УДК 36.1/5 ББК 65.261.3
Ачилова Маликахон Анварджоновна, магистрант 1-го года обучения УрФУ (Уральский федеральный университет имени первого Президента Б. Ельцина) ВШЭМ (Высшая школа экономики и менеджмента) финансы и кредит, группа ЭММ-162010 (Россия, Екатеринбург)
Очилова Маликахон Анварцоновна, магистранти соли 1-уми Донишгоуи федералии Урал ба номи нахустин президент Б. Ельцин, МОИМ молия ва царз, гурууи ЭММ-162010 (Русия, Екатеринбург)
Achilova Malikakhon Anvardjonovna, clamant for master 's degree of the Higher School of Economy and Management under the Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin (Russian Federation, Yekaterinburg) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: Закон «О государственном бюджете», государственные доходы, планирование, денежные фонды, дефицит, распределение средств
Бюджетная политика любого государства подразумевает управление, и регулирование государственных финансов отражается в бюджете страны. В работе рассматривается бюджетная система Республики Таджикистан, в частности вопросы формирования доходов, распределения денежных средств, причины возникновения дефицита и способы его покрытия. Даны ответы на вопросы, как действует бюджетная система Республики Таджикистан, в каком объеме, когда и каким образом выделяются средства и происходят необходимые платежи для реализации публичных задач. Также приведены рекомендации по развитию бюджетной системы Республики Таджикистан. Подчеркивается, что эффективный порядок бюджетирования позволяет выстроить прозрачную, свободно управляемую финансовую структуру, решить многие экономические проблемы, снизить вероятность дефицита в бюджете, уменьшить объем госзаймов.
Калидвожа^о: «Конун «Дар бораи буцаи давлати», даромади давлат,нацшагирй, фонд^ои пулй, каср, тацсимоти маблаг
Сиёсати буцавии давлати дилхох, идораро пешбинй мекунад ва танзими молияи давлат дар буцаи мамлакат инъикос меёбад. Дар мацола низоми буцаи ЦТ, аз цумла масоили ташаккули даромад, тацсимоти воситауои пулй, сабабуои ба миён омадани каср ва усулуои рупуш кардани он мавриди баррасй царор гирифтааст. Муаллиф ба суол^ои «низоми буцаи ЦТ чи тавр амал мекунад? Маблаг^о дар кадом %ацм, кай ва чй тавр цудо карда мешаванд? Пардохтуои зарурй барои амалй кардани вазифауои оммавй
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
HH30MH EY^AH ^YM^YPHH TO^HKHCTOH: ^OMAT, MACOHMBA flYPHAMOH PYmfl
THE BUDGET SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: STATE, PROBLEMS AND FUTURE DEVELOPMENT
чи тавр сурат мегиранд?» цавоб додааст. Оид ба рушди низоми буцаи ЦТ тавсия^о пешкаш гардидаанд. Таъкид гардидааст, ки тартиби самарабахши буцасозй ба ташак-кули сохтори шаффоф ва озодона идорашавандаи молиявй имкон дода, ба уалли бисёр масоили ицтисодй, паст кардани эутимолияти касри буца, кам кардани уацми царзи давлатй ёрй мерасонад.
Keywords: «On State Badget» Law, state revenues, planning, manetary funds, deficency, distribution of resources
Fiscal policy of any state implies management and regulation in regard to public finances and it finds reflectian in the budget of the country. This article dwells on the budget system of the Republic of Tajikistan, in particular, issues of revenue generation, monetary resources distribution, causes of deficiency and methods of its covering. In the article one can find answers to the questions on how the budget system of the Republic of Tajikistan functions, to what extent, when and how funds are allocated and necessary payments for implementation of public assignments are effectuated. It also contains recommendations for a development of the budget system of the country. It is known that an effective budgeting system affords to build transparent, freely managed financial structure, to solve many economic problems, to reduce a probability of budget deficiency, and to decrease an amount of state loans.
