5.5.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ) / 5.5.4. INTERNATIONAL RELATIONS
Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru
2024. Т. 50. С. 52-61
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
Научная статья
УДК 327.3
https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.52
БРИКС: состояние, проблемы и перспективы
А. А. Керимов*
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация
Аннотация. Анализируются актуальные проблемы и перспективы развития объединения БРИКС, которое является примером нового мирового порядка, где развивающиеся страны стремятся к большему влиянию на международной арене. Отмечается, что этот альянс возник в ответ на стремление противостоять доминированию западных держав, он создает платформу для сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах. Показывается, что объединение БРИКС демонстрирует значительные успехи в различных областях сотрудничества, становится более влиятельным в вопросах глобального управления, восстановления экономики после пандемии и борьбы с изменением климата, однако также сталкивается с серьезными вызовами - внутренними противоречиями между участниками и глобальной экономической нестабильностью. Делается вывод, что БРИКС предстает как ключевой игрок в формировании многополярного мира, где его участие в международной политике и экономике в обозримом будущем станет все более актуальным.
Ключевые слова: БРИКС, Запад, глобализация, новый мировой порядок, глобальное управление, международные отношения.
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 2418-00049, https://rscf.ru/project/24-18-00049/
Для цитирования: Керимов А. А. БРИКС: состояние, проблемы и перспективы // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 50. С. 52-61. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.52
A. A. Kerimov*
Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russian Federation
Abstract. The BRICS, which unites Brazil, Russia, India, China and the Republic of South Africa, and a number of countries, is an example of a new world order where developing countries seek
О Керимов А. А., 2024
*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.
Original article
BRICS: State, Problems and Prospects
greater influence in the international arena. Founded in 2006, this alliance arose in response to the desire to resist the dominance of Western powers, creating a platform for cooperation in the economic, political and cultural spheres. At the moment, the BRICS is demonstrating significant success in various areas of cooperation, but also faces serious challenges - internal contradictions between the participants and global economic instability. Nevertheless, despite these difficulties, the prospects for the BRICS look promising. With the expansion of the organization to include new States, it is becoming more influential in matters of global governance, economic recovery after the pandemic and the fight against climate change. BRICS appears to be a key player in shaping a multipolar world, where its participation in international politics and economics will become increasingly relevant in the foreseeable future.
Keywords: BRICS, West, globalization, new world order, global governance, international relations. Acknowledgments. The research is financially supported by Russian Science Foundation № 24-1800049, https://rscf.ru/project/24-18-00049/
For citation: Kerimov A.A. BRICS: State, Problems and Prospects. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2024, vol. 50, pp. 52-61. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2024.50.52 (in Russian)
Современная эпоха характеризуется глобальными изменениями в международных отношениях, которые являются предвестниками формирования нового мирового порядка. Суть этих изменений заключается в переходе от монополярного к многополярному миру, где различные центры силы стремятся устанавливать новые правила существования для государств и народов.
После распада СССР рухнула биполярная мировая система и началась эра безраздельного господства англосаксонского мира, который, обладая всеми необходимыми ресурсами, стремился распространить свое влияние по всему миру, опираясь на либеральные ценности, часто несовместимые с традиционными установками народов незападной цивилизации. Поэтому другие страны, несогласные с такой политикой, пытаются предложить свои модели развития с сохранением собственного суверенитета, что является весьма сложной задачей, требующей укрепления экономической базы и повышения уровня благосостояния населения.
В современном мире среди существующих и формирующихся центров силы, безусловно, необходимо выделить США, Европейский союз, ШОС, ЕАЭС, которые с помощью различных институтов и инструментов стремятся реализовать свои собственные и групповые интересы. Россия, Китай, Индия и другие страны, разделяющие идею многополярности, также создают новые организации, призванные не только предлагать проекты и реализовывать их на практике, но и нести ответственность перед мировым сообществом и своими народами за предпринимаемые шаги, которые должны быть подчинены не интересам усиления конфронтации, а интересам создания приемлемых условий для сотрудничества и сосуществования с другими центрами силы.
