Научная статья на тему 'БУДДИЗМ МАХАЯНЫ КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДДИСТОВ РОССИИ'

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДДИСТОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
578
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / БРАХМАНИЗМ / МАХАЯНА / БУДДА / ДХАРМА / НИРВАНА / САНСАРА / ГЕЛУГПА / ДАЛАЙ-ЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овшинов Алексей Николаевич

В статье рассматривается проблема возникновения и развития буддийской традиции Махаяна, а также ее ключевые положения. Буддизм Махаяны - одно из двух основных направлений этой религии. Религиозно-философское и культурное наследие буддийской традиции Махаяна имеет достаточно длительную историю изучения в рамках отечественной мировой буддологии. Вместе с тем в современном востоковедении сохраняется устойчивый интерес к религиозным, философским, этическим и культурным аспектам данной традиции. Это объясняется тем, что Махаяна оказала огромное влияние на историю и культуру стран Восточной и Центральной Азии. Значительное внимание в статье уделено религиозно-философским школам Махаяны: Мадхъямике и Йогачаре, а также тибетской махаянской школе Гелугпа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIBETAN MAHAYANA BUDDHISM (GELUGPA) AS THE BASIS OF THE RELIGIOUSAND PHILOSOPHICAL WORLDVIEW OF RUSSIAN BUDDHISTS

The article deals with the problem of origin and development of the Buddhist tradition of Mahayana and its key concepts. Mahayana Buddhism is considered one of two main existing branches of Buddhism. Religious, philosophical and cultural heritage ofMahayana Buddhism has a long history of research in the framework of the Russian Buddhist studies. Modern Oriental studies keep a stable interest to religious, philosophical, ethical and cultural aspects ofMahayana Buddhism. The roots of this interest are in the fact that Mahayana Buddhism has greatly influenced the history and culture of East Asian and central Asian countries. The article highlights the religious and philosophical theories, such as the Madhyamika treatise and the Yogacaratreatise and the Tibetan Mahayana Gelugpa School.

Текст научной работы на тему «БУДДИЗМ МАХАЯНЫ КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДДИСТОВ РОССИИ»

УДК 294.3 DOI: 10.53315/1995-0713-2022-53-1-126-133

ББК 86

\А.Н. Овшинов\

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

БУДДИСТОВ РОССИИ

В статье рассматривается проблема возникновения и развития буддийской традиции Махаяна, а также ее ключевые положения. Буддизм Махаяны - одно из двух основных направлений этой религии. Религиозно-философское и культурное наследие буддийской традиции Махаяна имеет достаточно длительную историю изучения в рамках отечественной мировой буддологии. Вместе с тем в современном востоковедении сохраняется устойчивый интерес к религиозным, философским, этическим и культурным аспектам данной традиции. Это объясняется тем, что Махаяна оказала огромное влияние на историю и культуру стран Восточной и Центральной Азии. Значительное внимание в статье уделено религиозно-философским школам Махаяны: Мадхъямике и Йогачаре, а также тибетской махаянской школе Гелугпа.

Ключевые слова: буддизм, брахманизм, Махаяна, Будда, Дхарма, нирвана, сансара, Гелугпа, Далай-лама.

A.N. Ovshinov

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

TIBETAN MAHAYANA BUDDHISM (GELUGPA) AS THE BASIS OF THE RELIGIOUSAND PHILOSOPHICAL WORLDVIEW

OF RUSSIAN BUDDHISTS

The article deals with the problem of origin and development of the Buddhist tradition of Mahayana and its key concepts. Mahayana Buddhism is considered one of two main existing branches of Buddhism. Religious, philosophical and cultural heritage of Mahayana Buddhism has a long history of research in the framework of the Russian Buddhist studies. Modern Oriental studies keep a stable interest to religious, philosophical, ethical and cultural aspects ofMahayana Buddhism. The roots of this interest are in the fact that Mahayana Buddhism has greatly influenced the history and culture of East Asian and Central Asian countries. The article highlights the religious and philosophical theories, such as the Madhyamika treatise and the Yogacaratreatise and the Tibetan Mahayana Gelugpa School.

