психологические науки
Погонцева Дарья Викторовна БУЛЛИНГ СВЯЗАННЫЙ ...
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0089
БУЛЛИНГ СВЯЗАННЫЙ С ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ
© 2019
Погонцева Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики, докторант Южный федеральный университет (344038, Россия, Ростов-на-Дону, Нагибина, 13, e-mail: dpogonseva@gmail.com)
Аннотация. В статье рассматривается феномен лукизма, дискриминации по внешнему облику, через различные формы буллинга (вербальный буллинг и кибербуллинг). Автором приводится теоретический анализ буллин-га, а также приводится анализ различных форм буллинга связанного с внешним обликом. Для анализа феномена буллинга, автором проанализированы тексты частушек, а также посты в интернете и дразнилки, которые назвали респонденты в свободном опросе. Респондентами выступили 50 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Отмечается, что триггерами буллинга связанного с внешним обликом - являются параметры лица (25% частушек; 23% дразнилок; 8% постов); вес (20% частушек; 30% дразнилок; 87% постов); рост (12% частушек и 20% дразнилок, 1,5% интернет постов) а также конечности и телосложение в целом (19% частушек и 14% дразнилок). Автором делается вывод о том, что на уровне формирования межличностного взаимодействия - триггерами оценки внешнего облика, а также проявления лукизма в форме буллинга в целом являются три основных параметра, не зависимо от исторического этапа взаимодействия и формы проявления (вербальный буллинг, кибербуллинг): вес, рост и особенности строения лица.
Ключевые слова: лукизм, дискриминация по внешнему облику, буллинг, вербальный буллинг, кибербуллинг, частушки, внешний облик, вес тела, рост, внешний облик, триггер, стигматизация, социальные сети, категоризация по внешнему облику
BULLYING RELATED TO THE EXTERNAL APPEARANCE
© 2019
Pogontseva Darya Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology Academy of Psychology and Pedagogy, doctoral student South Federal University (344038, Russia, Rostov-on-Don, Nagibina, 13, e-mail: dpogonseva@gmail.com)
Abstract. The article deals with the phenomenon of lookism, discrimination based on appearance, through various forms of bullying (verbal bullying and cyberbullying). The author provides a theoretical analysis of bullying, as well as an analysis of various forms of bullying related to appearance. To analyze the phenomenon of bullying, the author analyzed the texts of ditties, as well as posts on the Internet and teasers, which respondents named in a free survey. The respondents were 50 people aged from 18 to 50 years. It is noted that the triggers of bullying associated with the appearance - are the parameters of the face (25% of ditties, 23% of teasers, 8% of posts); weight (20% of ditties; 30% teasers; 87% of posts); growth (12% of ditties and 20% of teasers, 1.5% of Internet posts) as well as limbs and overall physique (19% of ditties and 14% of teasers). The author concludes that at the level of the formation of interpersonal interaction, the triggers of external appearance assessment, as well as manifestations of lookism in the form of bullying in general, are three main parameters, regardless of the historical stage of interaction and the form of manifestation (verbal bullying, cyberbullying): weight, growth and structural features of the face.
Keywords: lookism, discrimination in appearance, bullying, verbal bullying, cyberbullying, ditties, appearance, body weight, height, appearance, trigger, stigmatization, social networks, categorization by appearance
Современные СМИ формируют представление о том, какими стандартами внешнего облика необходимо обладать для успешности в различных сферах жизни, что в свою очередь, это создает и новые формы дискриминации (прямой, опосредованной, скрытой, вербальной и не вербальной). Лукизм, являясь дискриминацией по внешнему облику включает в себя разные виды дискриминации по содержанию, к лукизму относится эйджизм (когда катализатором дискриминационного поведения является оценка возраста по внешнему облику), расизм и этнолукизм (когда триггером выступает этнический внешний облик) и другие, менее распространенные в исследованиях формы лукизма, как на пример: дискриминация по весу (weightism, sizism), по росту (heightism) и даже цвет волос [1]. Кроме того, существуют различные формы демонстрации отношения к человеку с тем или иным внешним обликом. Так, одной из форм лукизма является буллинг (bullying) и его частная форма - шей-минг (shaming). Используя различные стереотипные суждения, мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут как соответствовать данной группе, так и быть ложными.
