УДК 338.434:637.54 ББК 65.325.253 С 36
Т.А.Силина
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПТИЦЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: Бюджетирование являясь инструментом не только планирования, но и контроля, все чаще используется в деятельности российских организаций. В статье представлена модель построения общего бюджета птицеперерабатывающих организаций. Для усиления контрольной функции бюджетирования предложено при формировании бюджетов уровень инфляции выделять в качестве отдельного фактора.
Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, птицеперерабатывающие
организации; внутрихозяйственный контроль.
Бюджетирование в настоящее время является одним из важнейших элементов в системе внутреннего контроля. Использование методики бюджетного контроля для осуществления процесса управления способствует рациональному расходованию средств производства, предупреждает бесхозяйственное отношение средств, способствуя детализации принятия решений дает возможность сократить затраты, связанные с необходимостью в проведении согласований; стимулирует органы управления обеспечить эффективную организацию производственных и учетных процессов.
Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он содержит оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Как известно, генеральный бюджет организации (независимо от ее отраслевой принадлежности) в общем виде имеет одинаковую структуру: он состоит из
операционного и финансового бюджетов.
Как правило, процесс бюджетирования начинается с составления Бюджета продаж, безусловно, учитывающего имеющиеся производственные мощности. Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые, по существу, исходят из данных, установленных в бюджете продаж.
Ввиду специфики товарной продукции птицеперерабатывающих организаций, планируемые объемы производства обязательно должны сопоставляться с заключенными договорами и поступающими заявками от покупателей. Поэтому в краткосрочном периоде цены, на основании которых составляется бюджет, определены в заключенных договорах и, как правило, не отличаются от фактических.
В бюджете коммерческих расходов (расходов на продажу) детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции в будущем периоде. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.
Затем приступают к разработке Бюджета производства или Плана выпуска продукции, на основе которого формируется Бюджет доходов и расходов и рассчитывается Калькуляция себестоимости продукции.
В птицеперерабатывающих организациях при составлении калькуляции по видам разделанной продукции (окорочок, бедро, голень, грудка, филе, спино-лопатка, крыло) необходимо учитывать показатели выхода продукции (рисунок 1), с этой целью также
могут быть использованы коэффициенты разработанные ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности (ВНИИ1111) (Таблица 1).
технологические
Рисунок 1 - Диаграмма выхода продукции при разделке тушки*
* Значения представленных показателей могут немного отличаться из-за технологических особенностей организаций
Таблица 1 - Коэффициенты для определения стоимости сырья при глубокой переработке тушек цыплят-бройлеров к цене потрошеных тушек исходя из морфологического состава [1]
Наименование Коэффициент
2. Филе 2,0
3. Грудка 1,4
4. Окорочок 1,2
5. Бедро 1,3
6. Голень 1,1
7. Четвертина задняя 1,0
8. Крыло целое 0,8
9. Крылышко (плечевая часть) 0,95
10. Крылышко (локтевая часть) 0,8
11. Крылышко (кисть) 0,2
12. Набор для супа (спинка с крыльями) 0,75
13. Набор для супа (спинно-лопаточная часть) 0,7
14. Набор для 1-х обеденных блюд (без крыльев) 0,65
После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении (Опрод) появляется возможность определить, какое количество единиц продукции необходимо произвести для обеспечения запланированных объемов продаж и необходимого уровня запасов. Эти данные обобщаются в производственном бюджете.
В укрупненном виде бюджет производства птицеперерабатывающего предприятия может быть представлен в следующем виде (таблица 2).
Таблица 2 - Бюджет производства с отчетом о его исполнении за месяц, ц
Показатели жад о р п м е (Ч ю о й ы и о н а лП периодаОжидаемый уровень запасов на конец а н в о са па з ь н е в о Л % д о и р е п о 3 н яа н н е в т с д о в з 8 0 1 ммра р о р п Фактические данные Отклонения
жа д о & м е б О Уровень запасов на конец периода производства Объем жа д о & м е ъ б О а д о и р е п ц е н о к а я в о с а п а з ь н е в о р У производства Объем
- Замороженная продукция: 24864 26172 24746 26063 -118 -109
+ разделка 8057 1230 1018 8269 8060 1239 8281 3 9 12
+ цыплята-бройлеры, тушки 16807 2317 1221 17903 16686 2317 17782 -121 0 -121
- Охлажденная продукция: 6083 6084 6237 6238 154 154
+ разделка 3481 1 ,0 1 ,5 3481 3617 1,0 3617 136 0 136
+ цыплята-бройлеры, тушки 2602 1 ,5 0 ,5 2603 2620 1,5 2621 18 0 18
Поскольку охлажденная продукция имеет небольшой срок хранения, ее остатки на конец периода должны быть минимальны. Они в основном, определяются технологическими особенностями, требующими пребывания продукции в холодильниках некоторого времени для охлаждения. По этой же причине заявки от покупателей подлежат уточнению до исполнения заказа (за одну - две недели).
