Научная статья на тему 'БУЛГАРИН И ВОКРУГ. 4. Неудавшийся Булгарин (М.А. Бестужев-Рюмин и его отношения с Ф.В. Булгариным)'

БУЛГАРИН И ВОКРУГ. 4. Неудавшийся Булгарин (М.А. Бестужев-Рюмин и его отношения с Ф.В. Булгариным) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская литература XIX в. / М.А. Бестужев-Рюмин / Ф.В. Булгарин / журналистика / литературные и издательские стратегии / критика / переписка / Russian literature of the XIXth century / M.A. Bestuahev-Ryumin / F.V. Bulgarin / journalism / correspondence / literary and publishing strategies / criticism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрам Ильич Рейтблат

Поэт М.А. Бестужев-Рюмин, печатавшийся в качестве рецензента в «Северной пчеле», перенял многие критические и полемические приемы Ф.В. Булгарина и пытался их реализовать в собственных журналах – «Северный Меркурий» и «Гирланда» (1830–1832). В статье прослежена эволюция его литературных ориентаций: от почтительного отношения к Булгарину к резко критическому и, соответственно, от резко враждебного к вполне лояльному – по отношению к «литературным аристократам». Публикуемые в Приложении его письма к меценату П.Н. Демидову содержат как ряд биографических сведений о Бестужеве-Рюмине и данных о степени финансовой и читательской успешности его изданий, так и материал для понимания его авторского самосознания, его идеологических и издательских установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulgarin and others 4. Unsuccessful Bulgarin (М.А. Bestuzhev-Ryumin and His Relations with F.V. Bulgarin)

The poet Mikhail Bestuzhev-Ryumin that used to publish his critical reviews in the journal Severnaya pchela on many ways followed Bulgarin in his criticism and polemic in his own journals – Severny Mercury and Guirlanda (1830-1832). The article traces the evolution of Bestuzhev-Ryumin’s literary orientation, the changes in his attitude to Bulgarin – from respectful to highly critical – and to the “literary aristocrats” – from hostile to quite tolerant. BestuzhevRyumin’s letters to the patron of art P.N.Demidov published herewith, contain some biographical details, information on the financial side of his editions, the recognition among the readers; the letters also help to better understand the poet’s mentality, ideological position and his publishing strategies.

Текст научной работы на тему «БУЛГАРИН И ВОКРУГ. 4. Неудавшийся Булгарин (М.А. Бестужев-Рюмин и его отношения с Ф.В. Булгариным)»

DOI 10.22455/2541-8297-2017-6-229-249 УДК 821.161.1

БУЛГАРИН И ВОКРУГ

4. Неудавшийся Булгарин (М.А. Бестужев-Рюмин и его отношения с Ф.В. Булгариным)

А.И. Рейтблат

Аннотация: Поэт М.А. Бестужев-Рюмин, печатавшийся в качестве рецензента в «Северной пчеле», перенял многие критические и полемические приемы Ф.В. Булгарина и пытался их реализовать в собственных журналах - «Северный Меркурий» и «Гирланда» (1830-1832). В статье прослежена эволюция его литературных ориентаций: от почтительного отношения к Булгарину к резко критическому и, соответственно, от резко враждебного к вполне лояльному - по отношению к «литературным аристократам». Публикуемые в Приложении его письма к меценату П.Н. Демидову содержат как ряд биографических сведений о Бестужеве-Рюмине и данных о степени финансовой и читательской успешности его изданий, так и материал для понимания его авторского самосознания, его идеологических и издательских установок.

Ключевые слова: русская литература XIX в., М.А. Бестужев-Рюмин, Ф.В. Булгарин, журналистика, литературные и издательские стратегии, критика, переписка

Информация об авторе: Абрам Ильич Рейтблат, канд. пед. наук, «Новое литературное обозрение» / Российская государственная библиотека искусств, Москва, Россия: E-mail: [email protected]

В пестрой картине русского литературного быта 1820-х гг. выделяется колоритная фигура поэта, критика и журналиста Михаила Алексеевича Бестужева-Рюмина (ок. 1800-1832). Однако биография и творчество его почти не изучены. Помимо весьма содержательной статьи В.Э. Вацуро в 1-м томе словаря «Русские писатели» (М., 1989), ему посвящены лишь несколько работ (они будут упомянуты далее), а произведения его никогда не переиздавались, если не считать статей о Пушкине, включенных в подборки прижизненной пушкинианы1. В подобном забвении сыграли роль пренебрежительные отзывы о нем Пушкина и литераторов его круга (например, для Дельвига Бестужев-Рюмин как журналист - это «нищий, желающий наглостию выиграть несколько копеек»2). Думается, что пора

1 См.: Пушкин в прижизненной критике. 1828—1830. СПб., 2001; Пушкин в прижизненной критике. 1831—1833. СПб., 2003; Русская критическая литература о произведениях А.С. Пушкина / Сост. В. Зелинский. М., 1888. Ч. 3. С. 115-116, 120.

2 Цит. по: ДельвигА.А. Сочинения. Л., 1986. С. 349.

понять, что это не «мелкая букашка», как назвал его Пушкин в стихотворении «Собрание насекомых» (1829), а оригинальный (хотя и не крупный) литератор, которого можно назвать «маленьким Булга-риным» или «неудавшимся Булгариным». С Булгариным его сближало многое.

Он тоже начинал свой жизненный путь со службы в армии. Но, как писал анонимный автор некролога, «с ранних лет начал он заниматься ею [литературой] и долго жертвовал ей досугами, остававшимися ему от исполнения обязанностей по службе, прежде военной, в которой он был бригадным и дивизионным адъютантом, а потом гражданской, пока склонность его к музам не совлекла его с служебного поприща, для определения, по собственному его выражению, исключительно на службу Аполлона»3.

Начинал он с архаичных подносных стихов и стихов на случай (Стихи ее величеству государыне императрице Марии Феодоровне на обручение ее высочества великой княжны Анны Павловны с его королевским высочеством кронпринцем Нидерландским Вильгельмом 28 января 1816. М., 1816; Приношение новому, 1816 году. М., 1816), потом выпустил пособие для офицеров (Краткий памятник для полевых офицеров, содержащий в себе рассуждение о правилах, коими должен руководствоваться офицер, как напоминающими ему важнейшие обязанности его звания; с присовокуплением некоторых предметов также о гарнизонной службе. СПб., 1818). Но во время военной службы он познакомился с Баратынским, что существенно повлияло на его литературные вкусы. Сначала он писал о Жуковском и подражал ему (Рассуждение о Певце в стане русских воинов. СПб., 1822; Певец, среди русских воинов, возвратившихся в отечество в 1816 году. СПб., 1823), в 1824 и 1826 гг. помещал стихи в «Благонамеренном». В 1823 г. Бестужев-Рюмин подал прошение о разрешении издавать со следующего года литературный журнал под названием «С.-Петербургский журнал», но был сочтен недостаточно компетентным и получил отказ4, поэтому стал выпускать альманахи, включающие его прозу и стихи (Майский листок. СПб., 1824; Сириус. Кн. 1. СПб., 1826), позднее он печатался в «Славянине» А.Ф. Воейкова (1828-1830). Н.Н. Альтварг в свое время сделала остроумную, но малоубедительную попытку продемонстрировать, что Бестужев-Рюмин был оппозиционно настроен и «выбрал для альманаха ["Сириус"] такие свои произведения, которые несли на себе

3 Гирланда. 1832. Ч. 3. № 7. С. 153.

