УДК 658.5:005.342:336.142.2 (477)
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В.А. ЛИГУЗОВА,
аспирантка кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Запорожский национальный университет, Украина
В современных условиях предприятия, выпускающие инновационную продукцию, для поддержания конкурентных позиций на рынке должны внедрять новые методы повышения эффективности системы управления инновационными процессами. Эффективная система управления позволит обеспечить достижение стратегических целей путем оптимального использования имеющихся ресурсов и будет оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде. В статье рассматривается бюджетирование как прогрессивная система, позволяющая эффективно управлять инновационными процессами и достигать стратегических целей предприятия. Предлагается определение бюджетирования инновационных процессов. Показаны роль трудовых ресурсов при построении данной системы, способы внедрения бюджетирования инновационных процессов в организационную структуру предприятия.
Ключевые слова: инновационный процесс, бюджетирование, управление, эффективность, планирование, инновация, цели, механизм
В условиях усиливающейся конкуренции на предприятиях, нацеленных на поддержание стабильно высоких рыночных позиций, активно внедряются инновации. Такая стратегия усиливает конкурентоспособность продукции предприятия за счет усовершенствования ее качеств и соответствия возрастающим требованиям потребителей.
Выпуск инновационной продукции является сложным процессом и требует детального рассмотрения. Существуют различные подходы к определению понятия «инновационный процесс».
Инновационный процесс рассматривается как внедрение новой или значительно улучшенной
продукции, что включает в себя значительные изменения в технике, оборудовании и/или программном обеспечении. Инновационный процесс при этом направлен на уменьшение расходов на единицу продукции, повышение качества, производство или поставку новых или значительно усовершенствованных продуктов [5].
Инновационный процесс заключается в преобразовании научного знания в нововведение. Он может быть представлен в виде последовательной цепи этапов, в ходе которых новации вызревают от фундаментальных идей до конкретных новых продуктов, технологий, затем распространяются на практике и приносят экономический или социальный результат [2].
Линейная модель инновационного процесса предусматривает последовательность следующих стадий: фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, производство, маркетинг, сбыт.
Данная модель функционирует в рамках гипотезы технологического толчка и предполагает последовательное превращение идеи в конкретный продукт. Установлено, что зарождение инновации происходит именно на этапе фундаментальных исследований.
В современных рыночных условиях существует и другой подход к определению сущности инновационного процесса, который базируется на гипотезе давления рыночного спроса. В рамках этого подхода изучаются потребности потенциального рынка для определения необходимого направления для дальнейших инновационных разработок.
Существуют также и другие модели (интерактивная, интегрированная, сетевая и др.), однако в
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖрИЯ И П^ШШ
23
общем понимании инновационный процесс - это преобразование научного знания в конкретный продукт с его дальнейшим практическим использованием. При этом данный процесс не заканчивается выходом продукции на рынок, а осуществляется дальнейшее совершенствование качественных характеристик этой продукции в соответствии с запросами потребителей.
Инновационные процессы требуют эффективной системы управления, которая позволит обеспечить оптимальное использование ресурсов в процессе выпуска инновационной продукции, а также в полной мере сможет реализовать стратегические цели предприятия. В этом контексте бюджетирование рассматривается как одна из прогрессивных систем управления предприятием.
Известно, что сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия, его подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в корректирующем воздействии на отклонения от параметров их исполнения.
В информационном отношении это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия [4, с. 22].
Бюджетирование - управленческая технология составления бюджетов, которая дает возможность связать деятельность предприятия с его стратегическими целями, планировать, организовывать, контролировать и мотивировать исполнение бюджетов на предприятии, т.е. осуществлять управление, направленное на достижение предприятием поставленных целей [1].
Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:
- планирование операций, обеспечивающих достижение целей коммерческой организации;
- координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
- оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности коммерческой организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и
аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
- эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
- оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
- стимулирование менеджеров и центров финансовой ответственности к достижению целей своих структурных подразделений [3, с. 12]. Таким образом, бюджетирование позволяет
предприятию планировать и организовывать свою деятельность, сравнивать фактические результаты с плановыми показателями, мотивировать всех участников этого процесса, а также быстро реагировать на изменения во внутренней или внешней среде.
Рассмотрим бюджетирование применительно к управлению инновационными процессами на предприятии.
Автором предлагается следующее определение: бюджетирование инновационных процессов - это система управления разработкой, выпуском и реализацией продукции, а также ее дальнейшего совершенствования, которая основывается на построении системы взаимосвязанных бюджетов и позволяет достигать стратегических целей предприятия.
Бюджетирование инновационных процессов при этом ориентировано на планирование и организацию инновационного процесса на предприятии, а также содержит механизмы эффективной мотивации персонала на достижение установленных показателей. Вместе с тем оно позволяет оперативно контролировать выполнение бюджетов, анализировать возникающие отклонения фактических показателей от плановых, принимать необходимые управленческие решения.
Бюджетирование инновационных процессов имеет свои цели и механизмы функционирования.