Эффективность функционирования бюджетной политики государства в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего возможность для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет. В Таджикистане бюджетная политика пока не достигла необходимого уровня обеспечения финансовой и социальной стабильности без наличия дефицита госбюджета. По данным Минфина, общий объём госбюджета страны на 2018 год за счет всех источников финансирования составит свыше 21 млрд сомони, общий объем дефицита госбюджета страны на 2018 год установлен в размере 0,5% ВВП, или в сумме более 334,3 млн сомони (около $38 млн). Дефицит государственного бюджета Таджикистана на будущий год планируется покрыть за счет поступлений от приватизации и использования государственной собственности, кредитов и грантов международных финансовых организаций. Таким образом, в фазе планирования госбюджет формируется с учетом дефицита и источников его покрытия.
Главным препятствием для достижения квалитативной модернизированной бюджетной политики в Таджикистане, на наш взгляд, является то, что прогноз доходной части бюджета привязан к планируемым расходам. То есть, даже если экономическая ситуация ухудшается, это не главный фактор при планировании бюджета. Приоритет расходов заставляет искать новые доходы, а никак не экономить. По причине такого рода практики, расходы государственного бюджета в стране не один год растут темпами, опережающими рост экономики. Это означает, что расходы привязаны не к планируемым результатам, а к процессу. Крайне слабо используется принцип программного бюджетирования, направленный на корректировку действующей системы государственного стратегического и бюджетного планирования, а также пересмотр и разграничение полномочий органов исполнительной и законодательной властей в процессе формирования и исполнения программного бюджета.
Бюджетная система Республики Таджикистан: её состояние, проблемы и перспективы развития были рассмотрены на основе работ российских авторов В.Н. Клочковой «Становление программного бюджетирования в России», И.А. Соколова «Бюджетная система новой России», Г.Б. Поляка «Финансы. Денежное обращение. Кредит», М.В. Рясковой «Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования», М.А. Сажиной «Экономическая теория», посвященных эффективной практике применения программно-целевого метода в бюджетном процессе [9, 10, 11, 13]. Также были изучены следующие публикации таджикских авторов, посвященные бюджетному анализу: М.Т. Каримова, Ф.М. Муминова, Ш.К. Сохибов «Путеводитель по бюджету РТ», М.Т. Каримова, С.З. Ва-зиров, Б.Б. Махкамов, Х.Ш. Нарзиев «Практикум бюджетного анализа»; К. Бондаренко «Подводные камни бюджетной политики Таджикистана» [6, 7, 8]. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью разработки предложений по совершенствованию бюджетной системы страны. Бюджетная система Республики Таджикистан делится на 2 уровня: республиканский и местный, а также отдельно присутствует бюджет государственных целевых фондов.
Уровень 1
Уровень 2
Система государственного бюджета Республики Таджикистан
Республиканский бюджет
Бюджет государственных целевых фондов
Местные бюджеты
Рис. 1. Система государственного бюджета Таджикистана [7, с. 100] Республиканский бюджет представляет собой денежный фонд, предназначенный для реализации общереспубликанских направлений государственной политики [7, с. 99].
Бюджеты государственных целевых фондов - это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством страны за счет доходов или в виде отчислений от конкретных видов поступлений, которые используются для осуществления той или иной цели. Фонд социального страхования и пенсий в Республике Таджикистан является фондом, который предназначен для реализации конституционных прав гражданина на пенсионное и социальное обеспечение.
К местным бюджетам относятся бюджеты Горно-Бадахшанской автономной области, городов и районов областного и республиканского подчинения, города Душанбе и его районов, джамоатов, посёлков и сёл. Бюджетная система в совокупности бюджетов всех уровней позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всего общества.
Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную возможность для осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и тем самым определяет налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования
средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [1].
В таблице 1 приводятся макроэкономические показатели за последние годы, которые демонстрируют современное состояние экономики Таджикистана.
Таблица 1. Макроэкономические показатели РТ за 2012 - 2016 гг.
