BREXIT КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Аннотация. Европейский союз (ЕС) на современном этапе испытывает период серьезных социально-экономических трансформаций. Дальнейшее расширение ЕС ведет к обострению внутренних противоречий между отдельными странами-членами. Возможный выход Великобритании из ЕС (Brexit) налагает серьезные ограничения на дальнейшее развитие экономической интеграции, чему посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: Европейский союз, Brexit, экономическая интеграция, внешняя торговля.
Evgerny ^rnov BREXIT AS A RESULT OF INTERNAL
CONTRADICTIONS IN THE ECONOMY OF THE EUROPEAN UNION
Annotation. The European Union (EU) at the present stage tests the period of serious social and economic transformations. Further expansion of the EU goes to an aggravation of internal contradictions between member countries. A possible exit of Great Britain from the EU (Brexit) imposes serious restrictions for further development of economic integration, the present article is devoted to. Keywords: European Union, Brexit, economic integration, external trade.
Вопрос возможного выхода Великобритании из Европейского союза (ЕС) перешел в активную фазу обсуждения в 2015 г. [3]. Изначально членство Великобритании в ЕС характеризовалось определенной степенью «автономии», что подтверждалось, например, тем, что эта страна в своей внешней политике ориентируется на США, не приняла общую валюту евро, ограниченно участвует в Шенгенском соглашении, обеспечивающем беспрепятственные миграции граждан ЕС [4]. Все больше сторонников не доверяют европейским институтам. Очевидны экономические последствия выхода Великобритании из ЕС для ее экономики, однако, важен по существу сам прецедент этого выхода. Дело даже не в краткосрочных последствиях выхода Великобритании из ЕС (они, например, проявились в беспрецедентном за последние годы снижении валютного курса британского фунта стерлингов). Гораздо хуже - потенциально возможные так называемые «парады суверенитетов» в ЕС. Эксперты, в частности, Дж. Сакс в качестве таких последствий указывают стремление Каталонии и Шотландии к независимости, а также отказ от свободного движения населения в рамках ЕС [12], что в целом противоречит европейским свободам, зафиксированным в преамбуле к Римскому договору.
Для экономики Великобритании негативные последствия выхода из ЕС связаны с тем, что он отразится, прежде всего, на благосостоянии граждан страны, хотя экономика страны является одной из самых зрелых в ЕС, с развитой инновационной системой [2]. Эта дилемма (выбора между стабильностью благосостояния граждан и желанием ухода от тотального контроля в рамках ЕС) существенно актуализирует рассматриваемую нами проблему. По существу, в экономическом плане выход Великобритании из ЕС ничего хорошего не сулит, однако сторонники Brexit обещают снижение миграционной волны, укрепление безопасности и больше суверенитета для своих граждан.
Развитие экономической интеграции в ЕС на современном этапе во многом обусловлено политическими факторами, а отставание ЕС от других развитых регионов обусловлено, главным образом, политическими проблемами [9]. К их числу, например, можно отнести: нерешенность проблемы беженцев (для чего необходимо прекращение войны в Сирии), необходимость приостановления рае-
УДК 339.94 Е.Н. Смирнов
© Смирнов Е.Н., 2016
ширения НАТО на Восток (в Грузию и Украину). С экономической точки зрения необходимо стремиться к продолжению снижения огромных социальных расходов на образование и здравоохранение, а также решать проблему долгового кризиса в Греции, негативно отражающегося на экономике всей еврозоны. Проблема усугубляется тем, что в ЕС нет единой идеи по поводу того, как «оживить» экономический рост: в Италии и Франции, например, считают, что необходимо ослабить «фискальный пакт» еврозоны, а страны Скандинавии придерживаются необходимости структурно реформировать экономики [6]. Кроме этого, под влиянием последнего кризиса внутри ЕС существенно обострились политические и социально-экономические проблемы, которые особо остро отразились на экономике стран еврозоны. ЕС в настоящее время крайне необходимо решать задачи перспективного внутреннего развития [5].
В оценках последствий выхода Великобритании из ЕС большую роль играет анализ сложившегося характера их взаимной торговли. Дело в том, что уже на протяжении ряда лет торговый баланс Великобритании сводится с огромным отрицательным сальдо (отрицательное сальдо торгового баланса Великобритании возросло в 2003-2015 гг. с 97,6 до 155 млрд долл. США) [16]. Растущее сальдо выгодно, прежде всего, странам ЕС, являющихся активными нетто-экспортерами (в частности, Германии) [7]. Интересна и довольно распространена точка зрения о том, что после выхода Великобритании из ЕС построение «европейского централизованного государства» в ЕС станет фактически невозможным [15]. Таким образом, Brexit может способствовать пересмотру всей идеологии экономической и политической интеграции в ЕС.
