Будущее за метаном
Д. Лукарелли, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании №есо
Автомобили, работающие на компримированном (КПГ) или сжиженном (СПГ) природном газе, - это ответ компании №еоо на необходимость обеспечить охрану окружающей среды, что является приоритетным требованием глобального масштаба. При этом компания гарантирует конкурентоспособность, топливную экономичность и высокую производительность - характеристики, необходимые для любого коммерческого автомобиля.
Разработки специалистов !уесо в области применения газовых двигателей начались в 1998 г., а серийное производство автомобилей с малотоксичным выхлопом - в 2005 г. Сегодня !уесо является одной из немногих компаний, предлагающих грузовики с серийно выпускаемыми газовыми двигателями.
Природный газ - простое по химическому составу топливо, сгорающее без образования дыма. Содержание оксидов азота (1\Юх) и сажи (РМ) в отработавших газах двигателя на КПГ почти вчетверо ниже допустимых пределов. По надежности газовый двигатель не уступает дизелю, а по чистоте выхлопа и уровню шума значительно его превосходит. В газовых двигателях автомобилей !уесо реализован стехио-метрический процесс сгорания топлива, то есть обеспечено оптимальное соотношение количества топлива и воздуха в топливной смеси. Трехходовой каталитический конвертор позволяет снизить токсичность выхлопа до уровня ниже предусмотренных требованиями стандартов Евро-5 и ЕЕУ. Значительно уменьшается и износ деталей двигателя, а это - увеличенные интервалы между плановым техобслуживанием и снижение затрат на ремонт выхлопной системы. Многочисленные тесты и испытания
газовой техники, а также опыт инженеров Iveco гарантируют максимальную безопасность.
В сегменте малотоннажных грузовиков Iveco предлагает газовый фургон на базе шасси Daily 50C14G, являющийся лучшей альтернативой дизельному аналогу в городских условиях эксплуатации. Например, Daily с дизельным двигателем потребляет 15 л топлива на 100 км, а Daily Natural Power - 15 м3 метана. При годовом пробеге в 60 тыс. км экономия составит от 60 тыс. до 80 тыс. руб. Такие автомобили уже приобрела компания «Мосавтохолод», специализирующаяся на доставке охлажденных и замороженных продуктов для столичных супермаркетов.
Давний партнер Iveco компания «Меркатор Холдинг» также поддерживает идею газификации автопарков, поставляя коммерческие автомобили для коммунальных нужд. В числе таких машин - мусоровоз CRV 1600, изготовленный на базе шасси Iveco Stralis AD190S27/P CNG с газовым 6-цилиндровым двигателем мощностью 189 кВт. Максимальный крутящий момент в 1100 Н-м достигается уже при 1100 мин-1. Средний расход топлива в смешанном цикле составляет примерно 23,3 м3/100 км. При цене метана 9,9 руб./м3 100 км пути обойдутся в 230 руб.
Помимо КПГ-версии, существует и СПГ-версия тягача !уесо бмб, оборудованного баками для СПГ, который содержится в кри-обаллоне под давлением 1,1 МПа при температуре -162 °С. Баллон выдерживает критические нагрузки, в том числе открытый огонь. Сжиженный газ перед подачей в двигатель разогревается и выпаривается до состояния компримированного. Использование СПГ дает возможность значительно увеличить производительность автомобиля, а за счет уменьшения массы баллонов грузоподъемность возрастает на 100 кг. Кроме этого, автомобиль может проехать больше на 450 км, что дает возможность использовать его в поездках на дальние расстояния и еще больше экономить за счет снижения стоимости топлива. Пока, к сожалению, это предложение не столь актуально для российского рынка ввиду малоразвитости сети заправочных станций для СПГ.
Содействие развитию газового транспорта во всем мире и в том числе в России является для !уесо приоритетной задачей. Именно поэтому мы активно продвигаем идею обновления транспортного парка российских предприятий с учетом выгоды использования природного газа в качестве альтернативного источника энергии. Между компаниями ООО «Ивеко Руссия» (российское представительство компании !уесо в РФ) и ООО «Газпром газомоторное топливо» недавно было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития газомоторного парка грузовых автомобилей. Компании договорились о проведении совместных мероприятий по разработке и реализации программ испытания газомоторной техники, подготовке нормативно-правовой и законодательной базы, проведении информационных акций, направленных на популяризацию использования природного газа в качестве автомобильного топлива. !уесо также передаст Газпрому несколько единиц газовой техники в опытную эксплуатацию и будет регулярно предоставлять автомобили для экспозиции на региональных и международных выставках с участием партнеров.
Сравнительная характеристика потребления газового и дизельного топлива автомобилями IVECO
Параметры Марки автомобилей
Daily 50014G Eurocargo ML120E20 Stralis CNG AD260S27YPS Stralis LNG AT440S33/P
Расход метана (смешанный цикл), м3/100 км 14,5 23,3 48 48,5
Расход дизтоплива (смешанный цикл), л/100 км 15 18 36 38
Объем баллонов (стандартная комплектация), л 224 480 880 560 (СПГ) 280 (КПГ)
Объем заправляемого газа (стандартная комплектация), м3/л 51 105 194 360
Дальность хода (смешанный цикл), км 350 450 405 750
Экономия, руб./10 тыс. км 35 000 36 100 70 800 76 900
■#i (ЯН Л Яв» «ЧР ЮН А
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (34), июль 2013 г.