Научная статья на тему 'Бюджет времени молодой семьи в условиях демографических и социально-экономических изменений'

Бюджет времени молодой семьи в условиях демографических и социально-экономических изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычев Андрей Анатольевич, Фофанова Катерина Владиславовна, Якина Людмила Александровна

В статье представлены результаты социологического исследования «Бюджет времени молодой семьи в условиях социальных инноваций (на примере Республики Мордовия)». Авторами обосновывается необходимость разработки качественно новых социальных механизмов в отношении молодой семьи, более активного использования потенциала социальной работы для создания благоприятных общественных условий функционирования молодых семей с учетом меняющегося бюджета времени и структуры досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сычев Андрей Анатольевич, Фофанова Катерина Владиславовна, Якина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджет времени молодой семьи в условиях демографических и социально-экономических изменений»

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

А. А. Сычев, К. В. Фофанова, Л. А. Якина

В статье представлены результаты социологического исследования «Бюджет времени молодой семьи в условиях социальных инноваций (на примере Республики Мордовия)». Авторами обосновывается необходимость разработки качественно новых социальных механизмов в отношении молодой семьи, более активного использования потенциала социальной работы для создания благоприятных общественных условий функционирования молодых семей с учетом меняющегося бюджета времени и структуры досуга.

Начиная с последних десятилетий XX в.

• ^

в России происходят значительные социально-экономические и демографические перемены. Исследователи в области демографии отмечают, что с 1991 г. начались бурные события в политической и экономической жизни страны, которые в корне из^ менили демографическую ситуацию и перспективы ее развития на ближайшие десятилетия. Ухудшение здоровья и рост смертности трудоспособного населения, стремительное снижение количества рождений, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни до крайне низкого уровня, высокая младенческая смертность, рост заболеваемости на фоне увеличения масштабов вынужденной миграции и абсолютного сокращения численности населения Российской Федерации — такова общая характеристика демографической ситуации в стране [3; 5]. Следствием этих обстоятельств стали меры в области демографической политики, направленные как на повышение уровня здоровья населения, так и на стимулирование репродуктивных установок, улучшение положения молодой семьи. Особый статус молодой семье придал Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [9]; в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865 дается определение молодой семьи [7]; а в мае 2007 г. Министерством образования и науки РФ была предложена «Концепция государственной политики в отношении молодой се-мьи» [4]. Однако «Концепция политики в отношении молодой семьи» является скорее совокупностью мер, направленных на регулирование отдельных сторон жизни молодой семьи: обеспечение жильем на основе

ипотечного кредита для молодой семьи, сертификаты за рождение второго ребенка. Но жизнь и проблемы молодой семьи, ее потребности не ограничиваются этими направлениями. Многочисленные исследования показывают, что молодая семья трансформируется, меняются принципы распределения семейных обязанностей и структура времени молодой семьи. Для анализа мы выбрали бюджет времени как один из показателей повседневной деятельности, системы потребностей и взаимодействий в семье. Это один из самых емких индикаторов, который должен учитываться в процессе принятия решений в области семейной политики и при разработке технологий социальной работы.

Понятие «бюджет времени». Понятие «бюджет времени» впервые использовал П. А. Сорокин, рассматривавший этот термин в двух смыслах: «...во-первых, как метод получения количественной информации о повседневной деятельности, о затратах времени на те или иные виды деятельности, занятия — „бюджет суток“ с отметкой о „регулярности и нерегулярности“ занятий. Во-вторых, как форму представления фактических данных об использовании временного пространства (фонда времени) на основные занятия, или, наоборот, как совокупность занятий, измеренных временем» [1, с. 147].

Изучение бюджета времени как исследовательское направление в отечественной практике начало развиваться в 1920-х гг. Первыми работами, в которых изучался бюджет времени в семьях рабочих и крестьян, стали исследования С. Г. Струмилина. Им проводились масштабные исследования влияния изменений в характере рабочего времени на бюджет времени трудящихся,

’ I

А. А. Сычев, К. В. Фофанова, Л. А. Якина, 2012

> / I

что имело большое значение для решения практических задач по оптимизации использования времени. В 1930-е гг. исследование бюджета времени связывалось с переходом советских трудящихся на 7-часовой рабочий день, что соответствующим образом отражалось на их быте. В середине 1950-х — конце 1960-х гг. проводились исследования под руководством Г. П. Пру-денского, в которых рассматривались показатели бюджета времени различных социально-профессиональных групп (учителей, моряков и др.) для сопоставительного анализа особенностей затрат времени.

