БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: ВЗАИМОСВЯЗИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Т.В. Старикова
Статья посвящена целям и направлениям бюджетно-финансовой политики Владимирской области. Статья содержит анализ основных изменений в структуре доходов и расходов бюджета области, в т. ч. динамики инвестиционных расходов за 2006-2008 гг. и их прогнозируемую величину на среднесрочную перспективу до 2010 г. Полученные результаты анализа указывают на необходимость совершенствования системы мероприятий по повышению результативности и эффективности бюджетных расходов.
Ключевые слова: бюджетно-финансовая политика, доходы и расходы бюджета, показатели социально-экономического развития, результативность бюджетных расходов.
Основной целью деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления было и остается повышение качества и уровня жизни населения [1-5]. Реализация данной цели осуществляется посредством бюджетно-финансовой политики, проводимой администрацией субъекта РФ и его муниципальных образований. Каково состояние бюджетной системы Владимирской области, и каковы тенденции в изменении социально-экономического положения области? Существует ли адекватная реакция экономики и социальной сферы на изменения в бюджетно-финансовой системе региона? Эти вопросы являются актуальными и дискуссионными, ведь людей, проживающих на территории области, не интересует, как исполнен бюджет прошлого года и какие финансовые планы у администрации субъекта и муниципалитета на будущие периоды. Основной вопрос, интересующий население, - какие и какого качества бюджетные услуги они смогут получить на средства областного и муниципального бюджетов. Будут ли органами власти предоставлены реальные возможности заработка доходов, и на что заработанные средства придется потратить.
Перспективы бюджета Владимирской области на ближайшие 3 года представлены в табл. 1.
Анализ динамики показателей социально-экономического развития Владимирской области приведен в табл. 2.
Уровень социально-экономического развития территории и состояние бюджетной системы субъекта федерации находятся в
тесной зависимости. Формирование и исполнение консолидированного бюджета области должно быть направлено, прежде всего, на повышение социально-экономического развития области в целом и уровня жизни населения. Существующие зависимости между уровнем и динамикой бюджетных расходов и показателями социально-экономического
развития можно представить как группу факторов, влияющих на состояние показателя и самим показателем. Данная зависимость представлена в табл. 3.
Зависимость показателей социально-экономического развития территории от уровня и динамики бюджетных расходов может быть использована для оценки эффективности и результативности расходов бюджета. Иными словами, следует определить, насколько сопоставимы темпы роста бюджетных расходов и показателей социальноэкономического развития области в соответствующих направлениях. Проведем анализ темпов роста социальных и экономических расходов бюджета Владимирской области в динамике социальных и экономических показателей, соответственно (рис. 1-3).
Данный анализ показывает, что расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика» увеличились более чем в 10 раз (1370,6 %) по сравнению с 2006 г., однако адекватного улучшения социальных показателей не последовало. В связи с этим встает вопрос о том, каковы причины того, что рост бюджетных расходов на социальную сферу не приводит к ощутимым эффектам в данной области.
Таблица 1
Параметры бюджета Владимирской области за 2006-2008 гг. и на среднесрочную перспективу до 2010 г.1
Наименование групп и подгрупп доходов бюджета Владимирской области 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2007/2006; 2010/2006; %
ВСЕГО ДОХОДОВ 13 030 048 18 710 350 24 724 707 26 300 638 28 141 007 143,6/215,9
Темп роста бюджетных доходов в % к 2006 г. 100 143,6 189,75 201,8 215,9
ВСЕГО РАСХОДОВ 13 520 134 18 710 350 25 764 365 28404 260 31044 278 138,4/229,6
Из них:
Межбюджетные трансферты 8 464 731 7 267 695 12 500 551 12837 023 14051 798 85,9/166,0
Капитальные расходы на увеличение стоимости основных средств 1 103 536 2 196 782,7 2 306 999 2 029 600 1 606 647 199,06/145,6
Доля капитальных расходов в расходах бюджета, % 8,2 11,7 8,95 7,14 5,17
Темп роста бюджетных расходов в % к 2006 г 100 138,4 190,6 210,08 229,6
Таблица 2
Динамика показателей социально-экономического развития территории и результативности бюджетных расходов в 2005-2007 гг.