Наименование 2012 2013 2014 2015 2016
ВВП (млн сомони) 36163100 40524500 45605200 48401600 54471100
Экспорт 6 491 344 6 166 718 5 187 411 8 913 550 7 081 756
Импорт 18 038 460 22 031 500 22 810 170 34 348 960 23 885 856
Доходы (в % к ВВП) 21,5 23,3 24,5 26,1 33,6
Расходы (в % к ВВП) 28,6 30,3 31 32,1 34,1
Дефицит (в % к ВВП) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Гос. долг (в % к ВВП) 36,2 32,9 30,8 31,6 35,6
Источник: www.stat.tj[16, режим доступа: www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/]
На рассматриваемом отрезке ВВП Таджикистана имеет тенденцию к росту, за исключением 2014 года. Экспорт является одним из важных показателей развития государства, именно по этой причине стратегически важным является увеличение экспорта товаров из республики. Сегодня 59 % экспорта страны приходится на экспорт алюминия и хлопка без их глубокой переработки [13, с. 54]. К сожалению, другие ресурсы не выдерживают конкурентоспособности на мировом уровне и не соответствуют требованиям внешнего рынка. Импорт товаров в 2017 году сложился в размере более 2,2 миллиарда долларов, что на 10,5 % (т.е. на 266 миллионов долларов) меньше объема соответствующего периода 2016 года. Уменьшение импорта товаров народного потребления и продуктов питания частично говорит о замещении импортных товаров продукцией местного производства. Между тем это связано со снижением потребительского спроса в результате продолжающейся девальвации национальной валюты по отношению к доллару США и евро. Ниже рассмотрим источники поступления и формирования доходов и расходов государственного бюджета Республики Таджикистан.
Рис. 2. Перераспределение ресурсов через бюджет [7, с. 98]
Согласно данным, размещённым на рисунке 2, государственный бюджет является механизмом перераспределения ресурсов таким образом:
• формируя бюджетный фонд (в основном за счет отчислений из доходов хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц): заработной платы служащих и рабочих, работающих по найму, предпринимательской прибыли, ренты, процентов);
• осуществляя бюджетные расходы в рамках обеспечения бюджетной сферы и реализации социальной политики государства, регулирования развития отраслей и регионов страны.
Основным источником бюджета республики являются налоги. В таблице 2 приведены все налоги, выплачиваемые в Таджикистане, и указана их доля в бюджете государства.
Таблица 2. Доля налогов в бюджете РТ в 2016 году
Наименование 2015 В % 2016 В %
Доходы от налогов 11503336 100 12522793 100
налог на добавленную стоимость 4411040 38,35 4620839 36,9
акцизы 338771 2,94 356000 2,84
налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного 134221 1,17 114008 0,9
налог на природные ресурсы 43450 0,38 60450 0,48
налог на прибыль 111710 0,97 240248 2
подоходный налог 457655 3,98 507187 4
налог с пользователей автомобильными дорогами 149704 1,30 225422 5
иные неналоговые доходы 956042 8,31 994153 8
Источник: Министерство Финансов РТ (расчеты поизведены автором на основании: [14, режим
доступа: www.minfm.tjj)
В 2016 году налоговая часть бюджета составляла 68,4 % от суммы общего дохода в стране. Сумма налоговых поступлений в 2016 году достигла 12 522 793 тыс. сомони, из них основная часть приходилась на НДС (налог на добавленную стоимость), который составлял 36,9 %, а в 2015 году НДС составлял 38,4 % от всех налоговых поступлений.
Структура налоговых поступлений по основным налогам за последние годы не претерпела заметных изменений. Рост объема поступлений обеспечивается в основном налогом на добавленную стоимость, социальным налогом и подоходным налогом с физических лиц, хотя известно, что в странах с развитой рыночной экономикой основную долю государственных доходов составляют налог на прибыль и подоходный налог с населения.
Расходы в целом выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Через систему расходов образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социально не защищенным слоям населения. Бюджетные расходы способны оказать активное влияние на стимулирование экономического роста путём приоритетного финансирования научных исследований, развития прогрессивных отраслей, оптимизации
структуры материального производства, сглаживания региональных диспропорций. В этом и заключается основная цель бюджета, т.е. накопление и перераспределение денежных ресурсов государственного назначения. Далее на рисунке 3 приведены реальные цифры доходов и расходов бюджета Таджикистана с 2010 по 2016 год.
