ФИЛОСОФИЯ
УДК 294.3(510) © Т.Ф. Марханова
БУДДИЗМ В КИТАЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЯН-ДИ
В данной статье рассмотрен буддизм в Китае при династии Суй, показаны роль и место буддизма в китайском обществе, охарактеризована позиция буддизма, сложившаяся в период правления династии Суй. В статье приводятся сведения об императоре Ян-ди, строительстве буддийских монастырей и дворцовых храмов. Особое внимание обращается на дружбу между императором Ян Гуаном и буддийским патриархом школы Тяньтай Чжи И.
Ключевые слова: династия Суй, император Ян Гуан, Чжи И, буддизм, дворцовые храмы, строительство буддийских монастырей.
T.F. Markhanova
BUDDHISM IN CHINA IN THE PERIOD OF SUI EMPEROR YANG-DI
In the article, Buddhism in China in Sui dynasty is considered, showed the role and the place of Buddhism in chinese society, was defined a position of Buddhism, which had happened at ruling period of Sui dynasty. In the article is given a historical information about Emperor Yang-di, Buddhist monasteries and palace temple's construction. Special attention is drawn to friendship between Emperor Yang and Buddhist patriarch of Tiantai school Chih-Yi.
Keywords: Sui dynasty, Emperor Yang Guang, Chih-Yi, Buddhism, palace temples, construction of Buddhist monasteries.
Эта работа написана по материалам статьи Гуань Шитяня (^ЙШ) под названием «Суй-
ский Ян-ди и буддизм» [10]. Гу-
ань Шитянь является буддийским монахом, который преподавал в различных буддийских академиях, написал множество работ по истории китайского буддизма, комментировал буддийские каноны. В данной статье Гуань Шитянь взял за основу сочинение монаха при династии Тан Ши Дао сюаня «Продолжение био-
графии выдающихся монахов», а именно начало главы «Монастырь Си Мин» 30-й цзюань
[8].
В то время, когда династия ЧэнЦ^; (557589 гг.) пала, а династия Суй (Ш^ 581-618 гг.) объединила всю Поднебесную, Ян-ди (тронное имя'М$), имя Гуан (О, в возрасте 12 лет получил почетный титул Цзинь Ван Гуан (^^Ш). Великие начинания Вэнь-ди (^'ф' - отца Ян-ди'Щ'Ф', имя при рождении Ян Цзянь) не имели
продолжения, его старший сын Юн (М) отличался дурным характером, из-за чего отец назначил наследником своего второго сына Гуана, но и тот, по мнению Ян Цзяня, ничем не отличался от Юна, поэтому император Ян Цзянь снова провозгласил наследником Юна. Имеются
исторические сведения о том, что в 604 году Ян Гуан, хладнокровно убив отца и брата, взошел на трон и стал императором. Так, в историю Китая он вошел как редкостный тиран, сравнимый с императором династии Цинь Ши хуан-ди. Несмотря на свой дурной нрав, он оказался весьма прогрессивным в плане экономического и культурного развития Китая. Цзинь Ван Гуан, заняв престол, издал указ о строительстве большого канала, соединив тем самым пути рек Хуанхэ и Янцзы. Вел активную внешнюю политику с окружающими азиатскими странами, внес выдающийся вклад в культурный обмен между Севером и Югом. Так же, как отец, поддерживал и прославлял буддизм и даосизм. В особенности
уважал тяньтайского патриарха Чжи И (^Щ
538-598). Во время своего правления учредил целый ряд монастырей, взял под защиту и поощрял буддизм.
