УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Андреева А.А., Спиридонова Е.А.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)
Andreeva A.A., Spiridonov Е.А.
BUDGETING IN FINANCIAL PLANNING SYSTEM (ON OPEN SOCIETY EXAMPLE «AUTOVAZ»)
Ключевые слова: финансовый план, бюджетирование, оценка финансового планирования.
Keywords: the financial plan, budgeting, a financial planning estimation
Аннотация
В работе рассматриваются процедуры финансового планирования, которые на реальном предприятии представляют собой многоступенчатый процесс планирования поступлений и выплат денежных средств, возникающих обязательств и финансового результата деятельности предприятия посредством составления финансовых планов. Необходимо выстроить рациональную схему бюджетирования.
Abstract
In work procedures of financial planning which on real предпряитии represent multistage process of planning of receipts and payments of the money resources, arising obligations and financial result of activity of the enterprise by means of drawing up offinancial plans are considered. It is necessary to build the rational scheme бюджетирвоания.
Сущность планирования в условиях рынка заключается в непрерывном процессе подготовки и принятия управленческих решений, направленных на достижение цели предприятия при эффективном использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в соответствии с выявленным на рынке спросом. Важное место в системе функциональных планов предприятия занимают финансовые планы.
Финансовое планирование представляет собой многоступенчатый процесс планирования поступлений и выплат денежных средств, возникающих обязательств и финансового результата деятельности предприятия посредством составления финансовых планов.
В современных условиях руководители должны располагать надежным инструментарием средств, позволяющим им планировать финансовые потоки, анализировать текущее финансовое состояние организации и принимать верные решения. Одним из таких инструментов финансового планирования и контроля является система бюджетирования. Бюджетирование представляет собой процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.
Основным инструментарием перевода целевых показателей в систему бюджетирования являются механизмы плановых и бюджетных заданий, нормирования, лимитирования и определения логики взаимосвязи бюджетов. Комплексная взаимосвязанная система плановых бюджетов определяет тактику ближайших действий. Фактические бюджеты и их анализ позволяют оперативно отслеживать, исполняются ли бюджетные задания, нормы и лимиты, т.е. соответствует ли достигнутое состояние запланированному сценарию. Ответив на эти вопросы, можно проследить, реализуется ли финансовая стратегия. Следовательно, стратегическое финансовое планирование и бюджетирование являются этапами при определении и обосновании целей деятельности организации и средств их достижения. Но наряду с этим бюджетирование - это еще и конкретная технология управления компанией по движению к намеченным целям (рис. 1)
Рисунок 1 - Взаимодействие процессов стратегического финансового планирования, бизнес-планирования и бюджетирования на предприятии
Таким образом, основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта.
Рассмотрим процесс бюджетирования на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Процесс бюджетирования в ОАО АВТОВАЗ длится 3 месяца - с 10 августа текущего года по 10 ноября. Основные бюджеты, разрабатываемые на предприятии, классифицируются на:
- бюджеты бюджетных центров (основного производства, вспомогательного производства, непромышленной сферы, общекорпоративных служб);
- бюджеты служб вице-президентов (исполнительных директоров);
- функциональные бюджеты (бюджеты продаж, бюджет перепродаж, бюджет расходов на оплату труда, бюджет транспортно-заготовительных расходов, бюджеты запасов, бюджет закупок);
- общекорпоративные бюджеты (бюджет социальных расходов, бюджет формирования и использования резервов, бюджет налогов, бюджет операционной деятельности, бюджет внереализационных доходов и расходов, бюджет инвестиций, бюджет финансовой деятельности);
- сводный бюджет (бюджет доходов и расходов по операционной деятельности, прогнозный отчет о прибылях и убытках, платежный бюджет, прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств (косвенным методом)).
На первом этапе осуществляется анализ исполнения бюджета, актуализация стратегического плана, утверждение целевых и контрольных показателей.
Составление бюджетов начинается с разработки операционных бюджетов, которые являются основой построения финансовых бюджетов. Одним из операционных бюджетов предприятия является бюджет продаж по операционной деятельности. На рис. 2 представлена динамика объемов продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».
160 000,00 140 000,00 120 000,00 ІОО 000,00 80 000,00 60 000,00 40 000,00 20 000,00
0,00
- внутренний - внешний рынок, ЛАЛН.руб.
рынок, пллн.руб.
Рисунок 2 - Динамика объемов продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»
За 2009 год объемы продаж автомобилей значительно снизились и на внутреннем и на внешнем рынках в результате финансового кризиса, который начался во второй половине 2008 года: в первом квартале 2009 года работа ОАО «АВТОВАЗ» была приостановлена, а затем запущена в неполном режиме. Вследствие этого фактические показатели бюджета продаж по операционной деятельности оказались значительно ниже планируемых (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели бюджета продаж по операционной деятельности в ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 г.
