Вестник Томского государственного университета. 2015. № 396. С. 69-75. DOI: 10.17223/15617793/396/12
ИСТОРИЯ
УДК 930:001.12
С. А. Алтухова
БРИТАНСКИЕ ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Систематизирован материал о британских исследовательских и аналитических организациях, работающих с проблематикой современных межэтнических отношений. Автором предложена типология этих организаций. С опорой на информацию, представленную на их официальных сайтах, на основе четырех критериев (цель деятельности, локализация, финансирование, сферы и методы деятельности) было выделено четыре типа: правительственные комитеты, аналитические неправительственные центры, информационно-аналитические издания и СМИ, университетские научно-исследовательские центры.
Ключевые слова: Великобритания; современные межэтнические отношения; исследовательские и аналитические организации; типология.
С середины XX в. в Великобритании в условиях формирования культурно, этнически и религиозно неоднородного общества правительственные круги разрабатывают определенные мероприятия по управлению сложившимся этнокультурным многообразием. Как правило, эти мероприятия осуществляются в контексте интеграционной работы с иммигрантами. Первый закон по иммиграционной политике был принят в 1948 г., затем последовали законы 1965 и 1976 гг., имевшие антидискриминационный характер. В идеологическом плане была выбрана стратегия равных возможностей для представителей различных этнокультурных групп.
В данной связи под эгидой правительства учреждались и продолжают учреждаться организации, которые призваны отслеживать реализацию политики британского правительства, а также проводить исследования межкультурных и межэтнических отношений внутри британского социума. Кроме того, возникает необходимость создания аналитических моделей, позволяющих оперативно оценивать реальное состояние дел, анализировать возможные последствия управленческих решений, прогнозировать возможные тенденции развития. В сферах общественно-экспертного обсуждения и научно-академического изучения создаются объединения политиков, экспертов, ученых, внимание которых акцентируется на исследованиях современных межэтнических процессов.
Первые организации, основанные как по правительственной инициативе, так и экспертно-научным сообществом, появились в середине XX в. (Институт расовых отношений, Комиссия по расовому равенству), однако их расцвет приходится на начало 2000-х гг. в связи с увеличением интенсивности и разнообразия межэтнического взаимодействия в Великобритании. В настоящее время функционирует большое число подобных организаций, различающихся как в организационном отношении, так и по целям деятельности, методам работы, составу участников.
Первым этапом работы с разрозненным материалом в процессе научного осмысления является его упорядочивание и выстраивание в логически стройную систему, разделение элементов на группы на ос-
нове характерных признаков с целью дальнейшей их характеристики и типологизации. В данном случае типология (типологизация) понимается как метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа, т. е. обобщенной, идеализированной модели [1]. Типологический анализ позволяет углубить и конкретизировать выявленные признаки, описать и обосновать типы элементов с последующим построением их классификационной иерархии [2].
Цель данной статьи - охарактеризовать сложившиеся британские исследовательские и аналитические организации, работающие с проблематикой межэтнических отношений, и провести первичную типологи-зацию данных организаций на основе следующих критериев: цели деятельности, локализация, финансирование, сферы и методы работы. В процессе работы были использованы материалы официальных сайтов анализируемых организаций. Специфика данной статьи заключается в первичной систематизации многочисленного фактического материала, накопленного за более чем полувековой период деятельности этих организаций. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейшем для более глубоких аналитических исследований и характеристики в целом опыта работы британского научного и экспертного сообщества в области исследований межэтнических отношений.
В результате анализа было выявлено четыре типа организаций:
1. Правительственные комитеты, размещенные в столице, а также имеющие свои представительства в крупнейших городах Великобритании.
2. Аналитические неправительственные центры, также, как правило, расположенные в столице.
3. Информационно-аналитические издания и СМИ, имеющие транснациональный и национальный масштаб.
4. Региональные научно-исследовательские центры на базе университетов.
В настоящее время и отечественные, и зарубежные ученые обращаются к изучению преимущественно второго вида названных организаций, а именно так
69
называемых «мозговых центров», или «think-tank». Наиболее подробно деятельность аналитических центров описана в работах В. А. Филиппова [3], Ф.Г. Вой-толовского [4], Е.В. Костылева [5], к рассмотрению британских «фабрик мысли» обращается Е.Е. Баринова [6-8]. Среди зарубежных исследователей «мозговых центров», в том числе и британских, можно отметить работы Д. Макганн [9, 10], А. Миссироли [11]. Однако полномасштабного комплексного исследования вопроса пока не предпринято1.
