Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет как направление обучения'

Бухгалтерский учет как направление обучения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клепиков Н. В.

Цель настоящей работы определение места учетных дисциплин в академической среде. Исследование было проведено с помощью обзора мнений различных авторов в оценке бухгалтерского учета как академической, и в частности университетской, дисциплины. Продолжающаяся в России реформа профессионального образования и научной сферы должна разрешить вопрос о дальнейших перспективах формального признания учета составной частью научного знания. В современных условиях хозяйствования изменяется и бухгалтерский учет, что требует разработки новых методов преподавания учетных дисциплин для подготовки квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет как направление обучения»

УДК 378.147

Н. В. Клепиков Бухгалтерский учет как направление обучения

Цель настоящей работы — определение места учетных дисциплин в академической среде. Исследование было проведено с помощью обзора мнений различных авторов в оценке бухгалтерского учета как академической, и в частности университетской, дисциплины. Продолжающаяся в России реформа профессионального образования и научной сферы должна разрешить вопрос о дальнейших перспективах формального признания учета составной частью научного знания. В современных условиях хозяйствования изменяется и бухгалтерский учет, что требует разработки новых методов преподавания учетных дисциплин для подготовки квалифицированных кадров.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, учетная деятельность, академическая дисциплина, реформа образования.

N. V. Klepikov. Accounting as a field of study

The objective of the present study was to define the role of accounting disciplines in the academic environment. A survey of views expressed by various authors in assessing accounting as an academic and, in particular, university discipline was carried out. Continuing vocational education and academic community reforms in Russia should effectively resolve the issue of further prospects for formal recognition of accounting as a part of scientific knowledge. Under present marketing conditions it is changes in accounting practice which causes the need for development of new methods of accounting disciplines teaching in order to build a qualified personnel.

Keywords: accounting, recordkeeping, academic discipline, education reforms.

Современный процесс обучения бухгалтерскому учету находится на таком этапе, когда многовековое влияние национальных школ уступает место периоду формирования единой бухгал-

© Клепиков Н. В., 2018

терской информационной системы. В Законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ дано следующее определение: «Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» [1]. В связи с этим возрастает необходимость в повышении роли преподавания таких базовых дисциплин, как теория бухгалтерского учета, управленческий учет, финансовый анализ и менеджмент, экономика предприятия. Это определяется и тем, что в учреждениях главного бухгалтера, специалистов бухгалтерии относят к административно-управленческому персоналу, то есть к работникам, которые руководят учреждением, структурными подразделениями, принимают решения по управлению внутренними процессами, занимаются подготовкой и обработкой правовой, бухгалтерской документации.

Прежде всего необходимо отметить важность терминологических аспектов в науке вообще и в учете в частности. Русскоязычная учетная терминология имеет еще массу проблем и пробелов: многозначность терминов, отсутствие согласия в их определении, несовпадение традиционных трактовок терминов в учете, законодательстве, экономической теории и др. В частности, до сих пор нет единого определения управленческого учета. К сожалению, работа по преодолению этих сложностей пока ведется в основном в дискуссиях на научных конференциях и профессиональных семинарах.

В практическом плане важность учетной деятельности в развитии бизнеса и финансовой сферы не подлежит сомнению. Профессии, требующие знаний и навыков, связанных с учетом, востребованы на рынках труда всех стран с рыночной экономикой. Профессиональные объединения бухгалтеров имеют более чем полуторавековую историю и действуют сейчас по всему миру. Учетная деятельность — одна из самых нормативно регулируемых областей — как на государственном уровне, так и на уровне профессионального сообщества и внутри отдельных организаций. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ст. 21 Закона «О бухгалтерском учете»): федеральные и отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта.

Экономическая информация, на долю которой приходится свыше 90 % общего объема информационных потоков, в основном формируется в системе бухгалтерского учета [5].

Тем не менее на уровне российского национального менталитета, несмотря на реальную привлекательность профессии, ее статус в целом невелик. Понимание значения бухгалтерского учета к руководителям хозяйствующих субъектов часто приходит с опозданием (во время кризисов, спада производства, налоговых санкций и др.]. У большинства носителей русского языка понимание «учета» и «бухгалтерского учета» (а иногда и «управленческого учета»] сопряжены с образом человека, занятого скучной, рутинной работой, но никак не с финансовыми знаниями.

Не внушает оптимизма (для желающих получить профессию бухгалтера] и заявление заместителя министра финансов РФ Т. Г. Нестеровой на Московском финансовом форуме 2016 года о том, что «профессия, какая она есть, бухгалтера все больше будет уходить с рынка. ...Ее будут... заменять технологии». В таком случае потребуются новые требования и методы к преподаванию дисциплин учетного характера. Несомненно, следует уходить от малоквалифицированной работы, это общемировая тенденция в отношении всех профессий. В России, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей, насчитывается около 5 млн бухгалтеров (только на государственной службе — 1,1 млн человек], это на 2 млн больше, чем в США [5]. Изменится характер профессии бухгалтер, но учет останется и будет всегда. Никакие цифровые технологии и программы полностью заменить учет (например, составление первичных документов, фиксирующих факты хозяйственной деятельности] не смогут.