Key words: Buddhism, Hinduism, Mahayana, Buddha, Dharma, nirvana, samsara, Gelugpa, Dalai Lama.

«Мы можем жить без религии и медитации, но не можем жить без любви и сострадания»

Его Святейшество Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира

Возникновение и развитие буддизма

В добуддийский период в Древней Индии господствовал брахманизм - религия, возникшая на основе религиозной интерпретации Вед - сборников древних сакральных текстов. Таким образом, брахманизм как религия зародился на основе древней индийской ведической традиции, которая даёт объяснение природе живых существ,

указывая человеку путь для достижения совершенства. Брахманистская философия утверждает, что конечной целью изучения Вед является постижение Абсолюта. Она сводит вместе философию и теологию, давая простые и чёткие определения, стараясь ответить на все ключевые вопросы жизни. Брахманизм отличает развитая система ритуально-культовых практик, а также многоступенчатая иерархия божеств. Обилие божеств предполагает и обилие религиозных установлений и запретов [18, с.22-23].

Основная идея брахманизма - это иллюзорность мира явлений. Суть данной идеи в том, что всё происходящее в мире подобно иллюзии. Следующий существенный момент - в брахманизме широко используется понятие «сансара» (дословно «блуждание», «перевоплощение души»). Таким образом, здесь существует идея о том, что человек после смерти может «переродиться» в совершенно другом мире и стать иным существом, например, животным. В буддизме учение о сансаре получило дальнейшее развитие и усложнилось.

В брахманизме и индуизме признается существование высшей духовной субстанции. Такие представления связаны с идеей Мировой Души или Брахмана, который понимается как некий Абсолют. Определяющим тезисом в учении брахманизма является положение о возможности слияния отдельной души Атмана и Брахмана [9, с.26].

Буддизм зародился в V веке до н.э. на северо-востоке Индии, регионе, который считался «слабым звеном брахманизма». В течение своего длительного существования буддизм прошел здесь следующие этапы: возникновение и становление, расцвет, вытеснение и возвращение.

Буддизм как религия смог возвратиться на историческую родину только в середине двадцатого столетия, но уже с другим народом - тибетцами. Большая волна эмиграции приверженцев буддизма из коренных жителей Тибета в Индию стала возможной благодаря насильственному присоединению Тибета к Китаю в 1950 году. Именно с этого времени началось формирование в Индии большой тибетской диаспоры и возвращение буддийского учения на историческую родину.

Буддизм в значительной степени отличается как от брахманизма, так и от индуизма, который при этом многое заимствовал из буддизма. Одним из главных противоречий было отношение к варно-кастовому строю, который отвергался буддизмом. Кроме того, буддизм отверг представление об Атмане как о вечной и неизменной душе, разработав учение об Анатмане или Не-душе. «Согласно учению Будды, идея не-зависимого, субстанционального «Я» - это придуманная, ложная вера, которая не соответствует подлинной реальности» [11, с.45]. В то же время некоторые идеи брахманизма (учения о сансаре, карме, реинкарнации) нашли свое развитие и в буддизме.

Основатель буддийской духовной традиции известен как Будда Шакьямуни. Имя Будда отождествляется с принцем Сиддхартхой Гаутамой (563-483 г.г.) - реальной исторической личностью. Гаутама не только хотел понять причины существующих в мире несправедливости и зла, но и искал источники счастья и спасения людей. Очень важным аспектом учения Будды стало содействие социальному равенству в социуме, отрицание варно-кастового строя, стремление к расширению прав женщин и т.д. [подр.: 15]

Согласно традиции, до просветления Будда был бодхисаттвой -существом, посвятившим себя пути сострадания и практике шести парамит (шести совершенств). Известно, что Будда Шакьямуни в ходе долгих, мучительных скитаний и поисков пути спасения живых существ все же пришёл к просветленному осознанию реальности. Считается, что он освободился от неведения, которое, согласно буддизму, является корнем всего нашего страдания и неудовлетворенности.

