9,4 538,8 10,2 374,8 6,0
Заемный капитал 1 423 28.9 1 030,9 27.1 1 321,5 28.7 1 658.2 31.5 2 299.7 36,7
Итого 4 924,8 100 3 804,8 100 4 609,1 100 5 267,1 100 6 273,1 100
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Таблица 2 - Динамика бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Гродненской области
Показатели Год Отклонение 2009 г. от 2008 г.
2005 2006 2007 2008 2009 млрд руб. %
Всего получено бюджетных средств, млрд руб.: 528.8 490.6 431.6 538,8 374.8 -164 -30.4
В том числе: на капвложения 100.9 239.2 145.0 132,7 161.1 28.4 21.4
возмещение убытков, покрытие разницы в ценах 63.6 44.6 76.1 21.7 25.0 3.3 15.2
текущие расходы 150,8 125,9 150,8 327,8 144,7 -183,1 -55,9
иные мероприятия 213,5 80,9 59,7 56,6 44 -12,6 -22,3
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Таблица 3 - Финансирование долгосрочных инвестиций сельскохозяйственных организаций Гродненской области
Показатели Год
2005 2006 2007 2008 2009
Финансирование долгосрочных инвестиций - всего, млрд руб. 452.4 626.1 540,5 786,3 1067,2
Источники финансирования, млрд руб.: собственные средства 158.8 208.4 118,7* 164,3* 174,7*
бюджетное финансирование 99,4 239,9 134,4 118,1 133,6
кредиты банков 183,3 171,0 165,1 357,0 570,5
прочие 10,9 6,8 122 146,9 188,4
Удельный вес бюджетного финансирования в инвестиционных вложениях, % 22,0 38,3 24,9 15,0 12,5
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Собственные средства = амортизационные фонды + прибыль (нераспределенная и распределенная).
оо
Таблица 4 - Удельные показатели бюджетного финансирования деятельности сельскохозяйственных организаций Гродненской области
Показатели Год
2005 | 2006 | 2007 \ 2008 | 2009
Исходные данные
Бюджетное финансирование, млрд руб. 528,8 490,6 431,6 538,8 374,8
Из них: бюджетные субсидии на покрытие разницы в ценах и тарифах 57,7 41,6 76,1 21,7 25
компенсационные выплаты 141,7 275,9 108,1 303 123,8
Выручка от реализации продукции, млрд. руб. 2 281 909,9 1 097 1 484,2 1 605,6
Производственные затраты, млрд руб. 2 101 914,8 1 091 1 360,5 1 626
Площадь сельхозугодий, тыс. га 1 050 964 971 942.9 947,3
Расчетные данные
Бюджетное финансирование на 100 га сельскохозяйственных угодий, млн руб. 50,4 50,9 44,5 57,1 39,6
Отношение компенсационных выплат к производственным затратам, % 6,7 30,2 9,9 22,3 7,6
Удельный вес надбавок в выручке, % 2.5 4,6 6,9 1,5 1.6
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Динамика показателей, представленная в таблице 4, не позволяет нам определить четкую тенденцию роста или снижения бюджетного финансирования отрасли. Так, можно указать, что наиболее высокий уровень государственной поддержки организации имели в 2006 и 2008 г., когда на 100 га сельскохозяйственных угодий сумма предоставленных субсидий составила 50,9 и 57,1 млн руб., а отношение компенсационных выплат к производственным затрат превысило 30 и 22 % соответственно.
В 2009 г. на 100 га сельскохозяйственных угодий Гродненской области в среднем было предоставлено 39,6 млн руб. бюджетных средств, отношение компенсационных выплат к затратам снизилось до 7,6 %, остался фактически на уровне 2008 г. только удельный вес надбавок в выручке от реализации продукции.
Важно отметить, что после снижения удельных показателей в 2007 г. наблюдается резкий рост в 2008 г, который перекрыл не только снижение, но и достигнутый уже уровень. Следовательно, достаточно сложно однозначно трактовать понижение 2009 г., так как оно может смениться резким ростом в последующие годы в результате лоббирования интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в условияхухудшения результатов деятельности в 2009 г.
Данные, представленные в таблице 5, показывают, что выделение государственных субсидий на покрытие разницы в ценах при реализации молока оказало положительное влияние на финансовые результаты в2005-2007 гг и позволило сформировать условия, достаточные для безубыточного функционирования в условиях отмены данной формы субсидирования [4].
