Научная статья на тему 'Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира отчет о Международной научной конференции, прошедшей в г. Челябинске 26-27 ноября 2014 г. )'

Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира отчет о Международной научной конференции, прошедшей в г. Челябинске 26-27 ноября 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира отчет о Международной научной конференции, прошедшей в г. Челябинске 26-27 ноября 2014 г. )»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 168-171.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ВО МНОГООБРАЗИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

(Отчет о Международной научной конференции, прошедшей в г. Челябинске 26-27 ноября 2014 г.)

В рамках работы секции «Бытие человека: диалектика предметности и энергийно-сти» Российского философского общества 26-27 ноября 2014 г. силами преподавателей и студентов Челябинского государственного университета, преподавателей и курсантов ВУНЦ ВВС «Военно-Воздушная Академия» (филиал г. Челябинск) прошла Международная научная конференция «Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира». В работе приняли участие представители России, Греции, Швейцарии, Португалии, Индии, Анголы, Судана, Вьетнама, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана.

С приветственным словом на открытии пленарного заседания Международной научной конференции выступил председатель оргкомитета, председатель секции «Бытие человека: диалектика предметности и энер-гийности» Российского философского общества, доктор философских наук А. Б. Невелев.

1. Традиционно с докладом «Демаркация предметности и энергийности бытия», заявляющим проблематику научной дискуссии, выступил заведующий кафедрой философии Челябинского государственного университета, доктор философских наук А. Б. Невелев.

В деятельном бытии человека всегда имеет место некоторый результат, в котором соединены продукт и не-продукт. Причем не-продукт может доминировать в структуре результата до такой степени, что обнаруживается полная несостоятельность цели. От ее определенности остается порой только ее отрицание. Поскольку цель - это исходная предметная мета (разметка), постольку от предметной определенности деятельности по существу ничего не остается. Фиаско в создании продукта означает фиаско подобранных средств и, наконец, самой поставленной цели, самого субъекта в качестве субъекта. Предметность деятельности исчезает. Непродукт при «обратной открутке» указывает на не-предмет, на не-средство, на не-цель, на не-субъект. Человек, личность «зависает» в своей деятельной способности (энергий-ности). Предметность деятельности отсутствует, а значит, нет самой деятельности как

целенаправленной активности. Есть только деятельная способность (энергийность) человека, который, как «корабль, стоящий под парами», готов «отплыть» в любом предметном направлении после постановки цели. Это состояние деятельной способности, но еще не деятельности. Здесь в своем наиболее чистом (демаркированном) виде реально проявляется энергийная составляющая деятельности, деятельная способность как таковая, предметно неопределенная. Энергия - это непредметная деятельность. В этом пункте следует обратить внимание на положительную трактовку отрицающей частицы «не». Именно как составная часть языка, как слово, она положительна, обладает бытием. Любое отрицание сопряжено с утверждением. Предельное отрицание всего сопряжено с предельным утверждением средства этого отрицания - бытия отрицающей частицы «не», «безотносительного не» (Гегель).

Усилия человека как субъекта, направленные вовне, от цели через средство и предмет к продукту, встречают в рамках результата противоположное усилие от не-продукта через не-средство, не-предмет, не-цель к несубъекту. Естественно, что энергийность деятельности может предстать перед человеком как неопределенная сила, мощь. Парадоксально выражаясь, демаркирующей границей энергийности по отношению к предметности является ее непредметность. Предметность тут «сошла на нет», но при этом предметность не исчезла насовсем, не превратилась в абсолютное ничто, она истончилась до своей предельно неопределенной меты - до бытия безотносительного отрицающего слова. В дальнейшей работе пленарного заседания Международной научной конференции «Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира» с докладами и сообщениями очно и в интерактивном режиме выступили:

2. Панос Элиопаулос/PANOS ELIOPOULOS (Пеллопонесс, Греция)

THE RELATION BETWEEN NATURE AND MAN IN THE IMPERIAL STOICISM AND IN ZEN BUDDHISM

Доклад посвящен пониманию Природы в дзен-буддизме и в позднем стоицизме. Производится сравнительный анализ основных параметров отношения 'человек - Космос' в данных школах. Принципиальным моментом является понимание духовности как результата эмпирической или логической возможности интеграции человека в природу. Так как есть огромная разница в интерпретации между двумя школами мысли, данная статья не предоставляет исчерпывающего анализа. Несмотря на то, что необходимость является универсальным и неизбежным законом, человек (в обеих теориях) остается осознающим и спокойным благодаря скорее моральному, чем метафизическому пониманию, которое благоприятно влияет на его отношения с природой.