Будда в конечном итоге осознал, что земная жизнь обычного непросветленного человека представляет собой сплошное страдание. «Вся наша жизнь - страдание», -говорится в учении Будды. Страдание (санскр. «дукха») означает не просто обычные земные страдания, но и неудовлетворенность, а также совокупность «болезненных пристрастий» и доставляемых ими неприятных чувств [16, с.781].

Буддизм различает три вида страданий. Первый вид - это обычные страдания, связанные как с физической болью, так и с различными неприятными эмоциями, психическими расстройствами и т.д. Второй вид - страдание перемен. Страдания перемен возникают из-за изменчивости и непостоянства всего сущего. И хотя обычно данный вид страданий люди склонны воспринимать как удовольствие (например, поедание пищи), считается, что это только ослабление страдания. Так, поедая пищу, люди вначале испытывают ослабление страдания от голода и считают это счастьем, но по мере дальнейшей трапезы у них начинает проявляться страдание от перенасыщения. Это же относится и к другим видам мирских удовольствий, которые не могут длиться беспрерывно и постепенно приводят к обратному результату [10, с.20]. И, наконец, под всепроникающим страданием следует понимать тот факт, что тело и ум любого живого существа, находящегося в сансаре под властью омрачений (неведения, гнева, страсти и т.д.), имеют природу страдания.

Понятие «страдание» присутствует уже в Учении о Четырех Благородных Истинах, изложенном в «Сутре запуска колеса Дхармы» («Дхармачакра - правартана-сутре»). Это самая первая проповедь Будды, произнесённая им более 2500 лет назад. Оно стало началом учения Будды. «Дхармачакра-правартана-сутра» содержит в сжатом виде основные положения буддизм. Будда излагает здесь Четыре Благородные Истины. Эти истины о том, что в мире есть страдания, присутствуют причины страдания, возможно устранение страданий, и существует Восьмеричный благородный путь к просветлению и устранению страданий. Здесь изложены учения о возможности достижения пробуждения (нирваны) при помощи духовной практики: слушания, размышления и медитации.

Религиозно-философское учение Будды о духовном пробуждении называется Дхармой, которая является одной из Трех Драгоценностей (Триратна) в буддизме (Будда - учитель, Дхарма - учение, Сангха - община). В Дхарме выделяют два аспекта: свод духовных учений и духовные достижения, обретаемые посредством практического осуществления этих учений. Буддисты обращаются за прибежищем к Трем Драгоценностям, что и отличает их от последователей других религий [подр.: 3].

Эти три понятия для буддиста имеют особое значение. Они предусматривают формальную церемонию, олицетворяющую намерение жить в соответствии с наставлениями Дхармы: не делать зла, творить добро, очищать ум. Основы Дхармы изложены в различных буддийских канонических книгах. Одной из таких книг является Дхам-мапада - величайшее произведение буддийской литературы, составленное из изречений Будды Шакьямуни. В Дхаммападе, созданной примерно около III века до н.э., изложены основные этические принципы раннего буддизма.

Еще одной важной категорией буддийской культуры является Благородный Восьмеричный Путь. Согласно учению Будды, Благородный Восьмеричный Путь ведет к истинному прекращению страданий и означает достижение полного освобождения от сансары. Особо следует подчеркнуть, что Восьмеричный путь в буддизме символизирует восемь аспектов жизни, интегрированных в повседневную жизнь буддиста. Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»: видение (понимание); (2) намерение; (3) речь; (4) действие; (5) источник

средств к осуществлению; (6) усилие; (7) самосознание; (8) концентрация. По учению буддизма, прохождение Восьмеричного пути ведет к избавлению от жизненных страданий, т.е. к освобождению от сансары и нирване.