4 См.: Попытки братьев А.А. и М.А. Бестужевых издавать журнал // Русская старина. 1900. № 7. С. 395-405.

след главным образом декабристского воздействия и способны были связываться в сознании читателей с аналогичными произведениями предшествующих лет»5. Судя по его публикациям, Бестужев-Рюмин действительно испытал влияние литераторов-декабристов, и в его лирике присутствуют вольнолюбивые мотивы, но в целом он был вполне лоялен власти. Гораздо вернее, на наш взгляд, интерпретировал литературные интенции Бестужева-Рюмина В.Э. Вацуро, который характеризовал его как эпигона поэтов-элегиков и эклектика, выступавшего против современных поэтов (прежде всего - «литературных аристократов») с устаревших эстетических позиций: «Ценностные ориентации в подражаниях Бестужева-Рюмина предопределены просветительскими, доромантическими представлениями о дидактической функции поэзии». По мнению исследователя, с этих же позиций и Булгарин вел «борьбу против "вакхической поэзии" Пушкина, Дельвига, Баратынского, обвиняя их в безнравственности, этическом релятивизме»6. Бестужев-Рюмин, как и Булгарин, стал в итоге критиком и сатириком, причем довольно остроумным. Одновременно с лирическими стихами он писал сатирические и юмористические произведения - как стихи, так и прозу, и они заслуживают большего внимания.

Особый интерес представляет его «анекдотическая сцена» в стихах «Мавра Власьевна Томская и Фрол Савич Калугин» (СПб., 1828). В ней богатая вдова, «охотница до чтения», делится с приятелем ее покойного мужа своими мнениями о современной поэзии (в частности, о «Евгении Онегине» и «Диве и Пери» А.И. Подолинского), репертуаре книгоиздания, ценах на книги и подписке на них, причем обсуждение начинается с книги самого Бестужева-Рюмина «Оракул в новом роде, или Предсказания на 1828 год, относящиеся к прекрасному полу, должностным людям, пожилым холостякам, молодым волокитам, охотникам до займов, романтическим поэтам, издателям журналов и альманахов, книгопродавцам и проч. и проч.» (СПб., 1828). По мнению Фрола Савича,

Сатира это на мужей, Жен, матушек и дочерей, Всегда мечтающих о модах; На сплетниц, ложных вестовщиц,

5 Альтварг Н.Н. Забытый альманах «Сириус» // Проблемы жанра в истории русской литературы. Л., 1969. (Уч. зап. ЛГПИ. Т. 320). С. 81.

6 Вацуро В.Э. Из литературных отношений Баратынского // Русская литература. 1988. № 3. С. 159-160.

На засидевшихся девиц, Румянчик прячущих в комодах; На грезы в утреннем их сне; На их иные рукоделья, Чем занимаются оне В часы невинного безделья [...] (с. 7).

«Мавра Власьевна Томская.» написана в игровом ключе: Фрол Савич оказывается знакомым Бестужева-Рюмина; текст снабжен примечаниями корректора, библиографа, книгопродавца, критика, знакомого автора и т.п. В «анекдотической сцене» высмеяны нравы женщин: девушек, которые всеми силами стремятся замуж (для чего молодятся, скрывают незнание французского языка и т.п.), и замужних дам, вмешивающихся в служебные дела мужей.

Для поэтики Бестужева-Рюмина, предусматривающей «дробление» авторского Я на несколько виртуальных «авторов», характерно, что в дальнейшем в газете Бестужева-Рюмина «Северный Меркурий» Мавра Власьевна опубликовала свое «Письмо издателю» (Северный Меркурий. 1830. № 62, 63), а затем стала вести рубрику «Смотр журналов» (см.: 1830. № 87, 92, 93, 96, 97 и др.).

По-видимому, благодаря этой книге Бестужев-Рюмин стал сотрудником булгаринской «Северной пчелы». В первом номере газеты за 1829 г. появилась анонимная рецензия на «Мавру Власьевну...»7, автор которой писал: «.должно признаться, что в разговорах сих пожилых мужей чрезвычайно много остроты и истинного сатирического духа. Язык свободен, и повествовательный слог вообще хорош. [...] Сатирическое изображение общества также отменно живо, хотя иногда слишком резко. [...] Мавра Власьевна и Фрол Савич своею остроумною и забавною болтливостью выхлопочут ему [автору] укромное местечко на Парнасе, на который он смотрел до сих пор только издали». Через несколько дней в рецензии на поэму В.С. Филимонова «Дурацкий колпак» автор (судя по всему, тоже Булгарин) процитировал отзыв на эту книгу из «Мавры Власьевны...», назвав «сцену» Бестужева-Рюмина «забавным и остроумным сочинением» (№ 3). То ли это были похвалы новому сотруднику, то ли ободренный Бестужев-Рюмин сам предложил свои услуги, но с февраля этого года он стал регулярно выступать в «Северной пчеле» в качестве литературного критика (наряду с О.М. Сомовым, который вел в

7 Бестужев-Рюмин позднее утверждал, что автор ее - Булгарин; см. приводимое ниже его стихотворение. Книгу хвалил и А.Ф. Воейков (см. его отзыв в «Русском инвалиде» № 13 за 1829 г.).

