Научная статья на тему 'Бюджетно-финансовая безопасность и экономический рост как критерии проведения экономической политики государства'

Бюджетно-финансовая безопасность и экономический рост как критерии проведения экономической политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова А. С.

Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в среднеи долгосрочном периодах. В России, потерявшей за время длительного экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала, это одна из самых актуальных проблем. В настоящей статье рассматривается роль бюджетной политики в решении проблемы экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgetary-financial security and economic growth as criteria of carrying out of economic policy of the state

Economic growth is the key political-economical aim of the state and the major factor of success of the country in averageand long-term periods. In Russia, having lost almost half of the economic potential during long economic crisis, it is one of the most actual problems. The role of budgetary policy at solution of the problem of economic growth is considered in present article.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-финансовая безопасность и экономический рост как критерии проведения экономической политики государства»

УДК 336.143.2

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАК КРИТЕРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

A.C. Громова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в средне- и долгосрочном периодах. В России, потерявшей за время длительного экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала, ~ это одна из самых актуальных проблем. В настоящей статье рассматривается роль бюджетной политики в решении проблемы экономического роста.

На современном этапе развития в России первоочередным является создание такой системы, которая бы способствовала возникновению должных стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию устойчивого экономического роста.

Становление России как страны с эффективно работающими рыночными механизмами ставят перед научной теорией и практикой ряд актуальных проблем. К ним относятся вопросы бюджетного регулирования, макроэкономической стабильности и экономического роста.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.

Проблемами бюджетной политики занимаются отечественные и зарубежные экономисты, в частности, С. Глазьев, А. Годин, В. Горегляд, А. Кудрин, Т. Грицук, А. Колесов, И. Подпорина, А. Лавров, Н. Кривоносова и др. Проблема бюджетно-финансовой безопасности государства опосредованно рассматривается во многих работах, посвященных экономической безопасности. Теорию экономической безопасности разрабатывают, в частности Л. Абалкин, В. Бурцев, И. Илларионов, Е. Олейников, В. Сенчагов, Г. Фетисов, Г. Коржов, Г. Донская, Г. Молл, Д. Блэкуэлл и др. Данные авторы сформировали комплексную теорию экономической безопасности. Экономическая безопасность государства изучается как целостное явление, а бюджетная политика анализируется с исторического, теоретического и практического аспекта. Среди них важное место занимает бюджетно-финансовая безопасность. Однако, на сегодняшний день недостаточно разработаны вопросы определения влияния бюджетной политики на структуру национального производства, динамику экономического роста с точки зрения критериев безопасности. Далеко не в полной мере исследованы механизм и система обеспечения безопасности бюджетной системы страны как основополагающего фактора стабильного развития страны, обеспечения устойчивого экономического роста.

Среди финансовых регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные отношения. Таким образом, государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) в условиях рынка сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственного регулирования экономической политики [1].

Состояние и рост экономики измеряют с помощью ВВП, и сегодня в десятку стран с наибольшим ВВП входят США, Китай, Япония, Германия, Индия, Франция, Италия, Великобритания, Россия, Бразилия. По уровню же благосостояния, измеряемому величиной ВВП на душу населения, Россия и особенно Китай, Индия и Бразилия отстоят далеко от первой десятки.

Большой объём ВВП в Китае, Индии и Бразилии достигнут в значительной степени за счёт численности населения. Россия не имеет аналогичных возможностей для роста объёма ВВП в силу падения численности населения и износа капитала [2].

В России поданным Госкомстата в 2005-2006 гг. были следующие показатели состояния и роста экономики: номинальный ВВП в 2005 г. - 21620,1 млрд р, в 2006 г. - 26781,1 млрд р, темп его роста - 123,8 %, реальный рост экономики (измеряемый темпом роста реального ВВП) - 106,7 % [3]. Для сравнения: в США реальный рост экономики в среднем за последние десять лет составлял порядка 103 %. При сохранении соотношения темпов экономического роста отставание (по объёму ВВП) России от США можно оценить примерно в 50-70 лет.

В современном мире задача роста экономики и благосостояния в России может быть решена только на пути повышения эффективности использования ресурсов. Этот путь проделали все экономически развитые страны, сделавшие ставку не на ресурсы экстенсивного роста, а на интенсификацию экономики, что позволяет им поддерживать необходимые темпы экономического роста при высоком уровне благосостояния.

Только система конкурентного рыночного равновесия может обеспечить такое распределение национального продукта, которое сделало бы возможным максимальное потребление (как личное, так и производственное), создавая условия для максимальной эффективности производства. Следовательно, государственные финансы сами подчиняются законам рационального распределения, что, однако, вовсе не умаляет их роли. При этом степень участия государства нельзя оценивать лишь по объему прямых государственных инвестиций. Государство не может и не должно брать на себя задачу обеспечения экономического роста только на основе государственных инвестиций, но может и должно за счет финансовых ресурсов позитивно изменять структуру производства.

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами состоит в том, что они [1]:

• во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

• во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

В условиях перехода к рыночной экономике груз экономических и социальных проблем, ранее решаемых на уровне министерств и ведомств методами централизованного директивного планирования, лег на бюджетную систему, управляемую органами исполнительной и законодательной власти.

Если при административно-распределительной системе первостепенная регулирующая роль принадлежала плану экономического и социального развития, то в современных условиях она переходит к бюджету - единственному экономическому инструменту, утверждаемому на государственном уровне в качестве закона, обязательного к исполнению государственными и негосударственными структурами, хозяйствующими субъектами произ-

водственной и непроизводственной сфер, учреждениями и населением.

В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить финансовое планирование и реальное финансовое прогнозирование через проведение на государственном уровне единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. Бюджет превращается в один из важнейших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства. Ведущим направлением экономической политики является ориентир на достижение экономического равновесия экономики страны как необходимого условия устойчивого экономического роста [4].