Целью бюджетирования инновационных процессов является обеспечение эффективного осуществления процесса преобразования научного знания в конкретный продукт на основе составления бюджетов для каждой стадии инновационного процесса, а также разработка системы их активного взаимодействия. При этом цель бюджетирования инновационных процессов находится в тесной взаимосвязи со стратегическими целями предприятия.
В общем виде механизм бюджетирования инновационных процессов на предприятии можно представить последовательностью нескольких этапов.
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЦ№ И Пртт
Первый этап. Составление и утверждение системы взаимосвязанных бюджетов в соответствии со стадиями инновационного процесса.
В рамках этого этапа проводится расчет необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов для эффективной реализации каждой стадии инновационного процесса.
Следует отметить, что построение системы бюджетов зависит от модели инновационного процесса на конкретном предприятии. В условиях линейной модели предлагается разрабатывать следующие бюджеты:
- бюджет расходов на фундаментальные и прикладные исследования, который включает в себя затраты на проведение экспериментальных или теоретических исследований, направленных на получение новых знаний для решения практических задач;
- бюджет расходов на опытно-конструкторские и технологические разработки отображает расходы на работы, направленные на доведение результатов фундаментальных и прикладных исследований до практического воплощения в производство в виде нового продукта;
- бюджет производства содержит расходы, необходимые для изготовления инновационной продукции в зависимости от планируемого объема. Важными условиями построения качественного бюджета производства являются прогнозирование потребностей рынка в данном продукте и согласование их объема с ресурсными возможностями предприятия;
- бюджет расходов на маркетинг включает в себя расходы на предварительное исследование рынка для определения потребительских запросов относительно необходимости создания продукта с новыми характеристиками. Это позволяет сформировать практические задачи, решение которых становится целью на этапе фундаментальных и прикладных исследований. Вместе с тем этот бюджет должен содержать расходы на исследование реакции потребителей после выведения продукта на рынок, чтобы выявить направления дальнейшего совершенствования качественных характеристик и свойств товара;
- бюджет расходов на сбыт отображает затраты предприятия на реализацию нового продукта конечному потребителю и включает в себя расходы на упаковку, транспортировку, рекламу, а также другие расходы, связанные с процессом
продвижения инновационного продукта на
рынок.
При составлении системы бюджетов необходимо предусматривать возможные альтернативные варианты для гибкого реагирования в случае возникновения определенных изменений. Такой подход позволит в условиях риска, который сопровождает инновационные разработки, оперативно пересматривать бюджеты, корректировать запланированные показатели и тем самым минимизировать возможные потери.
На стадии разработки бюджетов важно скоординировать взаимодействие всех центров ответственности, поскольку это позволит еще в процессе планирования корректировать устанавливаемые показатели и тем самым улучшить качество разработанных бюджетов.
Завершением первого этапа является утверждение системы бюджетов, которые передаются на исполнение структурным подразделениям предприятия.
Второй этап. Выполнение бюджетов центрами ответственности.
Этот этап предполагает реализацию утвержденных бюджетов соответствующими подразделениями предприятия. Процесс выполнения бюджетов является ключевым, поскольку именно на этом этапе центры ответственности задействованы в осуществлении всех стадий инновационного процесса: от фундаментальных и прикладных исследований до выведения на рынок инновационной продукции.
Важным условием эффективного бюджетирования инновационных процессов является налаживание обратной связи при реализации бюджетов, обеспечение высокого уровня коммуникации между центрами ответственности. При этом выполнение бюджетов становится критерием оценки работы конкретных подразделений, что позволяет сформировать эффективную систему мотивации персонала на предприятии.
Третий этап. Создание системы контроля за качеством выполнения бюджетов.
На этом этапе осуществляется сравнение фактических показателей с плановыми, анализируются причины выявленных отклонений. Система контроля позволит оперативно реагировать на возникающие изменения во внутренней или внешней среде, принимать необходимые управленческие решения.
В рамках системы контроля необходимо предусматривать ответственность структурных под-
ЭК0Н0МИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖрИЯ И П/ШШ
25
разделений предприятия только за те показатели, которые находятся в их зоне влияния. Определяющую роль при этом играет кадровый потенциал предприятия, поскольку именно персонал является субъектом реализации поставленных задач.
Для достижения ожидаемого результата необходимо, чтобы уровень квалификации персонала всегда соответствовал поставленным целям и задачам. Это позволит контролировать компетенцию персонала на разных этапах бюджетирования, осуществлять повышение квалификации, мотивировать сотрудников и нацеливать их на постоянное саморазвитие.
Внедрение бюджетирования инновационных процессов в организационную структуру предприятия является важным аспектом его эффективного функционирования. Существуют следующие возможности для решения данной задачи:
- создание отдела бюджетирования как самостоятельного элемента в системе управления предприятием. При этом необходимо разработать положение, которое регулирует сферу ответственности данного подразделения;
- расширение спектра задач действующих подразделений предприятия (финансового, планового, технического и других отделов). Здесь необходимо четко распределить функциональные обязанности и зону ответственности каждого подразделения, что позволит эффективно осуществлять процесс бюджетирования. Выбор способа внедрения бюджетирования
инновационных процессов в организационную структуру предприятия зависит от многих факторов: размера предприятия, объема выпускаемой инновационной продукции, стратегических целей и т.д.