№ п/п Наименование результатов Единицы 2005 г. 2006 г. 2007 г.
измерения
1. Демографические и социальные показатели
1.1 Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего Тыс. чел. 1479,90 1465,60 1451,7
В % к пред. году 99,0 99,0 99,1
1.2 Количество детей-сирот, переданных из детских домов, домов ребенка на воспитание в семьи Чел. 235 260 392
В % к пред. году 100 110,6 150,7
1.3 Количество семей, воспользовавшихся субсидией по оплате ЖКУ Единиц 52209 52209 52440
В % к пред. году 100 100 100,4
1.4 Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, от общего числа семей с детьми % 9,9 10,1 10,9
2. Экономические показатели
2.1 Валовой региональный продукт - всего Млн руб. в ценах соотв. лет 91051,62 104428,08 118314,79
В % к пред. году в сопост. ценах 105,3 105,8 105,1
2.2 Объем платных услуг населению, в т. ч. Млн руб. в ценах соотв. лет 13972,00 17794,00 21608,00
2.3 Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года Тыс. единиц 7,6 7,65 7,75
2.4 Оборот малых предприятий Млн руб. в ценах соотв. лет 34997,0 42030,0 48910,0
2.5 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования - всего Млн руб. в ценах соотв. лет 14950,7 18322,19 21584,82
Индекс физического объема в % к пред. году 107,4 108,8 107,0
3. Труд и занятость
3.1 Численность трудовых ресурсов Тыс. чел. 913,0 912,0 911,0
3.2 Численность занятых в экономике (среднегодовая) -всего Тыс. чел. 709,0 708,5 707,0
3.4 Уровень зарегистрированной безработицы % 2,3 2,2 2,2
1 Данные таблиц приведены на основании законов Владимирской области от 29.12.05 г. № 215-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год»; от 27.12.06 г. № 86-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год»; от 24.12.07 г. № 187-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Таблица 3
Зависимость социально-экономических, финансовых и демографических показателей развития территории от величины бюджетных расходов
№ п/п Социально-экономические параметры (СЭП) Функциональные расходы бюджета, от которых может зависеть величина СЭП Функциональные расходы бюджета, оказывающие наибольшее влияние на величину СЭП
1. Валовой региональный продукт Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Образование Общегосударственные расходы
2. Естественный прирост (убыль) населения Общегосударственные расходы; Здравоохранение; Социальная политика Общегосударственные расходы; Здравоохранение
3. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, руб. Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Жилищно-коммунальное хозяйство Общегосударственные расходы; Национальная экономика
4. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к ко всему населению Общегосударственные расходы; Социальная политика; Национальная экономика Общегосударственные расходы; Социальная политика
5. Уровень безработицы Общегосударственные расходы; Социальная политика; Национальная экономика Общегосударственные расходы; Национальная экономика
6. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями, руб. Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Образование Общегосударственные расходы; Национальная экономика
7. Убыточные предприятия в целом (в % от общего числа предприятий) Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Жилищно-коммунальное хозяйство Общегосударственные расходы; Национальная экономика
8. Доля семей, получивших субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг Жилищно-коммунальное хозяйство; Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Социальная политика Жилищно-коммунальное хозяйство; Социальная политика
9. Экономически активное население, тыс. чел. Образование; Общегосударственные расходы; Национальная экономика Образование
10. Денежные доходы (в среднем на душу в месяц), руб. Образование; Общегосударственные расходы; Национальная экономика; Социальная политика Социальная политика; Национальная экономика
11. Средняя продолжительность жизни населения, лет Здравоохранение; Общегосударственные расходы; Социальная политика Здравоохранение
12. Младенческая смертность (на 1000 чел.) Здравоохранение; Общегосударственные расходы; Социальная политика Здравоохранение
Аналогичная ситуация наблюдается и в экономической сфере. Рост расходов областного бюджета по разделу «Национальная экономика» более чем в 2 раза (206,4 %) и разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» более чем в 1,5 раза (161,3 %) не привели к существенному росту валового регионального продукта и росту и инвестиций в основной капитал. Практически неизменными остались показатели среднедушевых доходов населения (с учетом инфляционного воздействия), количество малых предприятий и численность занятых в экономике.