При этом полностью противоположная ситуация наблюдается в мясном скотоводстве (табл. 6). В сельскохозяйственных организациях Гродненской области это проблемная отрасль, и предоставление субсидий не оказало положительного влияния на ее развитие. Надбавки к ценам позволяли несколько сократить убытки, но не выступали источником реального финансирования воспроизводственных процессов. То, что отрасль в 2008-2009 гг. не вышла на рентабельную работу свидетельствует о том, что не выработаны качественные критерии оказания поддержки выращивания и откорма КРС.
Надбавки к закупочным ценам на сахарную свеклу привели к положительной коррекции соответствующих финансовых показателей. Из данных таблицы 7 следует, что без данной формы поддержки свекловодство было бы убыточной отраслью. Так, предоставленные субсидии в размере 18,7 млрд руб. покрыли не только убытки (8,9 млрд руб.), но и позволили получить прибыль (9,8 млрд руб.).
Существенное влияние на финансовые результаты деятельности отрасли растениеводства оказывает предоставление компенсационных
5 Таблица 5 - Оценка влияния государственных субсидий на финансовые результаты от реализации молока в сельскохозяйственных организациях Гродненской области
Себестоимость С учетом субсидий на покрытие разницы в ценах Без учета субсидий на покрытие разницы в ценах
Год продукции, млрд руб. млрд руб. рентабельность, % млрд руб. рентабельность, %
выручка в том числе надбавки прибыль выручка прибыль/ убыток
2005 220.8 252.3 33,2 31.5 14.3 219.1 -1.7 -0,8
2006 231,2 251,6 18,4 20,4 8,8 233,2 2 0,9
2007 265.1 290.1 26,7 25 9.4 263.4 -1.7 -0,6
2008 387,2 - - - - 459,2 72 18,6
2009 422,0 - - - - 443,3 21,3 5,0
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Таблица 6 - Оценка влияния государственных субсидий на финансовые результаты от реализации КРС на мясо в сельскохозяйственных организациях Гродненской области
Год 2005 Себестоимость реализованной продукции, млрд руб. 192,8 С учетом субсидий на покрытие разницы в гиенах Без учета субсидий на покрытие разницы в ценах
млрд руб. рентабельность, % млрд руб. рентабельность, %
выручка в том. числе надбавки прибыль/ убыток выручка прибыль/ убыток
166,1 16,8 -26,7 -13,8 149,3 -43,5 -22,6
2006 226,5 181,5 21,8 -45 -19,9 159,7 -66,8 -29,5
2007 271,1 213.1 23,9 -58 -21,4 189.2 -81,9 -30,2
2008 302,7 - - - - 240,9 -61,8 -20,4
2009 411,6 - — - - 322,7 -88,9 -21,6
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Таблица 7 - Оценка влияния государственных субсидий на финансовые результаты от реализации сахарной свеклы в сельскохозяйственных организациях Гродненской области
Себестоимость реа- С учетом субсидий на покрытие разницы в ценах Без учета субсидий на покрытие разницы в ценах
Год лизованной продук- млрд руб. рентабель млрд руб. рентабельность, %
ции, млрд руб. выручка в том числе надбавки прибыль ность, % выручка прибыль/ убыток
2007 87,2 100,8 20.0 13,6 15,6 80.8 -6,4 -7,3
2008 93,8 116,8 21,4 23 24,5 95,4 1,6 1,7
2009 102,9 112,7 18,7 9,8 9,5 94 -8,9 -8,6
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
Таблица 8 - Оценка влияния компенсационных выплат на финансовые результаты
от реализации продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Гродненской области
Год Выручка от реализации продукции, млрд руб. С учетом компенсационных выплат на приобретение удобрений, средств защиты, пестицидов Без учета компенсационных выплат на приобретение удобрений, средств защиты, пестицидов
млрд руб. рентабельность, % млрд руб. рентабельность продукции, %
себестоимость компенсационные выплаты прибыль себестоимость прибыль/ убыток
2005 244,0 210,1 45,0 34 16,1 255,1 -11,1 -4,4
2006 209,9 202,5 52,9 7,4 3,5 255,4 -45,5 -17,8
2007 291,2 259,4 80,3 31,8 10,9 339,7 -48,5 -14,3
2008 430,8 326,8 272,1 104 31,8 598,9 -168,1 -28,1
2009 422,5 386,0 122,0 36,5 9,5 508 -85,5 -16,8
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
выплат на удешевление стоимости приобретаемых ресурсов, особенно минеральных удобрений и средств защиты растений (табл. 8).