газете рецензионный отдел), поместив около десятка подписанных рецензий (можно предположить, что был еще ряд анонимных, поскольку значительная часть откликов печаталась без подписи). Среди его публикаций - панегирический отзыв о первом томе Сочинений Д.В. Веневитинова, содержащем стихотворения (№ 22-24), одобрительные отклики на поэму Ф. Алексеева «Чека» (№ 46) и комедию Г.Ф. Квитки-Основьяненко «Дворянские выборы» (№ 42, 43) и резко отрицательные на коммерческие альманахи с участием безвестных поэтов (№ 16, 35) и на перевод байроновской «Паризины» (№ 47). 13 апреля в «Северной пчеле» (№ 45) появилось сообщение (написанное, по-видимому, им самим), что к 1 мая выйдет альманах Бестужева-Рюмина «Северная звезда» и что «некоторые литераторы, видевшие в рукописи статьи, предназначенные для напечатания в сем альманахе, отзываются о нем с похвалою». Последняя рецензия Бестужева-Рюмина в газете была помещена 25 апреля (№ 50), а 11 июля (№ 83) появилась отрицательная рецензия на его альманах. Анонимный ее автор8 называл «сию звезду падающею, ибо едва ли она надолго удержится на литературном горизонте», и отмечал, что «сам издатель, г. Бестужев-Рюмин, не отличился ни в прозе, ни в стихах своего альманаха», поскольку они слабы. Альманах включал статью «Мысли и замечания литературного наблюдателя», содержавшую выпады против Пушкина и Дельвига, и ряд стихотворений Пушкина и Вяземского, напечатанных без согласия авторов9.

В 1830 г. Бестужев-Рюмин стал издателем и редактором литературной газеты «Северный Меркурий». 5 декабря 1829 г. в «Северной пчеле» (№ 146) появилось его сообщение об этом. В частности, он писал: «В трудах издания будут участвовать многие известные отечественные писатели. Издатель, убежденный в том, что журнальные распри весьма утомляют благомыслящую публику, находит должным предварительно уверить читателей, что в сей газете никаких литературных перебранок помещаться не будет; но как "Меркурий" во многих случаях будет слишком искренно высказывать правду, то весьма естественно, что он наживет многих недоброжелателей; почему, для отражения нападков сих последних, все полемические статьи будут издаваться особыми прибавлениями к "Северному Меркурию", не входящими в число номеров, составляющих годовое издание сей газеты и предназначенных собственно для произведений

8 Сам Бестужев-Рюмин утверждал, что она написана Сомовым, см.: Смесь // Северный Меркурий. 1830. № 75.

9 О реакции на это Пушкина см.: Левкович Я.Л. К истории статьи Пушкина «Аль-манашник» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 1. С. 268-277.

изящной словесности. Сии прибавления будут издаваться под названием "Бескровный бой"». Обещание это издатель не сдержал: прибавлений не было, а полемические и памфлетные статьи в газете в 1830 г. появлялись регулярно.

«Северный Меркурий» быстро привлек к себе внимание читающей публики. А.Ф. Воейков писал Ю.Н. Бартеневу 1 ноября 1830 г., что он «издается молодым, весьма остроумным писателем Бестужевым-Рюминым [...]. Вышедшие три нумера обещают два рода статей, в коих Меркурий будет сталкиваться с Пчелою - оба на Севере! Одна библиография и критика, другая сатирические выходки, или говоря новомодным языком: нравы. В обеих Сев[ерный] Меркурий взял уже решительное первенство»10. Однако Воейков ошибочно оценил ситуацию. «Северный Меркурий» позиционировал себя не как соперник, а как союзник «Северной пчелы», которой подражал названием, форматом и типом верстки, а вот нападки на «Литературную газету» и Воейкова появлялись там регулярно.

Выбор подобной линии поведения со стороны Бестужева-Рюмина понятен. С одной стороны, «Северная пчела» как газета политическая, в которой литература являлась важным, но не главным элементом, не была конкурентом «Северного Меркурия», в то время как «Литературная газета», орган «литературных аристократов», являлась прямым соперником в борьбе за подписчиков. С другой стороны, «Северный Меркурий» был близок газете Булгарина и Греча и литературной идеологией: Бестужев-Рюмин выступал против претендующих на доминирование в литературе «литературных аристократов» (в частности, Пушкина и Дельвига; играли роль и их отрицательные отзывы о его литературной деятельности) и проявлял интерес к сатирическому бытописанию, в частности, к изображению жизни мелкого чиновничества и купечества. Бестужев-Рюмин осознавал себя литератором-профессионалом и в своих изданиях так же часто, как Булгарин, обращался к темам книгоиздания и выпуска журналов, обсуждая нравы книгопродавцев и журналистов, их взаимоотношения с литераторами, цены на книги и т.д.11

10 Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И. Щукина. М., 1901. Ч. 8. С. 266.

11 Например, по поводу выписки книг из книжных лавок по почте Бестужев-Рюмин сообщал, что цены на романы Вальтера Скотта там составляют 10, 15 и даже 20 рублей, что втрое и вчетверо больше тех, по которым они обычно продаются. Более того, у букинистов те же романы можно купить по рублю за часть (т.е. по 3-5 рублей за роман) ([Рецензия на: Скотт В. Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская. СПб., 1830] // Северный Меркурий. 1830. № 86). В газетах и журналах первой половины XIX века печатались материалы, у которых не был указан автор и имелась лишь подпись: «Сообщено». В журнале Бесстужева-Рюмина «Гирланда» можно найти разъяснение, что «журналисты подписывают communiqué (сообщено) большею частию под теми статьями, которые они печатают в своих изданиях неохотно или с сочинителями которых они не согласны в образе мыслей» (Смесь // Гирланда. 1831. Ч. I. № 4. С. 113. Без подписи).

В.П. Бурнашев, отмечая, что Бестужев-Рюмин «был необыкновенно добрый и весьма честный малый, к своему несчастью, однако, удрученный отвратительною слабостию к горячим напиткам», вспоминал, что «Северный Меркурий» «отличался чрезмерною резкостью мнений, неправильным выходом своих нумеров и часто пребойкими, злыми и остроумными статейками в стихах и прозе, где преимущественно доставалось Гречу, Булгарину, Полевому и Воейкову. Все эти господа журналисты вслух и открыто отзывались об этом листке с презрением, уподобляя его моське Крылова; но со всем тем едкие эпиграммы этого листка частенько очень сердили аристократов нашей журналистики, и они охотно изыскали бы верное средство выбить перо из руки издателя-редактора, отставного армейского поручика Михаила Алексеевича Бестужева-Рюмина, который почти постоянно был пьян, почему за мало-мальски исправным выходом этого остроумного листка наблюдали другие лица [...]. Публика [...] довольно охотно подписывалась на этот листок, в каждом нумере которого так или иначе являлись в злой карикатуре корифеи тогдашней нашей журналистики. Это, по-видимому, нравилось петербургской публике [.,.]»12. По-видимому, тираж «Северного Меркурия» был выше, чем у «Литературной газеты».

