НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.12 Правильная ссылка на статью:
Ирсетская Е. А., Китайцева О. В. Будущее индустрии социологических и маркетинговых исследований: по материалам VII Социологической Грушинской конференции // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 185—190. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.12. For citation:
Irsetskaya E. A., Kitaitseva O. V. The future of social and market research: based on the 7th Grushin conference proceedings. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 4. P. 185—190. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.12.
Е. А. Ирсетская, О. В. Китайцева * БУДУЩЕЕ ИНДУСТРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ VII СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
БУДУЩЕЕ ИНДУСТРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ VII СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ИРСЕТСКАЯ Елена Александровна — кандидат социологических наук, доцент, специалист отдела фундаментальных исследований ВЦИОМ, Москва, Россия. E-MAIL: [email protected]
КИТАЙЦЕВА Ольга Вячеславовна — кандидат социологических наук, доцент факультета социологии Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия. E-MAIL: [email protected]
THE FUTURE OF SOCIAL AND MARKET RESEARCH: BASED ON THE 7th GRUSHIN CONFERENCE PROCEEDINGS
Elena A. IRSETSKAYA1 — Cand. Sci (Soci-ol.), Assistant Professor, Expert of Basic Research Department E-MAIL: [email protected]
Olga V. KITAITSEVA2 — Cand. Sci (Sociol.),
Assistant Professor
E-MAIL: [email protected]
1 Russian Public Opinion Research Center (VCIOM), Moscow, Russia
2 Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
* Авторы участвовали в VIII Конкурсе студенческих работ 2016—2017 ВЦИОМ в номинации «Социологический форсайт: о настоящем и будущем в современном мире». Подробнее о конкурсе здесь: https://konkurs.wciom.ru/ proektykonkursy/konkurs_studencheskikh_rabot/itogi_konkursa_2017_i_arkhiv/konkurs_2016_2017/.
15—16 марта 2017 г. в Москве прошла VII Социологическая Грушинская конференция «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», организованная совместно Фондом «ВЦИОМ» и Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. Конференция стала одним из самых ярких событий II Российской исследовательской недели, собрав рекордное количество участников (на конференцию было зарегистрировано более тысячи человек). Кроме того, желание приоткрыть завесу будущего всей российской индустрии социологического исследования общественного мнения и маркетинговых исследований вполне оправдано тем обстоятельством, что в 2017 г. отмечается 30-летний юбилей Всероссийского центра изучения общественного мнения. Лейтмотивом обсуждения на секциях стали вопросы социального прогнозирования и проектирования в различных сферах жизни современного общества, опирающиеся на данные социологических исследований, а также ряд вопросов, касающихся осмысления долгосрочного развития всей индустрии социологических и маркетинговых исследований.
Отметим, что вопросы социального предвидения находятся в центре внимания научного сообщества не только в России, но и во всем мире. Не случайно на VII Социологической Грушинской конференции в обсуждении обозначенных проблем участвовали представители 15 стран мира и 108 городов РФ. Кроме того, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. является одним из основных документов системы стратегического планирования развития страны. Подобные масштабные проекты, которые позволяют заглянуть в будущее ключевых процессов государства, выстроить стратегические ориентиры страны, региона, отрасли или компании, получили название форсайт (от англ. foresight—взгляд в будущее). В рамках Грушинской конференции также состоялись интересные сессии, посвященные обсуждению форсайт-исследований, которые прежде всего были направлены на выявление проблем, перспектив и возможных рисков развития индустрии социологических и маркетинговых исследований в целом.
В рамках пленарного заседания были определены основные термины, понятия и методология форсайт-исследований, сформулированы особенности социального предвидения, а также намечены ключевые векторы прогнозов, осуществляемых в социологических исследованиях, обозначены сферы социального прогнозирования, значимые для анализа в современном социологическом сообществе. По данному кругу вопросов выступили ведущие ученые и эксперты современной социологической индустрии: В. Федоров (ВЦИОМ), И. Задорин (Циркон), А. Ослон (ФОМ), А. Демидов (ГфК-Русь), А. Шашкин (OMI) и др. Участники пленарного заседания обозначили круг актуальных проблем прогнозирования в социологических исследованиях и задали общий тон направления научно-прикладной дискуссии, которая развернулась на секциях конференции.
Модератор пленарного заседания В. Федоров (ВЦИОМ) отметил: «...конференция дает нам возможность поговорить о том, зачем мы вообще пришли в эту сферу, в эту индустрию, чем мы можем быть полезны обществу, чем — нашим заказчикам, где заканчивается граница нашей ответственности, должны ли мы исключительно концентрироваться на исследованиях или мы можем, а может
быть, и должны шагнуть дальше? В данном случае я говорю не о рекомендациях, а о прогнозировании, предсказании. О том, как оно возможно, какой вклад в него может внести наша индустрия, причем не абстрактно, а вполне конкретно...»