В результате изучения бюджетирования как системы управления инновационными процессами на предприятии можно сделать ряд выводов.
В современных условиях для обеспечения высоких рыночных позиций предприятие должно усиливать конкурентоспособность своей продукции, что в свою очередь нацеливает на активное использование инновационных разработок.
Предприятия, выпускающие инновационную продукцию, сталкиваются с необходимостью выбора
наиболее эффективной системы управления данными процессами. Прогрессивной системой управления является бюджетирование, поскольку позволяет субъектам инновационного процесса оперативно контролировать выполнение бюджета путем сравнения запланированных и фактических показателей, осуществлять анализ выявленных отклонений и принимать необходимые управленческие решения.
Модель инновационного процесса на предприятии является определяющим фактором при составлении бюджетов и формирует соответствующий подход к постановке системы бюджетирования. Данный инструмент обеспечивает реализацию стратегии предприятия с помощью наличия возможностей для гибкого реагирования на изменяющиеся условия и минимизации возможных потерь.
Бюджетирование инновационных процессов позволяет создать действенную систему мотивации персонала на достижение определенных показателей и стимулирует работников к постоянному повышению уровня квалификации.
Внедрение бюджетирования инновационных процессов в организационную структуру предприятия может реализовываться путем создания отдела бюджетирования как самостоятельного элемента в системе управления предприятием или расширения спектра задач действующих подразделений.
Список литературы
1. Догадайло Я.В. Теоретичш основи бюдже-тування на шдприемствт URL: http://www.sworld. com.ua/simpoz2/202.pdf.
2. Козловская Э.А., Демиденко Д. С., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г., Гаджиев М.М. Экономика и управление инновациями: учебник. М.: Экономика, 2012. 359 с.
3. СухининаВ.В. Бюджетирование: учеб. пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2008. 120 с.
4. Шаховская Л.С., Хохлов В.В., Кулакова О.Г. Бюджетирование: теория и практика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2009. 400 с.
5. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data: Oslo Manual, Third Edition. URL: http://www.dge.ubi.pt/msilva/IE/Manual_Oslo.pdf.
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШрИЯ И П/ШШ
Economic analysis: theory and practice Innovation and investment
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
INNOVATION PROCESS BUDGETING AS A PROGRESSIVE SYSTEM OF BUSINESS MANAGEMENT
Vitaliya A. LIGUZOVA
Abstract
Importance Nowadays the enterprises producing innovative products have to introduce new methods of enhancing the efficiency of innovation process management in order to maintain competitiveness in the market. These companies require an effective management system to achieve strategic goals through optimal resource utilization and rapid response to internal and external changes. The article deals with budgeting as a progressive system enabling to effectively manage the innovation processes and to achieve strategic business objectives. Objective The purpose of the work is to develop a mechanism of innovation processes budgeting and define the role of labor while building the system. Methods The methodological basis of the research is the works of scientists addressing the theoretical aspects of budgeting as a business management technology. Results The author proposes a definition of "innovation process budgeting" concept, states the objectives and mechanism of innovation process budgeting, shows the role of labor in the process of building the system and the ways to implement innovation budgeting processes in the enterprise. The results of the study are applicable to the enterprises engaged in the development and production of innovative products, which aim at improving the efficiency of their innovation process budgeting. Conclusions and Relevance The author has concluded that budgeting is a progressive system for effective innovation process management as it enables to control budget implementation by comparing the planned and actual performance, to analyze the identified deviations and take necessary management decisions. At the same
time, the innovation process budgeting allows creating an effective employee incentive program.
Keywords: innovation, process, budgeting, management, efficiency, planning, goals, mechanism
References
1. Dogadailo Ya.V. Teoretychni osnovi bjudzhetu-vannja na pidpryjemstvi [Theoretical bases of budgeting in a company]. Available at: http://www.sworld.com. ua/simpoz2/202.pdf. (In Ukr.)
2. Kozlovskaya E.A., Demidenko D.S., Yakov-leva E.A., Buchaev Ya.G., Gadzhiev M.M. Ekonomika i upravlenie innovatsiyami [Economy and innovation management]. Moscow, Ekonomika Publ., 2012, 359 p.
3. Sukhinina V.V. Byudzhetirovanie [Budgeting]. Samara, Samara State Technical University Publ., 2008,120 p.
4. Shakhovskaya L.S., Khokhlov V.V., Kula-kova O.G. Byudzhetirovanie: teoriya ipraktika [Budgeting: theory and practice]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 400 p.
5. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. Oslo Manual, Third Edition. Available at: http://www.dge.ubi.pt/msilva/IE/Manual_Oslo.pdf.
Vitaliya A. LIGUZOVA
Zaporizhzhya National University, Zaporizhzhya, Ukraine [email protected]
3K0H0MMHECKHft AHA/1113: IfiefW U Yll?Rm\ÁM
27