Восьмой год эпохи Кай хуан (588) император Вэнь-ди в целях воссоединения Севера и Юга Китая приказал атаковать войска династии Чэнь, верховным главнокомандующим был назначен его второй сын Ян Гуан, тогда ему едва исполнилось двадцать лет. В первый месяц следующего года многочисленная армия Суй вплотную приблизилась к столице династии Чэнь Цзянь Кан (старое название Нань цзина). Войска династии Чэнь как раз намеревались принять бой и дать отпор врагу, но были окру-
жены и тогда столица пала, Вэнь-ван и У-ван (основоположники династии Чжоу), все официальные чины были взяты в плен, затем всех послали под стражей до города Чаньань. На тот момент аристократическая культура Цзяннаня (юг Китая) уже объявила об упадке империи, буддийские группы, находящиеся в Цзяннани, также следовали одновременному подчинению, к тому же они обязаны были принять режим династии Суй, также разрешалась выдача новых степеней буддийским монахам. С победой династии Суй в Цзяннане для буддийских монастырей оставалось все как прежде, как и при династии Чэнь, им также разрешались земельные угодья. Режим монастырей и религиозных объединений новая власть осуществляла на деле. Так, в «Разъяснениях по поводу прозрения в храме мудрости Будды династии Суй и Юга Китая» (ШМЙЙВШШШШ^) имеется следующая запись:
«Династия Суй сумела привести в порядок правобережье и законы страны, также проводились реформы внутри областей, учреждались буддийские монастыри, количество же окраинных буддийских монастырей пришло в упадок» [5, с. 499].
Соответственно можно сказать, что правители династии Суй, для того чтобы контролировать буддийские религиозные группы, разработали новый указ, разрешающий в одном округе основывать только два буддийских монастыря, все же остальные должны быть упразднены. О количестве храмов в период династии Суй говорится в «Полемике правильного трактата» («ШЕрщ» «Бянь чжэнлунь» - эта полемическая работа была написана Фалином (Й#-572-640) в 633 году в 8 главах и включала комментарии ученого-служащего Чэнь Цзыляна ? -
632»), 3-й том:
т,
(«Было пять властителей - объединение происходило 34 года, монастырей насчитывалось 1232, государственные новые монастыри -17, чиновническое строительство - 68, в пригородах насчитывалось 300 монастырей») [11].
Защитники буддизма при династии Суй объявили предыдущий указ ошибкой, они предоставили доклад о несправедливом решении учреждать только 2 храма в округе, поэтому императорский двор отменил этот указ. Это означает, что убеждения защитников буддизма были авторитетны для Ян-ди, они приветствовали Цзинь ван Гуана, а затем в недавно учрежден-
ном храме «Хуэйжи даочан» (М0 ШШ) он занялся всякого рода крупными законами и делами государства.
10 год эпохи Кайхуна (590 г.) Цзинь Ван Гу-ань взял на себя ответственность за управление Бинчжоу (древняя область в нынешней провинции Шаньси), вступив в должность, также управлял Янчжоу, к тому же нес военно-полицейскую охрану города Цзянду (Янчжоу). С тех пор Цзин Ван Гуан превратил Цзянду в основной центр развития буддизма, к тому же храм «Хуэйжи» в Цзянду стал центром буддийской религии в Цзяннани. После этого Цзин Ван Гуан пригласил целый ряд известных монахов в этот храм. Также Цзин Ван Гуан создал коллекцию буддийских канонических сутр, таким образом удалось узнать установку буддийских сутр в эпоху Южных и Северных царств, которое в прошлом имело широчайшее хождение, к примеру: сутры династии Сун хранились в подземельях храма, сутры (Южная) Ци - в городе Да Юнь, сутры Праджняпарамиты - в храме Цзян чу и т.д. В другие годы сутры находились в храме Ву Чжан при династии Суй. В «Шань сян
Чжи» (описание уезда провинции
Шэньси) в 21 цзюане описано:
(«При династии Северной Чжоу в уезде провинции Шэньси на обширных пахотных землях располагались стелы и сутры в храме «Ву чжан», в хранилищах имелось 300 сутр и толкований, среди них «Культура сутр в северной Чжоу») [10].