В последнее десятилетие и в российских, и в зарубежных работах уделяется существенное внимание проблеме буллинга. Буллинг - это психологическое и/или физическое воздействие на другого человека, травля, задирание, которое может быть основано на разных признаках внешнего облика, социального, экономического или иного статуса. Чаще всего буллинг рассматривается
в школьной среде [2, 3], особое внимание уделяется ки-бербуллингу [4, 5]. Однако, важно отметить, что в работах, которые изучают виды и содержание буллинга, отмечается, что одним из основных триггеров является внешний облик [6, 7]. Так в исследовании С.А. Корзун и А.В. Страпко [6] указано, что 22% респондентов (школьники) «насмехались над внешним видом, особенностями фигуры», а 78% респондентов отметили, что причиной, по которой они позволяют дискриминационное отношение по отношению к другим является тот факт, что их «внешность слишком привлекательна / специфична». Таким образом, внешний облик является одним из основных триггеров буллинга, о чем также говорит Г.В. Жарков [8] отмечая, что основой для травли в его исследовании были (по рангам): 1. Ненормативная внешность/телесность воспринимаемые как признаки ненормативной гендерной ориентации 2. Ненормативная символика (прежде всего, «западная», «нехристианская», «сатанинская»); 3. Этнические особенности (внешность, элементы костюма, соблюдение традиций). При этом второй и третий пункт также является компонентами внешнего облика и его оформления.
Говоря о формах буллинга, то чаще всего выделяют три типа буллинга: вербальный буллинг (прозвища, дразнилки, оскорбления и другие формы стигматизации); социальный буллинг (социальная изоляция отдельный личностей); физический буллинг предполагает непосредственный физический контакт (пинки, удары, толчки) и использование жестов оскорбляющего характера (по материалам https://www.bullying.co.uk).
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
359
Pogontseva Darya Viktorovna psychological
BULLYING RELATED ... science
Е.С. Набойченко [9] отмечает, что дразнилки, дразнение — это выработанные социокультурные механизмы стигматизации людей с атипичной анатомо-физиологиче-ской организацией. И несмотря на то, что данное поведение не одобряется обществом, они продолжают транслироваться из поколения в поколение в детской субкультуре; никто из родителей не учит своих детей обзывать сверстников «очкариками» и т.д., но каждое новое поколение детей знает такие слова и использует в различных ситуациях взаимодействия. Не смотря на рост интереса к данному феномену в последнее время, буллинг имеет куда более глубокие корни. В российской традиции существует практика вербального буллинга - частушки. Выделяют также непосредственный и опосредованный (кибербуллинг) буллинг, говоря о кибербуллинге, чаще всего рассматриваются ситуации в которых триггером буллинга выступает аватар (фотография) и информация, представленная в аккаунте, которая может соответствовать или нет реальному внешнему облику [10]. В своей работе М. Худ и А. Даффи [11] предлагают следующую классификацию кибербуллинга: публикация умышленно вредных, оскорбительных или запугивающих сообщений, комментариев или обновлений статуса; создание групп ненависти; разделение унизительных образов; исключение кого-либо из событий, сетей или разговоров (блокирование пользователя). Однако, мы рассматриваем еще одно направление это «обезличенный кибербуллинг», когда публикуются «шутки» и карикатуры которые сами по себе являются шуткой про внешний облик, но при отправке ее другим людям - могут восприниматься как элемент буллинга.
Для анализа феномена буллинга, на первом этапе мы проанализировали тексты частушек, а также посты в интернете и дразнилки, которые назвали респонденты в опросе.
На первом этапе мы проанализировали содержание 63 частушек [12-16] направленных на высмеивание различных параметров внешнего облика. Из 63 - 13 частушек (20%) посвящены весу, при этом 2 из них высмеивают худобу (например: «Проводила Коленьку За новую часовеньку. Покачала головой: Какой Коля стал худой.»), а 11 акцентируют внимание на лишнем весе (например: «Ах, подруженька моя, Ты танцуешь - молодец! Ты танцуешь и трясешься, как у чашке холодец»; «Ты играй, играй, гармошка, Десятиладовая. У Сафрона есть жена Десятипудовая»). Интересно отметить, что частушки могут быть двух типов: первые (около 60%) направлены на высмеивание характеристик другого, а вторые отражают элемент самокритики (около 40%), примером могут служить частушки: «Говорят что я тоскую, знаю - исстрадалося: Было сорок килограмм, шестьдесят осталося»; «Редко, редко, милый, ходишь, редко, редко, дорогой. Ты меня, девчонку, высушил, и сам такой худой».
