БРЕНДОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНОГО РЕГИОНА
С.В. Харламов
Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул
Самый значительный сегмент потока туристов во многих районах Земли составляют поклонники «пляжного» отдыха. Более 70 % поверхности нашей планеты покрыто водой Мирового океана. Около половины морей являются теплыми и пригодными для купания практически в течение всего года. Их побережья включают береговые зоны островов и являются самым дорогим туристским ресурсом Земли. Именно в прибрежных районах теплых морей созданы и продолжают развиваться крупнейшие центры массового отдыха и туризма.
Анализ выездного туристского потока одного из внутриконтинентальных регионов (Западная Сибирь) базируется на данных чартерных рейсов туристских компаний, красноречиво подтверждая тезис и приверженность сибиряков к отдыху на побережьях теплых морей. Основными направлениями являются Турция (Анталья), Таиланд (Пхукет), Болгария, Чехия, Китай (Хайнань), Вьетнам и др. Рекреационный (пляжный) туризм является одним из самых популярных видов отдыха и у россиян. По экспертным оценкам 38 % российских туристов также предпочитают отдыхать на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ), на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ) [1].
Вместе с тем внутриконтинентальные регионы России вполне обоснованно занимаются развитием туристской деятельности на своей территории. В ряде случаев здесь реализуются крупные проекты, поддержанные федеральными программами. Таким регионом является Алтайский край, где реализуются федеральные проекты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорной зоны «Сибирская монета», субкластеров «Белокуриха-2» и «Золотые ворота». Одновременно с этим в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 гг.» [2] продолжается формирование семи туристских кластеров в равнинной и горной частях региона, имеющих различную функциональную направленность.
В общем комплексе мероприятий по созданию современной конкурентоспособной туриндустрии осуществляется активное продвижение как самого региона, так и его туристического продукта на внутреннем и зарубежных рынках туристских услуг. И здесь очень острым является конкурентное противостояние регионам, имеющим ресурс теплого моря. В связи с этим в Алтайском крае проводятся исследования, позволившие выделить из многообразия природных, исторических и социально-культурных туристских ресурсов наиболее значимые, которые в силу своей уникальности могут привлечь внимание к региону любителей путешествий России и зарубежья [3].
Анализ туристских ресурсов, привлекающих в край участников существующих туристских потоков, показывает, что среди них также преобладают как теплые, пригодные для купания озера и реки, так и горные реки, по которым осуществляется сплав, а по берегам размещается большинство гостиничных комплексов и иных туристских объектов. Целебные свойства минеральных источников и воды соленых озер являются основой для функционирования нескольких лечебно-оздоровительных санаторно-курортных комплексов.
Для многих жителей России Алтайский край ассоциируется, прежде всего, с курортом Белокуриха, биофармацевтическим комплексом «Эвалар», именами В.М. Шукшина и М.Т. Калашникова, местом образования крупнейшей реки России - Оби. Очень популярными являются алтайские мед, сыры, а в последние годы - пантовые маральи ванны. Некоторые объекты природы и истории на территории Алтайского края пока недостаточно
известны в пределах России, в то же время они имеют общероссийское и международное значение:
- ленточные сосновые боры, среди которых одна из пяти лент имеет протяженность около 400 км;
- изобретение первой в мире паровой машины И.И. Ползуновым (1763);
- изготовление «Царицы ваз» («Чаша колоссальная») мастерами Колыванской шлифовальной фабрики в середине XIX в.
Эти и другие объекты природы, исторической и социокультурной среды, объединенные ключевыми направлениями: «Край, дарующий чистоту», «Край, дарующий силу», «Край, дарующий здоровье», «Край, дарующий познание» составляют основу мероприятий по продвижению региона за рубежом и в пределах территории России. Начиная с 2010 г., в концепцию продвижения турпродукта региона была добавлена практика позиционирования через представление брендового маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая».
Удачно сформированный бренд, с одной стороны, при использовании популярности региона в целом (либо отдельных его объектов) позволяет способствовать реализации производимой продукции; с другой стороны - продвигать регион с помощью известной местной продукции. Это в полной мере относится к туристскому продукту, реальной формой которого является маршрут путешествия, предлагаемый потребителю.