К первой группе исследовательских и аналитических организаций нами отнесены государственные комиссии, советы и рабочие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы урегулирования межкультурных и межэтнических отношений внутри британского общества. Эти организации, созданные на основе государственного финансирования, призваны оказывать помощь правительственным структурам в разработке законодательных решений, обеспечивать условия их реализации, участвовать в публичном обсуждении проблем национального масштаба. Не менее важной сферой деятельности данных организаций является исследовательская, в рамках которой осуществляется сбор необходимой информации, проведение целевых изысканий и публикация проведенных исследований. Эта группа исследовательских организаций является самой малочисленной, однако ее значение заключается в том, что эти организации представляют правительственную точку зрения.
В качестве примера можно назвать Комиссию по равенству и правам человека (Equality and Human Rights Commission, далее EHRC), которая является вневедомственным органом, работающим под эгидой Правительственного управления по вопросам равноправия (Government Equality Office). Она работает с 2007 г.2 и имеет свои представительства как в столице, так и в других крупнейших британских городах -Манчестере, Глазго, Кардиффе. Штат работников EHRC на 2013 г. составляет 10 комиссионеров и 258 штатных сотрудников. Первоначально ее бюджет равнялся 70 млн фунтов стерлингов, к 2015 г. планируется его снижение до 26 млн фунтов стерлингов. В настоящее время работу EHRC возглавляет Б. О’Нейл.
Исследовательскими сферами деятельности EHRC провозглашаются проблемы гендерной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями, а также вопросы расового и этнического неравенства. Обозначенная в программных документах цель EHRC гласит: «Обеспечение равенства возможностей для всех категорий граждан страны в современных экономических, политических и социальных условиях в соответствии с потребностями экономики и общества» [12. С. 4].
Важным направлением деятельности EHRC являются собственные исследования и предоставление грантов другим исследовательским организациям (за восемь лет работы реализовано более 100 проектов). Из последних проектов, связанных с межэтническими отношениями, можно назвать: «Цыгане и кочевники»
[13]; «Насколько справедлива Великобритания» [14];
«Иммиграция и рынок труда: теория, данные, политика» [15].
Другим направлением деятельности EHRC является участие в законодательном процессе и представление в парламент брифинг-докладов. Также эта организация осуществляет работу с населением посредством телефона доверия, юридических консультаций, просветительской деятельности через сайт (http://www.equalityhumanrights.com) и печатные публикации. EHRC имеет право делать официальные запросы, возбуждать судебные иски (за 2013 г. рассмотрено 34 жалобы), контролировать деятельность государственных органов в области равенства и прав человека.
Наряду с Комиссией по равенству и правам человека типологически к группе правительственных комитетов можно отнести Научно-исследовательский совет по экономическим и социальным вопросам (ESRC, Economic and Social Research Council, исполнительный директор профессор П. Бойл,
http://www.esrc.ac.uk/index.aspx/).
Во вторую группу исследовательских центров, изучающих проблематику межэтнических отношений, нами включены негосударственные аналитические центры (think-tank, «фабрики мысли», «мозговые центры»), которые на основе собственных исследований и аналитических разработок предоставляют информацию и рекомендации для лиц, принимающих политические решения, содействуют выработке и реализации эффективной государственной политики. По мнению Е.Е. Бариновой, большинство аналитических центров в Великобритании создаются как благотворительные организации и стремятся дифференцировать источники своих доходов с целью сохранения независимости от корпоративных, партийных и иных интересов [6].
Эксперты «мозговых центров» имеют личные контакты с представителями политического истеблишмента Великобритании, регулярно выступают перед парламентариями, вступают в неформальные сетевые связи с неправительственными организациями, гражданскими служащими, политиками, учеными и другими заинтересованными кругами. Можно сказать, что «фабрики мысли», сосредотачиваясь на освещении альтернативных вариантов политики, создают конкуренцию для государственного аппарата как основного источника рекомендаций по публичной политике [3].
Данная группа исследовательских организаций является самой многочисленной. Всего в Великобритании, по данным на 2013 г., более 200 «мозговых центров» [9. C. 23] и примерно 20 из них занимаются исследованиями современного культурного многообразия, а именно вопросами политических и гражданских прав; социальной и экономической интеграции иммигрантов; урегулирования межрелигиозных отношений, проблем экстремизма, исламофобии, терроризма.
