Научная статья на тему 'Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 1. Археологические памятники области Амуля древнего и раннего средневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 6. Казань: Gumanitarya, 2005. 196 с. Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 2. Культура поселений области Амуля древнего и раннесредневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 7. Казань: Фэн, 2005. 180 с. '

Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 1. Археологические памятники области Амуля древнего и раннего средневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 6. Казань: Gumanitarya, 2005. 196 с. Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 2. Культура поселений области Амуля древнего и раннесредневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 7. Казань: Фэн, 2005. 180 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Измайлов И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 1. Археологические памятники области Амуля древнего и раннего средневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 6. Казань: Gumanitarya, 2005. 196 с. Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 2. Культура поселений области Амуля древнего и раннесредневекового времени // серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 7. Казань: Фэн, 2005. 180 с. »

Рецензия на книги:

Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 1. Археологические памятники области Амуля древнего и раннего средневекового времени // Серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 6. Казань: Gumanitarya, 2005. 196 с.

Бурханов А. А. Древний Лебап. Часть 2 . Культура поселений области Амуля древнего и раннесредневекового времени // Серия «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Выпуск 7. Казань: Фэн, 2005. 180 с.

«Древний Лебап». Под таким названием в Казани опубликован фундаментальный труд известного археолога и востоковеда, специалиста по древней и средневековой культуре Средней Азии и Волго-Уральского региона Альберта Ахметжановича Бурханова.

Данное исследование - уже не первый труд автора, посвященный археологии древней исторической области Амуль в бассейне Амударьи. Он издан в шестом и седьмом выпусках книг серии «Восток-Запад: диалог культур Евразии». Научными редакторами книги являются известные московские ученые - доктор исторических наук, академик РАЕН, профессор кафедры археологии МГУ им. М. В. Ломоносова Г. А. Федоров-Давыдов, который являлся научным руководителем автора и вдохновителем этих исследований, и доктор исторических наук, академик РАЕН, профессор РГГУ Б. Я. Ставиский.

Труды основаны на полевых исследованиях автора, который с 1978 по 1994 г. участвовал и руководил работой ряда археологических экспедиций, проводивших изыскания на Средней Амударье - в Лебапском велаяте (в бывшей Чарджоуской области) и других регионах Туркменистана.

Всего по итогам историко-археологических исследований им было подготовлено и издано более 100 научных работ по различным аспектам древней и средневековой истории и археологии Лебапского региона. Среди них фундаментальная монография «Древности Амуля» (Ашхабад: Ылым, 1993. 296 с), книги и брошюры «Арапхана: открытие которого могло не быть» (Чарджев, 1993), «Древний Лебап. Памятники Гарабекевюльского оазиса» (Чарджев, 1994), «Амуль-Чарджуй: 2000 лет истории» (Чарджев, 1994), «Хазарек-депе: круглый храм на Средней Амударье» (Казань, 2004).

Богатейший полевой материал, собранный автором в течение 14 лет, его научный анализ и исследование в лабораторных условиях послужили основой для написания нового монографического труда. Он посвящен детальной характеристике и изучению историко-археологических объектов эпохи древности и раннего средневековья, расположенных в Лебапском велаяте в пределах историко-географической области Амуля.

При написании работы автор опирался на материалы, оставленные путешественниками, побывавшими в бассейне среднего течения Амударьи. С учетом того, что рассматриваемый регион является одним из слабоизучен-ных областей Центральной (Средней) Азии, основным источником написания монографического исследования послужили уникальные материалы, полученные Амударьинским отрядом (Г. Гутлыев и А. Бурханов) в 19781986 гг., и данные Среднеамударьинской экспедиции Института истории им. Ш. Батырова АН Туркменистана (А. А. Бурханов), выявленные в ходе широкомасштабных исследований в 1987-1994 гг., а также поездок автора в Лебапский велаят в 2004 г., когда ему удалось при содействии и поддержке правительства Туркменистана возобновить полевые исследования. Кроме того, А. А. Бурхановым использованы наиболее значимые материалы, раннее опубликованные коллегами-пред-шественниками, прежде всего Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР (С. П. Толстов), Южно-Туркменистан-ской археологической комплексной экспедицией (М. Е. Массон) и Амударьинским отрядом Института истории АН Туркменской ССР (В. Н. Пилипко).