В 2005-2009 гг. именно данная форма государственной поддержки позволила существенно снизить производственные затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей (на 41,3 %) и обеспечила получение дохода.
Доля бюджетного финансирования в структуре собственного капитала достаточно варьирует в рассматриваемом периоде, и не сформировалось четкой тенденции к ее росту или снижению (табл. 9). Наиболее эффективно капитал сельскохозяйственных организаций, сформированный как за счет бюджета, так и внутренних источников, использовался в 2008 г., когда уровень рентабельности бюджетного финансирования составил 67 %, а собственного капитала - 10 %. В 2009 г. рентабельность собственного капитала снизилась на 7 %, что является следствием снижения уровня прямой бюджетной поддержки и ее окупаемости.
Заключение. В Беларуси в 2005-2009 гг. положительные финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей являются в основном результатом высокого уровня бюджетного финансирования отрасли.
Бюджетные средства выступают основным источником роста собственного капитала, и их предоставление положительно отражается на уровне самофинансирования и покрытия внешних обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В 2009 г. снижение уровня бюджетного финансирования вызвало рост объемов заимствования капитала, что свидетельствует о формировании определенного уровня финансовой зависимости субъектов по отношению к субсидиям и о низкой способности к регенерации собственного капитала в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве пока не сформировались условия, необходимые для запуска компенсационного механизма, который предусматривает переход от бюджетного субсидирования к самофинансированию при оптимальном уровне заимствования капитала.
В связи с этим нами предлагаются следующие направления развития системы государственной поддержки отрасли:
- рассматривать каждый вариант субсидирования с позиции системного подхода как многоуровневый процесс: планирование, предоставление, анализ, контроль;
Таблица 9 - Эффективность использования капитала сельскохозяйственными организациями Гродненской области
Показатели Год
2005 2006 2007 2008 2009
Исходные данные, млрд руб.
Чистая прибыль 157,9 97,0 150,8 361,2 123,0
Бюджетное финансирование 528,8 490,6 431,6 538,8 374,8
Собственный капитал 3 501,8 2 773,7 3 287,6 3 608,9 3 973,4
Расчетные данные
Доля бюджетного финансирования в собственном капитале, в долях единицы 0,151 0,177 0,131 0,149 0,094
Рентабельность бюджетного финансирования, % 29,9 19,8 34,9 67,0 32,8
Рентабельности собственного капитала, % 4,51 3,5 4,57 10,0 3,1
Примечание. Разработано авторами на основании данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций Гродненской области.
оо
- повысить значимость таких уровней процесса, как научное обоснование объема субсидируемых ресурсов и обеспечение достаточного уровня окупаемости бюджетных средств через реализацию мер повышения продуктивности скота и сельскохозяйственных угодий, а также повышения качества продукции;
- ориентировать научные центры на обеспечение качественных параметров обоснования объема ресурсов, аналитических и контрольных процедур и достижения высокого уровня технических и финансовых показателей эффективности деятельности.
Данные рекомендации позволят не только повысить уровень требований к организациям в области обеспечения высокого уровня эффективности использования бюджетных средств, создать предпосылки к росту самофинансирования, но и расширить меры «зеленой корзины», что является критерием соответствия требованиям ВТО по содействию развитию аграрного сектора.
Список литературы
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г., № 150 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь: офиц. изд. - 2005. - № 52. - С. 14-52.
2. Гусаков, В.Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства. // Вес. Нац. акад. навук Беларусь - 2008. - №. 4. - С. 12-27.
3. Годовая отчетность сельскохозяйственных организаций Гродненской области за 2005-2009 гг.
4. Щербатюк, С.Ю. Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного предприятия / С.Ю. Щербатюк // Современные технологии сельскохозяйственного производства: материалы X Междунар. науч. практ. конф., г. Гродно. - 2007. - С. 339-340.
5. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. -Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 5.03.2011.
Информация об авторах
Пакуш Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-30.
Солович Елена Анатольевна - аспирантка кафедры экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 589-79-56.
Дата поступления статьи - 15 марта 2011 г.