Одним из «мозговых центров», занимающихся вопросами равенства политических и гражданских прав, является расположенный в Лондоне Институт расовых отношений (Institute of Race Relations, далее IRR). Этот неправительственный аналитический центр был создан по инициативе Института стратегических ис-
70
следований и Фонда Форда в 1958 г. для исследования межрасовых отношений в колониях Британского Содружества. В 1972 г. он был преобразован в «антирасистский мозговой» центр. Текущая работа в IRR осуществляется силами шести или семи исследователей, десяти членов Совета и около 25 человек, принятых на добровольной основе. Финансовый оборот IRR за 2013 г. составил 250 тыс. фунтов стерлингов, полученных в результате дохода от своих публикаций, а также благотворительных пожертвований от спонсоров. В настоящее время IRR возглавляет Л. Фекете.
Целями деятельности IRR провозглашаются поощрение, изучение, сбор и обмен информацией об отношениях между различными расами и народами, проживающими на территории Великобритании, а также разработка предложений по улучшению этих отношений. Первое направление деятельности IRR -исследовательское: изучение проявлений расизма по отношению к беженцам и мусульманам в прессе, в полиции, в школе, в тюрьме, влияние антитеррористического законодательства на политику мульти-культурализма. IRR также проводит изыскания - как в Великобритании, так и в других европейских странах. Второе направление - просвещение населения через сайт организации (http://www.irr.org.uk/), а также выпуск ежеквартального журнала «Раса и класс», бесплатных информационных материалов, отдельных книг, брошюр и отчетов. В рамках своей воспитательной работы IRR разработал ряд образовательных электронных ресурсов, например «HomeBeats: борьба за расовую справедливость» [16]. Данный ресурс представляет собой мультимедийный проект-
путешествие во времени, знакомящий с помощью музыки, графики, видео и анимации с культурой темнокожего населения Великобритании.
Также из последних проектов IRR можно назвать «Альтернативные точки зрения на интеграцию: в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах и Великобритании» [17]; «Насилие на расовой почве: лицом к лицу с реальностью» [18]; «Новая география расизма: Питерборо» [19].
В группу аналитических «мозговых» центров нами отнесены также те, которые занимаются изучением британского мультикультурного общества в связи с его миграционными изменениями, проблемами экономической, социальной и культурной интеграции иммигрантов. В качестве примера можно назвать Британскую сеть мигрантов (Migration's right Network, далее MRN) - независимый неправительственный агитационный самофинансируемый аналитический центр, созданный в 2006 г. В организационном отношении MRN - это сеть, состоящая из различных организаций, общин мигрантов, групп добровольцев, профсоюзов, религиозных групп и насчитывающая более 1 800 участников, в том числе и зарубежных. Центральный офис MRN находится в Лондоне. Председателем совета директоров MRN является У. Фарах, руководителем лондонской исследовательской группы из пяти человек - Д. Флинн. В 20112012 гг. доходы MRN составили около 300 тыс. фунтов стерлингов, при этом главным источником по-
ступления являются добровольные благотворительные пожертвования. Средства MRN расходуются на заработную плату сотрудников центра, проводимые исследовательские проекты и целевую поддержку.
MRN был создан с целью объединения работы отдельных активистов, ученых и представителей государственной власти, а также сторонних аналитических организаций и религиозных объединений для оказания помощи в защите прав отдельных мигрантов и миграции в целом. Одним из направлений его деятельности является создание онлайн-пространства для высказывания мигрантами своего мнения в рамках общественно-политического дискурса. В 2011 г. под руководством MRN была создана Всепартийная парламентская группа по вопросам миграции для предоставления парламентариям независимой информации. Результаты работы всех проектов MRN публикуются в свободном доступе на сайте организации (http://www.migrantsrights.org.uk).
Интерес с точки зрения проблематики изучения межэтнических отношений представляют следующие реализованные проекты: брифинг-отчет для палаты лордов о потенциальных последствиях введения проверок домовладельцами иммиграционного статуса у арендующих жилье [20], участие в проекте «Clandestino» по исследованию нелегальной иммиграции совместно с европейским центром PICUM [21].
