Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1
И.З. Борисова
БРЕТОНСКИЙ РОК КАК КОМПОНЕНТ ПОЗИТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ БРЕТАНИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 677000, Российская Федерация, г. Якутск, ул. Белинского, 58
Статья затрагивает процесс формирования региональной этнически маркированной идентичности бретонцев. Для характеристики идентичности в регионах компактного проживания «титульного» этноса в национальной стране, нами введен термин «этнически маркированная региональная идентичность»».
Этническое самосознание бретонцев прошло сложный путь вынужденного отказа от языка и культуры до подъема этничности. В статье рассмотрены причины, которые стали ключевыми и переломными для этнического самосознания и трансформации региональной идентичности бретонцев. Для этого было проведено целенаправленное исследование. Результаты анкетирования, в котором приняло 120 респондентов, позволяют признать первые концерты бретонского рока Алана Стивелла одним из переломных моментов трансформации региональной идентичности бретонцев. Алан Стивелл признан первым бретонским певцом-поэтом-песенником и музыкантом, который выступает за культурное, лингвистическое и политическое признание Бретани.
В статье исследуется когнитивный и аффективный аспект формирования идентичности и роль музыки в трансформации региональной этнически маркированной идентичности. Мы считаем, что этнически маркированная региональная идентичность имеет когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. Когнитивный аспект заключается в осознании и апеллировании к общей исторической памяти, актуализации информации о культурном феномене. Аффективный аспект связан с эмоциональным отношением к когнитивной составляющей, эмоциями, которые вызваны этой информацией. Поведенческий аспект формирует действия индивида. Катарсис, который пережили слушатели первых концертов бретонского рока, определил дальнейший перелом сознания, пробудил интерес к истории региона. Это коллективное переживание стало катализатором изменения этнического самосознания бретонцев в конце ХХ в.
Борисова Изабелла Захаровна - кандидат педагогических наук, доцент-исследователь кафедры французской филологии Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета (e-mail: [email protected]).
Ключевые слова: концепт «Бретонская музыка»; этнически маркированная региональная идентичность; бретонский рок; когнитивный аспект; аффективный аспект; подъем; динамика.
Этническое самосознание любого малого этноса, национального меньшинства, проживающего в национальном государстве, проходит различные стадии трансформации. В эпоху глобализации усиливается движение за культурное разнообразие, и французское общество тоже переживает относительный подъем региональной идентичности. Целью нашего исследования является изучение феномена бретонской идентичности на современном этапе и среди задач, которые мы ставим, ключевой является выделение определяющей точки трансформации бретонской идентичности в конце ХХ в. Наше исследование позволяет утверждать, что одним из катализаторов трансформации этнического сознания бретонцев является современная популярная музыка - «бретонский рок» / "rock breton".
Этническое самосознание бретонцев прошло сложный путь вынужденного отказа от языка и культуры до подъема этничности. Рассмотрим подробнее, какие причины (какое явление) стали ключевыми и переломными для этнического самосознания и трансформации региональной идентичности бретонцев.
Прежде всего нами проанализирована литература о бретонской идентичности. Проблема региональной идентичности бретонцев отражена в трудах Н. Дюкалес, Р.Л. Коадик, Я. Бевана, М. Никола и др. В России проблемой бретонской идентичности занималась Е.И. Филиппова. Изучение культуры Бретани представлено в публикациях Т.Ю. Загрязкиной, Ю.А. Мурадовой, В.П Калыгина и др.
Что касается термина «региональная идентичность», то в России в исследованиях коллектива Института социологии РАН приводится определение, в которой региональная идентичность определяется как: «.. .осознание общности исторической памяти жителей отдельно взятого региона, объединенного едиными культурно-нравственными ценностями, чувством принадлежности к этому региону» [Дробижиева, 2012: 12].