Заместитель председателя программного комитета Грушинской конференции И. Задорин (ЦИРКОН) обозначил свое видение основных доминант в развитии современной исследовательской индустрии. Во-первых — появление очень большого количества прогнозных исследований. Во-вторых — смена исследовательской парадигмы. При анализе и объяснении социальных явлений вместо обращения к историческому опыту исследователи все чаще обращаются к социальному прогнозированию, то есть проблемы изучения будущего оказываются в центре внимания современной научной социологической дискуссии. Подобный интерес также обусловлен и технологической революцией, которая накладывает значимый отпечаток на все процессы жизни современного общества, а следовательно, является причиной трансформации исследовательского фокуса при изучении социальных процессов. Докладчик подчеркнул, что «это очень серьезно подвигает к тому, чтобы заняться прогнозированием, потому что многие, в общем-то, уважаемые специалисты вполне обоснованно говорят о том, что еще пара-тройка лет, и мы будем жить совсем в другом мире».
Проблемы социального прогнозирования в отечественной социологии долгое время не были столь актуальны в связи с плановым характером социально-экономического развития, а также из-за особенностей доминировавшей общественно-политической формации в условиях господства социалистической идеологии. В современном обществе ситуация в корне меняется. Все больше актуализируется запрос к социологам относительно прогнозов и перспектив развития того или иного социального явления, поиска новых методов исследования. И здесь мы можем отметить третью особенность развития исследовательской индустрии — это проблемы методологии исследования процессов перспективного будущего развития. Они возникли из-за того, что методы прогнозирования на долгое время выпали из сферы научно-практического осмысления социологии.
Грушинская конференция взяла на себя роль катализатора, который был призван сформулировать пути и обозначить наиболее эффективные методы в процессе прогнозирования развития исследовательской индустрии и отрасли прикладной социологии как в методическом плане, так и в плане развития рынка.
Об особенностях современных прогнозов также высказался А. Демидов (ГфК-Русь). Он обратил внимание на так называемые большие данные (Big Data), которые сегодня доступны для построения прогнозов. С одной стороны, наличие этих данных формирует богатую основу для прогнозирования, с другой стороны, требуются значительные усилия, чтобы выработать адекватную методологию, которая бы обеспечила релевантные инструменты генерации, извлечения и анализа данных, а также их корректную интерпретацию.
Докладчик сформулировал два наиболее актуальных направления современных прогностических исследований: во-первых, прогнозирование на основе данных, которые получены в результате различного рода регистраций; во-вторых, прогнозирование на основе мнения людей. Исходя из этого, были отмечены основные проблемы современных прогнозов: необходимость вычисления вероятно-
сти реализации представленного прогноза, а также необходимость мониторинга данных прогнозирования.
В пленарной дискуссии приняли участие и иностранные коллеги. Слово было предоставлено П. Мой (экс-президент Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения ^АРОЯ)), которая еще раз обратила внимание участников на то, что современные мировые процессы нуждаются в точном прогнозировании. Для этого у социологов имеется множество инструментов, включая компьютерный анализ данных, биометрику. Сегодня остро встает вопрос о том, насколько надежны и валидны эти данные. Кроме того, важно помнить, что, становясь публичной информацией, прогнозы могут быть не одинаково восприняты различными общественными группами. Это может быть использовано определенными политическими силами и иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества и для страны в целом.
Важной проблемой, обсуждаемой в ходе конференции, стал анализ того, каким видится дальнейшее развитие сферы маркетинговых и социологических исследований, какие факторы оказывают наиболее сильное влияние, с какими вызовами и рисками сталкиваются участники этой индустрии, а также понимание возможных траекторий ее развития. От протекающих в современном обществе изменений во многом зависит и специфика построения исследовательского процесса. На эти вопросы помогают ответить форсайт-исследования. Сегодня важно понимать и уметь работать с данными, полученными в результате прогнозных исследований и форсайтов, которые помогают осмыслить эволюцию общественных отношений. Индекс готовности общества к будущему позволяет оценить потенциал общественных трансформаций и те проблемы, с которыми столкнутся представители индустрии социологических и маркетинговых исследований. В разной степени обозначенные проблемы поднимались практически на всех секциях конференции, но наиболее яркое отражение нашли в следующих двух: секция 31 «Прогнозирование и форсайт в академических и прикладных исследованиях», секция 3, панельная дискуссия «Каким будет общество будущего?».
В рамках секции 31 эксперты сосредоточили свое внимание на вопросах будущего индустрии социологических и маркетинговых исследований. Ведущий А. Чулок (Форсайт-центр, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ), задал направление дискуссии, высказав свое видение развития исследовательской сферы на ближайшие десять лет. Он предположил: «Первое: я утверждаю, что исследовательская индустрия в текущем облике перестанет существовать в ближайшие десять лет. Все, что мы знали о ней, и то, как мы ее представляем, поменяется кардинальным образом. Второе: половина компетенций, которыми вы обладаете, через десять лет перестанут быть полезными и нужными. И третье: как минимум треть тех заказчиков, или даже типов заказчиков, с которыми мы наладили связи и привыкли работать, перестанут существовать. Придут другие, с совершенно иными требованиями и запросами».