Наконец, важно учитывать, что в краткосрочном плане выход Великобритании из ЕС нанесет ущерб и экономике США, поскольку снижение темпов экономического роста в ЕС не может не отра-зиться на США, для которых ЕС - основной внешнеторговый партнер. ЕС без Великобритании, вероятно, отменит экономические санкции против нашей страны, а США потеряют своего партнера в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) [14]. Что касается ТТИП, то маловероятно, что в складывающихся условиях оно вообще будет заключено (необходимо, в частности, дождаться исходов выборов в США, Германии и Франции).
На Западе принято считать, что России выгоден выход Великобритании из ЕС. Однако необходимо учесть, что долгое время будет неясно, на каких условиях ЕС и Великобритания договорятся о ведении взаимной торговли, поэтому зарубежные инвесторы будут выжидать и отказываться от серьезных крупных инвестиций. Серьезно может пострадать проект «Северный поток-2» и его инициатор - компания «Газпром», предполагающая поставки газа в том числе и в Великобританию, которая в последние годы ввиду истощения своих месторождений активно наращивает импорт газа из России. Сложно прогнозировать, будет ли импортироваться газ, если Великобритания останется за пределами общего рынка ЕС.
В любом случае, при выходе Великобритании из ЕС в краткосрочной перспективе следует ожидать замедления темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны и даже его сокращение. Также возможно замедление темпов роста в странах ЕС, наиболее тесно связанных с Великобританией (Германия, Ирландия, Кипр, Нидерланды). Последнее означает, что рост ВВП в ЕС в целом замедлится, что скажется и на без того «вялой» динамике мировой экономики, поэтому следует ожидать дальнейшего снижения мирового спроса на сырье и энергоносители. Поэтому косвенно Brexit скажется и на России.
Что касается девальвации фунта стерлингов, то, с одной стороны, она будет способствовать росту конкурентоспособности экспортоориентированных отраслей экономики Великобритании, сделает страну более привлекательной для зарубежных туристов, однако, с другой стороны, это приведет к удорожанию импорта.
Нарушение идеологии экономической интеграции в ЕС [1] наводит на мысль о том, что необходимо более четко разграничивать отличия между ЕС и еврозоной, придерживаться концепции ин-
теграции Европы «двух скоростей» [8]. По мнению Дж. Сороса, среди других стран ЕС (и еврозоны) самый большой вызов следует ожидать со стороны Италии, поскольку ослабленная банковская система страны нуждается в скорейшем оздоровлении и санации, что является залогом спасения банковского союза ЕС и еврозоны в целом. На биржах индексы итальянских банков упали с января по середину июля 2016 г. на 57 % [13].
Насколько еще возможно распространение «опыта» Великобритании в другие страны? Немецкий эксперт М. Беккер указывает на Швейцарию, не являющуюся членом ЕС, причиной чему является референдум, проведенный в стране в 2014 г. и предполагающий ограничение притока иностранцев на основе внесения изменения в Конституцию страны (данный закон, вероятно, примут к началу 2017 г.) [10]. Двусторонние соглашения между Швейцарией и ЕС, подписанные еще в 1999 г., содержат оговорку о том, что если будет разорвано одно соглашение, все остальные разрываются автоматически. Поэтому, кроме свободы передвижения для граждан Швейцарии и ЕС, есть угроза для авиасообщения, грузо- и пассажироперевозок, торговли сельскохозяйственной продукцией, взаимного признания стандарта качества продуктов питания, научно-технологического сотрудничества. Поэтому швейцарские эксперты ожидают, что в стране можно ожидать Schweizit («Швейцит») аналогично «Брекситу».
К возможному выходу Великобритании из ЕС следует добавить еще и «войну» экономических санкций между Россией и ЕС, которая уже негативно сказалась на его странах-членах. Так, независимые оценки указывают на потери во взаимном российско-европейском товарообороте в разме -ре 60 млрд долл. США, среди которых наиболее высока доля Германии (27 %), а доля других крупных стран ЕС - Великобритании и Франции - сравнительно несущественна (4,1 и 5,6 % соответственно) [11]. Следует учитывать, что в 2016 г., продовольственное эмбарго России в отношении ЕС было продлено.
В любом случае, судьба ЕС зависит только от стран, входящих в него, и погубить его могут только внутренние противоречия, как это было в случае с СССР. Основной риск заключается в существенном снижении Европейским союзом управляемости его экономики. Кроме мер в части стабилизации банковской системы необходимо изменение бюджетной политики, в которой большее внимание должно быть уделено инвестициям. До референдума по выходу Великобритании из ЕС экономический рост, основанный на инвестициях, был относительно стабильным. В то же время невысокой была инфляция, а потоки займов способствовали улучшению ситуации на рынке труда. В течение следующих трех лет ожидается снижение темпов экономического роста в еврозоне на уровне 0,3-0,5 %, и этих темпов роста будет явно недостаточно, чтобы нейтрализовать последствия безработицы, достигшей в ряде стран уже двузначных величин. Поэтому и необходимо реформирование экономики ЕС, а также панъевропейских институтов, чтобы они стали более управляемыми и эффективными.