В 1970 —80-е гг. проводилось изучение бюджета времени рабочих, служащих, научных работников, колхозников под руководством В. Д. Патрушева и В. А. Артемова в рамках Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, а также Центральным статистическим управлением РСФСР. Однако в начале 1990-х гг. в российской практике в связи с финансовыми трудностями Госкомстатом было прекращено исследование бюджетов времени.

Западными социологами (А. Салаи, Дж. П. Робинсон, Ф. Джастер и др.) в этот период также активно проводились исследования бюджета времени [10 — 12]. Основной акцент в этих и других трудах был сделан на отработку методологических оснований направления, методику сбора и анализа данных. В современных российских условиях исследование бюджета времени вновь начинает привлекать внимание социологов [2].

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что под влиянием социально-экономических преобразований изменяются гендерные границы и принципы распределения семейных обязанностей, что отражается на структуре бюджета времени молодой семьи.

Эмпирическая база исследования. Статья базируется на данных, полученных в ходе реализации проекта РГНФ «Бюджет времени молодой семьи в условиях социальных инноваций (на примере Республики Мордовия)». Эмпирической базой исследования послужили данные анкетного опроса и дневники молодых семей, проживающих в Республике Мордовия. Были опрошены 100 молодых семей (муж и жена опрашивались по отдельным анкетам, погрешность выборки составляет 5 %). Тип выборки — случайная (вероятностная), гнездовая. Молодые семьи отбирались с учетом

следующих признаков: количество детей в семье, образование супругов, условия проживания.

Дневниковым методом были обследованы 20 семей. Отбор молодых семей осуществлялся с учетом следующих признаков: количество детей в семье, образование супругов, условия проживания. Для анализа структуры бюджета времени были выделены переменные: рабочее время, домашний труд и свободное время.

Бюджет времени молодой семьи. На бюджет времени молодой семьи самое большое влияние оказывает фактор наличия детей. Отличительной особенностью молодой семьи без детей является либо трудовая занятость обеих супругов, либо их обучение в вузе в качестве студентов или аспирантов. День подобного типа семей достаточно четко структурирован: подъем, утренняя гигиена, завтрак, дорога на работу или на учебу, работа, возвращение домой, ужин, свободное время и досуг, сон. Дневниковые записи показывают, что занятия, связанные с уборкой квартиры, покупкой продуктов, выполняются молодыми супругами вместе (из дневника: «Пылесосил квартиру, помогал жене с уборкой квартиры»), либо часть нагрузки по выполнению домашних дел, связанных с уборкой квартиры и приготовлением пищи берут на себя родители супругов (из дневника: «Ужин! Ох, до чего же вкусно готовит свекровь...», «Зав-

траж... Спасибо свекрови, все готово!»).

В структуре бюджета времени данного типа семьи четко просматривается центральное место досуговой составляющей. Характер досуга складывается под влиянием определенных обстоятельств, но, судя по дневниковым записям, определенного планирования свободного времени не существует. Молодые супруги могут пассивно провести вечер, т. е. никуда не пойти, а просто заниматься «ничегонеделанием» или смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или проводить время в Интернете. Из дневника: «Перекусы бутербродами,

сериалы, бесконечный Фэгин ТиВи, MTV, мультики, поедание конфет», «Сериалы, шоу, игра Sims 3, йога, книги. Все в любом сочетании друг с другом и последователь-ности».

Анализ дневников показывает, что компьютерные игры и времяпровождение в Интернете стали важным элементом структуры времени молодой семьи, сопоставимым по значению с утренней гигиеной, ужином или сном. Из дневника: «11:50—13:40 — почитал новости в Интернете, поиграл.

14:10—18:30 — играл в компьютер, пришла жена. 21:00—21:30 — проверил свой почтовый ящик».

«Внедомашний досуг» в структуре бюджета времени связан с тем, что нередко молодые супруги общаются с друзьями (из дневника: «Пили пиво с друзьями»), ходят в гости к родственникам (из дневника: «Была у крестного в гостях»), гуляют по центру города (из дневника: «Прогулялся с женой по центру»), ходят в кинотеатр, суси-бары, посещают спортивные залы, боулинг, играют в «Ночную зону». Наиболее творческие формы досуга можно было зафиксировать у молодых жен, которые вечерами иногда вяжут и вышивают.