Интерпретируемый как задворки литературы, «Северный Меркурий» отнюдь не был таковым. Он отражал «средние» литературные вкусы и «средний» уровень литературного письма: там печатались некоторые довольно известные поэты (А.Е. Измайлов, Ф.Н. Глинка, А.И. Подолинский, Д.И. Хвостов), а также литераторы второго ряда, которые попадали не только в альманахи, но и на страницы вполне респектабельных периодических изданий (А.Д. Илли-чевский, Э.И. Губер, Трилунный (Д.Ю. Струйский), В.И. Карлгоф, Н.М. Коншин, В.П. Бурнашев, П.Г. Волков, А.Н. Глебов, сам Бестужев-Рюмин и др.).

С самого начала издания «Северный Меркурий» стал выступать против «Литературной газеты», обвиняя ее сотрудников в корыстолюбии, стремлении получить известность за счет принижения и охаивания талантливых литераторов. Бестужев-Рюмин писал: «Некоторое число писателей, которыми и для которых издается Лит[ературная] Газета, ввело в употребление злейший род журнальной брани, брани аллегорической, [...] сии писатели не менее других причастны общему греху, т.е. говорят хорошее только о самих себе, а дурное вообще о людях, не принадлежащих к их приходу [...]» (1830. № 112; см. также его памфлет «Два нумера Литературной газеты» (1830. № 136, 137)).

12 Бурнашов В.П. Мое знакомство с Воейковым в 1830 году и его пятничные литературные собрания // Русский вестник. 1871. № 9. С. 256, 252.

Особенно выразительно эти мотивы прозвучали в направленном против «Литературной газеты» фельетоне Бестужева-Рюмина «Сплетница» (1830. № 49, 50. Подп.: VI. XI.), где под видом описания отношений хозяек магазинов обсуждались литературные полемики (Мавра Ивановна Крупина и Эмилия Венедиктовна Критиковская -это Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, Матрена Алексеевна Лесная -Н.А. Полевой, Аделаида Антоновна Габенихтсина - А.А. Дельвиг; Василиса Михайловна Китова - О.М. Сомов), утверждалось, что приятельница Габенихтсиной Александра Сергеевна (читай - Пушкин) «действительно была прежде из лучших мастериц в своем роде, но, начав лениться, стала рукодельничать плохо, думая, что покупатели не разглядят истинного достоинства новой ее работы, которая, по-прежнему, будет сходить с рук удачно. Но вышло совсем иначе. Между тем, в последствие времени, появились новые молодые художницы, которые и первыми опытами своего искусства поселили во всех приятную и несомненную надежду, что они, в скором времени, если не перещеголяют Алек[сандру] Сергеев[ну], то по крайней мере войдут в счастливое с нею соперничество» (№ 50). В качестве такого соперника Бестужев выдвигал Подолинского, который часто печатался в «Северном Меркурии». Через неделю в памфлете «О самолюбии» (№ 52) Бестужев-Рюмин, на сей раз открыто обозначив свое авторство, опять высмеивал Дельвига и его сотрудников Мор-тирина (то есть Пушкина), Емельяна Емельяновича Корюшкина (то есть Сомова) и др. О Дельвиге, не называя его, автор говорил, что гекзаметры его «нелепые, нескладные и крайне усыпляющие», друзья исправляют у него грамматические ошибки, заменяют стихи в элегиях, что он не знает не только древнегреческого и латыни, но и немецкого, что статьи за него пишет Сомов и т.п.13

К Булгарину же Бестужев-Рюмин относился с почтением. Сказывалась, по-видимому, помимо близости идейных и эстетических позиций, и благодарность за одобрительный отклик на его книгу. Вот любопытное юмористическое стихотворение (содержащее и немалую долю самоиронии), характеризующее его самосознание и отражающее как его уважительное отношение к Булгарину, так и зависть к Пушкину.

13 О выступлениях «Северного Меркурия» против «Литературной газеты» см.: Алеш-кевич А.А. М.А. Бестужев-Рюмин - оппонент Пушкина // Современные проблемы пушкиноведения: Межвузовский сборник научных трудов. Псков, 1991. С. 137-149, а также в примечаниях к изданиям, указанным в сноске 1.

A Madame de N.N., просившей меня прислать ей роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Хоть не с охотою, но я, Своей досады не тая, Желанье Ваше исполняю, И, вот, Онегина шесть глав Вам доставляю. Однако же (прошу покорно извинить!) Я должен Вам свою досаду объяснить: Ведь Вы Онегина читали... А Мавру Власьевну едва ли, -И не хотите сделать честь Мне, сочинителю, хоть раз ее прочесть. Меж тем злой критик, сам Булгарин, (Которому за то я очень благодарен) Сказал в своей Пчеле, что для меня теперь Не заперта Парнасса дверь; И что на нем (вот так и прыгает сердечко!) Я должен получить укромное местечко;

Что в Мавре Власьевне моей Есть много остроты у пожилых судей. (И Фрола Савича он также хвалит с ней!) Вы мне не верите - не хвастаю, ей, ей. Два нумера Пчелы возьмите сами; Там напечатано все этими словами: Что Мавры Власьевны едва ли кто умней, Что Мавра Власьевна пребойкая старуха, Что у нее язык свободен14, что у ней Тьма сатирического духа. Стихи же... музыка для слуха! Вы, невзирая на Пчелу И на других журналов похвалу, Предпочитаете все Пушкина злодея. Помилуйте! да чем же он славнее?.. Мне кажется, что я ничуть Его не ниже на Парнассе: Я также славен чем-нибудь,

14 Уж подлинно свободен: любит поговорить. - Бог с ней. Прим. корректора. [Примечание М. Бестужева-Рюмина].

И также состою поэтов в первом классе, Твердит одно и тоже целый свет:

Все Пушкин, Александр Сергеич! Помилуйте! да чем же не поэт

Б......в-Р...н-то, М.....А....ич?

Я так же мил в стихах, как он: Пою Эраты нежный стон И так же, следуя влиянью тяжкой моды,

Пишу гекзаметрами оды. А что всего важней?.. Теперь моих сатир

Боится целый мир. Чего ж вам более? Однако ж, как хотите, А Мавру Власьевну с вниманием прочтите15.

Бестужев-Рюмин неоднократно солидаризировался с Булгари-ным в оценках книг, ссылался на него, а если и критиковал, то по частным поводам. Так, он утверждал, что с Булгариным «очень еще долго не стать наряду и А. Пушкину, одному из лучших наших поэтов» (1830. № 98); сообщая о выходе немецкого перевода булгарин-ского романа «Иван Выжигин», желал «Выжигину получить такой же благосклонный прием от германской публики, каким он воспользовался от отечественной» (1830. № 69); хвалил булгаринские «Письма провинциалки из столицы» (1830. № 87); рецензируя воспоминания Булгарина о Грибоедове, писал: «Все уважающие память незабвенного поэта должны благодарить Булгарина, познакомившего их в этой статье со многими относящимися к Грибоедову примечательными обстоятельствами, которые были до сего времени неизвестны. [...] Говорить ли что о слоге этой книжки?.. Булгарин почти во всех мелких своих статьях недоступен для критики». Лишь эмоциональные вступление и заключение к этим воспоминаниям вызвали его замечание: «Многие невольно могут подумать, что начало и конец сей статьи переделаны автором в прозу из элегии какого-нибудь слезливого романтика» (1830. № 62).

