Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
ART 470113 УДК 371.7
Гребенникова Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород oxana.grebennikova@novsu.ru
Добролюбова Мария Игоревна,
студентка психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «(Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород s216078@std.novsu.ru
Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы буллинга в образовательной среде современной школы; раскрыты его причины и риски для здоровья учащихся. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей проявления бул-линга среди современных подростков.
Ключевые слова: буллинг, травля, насилие, школьная среда, подростки, профилактика буллинга.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида [2, 7, 8]. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга.
В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова, Д. А. Лэйн, О. А. Сидоренко и др.) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически. Ученые подчеркивают, что общими характеристиками, присущими всем видам и формам буллинга, являются:
- преднамеренность действий (умысел);
- неоднократность и регулярность проявлений;
- реальный или воспринимаемый дисбаланс сил, проявляющийся как физическое и социальное неравенство сторон участников;
- агрессивное поведение и наносимый ущерб [1-4].
С точки зрения Д. Н. Соловьева, «буллинг в школьном классе является деструктивным способом реализации естественной потребности подросткового сообщества
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
в формировании внутригрупповой структуры класса, основанной на принципе доминирования» [8, с. 137]. Наиболее уязвимыми в данном отношении, согласно исследованию Н. М. Моисеевой и М. В. Сафроновой, являются учащиеся 6-х классов [7].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что буллинг в школьной среде может быть вызван совокупностью индивидуально-личностных и социальных факторов. Индивидуально-личностными факторами, способствующими возникновению буллинга, выступают такие характеристики школьника, как: агрессивность, слабая учебная мотивация и успеваемость, низкий уровень воспитанности, ранняя половая жизнь, ранняя судимость, склонность к доминированию [3; 5; 6]. При этом мотивами буллинга могут служить зависть, месть, самоутверждение, борьба за власть, желание быть в центре внимания, стремление удивить, разрядиться и «приколоться», чувство неприязни [5].
Основными социальными факторами, провоцирующими буллинг среди школьников, являются:
- семейное неблагополучие (низкий социально-экономический статус, смена родителя (появление мачехи, отчима или опекуна), внутрисемейные конфликты, регулярное наблюдение проявлений агрессии в ближайшем окружении, семейное и сексуальное насилие, гиперопека или гипоопека);
- конфликтогенная среда в классном или школьном коллективе (наличие в классе признанного «лидера», острый конфликт между обучающимися, провокационное поведение учителей (унижение, саркастические высказывания, угрожающие жесты, привилегированное отношение и т. д.));
- отсутствие контроля за поведением обучающихся со стороны школьного персонала (например, отсутствие желания противостоять властолюбивому поведению учащихся);
- трансляция насилия в СМИ [3; 5; 6].
В настоящее время школьный буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, школьная дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез, боли в животе и спине, физические травмы и др.) [3; 4; 5]. В частности, С. В. Кривцова описывает следующие негативные последствия ситуации буллинга на здоровье школьника: снижение функций тела до минимально необходимых; блокировка пищеварительных процессов в организме и как следствие потеря аппетита и нарушение пищеварительного тракта; увеличение частоты сердечных сокращений и учащенное сердцебиение; появление массивных мыслительных блокад (вплоть до потемнения рассудка); нарушение работы иммунной системы [3].
С целью выявления степени распространенности буллинга среди современных подростков и изучения их опыта участия в нём нами было проведено исследование на базе одной из средних общеобразовательных школ Великого Новгорода. В анкетировании приняли участие 66 обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет: 22 учащихся -го класса, 22 учащихся 7 класса и 22 учащихся 8 класса. Вопросы анкеты были разработаны на основе опросника диагностики насилия и буллинга в школе в модификации В. Р. Петросянц и анкеты «Изучение отношения учеников школы к буллингу» Д. Я. Банниковой.
Согласно обобщенным результатам анкетирования, более половины школьников (56%) признают, что проблема буллинга иногда присутствует в системе школьных взаимоотношений; 32% отмечают, что она достаточно широко распространена; 6%
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
полагают, что она распространена очень широко. Лишь 4% учащихся считают, что данная проблема в школе отсутствует.
Под буллингом большинство участников опроса понимают многократное повторение следующих действий: требовать и отбирать деньги (67%), угрожать и оскорблять кого-либо, портить чужие вещи (61%), толкнуть, поставить подножку, пнуть, дать подзатыльник кому-либо (59%), напоминать о болезненных событиях и негативных качествах кого-либо (56%), закрывать в кабинете, туалете, раздевалке и т. д., дразнить и насмехаться над кем-то (53%), ударить кого-либо (48%). В меньшей степени школьники связывают с буллингом такие действия, как: подстраивать неловкие ситуации для кого-либо (45%), писать на стенах и партах непристойные слова о ком-либо, раскрывать чужие секреты (44%), специально задеть или зацепить кого-либо, распространять слухи и сплетни о ком-то (39%), отказываться дружить, выгонять из компании, брать чьи-то вещи без спроса (33%), игнорировать, объявлять бойкот (27%).