40000000 35000000 30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000 0
18594441
18305842
Бюджет РТ (расходы)
Бюджет РТ (доходы)
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 3. Динамика доходов и расходов государственного бюджета РТ за 2010-2016 гг. [3, с. 2]
Согласно данным рисунка 3, в республике наблюдается стабильный рост как доходов, так и расходов бюджета. Анализ показал, что в эти годы доходы и расходы в среднем равномерно увеличивались на 184 000 тыс. сомони, а в 2014 и 2015 годах доходы и расходы увеличились на 139 000 тыс. сомони, что говорит о замедлении темпов роста бюджета Таджикистана. Бюджет на 2017 год был составлен таким образом, что он отличается в среднем от бюджета прошлого года на 1,1 млрд сомони. А на 2018 год утвержден бюджет в сумме 21,3 млрд сомони. Цифры на 2018 год являются прогнозными, но при этом весьма оптимистичными, учитывая условия, сложившиеся в экономической ситуации в мире.
Также в 2010-2017 годах в бюджете Республики Таджикистан присутствует такой фактор, как дефицит. Для финансирования бюджетного дефицита используются внешние и внутренние источники, которые более подробно указаны на рисунке 4.
Республика Таджикистан пользуется приведенными выше методами покрытия бюджетного дефицита, выпуская государственные ценные бумаги, продавая государственное имущество и заимствуя из внешних источников, т.е. у других стран.
Бюджетный дефицит как экономическая категория относится к «отрицательным», так же, как инфляция, кризис, безработица, но вместе с тем - это неотъемлемые элементы экономической системы [7, с. 118]. Необходимо отметить, что бездефицитность бюджета не является свидетельством здоровой экономики страны. Однако существуют определенные пределы бюджетного дефицита (3 % от ВВП), нарушение которых может отрицательно сказаться на состоянии национальной экономики.
Внутренние источники
Кредиты, Государственные Поступления от Депозиты Бюджетные
полученные векселя, приватизации бюджетных ссуды,
Правительство выпускаемые госимущества средств по полученные
м Республики Правительством состоянию на от верхних
Таджикистан Республики начало уровней
от кредитных Таджикистан в бюджетного системы
организаций в виде ценных года в НБТ и государствен
национальной бумаг в других банках ного
валюте национальной или кредитных бюджета
валюте организациях Республики
РТ Таджикистан
Внешние источники
Государственные ценные бумаги, Кредиты иностранных государств,
выпускаемые Правительством Республики банков, фирм, международных
Таджикистан в форме ценных бумаг в финансовых организаций и нерезидентов,
иностранной валюте получаемые в иностранной валюте
Рис. 4. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета [2]
Дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способствует росту покупательской способности, производительности труда и расширению производства национального продукта. Это в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений в бюджет. В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3 % от ВВП. Динамика бюджетного дефицита Таджикистана приводится на рисунке 5.
350000
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 5. Динамика изменения дефицита бюджета РТ с 2011 по 2016 г. [14, режим доступа:
www.minfin.tjj
Так как дефицит бюджета республики находится в пределах нормы, он не является критическим и не оказывает чрезмерно отрицательного влияния на экономику страны. На приведенном рисунке мы видим, что только в 2011 г. дефицит бюджета был равен 1% от ВВП, а в другие годы - с 2012 по 2015 - наблюдается его равномерный рост на 0,5 % от
ВВП. По данным Министерства финансов страны, предельный объем дефицита госбюджета республики на 2018 год определен в размере 0,5 % от объёма валового внутреннего продукта.
Хотя объем дефицита государственного бюджета РТ находится в допустимых пределах, но государство все же должно принимать меры, чтобы не пользоваться внешними источниками для его покрытия. Как было отмечено выше, злоупотребление внешним заимствованием ведет к увеличению государственного долга. В таблице 3 приведены данные о внешней и внутренней задолженности республики с 2010 по 2016 г.