Одним из формирующихся центров, альтернативных западному доминированию, является межгосударственное объединение БРИКС, возникшее в 2006 г. по инициативе России. Изначально в него вошли Россия, Бразилия, Индия и Китай, а впоследствии, в 2011 г., к ним присоединилась ЮжноАфриканская Республика (ЮАР). На сегодняшний день состав ассоциации насчитывает десять стран, включая Египет, Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Эфиопию. Кандидатами на присоединение к БРИКС являются Азербай-
джан, Алжир, Бахрейн, Венесуэла, Пакистан, Таиланд. «Созданный банкирами для привлечения инвесторов броский акроним БРИКС со временем стал обозначать не связанную жесткими правилами ассоциацию стран с возникающими глобальными перспективами. Представители этой группы собираются ежегодно для обсуждения общих намерений, однако у них еще мало внутренних структур» [12].
Знаковый саммит БРИКС состоялся недавно в Казани (22-24 октября 2024 г.). На нем лидеры государств - членов объединения обсудили ключевые вопросы глобальной экономики, безопасности и устойчивого развития. В условиях жесткой санкционной политики Запада участники встречи подчеркнули важность многостороннего сотрудничества и взаимной поддержки. Принятые решения и совместные заявления акцентировали внимание на необходимости создания новых финансовых механизмов, которые позволят уберечь страны от внешнего давления и манипуляций. Лидеры стран БРИКС также обсудили способы диверсификации торговли и инвестиционных потоков. В условиях глобальной нестабильности особое внимание было уделено развитию инфраструктурных проектов и технологическому сотрудничеству. Участники форума выразили уверенность, что стратегическое взаимодействие поможет не только восстановить экономический рост, но и укрепит политические связи между государствами объединения. Оценивая итоги встречи, необходимо отметить, что саммит стал важным сигналом для мирового сообщества: несмотря на вызовы, страны БРИКС продолжают действовать как единое целое, готовы противостоять попыткам изоляции.
Следует отметить, что участники БРИКС представляют собой многообразие уровней развития. Как отмечает российский исследователь А. В. Виноградов, страны-участницы «представляют не только разные социально-экономические модели, но и разные цивилизации... Глобализация привела их в соприкосновение и наделила новыми функциями, превратив их еще и в главных субъектов международных отношений» [3, с. 47]. Если в ранге экономического тяжеловеса выступает Китай, то остальные страны ему уступают. Однако Россия с ее обширными торговыми связями и ведущими позициями в производстве углеводородов, удобрений и оружия, а также значительным местом в атомной промышленности в объединении играет ключевую роль. И остальные страны - члены БРИКС также имеют в мире обширные торговые связи и в своих регионах относятся к числу авторитетных держав. Текущее состояние ассоциации, а также возможное присоединение новых членов впоследствии позволят ей контролировать мировой рынок углеводородов, золота, платины, меди, лития и других ресурсов, что значительно укрепит ее позиции в глобальной экономике. Имеющиеся людские и природные ресурсы способны вывести ассоциацию на более высокий уровень институционализации. Многие эксперты склонны считать БРИКС наиболее прогрессивно развивающейся группой стран ввиду того, что «все эти государства являются мощными региональными державами, их доля в мировом экспорте и привлечении иностранных инвестиций неуклонно растет» [11, р. 2].
Отметим, что совокупный потенциал всех стран - участниц ассоциации позволяет ей стать одним из мировых центров притяжения и для других государств. В то же время необходимо учитывать и внутренние противоречия в группе. Разные политические и экономические интересы государств-участников способны создавать острые разногласия, особенно касательно таких глобальных вызовов, как изменение климата, нераспространение ядерного оружия, вопросы миграции и т. д. Противоречия могут также возникнуть из-за разного уровня экономического развития и финансовой стабильности. Поэтому крайне важно найти баланс между этими различиями для достижения общих целей [2, с. 5].
В последние годы объединение БРИКС стало значимым игроком на мировой арене, оно привносит новые идеи и подходы в экономическое сотрудничество. Проекты, инициируемые этой группой стран, охватывают разнообразные сферы - от инфраструктуры до технологий, от энергетики до сельского хозяйства.
Одним из ключевых направлений является создание новых финансовых институтов, таких как Новая банковская группа БРИКС [4, с. 51], которая предоставляет кредиты для осуществления крупных проектов в развивающихся странах. Важным аспектом является и расширение торговых связей между членами БРИКС. Создание свободных экономических зон и минимизация торговых барьеров могут значительно увеличить объем взаимных инвестиций и улучшить коммерческие отношения. Это позволит странам разнообразить свои рынки и сократить зависимость от внешних экономических факторов.