По мнению участников опроса, основными причинами, побуждающими школьников к травле других, являются: боязнь показаться слабым (59%), самоутверждение в кругу сверстников (48%), неудачи в учебной деятельности (38%), отсутствие препятствий для подобного поведения со стороны окружающих (30%), лидерство в классе или компании (27%), плохое отношение учителей (23%).
Показательно, что большинство школьников осознает опасные последствия бул-линга. По их мнению, человек, подвергающийся травле в течение длительного времени, может испытывать снижение самооценки (64%), трудности в обучении с другими сверстниками (53%), депрессию (48%), агрессию по отношению к другим (39%), боязнь посещать школу (39%), одиночество (27%), безысходность (24%), самообвинение в случившемся (20%). С точки зрения 12% участников опроса, ситуация травли может сделать жертву «сильнее».
По данным анкет, 12% школьников в настоящее время считают себя жертвами буллинга. Наибольшее число из них обучается в 8 классе (23%). В 6 классе травлю испытывают 9% учащихся, тогда как в 7 классе - 5%. При этом, как видно в таблице, насильственные действия по отношению к себе в большей степени испытывают юноши (13%), чем девушки (11%).
Опыт участия юношей и девушек в буллинге (по данным анкетирования)
Вопросы анкеты Юноши (30 чел.) Девушки (36 чел.)
Травят ли тебя самого:
- да 13% 11%
- нет 77% 80%
- затрудняюсь с ответом 10% 9%
Травили ли тебя когда-либо в прошлом:
- да 50% 39%
- нет 50% 61%
Ты когда-нибудь учувствовал(а) в травле другого ученика: - нет 57% 83%
- да, несколько раз 36% 17%
- затрудняюсь с ответом 7% -
Согласно результатам анкетирования, 44% школьников являлись жертвами бул-линга в прошлом: 54% учащихся 8 класса, 32% учащихся 7 класса и 45% учащихся 6-го класса. При этом буллингу подвергались в прошлом больше юноши (50%), чем девушки (39%). Наиболее часто по отношению к ним совершались следующие действия:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
их ударяли и специально задевали (24%), брали их вещи без спроса (21%), дразнили и насмехались над ними (17%), угрожали и оскорбляли в устной или письменной форме, портили их вещи, отказывались с ними дружить, выгоняли из компании, напоминали о болезненных для них событиях или их негативных качествах (14%).
Значительная часть школьников, подвергшихся насильственным действиям со стороны других учащихся, указывают на их неоднократный характер: 14% учащихся испытывали травлю каждую неделю, 14% - несколько раз в месяц, 10% - каждый месяц, 7% - несколько раз в год. В качестве основных причин травли в отношении себя школьники называют: игнорирование своего обидчика (27%), оценивание себя «выше» других учащихся (14%), частые ссоры с другими учениками (10%), симпатию учителя (3%), неординарную внешность (3%) и особое материальное положение (3%). При этом 40% школьников не могут определить причины буллинга по отношению к ним.
Кроме того, большинство участников опроса (61%) сталкивались с травлей, осуществляемой в сети Интернет. Как правило, это выражалось в получении электронных сообщений с неприличным содержанием (57%), получении угрозы в комментариях в социальных сетях и электронных письмах (40%), распространении сплетней в социальных сетях (27%), исключении из интернет-сообществ (22%), осуществлении рассылки с негативным содержанием от их имени (15%) и обнародовании их секретов (12%).
Результаты анкетирования показывают, что 25% опрошенных школьников принимали участие в травле другого учащегося. Большинство из них (62%) совершали травлю сообща, объединяясь с другими сверстниками; лишь 19% действовали в одиночку. Причем юноши (36%) чаще выступали в роли обидчиков, чем девушки (17%). Наиболее распространенными способами травли, которые выбирали обидчики, были: толкнуть, поставить подножку, пнуть, дать подзатыльник (69%), отказывать в дружбе, выгонять из компании (69%), подстраивать неловкие ситуации (25%). В качестве основных причин травли своего сверстника обидчики называют: он ведет себя высокомерно, ставит себя выше других (62%), часто ссориться с другими (12%), рассказывает учителю о других учащихся (6%) и не обращает внимания на обидчика (6%).