В буддизме понятие «нирвана» обозначает высшую цель всех живых существ, и она играет существенную роль в этом учении. Нирвана - это свобода от неведения, привязанностей, гнева и страданий. Нирвана в буддизме - это не какое-то конкретное место на небесах или в раю. Подлинная нирвана - это состояние ума, полностью освобожденного от омрачений или негативных качеств сознания. Фактически нирвана в буддизме - это абсолютное трансцендентное состояние сознания, которое невозможно ощутить обычным людям [12, с.289].

В буддизме существует развитое учение о природе ума. Его Святейшество Далай-лама XIV в своих работах описывает различные уровни сознания - от грубых до наитончайшего «ума Ясного Света». По буддийской традиции, ум человека отравлен тремя «ядами» или омрачениями - неведением, гневом и привязанностью. Когда эти три яда перестают на человека действовать, тогда наступает состояние нирваны. Чтобы достичь нирваны, необходимо следовать пути Дхармы, которая содержит в себе как философские идеи, так и практические нравственные предписания. Именно изучение и практика Дхармы приближает живых существ к нирване, ведет к устранению всех омрачений. После устранения омрачений в сознании прекращаются все страдания, причинами которых являются именно омрачения.

Махаяна как религиозно-философское направление буддизма

Махаяна - одно из основных направлений буддизма. Возникла она в первые века нашей эры в Индии. Затем Махаяна распространилась в Восточной и Центральной Азии и впоследствии проникла в некоторые регионы России. Слово «Махаяна» переводится как «Великая Колесница», и она считается главной из двух Колесниц буддизма (Махаяны и Хинаяны). По буддийской традиции, эта Колесница позволяет достичь состояния будды, а также способна уничтожить все страдания живых существ. Если идеалом Хинаяны считается архат - великая личность, полностью освободившаяся от сансары, то идеалом Махаяны является будда - полностью просветленное существо, обладающее великим состраданием и всеведением. В отличие от архата, будда обладает всеведением, поэтому он может приносить намного больше пользы живым существам. Чтобы стать буддой, личность вначале должна достичь уровня бодхисаттвы.

В Махаяне наивысшего расцвета достигла буддийская философия, были развиты и дополнены основные догматы и принципы буддийского мировосприятия. «Базовыми текстами буддизма махаяны считаются праджняпарамитские сутры, среди которых особо почитаются девять махавайпурья (больших по содержанию) сутр» [4, с.152]. По мнению последователей махаянской традиции, учение и практика Махаяны были переданы Буддой еще при его жизни узкой группе последователей, так как основная часть людей не была готова к постижению сложной махаянской философии. Это же касается и Тантры, которая является частью Махаяны.

Приверженцы махаянского учения признают сверхъестественную, трансцендентную сущность Будды и убеждены в его незримом присутствии в данном мире. «Для буддистов Будда Шакьямуни, - отмечает Его Святейшество Далай-лама XIV, -является учителем и проводником, тем, кто открывает нам путь к просветлению. Поэтому мы должны по возможности вверить все наше духовное благополучие Будде Шакьямуни...» [8, с.63].

Согласно учению Махаяны, Будда воплощает в себе триединую сущность (три тела Будды - Трикая), что означает три способа его бытия. Теория о «Трёх телах Будды», как и учение о «Четырёх благородных истинах», в буддизме Махаяны являются основополагающей.

В соответствии с буддийской философией три тела, которые есть у всех будд, означают три его аспекта: Дхармакая (тело Истины), Самбхогакая (тело Блаженства) и Нирманакая (тело Проявления). Высшим из этих тел считается Дхармакая, которая находится за пределами познания и не имеет форму. Самбхогакая - это некий мост между двумя другими телами будды. Это особая форма проявления будды, которую могут видеть только арьи, т.е. существа, достигшие освобождения от сансары. Обычные люди могут видеть только Нирманакаю - проявленное тело будды, в котором он предстает в земной жизни. Многие перерожденцы в тибетском буддизме имеют титул Тулку, который переводится как Нирманакая.