Ян-ди постановил собрать «Башню сокровищницы Сутрапитаки» (ШШ^ЙШ^). В «Гуан Хун Мин Цзи» (Ш^ВДШ»Расширенное собрание сочинений, светоч истины распространяющих» Ши Дао-сюаня) в 22 цзюане имелась запись:
«тшмтт1,ш1тмтттк
щшвт,шштш,тт$ттт, ш
(«Из-за долгосрочных войн многие статуи и классические книги уже превратились в пепел, храмы и башни подверглись уничтожению, Ян-ди велел народу и военным собирать уцелевшие изображения Будды и канонические книги весь год, в некоторой степени поддерживая и отчасти коллекционируя, приказал школам следить и составлять каталоги, проводить критическое ис-
следование содержания канонических книг путем корректировки и сравнения с правильными результатами, таким образом получали исконные канонические книги и их классический вид») [9].
После общего сбора четыре канона из «Башни сокровищницы Сутрапитаки» достигли количества 100 тысяч, император Ян Гуан надеялся, что все эти написанные питаки всегда будут находиться в обращении. Ян-ди смело взял на себя ответственность хранить «Башню сокровищницы Сутрапитаки», объединив собранные коллекции сутр в одну.
Ян-ди защищал и покровительствовал существующим храмам «Хуэйжисы» (М0 «Фаюньсы» «Жияньсы» (0
«Хуншаньсы» и т.д., каждому мона-
стырю и столичным храмам, даже всем буддийским школам. Ян-ди дал указ буддийским монахам поддерживать в нужном состоянии канонические книги, он сказал, что это является важным и священным делом. В принципе исконные канонические книги - это сутры, сохраненные в Сутрапитаке, монахи, имеющие желание развивать и распространять в некоторых районах канонические книги, получали приказ приходить в храм и переписывать их на месте, т.к. исконные канонические книги запрещалось выносить из храма.
В то же время в собранных канонических книгах имеется возможность знакомства со многими известными монахами.
В свое время наблюдалось совершенно сильное положение ученых, на какое-то время стал популярным монах Чжи Туо (^Ш 541607) из храма «Хуэйжисы». Некогда император Ин Вэнь пригласил его ведать документами, впоследствии Ян-ди, создав храм «Хуэйжисы», среди талантливой группы монахов отобрал ученых, согласившихся истолковать канонические книги, там же присутствовал монах Чжи Туо.
Чжи Туо отправился жить в город Чаньан в храм «Жиянь сы» (0 участвовал в поле-
миках и обучал релятивизму. Его можно назвать совершенным ученым. В «Продолжении биографии выдающихся монахов» (ЩШ{пока-зано, что по повелению императора известные монахи проживали в храме «Хуэйжисы», кроме Чжи Туо, также находились и были известны Чжи Цзюй, Фа Кань, Цзи Цзан, Хуэй Цзюэ, Цзин Туо, Хуэй Юэ, Хуэй Чен, Фа Ань, Дао Чжуан [10].
Император Цзин Ван Гуан уважал и принимал как наставника третьего патриарха школы
Тяньтай Чжи И из крупного поселения Цзян-нань. Очевидно, тесное общение Цзин Ван Гуа-на с Чжи И было продиктовано тем, чтобы управлять буддизмом Цзяннаня, но также он стремился и к обретению стабильности государства.
22 ноября на 11 год эпохи Кайхуан (591) император Цзин Ван Гуан в Янчжоу основал многотысячное духовенство, пригласил Чжи И для произношения религиозных предписаний Бодхисаттвы, он прочел заповеди (статьи монашеского обета при постриге) императору. В «Гуотин байлу» («Сто записей храма Гуотин» ((Ш^Н^)) 2 цзюань) в 26 главе под названием «Император принимает заповеди Бодхисаттвы» [3, с. 803] подробно изложено, как император оказывал помощь в содержании, давал буддийским учителям одежду и деньги и оказывал иную помощь, таким образом очевидно, что он глубоко и искренне уважал тяньтайского патриарха Чжи И. Тогда императору Цзин Ван Гуан исполнилось 22 года, а Чжи И было 54 года. В «Дасун сэнши-люэ» «Краткая история буддистов династии Сун») написано:
(«Чжи И, после того как стал учителем заповедей Бодхисаттвы, удостоился от императора титула гуоши (наставник, учитель императора). С другой стороны, Чжи И был также известен как главная поддержка императора. Император жаловал Чжи И званием «чжичжэ» мудре-
ца), из этого можно увидеть, как начала завязываться дружба между императором и Чжи И») [2, с. 244].