В анкетах большинство школьников (77%) указывает на то, что в их классе есть учащиеся, которых травят. О неоднократных насильственных действиях в отношении своих одноклассников знают 64% учащихся 8 класса, 77% учащихся 7 класса и 91% -6 класса. При этом, как показывают результаты опроса, значительная часть школьников (58%) в случае травли своего сверстника пытаются помочь ему: 50% учащихся зовут на помощь учителей или других взрослых; 42% останавливают агрессора сами; 32% зовут на помощь других учащихся. Сталкиваясь с ситуацией травли своего одноклассника, 12% школьников ничего не делают, опасаясь, что так могут поступить и с ними, однако у них возникает желание помочь сверстнику; многие из них позже рассказывают о случившемся взрослым.
Несмотря на это, 21% школьников в ситуации травли своего сверстника ничего не делают, считая, что это не их дело. 12% из них полагают, что агрессивные действия в отношении их одноклассника справедливы, так как он их заслужил. Обескураживают ответы 6% школьников, которые с интересом наблюдали со стороны, как совершаются насильственные действия по отношению к их однокласснику. 7% участников опроса признались, что снимали происходящее на телефон.
Результаты анкетирования показывают, что, оказавшись в ситуации буллинга в отношении себя, большинство школьников попытались бы ее разрешить: 41% учащихся напрямую бы противостояли ей, 26% рассказали бы о случившемся родителям, 21% постарались бы объяснить обидчику, что так поступать нельзя, 13% поделились бы проблемой с учителями, 2% обратились бы к школьному психологу. Вместе с тем
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
ряд учащихся предпочли бы пассивную позицию: в случае травли со стороны сверстников 24% учащихся терпели бы ее и не предпринимали никаких мер, 21% избегали бы места, где это происходит, 6% не разговаривали бы ни с кем, а 3% пропускали бы даже занятия в школе.
Участники опроса рекомендуют сверстнику, которого травят, не обращать на это внимание, игнорируя действия обидчика (36%), поделиться проблемой с родителями (14%), рассказать учителям (11 %), дать сдачи, ударить, быть сильнее и увереннее (9%), не злить других и подумать над своими поступками (1%). Сверстнику, который травит других, школьники посоветовали бы прекратить травлю (36%), поставить себя на место жертвы (14%) и задуматься о том, что он совершает (5%). Ряд учащихся (5%) поговорили бы с обидчиком, что так делать плохо, а некоторые (1%) сами ударили бы его.
Наиболее приемлемым способом профилактики буллинга, с точки зрения 79% школьников, является проведение бесед с учащимися о недопустимости насилия. Кроме того, участники опроса считают важным проводить тренинги с детьми и подростками на формирование сплоченности в классах (68%), развитие сочувствия (65%); осуществлять работу с педагогами, чтобы они могли противостоять насилию (68%); проводить профилактические мероприятия с жертвами травли (58%). Большую роль в предупреждении буллинга в детском коллективе многие школьники (68%) отводят также родителям. При этом, по мнению 32% школьников, насилие нельзя искоренить, так как это часть жизни.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что буллинг в подростковой среде в настоящее время является серьезной проблемой, влекущей негативные психологические, социальные и соматические последствия. Учащиеся 6, 7 и 8-х классов достаточно хорошо знакомы с проблемой травли в детском коллективе и сети Интернет, а также осознают его опасные последствия. Юноши чаще, чем девушки, выступают в роли обидчиков, равно как и испытывают насильственные действия по отношению к себе. В целом проведенное исследование подчеркивает необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учащихся, так и на их родителей и педагогический коллектив школы.
Ссылки на источники
1. Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3. - С. 138-143.
2. Волкова И. В. Характеристика подросткового буллинга и его определение // Вестник Минского университета. - 2016. - № 2. - С. 26-33.
3. Кривцова С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 52-59.
4. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-276.
5. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. - 2007. -№ 4. - С. 90-92.
6. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 51-54.
7. Моисеева Н. М., Сафронова М. В. Проблема профилактики буллинга в школьной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2015. - Т. 24. - № 2. - С. 114-121.
8. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение. - 2014. - № 3. - С. 155-162.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470113.htm.
Oksana Grebennikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy, Novgorod State University Named after Yaroslav Mudryj, Velikiy Novgorod oxana.grebennikova@novsu.ru Maria Dobrolyubova,
Student of psycho-pedagogical faculty, Novgorod State University Named after Yaroslav Mudryj, Velikiy Novgorod
s216078@std.novsu.ru
Bullying in the educational environment as a threat to the health of schoolchildren Abstract. The article presents the analysis of the problem of bullying in the educational environment of the modern school; describes its causes and health risks of students. Describes the results of empirical research of peculiarities of manifestation of bullying among today's teenagers.
Key words: bullying, harassment, violence, school environment, adolescents, prevention of bullying.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 14.04.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.04.17
Принята к публикации Accepted for publication 17.04.17 Опубликована Published 20.04.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Гребенникова О. А., Добролюбова М. И., 2017
www.e-koncept.ru