Учение буддизма Махаяны о трёх телах Будды является источником всех учений Тантры. Это учение представлено только в махаянских школах буддизма. В Махаяне есть два направления - Сутраяна (колесница сутры) и Ваджраяна или Тантраяна (Колесница Тантры или Алмазная Колесница). Последователи Ваджраяны считают, что можно достичь просветления всего за несколько жизней или даже в пределах одной человеческой жизни. Согласно тибетскому тантризму, среди лам существуют перерожденцы или Тулку - «просветлённые люди», добровольно перерождающиеся в сансаре ради блага живых существ. Самым известным буддийским перерожденцем сегодня является Его Святейшество Далай-лама XIV, которого признают земным воплощением Аволакитешвары - Будды сострадания.

«Важную роль в традиции махаяны играет учение о бодхичитте - альтруистическом стремлении достичь состояния Будды» [13, с.136]. Это одна из центральных концепций буддизма Махаяны. По тибетской традиции, бодхичитта подразделяется на высшую (постижение пустоты, неотделимое от сострадания) и относительную (своего рода отблеск высшей бодхичитты). Относительная бодхичитта означает спонтанное стремление достичь состояния будды на благо все живых существ. На этой ступени человек преисполнен очень сильным состраданием и желанием избавить от страданий уже не себя одного, но и всех окружающих. Обет бодхичитты: «Желая освободить всех существ, я всегда буду обращаться за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе, покуда не приду к полному просветлению» [7, с.225]. Известный буддийский наставник Геше Джампа Тинлей определяет бодхичитту как «ум, имеющий альтруистическую направленность к высшему просветлению, состоянию будды» [6].

Фактически человек по-настоящему начинает двигаться по махаянскому пути только с момента развития относительной бодхичитты. Последователь Махаяны на пути к просветлению и достижению бодхичитты опирается на практику парамит. Шесть парамит (букв. «то, что ведёт к другому берегу») - это шесть духовных практик или совершенств: 1) щедрость, 2) этическая самодисциплина, 3) терпение, 4) усердие, 5) медитативное созерцание, 6) высшая мудрость.

Говорится, что бодхисаттва - это существо, которое не уходит из сансары добровольно, потому что мыслит так: «Пока существует пространство и пока живущие пребывают в нём, пусть и я буду жить, избавляя мир от страданий» [7, с.225].

В махаяне также переосмысливается центральное для буддизма понятие нирваны и вводится понятие «нирвана без опоры». Данное понятие обозначает состояние, которое обретает бодхисаттва в момент своего просветления или пробуждения. «Оно понимается

как более высокое и религиозно ценное, чем состояние архатства - цель религиозных практик в хинаяне. Нирвана без опоры выше любых различий, включая и различие между нирваной и сансарой, и ее обретение тождественно полному познанию истинной реальности, недвойственной по своей сути» [5, с.124]. В Махаяне отмечается, что будды и бодхисаттвы обладают праджней или «запредельной мудростью». Это шестая парамита Махаяны, которая называется Праджняпарамитой.

В Махаяне выделяют две главные философские школы: Мадхъямику и Йогачару (Читтаматру).

Мадхъямика - первая философская школа буддийской Махаяны, основанная Нагарджуной (примерно II век н.э.). Последователей этой школы называют мадхъя-миками. Считается, что Нагарджуна не только нашел потерянные махаянские сутры, но и обосновал подлинность учений Махаяны. Нагарджуна обратил особое внимание на разъяснение философского учения Махаяны. Известна его знаменитая работа «Срединные строфы» (Мадхъямика-карика) [подр.: 14]. При рассмотрении проблемы сансары и нирваны он исходил из того, что это две разные стороны бытия или два разных взгляда на бытие [12, с.290].