В марте следующего года (13 год эпохи Кайхуан) Чжи И, находясь в преклонном возрасте, возвратился на родину в Цзинчжоу (городской округ в провинции Хубэй), после немедленно основал в уезде храм «Иинь сы» (— (Иинь переводится как «великие монахи проповедуют закон Будды»). Вскоре этот храм переименовали в храм «Юйцюаньсы» Храм бессмертия), этот храм получил название от источника «юйцюань» и вместе с тем являлся святой землей для школы Тяньтай, были случаи, когда страна испытывала засуху, народ приходил в храм и молился о дожде, и в тот же момент был благодатный дождь. На 15 год эпохи Кайхуан (595) Чжи И еще раз отозвался на приглашение императора прибыть в Янчжоу в храм «Чанчжунсы», Ян Гуан попросил его написать
толкование сутры «Цзинминцзин» Ви-
малакирти нирдеша сутра). В октябре 17 года эпохи Кайхуан вновь принял приглашение императора и спустился с горы, по дороге, достигнув западных ворот храма «Шиченсы»
горы Тяньтай, он заболел, после чего передал ученикам сочинения «Фаюань шувень» (Письмена обетов и «Ишу цзинван» (Предсмертное письмо императору чтобы те, в свою очередь, передали императору, скончался в 24 день ноября.
Император получил весь рассказ Чжи И, который был передан через ученика Гуан Дина, и у подножия горы Тяньтай учредил буддийские монастыри, Цзинчжоуский храм «Юйцюань», Танчжоуский храм «Дамин», Цзинчжоуский храм «Шичжу», храм «Шанмин» и т.д.
Рассматривая эту дружбу между Чжи И и Ян Гуаном, можно сделать вывод: либо император с самого начала думал с помощью лидера буддизма в Цзяннани Чжи И захватить и контролировать буддизм, либо Чжи И также надеялся путем подчинения императору защитить благополучие буддизма. И тот, и другой аспект имеет множество сторон, но в дальнейшем император чрезвычайно вдохновился великой личностью Чжи И, а потому после смерти Чжи И дал обет защищать гору Тяньтай, подписал указ
о строительстве храма «Гоцинсы» (Ш/вФ). Ученики Чжи И Гуан Дин, Чжан Ань поддерживали связь с императором, император же признал важность горы Тяньтай.
Далее рассмотрим храмы, учрежденные при династии Суй. Суйский император Вэнь-ди в Чаньане построил храм «Да син шаньсы» (Храм великой радости и доброты^^#^), кроме того, в 45 округах возвел храм «Да син Гуо» (^КНХрам великой радости страны). Вэнь-ди построил храм «Тянь Цзюсы» в Хао
Чжоу (ныне провинция Аньхой), в Бин Чжоу (юго-запад города Тайюань, провинция Шаньси) построил храм «Уди сы» во дворце
гуманности и долголетия построил храм «Сань шансы» (Храм трех добродетелей так-
же в дар своей любимой императрице построил храм «Дон Чаньсы» (ЖШ^).
Ян-ди в первый год царствования, как и его отец, продолжил строительство храмов: на западе был построен храм «Сичан динсы» (Храм Созерцания М^®^), в Гаояне учрежден храм «Лон Шэнсы» (РЙ^^), в Бин Чжоу основан храм «Хун Шаньсы» в Ян Чжоу - мо-
настырь «Хуэйжисы», в Пекине - храмы «Тинь
Чаньсы» «Жиянь сы» ( 0 «Сян-
тай сы» (^П^).