Таблица 3. Показатели внешнего и внутреннего долга РТ за 2010- 2016 годы
Наименование 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Внешний долг 10108,5 10336 10448,1 11124,8 13504,04 17812
В % к ВВП 32,5 28,5 25,7 22,7 27,9 32,7
Внутренний долг 1244,1 2770,8 2886,4 2925,8 2226,5 6591
В % к ВВП 4 7,64 7,1 5,97 4,6 12,1
Источник: Министерство финансов РТ [15, режим доступа: www.minfm.tj]
Таблица показывает, что каждый год по мере возрастания дефицита бюджета пропорционально увеличивается долг Республики Таджикистан. Внешний долг страны по состоянию на 1 января 2017 года составил 2,3 млрд долл. США, т.е. 32,7 % к ВВП, что на 80 миллионов долларов больше, чем в 2016 году, что свидетельствует об увеличении размера ВВП, но никак не об уменьшении задолженности. Наблюдается большое увеличение общего объема внутреннего долга республики. Так, на конец 2016 года внутренний долг достигал 6,60 млрд сомони, или 12,1 % ВВП [3, с. 4]. Определяющим в управлении государственным долгом является регулирование величины внутренней и внешней задолженности государства и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается на основе установления законодательных ограничений по долговым обязательствам [4,5].
Бюджетная политика Таджикистана пока преимущественно социальная и должна стать более эффективным инструментом для реализации государственной экономической и социальной политики. Следовательно, для усиления результативности бюджетной политики Таджикистана, на наш взгляд, необходимы следующие изменения:
• исключение привязки прогноза доходной части к планируемым расходам бюджета;
• внесение изменений в законодательство о расширении доступа к бюджету и его использованию. Обеспечение прозрачности и улучшение качества бюджетной информации, для начала на сайтах госорганов;
• внедрение программного бюджетирования (в том числе и гендерного), т.е. ориентированного на результат, а не на процесс;
• издание «гражданского» бюджета, содержащего лаконичное, доступное и понятное описание статей доходов и расходов;
• законодательное закрепление проведения бюджетных слушаний с выделением финансирования;
• исключение практики списания налоговой задолженности на основании постановления правительства;
• обеспечение полномочий Налогового кодекса как единственного законодательного инструмента для предоставления налоговых льгот. При этом необходимо проведение количественной оценки налоговых льгот и обеспечение широкого доступа к этой информации;
• разработка реестра платных и бесплатных государственных услуг и исключение стимулов для сбора дополнительных средств, в первую очередь за счет оказания навязанных услуг, выдачи дополнительных разрешительных документов или наложения штрафов.
Упомянутые изменения, на наш взгляд, позволят бюджетной политике Таджикистана стать концептуально иной - более ориентированной на рыночные принципы и ценности открытого гражданского общества в сфере управления государственными финансами.
Список использованной литературы: I. Официальные документы, нормативные акты
1. Инструкция по формированию проекта государственного бюджета на 2014 г. и прогнозу бюджетных показателей на 2015 - 2016. - Душанбе, 2014. — 47 с.
2. Отчет о состоянии государственного долга на 2016 год: [Режим доступа: http://minfin. tj/downloads/otchet_2016.pdf - 30 с.].
3. Закон «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2016 год» [от 18 ноября 2015 г., № 224]. - Душанбе, 2015. — 11с.
4. Закон «О государственных финансах Республики Таджикистан [28 июня 2002 года № 684] /вред. Закона РТ от 30.07.2007, № 308. / С. Хайруллоев. — Душанбе, 2002. — 34 с.
5. Стратегия управления государственным долгом Республики Таджикистан на 20152017г. [от 31 марта 2014 года, № 214] / Режим доступа: http://minfin.tj/downloads/files/Strategy-2013-2015.pdf
II. Учебники, учебные пособия, статьи, электронные ресурсы
6. Бондаренко, К. Подводные камни бюджетной политики Таджикистана / К. Бондаренко. // CABAR 27.11.2015. Режим доступа: http://cabar.asia/ru/podvodnye-kamni-byudzhetnoj-politiki-tadzhikistana/
7. Каримова, М.Т. Путеводитель по бюджету РТ/М.Т. Каримова, Ф.М. Муминова, Ш.К. Сохибов.—Душанбе, 2012.— 188 с.