Развитие транснациональных проектов с участием стран - членов БРИКС, направленных на создание единой транспортной и энергетической инфраструктуры, улучшает логистику и увеличивает товарооборот [6, с. 100]. Инициативы по созданию совместных технологических парков и исследовательских центров способствуют научному сотрудничеству и ускорению инновационных процессов, что дает основания рассматривать БРИКС в качестве катализатора новых экономических реалий, содействующего устойчивому развитию и глобальной экономической стабильности.
Одним из наиболее интересных аспектов деятельности БРИКС является акцент на дигитализацию и внедрение современных технологий. Страны группы активно развивают цифровую экономику, что позволяет улучшить бизнес-процессы и оптимизировать управление ресурсами. Взаимодействие в области кибербезопасности и искусственного интеллекта открывает новые горизонты для сотрудничества и стимулирует рост продуктивности.
Объединение БРИКС также активно работает над улучшением инфраструктуры и логистики, что играет ключевую роль в интенсификации торговли между странами [1, с. 40]. Инвестиции в транспортные и цифровые сети обеспечивают более эффективный обмен товарами и услугами. Это не только ускоряет процессы, но и снижает затраты, т. е. делает экономику стран группы более конкурентоспособной.
Популяризация альтернативных валют и обеспечение финансовой независимости также становятся важными аспектами деятельности БРИКС.
Стремление к созданию многосторонних расчетных механизмов снижает зависимость от доллара США и способствует укреплению экономик стран-участниц. Это не только увеличивает устойчивость финансовых систем, но также привлекает внимание новых партнеров, желающих участвовать в альтернативной экономической модели.
Объединение БРИКС ориентировано на решение глобальных социально-экономических проблем посредством кооперации усилий и ресурсов его членов. К набору его основных задач относится также создание единой расчетной единицы, не привязанной к конкретной национальной валюте, и независимой платежной системы, обеспечивающей мировую торговлю посредством быстрых платежей на базе национальных валют.
Реализация этой задачи позволит улучшить уровень взаимной торговли и инвестиций. Создание единой расчетной единицы, не привязанной к доллару США и другим ведущим валютам, станет важным шагом к укреплению экономического суверенитета стран-участниц. Это позволит избежать колебаний курсов и рисков, связанных с доминированием западных валют в международной экономике. Кроме того, независимая платежная система, основанная на национальных валютах, улучшит условия для развития бизнеса и торговли между странами БРИКС [9, с. 267]. Устранение валютных барьеров и упрощение процессов расчетов создадут новые возможности для малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать созданию рабочих мест и росту экономики стран-участниц.
Создание независимой платежной системы поддержит инновационные решения и технологические стартапы, откроет новые горизонты для совместных проектов и обмена опытом. Это может значительно повысить конкурентоспособность стран БРИКС на мировом рынке. Более того, улучшение условий для бизнеса привлечет внимание международных инвесторов, которые ищут новые возможности для вложений.
В долгосрочной перспективе укрепление экономического суверенитета и независимости станет важным фактором стабильности во всем мире. Устойчивые экономические взаимоотношения между странами-участницами помогут справиться с глобальными вызовами, создадут устойчивую основу для будущего развития. Таким образом, реализация данной задачи не только изменит текущую экономическую картину, но и сформирует прочный фундамент для устойчивого роста в будущем.
Внедрение единой расчетной единицы также может способствовать снижению транзакционных издержек, связанных с обменом валют, что сделает торговлю более выгодной и доступной для малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, приведет к увеличению объемов торговли между странами БРИКС, создаст больше рабочих мест и будет способствовать экономическому росту внутри этих стран. Устойчивое развитие малых и средних компаний станет основой для формирования новых конкурентных преимуществ на глобальном рынке.
Кроме того, наличие независимой платежной системы позволит странам БРИКС избежать зависимости от западных финансовых институтов, что особенно актуально в условиях международной политической нестабильности.
Это даст возможность укрепить финансовую безопасность и создать более свободное экономическое пространство для сотрудничества [5, с. 55]. Важно отметить, что укрепление таких связей может привести к созданию инновационных экосистем, способствующих развитию новых технологий и подходов в различных отраслях.
В результате страны БРИКС смогут не просто укрепить свои экономические позиции, но и стать важным центром влияния на мировой арене. Коллективные усилия в области экономической интеграции будут способствовать более сбалансированному и взаимовыгодному развитию в глобальном масштабе.