В целом структура времени молодой семьи без детей отражает эгалитарный тип отношений. Занятость распределяется довольно равномерно между супругами. Наиболее общие признаки данной модели можно „ охарактеризовать следующим образом: оба супруга либо работают, либо обучаются, сообща занимаются домашними делами, уборкой дома, покупкой продуктов, ходят в кино, гуляют по городу, просто отдыхают дома, т. е. в молодых семьях без детей складывается вектор «одомашнивания» [8, с. 61]. Молодые семьи предпочитают простые домашние формы досуга, не требующие никаких дополнительных затрат. Можно предположить, что этому во многом способствует Интернет, который создает иллюзию общения и включения в социальную жизнь.

Вместе с тем не всегда все свободное время молодые супруги проводят вместе. Есть отдельные виды досуга в основном развлекательного характера, которые супруги предпочитают проводить по отдельности. Так молодые мужья часто в дневниках отмечают, что в свободное время ходят в гараж «Повозиться с машиной», «Почистить снег», «Попить пиво с друзьями», играют в футбол. Молодые жены отмечают, что ходят на шейпинг, после работы заезжают с подругами в кафе или бар.

Следует отметить, что бюджет времени молодой семьи без детей отражает низкую гражданскую активность молодых людей. Несмотря на наличие свободного времени ни один респондент не указал на участие в каких-либо общественно-полезных делах. Бюджетный круг замыкается на оплачиваемой работе или учебе, элементарных досуговых формах, главными из которых выступают отдых дома, общение с друзьями и родственниками, Интернет.

Рождение ребенка видоизменяет «кан-

ву» повседневной жизни супругов, образуя особую организацию жизненного пространства внутри семьи. Данная модель предполагает трудовую оплачиваемую занятость одного из супругов (как правило, мужа), домашние дела и занятость по уходу за ребенком. День мужа в данном типе семьи ! структурируется условно по следующему алгоритму: подъем, завтрак, дорога на работу, возвращение домой, ужин, домашние | дела, уход за ребенком и досуг, сон.

Распределение времени в течение дня у жены четко структурировано, что и показал анкетный опрос. День, как правило, складывается из подъема, завтрака, кормления ребенка, сбора мужа на работу, домашних дел и сна. Дневниковые записи позволили почувствовать, какие систематические перегрузки ложатся на плечи молодой мамы с рождением ребенка. Из дневника: «Ночь прошла как всегда, раза три встанешь, то накормишь, то просто так, укачать. Я уже начинаю привыкать, правда, мне не очень нравится ходить, не выспавшись»,

«Не знаю, как моя жена держится, за ночь сколько раз встает».

У молодых мам с малолетними детьми крайне мало свободного времени. Условно оно появляется лишь тогда, когда ребенок спит. Обычно в это время, как показали дневниковые записи, мамы читают книги, смотрят телевизор, слушают музыку. Но также занимаются и домашними делами.

Из дневника: «Укладываю ребенка, ребенок спит. Сама в это время читаю книгу...», «Уложила дочку спать, а сама

смотрю телевизор, параллельно глажу белье», «Второй сон ребенка. Я в это время помыла посуду и убралась в квартире»,

«Третий сон ребенка. Я постирала в это время детское белье».

Вместе с тем согласно дневниковым записям молодые отцы также живут в напряженном ритме, после работы занимаются домашними делами. Из дневника: «21:15 — 22:00 — глажу белье, общаюсь с женой, параллельно смотрю телевизор», «20:50 — 21:30 — ремонтирую дверь в ванной.

21:30—22:30 — смотрю телевизор, глажу белье».

Семейные дела и обязанности молодых родителей не оставляют сил и достаточного времени для активных форм досуга. Поэтому в структуру бюджета времени входят только доступные формы досуга молодых семей — просмотр телевизора, общение с родственниками и соседями, которые приходят к молодым домой, Интернет. Из дневника: «Папа занят теперь уже

компьютером, похоже, надолго», «14:10 14:20 — укладываю ребенка спать. 14:30 15:30 — Интернет».

В целом структура повседневной жизни молодой семьи, имеющей детей, выглядит следующим образом (таблица).

Таблица

Общая структура повседневной жизни молодой семьи

В иды деятельности Затраты времени (в среднем в часах) за один день

женщины мужчины

будний день выходной день будний день выходной день

Рабочее время 4,6 — 9,6 2,1

Домашний труд (неоплачиваемый) 6,7 9 10,4 1,2 4,8

•п *■" Уход за детьми, общение с детьми 11,5 11,0 3,2 6,5

Удовлетворение естественных физиологических потребностей (сон, еда) 10,8 11,7 11,0 11,2

Прочие затраты времени 0,7 1.5 ... і. 0,4 0,4

Общение с друзьями, родственниками 2,1 3,2 Л 3,0 3,6

Общение между супругами 4,15 7,5 3,9 7,0

Как видно из таблицы, общая трудовая нагрузка мужчин, включающая оплачиваемую работу, составляет 9,6 часа (при этом в показатель рабочего времени были включены необходимые затраты времени, связанные со временем на дорогу до работы и обратно). У женщин усредненный показатель равен 4,6 часа. Такая большая разница связана с тем, что в исследовании принимали участие как женщины, находящиеся в декретном‘отпуске по уходу за детьми, так и женщины, которые, несмотря на то что имеют маленьких детей, занимаются трудовой деятельностью, прибегая “к услугам либо нянь, либо яслей.