Мыслители Мадхъямики распространяли и защищали основные положения учения Будды и пытались обосновать превосходство Махаяны как среди буддийских школ, так и среди всех религий Индии. Мадхъямика утверждает, что «абсолютная реальность» неописуема словами и концептуальными умонастроениями, а достижима только в состоянии йогического состояния созерцания.

В рамках Мадхъямики существует два направления Прасангика и Сватантрика. Согласно Мадхьямике Прасангике, все феномены в том виде, как мы их воспринимаем, являются объектами отрицания. По мнению же Сватантрики, подобное восприятие вещей достоверно. Они говорят, что если бы видимость самобытия вещей была объектом отрицания, то мы не могли бы вести речь о достоверном познании. Прасангики же говорят, что самосущие вещи, которые мы воспринимаем, являются объектом отрицания, так как никакого самобытия у них нет. Мадхьямика Прасангика также считает, что все явления зависят от обозначения мыслью [подр.: 10].

Йогочара - вторая философская система буддизма Махаяны. Йогочару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Йогочара утверждает, что сознание является абсолютной реальностью. Йогочара признает нереальность объективного внешнего мира, но в отличие от Мадхъямики, рассматривающей ум как нечто пустотное и относительное, считает, что в таком случае все рассуждения были бы ложными.

Приверженцы школы Йогачара утверждают, что окружающую нас реальность создает ум. Йогачара считает, что реальность ума должна быть признана хотя бы потому, что без этого невозможно правильное понимание действительности. Она утверждает, что сознание является абсолютной реальностью. Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, Китае и Японии [подр.: 10].

Учения этих двух буддийских школ составляют основу ценностной системы буддизма Махаяны, и более того они сами стали основой для поздних форм Махаяны, которая распространилась во многих странах Востока.

Основные философские учения и принципы буддизма Махаяны были изложены в текстах Праджняпарамиты. На протяжении многих веков чтение сутр Праджняпа-рамиты является неотъемлемой частью ежедневной практики миллионов буддистов. Особенно популярна «Сутра Сердца Праджняпарамиты». Этот краткий, но полный необычного глубокого смысла текст содержит в себе самую суть буддизма - мощное и просветляющее знание о взаимозависимости всех явлений.

Праджня обозначает высшую трансцендентную интуитивную просветленную мудрость. Трансцендентная мудрость говорит о пустотности всех явлений и феноменов. Высшая мудрость в буддийском понимании - это постижение пустоты, высшей природы всех живых существ, вещей и событий. Это объяснение пустоты изложено Далай-ламой XIV в его двух комментариях, написанных к тексту наставника Шантидевы «Бодхичарья-автара» [подр.: 6].

Традиция Гелугпа в Махаяне

Тибетский буддизм - одно из наиболее популярных направлений Махаяны. Важное место в тибетском буддизме занимает школа Гелуг - традиция буддийского образования и духовной практики. Традиция Гелугпа оказала значительное влияние на историю и культуру Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы. Сегодня традиция Гелуг в России переживает процесс возрождения и начинает выходить за пределы своего традиционного бытования [подр.: 1].

Буддизм школы Гелугпа в своей основе - это религиозно-философское учение со свойственными ему онтологическими, гносеологическими, мировоззренческими, аксиологическими и этическими принципами. Распространение и становление этой религиозно-философской традиции в Евразии не могло не оказать воздействие на культурное, политическое и даже социально-экономическое развитие целого ряда народов.

Мировоззренческие основы традиции Гелугпа представляют собой систему религиозно-философских взглядов, ценностей и представлений, а также буддийские мистические идеи, связанные с учением тантры. Все это актуализирует проблему всестороннего изучения своеобразия религиозно-философского содержания мировоззренческих основ буддизма Гелугпа. Кроме того, ещё недостаточно изучена роль традиции Гелугпа в становлении и распространении буддийского мировоззрения в различных этнокультурных сообществах России.

