ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
БЫТИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ
Умарова Р.Ш.
Умарова Рузигул Шералиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных
дорог,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается исследовательский путь ученого Абу Райхана Беруни, описываются результаты научных изысканий и их значимость в современном мире. Рассматриваются условия жизни, наложившие отпечаток на его философские воззрения.
Ключевые слова: Абу Райхан Беруни, мыслители Востока, философские взгляды, история науки.
Философские взгляды Абу Райхана Беруни формировались в Хорезме. Урожденный в 973 году в древней столице Хорезма Кят и тут же осиротевший, он, тем не менее, получил блестящее образование. Был воспитанником одного из величайших математиков Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака, доказавшего теорему синусов для треугольников. Можно предположить, что логический склад ума наставника, опирающегося на научные законы и закономерности в поисках доказательства математических теорий, оказал влияние на философские воззрения Беруни. К 22 годам, изучив в первоисточниках произведения Восточных мыслителей философов, Беруни выбрал для себя научные методы познания бытия. Его умозаключения основываются на проверенных фактах и результатах экспериментов.
Беруни изучил и систематизировал все имеющиеся у разных народов учения об астрономии, подверг их критическому анализу, разобрал системы летоисчисления, принятые в разное время, провел ретроспективный анализ возникновения праздников, подверг сомнению многие религиозные верования, характерные для того времени. В астрономии, сопоставив изменения в окраске Луны, описал лунные затмения, а изучая корону солнца, сделал революционное в те времена предположение об огненной структуре звезд и Солнца, отделив их в своей классификации от планет. Он смог рассчитать радиус Земного шара, а также установил, под каким углом к экватору наклонена эклиптика.
С 1010 года, продолжая исследования и общаясь с учеными того времени в «Академии Мамуна», Беруни погружается в исследование строения Вселенной. В этой связи у него возникает спор с другим ученым - Абу Али ибн Сино. Беруни считал бездоказательной теорию о существовании небесного мира, также высказывал несогласие с некоторыми элементами философии Аристотеля. Однако свободные исследования прервались, когда в 1017 году он стал пленником султана Махмуда Газневидского, фанатично держащегося религиозных догматов.
Тем не менее, Абу Райхана Беруни оставался верным науке. Не принимая дорогих подарков, он оставался верным научному подходу в изучении явлений бытия и не желал менять непреходящее научное знание на кратковременный блеск мишуры. Природа, согласно воззрениям Беруни, являет собой самостоятельное бытие, все процессы которого подчинены естественному изменению и развитию материи. Материю он ставил в основу всего - «Материя есть творец» [1]. Таким образом, он полностью противопоставлял свои воззрения принятым в то время представлениям о божественном сотворении мира. Ученый ратовал за разделение науки и религии, был противником вмешательства религиозных догматов в научные исследования. Считал,
32
что религиозные воззрения являются следствием неспособности незрелого ума найти рациональное научное объяснение тому или иному явлению.
В исследованиях Беруни стремился к обмену научными знаниями не только с учеными Хорезма, но и других стран. В частности, его стремление к изучению опыта индийских мыслителей и санскритской литературы привело к созданию книги об Индии. Следует отметить, что для более точного понимания смысла высказываний в первоисточниках, ученый освоил санскрит. Завоевательные походы Махмуда Газневидского, в частности и на территории Индии, позволяли Беруни много путешествовать по стране, разговаривать с индийскими учеными и брахманами. Он переводил много трудов индийских мыслителей на арабский язык, знакомя с культурой и наукой Индии Восточных ученых, делал переводы с арабского на санскрит трудов ученых Востока и древней Греции. Стремился к взаимообогащению столь разных культур в области математики, философии, литературы, астрономии, этики и верований.
Самая большая работа Беруни в медицине это - «Фармакогнозия» («Сайдана»), которая даже сейчас много значит для науки. В трактате детально описаны свойства и строение и 880 растений. Рядом с каждым описанием имеется рисунок растения и несколько наименований на разных языках - всего более 4500 названий. Этим трудом по настоящее время пользуются ученые при расшифровке древних медицинских трактатов.
Количество монументальных трудов Абу Райхана Беруни по истории, математике, геодезии, минералогии, географии, астрономии, фармакологии, филологии составляет более 45. Потеряв зрение в старости, до последних дней стремился к познанию и поддержанию бодрости духа.
Список литературы
1. Маджидов Д. О некоторых аспектах учения Беруни о первопричине // Вестник
Педагогического университета, 2013. № 4-2 (53). С. 11-18.