Целесообразно превращение Нового банка развития (НБР) БРИКС в реальный неполитизированный финансовый институт мировой торговли и глобального кредитования, обеспечивающий функционирование уже упомянутой независимой платежной системы и гарантирующий курс единой расчетной единицы БРИКС. Независимая расчетная единица БРИКС позволит не только осуществлять расчеты, но и создаст устойчивую финансовую среду, в которой не будет места политическим манипуляциям. Это станет основой для более честных и прозрачных финансовых отношений между странами-участницами [10].
Единая расчетная единица БРИКС должна быть не только средством обмена, но и надежным инструментом для накопления и сбережений. Это поможет физическим лицам не только защитить свои сбережения от инфляции, но и стимулировать развитие финансовой грамотности и активное участие граждан на финансовом рынке. Привязанность этой валюты к реальным экономическим показателям, таким как ВВП стран БРИКС, создаст уверенность в ее стабильности. Кроме того, возможность свободного обмена внутри блока снизит риски для бизнеса, связанного с колебаниями курсов национальных валют. Формальные цифры и сложные экономические показатели поменяются на понятные и стабильные условия, что, в свою очередь, улучшит прогнозируемость финансовых потоков. Это создаст более благоприятные условия для международных инвестиций и расширения бизнеса [7, с. 236].
Наконец, такая стабильная финансовая система может стать важным инструментом для социально-экономического развития стран БРИКС. Инвестиции в инфраструктуру, образование и здравоохранение могут быть значительно увеличены, что улучшит качество жизни населения и будет способствовать устойчивому развитию. Все это в конечном счете приведет к большей интеграции и сотрудничеству между государствами-участниками.
Важным аспектом функционирования НБР станет развитие финансовой инфраструктуры, способной поддерживать малые и средние предприятия, которые являются основой экономики многих стран БРИКС. Доступ к долгосрочному и более дешевому финансированию позволит этим предприятиям развиваться, что, в свою очередь, создаст новые рабочие места и повысит уровень жизни населения. Инвестиции в инновации и устойчивое развитие станут приоритетом, что позволит создать экономику, устойчивую к внутренним и внешним вызовам. Кроме того, эффективное сотрудничество НБР с другими международными финансовыми институтами поможет обеспечить
необходимый уровень доверия к новой расчетной единице. Наращивание резервов и формирование кредитных линий станут важными шагами для обеспечения стабильности и надежности новых финансовых инструментов.
Таким образом, трансформация НБР в независимый и неполитизиро-ванный институт, разработка единой расчетной единицы и укрепление финансовой инфраструктуры создадут многоуровневую систему поддержки развивающихся стран. Это поможет не только избежать чрезмерной зависимости от традиционных финансовых центров, но и позволит создавать более сбалансированную и устойчивую глобальную экономику.
Кроме того, деятельность альянса БРИКС фокусируется на аграрном обмене и продовольственной безопасности, что актуализирует в том числе необходимость скорейшего создания единой зерновой биржи. Решение этой задачи будет способствовать укреплению аграрного сектора и обеспечению продовольственной безопасности на глобальном уровне. Учитывая растущий спрос на зерновые культуры и внутренние потребности стран-участниц, такая биржа станет эффективным инструментом для упрощения торговли и оптимизации логистических процессов.
В условиях глобальных изменений климата и нестабильности на рынках продовольствия объединение усилий стран БРИКС позволит не только создать прочную основу для сельскохозяйственного производства, но и обеспечит даже малые государства доступом к современным технологиям и ресурсам. Все это будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства, предоставит возможность для совместных проектов и инвестиций [8, с. 41].
Создание единой зерновой биржи стран БРИКС также будет способствовать улучшению ценовой прозрачности на рынках зерна. Это позволит участникам торговли более точно оценивать риски и принимать обоснованные решения. Подобная структура позволит избежать манипуляций с ценами и обеспечит справедливые условия для всех участников - от крупнопрофильных агрокомпаний до мелких фермеров.
Также такая биржа могла бы стать катализатором для развития инфраструктуры в сельскохозяйственной сфере. Инвестиции в транспортировку, хранение и переработку зерновых культур позволят повысить общую эффективность аграрного сектора, а также создать новые рабочие места. Это особенно актуально для отдаленных регионов, где сельское хозяйство играет ключевую роль в экономике.
В условиях глобального рынка, где продовольственная безопасность становится все более важной темой, страны БРИКС имеют возможность продемонстрировать единый подход в формировании политики в области сельского хозяйства. Совместные инициативы и программы, основанные на обмене знаниями и опытом, могут стать основой для формирования конкурентной агропромышленной стратегии, способствующей экономическому росту и устойчивому развитию.
