Научная статья на тему 'Бытие как наиболее общая категория философии'

Бытие как наиболее общая категория философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1488
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бытие как наиболее общая категория философии»

БЫТИЕ КАК НАИБОЛЕЕ ОБЩАЯ КАТЕГОРИЯ

ФИЛОСОФИИ

Николай Николаевич Кожевников,

профессор, доктор философских наук.

Философия как особая форма общественного сознания и познания мира стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и определить место человека в нем. Для обоснования своих положений философия использует особые понятия и связанные с ними логические и познавательные критерии. Главной особенностью философии, принципиально отличающей её от других наук, является неоднозначность основных терминов и критериев. В различные эпохи и различными философами одно и тоже понятие понималось совершенно по-разному.

Разобраться во всем многообразии философских понятий и критериев невозможно без изучения истории мировой философии и освоения специальных курсов по важнейшим её направлениям (онтологии, эпистемологии, аксиологии и т. п.). Однако подготовить основу для дальнейших наших рассуждений мы все-таки можем. Для этого разделим всю историю мировой философии на четыре основных периода. Первый включает в себя философию древнего мира, античности и средневековья. Второй - период классической философии, начавшийся в новое время (XVII век) и продолжавшийся почти два века. Классическая философия основывается на концепции познающего разума, который рассматривается как обособленный разум, выделенный из бытия и как бы со стороны созерцающий и познающий его. В третьем периоде неклассической философии (конец XIX и большая часть XX веков) разум рассматривается как находящийся внутри мира, будучи укорененным в человеческом бытии. В этот период отвергается сама возможность создания окончательной и абсолютно истинной системы философского знания. Последний период - постнекпассической философии - начался в конце прошлого столетия. Основными его направлениями считаются постмодернизм (80-е годы) и глобализм (90-е годы), развитие которых продолжается и в настоящее время.

Рассмотрение фундаментального философского понятия -«бытия» - необходимо начать с выяснения отношения к нему в перечисленных выше периодах. В настоящем выпуске словаря мы ограничимся тремя первыми из этих периодов. В XX столетии само понятие универсальности в значительной степени утратило свой смысл, а подходы к выявлению философских категорий стали очень сильно отличаться и определяться в соответствии с направлениями. Среди этих подходов в следующих выпусках будут особо выделены основные категории, терминология постмодернизма и глобализма ввиду их важности в формировании мировоззрения современного человека.

Этот выпуск посвящен бытию, но частично затрагивает также такие производные от него онтологические универсальные категории, как сущее, сущность, существование, субстанция. Сформулируем два предварительных основополагающих утверждения: 1) будем исходить из дихотомического11 разделения (или не-разделения) всего в мире на бытие и не-бытие; 2) во всех рассуждениях будем стремиться к минимальному экстенсиональному21 зазору между бытием и сущим, то естьктому, чтобы сущее было экстенсионально максимально полным, а не-сущее экстенсионально максимально пустым [1].

Принципы бытия и эволюция его

как понятия

Рассмотрим четыре фундаментальных онтологических принципа, которые достаточно полно характеризуют проблему бытия и связанные с ним понятия.

Принцип Парменида. Бытие есть, а ничто (не-бытие) не-есть. Другими словами бытие можно себе представить, а не-бытие нет.

Принцип Демокрита. Не-бытие есть и бытие есть. То есть не-бытие бытийствует также, как и все прочее.

Принцип нирваны. Бытия нет и не-бытия нет. Отсюда в частности следует, что в мире нет ничего существенного, а высшей мудростью является «ничего-не-делание».

Принцип Гераклита. Бытия нет, а не-бытие есть. Другими словами, имеются фундаментальные процессы, превращающие не-бытие в бытие.

Имеются многочисленные интерпретации этих принципов. В античности следует особо выделить интерпретации элеатов, Демокрита, Платона, Аристотеля. Из принципа Парменида элеаты выводили важные следствия: 1) бытие едино-неделимо; 2) бытие познаваемо, а не-бытие непостижимо. Принцип Демокрита предполагает, что бытие мыслится как множественное - неделимые атомы, а небытие - как пустота. У Платона бытие также множественно, но эти «многие» - не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон признает существование и не-бытия, а бытие рассматривает в трех аспектах: бытие и не-бытие, бытие и знание, бытие и Единое. В своих поздних трудах (диалогах) Платон отходит от единства бытия, поскольку если принять бытие за единое и неизменное, то познание окажется невозможным, ибо оно предполагает отношение между познающим и познаваемым.

Аристотель рассматривает множество аспектов бытия. Именно к нему восходят такие

средневековые понятия, как esse (бытие), ens (бытие как таковое, определяемое посредством аксиом, истинность которых устанавливается метафизикой), essentia (сущее), substantia (основание), subsistentia, ens per se (бытие само по себе) и т.д. Бытие по Аристотелю не является категорией, ибо на него указывают все категории. То, что лишено единства (неделимости, формы, предела), лишено и бытия. «Ничто беспредельное не может иметь бытия». Платон указывает, что бытие - не верховное начало, оно происходит от того, что сверхбы-тийно. Бытие есть только след Единого и слово «бытие» (по гречески) происходит от слова Единое. Бытие есть первая эманация - первенец Единого.

В средние века существовала иерархия ступеней сущего. Например, сущее как таковое понималось как высшее из всех первых сущностей, оно есть чистый акт, перводвигатель, свободный от материи, характеризуемый как бытие само по себе. В эту эпоху бытие обосновывалось логически на основании логико-онтологического постулата Аристотеля: «Бытие - это то, что тождественно себе; противоречащее себе не может существовать». Большое значение в средние века придавалось «субстанции», под которой с тех пор понимается естественное, «физическое» основание бытия, его сверхприродное «метафизическое» начало.