Обобщение данного материала позволило автору на основе материалов, многие из кото-

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Том 6, выпуск 3: Археология и этнография © И. Л. Измайлов, рец. 2007

рых впервые были введены в научный оборот, выявить, описать и систематизировать памятники периодов античного и раннесредневекового времени, а также провести их историко-культурный анализ и теоретическое осмысление. В результате ему удалось не только систематизировать и обобщить археологические данные, но и представить реконструкцию историко-культурного развития Лебапского региона в древности и раннем средневековье, а также проследить основные пути и формы развития контактов и связей населения области с соседними народами и государствами в контексте целостности историко-культурного процесса всей Центральной Азии.

Первая часть монографии посвящена описанию и характеристике памятников области Амуля. Автор подчеркивает, что этот регион имел выгодное географическое расположение, находясь на стыке развитых историко-культурных областей Центральной Азии, каковыми являлись в древности и раннем средневековье Хорезм, Маргиана, Бактрия-Тохаристан и Согд. Археологические исследования позволили автору выделить в Лебапском регионе три крупных историко-культурных и географических оазиса - Керкинский (южный), Карабекаульский (центральный) и Чарджо-уский (северный), разделенных между собой пустынными зонами. В сочинениях авторов 1Х-Х вв. побережье среднего течения Амударьи делилось на две историко-культурные области: Земм, соответствующий, по мнению А. А. Бурханова, ареалу южной, Керкинской, группы памятников, и Амуль, владения которой включали Чарджоуский и Карабекауль-ский оазисы. В настоящей работе автор под термином «область Амуля» понимает северные и центральные районы долины среднего течения Амударьи, с прилегающими к ней территориями обоих берегов на участке от Ка-баклинского тугая на севере, до южной границы Карабекаульского района (с. Пельверт) -на юге (Ч. 1. С. 6-7).

Первая глава посвящена истории изучения археологических памятников Лебапского региона в пределах области Амуля. Приамуда-рьинскими землями еще с XVIII в. интересовались русские специалисты. В конце XIX в. эта территория особо интенсивно стала посещаться и обследоваться офицерами, топографами, чиновниками военно-административного управления Туркестанского края и Закаспийской области. Более основательные

исследования рассматриваемого региона приходятся на XX век. Особый вклад в рекогносцировочное изучении объектов прошлого в среднем течении Амударьи внесли экспедиции под руководством С. Е. Ершова, С. П. Тол-стова, А. А. Рослякова, Г. Е. Трапезникова, М. Е. Массона, О. Оразова, Т. Х. Ходжания-зова, В. И. Пилипко.

Следует подчеркнуть, что значительный вклад в дело детального исследования региона внес сам автор рассматриваемой монографии. Наиболее важными объектами его полевых исследований и историко-археологического анализа являются городища Ходжа-Идат-кала и Амуль-Чарджуй, храмовый комплекс Хаза-рек-депе, остатки поселений Арапхана и Би-тык-кала, в ходе раскопок которых получены совершенно новые материалы о культуре населения Лебапского региона в кушанскую и средневековую эпохи.

Последующие П-ГУ главы работы связаны с описанием археологических памятников области Амуль, интерпретацией новых исследований и их историческим обоснованием. В результате разведочных исследований и аэрофотосъемки на территории региона выявлен 41 памятник со слоями древнего и средневекового времени, из которых 25 расположены в Чарджоуском, а 16 - в Карабекаульском оазисах. Большинство памятников располагаются на левом берегу, где проходил маршрут древних торговых путей (Ч. 1. С. 24-59).

Большое значение играют собственные раскопки автора книги, в ходе которых было установлено, что первые земледельческие поселения в области Амуля появились в К в. до н. э. Однако строительство большинства из них и интенсивное освоение земель приходится на кушан-ское время. Переходный период от древности к средневековью - вв. н. э., как считалось ранее, характеризовался социально-политическим кризисом с признаками повсеместного сокращения ирригационных сетей, замиранием городской жизни и упадком экономики. Последние археологические исследования позволили автору монографии воссоздать совершенно иную картину. По его мнению, в IV-VI вв. в оазисах побережья среднего течения Амударьи процессов социально-экономического упадка не наблюдается, напротив, происходит стабилизация и даже определенный подъем в хозяйственной жизни региона (Ч. 1. С. 89).

Особенностью области Амуль является отсутствие крупных городских центров.

Здешние городские и сельские поселения имели в большинстве своем средние и небольшие размеры. В результате исследований А. А. Бурхановым была составлена хронология памятников, произведены сбор подъемного материала, съемка планов и аэрофотоработы. В частности, на остатках поселения Арапхана им были обнаружены остатки керамической печи. Качество посуды свидетельствует о высоком уровне местной технологии гончарства.

