ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК 378
БУДАПЕШТСКО-ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ* 12 марта 2010 года
Нормативный документ.
Ключевые слова: Европейское пространство высшего образования
1. Мы, министры, ответственные за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, встретились в Будапеште и Вене 11-12 марта 2010 года, чтобы ввести в действие Европейское пространство высшего образования (ЕНЕА), как это предусмотрено Болонской декларацией 1999 года.
2. Исходя из наших критериев членства, мы приветствуем Казахстан в качестве новой страны-участницы Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
3. Болонская декларация 1999 года поставила целью на 2010 год создать международноконкурентоспособное и привлекательное Европейское пространство высшего образования, где высшие учебные заведения при поддержке глубоко преданных делу сотрудников смогут выполнять свои разнообразные миссии в обществе знания и где студенты смогут пользоваться преимуществами мобильности с беспрепятственным и справедливым признанием их квалификаций и выбирать наиболее подходящие образовательные траектории.
4. С 1999 года 47 стран-участниц Европейской культурной конвенции проявили серьезную приверженность этой цели и добились значительных успехов в ее достижении. В уникальном партнерстве между органами государственной власти, высшими учебными заведениями, студентами и сотрудниками, совместно с рабо-
тодателями, учреждениями по обеспечению качества, международными организациями и европейскими институтами мы провели ряд реформ с целью создания Европейского пространства высшего образования на основе доверия, сотрудничества и уважения к многообразию культур, языков и систем высшего образования.
5. Болонский процесс и его итог Европейское пространство высшего образования, будучи беспрецедентными примерами регионального, трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования, вызвали большой интерес в других частях мира и сделали европейское высшее образование более заметным на глобальной карте. Мы одобряем этот интерес и надеемся на активизацию нашего политического диалога и сотрудничества с партнерами во всем мире.
6. Мы приняли к сведению независимую оценку и отчеты всех заинтересованных сторон. Мы рады констатировать, что высшие учебные заведения, преподаватели и студенты все больше разделяют цели Болонского процесса. Отмечается значительный прогресс в реализации Болонских реформ; тем не менее отчеты свидетельствуют о разной степени продвижения по линиям действия ЕПВО, таким, например, как реформирование степеней и учебных программ, обеспечение качества, признание,
* Budapest-Vienna Declarati on on the European Higher Education Area. См.: http:// www.ond.vlaanderen.be/
hogeronderwijs/bologna/2010_conference/documents/Budapest-Vienna___De с I aration.pdf
Перевод: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Е. Л. Карачарова)
мобильность и социальное измерение. Недавние протесты в ряде стран, частично направленные против действий и мер, не связанных с Болонским процессом, напомнили нам о том, что некоторые из болонских целей и реформ не были реализованы и разъяснены должным образом. Мы признаем и будем принимать во внимание критику со стороны сотрудников и студентов. Мы отмечаем, что для создания Европейского пространства высшего образования, как мы себе его представляем, необходимы некоторые коррективы и дальнейшая работа с участием сотрудников и студентов на европейском, национальном и особенно на вузовском уровнях.
7. Мы, министры, подтверждаем свое стремление к надлежащей и полной реализации поставленных целей и приверженность плану действий на следующее десятилетие, очерченному в Левенском коммюнике. В тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями, сотрудниками, студентами и другими заинтересованными сторонами мы будем наращивать усилия, направленные на успешное завершение реформ, которые позволят сделать студентов и сотрудников мобильными, улучшить преподавание и обучение в высших учебных заведениях, повысить трудоустраиваемость выпускников и обеспечить качественное высшее образование для всех. На национальном уровне мы также стремимся улучшить понимание Болонского процесса всеми заинтересованными сторонами и обществом в целом и наладить обмен соответствующей информацией.
8. Мы выступаем за академическую свободу, а также за автономию и подотчетность высших учебных заведений как принципы Европейского пространства высшего образования и акцентируем важнейшую роль высших учебных заведений в развитии мирного демократического общества и в укреплении социальной сплоченности.
9. Мы признаем ключевую роль академического сообщества - вузовских руководителей, преподавателей, исследователей, административного персонала и студентов - в превращении Европейского пространства высшего образования в реальность, где учащимся предоставлена возможность приобретать знания, навыки и компетенции, способствующие их карьере, жизни как граждан демократического общества
и личностному развитию. Мы сознаем необходимость создания более благоприятных условий для выполнения персоналом его задач. Мы направляем усилия на обеспечение эффективного участия сотрудников и студентов в реализации и дальнейшем развитии Европейского пространства высшего образования. Мы полностью поддерживаем привлечение сотрудников и студентов в структуры, ответственные за принятие решений на европейском, национальном и вузовском уровнях.