В Бретани термин «регионализм» появился благодаря бретонским литераторам для обозначения особенностей сохранения и дальнейшего развития бретонского языка и культуры и используется в программах Бретонского регионалисткого союза / Union régionaliste bretonne (1898) [Philippe le Stum, 2017: 7-10]. Анализ литературы по бретонскому регионализму [Bromberger, Meyer, 2011: 357; Patez, 2001; Le Coadic, 1998: 45-46] показывает, что проблема регионализма
рассматривается, прежде всего, с точки зрения политической, территориальной и культурной составляющей. По мнению исследователей Н. Дюкалес и Я. Фурнизета, в последнее время идея политической составляющей бретонского регионализма становится непопулярной, уступая место культурному компоненту. При этом все чаще высказывается опасение, что освобождение региональной идентичности от политической и территориальной составляющей, увлечение только культурной составляющей может стать источником музейной, фольклорной идентичности [Ducales, Yann, 2007].
Проделанный анализ литературы позволяет нам констатировать, что в регионах компактного проживания «титульного» этноса в национальной стране речь прежде всего идет об «э тнически маркированной региональной идентичности» (термин наш). Это осознание общности исторической памяти отдельно взятого региона и этноса, компактно проживающего в нем, объединенного едиными культурно-нравственными этническими ценностями, чувством региональной принадлежности к этому региону и этнической принадлежности к этому народу. При формировании позитивной этнически маркированной региональной идентичности в национальном государстве большое влияние имеет коллективная историческая память, коллективное переживание. Значение коллективного переживания и коллективной памяти для консолидации общества были рассмотрены в работах Э. Дюркгейма [Дюркгейм, 1996], М. Хальбвакса и др. [Хальбвакс, 2005]. Актуальность этих понятий в отечественной науке рассматривала Т.Ю. Загрязкина [Загрязкина, 2013].
Этнически маркированная региональная идентичность имеет когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. Когнитивный аспект заключается в осознании и аппелированию к общей исторической памяти, актуализации информации о культурном феномене. Аффективный аспект связан с эмоциональным отношением к когнитивной составляющей, эмоциями, которые вызваны этой информацией. Поведенческий аспект формирует действия индивида.
В этнических регионах в условиях национального государства развивается двоякая неоднородная региональная идентичность с позитивной и ущербной составляющей. Позитивная и ущербная этнически маркированная региональная идентичность, как показывают наши наблюдения и опрос, могут быть сформированы в ходе переживаемых индивидом в течение жизни эмоций в процессе воздействия различных культуроформирующих факторов. Для уточнения проявлений региональной идентичности в Бретани в 2017-2018 гг. мы провели устное анкетирование с заранее подготов-
ленными вопросами, в котором приняло участие 120 информантов, 71% женщин, в возрасте от 60 до 70 лет, среди которых преподаватели, экономисты и люди других профессий. Возраст 60-70 выбран осознанно, так как именно в период молодости этих людей происходит трансформация региональной идентичности [Ье СоаШс, 1998]. Анализ ответов позволил нам сделать вывод о том, что одним из ключевых переломных моментов для трансформации бретонской идентичности в 1970-е годы становится бретонский рок. Все наши информаторы рассказывают, что им в студенческие годы впервые удалось почувствовать первое чувство самоуважения и ощутить позитивную часть своей бретонской идентичности на концертах бретонского рока. Амбивалентность их идентичности - ущербная и положительная - впервые раскрыла скрытую до этого момента гордость за свои кельтские корни. Жесткая политика унификации, экономический упадок, обнищание, массовый переезд бретонцев в центральные регионы в конце XIX - начале XX в. привели к вынужденной смене этнической идентичности, внутренней трагедии личностей, втянутых в этот процесс.
Это подтверждает и В.М. Шаклеин в теоретических размышлениях об этноязыковом видении мира: «Смена же этноса влечет за собой, как минимум, психическую травму, ощущение собственной неполноценности в глазах другого этноса» [Шаклеин, 2000]. Подтверждение мы получаем и в ходе нашего исследования, 85% опрошенных сообщили о том, что именно концерт бретонского рока Алана Стивелла стал тем переломным моментом, когда они начали без чувства ущербности воспринимать свою принадлежность к бретонскому народу. Алан Стивелл является первым бретонским певцом-поэтом-песенником и музыкантом, который выступает за культурное, лингвистическое и политическое признание Бретани.
