УДК 78 : 34
ББК 85.31
С 38
Синеокий О.В.
Кандидат юридических наук, профессор кафедры журналистики Запорожского национального университета, соискатель докторской степени по искусствоведению кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. C.B. Рахманинова, e-mail: [email protected]
Бутлеги и неофициальные релизы в системе нелегальной звукозаписи рок-музыки
(Рецензирована)
Аннотация:
Академическое музыковедение всё более расширяет свои границы, вовлекая в круг научных интересов новые, малоисследованные, но потенциально богатые и диктуемые современным социумом сферы, одной из которых является звукозапись рок-музыки. Рассматривается один из важных музыкально-правовых вопросов звукозаписи рок-музыки - бутлеггерство как контркультурное социальное явление. В музыкальном мире сложился многоуровневый массив информации по бутлегам, который нуждается в научном анализе и классификации, что представляет основную цель публикации. При анализе происхождения и различных значений понятия «бутлег» применялся историко-генетический и терминологический методы. Использование музыковедческого метода позволило выяснить субжанровые границы неофициальных релизов в системе нелегальной звукозаписи. Благодаря классификационному методу предложена типология бутлегов. Кроме того, выявлены характерные признаки бутлегов, Определены сходства и выявлены различия с другими типами неофициальной фонографической продукции, раскрыт смысл терминов «официальный бутлег» и «неофициальный бутлег», дана правовая оценка бутлег-релизам с записями рок-музыки. Основным является вывод в том, что «бутлегерство» является одним из специфических видов «музыкального пиратства», имеющий свои коммуникационные особенности. Актуальность публикации определяется тем, что в структуре музыкальной звукозаписи содержится особый бутлегерский сектор, представляющий системную проблему, оптимальное решение которой до сих пор не найдено. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Ключевые слова:
Рок-музыка, звукозапись, бутлег, фонографическая продукция, альбом, контрафакт.
Sineoky O.V.
PhD in Law, Professor of Journalism Department, Zaporozhsky National University (ZNU), competitor of Doctor of Art Criticism degree at Music History Department in S. V. Rachmaninov Rostov State Conservatory, e-mail: [email protected]
Bootlegs and unofficial releases in the illegal rock music recording
Abstract:
Academic musicology increasingly expands its borders, involving new and little explored, but potentially rich areas, dictated by modern society, into research interests, one of which is the rock music recording. This paper explores one of the most important musical legal issues of rock music recording - bootlegging - as a countercultural social phenomenon. In the world of music there is an array of multi-level information on a bootleg, which requires a scientific analysis and classification. This is the main purpose of this publication. Historical-genetic and terminological methods are used to analyze the origin and various meanings of concept «bootleg». The musicological method is used to find out the subgenre boundaries of the unofficial releases in the illegal recording. The classification method is used to propose typology of bootlegs. In addition, the characteristic features of bootlegs are identified. Similarities and differences with other types of informal phonographic products are defined. The meaning of terms "official bootleg" and "unofficial bootleg" is disclosed. Legal assessment of bootleg releases with rock music recordings is provided. The main conclusion is that the "bootlegging" is one of the specific types of "music piracy", which has its own communication features. The relevance of the publication is that the structure of the music recording contains a special bootlegging sector, which is a system problem, the best solution of which has not been found yet. The novelty of the research is related to establishment of a communication system elements of rock, since the origins of the universality of this musical direction is rooted in the music industry and in the phenomena of a wide public plan.
Keywords:
Rock music, sound recording, bootleg, phonographic products, album, counterfact.
Рок-музыка и ее записи нуждаются в правовой защите. Нормирование общественных отношений при изменении социальных условий всегда требует установления определенной степени возможного поведения людей. Символическая природа специальных коммуникаций в сфере рок-музыки и особенностей музыкального бизнеса свидетельствуют о наличии культурно-правовых закономерностей. Контрафактная фонографическая продукция, вопреки существующим юридическим запретам, всегда была и продолжает представлять специальный предмет музыкальных коммуникаций. Под термином «контрафакция» понимается созданный противоправным способом новый продукт, по большинству визуальных признаков похожий на оригинал носителя. Контрафакция является одним из видов недобросовестной конкуренции путем введения потребителя в заблуждение, а юриди-
ческая природа этого явления представляет нарушение интеллектуальных прав.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений и музыкальных фонограмм, выступало предметом исследований М.Е. Али-стратовой, О.Ю. Волкова, Е.А. Звегинце-вой, О.В. Кондаковой, А.О. Радоминовой, О.С. Тучковой и некоторых других российских авторов. Кроме этого, музыкальное произведение изучалось как объект авторского права, фонограммы рассматривались как объект права интеллектуальной собственности, а также были исследованы проблемы реализации авторских прав на музыкальное произведение в договорной сфере. Однако особенности правового статуса бутлегов как специфической фонографической продукции, но вместе с тем встречающейся в области звукозаписи рок-музыки в большом коли-
честве видов и других проявлений, остались не изученными.