На втором месте по частоте появления - являются частушки, оценивающие общую привлекательность человека, таких частушек около 15% (10 частушек из проанализированных) при этом все они направлены на себя: «На лицо я не красива, Где ты милый раньше был? Я тебе не заставляла, Чтобы ты меня любил»; «Не красивая сосна, Красивый подсосенок. Не красивая сама, Красивый мой миленок».
На третьем месте - частушки, указывающие на рост (12% частушек), чаще маленький: «Вот какая нам неволя-ребят маленьких любить: Целоваться-нагибаться, поясница заболит», и лишь одна направлена на себя «В нашем поле на меже Выросла осока. От того милой не ходит, что я не высока».
Также можно выделить две большие группы частушек: первая указывает на различные особенности конечностей и телосложения 12 частушек (около 19%) -«Меня тятенька бранил, зачем коряву полюбил, При потемках, при огне - показалась шельма мне»; «Ах, река, река, река, Все отлоги берега. Берега пологие 360
Мальчишки кривоногие»; к этой же группе мы можем отнести частушку про походку «Супостаточка идет, вся перегибается, Лошадиная походка, только не лягается». Вторая группа описывает различные параметры лица -16 частушек (около 25%), в данной группе можно выделить частушки, высмеивающие нос «Ах, ботиночки мои, тупоносенькие! Сколько милых не любила - все курносенькие!»; глаза «Супостаточку косую посажу под образа, Ты сиди, сиди косая, выворачивай глаза»; уши «У мово-то у миленка, у мого миленочка, Уши хлопают по шее, как у поросеночка», рот «Меня милый не целует, Говорит: губастая. Как же я его целую, Филина глазастого?», а также бледность кожи «Говорят, любовь не вредна, Любовь очень вредная. Посмотрите на меня - Какая стала бледная». Также, можно отметить, что две частушки относятся к обеим группам («Сормовской большой дорогой моя милочка идет. Уши врозь, дугою ноги, никто замуж не берет» и «У мово у милого, у мово у горюна Голова, как у лягушки, ноги, как у чуркуна»).
Также было выделено 4 частушки (около 6%) посвященных пигментации: «Приезжали меня сватать конопатый и рябой. Я рябому отказала, конопатый будет мой»; «Полюбила я его - черненького, кажется. А он - рыжая скотина, гуталином мажется». Интересно отметить, что рассматривая описание красивых девушек в фольклоре мы уже отмечали [17], что красивые девушки в зависимости от региона обладают русыми («русая коса, ниже пояса») или темными («черноброва, черноглаза, раску-дрява голова») волосами, однако никогда не рыжими, в данном контексте ключевым моментом идет именно стигматизация рыжих, при этом такая же тенденция наблюдалась и в ряде европейских стран, в тоже время в последнее время на ряду с «рыжими» выделилась категория шуток и анекдотов про «блондинок», как отмечает О.А. Билан [18] блондинки стали олицетворением легкомысленности.