Именно с этого первого концерта, как пишет 90% респондентов, они начали больше интересоваться историей своего народа, истоками бретонской музыки, открыто декларировать свою этническую принадлежность. 83% опрошенных признают, что в этой трансформации идентичности было много демонстративного, показного, бунтарского в силу молодого возраста. 95% анкетированных бретонцев признаются, что пережили настоящий катарсис, многие плакали. Таким образом, новая бретонская музыка, которая вышла на стадионы, мировые сцены, в народ, накал электрической музыки, эмоционально насыщая слушателей, поднимает этническое самосознание. Звуки древнего языка, усиленные динамиками, патриотические тексты, харизма и эмоциональный напор рок музыки застави-
ли людей пережить катарсис. Годы стыда за свою идентичность, свое происхождение выплескиваются в едином порыве спрятанной в глубине души гордости за свой народ, культуру, родной язык, Бретань. Алан Стивелл высказывается в своих выступлениях: «Когда Бретонская музыка будет известна на всех широтах, Бретань будет спасена, она не исчезнет, как не исчезнет ее музыка, культура, язык, потому что мир будет поддерживать его после того, когда поймет всю глубину нашей трагедии, осознает важность нашей проблемы»1.
Рассмотрим когнитивный аспект бретонского рока, как компонента региональной этнически маркированной идентичности бретонцев. Как утверждает Е.С. Кубрякова, под когницией понимается и сам процесс приобретения знаний и опыта, и его результаты. Термин относится ко всем процессам, в ходе которых обрабатывается, перерабатывается, фиксируется мозгом в виде ментальных репрезентаций разного типа вся информация, поступающая к человеку по различным каналам2. Феномен бретонского рока связан с воспоминаниями о кельтской музыке. Эмоции, вызванные музыкой бретонского рока, вызвали подъем интереса к ее истории и кельтскому прошлому. Приобретенные знания раскрыли многим, как показывает наш опрос, что музыка Бретани переплетается с историей и культурным развитием полуострова. Многие с удивлением узнали, что музыкальное наследие многолико, это прежде всего дохристианская музыка с кельтскими характеристиками как в музыкальности, так и в его инструментах, и репертуаре. Некоторые довольствовались поверхностной информацией, а многие изучали историю музыкального наследия своего народа. Появляются страницы во всемирной сети, которые открыли интересующимся многие забытые страницы истоков бретонского рока: стенания / gwerzioй, близкие к балладам или плачам, иллюстрирующие трагические исторические и мифические истории, которые находят отражение в творчестве необардов; Трагическая судьба легендарного барда VI в. Гуэнклен / Gwenc'hlan, ослепленного за нежелание принять христианство. Трагизм исторического прошлого наполняет сердца бретонцев романтической грустью о прошлом, пробуждая параллель с собственной судьбой, страданиями и переживаниями, связанными с формированием чув-
1 Bretagne est musique, collectif (Alan Stivell, Pascal Lamour, Yann Goasdoué...) sous la direction de René Abjean et Louis Dumontier, Institut culturel de Bretagne, 2006.
2 См.: Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 81-84.
ства идентичности. Поклонники рока вместе с чувством гордости, которое возрождено актуализацией исторических корней бретонского рока, раскрывают для себя также истоки его бунтарского духа: во времена герцога Жана IV музыка выражает идеи независимости, ее играли, протестуя против присоединения к Франции. Таким образом, идея подъема, бунтарства, которые характерны для бретонского рока, напоминают слушателям исторические корни, пробуждая чувство единения и романтического ореола.
Информация об истории развития бретонской музыки у многих бретонцев вызвала патриотические чувства, так как во многом история музыки была иллюстрацией судьбы народа, истории каждой семьи: в июне 1900 г. было решено создать группу бретонских не-одруидистов, что стало важным событием в эпоху всеобщего обнищания в Бретани, упадка этнического самосознания населения, миграции. В сентябре 1900 г. создается Дом Бретонской песни. В монографии Филиппа Штурма «Неодруидизм в Бретани» в числе других исторических фактов коллективного переживания кельтской истории, делается акцент на роли, которую играли необарды в возрождении регионализма. [Philippe le Stum, 2017].