Два императора суйской династии Вэнь-ди и Ян-ди правили в общем 37 лет, число построенных монастырей составило 3985, статус монахов и монахинь получили 236 200 человек, были переведены 82 сутры и трактаты, использовано 26 переписчиков канонических текстов.
В 613 год Ян-ди постановил, что все храмы в пределах империи Суй следует называть «Дао чан» (ШШ, а не сы^). А для четырех молелен в пределах своего небесного города Гончэн (НШ), что в Цзянду, он использовал термин «нэйдаочан» (ЙШШ - дворцовый монастырь, частная молельня, где монахи толковали Писания для императорского дома). Это «Хуэйжи сы» «Храм мудрости Будды»), «Фаюнь
сы» «Храм облака дхарм»), «Юйтин гу-
ань» «Храм нефритовой чистоты»),
«Цзиндун гуань» (^^Щ «Храм драгоценной пещеры»). Два из них были буддийскими («Ху-эйжи сы» и «Фаюнь сы»), а два других - даосскими («Юйтин гуань» и «Цзиндун гуань») [7, с. 108]. Они располагались на западной стороне улицы, которая вела от северных ворот Цзинюнь (л®) во дворец. Суйский Ян-ди был оригинальным человеком, так как впервые принял термин «Нэйдаочан» для указания дворцовой молельни [4, с. 8].
Ян-ди собрал выдающихся учителей двух религий - буддизма и даосизма, дал указ о необходимости проживания в этих четырех храмах, обеспечил быт необходимыми предметами обихода, относился с почтительностью к монахам, защищал их до конца, развивал преподавательскую деятельность, все эти буддийские и дао-ские монахи непосредственно управлялись императорским двором.
Янчжоуский Хуэйжи считался центром буддийского монашества, приглашалось множество знаменитых монахов, но в Фаюнь сы приглашенных монахов было мало. В «Биографии выдающихся монахов династии Тан» не имелось записей о храме «Фаюньсы».
Среди приглашенных известных монахов в храм «Хуэйжи» также были Цзи Цзан (дЙ 549623) из школы Саньлунь, Чжи Цзю (534-606 ) и даже Хуэй Цзюэ (М^ 554-606), Хуэй Чэн (ЖШ 555-630), Чжи Туо (^Ш 541-607), Фа Чэн (Ш§ 538-605), Дао Чжуан (ШЙ) и другие, они все относились к храму «Хуэй жи».
Таким образом, особенность буддизма в эпоху Суй заключается в создании императорами большого количества монастырей, следова-
тельно, расходовались огромные средства из казны на буддийские молельни во дворце, земельные уделы, государственные храмы.
Буддийские молельни во дворце являлись императорскими храмами в пределах городской стены. В буддийских молельнях во дворце при императоре Ян-ди организовывали молитвенные службы и проповеди буддизма, а при династии Сун, взяв это под образец, дворцовые храмы стали именоваться как храмы внутри РЙ^.
Ян-ди также учредил храм «Жиянь сы» (0 Первый год правления в эпоху Жэнь-
шоу (601) Ян-ди, став Цзин Ваном в Чанане на улице Черного дракона в юго-западной части, воздвиг храм «Жиянь сы» и созвал известных буддийских монахов. Этот храм просуществовал до династии Тан (632), а затем был упразднен. Среди приглашенных известных монахов присутствовали суйский монах Чжи Туо (541~607), Дао Чжуан, Чжи Цзюй, Хуэй Гань, Хуэй Цзе, Бянь И, Мин Шунь, Хуэй Цзюнь, Фа Сянь, Тань Се, Хуэй Чан, Чжи Гуо, Шань Цюань, Фа Янь и др. монахи. Более того, присутствовал и знаменитый Цзи Цзан из школы Саньлунь, он в то же время, когда был создан храм «Жиянь сы», прибыл для проживания в Чанань и как раз жил в этом храме, вплоть до упразднения династией Тан. «Жиянь сы», был храмом, созданным Ян-ди, одновременно также являлся центром буддийской религии в городе Чанань.