На втором этапе мы опросили 50 человек (от 18 до 50 лет) с просьбой вспомнить и перечислить дразнилки, связанные с внешним обликом человека. Важно отметить, что дразнилки относят к «детским фольклорным текстам», и отмечается, что дразнилки передаются от одной группы детей к другой, при этом дети являются «целостным социальным организмом» [19]. Было названо 144 дразнилки, которые мы разделили на те же группы, что и частушки. Так описывающих вес выделено 47 дразнилок, это около 32% (из них 37 описывающих полноту: самка гиппопотама, жиробас, корова; и 10 дразнилок, которые описывают чрезмерную худобу: глиста в скафандре, селедка, дрыщ. Описывающих рост было названо 30 дразнилок (20%) из них 8 про высокий рост (дылда, два метра глупости, тетя достань воробушка, жираф) и 22 про небольшой рост (коротышка, полторашка, гном). Лицо также часто подвергается буллингу - 33 указания, однако в отличии от частушек 27% посвящены качеству зрения (слепыш, четырехглазый, очкарик). Конечности и телосложение в дразнилках упоминаются в 20 случаях (14%) сюда мы отнесли: криворукая, ластоногая, кривая, ноги колесом и т.д. Пигментация, в дразнилках описывает не только рыжих, так одной из респонденток было описано, что ее в детстве называли «цыганкой» из-за темного цвета волос, в целом респондентами было названо 8 дразнилок (около 5%). Категория «привлекательности», которая в частушках описывается как «красивая / не красивая», на уровне дразнилок нашла отражение в таких дразнилках как «клуша», «урод», «чушка», «выдра» (всего 6 упоминаний - 4%), однако нельзя сказать, что эти дразнилки равнозначны частушкам про «некрасивость».
Мы также проанализировали юмористические посты в социальной сети «вконтакте», которые визуализируют шутки про внешний облик, переводя вербальный бул-линг в пространство интернет взаимодействия (кибер-буллинг). Из 63 постов, высмеивающих различные параметры внешнего облика - 55 (около 87%) посвящены
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
психологические науки
Погонцева Дарья Викторовна БУЛЛИНГ СВЯЗАННЫЙ ...
весу, при этом 51 шутка указывают на лишний вес («Все просто: если у вас что-то трясется, значит оно жирное»; «Вся жизнь - это дворовой футбол, а ты толстый мальчик, которого всегда ставят на ворота»), 2 посвящены недостаточному весу («А почему тебе худые девушки не нравятся? - Я на досках и в гробу посплю»; «Ты худая, потому что змеи не толстеют») и две включают также параметр лица («Ты когда искренне улыбаешься, у тебя глаз не видно за щеками»; «Сейчас в моде скулы. Но я за модой не гонюсь»). Про рост была обнаружена 1 шутка «Девушек, ростом от 150 до 160 см, принято считать «девочками-дюймовочками». Ясно вам? Я дюймовочка, а не гном!!!», также 1 пост с шуткой про пигментацию: «Как же иногда хочется выглядеть серьезнее, но я рыжий». Про лицо - 5 шуток (около 8%) включая две указанные выше; а также 3 шутки (5%) про привлекательность («- Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи: я весь день так уродливо выглядела? - Нет, конечно. Всю жизнь!»; «В инстаграме ты вся такая красивая, а в жизни ты не вся такая красивая»; «Я тоже думала, что некрасивых людей не бывает, пока не померила шапочку для бассейна»).
Таблица 1- Показатели упоминания разных параметров
Параметр % частушек* % дразнилок Интернет шутки*
Вес 20 30 87
Рост 12 20 1.5
Конечности / телосложение 19 14 0
Лицо 25 23 S
Пигментация 6 5 1.5
Привлекательность (красивая / некрасивая) 25 4 5
*ряд частушек и шуток в интернете включают параметры из разных групп, поэтому суммарный процент более 100
*составлена автором
Мы проанализировали содержание частушек, современных дразнилок и постов в контакте (таблица 1) и выявили, что триггерами буллинга связанного с внешним обликом - являются параметры лица (25% частушек; 23% дразнилок; 8% постов); вес (20% частушек; 30% дразнилок; 87% постов); рост (12% частушек и 20% дразнилок, 1,5% интернет постов) а также конечности и телосложение в целом (19% частушек и 14% дразнилок). Исходя из данного анализа мы можем говорить о том, что на уровне формирования межличностного взаимодействия - триггерами оценки внешнего облика, а также проявления лукизма в форме буллинга в целом являются три основных параметра, не зависимо от исторического этапа взаимодействия и формы проявления (вербальный буллинг, кибербуллинг): вес, рост и особенности строения лица.