8. Каримова, М.Т. Практикум бюджетного анализа /М.Т. Каримова, С.З. Вазиров, Б.Б. Махкамов, Х.Ш. Нарзиев. - Душанбе: Ирфон, 2015. — 88 с.
9. Поляк, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под. ред. д-ра экон. наук. Г.Б. Поляка.- 3-е изд. — М. : Юнити, 2010. — 356 с.
10. Панов, М. М. Постановка системы бюджетного управления, или Три координаты бизнеса /М. М. Панов//БДР, БДДС, ББЛ. — М. : Инфра-М, 2014. — 304 с.
11. Клочкова, В.Н. Становление программного бюджетирования в России /В.Н. Клочкова/ Режим доступа: https://www.scienceforum.ru
12. Шодиев, Ф. Возможности использования инструментов ВТО предпринимателями РТ/ Ф. Шодиев/Режим доступа: https://www.osiaf.tj/wp-content/uploads/2016/
13. Ряскова, М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. /М.В. Ряскова.—М. : ТЕИС, 2010. — 325 с.
14. Сайт Министерства финансов Республики Таджикистан/ Электронный ресурс. Режим доступа: www.minfin.tj.
15. Сайт Агентства по статистике при Президенте РТ/ Электронный ресурс. Режим доступа: www.stat.tj
16. Сайт Национального банка Таджикистана. / Электронный ресурс. Режим доступа: www.nbt.tj
Reference Literature: I. Official Documents, Normative Instruments.
1. Instruction on Formation of State Budget Project for 2014 and Prognostication for Budget Indices for 2015 - 2016. - 47pp.
2. Report on the State of State of State Debt for 2016: [Regime of availability]: http://minfin. tj/downloads/otchet_2016.pdf - 30 с.].
3. Tajikistan Republic. Laws. On State Budget of TR for 2016 (November 8, 2015, # 224) // Dushanbe. - 11 pp.
4. Tajikistan Republic. Laws. On State Finances of TR for 2015 (June 28, # 684) in the recension of TR Law from 30.07.2007, # 308 // - 34 pp.
5. Strategy of Management with State Debt of Tajikistan Republic for 2015 - 2017 (March 31,
2014, #214) : [Regime of availability] http://minfin.tj/downloads/files/Strateggy-2013-
2015.pdf
II. Text-Books, Manuals, Articles, Electronic Resources
6. Bondarenko K. Reefs of Tajikistan Budget Policy. // K.Bondarenko // CABAR 27.11.2015. Regime of availability: http://cabar.asia/ru/podvodnye-kamni-byudzhetnoj-politiki-tadzhikistana/
7. Karimova M.T. The Guide-Book over TR Budget //M.T. Karimova, F.M. Muminova, Sh.K. Sohibov. - Dushanbe, 2012. - 188 pp.
8. Karimova M.T. Practical Course in Budget Analysis // M.T. Karimova, S.Z. Vazirov, B.B. Makhkamov, Kh.Sh. Narziyev. - Dushanbe: Cognition, 2015. - 88pp.
9. Polyak G.B. Finances. Monetary Circulation. Credit // under the editorship of Dr. of Economics Polyak G.B. The 3-d edition. - Moscow: Unity, 2010. - 356pp.
10.Panov M.M. Establishment of Budget Management System or three Business Coordinates // M.M. Panov// BDR, BDDC, BBL. - M Infra-M, 2014. - 304 pp.
11.Klochkova, V.N. Formation of Programmatic Budget in Russia/V.N. Klochkova/ [Regime of availability] https://www. scienceforum. ru
12.Shodiev, F. The Advantage of Usage of Acts in Reference to WTO Enterprises of TR/F.Shodiev/ [Regime of availability]: https://www.osiaf.tj/wp-content/uploads/2016/
13.Ryaskova, M.B. Budget Policy as a Tool of State Management //M.B.Ryaskova.-M// FEIS, 2010-325pp.
14. The Site of Tajikistan Republic Ministry of Finances. Electronic Resource./ [Regime of availability]: www.minfin.tj.
15. Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. Electronic Resource. [Regime of availability]: www.stat.tj .
16. The Site of the National Bank of Tajikistan. Electronic Resource. [Regime of availability]: www.nbt.tj.