В связи с этим меняются функции бюджета, его экономическая структура, содержание и роль в экономической жизни страны. При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, как регулирующая и фискальная роль бюджета в сочетании с регулирующей ролью свободных рыночных процессов. Она обеспечивает оптимальное соотношение концентрации государственных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны с объемом и потребностью в особых общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отношений наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Экономическое содержание бюджета реализуется в процессе централизации государством части доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, и направлении этих доходов на общегосударственные нужды, в том числе на цели выравнивания тех или иных экономических процессов, что обеспечивает стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.

Как экономическая категория бюджет представляет собой форму финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса [5].

В демократическом обществе бюджетные приоритеты, отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа. От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики экономические механизмы, реализующие именно такое понимание бюджетных отношений, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.

Долгосрочная политика государственного регулирования в бюджетной сфере, постулатные основы которой заложены в Бюджетном кодексе, должна быть направлена на создание условий для эффективного обращения и перераспределения финансовых ресурсов с целью последовательного развития рыночной экономики, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, а также реализации функций федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления [6].

По существу бюджет - основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики, которая представляет собой систему взаимосвязанных методов регулирования, обеспечивающих соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством своих функциональных обязанностей, и посредством которой осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода на экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов, в частности [7].

Использование бюджета как финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики, несомненно, связано с понятием бюджетно-финансовой безопасности.

Как важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - бюджетно-финансовая безопасность - является основным условием способности государства осуществлять финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» в России принята и одобрена доктрина, которая определяет цели и объекты государственной стратегии экономической безопасности.

Финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходи-

мого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т. д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т. п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности государства: определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация; построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие. Создание системы финансовой безопасности - эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях.

Бюджетно-финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

• обеспечивать устойчивость экономического развития государства;

• обеспечивать устойчивость платежно-расчет-ной системы и основных финансово-экономических параметров;

• нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов преднамеренных действий мировых акторов (государств, транснациональных корпораций, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

• предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство» капитала из реального сектора экономики;

• предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

• наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;

• предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Как сказано в вышеуказанной Государственной стратегии экономической безопасности: «...устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефи-

цита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности». В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно).

Принимая во внимание значимость бюджета для обеспечения нормальной жизнедеятельности любой страны, с основанием можно утверждать, что для этого необходима бюджетная безопасность государства. Под этим термином понимают состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом доходов и расходов государственного и местных бюджетов.

Бюджетная безопасность предусматривает осуществление такой бюджетной политики, которая ориентировалась бы, прежде всего, на реализацию национальных экономических интересов страны. Такими интересами считаются: обеспечение устойчивого экономического роста, аккумуляция в руках государства необходимого уровня инвестиций, позволяющих развивать производительные силы страны в долгосрочном периоде, поддержка и защита национальных производителей, стимулирование развития наукоемких отраслей экономики, проведение социальной политики, ориентирующейся на повышение уровня жизни населения, обеспечение основных социальных запросов и потребностей.

Бюджетная безопасность государства поддерживается:

• во-первых, действующей в стране бюджетной системой как совокупностью различных видов бюджетов, находящихся между собой в конкретной взаимосвязи. Исходя из этого необходимо органичное сочетание достижения бюджетной безопасности государства в целом и бюджетной безопасности отдельных регионов;

• во-вторых, действующей правовой базой, уровнем разработки и процедурой рассмотрения и утверждения бюджета;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. - М. Изд-во РДЛ, 2006. - 288 с.

2. Анисимов СА., Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. - 2005. - № 1. - С. 16-18.

3. Динамика ВВП номинального и реального [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru

4. Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2005. - 256 с.

• в-третьих, объемами бюджетного финансирования, т. е. предоставлением предприятиям, учреждениям и организациям. Обеспечение экономической безопасности входит в состав основных функций государства и зависит от сложившихся внутренних и внешних условий.

Экономическая безопасность выражается не только в защищенности национальных интересов государства, но и в готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

В связи с тем, что имеются угрозы финансовой безопасности, которыми выступают неустойчивость финансовой системы, слабое развитие инфраструктуры фондового рынка, рост внутреннего и внешнего долга, кризис инвестиционной сферы, низкая эффективность бюджетно-налоговой системы, дисбаланс в динамике макроэкономических показателей, то для обеспечения финансовой безопасности необходимо создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых практически исключается возможность злоупотребления финансовыми средствами и переориентации финансовых потоков в незакрепленные законодательством сферы их использования. При этом экономические отношения должны быть сформированы таким образом, чтобы была возможна концентрация государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения возложенных на государство задач и функций.

Подводя итоги, можно заключить, что бюджетная политика играет значительную роль как источник экономического роста, причём первичной является политика расходов, а политика доходов должна разрабатываться исходя из конкретных условий всей экономики и стоящих перед государством целей. Большое значение имеет бюджет, с помощью которого государство может, решая конкретные задачи, создавать условия для экономического роста в стране. Особое значение для экономического роста имеют критерии бюджетно-финансовой безопасности при составлении бюджета на очередной плановый период, которым должно следовать государства ради сохранения макроэкономической стабильности, что на сегодняшний день является очень актуальным для России.

5. Финансовое право / Отв. ред. М.В. Карасева. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 592 с.

6. Горегляд В.П. «Бюджетная трехлетка» 2006-2008 гг. и экономическая политика государства // Вопросы экономики. - 2005. -№8.-С. 106-114.

7. Подпорина И.В. Бюджетное регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост //Учебные материалы. Курс при поддержке Канадского агентства международного развития. - 10-24 мая 2002. - М., 2002.

Поступила 14.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.