Вместе с храмом «Жиянь» император Ян-ди в первый год правления эпохи Дае (605) учредил храм «Великое созерцание» Он дал
указание, чтобы монахи шли на службу и проживали в этом монастыре. На третий год эпохи Дае монах Хуаянь в этом храме занимал главное место, к тому же были и другие монахи - Бао Си, Пу Куан, Сэн Бянь, Фа Чан, Дао Хон, Цзин Сюань, все они проживали в этом храме. В пятый год эпохи Дае монах Чжи Фань присоединился к ним. Примерно в восьмой год эпохи Дае (612) монах Шэ Лунь, изучавший высшие принципы семейной жизни, также жил в храме «Великое созерцание». Этот храм в начале правления эпохи Удэ при династии Тан был переименован в храм «Абсолютный контроль»
Седьмой год эпохи Дае (611) Ян-ди впервые затеял поход в Корею и потерпел поражение, в связи с этим на следующий год твердо решил двинуть армию во второй дальний поход, даже самолично управлял армией вплоть до реки Ляохэ (река в провинции Ляонин). И на этот раз войскам династии Суй было нанесено крупное поражение, но Ян-ди опять в десятый год прав-
ления эпохи Дае (614) осуществил третий дальний поход. Несколько походов привели к тому, что государство претерпевало большие потери во всех направлениях. Было большое количество недовольных, вследствие этого поднялись крестьянские восстания и даже возник бунт в малых перифериях, в результате чего разрушение достигло колоссального масштаба, распространившееся по всей стране.
Невозможно не признать положительное отношение Ян-ди к монахам и строительству целого ряда буддийских храмов, но постепенное материальное расходование государства привело к его глубокому упадку.
В итоге в столичном Чанане на седьмой год эпохи Дае (611) имелись следующие храмы: Шэнь Цзин сы Жень Фа сы (Г^^),
Мин Цзюэ сы (ВД^^), Сян Хай сы и
т.д., всего упразднили 21 храм, причиной этого были дальние походы в корейское царство Ко-гуре, а также участие в военных операциях, взимание огромных налогов с народа и соответственно их недовольство, истощение государственной казны и даже принудительное участие в военных действиях несовершеннолетнего населения.
Таким образом, за время своего короткого правления китайская династия Суй впервые объединила север и юг Китая со времен династии Хань. Императорам династии Суй удалось сохранить единство страны, укрепить ее положение, реализовать ряд грандиозных проектов, а также возродить во всех слоях китайского общества чувство национального достоинства, уверенности и стабильности. Император Вэнь-ди отменил закон Северного Чжоу, запрещавший буддизм и даосизм, таким образом императоры династии Суй способствовали распространению буддизма, они всячески поддерживали и защищали буддизм, учреждали новые храмы. При Ян Гуане впервые учреждаются дворцовые храмы (ЙШШ), количество храмов, монахов и монахинь достигает своего предела. Но династия Суй под воздействием непродуманных военных походов в корейское царство Когуре подвергла себя разрушению, тем самым дав путь другой самой могущественной в истории Китая династии Тан.
Литература
1. Гуань Дин. Дасун сэншилюэ (Краткая история буддистов династии Сун); раздел 54. - С. 244.
2. Гуань Дин. Гуотин байлью (Сто записей храма Гуо Тин) цзюань 2; раздел 46. - С. 803.
3. Краткая история Сангхи, [составленная] при Великой Сун, Т 2126, 3.247Ь8-10.
4. Ши Даосюань. Сюй Гаосэн чжуань (Продолжение биографии выдающихся монахов); цзюань 9; раздел 50. - С. 499.