10. Мы призываем все заинтересованные стороны создавать стимулирующую рабочую и учебную среду и всячески способствовать студентоцентрированному обучению как одному из путей расширения возможностей учащихся всех форм образования, обеспечивающего им устойчивые и гибкие траектории жизненного пути. Решение всех этих задач требует сотрудничества преподавателей и исследователей в международных сетях.
11. Мы подтверждаем, что высшее образование является ответственностью государства. Мы обязуемся даже в эти трудные для экономики времена обеспечивать высшие учебные заведения необходимыми ресурсами в пределах, установленных и контролируемых государственными органами. Мы убеждены в том, что высшее образование является одним из основных факторов социально-экономического развития и развития инноваций в мире, в возрастающей мере управляемом знаниями. Поэтому необходимо направлять более активные усилия на социальное измерение, с тем чтобы обеспечить равные возможности для качественного образования, особенно для недопредставленных групп населения.
12. Мы, министры, ответственные за Европейское пространство высшего образования, просим Группу по контролю за ходом Болоч-ского процесса предложить меры, способствующие надлежащему и полному осуществлению согласованных принципов и линий действия Болонского процесса в ЕПВО, особенно на национальном и вузовском уровнях. Эти меры могут включать разработку дополнительных методов работы, таких как изучение опыта друг друга, ознакомительные поездки и другую деятельность по обмену информацией. Постоянно развивая, совершенствуя и укрепляя Европейское пространство высшего образования и обес-
Экономика образования ♦ № 3, 2011
91
печивая его дальнейшее взаимодействие с Европейским исследовательским пространством, Европа сможет успешно отвечать на вызовы следующего десятилетия.
13. Мы соберемся, чтобы оценить прогресс и дать новый импульс осуществлению Левенской повестки дня, в Бухаресте, Румыния, 26-27 апреля 2012 года.
BUDAPEST-VIENNA DECLARATI ON THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA March 12, 2010
Normative document.
Keywords: European Higher Education Area.
УДК 378 Бондаренко Н. В., Озерова О. К.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ И МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
На основании данных федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений высшего профессионального образования, численностью и заработной платой работников, данных Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и обследований предприятий шести секторов экономики, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования, охарактеризовано текущее состояние системы высшего профессионального образования в России.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, источники финансирования, специальности, направления подготовки, профессорско-преподавательский персонал, трудоустройство выпускников.
В 2009 г. на высшее и послевузовское профессиональное образование была направлена пятая часть бюджетного финансирования этой сферы. По сравнению с 2008 г. оно увеличилось в сопоставимых ценах на 15,6%, а с 2000 г. - в 4,1 раза. По отношению к ВВП бюджетные расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование составили 0,9% против 0,3% в 2000 г. (см. табл. 1).
Престиж высшего профессионального образования в России достаточно высок. С 2000 г. охват населения в возрасте 17-25 лет программами данного уровня увеличился с 23,0 до 36,4% (см. рис. 1).
На начало 2009/2010 учебного года в стране функционировало 1114 высших учебных заведений (662 государственных и муниципальных и 452 негосуцарственных). За период 2000-2009 гг. сеть высших учебных заведений выросла на 15,4%, в том числе негосударственных - на 26,3%, государственных и муниципальных - на 9,1 % (см. рис. 2).
Рост обеспечивался в основном за счет негосударственных учреждений, количество которых за это время увеличилось в 1,3 раза. Вместе с тем в 2009 г. имело место сокращение сети вузов: по сравнению с началом 2008/2009 учебного года их общее число уменьшилось на 20 учреждений (или на 1,8%). Прекратили свою деятельность 22 негосударственных вуза, но при этом возникли два государственных высших учебных заведения.
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения на начало 2009/2010 учебного года были представлены следующими видами: университеты (52,1%), академии (26,7%), институты (21,1%). В 2009 г. был законодательно установлен новый вид вуза - федеральный университет. Принадлежность к каждому из указанных видов определяется характером деятельности, уровнем и степенью сложности образовательных программ (см. табл. 2).
92
© Бондаренко Н. В., Озерова О. К., 2011