Самой низкой точки своего упадка бретонская музыка достигает после Первой мировой войны. Обедневшие бретонцы постепенно отказываются от своей культуры, чтобы принять республиканскую унифицирующую культуру Франции. Но в то же время возникает противоположное культурное движение - Сейз Брер / Seiz Breur, которое будет способствовать обновлению бретонского культурного выражения у определенной части населения.
Послевоенное возрождение движения регионализма способствует подъему бретонского музыкального наследия. Эта потребность в культуре обусловлена стремлением к эмансипации и желанием сказать, что Бретань существует и выражает себя. В 1950-х годах проводятся первые фестивали в театрах, распространяются воинственные песни с политическими требованиями3. Когнитивный аспект бретонского рока тесно связан с формированием чувства гордости за кельтские корни и исторические связи с кельтской культурой. Именно бретонский рок на основе кельтской музыки становится катализатором трансформации сознания, когда бретонцы
3 Musique Bretonne : Histoire des sonneurs de tradition, ouvrage collectif rédigé sous l'égide de la revue ArMen, Le Chasse-Marée // Armen, 1996.
впервые за много лет начинают позитивно осознавать свою идентичность.
Ренессанс наследия кельтов Dan Ar Braz / Дан Ар Браз, который начался с Аланом Стивеллом, перевернул сердца бретонцев. Его шоу «Наследие кельтов» было исполнено на закрытии 70-го Фестиваля Корнуолл, в присутствии известных кельтских музыкантов. В мире происходит увлечение кельтской музыкой, а при этом в Бретани происходит ее переосмысление как фактора идентичности.
В заключение можно отметить, что музыка бретонцев, как и их язык и культура прошла сложный путь уничижительной самооценки. Желая отмежеваться от идентичности, которая воспринималась как ущербная, бретонцы отказывались от своей музыки, так же как и от своего языка и культуры в угоду более «выгодной» и комфортной общефранцузской национальной идентичности. Музыка, как и вся культура бретонцев, несет в себе отпечаток этого двойственного отношения к своей идентичности, но сегодня именно она становится предметом гордости, аффективной манифестации бретонства, частью формирования позитивной этнически маркированной региональной бретонской идентичности. Первые концерты бретонской музыки можно признать переломным моментом в трансформации региональной идентичности, знаменующей переход от «музейной» идентичности к актуальному чувству. Таким образом, можно утверждать, что одним из важных компонентов позитивной этнически маркированной идентичности бретонцев становится бретонская музыка, в частности бретонский рок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дробижиева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
2. Дюркгейм Э. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
3. Загрязкина Т.Ю. Речь о французском языке и проблема языкового многообразия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 52-63.
4. Формирование региональной идентичности в условиях современной России: монография / Под ред. Л.М. Дробижиевой. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012.
5. Шаклеин В.М. Этноязыковое видение мира как составляющая лингвокультур-ной ситуации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 78.
6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005.
7. Bromberger Ch., Meyer M. Cultures régionales en débat // Ethnologie Française. 2003. № 3. С. 357.
8. Le Coadic R. L'Identité bretonne. Presse universitaire de Rennes, 1998.
9. Ducalès N., Fourniset Y., Kernalegenn T. Bretagne plurielle. Culture, territoire et politique, 2007.
10. PatezP. Réflexions sur la notion d'"identité culturelle" dans les mouvements régionaux français // Les Cahiers du Cériem. 2001. № 7.
11. Le StumPh. Néo-drudisme en Bretagne. Origine, naissance et développement 18901914. Rennes: Edition Ouest-France, 2017. С. 7-10.