5. Ши Даосюань. Гуан Хун Мин Цзи (Расширенное собрание сочинений, светоч истины распространяющих); 22 цзюань.
6. Уаша7ак1, 2ий Ьикку бЫ по кепку, 104-112.
7. URL:http://buddhism.lib.ntu.edu.tw/BDLM/sutr a/chi pdf/sutra20/T50n2060.pdf
8. URL:http://dzj.zgfj.cn/e/action/ShowInfo.php?cl assid=56&id=824
9. URL:http://www.douban.com/group/topic/15214346
10. URL:http://dzj .zgfj .cn/e/action/ShowInfo.php?cl assid=56&id=794
Марханова Татьяна Фридриховна, переводчик в ООО «Бест Плюс». E-mail: tatiya6a@mail.ru Markhanova Tatiyana Fridrichovna, interpreter in «The Best Plus» company. E-mail: tatiya6a@mail.ru
УДК 615.89 © С.М. Найданова
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
В статье рассматриваются основные концепции буддийской философии и их связь с теорией тибетской медицины. Философия буддизма послужила мировоззренческой базой для медицинской традиции Тибета, сформировав ее представления о природе человека, болезней и специфические подходы и методы лечения, а также определив ее конечную высшую цель.
Ключевые слова: буддийская философия, тибетская медицина, концепция природы человека, сотериоло-гический аспект.
S.M. Naydanova
PHILOSOPHICAL BASE OF TIBETAN MEDICINE
The article describes the main concepts of Buddhist philosophy and their communication with the theory of the Tibetan medicine. The philosophy of the Buddhism formed world outlook base for the medical tradition of Tibet, having created its ideas of human nature, diseases and specific approaches and treatment methods, and also, having defined its ultimate prime target.
Keywords: Buddhist philosophy, Tibetan medicine, the concept of human nature, soteriological aspect.
Любая медицинская система формируется на базе философских представлений и концепций, служащих основаниями данной медицинской системы. Сказанное является верным и в отношении тибетской медицинской традиции, которая сегодня широко известна в мире. Ее философские и теоретические истоки коренятся в традиционных мировоззренческих и концептуальных паттернах самих тибетцев и сопредельных цивилизаций, с которыми тибетская цивилизация исторически имела контакты и взаимодействие, - Центральной Азии, Индии, Китая. Наиболее значительное влияние оказала на формирование теоретической основы тибетской медицины буддийская философия, которая служит мировоззренческой и концептуальной базой и дает объяснения всех аспектов этой древней медицинской традиции, начиная с детально разработанных представлений о природе человека, сознания, тела, болезни и ее причинах, заканчивая эффективными методами лечения. Более того, можно сказать, что буддийская философия не просто служит исходной мировоззренческой базой построения медицинской теории в тибетской медицине. Последняя тесно переплетена с буддийским учением. Их связь можно установить, сравнивая и сопоставляя множество меди-
цинских понятий с основными категориями буддийского учения.
Мы можем утверждать, что именно философское ядро делает тибетскую медицину уникальным феноменом медицинской науки, с древности развивавшейся в лоне восточных цивилизаций, именно оно обеспечивает ей высокую эффективность, поскольку предоставляет мировоззренческий и теоретический подход к пониманию феноменов человека, жизни, здоровья, болезни, смерти, во многом выгодно отличающийся от утвердившейся в современном мире западной медицинской традиции.
Прежде всего для тибетской медицины характерен особый холистический подход к пониманию мира и человека. Вообще говоря, концепция человека находится в центре большинства теорий, и не только философских. Конечно, для медицинской науки концепция человека имеет решающее значение. Именно в этой области коренится радикальное отличие восточных медицинских традиций, в том числе и тибетской, от западной медицинской науки и практики. Для теории тибетской медицины характерно то, что концепция человека вписана в сотериологическую философию жизни, характерную для буддизма. Иначе говоря, теория че-