Следующим началом эффективного развития экономической интеграции является дальнейшая экономическая консолидация ЕС, а также его консолидация с другими странами. Это будет являться своеобразным вызовом развивающимся странам, которые все больше укрепляют экономические связи между собой: уже свыше 50 % международной торговли приходится на обмен между развивающимися странами, при этому активным участником этого процесса становится не только Китай, но и Индия, страны Африки. Чтобы поддерживать это сотрудничество, формируются все новые институты (например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций).
Библиографический список
1. Инновационная стратегия развития России в условиях усиления международной конкуренции: монография / Под ред. Л. А. Толстолесовой. - Новосибирск : СибАК, 2013. - 172 с. - ISBN 978-5-4379-0354-4.
2. Смирнов, Е. Н. Ведущие развитые страны ЕС - в авангарде процессов инновационного развития экономики региона / Е. Н. Смирнов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 23. - С. 138-139.
3. Смирнов, Е. Н. Инновационный механизм развития экономики Европейского союза: дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / Смирнов Евгений Николаевич. - М., 2016. - С. 63-64.
4. Смирнов, Е. Н. Инновационный механизм развития экономики Европейского союза: монография / Е. Н. Смирнов. - М. : Перо, 2015. - 388 с. - ISBN 978-5-906835-08-6.
5. Смирнов, Е. Н. Направления совершенствования инновационного механизма развития экономики Европейского союза / Е. Н. Смирнов // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2015. -№ 13. - С. 10-15.
6. Смирнов, Е. Н. Противоречия глобального экономического роста , или еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития / Е. Н. Смирнов // ЭКО. - 2015. - № 4. - С. 93-104.
7. Смирнов, Е. Н. Трансформация внешнеэкономических связей Европейского союза в условиях инновационного развития его экономической системы / Е. Н. Смирнов // Вестник университета (Государственный университет управления. - 2013. - № 1. - С. 96.
8. Смирнов, Е. Н. Факторы инновационного развития экономики Европейского союза / Е. Н. Смирнов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 7(17). - С. 117.
9. Смирнов, Е. Н. Экономика Европейского союза: инновационный аспект развития: монография / Е. Н. Смирнов. - Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 163 с. - ISBN 978-3-659-49258-7.
10. Becker, M. Schweizer Referendum: Folgt auf den Brexit der Schwexit? [Electronic resource] / M. Becker // Der Spiegel. - 2016. - Mode of access: http://www.spiegel.de/politik/ausland/schweiz-folgt-auf-den-brexit-der-schwexit-a-1104255.html (accessed date : 26.07.2016).
11. Comment les conséquences des sanctions russes sur l'économie française ont été largement sous-estimées [Electronic resource] // Atlantico. - 2016. - Mode of access : http://www.atlantico.fr/decryptage/comment-consequences-sanctions-russes-economie-francaise-ont-ete-largement-estimees-matthieu-crozet-2759328.html (accessed date : 16.07.2016).
12. Jeffrey D. Sachs. Значение Brexit [Electronic resource] / Jeffrey D. Sachs // Project syndicate. - Mode of access : https://www.project-syndicate.org/commentary/meaning-of-brexit-by-jeffrey-d-sachs-2016-06/russian (accessed date : 07.07.2016).
13. Rabreau, M. Brexit et Italie : le cocktail «explosif» qui menace les banques européennes [Electronic resource] / M. Rabreau // Le Figaro. - 2016. - Mode of access : http://www.lefigaro.fr/economie/le-scan-eco/explicateur/2016/07/07/29004-20160707ARTFIG00092-brexit-les-banques-europeennes-qui-souffrent-le-plus.php?redirect_premium (accessed date : 19.07.2016).
14. Talley, Yan. «Brexit» Expected to Rattle U.S. Economy, Shake Its Influence [Electronic resource] / Yan Talley // The Wall Street Journal. - 2016. - Mode of access : http://www.wsj.com/articles/brexit-expected-to-rattle-u-s-economy-shake-its-influence-1466741275 (accessed date : 23.10.2016).
15. Werner Grundlehner. Brexit ist der neue Erdölpreis [Electronic resource] / Werner Grundlehner // Neue Zuercher Zeitung. - 2016. - Mode of access : http://www.nzz.ch/finanzen/aktien/treiber-der-boerse-brexit-ist-der-neue-erdoelpreis-ld.90434 (accessed date : 17.10.2016).
16. World Trade Statistical Review 2016. - New York & Geneva : WTO, 2016. - Pp. 92-93.