Кризис в отечественной учетной науке в последние годы становится все отчетливее, это подтвердила, в частности, прошедшая в апреле 2013 г. на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета международная конференция «II Соколовские чтения. Бухгалтерский учет: взгляд из прошлого в будущее». Помимо обсуждения чисто профессиональных проблем участники конференции в своих выступлениях и дискуссиях высказывали серьезную озабоченность низким статусом научной дисциплины «Бухгалтерский учет» в академической среде [1, с. 17].

Корни кризиса лежат еще в советском прошлом, когда преподавание учета считалось прерогативой техникумов и планово-экономических вузов, а отнюдь не университетов, а профессия бухгалтера по своему статусу была малопривлекательной. В последние два десятилетия ситуация с практикой поменялась, но в академической среде она только усугубилась. Проблема тут двойственная:

— как понимают предметное поле учета представители профессионального бухгалтерского сообщества и академического сообщества экономистов, работающих в этом предметном поле (внутреннее самоопределение);

— как понимают предметное поле учета как науки представители других отраслей знания (внешнее восприятие).

То, что большинство наших коллег-бухгалтеров считают наукой, с точки зрения и зарубежной академической традиции, и методологии науки таковой не является, поэтому учет у нас не воспринимается как наука даже большинством экономистов, несмотря на то, что бухгалтерский учет входит в номенклатуру научных специальностей РФ.

Такое положение дел совершенно не соответствует мировому опыту: в европейских и американских университетах вопрос о том, является ли учет академической дисциплиной и нужно ли изучать его в вузах, решается однозначно в пользу этой науки и направления обучения. Программы подготовки в области учета имеют самостоятельный статус, но часто в них совмещается подготовка по учету и финансам, учету и анализу, учету и управлению бизнесом. Получившие всемирное признание Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS) переименованы в Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Тем самым МСФО не только формируют новые учетные правила, но и повышают уровень профессии бухгалтера. Развитие образования, а также координирование исследований в области бухгалтерского учета происходит на международном уровне, что способствует развитию профессии в условиях, определяющих изменения в обществе — прозрачность, динамичность, сложность.

Бухгалтерская профессия имеет международное признание и международную координацию. C 1977 г. действует Международная федерация бухгалтеров (МФБ), объединяющая представителей бухгалтерской профессии более 100 стран. Действующим в данной структуре Комитетом по международным образовательным стандартам в

области финансового учета и отчетности (IAESB) разработаны следующие международные стандарты образования (МСО]: IES (МСО] 1 «Вступительные требования к программе профессионального бухгалтерского образования» (в ред. 2014 г.), IES (МСО] 2 «Содержание программ образования профессиональных бухгалтеров», IES (МСО] 3 «Профессиональные навыки», IES (МСО] 4 «Профессиональные ценности, этика, отношения», IES (МСО] 5 «Требования по практическому опыту», IES (МСО] 6 «Оценка профессиональных возможностей и компетентности», IES (МСО] 7 «Продолжение профессионального развития», IES (МСО] 8 «Требования к компетентности специалистов по аудиту». МСО в целом определяют квалификационные требования и уровни образования профессионального бухгалтера. Основная роль в профессиональном образовании бухгалтеров отводится негосударственным профессиональным учреждениям, объединяющим профессионалов, а не высшим или средним учебным заведениям. Претендент для участия в программе профессионального бухгалтерского образования может не иметь университетскую степень бакалавра или магистра, достаточно среднего специального образования (а возможно, и дополнительного профессионального образования], при этом обязательным является его практический опыт работы, т. е. выпускник университета (тем более СПО] не может подтвердить квалификацию бухгалтера без должного стажа работы. Такой же принцип поддерживается в профессиональном стандарте «Бухгалтер» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н], где определены 5-й и 6-й уровни квалификации, соответственно для бухгалтера и главного бухгалтера. К 6-му уровню относятся такие трудовые функции, как: составление бухгалтерской отчетности, составление консолидированной отчетности, внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование; проведение финансового анализа. В то же время в профессиональных стандартах, утвержденных Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н, в п. 1.3 «Описание уровней квалификаций» (всего выделено 9 уровней] в графе «Полномочия и ответственность» для 7-го уровня определена «ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений», в то время как для 6-го уров-

ня в профессиональном стандарте «Бухгалтер» — «ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации». То есть профессиональный стандарт «Бухгалтер» не предназначен для оценки квалификации учетных работников крупных организаций, а действует только в рамках малого и среднего бизнеса. Этот пробел необходимо устранить.

Профессия бухгалтера должна предвидеть изменяющиеся потребности бизнеса, дополнить свой технический опыт широким пониманием применения существующих и новых технологий, новых навыков, которые они требуют. Бухгалтеры должны быть открыты для изменений, созданных большими объемами данных, облачными, мобильными и социальными платформами, и быть готовыми к вызовам, предъявляемым киберпреступностью, цифровым оказанием услуг и искусственным интеллектом [2].