Пытался, по-видимому, Бестужев-Рюмин подражать булгарин-ской прозе. По крайней мере, помещенный в «Северном Меркурии» «отрывок из сатирического романа» «Именины» (1830. № 42-44. Подп.: Э.) принадлежит, по-видимому, ему и написан под сильным влиянием «Ивана Выжигина» (он хорошо знал этот роман и ссылался на второстепенного его персонажа - 1830. № 41), нравоописатель-

15 Северный Меркурий. 1830. № 27. Стихотворение перепечатано в кн.: Пушкин в прижизненной критике. 1828-1830. СПб., 2001. С. 315-316.

ный характер носят рассказ Бестужева-Рюмина «Сумбурщица-жена» (1830. № 24-28. Подп.: Ф.) и ряд печатавшихся в газете рассказов и очерков, принадлежащих другим авторам или опубликованных анонимно.

Материалы, предназначенные для «Северного Меркурия», постоянно вызывали недовольство цензуры своей резкостью и «личностями», то есть намеками на конкретных людей16. В конце 1830 г. на глаза императору попала помещенная в газете Бестужева-Рюмина статья «Общий статистический взгляд на Петербург» (№ 120, 121), содержавшая критическую характеристику петербургских чиновников, и он повелел сделать замечание как цензору, так и издателю газеты, предупредив последнего, что при повторении подобного случая издание будет прекращено17. 30 декабря Бестужев-Рюмин был вызван к Бенкендорфу, чтобы выслушать «замечание»18, после чего литературная полемика и публикация социально-критических статей в «Северном Меркурии» прекратились, возобновившись лишь в начале марта 1831 г.

При этом Бестужев-Рюмин резко сменил мишени своей критики. Возможно, сказалось внушение Бенкендорфа, возможно - смерть Дельвига в начале 1831 г., на которую он 12 января откликнулся прочувствованным некрологом (№ 5), но теперь он стал вполне лояльно отзываться о «Литературной газете» и критически - о Булгарине и «Северной пчеле».

С этого года Бестужев стал издавать еще журнал «Гирланда», адресованный «прекрасному полу». Там не только печатались литературные материалы (стихи, проза и рецензии), но и обсуждались вопросы вкуса и моды, помещались модные картинки и сведения, интересные женщинам. Историк моды Р.М. Кирсанова отмечает, что «"Гирлянда", так мало ценимая современниками, неожиданным образом организовала отдел моды так, что читая его, дамы [...] узнавали не столько о фасонах, сколько об ином стиле поведения, новых занятиях и образе жизни, ориентированном на простоту, естественность и удобство жизни»19.

Теперь Бестужев-Рюмин располагал двумя площадками для критических выступлений и пользовался обеими. Так, в № 4 «Гирланды»

16 См.: Егоркин А.И., Шляпкин И.А. Литературные дела архива Цензурного комитета [1830 г.] // Пушкин и его современники. СПб., 1918. Вып. 29. С. 100, 107-110, 112-114, 117-120.

17 См.: [Стасов В.В.] Цензура в царствование императора Николая I // Русская старина. 1901. № 9. С. 663-665.

18 См.: Егоркин А.И., Шляпкин И.А. Литературные дела. С. 128.

19 Кирсанова Р. Вкус и мода на страницах «Гирлянды» // Пинакотека. 1998. № 4. С. 34.

за 1831 г. в «Смеси» появилась издевательская заметка, демонстрирующая самохвальство Булгарина, а в № 9 была помещена анонимная рецензия на роман Булгарина «Петр Иванович Выжигин». Находя в книге «несвязность частей и незанимательность целого» (с. 224), отмечая, что Булгарин «обладает даром писать гладко, правильно, но разнообразие, гибкость и убедительность слога не в его власти» (с. 225), автор (по-видимому, сам Бестужев-Рюмин) давал и общую оценку его творчества: «Когда он сочинял мелкие статьи о нравах; когда он описывал Знакомства с Наполеоном и Карамзиным, Осады Трембовли, Ужасные ночи, Военные жизни, Ходатаев по делам, Чувствительные путешествия по передним и др., - тогда публика любила его и читала с удовольствием. И теперь никто не отнимет у г. Булгарина достоинства, что он великий писатель на маленькие статейки. Когда же он пустился писать романы, тогда публика начала к нему холодеть, а литераторы стали говорить правду» (с. 220-221). В «Северном Меркурии» в конце года (в сильно опоздавшем № 48 с цензурным разрешением 22 декабря), рецензируя очередную книгу А.А. Орлова, Бестужев-Рюмин (подобно Н.И. На-деждину и Пушкину20, впоследствии этому приему будет следовать Белинский) уравнял его с Булгариным, утверждая, что он «вместе с другим знаменитым писателем, не менее примечательным в русской словесности, г. Булгариным, развел в ней плотоядное племя Вы-жигиных, из которых совершенно нечего ни выжечь, ни выжать для пользы русской литературы», а также, в том же номере газеты, поместил анонимный, но явно написанный им самим «Отрывок из письма к приятелю в Москву», в котором издевательски спародировал булга-ринские восхваления Греча.

Булгарин же (как и его газета в целом) в 1830-1831 гг. игнорировал «Северный Меркурий», поскольку оценки и даже похвалы Бестужева-Рюмина, скандалиста и пьяницы, только компрометировали его в среде уважаемых литераторов; лишь в 1832 г. там впервые (если не считать объявлений о подписке) было упомянуто о нем (за игровым псевдонимом скрылся, скорее всего, сам Булгарин): «"Северный Меркурий", сей рыцарь печального образа, просыпающийся урывками от лунатического сна, не выдал восемнадцати нумеров за 1830 год. А в прошлом 1831 году вывалил 29 декабря последний нумер только за апрель месяц, оставшись в долгу ровнехонько за восемь месяцев!!! "Гирлянда", нежная дщерь сладкого папы

20 См.: [Надеждин Н.И.] [Рецензия на новые книги Ф.В. Булгарина и А.А. Орлова] // Телескоп. 1831. № 9. Без подписи; [Пушкин А.С.] Торжество дружбы, или Оправданный А.А. Орлов // Телескоп. 1831. № 13. Подп.: Феофилакт Косичкин.