Виды Доходы от продаж за 9 месяцев 2009
продукции года, млн. руб.
план факт
Автомобили 128224,2 98564,34
Запасные части 5602,71 4501,34
Детали и узлы для разобранных серий 6120,4 4781,56
На основе бюджета продаж по операционной деятельности составляются бюджеты основного, вспомогательных производств и других подразделений ОАО «АВТОВАЗ».
Помимо операционных бюджета на предприятии разрабатываются финансовые бюджеты, в том числе платежный бюджет. Целью формирования платежного бюджета является планирование поступлений и выплат по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, денежных потоков, обеспечение ликвидности и платежеспособности ОАО «АВТОВАЗ» на всех этапах планируемого периода.
На рис. 3 представлены показатели платежного бюджета предприятия.
Автомобили Автомобили Запасный Запасный детали и узлы детали и узлы
(план) (факт) части (план) части (факт) разобранных разобранных
серий (план) серий (факт)
Рисунок 3 - Анализ платежного бюджета в ОАО «АВТОВАЗ» (млн. руб.)
Проведенный анализ платежного бюджета показал, что составленный платежный бюджет по трем периодам имеет расхождение с фактическими значениями на конкретную дату, в динамике данное расхождение увеличивается, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия, т.к. снижаются поступления от основного вида деятельности -производства автомобилей. В целом отклонение между запланированным платежным бюджетом и его исполнением вызвано резким сокращением деятельности предприятия на внешнем рынке и снижением спроса на внутреннем рынке. Данная тенденция вызвана нестабильным состоянием экономики, что впоследствии снизило покупательную способность многих клиентов и отрицательно сказалось на прибыли и финансовом состоянии предприятия, а также привело к невыполнению платежного бюджета.
Другим фактором несоответствия фактических и плановых показателей бюджета в ОАО «АВТОВАЗ» стала неэффективная бюджетная политика. Предприятию необходимо разрабатывать проекты бюджета с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на сбыт и реализацию, а также анализировать возможные сценарии выполнения бюджета.
На основе анализа процесса бюджетирования в ОАО «АВТОВАЗ» выявлены следующие недостатки: очень большое число подразделений, занимающихся разработкой
бюджета; достаточно сложная схема передачи сформированного документа другому подразделению; длительные сроки разработки и согласования бюджетов - ОАО «АВТОВАЗ» требуется целых 3 месяца на данную процедуру, в то время как мировой стандарт составляет 1 месяц.
Для решения перечисленных проблем были предложены следующие мероприятия: для решения проблемы участия большого числа подразделений необходимо на этапе планирования продаж и поступлений сбытовыми подразделениями с консолидацией по службам заместителей генерального снизить количество участников с 7 (Центр планирования и контроля, Служба заместителя генерального директора по стратегическому корпоративному управлению, Служба заместителя генерального директора по социально-экономическому развитию и взаимодействию с государственными органами, Служба заместителя генерального директора по закупкам, Служба заместителя генерального директора по производству, Центр экономики службы маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей, Дирекция по внешнеэкономической деятельности) до 6 из-за дублирования функций Центра экономики службы маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей и Дирекции по внешнеэкономической деятельности.
Вторая проблема на данном этапе - достаточно сложная схема передачи сформированного документа другому подразделению: сначала документ формируется Центром экономи-
ки службы маркетинга, сбыта и технического обслуживания автомобилей и передается в Центр планирования и контроля, затем Дирекция по внешнеэкономической деятельности дополняет документ и передает в Центр планирования и контроля и так далее, поэтому необходимо изначально сформировать все необходимые документы в перечисленных подразделениях и общим пакетом передать в Центр планирования и контроля.
Для решения проблемы длительных сроков процесса бюджетирования на предприятии и соответствия мировым стандартам процесса бюджетирования необходимо внедрить более совершенную систему автоматизации, а именно разработать специализированную программу, в которой участники процесса будут осуществлять расчет своих бюджетов. Такая система позволит сократить сроки. Таким образом, предложенные мероприятия позволят упорядочить процесс бюджетирования и сократить его сроки.
Библиографический список
1. Положение о системе бюджетного планирования и контроля ОАО «АВТОВАЗ»; П 49000.37.101.0324 - 2007.
2. Методика формирования бюджета продаж по операционной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»; МУ 49000.37.101.0307 - 2006; 2007.
3. Бизнес-планирование от АвтоВАЗа //http://www.pmoney.ru/.
4. Национальная экономика: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.