В соответствии с полученными от покупателей заявками составляется план производства на каждый день и корректируется Бюджет производства.
В бюджете закупки/использования материалов устанавливают сроки закупки, виды и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для выполнения производственных заданий. Потребность в приобретении материалов определяется производственным бюджетом, нормами расхода материалов и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Следует отметить, что показатель «Сырье (падеж)», в бюджете закупки материалов включает в себя только сырье, закупаемое у птицефабрик и сбытовых организаций, поэтому графа «Производственная потребность» для него не заполняется. Спланировать точно, каким будет падеж на птицефабриках, и какая часть продукции не будет реализована сбытовыми организациями, не представляется возможным. Однако необходимо зарезервировать денежные средства для оплаты этого вида сырья и учесть его в составе планируемых расходов, предлагаем для этого запрашивать прогнозные величины у контрагентов, а так же проводить собственные расчеты на основе сопоставления данных предыдущих периодов об отгрузке продукции, сроках ее хранения и доле продукции поступившей для утилизации.
Бюджет трудовых затрат определяет рабочее время в часах, необходимое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции на норму затрат труда в часах на единицу. Денежное выражение трудовых затрат определяется путем умножения необходимого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных расходов (затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизация основных средств общеотраслевого назначения и т. д.), которые необходимо понести для выполнения плана производства в планируемом периоде.
Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом и необходимых для поддержания деятельности организации в целом. Данный бюджет обеспечивает информацией, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов.
Объединив данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции с информацией из бюджета коммерческих расходов, а так же бюджета общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный (бюджетный) отчет о прибылях и убытках.
Следует отметить, что функция бюджета как средства контроля в полной мере может быть реализована лишь в том случае, если прогнозируемые показатели будут сравниваться с фактическими. Для этого кроме бюджетов на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. В отчетах по бюджетам сводится воедино информация по планированию, учету, контролю и анализу бизнес-процессов. С помощью анализа расхождений бюджетных и фактических данных (отклонений) фактическая деятельность сравнивается с бюджетом, что позволяет выявить «узкие места», на которые в первую очередь следует обратить внимание управляющих и куда направить необходимые управленческие действия.
Сравнение фактических данных с их бюджетными значениями выявляет проблемные области, на которые в первую очередь следует обратить внимание управляющих и куда направить необходимые управленческие действия.
Фактический уровень величин, отраженных в бюджете, как правило отличается от планового, т. е. имеют место отклонения. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и данными бюджета позволяет:
1. помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
2. выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
3. показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичен.
Для адекватной оценки достигнутых результатов эти показатели бюджета необходимо скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Для этого используется гибкий бюджет, часто называемый еще как переменный, который приспособлен к меняющемуся объему. Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периодах. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж или производства, при анализе в послеплановом периоде — оценить фактические результаты.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Изучив структуру и динамику затрат перерабатывающих организаций мы предлагаем учитывать в составе переменных (условно-переменных) следующие затраты:
1. Сырье и материалы:
1.1 Сырье (стоимость живой птицы);
1.2 Сырье (падеж и отходы);
1.3 Пищевые добавки;
1.4 Упаковочные материалы;
2. Полуфабрикаты;
3. Транспортные расходы (доставка птицы);
4. Коммунальные услуги производственного назначения;
5. Расходы на оплату труда производственных рабочих;
6. Отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных рабочих. Иные статьи и элементы затрат птицеперерабатывающих организаций допустимо
учитывать как условно-постоянные.
Проведенные исследования показали, что сложившаяся практика разработки бюджетов не предусматривает выделения прогнозируемого уровня инфляции, как отдельного параметра. В связи с возросшими инфляционными процессами в нашей стране, мы считаем, что при разработке бюджетов уровень инфляции необходимо выделять в качестве отдельного фактора, что позволит объективно оценить исполнение бюджетов, исключив из достигнутых показателей инфляционный фактор.
При построении бюджетов в условиях инфляции мы предлагаем использовать формулы 1 и 2.