Таким образом, создание единой зерновой биржи стран БРИКС - это не только шаг к интеграции, но и важный вклад в стабильность и процветание регионов.
Совместные культурные проекты также открывают двери для молодежных инициатив и активностей, позволяя молодым специалистам различных отраслей обмениваться идеями, находить партнеров для совместных проектов и развивать свои навыки в международном контексте. Учебные семинары и практикумы могут обеспечить платформу для общения и сотрудничества, создадут атмосферу, способствующую креативности и новаторству.
Культурные платформы также будут способствовать диалогу по актуальным социальным вопросам и содействовать сотрудничеству в проектах, направленных на решение таких проблем, как изменение климата, неравенство и сохранение культурного наследия. Через призму искусства и культуры участники смогут обсуждать сложные темы в доступной форме, что сделает дискуссии более понятными для широкой аудитории. В конечном счете такие инициативы будут служить катализатором для формирования глубокого понимания разнообразия мира. Обмен культурным опытом обогащает не только участников, но и их сообщества, создавая общий собственный культурный язык, который способствует сосуществованию и сотрудничеству. Это уникальное взаимодействие может стать основой для устойчивых отношений между странами БРИКС и другими регионами, подчеркнет важность культурного разнообразия в современном мире.
Развитие медиаотношений также является неотъемлемой частью стратегии укрепления связей между странами БРИКС. Немаловажно, чтобы совместные усилия в области информации и журналистики не только обеспечивали объективное освещение событий, но и способствовали формированию культурного диалога.
В то же время следует отметить, что БРИКС сталкивается с вызовами, среди которых, во-первых, политические разногласия: внутри БРИКС существуют политические разногласия, например, по вопросам Украины и Сирии; во-вторых, экономическая конкуренция: между странами БРИКС существует конкуренция за ресурсы и рынки, что может создавать трения внутри объединения; в-третьих, отсутствие единой стратегии: БРИКС пока не имеет четкой стратегии действий в ключевых вопросах международной политики; в-четвертых, проблемы с координацией деятельности: координация действий между странами БРИКС может быть затруднена из-за различий в политических системах и интересах.
В заключение отметим, что страны - участницы объединения являются сильными региональными державами, и их доля в мировом ВВП растет. Кроме того, предложенная странами БРИКС идея формирования полицентрично-го миропорядка находит отклик среди политиков, интеллектуалов и населения многих стран мира, что дает основание рассматривать объединение БРИКС в будущем как реальную силу, с которой необходимо будет считаться.
Список литературы
1. Байрамкулов М. А. Экономический и политический союз стран БРИКС // Экономические науки. 2021. № 194. С. 39-44.
2. Бусыгина И. М., Окунев И. Ю. Модернизация и демократизация в странах БРИКС: сравнительный анализ. М. : Аспект Пресс, 2015. 352 с.
3. Виноградов А. В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сравнительная политика. 2014. № 4. С. 47-52.
4. Денисова Д. Э. БРИКС: вчера, сегодня, завтра // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 40-54.
5. Лаврентьев В. А., Лаврентьева Л. В., Сахедова Ч. А. Страны БРИКС и их влияние на мировую экономику в условиях геополитического кризиса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 6 (64). С. 51-57.
6. Михневич С. В. Укрепляя международные позиции БРИКС: межгосударственное сотрудничество, диалог с бизнесом и перспективы развития // Бизнес. Общество. Власть. 2022. № 44-45. С. 93-107.
7. Назаретян С. Р. О перспективах перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС // Вестник университета. 2015. № 10. С. 234-236.
8. Седых В. А. Обеспечение продовольственной безопасности на основе редомициляции биржевых операций по торговле зерновыми культурами // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1, № 5. С. 37-43.
9. Ситникова О. Г. Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности // Экономические отношения. 2023. Т. 13, № 2. С. 261-274.
10. Шевченко Р. И. Объединение БРИКС: этапы формирования и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2016. Т. 17. С. 43-51.
11. Naude W., Szirmai A., Lavopa A. Industrialization Lessons from BRICS: A Comparative Analysis. Discussion Paper / Institute for the Study of Labor. 2013. № 7543 (August). 46 p.
12. Pommeranz W. Why Russia Needs the BRICS? URL: https://www.academia.edu/6843037/ Why_Russia_needs_the_BRICS (date of access: 04.11.2024).