Также к группе «мозговых центров» можно отнести Институт исследований гражданского общества Civitas (Institute for the Study of Civil Society Civitas, директор Д.Д. Грин, http://www.civitas.org.uk/); Demos (директор Ф. Коллинз, http://www.de-mos.co.uk); Королевский институт международных отношений (Chatham House, директор Р. Найблетт, http://www.chathamhouse.org); MigrationWatch UK (руководитель сэр Э. Грин, http://www.migration-watchuk.com); Центр содействия иммигрантам Прак-сис (Praxis Community Projects, председатель Б. Рош, http://www.praxis.org.uk/index.php) и др. Вопросы, связанные с межрелигиозным взаимодействием в британском обществе, изучают также центры: Ekklesia (руководители Дж. Бартли и С. Бэрроу, http://www.ek-klesia.co.uk/); Quilliam (руководители М. Наваз, И. Ваххаб др., http://www.quilliam-foundation.org/); Theos (директор Э. Олдфилд, http://www.theosthin-ktank.co.uk) и др.
К третьей группе исследовательских организаций, занимающихся проблемами межэтнического взаимодействия, отнесены информационно-аналитические издания и средства массовой информации, отражающие общественное мнение, которое является специфическим проявлением общественного сознания и выражается публично в устной или письменной форме. Однако публикуемые в СМИ материалы, обзоры ведущих экспертов, исследовательские статьи известных ученых являются не только отражением общественного мнения, но и инструментом его конструирования. Тиражируемые посредством информационно-аналитических изданий и СМИ интерпретации экспертного и научного сообщества и есть тот механизм, с помощью которого их индивидуальные точки
71
зрения приобретают массовый характер и поддерживаются большинством.
Наиболее яркий пример подобной организации -британское отделение журнала Eurozine, входящее в сеть европейских некоммерческих информационноаналитических журналов, занимающихся вопросами современной культуры. Эта сеть объединяет более 100 журналов-партнеров в 34 странах, издающихся на 32 языках. В своем настоящем виде сеть работает с 1995 г. В Консультативный Совет, собирающийся ежегодно и играющий большую роль в управлении Eurozine, от Великобритании входит Дж. Видал-Холл. Финансируется журнал Eurozine спонсорами, одним из которых является программа Еврокомиссии «Образование и культура». Информация о них представлена на сайте журнала (http://www.eurozine.com/ sponsors.html).
Целями деятельности Eurozine провозглашаются содействие работе ведущих европейских журналов, посвященных современной культуре, активизация общения и обмена между ними, формирование общественного пространства нового типа для открытого и критического обсуждения глобальных тем и вопросов культурной сферы на транснациональном уровне. Представляя общеевропейской обзор текущих тем и обсуждений, Eurozine предлагает богатый выбор источников информации для читателя, облегчает общение и обмен между национальными отделениями журнала, открывает новое пространство для транснациональных дебатов. Количество авторов трудно подсчитать, они указаны на сайте в алфавитном порядке, и на одну только литеру «А» - несколько десятков имен исследователей.
Практически ежемесячно на страницах журнала публикуются обширные статьи ученых, получивших мировую известность. Эти работы посвящены проблематике межэтнических отношений, анализу тенденций современного межэтнического, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, обзорам публикаций на заданную тематику. Среди авторов можно назвать К. Малик, В. Уберой, а также всемирно признанных теоретиков мультикультурализма: С. Бенха-биб, У. Кимлику, Т. Модуда, Я. Алибхай-Браун и др.
Наряду с Eurozine в группу организаций, отнесенных к типу информационно-аналитических изданий и СМИ, можно назвать The Guardian (главный редактор А. Расбриджер, http://www.theguardian.com/uk);
OpenDemocracy (главный редактор Р. Беклер, https://www.opendemocracy.net); The Times (главный редактор Джеймс Хардинг, http://www.thetimes.co.uk/ tto/news) и др.
К последней, четвертой группе организаций, исследующих тенденции современного межкультурного взаимодействия, отнесены научно-исследовательские центры, сформированные на базе университетов. Кроме проведения практических исследований современных межэтнических отношений, они являются центрами разработки теоретических основ феномена мультикультурализма, концептуальных вопросов природы государственности, универсализма культурных и ценностно-этических норм, проблем нацио-
нальной и культурной идентичности, а также приоритета групповых или индивидуальных прав. В данных центрах работают представители академических наук (философии, социологии, политологии), а также смежных дисциплин. В географическом отношении эта группа организаций охватывает практически всю территорию Великобритании. Финансируется их работа преимущественно посредством грантов и целевых программ на исследования.