Меркурия, в декабре же явилась только за июль и осталась в долгу за полгода!! У меня пробежала дрожь по всем карманам, когда я прочитал объявление, что достопочтенный издатель "Меркурия" и "Гирлянды" открыл подписку на будущий год еще на два журнала: "Гирлянду", музыкальный журнал, и на "Детский журнал", и уже будет издавать вдруг четыре журнала! Нечего сказать, по таким правилам политической экономии можно издавать и двадцать журналов вдруг, выпустив каждого по нескольку листов - а на остальные нумера сыграться на мелок с публикой»21. Бестужев-Рюмин пытался оправдываться и, обыгрывая булгаринскую метафору, в заметке «Нечто о летаргическом сне, в который погрузился Северный Меркурий» писал, в частности: «.высокоименитая госпожа Северная Пчела! Я имею полное право упрекать вас в неблагодарности к моему издателю, который, за несколько времени до моего рождения, снабжал ваш улей достаточным количеством порядочного меду и два года запрещал мне говорить о вас правду, - а вы в благодарность за все это дозволили какому-то достопочтенному г. Фа-ею Б-ну обнести его несправедливо перед публикою, говоря, будто бы я остался в долгу у публики за восемь месяцев, между тем как я - хотя впрочем по милости этой кокетки (примолвил Меркурий, сурово взглядывая на Гирланду) - даже с хорошими процентами рассчитался с своими подписчиками» (Гирланда. 1832. № 3/4. С. 84).

Трудно судить, смог бы Бестужев-Рюмин компенсировать свои долги по отношению к подписчикам или нет, поскольку он простудился и вскоре после процитированной публикации умер. Так неожиданно завершилась журналистская карьера этого скандального, но небесталанного журналиста.

21 Письмо к издателям // Северная пчела. 1832. № 3. Подп.: Фалалей Бецален, подписчик на все журналы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПИСЬМА М.А. БЕСТУЖЕВА-РЮМИНА К П.Н. ДЕМИДОВУ

При той бедности информации о жизни и журналистской деятельности М. Бестужева-Рюмина, с которой сталкиваются исследователи, значительный интерес представляют, с нашей точки зрения, его письма к Павлу Николаевичу Демидову (1798-1840). Унаследовав в 1828 г. после смерти отца громадное состояние, Демидов сразу же привлек внимание современников активной благотворительностью. В 1829 г. он пожертвовал 500 тысяч рублей на помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, погибших в сражениях Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., а в 1830 г. обратился к императору с просьбой учредить в Петербургской Академии наук премии, призванные содействовать «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве», обязавшись ежегодно вносить для этой цели 20 тысяч рублей. Николай I оценил этот поступок, пожаловал ему чин статского советника и назначил в марте 1831 г. гражданским губернатором Курской губернии. Там Демидов продолжил свою благотворительную деятельность, пожертвовав 20 тысяч рублей для раздачи процентов с них беднейшим семействам Курска. Кроме того, на его деньги был благоустроен общественный Лазаретный сад.

Узнав о назначении Демидова губернатором и его благотворительной деятельности, некоторые литераторы (например, А.Ф. Воейков) обратились к нему с просьбами поддержать их издания. Среди них был и Бестужев-Рюмин. Печатаемые ниже его письма содержат как ряд биографических сведений и данных о степени финансовой и читательской успешности его изданий, так и материал для понимания его авторского самосознания, его идеологических и издательских установок. Они ярко демонстрируют трезвое понимание масштабов распространения чтения в России и целесообразности использования «административного ресурса» для распространения журнала (впоследствии этим способом успешно воспользовался издатель «Отечественных записок» А.А. Краевский) и, в то же время, степень его наивности, позволявшей надеяться, что Демидов одолжит огромную по тому времени сумму малоизвестному журналисту.

1.

Милостивый государь Павел Николаевич!

Россия с гордостию видит в Вас того человека, которого единственное до сего времени стремление к общей пользе и редкие свойства сердца известны всей просвещенной Европе.

Мысль сия одушевила меня обратиться к Вам, Милостивый Государь! Извините великодушно, что я этим письмом отвлеку на несколько минут Ваше внимание от важных занятий, которыми Вы обременены.

По ограниченному состоянию родителей моих, потерпевших ощутительное расстройство от общего бедствия, которое постигло в последние два года некоторые наши губернии, - я не мог получить от них такого пособия, которое было бы достаточно для меня по нынешним моим обстоятельствам. И в последнее время я содержание свое преимущественно имел от литературных моих занятий. Но с марта нынешнего года, начав издавать дамский журнал («Гирланду»), по образцу парижского «La Mode»1, я на сей первый год остался в убытке; и что имел в выгоде от другого своего журнала («Северный Меркурий»), тем должен был пополнить не вырученные мною издержки на «Гирланду», которые, по красоте издания, довольно велики.

Случай же, побуждающий меня обратиться к Вам, Милостивый Государь, есть следующий: по сердечной склонности я женюсь. Родители невесты моей, обремененные большим семейством и обязанные поддержать существование свое в свете, не могут удовлетворить меня всем надлежащим. Случай сей столь для меня важен, что я, не имея никого в виду, к кому мог бы прибегнуть в настоящих обстоятельствах, решился обратиться к Вам, Милостивый Государь, хотя, не имея чести лично быть Вам известным, не имею никакого к тому права, кроме того, что знаю по уверениям некоторых особ, имеющих честь знать Вас лично, что Вы одарены благодетельными свойствами сердца.

Я покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, снабдить меня суммою, шесть тысяч рублей. Так как я с Петербургским почтамтом и книгопродавцами рассчитываюсь по третям года, то обязываюсь сумму сию внести в четыре трети, в каждую по 1500 рублей: в пер-

1 Журнал «La Mode» Эмиля де Жирардена выходил в Париже с 1829 по 1854 г. В нем был литературный раздел, в котором печатался, в частности, Оноре де Бальзак, а иллюстрировал журнал известный художник Поль Гаварни.

вые три трети будущего 1832 года и в четвертую, январскую, треть 1833 года.

Если Вы, Милостивый Государь, найдете просьбу мою заслуживающею Вашего внимания и удостоите оказать мне благодетельное содействие (с тем, чтобы платеж просимой суммы был рассрочен на означенное время), то я покорнейше прошу Вас поручить кому-нибудь в Петербурге, при выдаче мне просимой суммы, взять от меня на предполагаемом условии надлежащее обязательство.

Может быть нашлись бы и другие особы, к которым мог бы я обратиться в теперешнем случае, если б... не воспрещало мне собственное мое самолюбие. Но к Вам, Милостивый Государь, я обращаюсь как к своему соотечественнику, которым, повторяю, справедливо гордится Россия.