Найденные статуэтки боддисатвы из поселения Ак-кала и ведийские фигурки из Ход-жа-Идат-кала указывают на распространение здесь буддизма. Имеются ряд новых данных, свидетельствующих о развитии и влиянии на местную культуру эллинистических, иранских и местных среднеазиатских традиций. Раскопанное в цитадели Хазарек-депе храмовое сооружение говорит о высоких архитектурных традициях, а также о своеобразных и синкретичных религиозных верованиях местных жителей (Ч. 1. С. 67-82).

Интересный нумизматический материал обнаружен на Ходжа-Идат-кала, Арапхане и других поселениях. Обилие найденных монет свидетельствует о достаточно высоком уровне развития товарно-денежных отношений.

Вторая часть работы посвящена комплексной характеристике материальной культуры поселений области Лебапа. B I—VII главах характеризуются основные пути развития строительства и архитектуры, дается анализ коропластики, говорится об уровне развития гончарства и других ремесел, а также об особенностях металлической и каменной посуды, орудий труда и предметов быта и украшений, о монетах кушанского, кушано-сасанидского и раннесредневекового времени.

Систематизация и комплексный анализ всего этого материала позволили А. А. Бурханову сделать ряд обоснованных научных выводов. По его мнению, жизнь поселений Лебапского региона зависела от основной водной артерии региона — Амударьи и функционирования других торгово-транспортных путей, сходившихся в данной области. Это, в частности, доказывается выявлением автором в среднем течении Амударьи четырех важнейших переправ, причем наиболее важная из них находится в районе Амуля-Чарджуя. В силу выгодного расположения и удобства она являлась элементом трансазиатской магистрали «Великого шелкового пути» (Ч. 2. С. 63—64).

Земледельческая культура в долине Средней Амударьи активной развивается, по данным автора, в I тыс. до н. э. Процесс этот усиливается во время вхождения региона в состав мощного Кушанского государства. Происходят рост населения, активное строительство крепостей и поселений, сооружение оросительных систем, интенсивное освоение новых сельскохозяйственных земель. Развитие местного производства стимулировало поиск новых рынков сбыта, активизацию торговых, а затем и культурных отношений с соседними землями, прежде всего с Бактрией.

В результате археологических исследований стало возможным предварительно выделить конкретные стратиграфические комплексы и хронологически увязать их между собой. Это позволило решить вопрос об историкоархеологической периодизации развития региона в целом. По мнению А. А. Бурханова, для Лебапского региона в пределах области Амуль целесообразно выделить 5 историкокультурных комплексов, характеризующих основные этапы историко-культурного развития региона в древности и раннем средневековье (Ч. 2. С. 7).

1. Древнейший (древнеамульский) комплекс (У-ГУ вв. до н. э.).

2. Античные комплексы Ш-! вв. до н. э.

3. Кушанский (великокушанский) комплекс (I-III вв. н. э.).

4. Позднекушанский (кушано-сасанидс-кий) комплекс ПНУ вв. н. э.

5. Раннесредневековый комплекс

(У-УП вв. н. э.).

Автор отмечает, что в районе Средней Амударьи, где отсутствовали крупные городские поселения, были широко распространены памятники небольших и средних размеров. Учитывая опасность, исходившую от внешних набегов, и вероятность возникновения внутренних конфликтов, предпринимались меры по усилению оборонительных возможностей крепостей. Храмы и цитадели мелких поселений после соответствующего их укрепления превращались в мощные, неприступные замки. Подобные цитадели можно видеть на Хазарек-депе, Ак-кала, Битык-кала. Для кушанского и раннесредневекового времени автор выделил 4 основных вида поселений (Ч. 2. С. 9-14).

1. Поселения небольших размеров сельского типа.

2. Городские поселения.

3. Отдельно расположенные укрепления-форпосты.

4. Памятники храмового (храмово-замкового) назначения.

Выявленная в ходе археологических исследований, керамика представлена многочисленными типами столовой, тарной, кухонной и культовой посуды. Глиняная посуда отличается как техникой изготовления, так и разнообразием форм. В художественном оформлении посуды широко использовались изображения зооморфных персонажей, а порой изделиям придавалась форма животных. Например, имеются сосуды в форме черепахи, найденные в Арапхане. В произведениях древнего искусства изображение черепахи встречается достаточно часто. Например, в древней Греции черепаха символизировала женщину - хозяйку дома, никогда не покидающую свой дом-очаг, и являлась атрибутом богини-матери Афродиты-Урании. Сливные части некоторых сосудов имеют формы головки быка, кабана и оленя. Находки фрагментов столовой посуды с изображениями животных позволяют говорить о высоком уровне и широком распространении художественного ремесла и искусства, а также предоставляют возможность лучшего понимания духовной культуры и религиозных воззрений местных жителей (Ч. 2. С. 21-24).