Под сленговым термином «бутлег» (Bootleg) понимают аудио- или видеозапись, созданную и распространяемую без разрешения правообладателей. Процесс изготовления и распространения таких записей известен как бутлегерство. Далее речь пойдет исключительно о т.н. аудио-бутлегах.
С юридической стороны, в связи с игнорированием правовых правил, существующих в музыкальной индустрии, «бутлегерство» можно считать подвидом «аудиопиратства». В социально-экономическом аспекте указанное явление не представляет большой угрозы музыкальному бизнесу, поскольку подобная продукция ориентирована в значительной степени на заядлых коллекционеров и фанатов-любителей определенных групп/ исполнителей. Это означает, что продажи такой «полуофициальной» фонографической продукции с целью получения прибыли минимальны. Тем более, что приобретение бутлег-релизов не выступает альтернативой покупкам официальных изданий, а является своего рода эксклюзивным дополнением частных коллекций рок-меломанов. Без бутлегерства рок-музыка лишилась бы своего уникального сектора, который несмотря на неофициальный статус, за истекшие полвека стал ее органичной частью.
По общему правилу понятия «бут-леги» и «неофициальные релизы» соотносятся как часть и целое, поскольку к неофициальным изданиям могут относится не только бутлеги. Но как тогда быть с достаточно часто встречающимся в индустрии звукозаписи термином «официальный бутлег»? С юридической точки зрения последнее понятие лишено смысла и логики, поскольку бутлегерство считается нарушением авторского права. Однако его главное отличие от контрафактной продукции в том, что диск или кассета с бутлеггерской записью не является копи-
ей, а оригинальным (хотя и неофициальным) релизом, который нередко создаётся фанами того или иного рок-музыканта без особой коммерческой мотивации (на таких дисках, как правило, нанесено обозначение «Not For Sale»). Чаще всего к бутлегам относят сборники с собственноручно подобранным изготовителями трек-листом или концертные записи, сделанные как на студийном оборудовании, так в кустарных условиях - например прямо из зала на один микрофон. Общим является то, что и первые, и вторые выпускаются нелегально, чаще всего небольшими «пиратскими» лейблами. Но в ряде случаев бутлеги с подобными неофициальными записями рок-концертов (причем - нередко с весьма невысоким качеством записи) ценятся в сообществе коллекционеров гораздо выше легально изготовленной фонографической продукции (в частности, т.н. «номерных живых/ концертных альбомов»). На это есть ряд причин, главной из которых является запись выступления любимой группы или исполнителя «без прикрас», т.е. последующих действий по доведению концертной записи до эталона звучания в данном типе релизов. И обладание такой записью на фоне отсутствия серийности в выпуске этого диска (тиражи концертных бутлегов, как правило, минимальны - от одного экземпляра до 300 копий максимум).
В истории рок-музыки одним из первых бутлегов называют «двойной альбом», подпольно появившийся на музыкальном рынке в 1969 г. под названием «The Great White Wonder» (хотя в истории рок-музыки найдены и более ранние концертные записи, неофициально выпущенные на пластинках). На указанном выше диске представлены фрагменты совместных студийных сессий рок-группы THE BAND и Боба Дилана. Хотя на момент появления этой записи правовых актов, запрещающих выпуск подобной неофициальной продукции, принято не было.
Возникновение и распространение
бутлегов в виде неофициально изготовленных «концертных» грампластинок свидетельствовало о значительной популярности определенного исполнителя. И тем не менее, для противодействия росту торговли нелегальными концертными записями (бутлегами) в Британии в 1973 г. была основана BPI (British Phonographic Industry Limited). Именно с этого времени открыто записывать на магнитофоны концерт, чтобы заработать от продажи нелегально изготовленных аудиокопий «живых» выступлений популярных исполнителей, отдельным частным лицам в западной модели шоу-индустрии стало значительно сложнее. Но эти ограничения не остановили развитие и распространение бутлегерства.