Наиболее известна среди университетов, реализующих научно-исследовательскую деятельность, Лондонская школа экономики и политических наук (сокращенно Лондонская школа экономики, далее LSE), которая является частью Лондонского университета. Она была основана в 1895 г. и за более чем столетнюю историю приобрела выдающуюся академическую репутацию. Провозглашенный девиз университета - «знать причины вещей» - подразумевает, что кроме преподавательской деятельности в LSE ведется широкая научная работа.
В настоящее время на базе LSE функционирует 19 исследовательских центров. В этих центрах ведется исследовательская работа студентов в сотрудничестве с профессорами. В частности, в Центре по правам человека проводятся исследования, связанные с проблемами глобальной бедности и международного права в области прав человека, возможностям развития идей космополитизма, условиями реализации политики солидарности и ненасилия (http://www.lse.ac. uk/humanRights/home.aspx). Другой центр - Центр анализа социального исключения (CASE), проводит изучение различных аспектов социального неблагополучия и анализирует влияние государственной политики на интеграционные процессы (http://sticerd.lse. ac.uk/case).
Кроме того, в LSE работают признанные теоретики мультикультурализма, известные в международном научном сообществе создатели современных научных концепций урегулирования межэтнических отношений: Ч. Кукатас, профессор политической теории, автор книги «Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы» (2003); П. Келли, профессор политической теории, автор книги «Пересмотренный мультикультурализм» (2002) и др.
Не менее известен в настоящее время Центр по изучению этничности и гражданства (Centre for the Study of Ethnicity and Citizenship, далее Центр), который был основан в 1999 г. при Школе социологии, политологии и международных исследований (SPAIS) Бристольского университета. В нем работают 12 человек основного персонала, есть аффилированные (от SPAIS) и почетные члены (из других университетов Великобритании), а также порядка десяти молодых исследователей-студентов. Основатель и руководитель Центра - профессор социологии Т. Модуд.
Центр координирует и реализует исследования по изучению этнической принадлежности в трех широких областях: «Внешняя отличительность, политика и гражданство» (изучение политики мультикультура-лизма, проблем секуляризации, появления новых форм политического участия); «Этничность и нера-
72
венство» (вопросы исключения по расовому, возрастному, профессиональному признакам, этнической стратификации и конкуренции, социальной мобильности); «Миграция и транснациональные сети» (проблемы трудовой миграции, взаимосвязь семьи, гендера и миграции; вопросы подвижности элит и непривилегированных слоев общества, миграционной политики; транснационализма и диаспоры). Ключевой подход Центра - сочетание практических исследований повседневной практики мультикультурализма с теоретическими исследованиями в области нормативной идеологии в сотрудничестве с другими исследователями Великобритании и прочих стран Европы и Северной Америки. Публикация результатов изысканий Центра осуществляется на сайте (http://www.bris. ac.uk/ethnicity), на страницах международного журнала «Этносы», а также в серии книг «Политика идентичности и гражданства».
Из последних проектов Центра интерес с точки зрения проблематики межэтнических отношений представляет проект «Строительство моста», посвященный изучению процессов взаимоотношений между коренными жителями Бристоля и местной общиной иммигрантов азиатского происхождения [22]. Другой проект международного масштаба под названием «Евроислам: выбор места для ислама в Европе» посвящен изучению практики взаимодействия между иммигрантами-мусульманами и принимающим европейским сообществом, а также вопросам согласования ценностей ислама и норм европейской секуляризованной культуры [23].
Среди других центров, типологически отнесенных к группе университетских научно-исследовательских организаций, можно назвать: Центр по изучению демократии Вестминстерского университета (директор исследовательского отдела профессор Г. Смит, http://www.west-minster.ac.uk/csd/home); Центр миграционной политики и общества COMP AS Оксфорда (директор - профессор антропологии М. Кит, http://www.compas.ox.ac.uk); Центр социально-право-вых исследований Оксфорда (руководитель - профессор социальной антропологии Ф. Пири, http://www.csls.ox.ac.uk); Центр социальных и политических исследований университета г. Йорк (директор профессор Р. Сейнсбари, http://www.york.ac.uk/ inst/spru) и др.