References
1. Bajramkulov M.A. Ekonomicheskij i politicheskij soyuz stran BRIKS [The Economic and political Union of the BRICS countries]. Ekonomicheskie nauki, 2021, no. 194, pp. 39-44. (in Russian)
2. Busygina I.M., Okunev I.Yu. Modernizaciya i demokratizaciya v stranax BRIKS: sravnitel-nyj analiz [Modernization and democratization in the BRICS countries: comparative analysis]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015, 352 p. (in Russian)
3. Vinogradov A.V. Dialogovyj format BRIKS i ego rol v stanovlenii mnogopolyarnogo mira [The BRICS dialogue format and its role in the formation of a multipolar world]. Sravnitelnaya poli-tika, 2014, no. 4, pp. 47-52. (in Russian)
4. Denisova D.E. BRIKS: vchera, segodnya, zavtra [BRICS: yesterday, today, tomorrow]. Gumanitarnye ipolitiko-pravovye issledovaniya, 2022, no. 2 (17), pp. 40-54. (in Russian)
5. Lavrentev V.A., Lavrenteva L.V., Saxedova Ch.A. Strany BRIKS i ix vliyanie na mirovuyu ekonomiku v usloviyax geopoliticheskogo krizisa [BRICS countries and their impact on the world economy in the context of the geopolitical crisis]. Innovacionnaya ekonomika:perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2022, no. 6 (64), pp. 51=57. (in Russian)
6. Mixnevich S.V. Ukreplyaya Mezhdunarodnye pozicii BRIKS: mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo, dialog s biznesom i perspektivy razvitiya [Strengthening the International positions of the BRICS: interstate cooperation, dialogue with business and development prospects]. Biznes. Obshhestvo. Vlast, 2022, no. 44-45, pp. 93-107. (in Russian)
7. Nazaretyan S.R. O perspektivax perexoda na raschety v nacionalnyx valyutax v ramkax BRIKS [On the prospects of switching to settlements in national currencies within the framework of BRICS]. Vestnik universiteta, 2015, no. 10, pp. 234-236. (in Russian)
8. Sedyx V.A. Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti na osnove redomicilyacii bir-zhevyx operacij po torgovle zernovymi kulturami [Ensuring food security on the basis of redomicil-lation of exchange operations in grain trade]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2024, vol. 1, no. 5, pp. 37-43. (in Russian)
9. Sitnikova O.G. Potencial evolyucii alyansa stran BRIKS v usloviyax globaliziruyushhejsya i postglobalnoj ekonomiki: vzglyad s pozicii ekonomicheskoj bezopasnosti [The potential for the evolution of the BRICS Alliance in a globalizing and post-global economy: a view from the perspective of economic security]. Ekonomicheskie otnosheniya, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 261-274. (in Russian)
10. Shevchenko R.I. Obedinenie BRIKS: etapy formirovaniya i perspektivy razvitiya [BRICS Unification: stages of formation and development prospects]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie [The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies], 2016, vol. 17, pp. 43-1. (in Russian)
11. Naude W., Szirmai A., Lavopa A. Industrialization Lessons from BRICS: A Comparative Analysis. Discussion Paper. Institute for the Study of Labor, 2013, no. 7543 (August), 46 p.
12. Pommeranz W. Why Russia Needs the BRICS? Available at: https://www.academia.edu/6843037/Why_Russia_needs_the_BRICS (date of access: 04.11.2024).
Сведения об авторе
Information about the author
Керимов Александр Алиевич
доктор политических наук, доцент, кафедра политических наук Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, просп. Ленина, 51 старший научный сотрудник, управление научной и инновационной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Российская Федерация, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 76 e-mail: [email protected]
Kerimov Alexander Aliyevich
Doctor of Sciences (Political Sciences), Associate Professor, Department of Political Sciences B. N. Yeltsin Ural Federal University 51, Lenin ave., Yekaterinburg, 620000, Russian Federation
Senior Researcher, Research and Innovation Services
South Ural State University (National Research University)
76, Lenin ave., Chelyabinsk,454080, Russian Federation e-mail:kerimov68@mail. ru
ORCID 0000-0002-5807-9810
ORCID 0000-0002-5807-9810
Статья поступила в редакцию 03.11.2024; одобрена после рецензирования 17.11.2024; принята к публикации 26.11.2024 The article was submitted November, 03, 2024; approved after reviewing November, 17, 2024; accepted for publication November, 26, 2024