Кстати, так распространенные во времена СССР «записи с телевизора» тоже представляют один из подвидов бутлегов, равно как и большинство неофициальных сборников (компиляций) музыкального материала, который ранее выходил на альбомах (например серия «Архив популярной музыки»), но в ином расположении треков.
К особым видам бутлегов, примыкающих к последнему типу, можно отнести так называемые «потерянные записи» (Lost Tapes) - «неиспользованные» магнитофонные ленты с записями альбомов либо отдельных треков, как правило, хорошо известного рок-исполнителя, сделанные ранее, как правило, легально или полуофициально, в студиях лейблов. В качестве примеров можно назвать целый альбом Skynyrd's First наиболее яркого представителя «южного рока» - группы LYNYRD SKYNYRD, записанный в 1971 г., но не выпущенный вовремя, а только в 1978 г. - на грампластинке и в 1998 г. - на компакт-диске; многочисленные CD американского джаз-рокового и хард-рокового гитариста Томми Болина [1] - The Botton Shelf, From The Archives, Spectrum Session и др., записанные в период 1971— 1975 гг. Одним из подвидов «потерянных записей» можно считать «домашние запи-
си» (Home Tapes), записанные известными рок-музыкантами, как правило, в упрощенной версии инструментального сопровождения или в акустическом формате, в домашних условиях либо с использованием передвижной студийной звукозаписывающей аппаратуры, либо с помощью бытового магнитофона высокого класса (например, начиная с 1990 г., выходила целая серия CD The Lost Lennon Tapes с акустическими и другими «домашними» записями Джона Леннона). Кроме этого, существует особая категория, называемая «неизданный релиз» (Unreleased), отнесение к бутлегам которой вызывает споры (THE BEACH BOYS Smile, Paul McCartney Cold Cuts и др., каждый из которых имеет свою интересную историю).
Кроме того, к бутлегам можно отнести «неофициальные саундтреки» (Unofficial Soundtrack), то есть любительские сборники, созданные на основе музыкального материала, звучащего в определенном фильме, но который был по собственной инициативе собран из различных источников и сторонних альбомов (возможно с дополнениями, выбранными по собственному усмотрению).
Отдельные исполнители и коллективы до сих пор не возражают против некоммерческого распространения своих концертных записей. Это привело к тому, что обмен среди коллекционеров филофонистов копиями бутлегов в последнее время вышел практически на вполне легальные условия [2]. Менеджмент ряда исполнителей, в том числе по инициативе последних, открывает специальные сублейблы, специализирующиеся на выпуске так называемых «официальных бутлегов» с качественными записями концертных выступлений этих групп (например лейбл «Ytsejam Records» создан Майком Портным специально для выпуска бутлегов основателей «прогрессивного металла» группы DREAM THEATER). Другие, наоборот, выступают категорически против (в том числе, и в связи с невысоким
качеством самодельных записей). С конца 1960-х гг. общий массив бутлег-лейблов (т.е. производителей фонографической продукции данного типа) составляет более 800 единиц [3].
В 1970-е гг. многие из бутлегов, которые выходили на долгоиграющих пластинках, выпускались без обложек и внутренней вкладки, будучи скорее артефактами в истории звукозаписи рок-музыки, чем обычной нелегальной фонографической продукцией. Спрос на неофициальные записи «концертников» среди особо преданных почитателей многих рок-групп привел к уходу в подполье целого сектора индустрии звукозаписи, выпускавшей LP на основе некачественно записанных концертных пленок, хотя «при хороших отношениях местных сил охраны правопорядка и наличия отменного вкуса у менеджера, некоторые лейблы ухитрялись выпускать продукцию, по эстетическим критериям ничуть не хуже современной. Подобным альбомам довелось дожить вплоть до сегодняшних дней...» [4].
Максимального пика по всему миру торговля компакт-кассетами с бутлег-записями достигла в 1980-е гг., в это же время среди фэнов тех или иных активно концертирующих рок-групп процветал обмен такими кассетами, расширяя кластер так называемых «бутлег-коммуникаций» (особых коммуникаций в сфере создания, распространения и оборота бутлеггерских записей).