Подводя итоги, можно сказать, что в условиях формирования современного культурно-неодно-
родного общества Великобритании осуществляется процесс осмысления и изучения современных межэтнических отношений. На наш взгляд, типологически в зависимости от местоположения, источников финансирования, а также целей и сферы деятельности бри-
танские организации, исследующие межэтнические отношения, можно разделить на четыре группы: правительственные комитеты, «фабрики мысли», информационно-аналитические издания и СМИ и университетские научно-исследовательские центры.
В географическом отношении первые три типа организаций имеют свои представительства в столице. При этом организации второго типа располагаются, как правило, в Лондоне, организации первого и четвертого типа имеют более разветвленную структуру, представляя крупные города Великобритании, тогда как организации третьего типа могут носить межнациональный характер. Только первая группа организаций получает государственное финансирование, остальные, обладая большей свободой, финансируются посредством собственной деятельности, благотворительных пожертвований и грантов под целевые исследования. Все организации имеют свои сайты и осуществляют издательскую деятельность, активно представляя свою точку зрения в пространстве мультикультурного дискурса.
Все центры осуществляют практические исследования, однако их цели и тематика различаются. Организации, причисленные нами к первому типу, представляя позицию власти и политического истеблишмента, более других связаны с реализацией национальной политики правительства. Вторая группа центров, самая многочисленная, занимается экспертными исследованиями практики межкультурного и межэтнического взаимодействия внутри британского социума. Организации этой группы, так называемые «мозговые центры», исследуют вопросы гражданского, политического и социально-экономического равенства, проблемы интеграции иммигрантов во всех сферах жизни, проблемы сегрегации, экстремизма и исламофобии, проводят мониторинг общественного мнения.
Центры, объединенные в третью группу, представляют собой аналитически-информационные издания и СМИ. Их главной целью провозглашается создание единого пространства мультикультурального дискурса, предоставление возможности для высказывания всех точек зрения: правительственных структур, общественного и экспертного сообщества, академических кругов. Наконец, четвертая группа занимается формированием мультикультуральных концепций, теорий и идеологии на основе практических исследований современного британского культурнонеоднородного общества.
Практическая значимость проведенной работы заключается в получении возможности оценить опыт и результаты работы этих организаций, сравнить цели их деятельности, подходы и методологию работы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В процессе работы над статьей возникла трудность в формулировании собирательного понятия, которое бы охарактеризовало данные организации, поскольку среди них есть типологически и институционально разные структуры: центры, комиссии, институты, СМИ, ассоциации, сети и др. Исследователи используют различные дефиниции: аналитические центры [3] или центры, институты, советы и ассоциации исследовательско-аналитического характера [4]. В рамках данной статьи применено понятие «исследовательские и аналитические организации».
2 В истории Великобритании существовали три последовательно сменявших друг друга организации, созданные для реализации соответствующих законов о равенстве и расовых отношениях. С 1965 по 1976 г. функционировало Управление по вопросам расовых отношений, в 1977 г. оно было преобразовано в Комиссию по расовому равенству, а с 2007 г. ее сменила Комиссия по равенству и правам человека, которая объединила в своей работе функции и полномочия Комиссии по правам инвалидов и Комиссии по равным возможностям.
73
ЛИТЕРАТУРА
1. Новая философская энциклопедия. М., 2003. URL: http://iph.ras.ru/elib/3019.html
2. Сукиасян Э.Р. Классификация или типология? URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/10/fl01.html
3. Филиппов В.А. Аналитические центры - стратегический интеллектуальный ресурс. М. : Ленанд, 2007. 104 с.
4. Войтоловский Ф.Г. «Производство» интеллектуального пространства мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/eleventh/008.htm
5. Костылев Е.В. Зарубежные и отечественные «мозговые центры» // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. 2007. Вып. 2.
С.234-332.
6. Баринова Е.Е. «Мозговые центры» в современной политической аналитике // Государственная служба. 2012. № 2. С. 78-81.
7. Баринова Е.Е. Королевский институт международных отношений: механизмы участия «мозгового центра» в политическом дискурсе
Великобритании // Государственная служба. 2012. № 3. С. 107-109.
8. Баринова Е.Е. «Мозговые центры» Великобритании: история, типология и значение // Государственная служба. 2012. № 5. С. 107-109.
9. Макганн Д. Всемирный индекс-рейтинг аналитических центров за 2013 г. и сокращенный текст доклада. Филадельфия, 2013. 125 с.