В Новое время возник ряд мощных философских направлений, прежде всего рационализм и эмпиризм, отодвинувших проблему бытия на второй план. Приоритет стал отдаваться мышлению, что породило значительное число конкретных философских систем и концепций. Здесь следует отметить позицию Гегеля, который писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие».

Во второй половине XIX - первой половине XX веков борьба с концепциями бытия продолжилась и даже усилилась. Большинство философов вместо этой категории вводят такие понятия, как «материя», «жизнь», «дух», «энергия и т. п. Позитивисты пытались поставить на место онтологии (и метафизики) конкретные науки, неокантианцы заменяли их либо теорией науки, либо теорией ценностей. Э. Гуссерль, например, считал изначальной категорией чистое сознание, в котором коренятся все другие элементы бытия. При этом основные возражения против понятия «бытие» сводились к следующему: 1)эта категория неконкретна и не характеризует признаков свойств вещей; 2) эта категория может быть исчерпывающе заменена такими понятиями, как «существование», «сущее», «субстанция» и т.п.

Однако в той же первой половине XX столе-

1) Дихотомия -буквально: разделение пополам.

21 Экстенсиональность - заменяемость равных (синонимичных) выражений применительно к контекстам и языкам.

тия философия поворачивается к бытию, дав начало процессу, который в настоящее время получил значительное развитие. Так, М. Шеллер рассматривал бытие как личность, отнесенную в своем бытии к верховной личности - Богу. Н. Гартман объявил бытие центральным понятием философии, а онтологию - главной философской наукой, исключающей эволюционизм. Категории Гартман рассматривает как принципы бытия, а не как формы мышления. М. Хайдеггер предлагает увидеть бытие через призму времени, через рассмотрение бытия человека. Хайдеггер критикует традиционную онтологию за то, что, начиная с Платона и Аристотеля, она отождествляла бытие с сущим: «Бытие - это не Бог и не основа мира. Бытие дальше, чем все сущее и все же ближе человеку, чем любое сущее, будь то камень, животное, произведение искусства, машина, будь то ангел или Бог. Бытие есть наиближайшее. Однако близкое остается человеку самым далеким».

Значение проблемы бытия для современного мира

Почему в каждую переломную эпоху проблема бытия приобретает важное значение, и что оно может дать современному миру? Рассмотрим сначала доводы, направленные на отрицание проблемы бытия или на его трансформацию.

1. Многие философы на протяжении трех последних веков утверждали, что «бытие» - понятие неконкретное, а поэтому для современной науки вредное. Представители точных наук утверждают, что время таких понятий, как «бытие», «сущее», «субстанция», «существование», «качество», «мера», «природа», «материя», ушло. В начале двадцатого века и на значительном его протяжении часто звучало, что философия больше не нужна и что наука в ближайшем будущем сможет объяснить все наиболее сложные вопросы, связанные с человеком и обществом. Однако конец XX столетия принес совершенно иные концепции и тенденции, возродив интерес к религиям, иррациональному, мистическому. Возникают многочисленные секты, и наблюдается повышенный спрос на эзотерическую литературу, что объясняется значительной частью иррациональных взаимодействий среди тех основных, посредством которых человек взаимодействует с окружающей средой. Концеп-

ции человека очень противоречивы, неправильно истолковывают его сущее, «корни», находящиеся как в пределах, так и за пределами его существования.

2. Считается, что «бытие» вполне может быть заменено такими категориями, как «существование», «сущее» и т.п.

3. В последнее время наиболее модная тенденция - замена бытия не-бытием, как более глубоким уровнем устройства Вселенной.

Развитие представлений о бытии могло бы дать наиболее универсальный подход к человеку, обеспечивающий доступ ко всем его «корням». Что касается двух следующих возражений, то они неправильны и очень опасны, поскольку направлены на разрушение представлений о единстве мира, уменьшение значимости человеческой жизни, на исчезновение самого смысла существования человека. Бытие имеет гораздо более глубокое содержание, чем просто существование или сущее, и исследования Шелера, Гартмана, Хайдеггера как раз это показывают.

Бытие в современной философии следует понимать как систему категорий, категориальную сетку, необходимую для дальнейшего развития человечества. Следует всячески поддерживать тенденцию возвращения бытию центрального места в философии, для того, чтобы освободиться от тирании мысли, характерной для новоевропейской философской традиции и составляющей духовную основу индустриально-технической цивилизации. Философия должна быть защитницей жизни, а в более полном понимании - бытия. Это позволит обосновать единство мира на всех этапах дальнейшего взаимодействия с ним человека, а также единство человеческого «Я». Последнее является особенно острой проблемой для современного человека. Разорванность «Я», его исчезновение в коммуникативных взаимодействиях делает жизнь многих людей, и прежде всего молодежи, бездуховной, бессмысленной, направленной на полное разрушение всего. Сделав бытие основой дальнейших исследований, превратив его в наиболее полную и насыщенную категорию, философия может обеспечить человечеству дальнейшее устойчивое развитие, дать прочную основу для самых различных форм взаимодействия человека с окружающим его миром.

Список литературы

1. Филатов Т. В. Введение в технологию философство-

вания.-Самара, 1996. - 244 с.

2. Новая философская энциклопедия. - В4 т. - Т. 1. -М.:

Мысль, 2000.-721 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.