3. Сандип Гупта / Sandeep Gupta (Индия)

«UNITY IN DIVERSITY» AND THE INDIAN

THOUGHT

«Единство в разнообразии» или «Единство в многообразии» следует понимать как «единство без единообразия и разнообразие без фрагментации». Это природный сложный механизм единства, основанный на внешней и внутренней связи между (1) различными компонентами природы, (2) человеком и природой, и (3) человеком и человеком. Это ключ к выживанию человека, эволюции и роста человечества, которые, к сожалению, игнорировались современной наукой последние 200 лет. Это привело к многочисленным проблемам в мире, решение которых лежит в развитии способности видеть, мыслить и действовать целостно. Статья посвящена подходу индийцев к данному вопросу. Самоанализ позволяет продемонстрировать, как меняются ценности и ориентации и как сложно вернуть утраченное значение «единства в многообразии» в сознании и поступках.

4. Рене Уадлоу/Rene Wadlow (Женева, Швейцария)

CREATIVITY AND INSIGHTS: THE INTERNATIONAL DECADE FOR THE RAPPROCHEMENT OF CULTURES 2013-2022

Каждое общество и народ имеет свою собственную внутреннюю космологию - это осознание своего бытия в мире. Эта внутренняя космология помогает людям визуализировать и интерпретировать мир, делать жизнь совершеннее и прекраснее. Без сильной внутренней космологической идеи есть опасность погружения в скептицизм, цинизм, фатализм и отчаяние. Развитие межкультур-

ных отношений и является целью Международного десятилетия сближения культур 2013-2022 гг.

5. Гладышев В.И. (Челябинск, Российская Федерация)

ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ. ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ

Было проанализировано содержание и диалектическая взаимосвязь общения, «вплетенного» в познавательную деятельность (гносеологическая функция общения), и общения, выступающего непосредственно как особый способ постижения бытия. Второй аспект общения как особого способа постижения бытия изучен с меньшей полнотой, чем первый, хотя его изучением занимались выдающиеся философы ХХ в. Двойственное онтологическое, гносеологическое и ценностное отношение человека к миру, выражаемое основными словами Я - Ты и Я - Оно, не может быть сведено к одному из них. Познание всегда будет первичным жизненным отношением, определяющим отношение использования. Ставится задача гармонизации мира опыта и мира отношений.

6. Кондратьева О.И. (Челябинск, Российская Федерация)

ФИЛОСОФИЯ СУБЬЕКТА: ТЕМА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Основой осмысления тем личности, индивидуальности, самоутверждения является философия субъекта. Самоутверждение - это форма жизнедеятельности человека, диалектика его изменения и сохранения; это совокупность процессов, обеспечивающих тождественность, устойчивость, упорядоченность бытия человека. Понятие самоутверждения отражает парадоксальность личности: самоутверждение - это воздействие на самого себя, самоотрицание и снятие этого отрицания, саморазрушение как основание самосозидания. Для самоутверждения характерен такой тип самореализации, при котором свойства индивида, определенные и объективированные, приобретают функцию, направленную на сохранение и развитие индивида как субъекта деятельности.

7. Жилина В. А. (Магнитогорск, Российская Федерация)

РЕАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СМЫСЛА

Одной из самых разрушительных форм современных процессов отчуждения выступает

170

А. Я. Камалетдинова

конкретизация отчужденного человека от самого себя в симулякрах смысла. Вследствие разумности человека осмысленность сиюминутных деяний и равно осмысленность процессов существования, которое перманентно разворачивается во времени, выступают родовым отличительным свойством. Родовое свойство в своей сути является неотъемлемым и изменяет только способы явленности. Другими словами, смысл (явно сознаваемый или сокрытый) невозможно элиминировать из развертывания человека. Даже если существование одномерно, не бытийственно, то за доминантой цели все равно будет стоять смысл. Если смысл становится иллюзорным, а иллюзия начинает претендовать на самостоятельность и трансформируется в симу-лякр, то эти процессы способны разрушить целостность самого человека. Последнее чревато нарушением целостности общества, и тогда человеческое общежитие становится на грань превращения в управляемую (или неуправляемую, что зависит от реальной системы власти) толпу. Симулякр полностью закрывает собой реальность. Доктриналь-ные идеологические системы также претерпевают негативные изменения. Так называемые «официальные идеологии» имеют одну благородную цель: через культивированный в них идеал закрыть все имеющиеся и потенциальные бреши социального бытия. Такие идеологии независимо от собственного содержания позиционируют смысл в качестве некоей эманации из какого-либо перво-единого начала. Следовательно, отчуждение смысла возникает там, где форма начинает вытеснять содержание; происходит трансформация смысла первоначально в знак, а затем и в симулякр.