Сегодня тибетский буддизм школы Гелугпа продолжает играть важную роль в культуре тибетцев, монголов, калмыков, бурят и тувинцев. Кроме того, школа Гелугпа имеет большую известность и популярность во всем мире. Во многом это объясняется популярностью и авторитетом Его Святейшества Далай-ламы XIV, которого уже давно воспринимают не только как буддийского первоиерарха, но и как духовного лидера всего человечества [подр.: 18].

Далай-лама XIV - духовный наставник, который считается воплощением в нашем мире Авалокитешвары - Будды сострадания. Сегодня Далай-лама выступает послом буддизма в мире. Будучи высшим лицом в тибетском буддизме, он воплощает в себе глубокую мудрость и великое сострадание. В конце ХХ века по инициативе Далай-ламы XIV начался продуктивный диалог между тибетским буддизмом и западной наукой, который активно развивается и сегодня. В последние годы в него вовлекаются и российские ученые, в частности, известный ученый, профессор Т.В. Черниговская [2, с.168].

Таким образом, сегодня традиция Гелугпа, будучи ведущим направлением тибетского буддизма и ярким феноменом религиозно-философской культуры Махаяны, является предметом исследования многих российских и зарубежных ученых.

Список литературы

1. Бадмаев В.Н., Уланов М.С. Буддизм в Калмыкии: проблемы возрождения и перспективы развития // Юг России в первом десятилетии XXI века: итоги, проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. - С. 74-86.

2. Белимова В.С. Наука и буддизм в перспективе межкультурной философии // Вопросы философии. - 2021. - № 4. - С. 168-178.

3. Бичеев Б. А. Ойратские переводы сутр Праджняпарамиты // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2015. - Т. 8. - № 4. - С.152-156.

4. Бурмистров С. Л. Понятие нирваны без опоры в философии индийской махаяны // Вопросы философии. - 2021. - № 4. - С.124-135.

5. Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит. URL: http://geshe.ru/books/ GesheDjampaTinley/Bodhichittai6paramit.pdf

6. Далай-лама XIV. Совершенная мудрость. Комментарий к девятой главе «Боджи-чарья - аватары» Шантидевы. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. - 232 с.

7. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Сутра сердца: учение о праджняпарамите. - Э.: Океан Мудрости. 2008. - 144 с..

8. Нижников С.А., Воробьев В.В. Проблема статуса «я» как антропологической категории в буддийской философии // Новые исследования Тувы. 2021. №2. - С.92-99.

9. Пастухова Э.Р. Онтологические схемы Упанишад и адвайта-веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2009. №1. - С.26 (26-36).

10. Торчинов Е. А. Благородные истины, четыре // Буддизм: Карманный словарь. -СПб.: Амфора, 2002. - 187 с.

11. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Буддизм в культурно-конфессиональном пространстве России. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2021. - 214 с.

12. Уланов М. С. Основные категории буддийской культуры в контексте компаративистики // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 2. -С.286-293.

13. Уланов М.С., Бадмаев В.Н., Кальдинова Г.П. [и др.]. Женщина в традиции буддизма махаяны // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: Сборник научных трудов. - Грозный: СибИздатСервис, 2019. -С.136-141.

14. Урбанаева И.С. Нагарджуна и его «Муламадхьямакакарика» в свете «Большого комментария» Чже Цонкапы к этому тексту // Философская мысль. - 2020. - № 11. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34187

15. Усалко О.В., Кальдинова Г.П. Гендерное равенство и буддийская // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - № 4(44). - С. 134-140.

16. Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. - М.: Восточная литература, 2011. - 1045 с.

17. Щипков В.А., Шалаев В.П. Древнеиндийская философия: брахманизм (основные идеи) // Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы: Двадцать первые Вавиловские чтения. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. - С. 22-24.

18. Ulanov M.S. Badmaev VN. Buddhist world in global context // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. - Vol. 5. - No 3S. - P. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.