Брендовый маршрут «Малое Золотое кольцо Алтая» [4] протяженностью 280 км, предполагает автомобильное путешествие по четырем районам и двум городам Алтайского края. Это кольцевой маршрут: Бийск - курорт Белокуриха - с. Алтайское - с. Ая - ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» - с. Сростки - Бийск. Он насыщен разнообразными экскурсиями. Ключевыми объектами показа являются место образования крупнейшей реки России, историческая часть г. Бийска (включая архиерейское подворье - центр алтайской православной духовной миссии), а также ярмарка продукции предприятий биофармацевтического кластера «Эвалар», «Алтайвитамины» и др. Также сюда входит посещение курорта Белокуриха, дендрария «Цветущая долина» (компания «Биолит»), мараловодческих ферм, озера Ая, реки Катунь, ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина (с. Сростки). Зимой добавляется еще ряд объектов туристского интереса - незамерзающие «Лебединые» озера, где зимуют белые лебеди (до 250). На курорте Белокуриха и в долине Катуни действует несколько горнолыжных трасс.
Разнообразие туристских ресурсов брендового маршрута позволяет турфирмам формировать туры, отвечающие потребностям разных слоев потребительского рынка: детские и семейные, спортивно-оздоровительные, лечебно-оздоровительные, гастрономические, экологические, фито-туры и прочие. Широкий спектр средств размещения, действующих на маршруте, удовлетворяет круглогодичные потребности туристов от эконом-класса до УГР-туров.
Преимущество формы продвижения региона не через популярность и уникальность отдельных объектов, а посредством объединения их в маршрут представляется инновационным и более продуктивным. Статистика туристских посещений края показывает заметное увеличение количества туристских посещений тех объектов, которые входят в состав брендового маршрута. Он сыграл важную роль при выборе экспертами мест, перспективных для создания туристских кластеров на территории Алтайского края в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018)» [1]. Из вариантов, предложенных администрацией Алтайского края, эксперты сочли наиболее аргументированными три участка, располагающихся в пределах данного брендового маршрута. В результате дальнейшей отработки пакета заявочных документов в ФЦП вошли туристский кластер «Белокуриха-2» и автотуристский кластер «Золотые ворота» (Бийск).
Таким образом, «Малое золотое кольцо Алтая» как брендовый маршрут выполнил и продолжает выполнять две главные функции - продвижение туристского продукта региона на внутреннем и внешнем рынках, а так же позиционирование Алтайского края как региона активного развития туризма.
Для молодого туристского региона, расположенного в центре континента, оптимальным является создание одного брендового маршрута, доведенного до максимально возможного уровня приема туристов. Необходимо дальнейшее совершенствование предложения с возможностью радиальных поездок к уникальным близлежащим объектам, но не вошедшим в состав маршрута, например, поездки в Денисову пещеру, к водопадам долины р. Шинок, на родину В.С. Золотухина в село Быстрый Исток, в гости к потомкам горных казаков в с. Новопокровка, в центр парапланерного отдыха и туризма в с. Солоновка, на родину М.С. Евдокимова, на усадьбы сельского туризма.
Вместе с тем в регионе должны быть и другие маршруты, объединяющие туристские ресурсы, находящиеся на значительном удалении от заявленного брендового. Их концепции и особенности транспортной сети региона могут способствовать совпадению на отдельных участках и пересечению друг с другом.
В 2012 г. в Алтайском крае был разработан и стал продвигаться еще один брендовый маршрут - «Большое Золотое кольцо Алтая». Он значительно больший по протяженности. Однако в настоящее время с учетом качества автомобильных дорог, разнообразия и качества предлагаемых средств размещения и питания данный маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая» пока не отвечает статусу брендового. Тоже самое можно сказать и относительно нового маршрута «Казачья подкова Алтая», в основе которого лежит путешествие по местам расположения укрепительных сооружений исторической казачьей Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.
При формировании, продвижении и реализации маршрутов региона брендовый выступает в качестве своеобразного эталона, примера использования туристских технологий, адаптированных к условиям именно этого региона. Формирование брендовых маршрутов во внутриконтинентальных туристских регионах делает этот регион более конкурентоспособным на международном и внутреннем рынках туристских услуг.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» // Постановление Правительства РФ № 936 от 18.09.2012.
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае на 20112016 гг.» // Постановления Администрации города Барнаула № 2997 от 10 октября 2011 г.
4. Харламова Н.Ф., Романов А.Н., Винокуров Ю.И., Харламов С.В. Туристские ресурсы Алтайского края. - Барнаул: Азбука, 2011. - 178 с.
5. Танкова М.В., Уткина В.В., Харламов С.В. Малое золотое кольцо Алтая. -Барнаул: ООО «Красный угол», 2011.