Автор подробно анализирует также антропоморфные терракотовые статуэтки. Он выделяет фигурки богини плодородия, правителей и воинов, всадников-идолов, женщин в различных одеяниях и фигурку боддисатвы (Ч. 2. С. 27-37). Среди зооморфных терракотовых статуэток автор особо указывает на сравнительно большое число фигурок лошадей с всадниками и без них. По справедливому замечанию автора, они, безусловно, являются признаком особого почитания коня и позволяет утверждать, что коневодство здесь издревле являлось составной частью хозяйственной жизни. Среди других А. А. Бурханов определяет фигурки, изображающие собак, и отмечает, что найденная в Хазарек-депе фигурка собаки удивительно точно воплощает черты облика среднеазиатских алабаев. Коллекцию найденных статуэток дополняют также несколько фигурок быков и птиц (Ч. 2. С. 37-41).

Предметы вооружения представлены наконечниками трехпластных стрел и копий, кинжалов, керамических и каменных ядер для пращи (Ч. 2. С. 48-49). Встречается посуда

из металла и камня (Ч. 2. С. 50-52). Особо характерным явлением представляется наличие так называемых «очажных подставок», найденных в Одей-депе и Арапхане. Обнаружены также бронзовые зеркала, гребни из кости и дерева, заколки, разнообразные подвески-амулеты (Ч. 2. С. 53-55).

Находки монет, по мнению автора монографии, характеризуют широкие связи и торговые отношения региона с соседями в различные периоды. Новые археологические данные позволяют говорить о выпуске монет в раннем средневековье местными правителями и предположить наличие в Амуле монетного двора (Ч. 2. С. 56-62).

К числу важных приложений следует отметить приложенные к тексту монографии таблицы «Стратиграфические исследования в области Амуля», «Археологические памятники Карабекаульского оазиса» и «Сведения о сырцовых кирпичах поселений области Амуля» (Ч. 1. С. 96-98), «Распределение терракотовых статуэток по памятникам области Аму-ля» и «Распределение монет по памятникам области Амуля» (Ч. 2. С. 67-69). Особо следует подчеркнуть, что обе книги снабжены богатым иллюстративным материалом. Так, в первой части монографии приведены 190 рисунков, фотографий и графических чертежей, включая карту археологических памятников Лебапского региона в пределах области Амуля, виды и планы археологических памятников, чертежи раскопанных объектов и стратиграфических шурфов, а также некоторые из найденных находок (Ч. 1. Рис. 100-190).

Во второй части исследования представлены 124 иллюстрации, где даны типы планировок основных археологических объектов, рисунки с изображениями на сырцовых кирпичах и тамги, изображение основных комплексов и типов керамической посуды, изображения терракотовых фигурок и других многочисленных находок, а также кушанских, кушано-са-санидских и местных монет (Ч. 2. С. 71-168, 173). Довольно интересны авторские сводные таблицы, где изображения находок синхронизированы с историко-археологическми эпохами, которые характеризуют материалы области Амуля для древнейшей эпохи (Яз I и Яз II), кушанского (I-III вв. н. э.), кушано-са-санидского (Ш-[У вв.) и раннесредневекового (У-УП вв.) периодов (Ч. 2. С. 169-172).

К числу недостатков с сожалением можно отнести плохое техническое качество издания.

Впрочем, это общая беда нашей науки, когда выдающиеся материалы и открытия выглядят довольно бедно из-за качества полиграфии. Можно только догадываться, сколько потеряли читатели этого труда, и всячески приветствовать переиздание книги с дополнениями и на более высоком типографическом уровне с цветными иллюстрациями.

В целом можно сказать, что данное издание является важным исследованием, которое открывает для историков новую область, находившуюся на стыке довольно хорошо изученных исторических областей - Хорезма, Согда, Маргианы и Бактрии-Тохариста-на. Эта область долгое время была как бы в их «тени». Сейчас же ясно, что область Леба-

па являлась важной частью в системе земель Центральной Азии со своей специфической и синкретичной культурой, так блестяще представленной А. А. Бурхановым в его монографии. В качестве пожелания можно посоветовать автору продолжить его труд и представить историко-археологический анализ Лебапско-го региона в эпоху средневековья.

И. Л. Измайлов

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан E-mail: ismail@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.