Как отмечают Т. Липай и А. Мамедов [20] язык выступает основной символической системой выражения главных смыслов и ценностей. Исходя из нашего анализа, мы можем говорить о том, что в нашей культуре на уровне фольклора (частушки), и современного устного «фольклора» (дразнилки) и кибер-фольклора (поста и шутки в интернете) формируется стереотип, о том, что тело должно быть стройным, молодым и соответствовать неким «стандартам» красоты, которые по сути не меняются во времени, о «медиаморфозах» и трансформации фольклора в современном «визуальном» мире и киберпространстве говорят и другие авторы [21]. Однако, мы считаем, что необходимо увеличить выборку с опросом дразнилок, а также проанализировать большее количество частушек и постов в интернет пространстве, включая рекламу различных спортивных и фитнес групп в социальных сетях, косметологических фирм, которые зачастую используют дискриминационные лозунги и рекламные слоганы. Таким образом, мы сможем выделить основные характеристики внешнего облика, которые являются триггерами лукизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Mavisakalyan A. Do employers reward physical attractiveness in
transition countries? //Economics and human biology. 28, (2018), 38-52.
2. СафроноваM£. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность //Mир науки, культуры, образования. 2014. Ns3 (46). С. 182185.
3. Олейникова А.В. Буллинг. Травля в школе // Аллея науки. 2018. Т.1.. M 4 (20). С. 896-899.
4. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. M 3 (35) С. 122-128.
5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. M 3. С. 177-191.
6. Корзун С.А., Страпко О.В. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальный проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. M 8. С. 107-111.
7. Лабунская В.А. «Сугубо женская тема» - внешний облик // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. M 2. С. 234-245.
8. Жарков Г.В. Социальная санкция на буллинг и рискованные субкультурные практики молодежи // в книге: Инновайионное развитие и кадровый потенциал молодежной и социальной сферы. Maтеpиaлы Mеждунapодной научно-практической конференции. Под редакцией Г.В. Ковалевой. 2013. С.111-113.
9. Набойченко Е.С. Внутренние и внешние детерминанты, влияющие на стигматизацию личности с атипичными особенностями внешности // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2015. Т. 17. M 1. С. 72-76.
10. Van Geel M., Goemans A., Toprak F., Vedder P. Which personality traits are related to traditional bullying and cyberbullying? A study with the Big Five, Dark Triad and sadism. Personality and individual differences. 106 (2017) 231-235.
11. Hood M., Duffy A. L. Understanding the relationship between cy-ber-victimisation and cyber-bullying on Social Network Sites: The role of moderating factors. Personality and Individual Differences, 133, 2018, Pp 103-108.
12. Гасанов Б. А. Фольклор «Приобнинского Края» (В записях 2000-2001 г.). — Обнинск, типография «Оптима-пресс», 2006. — 179 с.
13. Детский фольклор, M. Русская книга, 2002.
14. Русские народные песни. Романсы. Частушки / Сост.предисл., прим. А. Кулагиной. — M.: Эксмо, 2009.- 736 с.
15. Фольклор Тверской области. Сборник Ю. M. Соколова и M..И. Рожновой 1919-1926 гг. Издание подготовлено И. Е. Иванова и M. В. Строганов. Санкт-Петербург «НАУКА» 2003.
16. Фольклор хоперских казаков: материалы краеведа В.А. Апраксина /ред. — сост. И.Е. Посоха, Н.Е. Котельникова, В.Л. Кляус. — M.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. - 432 с.
17. Погонцева Д.В. Русская красавица в фольклоре. Анализ русского фольклора. Saarbrucken. 2011.
18. Билан О.А. Анекдот как отражение стереотипных представлений //Альманах современной науки и образования. 2013. M6 (73). С. 26-29.
19. Давыдова О.И. Дразнилки как вид детского фольклорного текста // В сборнике: Этнография Алтая и сопредельных территорий. Maтеpиaлы Mеждунapодной научно-практической конференции. Отв. редакторы: M.А. Демин, Т.К. Щеглова. 2005. С. 167-170.
20. Липай Т.П., Maмедов А.К. Социальная стигматизация: социокультурные аспекты // Труд и социальные отношения. 2008. M 11. С. 43-52.
21. Петрова А.А. Частушка и садистский стишок: память жанра. Вербальное, виртуальное, визуальное // Антропологический форум. 2009. M 11. С. 408-426.
Статья публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 171801260 «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригруппо-вом взаимодействии в молодежной среде».
Статья поступила в редакцию 07.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. S. № 1(26)
361