10. McGann J.G. The 2012 GLOBAL GO to think tanks report and policy advice. Philadelphia, 2013. 128 p.
11. Missiroli A., Ioannides I. European think tanks and the EU. URL: http://ec.europa.eu/bepa/pdf/publications_pdf/brief-
policy/berl_papers_issue_2.pdf
12. Equality and Human Rights Commission. Strategic plan 2012-2015. London : The Stationery Office, 2012. 26 p.
13. Gypsies and Travellers: Simple solutions for living together. London, 2009. URL: http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/ files/documents/gypsies_and_travellers.pdf
14. How fair is Britain? URL: http://www.equalityhumanrights.com/about-us/our-work/key-projects/how-fair-is-britain
15. Somerville W., Sumption M. Immigration and the labour market - theory, evidence and policy. London, 2009. URL:
http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/files/documents/raceinbritain/immigration_and_the_labour_market_-_theory,_evidence,_poli-cy.pdf
16. Homebeats: struggles for racial justice (single user licence). URL: http://www.irr.org.uk/publications/issues/homebeats-struggles-for-racial-justice-single-user-licence
17. Alternative Voices on Integration in Austria, France, Germany, the Netherlands and the UK / ed. by L. Fekete at all. London, 2010. URL:
http://www.irr.org.uk/pdf2/AlternativeVoicesOnIntegration.pdf
18. Racial violence in the UK. URL: http://www.irr.org.uk/research/geographies-of-racism
19. The new geographies of racism: Peterborough. URL: http://www.irr.org.uk/news/the-new-geographies-of-racism-peterborough
20. Immigration bill briefing for House of Lords: The implications of landlord checks for migrants in the UK. London, 2014. URL: http://www.migrantsrights.org.uk/files/publications/MRN_briefing-landlord_checks-House_of_Lords-Feb_2014.pdf
21. Irregular Migrants: the urgent need for a new approach. London, 2009. URL: http://www.migrantsrights.org.uk/files/publications/irregular-migrants_fullbooklet.pdf
22. Building the Bridge: Muslim community engagement in Bristol. URL: http://www.publicspirit.org.uk/assets/Building-the-Bridge-Report-2014.pdf
23. Eurislam: Finding a Place for Islam in Europe. URL: http://www.bris.ac.uk/ethnicity/projects/eurislam/index.html
Статья представлена научной редакцией «История» 20 апреля 2015 г.
BRITISH CENTERS FOR THE STUDY OF CONTEMPORARY ETHNIC RELATIONS
Tomsk State University Journal, 2015, 396, 69-75. DOI: 10.17223/15617793/396/12
Altukhova Svetlana A. Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: United Kingdom; modern inter-ethnic relations; research and analysis organization; typology.
The culturally, ethnically and religiously heterogeneous society has been formed in the UK since the middle of the 20th century. In these circumstances, the government circles have been developing certain activities to manage the ethnic and cultural diversity. Organizations have been established under the auspices of the government designed to monitor the implementation of the policy of the British government, as well as to conduct research of intercultural and inter-ethnic relations within the British society. In addition, there is a need to build analytical models to quickly assess the real state of affairs, to analyze the possible consequences of management decisions, to predict possible developments. Associations of politicians, experts, scientists come together in public and expert discussions and scientific and academic study. The attention of these associations is focused on the study of contemporary ethnic processes. Currently, the country has a large number of such organizations which differ both in terms of their organization and purposes of activities, working methods, participants. The first stage of the work with the disparate material in the process of its scientific understanding is its ordering and alignment in a logically sound system, classifying elements into groups on the basis of characteristic features for their further characteristics and typology. The purpose of this article is to characterize the existing British research and analysis organization working with the problems of inter-ethnic relations and to conduct an initial typology of these organizations on the basis of the following criteria: goals, location, funding, scope and methods of work. The author used the official websites of the analyzed organizations in the process of work. Four types of organizations were revealed for the analysis: 1) governmental committees stationed in the capital with offices in major cities in the UK; 2) analytical non-governmental centers, as a rule, located in the capital; 3) research and information editions and media of transnational and national level; 4) regional research centers at universities. The practical significance of this work is to provide opportunities to evaluate the experience and results of these organizations, to compare their performance objectives, approaches and methodology of work.
REFERENCES
1. Stepin, V.S. (ed.) (2010) Novaya filosofskaya entsiklopediya [The New Encyclopedia of Philosophy]. [Online]. Moscow: Mysl’. Available from:
http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Sukiasyan, E.R. (c. 1995) Klassifikatsiya ili tipologiya? [Classification or typology?]. [Online]. Available from:
http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/10/fl01.html.