Вы, оказав мне просимое содействие, облагодетельствуете этим человека, который может быть сам когда-нибудь принесет пользу наукам и который умеет чувствовать делаемые ему одолжения. На испрашиваемое мною содействие я получу возможность основать, так сказать, свое счастие - счастие, которому знает цену сердце. Излишне говорить, какою признательностию я буду Вам обязан за такое одолжение Ваше!

Смею надеяться, что Вы, Милостивый Государь, благоволите удостоить меня благосклонным Вашим ответом по прилагаемому адресу. С совершенным высокопочитанием и особенною преданно-стию честь имею быть, Милостивый Государь, Вашего Превосходительства покорнейшим слугой Михаил Бестужев-Рюмин.

17 октября 1831 года. Санктпетербург.

Адрес: против Таврического Сада, в доме Обуховой.

P.S. Желая иметь честь познакомить Вас с некоторыми из литературных моих произведений, я препровождаю вместе с сим несколько из оных. Покорнейше прошу оказать благосклонное снисхождение к их недостаткам.

[На отдельном листе:]

Если Вашему Превосходительству благоугодно будет обратить на меня снисходительное внимание, то от Вашей же благородной любви к покровительству русской словесности зависеть будет: сделать мне и другое чувствительное одолжение. Сие последнее состоит в следующем. Не можно ли будет Вам, Милостивый Государь, оказать мне благосклонное содействие, чтобы г-н курский губернский предводитель дворянства2 отнесся циркулярно ко всем гг. уездным предводителям дворянства Курской губернии с просьбою, чтоб каждый из них в своем уезде, если найдутся в числе помещиков и других особ, там жительствующих, любительницы и любители отечественной словесности, равно и музыки, - пригласил бы их принять участие в подписке на имеющие издаваться мною журналы в будущем году. При сем циркуляре не лишнее было бы приложить по одной копии с прилагаемой у сего ведомости журналам на будущий код, равно и по одному экземпляру объявлений с пренумерационными списками3, кои при сем же прилагаются4.

Если бы Вашему Превосходительству благоугодно было оказать испрашиваемое мною по сему предмету благосклонное содействие Ваше, то можно было бы надеяться, что в 15-ти городах и уездах (полагая в сем числе и губернский), Курскую губернию составляющих, нашлось бы в каждом из оных, полагая примерно, хотя по одному любителю словесности, который изъявил бы свое согласие на получение какого-нибудь из издаваемых мною журналов. Следственно, можно было бы полагать, что каждого из моих журналов потребовалось бы в Курскую губернию по 15 экземпляров, что составило бы в общей сложности пренумерационную сумму до 2500 рублей. Поддержка, весьма для меня значительная!

Конечно, некоторым образом совестно употреблять подобные средства для сбыта своих изданий, ибо значит - навязываться с ними, что несколько унижает и авторское самолюбие, но. почти нельзя без этого обойтиться. В Англии, Франции и Германии этого не делается, потому именно, что там чтение сделалось необходимою потребностию во всех классах общества; у нас же круг читающей публики, составленной изо всех классов общества, едва ли не будет

2 Этот пост занимал в то время статский советник Петр Абрамович Анненков (1784 - ?).

3 То есть списками подписчиков. От пренумерант (ново-лат., от ргае - прежде, и numerus - число) - лицо, подписавшееся на какое-либо печатное издание; подписчик.

4 Они находятся вместе с книгами, при сем препровождаемыми. (Примеч. М. Бестужева-Рюмина.)

менее, в сравнении с одним каким-нибудь классом, в каждом из упомянутых государств. У нас с достаточным успехом могут еще идти политические периодические издания; собственно же посвященные литературе большею частию имеют успех скудный. Впрочем, нельзя еще определительно решить, кого более винить в этом: публику или литературу? На кого менее имеет влияние просвещение: на публику или на самую литературу?.. А кажется, если говорить откровенно, обе неправы. Круг читающей публики в России невелик - это правда; но правда и то, что у нас и круг хороших литераторов скуден, в сравнении с иностранцами. С сокрушенным сердцем должно признаться, что у нас и литература обратилась с некоторого времени, преимущественно по милости гг. журналистов, в торговую площадь, где всякий из торговцев, стараясь сбыть с рук свой товар, заклики-вает в свою лавку, всячески стараясь унизить изделие своего товарища. Зависть и злоба, возникшая между сими гг., дошла теперь до возможной степени унижения; и жаль, что они, стараясь повредить друг другу, не чувствуют, что вредят более своему искусству, распространению в России чтения и вообще успешному ходу литературы, непосредственно имеющему влияние и на совершенное развитие возникающих дарований.

Покорнейше прошу извинить меня, Милостивый Государь, что я, коснувшись до предмета, в коем принимаю живое участие, несколько увлекся в посторонние рассуждения, отступив от своего предмета.

Если Ваше Превосходительство заблагорассудите удовлетворить покорнейшей просьбе моей, касательно испрашиваемого мною содействия, которое Вы, Милостивый Государь, имеете возможность оказать мне чрез г-на курского губернского предводителя дворянства, - и если посредством сего способа произойдет какой-нибудь успех, то есть если найдутся из числа любителей отечественной словесности, жительствующих в Курской губернии, желающие подписаться на какие-либо из моих журналов, - то о всех таковых особах нужно будет доставить ко мне общий список, с пояснением в оном их чинов, имен и фамилий, равно и местопребывания, дабы я по оному мог распорядиться о пересылке к ним, посредством С.Петербургской газетной экспедиции, журналов. - Деньги же, сколько причитаться будет, смотря по количеству требуемых экземпляров, доставлять ко мне не нужно: оные, при сборе их с подписавшихся особ, могут быть обращены в уплату просимой мною у Вашего Превосходительства суммы.

Журналы на 1832 год Цена с пересылкою из С.П[етер]-бурга во все места Российской] империи

1 ГИРЛАНДА, журнал словесности, музыки, мод и театров. В год 52 книжки. Выходит еженедельно, по воскресеньям. С картинками мод, нотами (романсы для пения и танцы), образчиками модных материй, рисунками новейших экипажей и мебелей, узорами для вышивания и проч. Издание, по образцу лучшего парижского журнала «La Mode», на веленевой бумаге; гравировка модных картинок, рисунков и нот лучших художников 55 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 СЕВЕРНЫЙ МЕРКУРИЙ, литературная, критическая и сатирическая газета, составляемая из повестей, анекдотов, статей о нравах, разных литературных отрывков, библиографических и театральных статей и других произведений изящной словесности, в стихах и прозе. 156 нумеров и два тома1. Выходит еженедельно по три раза: по понедельникам, средам и пятницам. Формат большими полулистами. Издание на веленевой бумаге 45 р.