Экспертная дискуссия участников была сосредоточена не только на отдельных аспектах трансформации исследовательской индустрии, но и на выработке комплексной оценки и разностороннего, системного описания будущего сферы исследований. Найти ответы на стоящие перед участниками секции вопросы помогли
результаты форсайт-сессии «Российская исследовательская индустрия — 2030», которые были представлены для обсуждения Е. Климановой (маркетинговое агентство «Делфи») и Т. Нестиком (Институт психологии РАН).
В результате проведенного исследования авторам удалось выявить основные тренды, которые окажут определяющее воздействие на развитие российской исследовательской индустрии в ближайшие десять лет. Во-первых, экспертами отмечаются политические тренды. Их прежде всего характеризует монополия государства на персональные данные граждан. Во-вторых, это экономические тренды, основной особенностью которых является изменение форм предпринимательства. В-третьих, выделены социально-демографические тренды. Они несут в себе изменения запроса клиентов к исследователям, что связано с угрозами или возможностями, которые могут возникнуть из-за трансформации модели поведения потребителей социологических данных. В-четвертых, создание 1Т-платформ. Их особенность в том, что они исключают исследователя из процесса. Заказчик напрямую, сформулировав сою задачу, может зайти на 1Т-платформу, которая определит метод исследования, рассчитает выборку и отправит задание в панель. В результате клиент самостоятельно, без участия исследователя, решает задачу и получает готовый отчет.
Напомним, что обычно форсайт не сводится к прогнозированию, предлагающему один из вариантов развития будущего. Форсайт основан на концепции многовариантности, когда один из сценариев, в зависимости от действия или бездействия в настоящем, может стать реальностью. Докладчиками был представлен анализ данных, полученных в результате форсайт-сессии. Им удалось сформулировать и описать три сценария развития исследовательской сферы.
Первый — это открытый мир. Сценарий характеризуется максимальной доступностью информации, при этом поведение потребителя крайне нестабильно и подвержено частым изменениям. Эксперты сошлись во мнении, что основная компетенция, которая будет востребована при данном сценарии — это умение сочетать, осуществлять синтез качественной и количественной методологии. Это способность из большого объема информации найти качественные идеи, наполнения, смыслы, то есть то, что не видимо из-за большого ее объема. Нужно развивать способности и умения вычленить значимые бизнес-решения и стратегии из обобщенной информации. Таким образом, стратегирование, бизнес-моделирование и консалтинг становятся основными направлениями приоритетного развития для исследователя. Только так можно будет добиться успеха и реализации.
Второй сценарий—это изучение без данных. Развитие этого сценария предполагает отсутствие доступа к данным. Индивидуумы закрыты и устали от исследований, не хотят в них участвовать. В сложившейся ситуации значимым навыком исследователя является умение самому создавать источники информации. Это любые пассивные методы сбора информации: наблюдение, работа с экспертами и др.
Третий сценарий — это счастливый одномерный человек. Данный сценарий характеризуется наличием максимального доступа к информации. Человек в этой ситуации линеен, его поведение предсказуемо. Уровень потребления очень низкий, потребитель неспособен выбирать в этой ситуации. В этом случае исследователь должен стать партнером с технологическими компаниями, стремиться быть
им полезным. В принципе, бизнесу по этому сценарию исследования не очень нужны, потребитель достаточно предсказуем. Поэтому стоит наращивать компетенции исследований в виде прогнозирования, генерации новых идей через качественные исследования, поиск решений через синтез данных и консалтинговый подход к проектам.
Другую группу участников Грушинской конференции объединила дискуссия в рамках Секции 3, панельной дискуссии «Каким будет общество будущего?». Участники обсуждали интегративно-комбинированный индекс — индекс готовности стран к будущему, который является результатом разработки совместного проекта ВЦИОМ и Валдайского клуба. В основе структуры индекса десять параметров: ресурсы и экология; система управления; безопасность и суверенитет; международное влияние; экономика; технологии; образование; наука; культура и коммуникации; общество. Все обозначенные параметры по-своему влияют на общественные связи и взаимоотношения, что приводит к качественным, серьезным изменениям всех сфер жизни общества, а также к значимым трансформациям на уровне страны в целом. В этой связи исследовательская индустрия сталкивается с новыми явлениями и вызовами, к которым вынуждена приспосабливаться, адаптируя не только методологическую исследовательскую составляющую, но также и личностные и профессиональные качества самого исследователя.
Подводя итог, можно сказать, что на VII Социологической Грушинской конференции были представлены на обсуждение вопросы, касающиеся проблем прогнозирования в социологических исследованиях. Социологам удалось сформулировать основные исследовательские тренды на ближайшие годы. Это позволит в дальнейшем получать более качественные и глубокие исследовательские прогнозы относительно различных сфер жизнедеятельности современных россиян. Профессиональные дискуссии о будущем исследовательской индустрии и будущем общества, прошедшие в рамках конференции, будут способствовать углублению знаний и представлений профессионального сообщества, а также аудиторий смежных с социологией областей знания о современных технологических и методологических возможностях социологических и маркетинговых исследований. Возросшая актуальность прогнозирования в социологических исследованиях в очередной раз подчеркнула значимость социальных прогнозов в современном обществе и необходимость их использования при поиске и планировании наиболее эффективных путей развития Российского общества в целом.