Результаты проведенного обследования показали, что структура повседневной жизни мужчин складывается из оплачиваемого и неоплачиваемого времени, связанного с домашним трудом, а также времени на удовлетворение физиологических потребностей и досуга. У женщин в силу того, что они имеют малолетних детей, структура повседневной жизни складывается в основном из неоплачиваемой работы. Согласно данным исследования рабочее время и время, связанное с оплачиваемой работой, у мужчин составляет около 45 % суточного фонда времени, в то время как у женщин этот же процент складывается из неоплачиваемой работы.

Заметим, что свободное время в выход-

ные и рабочие дни у мужчин распределяется по-разному. Разница между рабочими и выходными днями составляет 2,1 часа, а у женщин — 3,2 часа, но распределение свободного времени у женщин и мужчин различно. Значительный удельный вес в бюджете времени молодой семьи занимают затраты времени на домашний труд и бытовые дела (приготовление пищи, покупка продуктов и так далее), на них приходится в будни — 27,0 % (у женщин) и 5,4 % (у мужчин), в выходной день — 43,5 % (у женщин) -и 22,0 % (у мужчин).

Важное место в бюджете времени молодой семьи занимает время, связанное с воспитанием детей. В качестве признаков, описывающих время; затраченное на воспитание, выступили следующие виды деятельности: уход за ребенком (утренняя гимнастика, кормление, купание), посещение детских больниц, консультаций, занятия и прогулки с детьми. Структура времени, связанного с воспитанием детей в гендерном срезе, демонстрирует явную диспропорцию: 10,85 часа в будни у женщин к 3,0 часам у мужчин, 11,0 часов к 5,95 часу соответственно в выходной день. Если сравнить затраты времени мужчин в выходные дни, то на домашние дела мужчины отводят время на 4,1 часа больше обычного, а на воспитание детей — больше на 2,85 часа.

Бюджет времени молодой мамы отража-

ет некие «циклы», в которые попадают практически все женщины, имеющие маленького ребенка. Жизнь развивается не по спирали, а по кругу, плавно переходя от одной координатной точки до другой: прогулка с ребенком — игры с ребенком — купание ребенка — кормление ребенка.

Матрица жизни молодой семьи довольно четко структурирована по времени и сведена к домашне-ориентированным видам деятельности- Такая структура по своей сути является естественной и неизбежной. Опираясь на идеи Т. Парсонса, можно сказать, что она зависит от экспрессивных и инструментальных социальных- ролей [6]. Матери проводят гораздо больше времени с ребенком, чем отцы, хотя молодые отцы в свободное от оплачиваемой работы время разделяют работу по дому и уходу за ребенком. Дневники показали, что, сложились некие зоны мужской ответственности: купание ребенка, посещение поликлиник с ребенком, прогулки с ребенком.

Таким образом, если в молодых семьях без детей в целом складывается эгалитарный тип отношений, то после рождения ребенка матрица жизни изменяется. • Появление новой роли «родитель» и соответствующие этой роли обязанности формируют сценарий жизни, в котором превалируют патриархальные тенденции.

Заключение. Эмпирические данные показывают изменения в структуре гендерных отношений, мужчины все активнее включаются в процесс воспитания ребенка, формируются новые досуговые стратегии, связанные с информационными технологиями. На наш взгляд, с одной стороны, социально-экономические изменения и демографическая ситуация в стране, с другой — складывающаяся структура бюджета времени как относительно воспитания ребенка, так и проведения досуга свидетельствуют о необходимости разработки качественно новых социальных механизмов в отношении молодой* семьи. Государство должно стремиться адаптировать меры к изменяющимся условиям и потребностям молодой семьи, активнее включать потенциал социальной работы для создания благоприятных общественных условий для реализации интересов молодых семей. Социальная работа как промежуточное звено между макросредой общества и микросредой семьи является инструментом, способствующим поддержанию качественной жизни молодой семьи. Изучение и учет бюджета времени молодой семьи могут способствовать оптимизации социальной политики в отношении семьи, разработки методов. работы с семьёй, учитывающих ее потребности, интересы и временные возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артемов В. А. К истории возникновения исследований бюджетов времени / В. А. Артемов .// Социол. исследования. — 2003. — ■ JM? 5. С. 141 —147.