Проведенный анализ параметров и динамики бюджета Владимирской области и темпов роста основных показателей социально-экономического развития территории позволяет сделать следующие выводы.
1. Темп роста доходов и расходов бюджета Владимирской области превышает среднероссийские темпы инфляции. Отдельные группы расходов растут опережающими темпами (расходы по разделу «Социальная политика» в 2007 г. составили 1370 % от уровня расходов 2006 г.). Это связано с изменением бюджетного законодательства и пере-
■ Расходы - всего
□ Социальные расходы
9В Количество детей, родившихся в молодых семьях
и Количество детей сирот,переданных из детских учреждений в семьи
^ Количество семей, воспользовавшихся субсидией по оплате ЖКУ
Рис. 1. Темп роста социальных расходов бюджета Владимирской области и отдельных социальных показателей результативности бюджетных расходов в 2007 г. в % к 2006 г.
250
200
150
100
50
I Расходы - всего
□ Национальная экономика
¡ЖКУ
0 Валовой региональный продукт
а Инвестиции за счет всех источников финансовирования
2006/2005
2007/2006
Рис. 2. Темп роста экономических расходов бюджета Владимирской области и отдельных экономических показателей результативности бюджетных расходов в 2007 г. в % к 2006 г.
0
250
200
150
100
50
Я Расходы - всего
□ Национальная экономика
И Количество малых предприятий
0 Численность занятых в экономике
^Доходы населения
2006/2005
2007/2006
0
Рис. 3. Темп роста экономических расходов бюджета Владимирской области и отдельных социально-экономических показателей результативности бюджетных расходов в 2007 г. в % к 2006 г.
дачи значительного количества социальных расходов на децентрализованный уровень бюджетам субъектов РФ. Более чем в два раза за анализируемый период увеличились расходы по разделу «Национальная экономика» (206,4 % в 2007 г. к уровню 2006 г.).
2. Динамика показателей социальноэкономического развития Владимирской области и отдельные показатели, характеризующие результативность бюджетных расходов, в большинстве своем не имеют ярко выраженной тенденции к росту. А такие показатели, как естественный прирост населения, численность занятых в экономике, численность лиц в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой, имеют негативную тенденцию, которую пока изменить не удается. Достаточно высокие темпы роста бюджетных расходов в настоящий момент не оказывают серьезного влияния на улучшение социально-экономической ситуации в регионе, что вызывает необходимость разработки и совершенствования системы мер по повышению результативности и эффективности бюджетных расходов. Необходимо также активизировать процесс формирования системы мониторинга и оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ, муниципальных образований, системы индикаторов качества жизни населения и социально-экономического потен-
циала территории в целом на основе бюджетных показателей.
1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / под общ. ред. В.П. Колесова, Т. Маккинли. М., 2000.
2. Солодухин Ю.Н. и др. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года. СПб., 2002. С. 14.
3. Стратегия развития региона / кол. авт. под руковод. В.А. Ильина. Вологда, 2004. С. 17.
4. Латова Н., Латов Ю. Эконометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей // Вопр. экономики. 2008. № 5. С. 84.
5. Сурков С. Оценка экономической деятельности с помощью социально-психологических подходов // Вопр. экономики. 2008. № 5. С. 106.
Поступила в редакцию 3.09.2008 г.
Starikova T.V. Budgetary policy and social-economic effects: interrelations, problems and prospects. This article is devoted to the goals and directions of the budgetary-financial policy of the Vladimir Region. The article analyzes the main changes in the revenue and expense structure of the regional budget, the investment expense dynamic during 2006-2008 and their forecasted amount up to 2010. The results of the analysis show the necessity to improve the system of measures on increase of productivity and effectiveness of the budgetary expenses.
Key words: budgetary-financial policy, budgetary revenues and expenses, indicators of social and economic development, productivity of budgetary expenses.