И все же бутлеги занимают незначительный сегмент фонографического рынка. В Интернет-сети размещено множество именных бутлег-сайтов, посвященных исключительно неофициальным записям отдельных музыкантов и групп, крупнейшими из которых бесспорно являются БИТЛЗ-ресурсы («World Of Beatles Bootlegs», «P.S.Beatleblog», «For Beatles' Collectors», «Hey Dullblog: Archive for the 'Bootlegs' Category» и т.п.).
Каждый из бутлегов имеет свою интересную и неповторимую историю. За-
пись ряда бутлегов заранее планируется, но некоторые записываются совершенно случайно. И как по прошествии лет становится ясно - единицы из таких «случайных записей» остаются на века в мировом собрании звукозаписей рок-музыки. Один из таких примеров - RAINBOW Down То Rotterdam (1981) с Джо Линн Тернером у микрофона; музыкальные критики считают этот LP «одной из лучших записей того периода, где особенно отличились басист Роджер Гловер и барабанщик Бобби Рондинелли» [5].
Посредственное качество звука у большей части бутлегов, особенно это касается периода 1960-х - 1980-х гг., компенсируется тем фактом, что ряд представленных на них треков (песен и инструментальных композиций) в то время не выходили на «номерных» пластинках (а некоторые - вообще никогда).
Развивая мысли С.А. Мозгот о тенденциях развития «свободного» понимания категории пространства в современном отечественном музыкознании, музыкальную звукозапись можно представить в виде особой «специфически организованной формы» [6], в которой функционирует специальный «бутлег-кластер», включающий вышедшие в свет релизы с неофициальными записями рок-музыки.
В итоге предлагается следующая классификация бутлегов:
- под термином «официальный бутлег» на практике понимается бутлег, выпущенный самими музыкантами или их издателями (лейблами) с записью одного из своих концертных выступлений; «официальный бутлег» является также «оригинальным», но с более высоким уровнем легальности;
- термин «неофициальный бутлег» лишен правового смысла, потому предлагаем исключить его из лексического оборота в музыковедении, а вместо него использовать термин «оригинальный бутлег», под которым понимать выпущенную концертную (или иную) неофициальную запись,
сохраненную на носителе самими фэнами или их сообществами, без согласия музыкантов (запись выступления которых содержится на носителе), либо их полномочных представителей (продюсеров, менеджеров, агентов, адвокатов и т.п.).
Таким образом, «музыкальное пиратство» является нелегальным спосо-
бом ретрансляции звуковых сообщений, которое наряду с «бутлегерством» можно отнести к «пострекординговым каналам». Коммуникации проходят по таким каналам уже после завершения записи фонограммы с использованием всех элементов, включенных в общую систему коммуникаций.
Примечания:
1. Синеокий О.В. Томми Болин. Фонографический дискурс и цифровая эпитафия // Nota Bene: человек и культура. 2013. № 1. С. 166-220.
2. Marshall L. Bootlegging: Romanticism and Copyright in the Music Industry // SAGE (Published in association with Theory, Culture & Society). 2005. 192 p.
3. Clinton H. Bootleg! The Rise And Fall Of The Secret Recording Industry. London: Music Sales Group, 2003. 375 p.
4. Макивер Дж. Бутлег жил, бутлег жив, бутлег будет жить! // Classic Rock. 2008. № 6. С. 48-52.
5. Heylin С. Bootleg: The Secret History of the Other Recording Industry. Publisher: St. Martin's Griffin, 1996. 448 p.
6. Мозгот C.A. Специфика исследования пространства в музыке: к проблеме включения аналитического метода // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2007. Вып. 3. С. 311-319.
References:
1. Sineoky О.V. Tommy Bolin. Phonographic discourse and digital epitaph // Nota Bene: a peson and culture. 2013. No. 1. P. 166-220.
2. Marshall L. Bootlegging: Romanticism and Copyright in the Music Industry // SAGE (Published in association with Theory, Culture & Society). 2005. 192 pp.
3. Clinton H. Bootleg! The Rise And Fall Of The Secret Recording Industry. London: Music Sales Group, 2003. 375 pp.
4. Mclver J. Bootleg lived, bootleg is alive and bootleg will live! // Classic Rock. 2008. No. 6. P. 48-52.
5. Heylin C. Bootleg: The Secret History of the Other Recording Industry. Publisher: St. Martin's Griffin, 1996. 448 pp.
6. Mozgot S.A. The specificity of research of space in music: on inclusion of the analytical method // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2007. Issue 3. P. 311-319.