2. Веселкова Н. В. Существует ли социология времени? / Н. В. Веселкова // Русский Гу-

манитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.i-u.ru. — Загл. с экрана. 4 •

3. Клупт М. Демография регионов Земли / М. Клупт. — СПб. : Питер, 2008: — 347 с.

4. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 08 мая 2007 г. X? АФ-163/06 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gIinskie.ru>common/mpublic. php. — Загл. с экрана.

5. Крылова И. А. Демографический кризис в современной России и его возможные негативные социальные последствия / И. А. Клупт // Философия и о-во. — 2008. — № 3, —

С. 138-159.

6. Парсонс Т. Американская семья : се отношения с личностью и социальной структурой /

Т, Парсонс ; пер, И. Тартаковской [Электронный ресурс], — Режим доступа: http://www.hse.

ru/data/2010/03/14/1232049984/Parsons.doct. — Загл. с экрана.

7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы „Жилище" на 2002 — 2010 годы» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Седова Н. Н. Досуговая активность граждан / Н. Н. Седова // Социол. исследования. — 2009. — 12. — С. 56 — 69.

9. Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. X? 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.levonevsky. org>bazaru09/ukaz...text 11981.htm. — Загл. с экрана.

10. Robinson J. P. How Americans Use Time : A Social-Psychological Analysis of Everyday Behavior / J. P. Robinson. — N. Y. : Praeger Publishers, 1977. — 308 p.

11. Szalai A. The Use of Time : Daily Activities of Urban and Suburban Populations in Twelve Countries / A. Szalai. — The Hague, Netherlands : Mouton, 1972. — P. 415 — 427.

12. Time, Goods and Well-Being // F. Th. Juster and F. P. Stafford [eds.]. - Ann Arbor, MI,

University of Michigan Press, 1985. — P. 33 — 62.

Поступила 28.11.11.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ,

В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ НАСИЛИЕ

Е. М. Черняк

В статье на основании нормативных и социологических источников показано семейное насилие как глобальная проблема. Отражены типология и причины семейного насилия. Уделено внимание профилактике семейного насилия в социальной работе.

В последние десятилетия российской истории семейное насилие выделилось в самостоятельную социальную проблему, требующую оказания экстренной и долговременной помощи жертвам насилия. Насилию в России ежегодно в различных формах подвергаются до двух миллионов несовершеннолетних:

— более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестоких родителей, воспитателей, сверстников;

— около 17 тысяч детей в возрасте до 18 лет ежегодно становятся жертвами преступлений, 2 тысячи — жертвами убийств;

— каждый четвертый ребенок подвергается насилию в семье;

— 60 % родителей считают применение физических наказаний при воспитании ребенка нормой;

— 74 % преступлений подростков против личности совершены детьми, которые были воспитаны в семьях, где совершается насилие;

— сексуальные посягательства в отношении детей до 15 лет составляют 90 % от общего количества преступлений этой категории;

— ежегодно 14 тысяч женщин становятся жертвами убийц [4, с. 160].

Семейное насилие существовало на протяжении всей истории человечества. Американский историк Л. де Моз в своей работе «Психоистория» писал, что история дет-

ства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться [2]. Чем глубже в историю, тем больше у ребенка была вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным или сексуально оскорбленным. Ллойд де Моз выделил несколько исторических форм отношения к детям в семье, самая ранняя — инфанти-цидная. Это древнейшая форма, просуществовавшая до 374 г., когда убийство детей стало рассматриваться как преступление (Римское право). С первобытных времен детоубийство не считалось нарушением принятых норм. Главным методом воспитания была жестокость. В античности за непослушание детей швыряли в реку, помойную яму, морили голодом. Родители могли приносить детей в жертву.

В средневековый период с IV по XVIII в. ребенок остается объектом семейной агрессии. Имела место* торговля детьми. Ребенок не являлся полноправным членом семьи, ему отказывали в самостоятельности, индивидуальности. Чтобы держать детей под контролем, сделать их послушными, прибегали к методу запугивания. Перед детьми держали изображения демонов, ведьм, которые, якобы, могли их украсть, съесть, разорвать на куски [3, с. 37].

В течение XIX — первой половины XX в. шел процесс эмансипации женщин и детей от внутрисемейного патриархального рабства. Ребенок становится объектом воспитания, а отношение к нему — социальной

© Е. М. Черняк, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.