8. Мацына А. И. (Челябинск, Российская Федерация)

МЕТАФИЗИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ. ГИПО-ТЕТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ

Рассмотрено философское осмысление древней погребальной обрядности как не-вербализованной формы выражения смысла. Проанализированы различные формы метафизики смерти и их мировоззренческие трансформации как проявления плюрализма философской рефлексии. Обосновывается тезис о востребованности онтологически сбалансированного межпарадигмального подхода к дальнейшей пролиферации гипотез.

9. Дебамитра Дей/ Debamitra Dey (Индия)

MIMAMSA THEORY OF ILLUSION FOUND

IN OTHER SYSTEM'S TEXTS

Одной из самых важных философских проблем в индийской философии является теория иллюзии. Есть различные мнения относительно природы иллюзии и способов ее устранения. Но основная идея та же: иллюзия вызывает страдания, и она должна быть устранена. По этой причине теория иллюзии заняла важное место почти во всех крупных системах индийской философии, в том числе и в школе миманса. Раскроем сущность теории Прабхакара, отражающую представление миманса об иллюзии.

10. Денискин С. А. (Челябинск, Российская Федерация)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА

Формулируются онтологические принципы (природности, историчности и социальности) представления человека как объекта теоретического познания. Обосновывается модель жизненного цикла человека от рождения до смерти в координатах 'социальные статусы - тип сознания'. Такой подход, на наш взгляд, может быть реализован в теоретической модели жизненного цикла человека, отображающей единство тела, души и духа (в аристотелевской трактовке) на протяжении всей его жизни.

11. Казанцева В. А. (Челябинск, Российская Федерация)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И МЕСТО ЯЗЫКА В НЕЙ

Политика в современном мире приобретает дискурсивные основания. Выбор слова становится политическим актом, а политический дискурс - значимым фактором реальных политических процессов. Политическая коммуникация является социальным взаимодействием через сообщение, которое касается управления и осуществления власти в обществе, это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия.

12. Панасенко Ю. А. (Челябинск, Российская Федерация)

ТРАНСФOРМАЦИЯ ЭТНOКУЛЬТУРЫ В ШВРЕМЕНШМ МИРЕ

Предпринят анализ проблемы формирования и развития этнокультурных ценностей в глобальном мире. Этническая культу-

ра представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования. Рассматриваются варианты развития цивилизаций, основанные на анализе глобальных трансформаций. Вполне очевидно, что процесс усложнения социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь и взаимопроникновение различных культурных традиций являются естественным и неизбежным этапом развития цивилизации.

13. Анна Ноласко/Апа ^lasTO (Лиссабон, Португалия)

ART ACROSS CULTURE: DIASPORA AND MOBILITY IN THE WORK OF MONIKA MIRANDA

Искусство как слияние субъективного и объективного позволяет вести творческий диалог между различными культурами. Муль-тикультурное искусство, примером которого могут служить произведения М. Миранда, является ключом к осознанию собственной идентичности и взаимопониманию. В статье также предложена новая авторская трактовка понятия 'диаспора'.

14. Шевцов И. О. (Челябинск, Российская Федерация)

СЧАСТЬЕ КАК УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНЬЮ

Достижение счастья - значимая проблема для человека, ставящая перед ним два вопроса, как конкретно определить, что такое счастье и как его достичь? Приведен сравнительный анализ понимания «счастья» философами Татаркевичем, Э. Фроммом, В. Фран-клом, С. Л. Франком и др.

15. Смирнов Д. М. (Челябинск, Российская Федерация)

ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Основные истины, смыслы человеческого бытия могут быть обретены лишь на путях метафизических поисков, на путях веры. Христианство утверждает, что смысл не может быть сконструирован для каждой отдельной эпохи; он может быть только обретён: смысл уже есть во Вселенной. Доказательством этого смысла является само разумное устроение Вселенной, которая не могла никоим образом возникнуть случайно, а только по замыслу Творца.

16. Камалетдинова А. Я. (Челябинск, Российская Федерация)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Философским основанием становления гражданина может выступить теория пред-метно-энергийной диалектики человеческого бытия (А. Б. Невелев). При восхождении по уровням предметности меняется гражданская идентичность от идентичности с телом (именем) до идентичности с понятием (социальной группой) в устремленности к идеалу.

17. Выступления участников круглого стола «СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ» (Анголы, Судана, Вьетнама, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана, Российской Федерации) более подробно представлены в сборнике материалов конференции.

А. Я. Камалетдинова, доцент кафедры философии Челябинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.