п т
ГБ =Опр х£ Зперг х И1+ £ Зпост} х И}, (1)
=і і=і
где ГБ - гибкий бюджет производства, руб.;
Опр - объем производства продукции (в натуральных единицах);
п
£ Зпері х Иі - сумма переменных затрат, скорректированных на соответствующий
=1
і-му виду затрат индекс инфляции, руб.;
т
£ Зпост} х И}
- сумма постоянных затрат, скорректированных на
і=1
соответствующий 7-му виду затрат индекс инфляции, руб.;
п, т — количество статей (элементов) переменных и постоянных затрат, соответственно;
Ии И] - индексы инфляции (прогнозный / фактический) соответствующие і-му виду переменных и ]-му виду постоянных затрат, соответственно.
В данном случае переменными величинами, для различных значений которых следует рассчитывать систему бюджетов, являются объем производства и уровень инфляции. На практике целесообразно разработать серию бюджетов, а для разделения затрат на постоянные и переменные следует использовать группировку затрат приведенную нами выше.
Таким образом, считаем целесообразным бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках определять по формуле 2.
Лод = В„п х Ип - £ З,х И,, (2)
і=1
где Под - прибыль от основной деятельности;
Врп - выручка от реализации продукции;
п
£ з,-х и і - сумма затрат, скорректированных на соответствующий і-му виду затрат
і=1
индекс инфляции;
п - количество статей (элементов) затрат;
Ип - индекс инфляции (прогнозный/фактический) по мясу птицы.
Аналогичным образом могут быть скорректированы и другие виды бюджетов.
Для разработки бюджетов величина прогнозируемого уровня инфляции может устанавливаться как на основе официальных прогнозов Правительства Российской Федерации, так и исходя из экспертных оценок. Последний вариант, на наш взгляд, более предпочтителен, поскольку предполагает учет отраслевых тенденций, однако он требует и больших затрат.
В таблице 3 нами приведен пример расчета годового бюджетного отчета о финансовых результатах по основному производству, исходя из прогнозного уровня инфляции 7 % в год.
Таблица 3 - Бюджетный отчет о прибылях и убытках по основному производству,
2008 г.
Наименование статьи План
Уровень инфляции*, % Сумма, тыс. руб.
1. Выручка от продажи продукции 7,0 1921528,4
2. Себестоимость реализованной продукции 7,0 1806236,7
3. Валовая прибыль (ст.1- ст.2) 115291,7
4. Коммерческие расходы 7,0 8,1
5. Управленческие расходы 7,0 20441,4
6. Расходы периода (ст.4+ст.5) 20449,2
7. Прибыль (убыток) от основной деятельности (ст.3-ст.6) 94842,5
* Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» [2]
Таблица 4 - Отчет об исполнении бюджета финансовых результатов ________________________
Наименование статьи Факт Отклонения, тыс. руб. Выполнение бюджета после исключения фактора инфляции, %
Уровень инфляции*, % Сумма, тыс. руб. Всего После исключени я фактора инфляции
1. Выручка от продажи продукции 13,3 2115602,8 194074,4 192743,3 110,1
2. Себестоимость реализованной продукции 13,3 1979672,7 173436,0 172190,5 109,6
3. Валовая прибыль 135930,1 20638,4 20552,8 117,9
4. Коммерческие расходы 13,3 10,2 2,1 2,1 126,3
5. Управленческие расходы 13,3 22138,0 1696,6 1682,7 108,3
6. Расходы периода 22148,2 1699,0 1685,1 108,3
7. Прибыль (убыток) от основной деятельности 113781,9 18939,4 18867,7 120,0
* по данным Федеральной службы государственной статистики [3]
По завершении бюджетного периода необходимо составить отчет об исполнении бюджета (таблица 4), оценить возникшие отклонения и выявить их причины на основе факторного анализа.
Использование предложенной нами методики позволяет элиминировать инфляционный фактор еще на этапе создания бюджетов, что в дальнейшем упростит анализ их исполнения.
Таким образом, мы считаем, что внедрение бюджетного анализа и контроля в систему внутрихозяйственного контроля птицеперерабатывающих организаций обеспечит качественное улучшение как системы управления предприятием в целом, так и внутрихозяйственного контроля в частности.
Примечания:
• Методические рекомендации по калькулированию себестоимости мяса птицы и продуктов из него / ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности. М., 2000. 93 с.
• О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ: принят ГД ФС РФ 06.07.2007.
• Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Ц^: http://www.gks.ru