3. Filippov, V.A. (2007) Analiticheskie tsentry — strategicheskiy intellektual’nyy resurs [Analytical centres as a strategic intellectual resource].
Moscow: Lenand.
4. Voytolovskiy, F.G. (n.d.) “Proizvodstvo” intellektual’nogo prostranstva mirovoy politiki [“Production” of intellectual space of the world politics].
[Online]. Available from: http://www.intertrends.ru/eleventh/008.htm.
74
5. Kostylev, E.V (2007) Zarubezhnye i otechestvennye “mozgovye tsentry” [Foreign and domestic “think tanks”]. Rossiyskaya gumanitarnaya
nauka: genezis i sostoyanie. 2. pp. 234-332.
6. Barinova, E.E. (2012) Think tanks in contemporary political analysis. Gosudarstvennaya sluzhba — Public Administration. 2. pp. 78-81. (In
Russian).
7. Barinova, E.E. (2012) The Royal Institute of International Affairs: participatory mechanisms in British political discourse. Gosudarstvennaya
sluzhba — Public Administration. 3. pp. 107-109. (In Russian).
8. Barinova, E.E. (2012) British Think Tanks: History, Typology and Impact. Gosudarstvennaya sluzhba — Public Administration. 5. pp. 107-109. (In
Russian).
9. McGann, J.G. (2013) 2013 Global Go to Think Tanks Index Report. Philadelphia.
10. McGann, J.G (2013) The 2012 Global Go to Think Tanks Index Report and Policy Advice. Philadelphia.
11. Missiroli, A. & Ioannides, I. (2012) European think tanks and the EU. [Online]. Available from: http://ec.europa.eu/bepa/pdf/publications_pdf/brief-policy/berl_papers_issue_2.pdf.
12. Equality and Human Rights Commission. (2012) Strategic plan 2012—2015. London: The Stationery Office.
13. Equality and Human Rights Commission. (2009) Gypsies and Travellers: Simple solutions for living together. [Online]. Available from: http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/ files/documents/gypsies_and_travellers.pdf.
14. Equality and Human Rights Commission. (2010) How fair is Britain? [Online]. Available from: http://www.equalityhumanrights.com/about-us/our-work/key-projects/how-fair-is-britain.
15. Somerville, W. & Sumption, M. (2009) Immigration and the labour market — theory, evidence and policy. London. [Online]. Available from: http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/files/documents/raceinbritain/immigration_and_the_labour_market_-_theory,_evidence,_policy.pdf.
16. Homebeats: struggles for racial justice (single user licence). [Online]. Available from: http://www.irr.org.uk/publications/issues/homebeats-struggles-for-racial-justice-single-user-licence.
17. Fekete, L., Bouteldja, N. & Muhe, N. (2010) Alternative Voices on Integration in Austria, France, Germany, the Netherlands and the UK. [Online]. London: Institute of Race Relations. Available from: http://www.irr.org.uk/pdf2/AlternativeVoicesOnIntegration.pdf.
18. Institute of Race Relations. (n.d.) Racial violence in the UK. [Online]. Available from: http://www.irr.org.uk/research/geographies-of-racism.
19. Institute of Race Relations. (2012) The new geographies of racism: Peterborough. [Online]. Available from: http://www.irr.org.uk/news/the-new-geographies-of-racism-peterborough.
20. Migrants’ Rights Network. (2014) Immigration bill briefing for House of Lords: The implications of landlord checks for migrants in the UK.
London. [Online]. Available from: http://www.migrantsrights.org.uk/files/publications/MRN_briefing-landlord_checks-House_of_Lords-
Feb_2014.pdf.
21. Migrants’ Rights Network. (2009) Irregular Migrants: the urgent need for a new approach. London. [Online]. Available from: http://www.migrantsrights.org.uk/files/publications/irregularmigrants_fullbooklet.pdf.
22. Lewicki, A., O’Toole, T. & Modood, T. (2014) Building the Bridge: Muslim community engagement in Bristol. [Online]. Available from: http://www.publicspirit.org.uk/assets/Building-the-Bridge-Report-2014.pdf.
23. Centre for the Study of Ethnicity and Citizenship. (c. 2012) Eurislam: Finding a Place for Islam in Europe. [Online]. Available from: http://www.bris.ac.uk/ethnicity/projects/eurislam/index.html.
Received: 20 April 2015
75