12. Stivell A., LamourP., Goasdoué. Bretagne est musique. Institut culturel de Bretagne, 2006.
Isabella Z. Borisova
ETHNICALLY LABELED REGIONAL CONCEPT "BRETON MUSIC" AS A COMPONENT OF POSITIVE REGIONAL IDENTIFICATION
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 677000, Russia, The Republic of Sakha (Yakutia), Belinskogo, 58
The article touches on the process of formation of the regionally ethnically marked identity of the Bretons. The cognitive and affective aspect of identity formation and the role of music in the transformation of regional ethnically marked identity are explored. The phenomenon of Breton rock and its role in changing the ethnic consciousness of the Bretons under its influence are analyzed. The cognitive aspect of ethnically marked identity lies in the collective memory of the Celtic past, the Breton culture. The affective aspect is the emotional experiences enjoyed by the listener at a concert of rock music. New Breton music (which entered the stadiums, world stages, became popular with the people), the electric music, which had a strong emotional impact on the public, promoted the rise of ethnic self-awareness. Sounds of the ancient language, amplified by loud speakers, patriotic texts, charisma and emotional pressure of rock music make people go through a catharsis. Years of shame for their identity, their origin are splashed out in a single rush of pride concealed in the depths of their souls, pride for their people, culture, native language, Brittany. Musicians and listeners believe that when Breton music is known at all latitudes, Brittany will be saved, it will not disappear, as its music, culture, language will not disappear, because the world will support it after it understands the depth of the tragedy of the people, realizes the importance of the problem of identity loss.
Key words: "Breton Music" concept; ethnically marked regional identity; Breton rock; cognitive aspect; affective aspect; recovery; dynamics.
About the author: Isabella Z. Borisova - Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, the Institute of Foreign Philology and Regional Studies of the M.K. Ammosov NorthEastern Federal University (e-mail: [email protected])..
REFERENCES
1. Bromberger Ch., Meyer M. 2003. Cultures régionales en débat. [Regional cultures in debate]. Ethnologie Française. Juillet - Septembre, no. 3, pp. 357. (In French)
2. Chaklein V.M. 2000. Ehtnoyazykovoe videnie mira kak sostavlyayushchaya lingvokul'turnoj situacii [Ethno-linguistic vision of the world as a component of the linguistic and cultural situation]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics andIntercultural Communication. no. 1, p. 78. (In Russ.)
3. Le Coadic Ronan. 1998. L'Identité bretonne. [Breton identity]. Presse universitaire de Rennes, pp. 45-46. (In French)
4. Drobizhieva L.M. 1996. Demokratizaciya i obrazy nacionalizma v Rossijskoj Federacii. [Democratization and images of nationalism in the Russian Federation]. Moscow, p. 296. (In Russ.)
5. Ducalès Nathalie, Yann Fourniset, Tudi Kernalegenn (dir.). 2007. Bretagne plurielle. Culture, territoire et politique [Brittany plural. Culture, territory and politics]. (In French)
6. Dyurkgejm EH. 1996. O nekotoryh pervobytnyh formah klassifikacii. K issledovaniyu kollektivnyh predstavlenij [On some primitive forms of classification. To the study of collective representations]. Obshchestva. Obmen. Lichnost'. Trudypo social'noj antropologii [Society. Exchange. Personality. Works on Social Anthropology]. (In Russ.)
7. Zagriazkina T.Y. 2013. Rech' o francuzskom yazyke i problema yazykovogo mno-goobraziya [Speech on the French language and the problem of linguistic diversity]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 52-63. (In Russ.)
8. Formirovanie regional'noj identichnosti v usloviyah sovremennoj Rossii: mono-grafiya [Formation of regional identity in the conditions of modern Russia]. Penza, 2012. (In Russ.)
9. Patez P. 2001. Réflexions sur la notion d'"identité culturelle" dans les mouvements régionaux français [Reflections on the notion of «cultural identity» in French regional movements]. Les Cahiers du Cériem, no. 7. (In French)
10. Le Stum Ph. 2017. Néo-drudisme en Bretagne. Origine, naissance et développement 1890-1914 [Neo-drudism in Brittany. Origin, birth and development. 1890-1914]. Rennes, Edition Ouest-France, pp. 7-10. (In French)
11. Stivell A., Lamour P., Goasdoué Y. 2006. Bretagne est musique [Brittany is music]. Institut culturel de Bretagne. (In French)
12. Hal'bvaks M. 2005. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' [Collective and historical memory]. Neprikosnovennyj zapas [Emergency ration]. (In Russ.)