Современные исследования в области учета ведутся в нескольких направлениях. Первые два можно считать традиционными:

— учет как совокупность методов и методологий регистрации финансовой информации, касающейся хозяйственной деятельности организаций, и представления ее пользователям;

— учетная деятельность как информационная технология, обслуживающая другие социально-экономические практики — торговли, финансов, кредитования, государственного управления и др.

Эти два направления большинство исследователей и экономистов-практиков рассматривают как собственно бухгалтерский учет, как систему методов сбора и регистрации фактов хозяйственной жизни, прикладную дисциплину и сферу профессиональной деятельности.

В последние 20 лет активно развиваются новые направления исследований учета, на которые необходимо обратить пристальное внимание при оценке роли бухгалтерского учета как науки:

— учет как язык рассматривается в двух измерениях: учет — знаковая система и учет — коммуникационная среда;

— учет как инструмент власти;

— учет как форма социального взаимодействия в обществе.

Существующая в мире разветвленная и многоуровневая система образования в области учета значительно различается по странам, но, как правило, является двухкомпонентной. Первая, наиболее масштабная ее часть, встроенная в национальные структуры

высшего образования система вузовского обучения по специальностям, направлениям, профилям и другим, связанным с учетом, всех уровней — бакалавра, магистра, доктора и т. д. Вторым компонентом учетного образования служит система обучения и аттестации, предлагаемая профессиональными объединениями, подтверждающими практическую квалификацию профессионалов. В нашей стране существовавшая до недавнего времени система подготовки кадров велась по специальностям «бухгалтерский учет, анализ и аудит» (уровень высшего профессионального образования] и «экономика и бухгалтерский учет» (среднего специального образования], действовали сети профессионального обучения и повышения квалификации. Ни в государственных образовательных стандартах, ни в программах аттестации профессиональных бухгалтеров не было упоминаний о знаниевых составляющих учета. В то же время в документах крупнейших международных систем профессиональной аттестации учетные дисциплины относятся к фундаментальным знаниевым дисциплинам (в отличие от дисциплин, формирующих навыки, таких как налогообложение, аудит и др.].

С введением в вузах двухуровневой системы образования учет постепенно стал выпадать из отечественного образовательного пространства. Лишь в государственном образовательном стандарте квалификации «бакалавр» направления «менеджмент» дисциплина «учет и анализ» была включена в качестве обязательной. Содержание государственных образовательных стандартов по направлению «экономика» практически не оставляло учету места. Так, в бакалаврском стандарте «бухгалтерский учет» был определен как дисциплина по выбору вуза, в стандарт подготовки магистров экономики учет не включен совсем, и это несмотря на то, что почти половина приведенных в этих стандартах профессиональных компетенций выпускника вуза предусматривают работу с учетной информацией, ее анализ и использование для принятия экономических решений. Фактически учету было отказано в признании его академической дисциплиной, предметом университетской подготовки. Будущее учета как академической, и в частности университетской, дисциплины в России в настоящее время остается проблематичным. Перспективы продолжения бюджетного финансирования экономических специальностей кажутся весьма неблагоприятными.

Активизировавшаяся в последние годы в России реформа профессионального образования и научной сферы должна разрешить вопрос о дальнейших перспективах формального признания учета составной частью научного знания. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» цель деятельности в области бухгалтерского учета установлена аналогичной Закону «О бухгалтерском учете», определены знания для каждой трудовой функции бухгалтера, входящей в профессиональный стандарт. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 г. № 1327 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» одним из видов профессиональной деятельности определена в том числе и учетная деятельность. Реализовать профессиональную деятельность выпускники могут в том числе в области финансов и экономики при условии соответствия уровня его образования и полученных компетенций, требованиям к квалификации работника.

В текущем 2018 году Минобрнауки разделяется на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. В новой конфигурации возрастает роль науки, причем основной упор явно будет сделан не только и не столько на науку академическую, сколько на вузовскую. Центрами научных исследований становятся университеты. Здесь будет вестись обучение, отбор молодых ученых и научная работа (вместе с академической наукой).

***

1. Волкова О. Н. Концептуальное пространство учета в российской и зарубежной практике // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 2. С. 16—26.

2. Каморджанова Н. А., Солоненко А. А. Тенденции развития бухгалтерской профессии в мире нестабильной экономики // Аудиторские ведомости». 2017. № 1—2.

3. О бухгалтерском учете: Закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

4. Хамхоева Ф. Я. Бухгалтерский управленческий учет как информационная основа системы управления производством // Современный бухгалтерский учет. № 12. 2004.

5. Сколько бухгалтеров может остаться без работы. URL: http://www. весь-бухучет.рф. Режим доступа: http://www.xn—btbbmc3ekgatx8c.xn--p1ai/ skolko-buhgalterov-mogut-ostatsya-bez-raboty/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.