3 ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ, издаваемый в пользу и удовольствие юного возраста и посвященный всем благомыслящим родителям и наставникам, поставляющим тщательный выбор чтения для детей в числе важнейших предметов воспитания. 104 книжки. Выходит еженедельно по два раза: по вторникам и пятницам. По 16 страниц в № 35 р.

4 ГИРЛАНДА, музыкальный журнал (для фортепиано), содержащий в себе ноты новейших романсов русских, французских и италиянских (со словами для пения) и танцы. 6 книжек. Издание на веленевой бумаге 30 р.

1 Поелику неудобно собирать газету, издающуюся листками, кои в продолжение года теряются и приходят в ветхость; а потому подписавшиеся особы, по миновании каждого полугодия, получают том, состоящий из 78 №№, особо переплетенный. (Примеч. М. Бестужева-Рюмина.)

КВ. Если найдутся особы, которые пожелают подписаться на сии оба журнала вместе, т.е. на музыкальную «Гирланду» и на «Гир-ланду», модный журнал (смотри выше), то они предваряются, что в числе нот, из коих составляется сей музыкальный журнал, будут находиться многие из тех, которые будут прилагаться к «Гирланде», модному журналу.

2.

Милостивый государь Павел Николаевич!

Один из моих сотрудников доставил мне 225 рублей, с тем, чтобы за сию сумму было высылаемо Вашему Превосходительству пять экземпляров издаваемого мною журнала «Гирланда».

Вследствие сего я поручил конторе своей доставлять Вам, Милостивый Государь, чрез С.Петербургскую газетную экспедицию, означенное число экземпляров «Гирланды», по настоящему местопребыванию Вашему, в г. Курск.

С совершенным почтением и особенною преданностию имею честь быть, Милостивый Государь, Вашего Превосходительства покорнейший слуга Михаил Бестужев-Рюмин.

20 октября 1831 года

С[анк]т Петербург.

[РГАДА. ф. 1267. Оп. 4. Ед. хр. 8.]

Литература

1. Алешкевич А.А. М.А. Бестужев-Рюмин - оппонент Пушкина // Современные проблемы пушкиноведения: Межвузовский сборник научных трудов. Псков, 1991. С. 137-149.

2. Альтварг Н.Н. Забытый альманах «Сириус» // Проблемы жанра в истории русской литературы. Л., 1969. С. 68-86. (Уч. зап. ЛГПИ. Т. 320).

3. Вацуро В.Э. Из литературных отношений Баратынского // Русская литература. 1988. № 3. С. 153-163.

4. ДельвигА.А. Сочинения / Под ред. В.Э. Вацуро. Л.: Худ. лит., 1986. - 472 с.

5. Егоркин А.И., Шляпкин И.А. Литературные дела архива Цензурного комитета [1830 г.] // Пушкин и его современники. СПб., 1918. Вып. 29. С. 98-130.

6. Левкович Я.Л. К истории статьи Пушкина «Альманашник» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 1. С. 268-277.

7. Пушкин в прижизненной критике. 1828-1830. / Под ред. Е.О. Ларионовой. СПб.: ГПТЦ, 2001. - 546 с.

8. Пушкин в прижизненной критике. 1831-1833 / Под ред. Е.О. Ларионовой.. СПб.: ГПТЦ, 2003. - 544 с.

9. [Стасов В.В.] Цензура в царствование императора Николая I // Русская старина. 1901. № 9. С. 663-665.

A.M. PeHT&iax HEygABmHHca ByjirAPHH

249

References

1. Aleshkevich A.A. "M.A. Bestuzhev-Riumin - opponent Pushkina." Sovremennye prob-lemy pushkinovedeniia: Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Pskov, 1991, pp. 137-149. (In Russ.)

2. Al'tvarg N.N. "Zabytyi al'manakh 'Sirius'." Problemy zhanra v istorii russkoi literatury. Leningrad, 1969, pp. 68-86. (Uch. zap. LGPI. T. 320). (In Russ.)

3. Del'vig A.A. Sochineniia, ed. V.E. Vatsuro. Leningrad, Khud. lit. publ., 1986. - 472 p. (In Russ.)

4. Egorkin A.I., Shliapkin I.A. "Literaturnye dela arkhiva Tsenzurnogo komiteta [1830 g.]." Pushkin i ego sovremenniki. St.-Petersburg, 1918. Issue 29, pp. 98-130. (In Russ.)

5. Levkovich Ia.L. "K istorii stat'i Pushkina 'Al'manashnik'." Pushkin: Issledovaniia i ma-terialy. Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ., 1956. Vol. 1, pp. 268-277. (In Russ.)

6. Pushkin v prizhiznennoi kritike, 1828—1830, ed. E.O. Larionova. St.-Petersburg, GPTTs publ., 2001. - 546 p. (In Russ.)

7. Pushkin vprizhiznennoi kritike. 1831—1833, ed. E.O. Larionova. St.-Petersburg, GPTTs publ., 2003. - 544 p. (In Russ.)

8. [Stasov V.V.] "Tsenzura v tsarstvovanie imperatora Nikolaia I." Russkaia starina, 1901, № 9, pp. 663-665. (In Russ.)

9. Vatsuro V.E. "Iz literaturnykh otnoshenii Baratynskogo." Russkaia literatura, 1988, № 3, pp. 153-163. (In Russ.)

Bulgarin and others 4. Unsuccessful Bulgarin

(M.A. Bestuzhev-Ryumin and His Relations with F.V. Bulgarin)

Abram I. Reitblat

Abstract: The poet Mikhail Bestuzhev-Ryumin that used to publish his critical reviews in the journal Severnayapchela on many ways followed Bulgarin in his criticism and polemic in his own journals - Severny Mercury and Guirlanda (1830-1832). The article traces the evolution of Bestuzhev-Ryumin's literary orientation, the changes in his attitude to Bulgarin - from respectful to highly critical - and to the "literary aristocrats" - from hostile to quite tolerant. Bestuzhev-Ryumin's letters to the patron of art P.N.Demidov published herewith, contain some biographical details, information on the financial side of his editions, the recognition among the readers; the letters also help to better understand the poet's mentality, ideological position and his publishing strategies.

Keywords: Russian literature of the XlXth century, M.A. Bestuahev-Ryumin, F.V. Bulgarin, journalism, correspondence, literary and publishing strategies, criticism

Information about the author: Abram I. Reitblat, PhD, "Novoe Literaturnoe Obozrenie" / Russian State Art Library, Moscow, Russia: E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.