Научная статья на тему 'Братья Райт: первый прорыв в авиации'

Братья Райт: первый прорыв в авиации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1988
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТЬЯ РАЙТ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ / АВИАТОР / ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ / WRIGHT BROTHERS / AIRCRAFT / AERONAUTICS / AVIATOR / FIRST FLIGHT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Князюк С. О.

Рассматривается краткое описание истории покорения неба, значение братьев Райт в авиации, их первый, первопроходческий полет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WRIGHT BROTHERS: FIRST BREAKTHROUGH IN AVIATION

The article describes a brief description of the history of conquest of the sky, the importance of the Wright brothers in aviation and their first, pioneering flight.

Текст научной работы на тему «Братья Райт: первый прорыв в авиации»

УДК 36

БРАТЬЯ РАЙТ: ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ В АВИАЦИИ

С. О. Князюк Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yar-sk24rus@yandex.ru

Рассматривается краткое описание истории покорения неба, значение братьев Райт в авиации, их первый, первопроходческий полет.

Ключевые слова: братья Райт, летательный аппарат, воздухоплавание, авиатор, первый полет.

WRIGHT BROTHERS: FIRST BREAKTHROUGH IN AVIATION

S. O. Knyazyuk Scientific Supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yar-sk24rus@yandex.ru

The article describes a brief description of the history of conquest of the sky, the importance of the Wright brothers in aviation and their first, pioneering flight.

Keywords: Wright brothers, aircraft, aeronautics, aviator, first flight.

Введение

Технический прогресс движется разными путями. Порой прорывная идея появляется благодаря гению-одиночке. Иногда наоборот — десятки, а может, и сотни людей находятся на пороге великого изобретения. Однако в истории всегда остаётся тот, кто смог сделать решающий шаг. Для мировой авиации таковыми стали американцы Уилбер и Орвилл Райт.

Из истории покорения неба

Сначала человеку удалось подняться к облакам на воздушном шаре. Это произошло 21 ноября 1783 года. Воздушный шар-аэростат, изобретенный братьями Монгольфье, поднял двух человек на высоту около 1 км, а почти через полчаса они благополучно приземлились на расстоянии 9 км. В 1853 году Д. Кейли построил первый простой планер, который сумел поднять человека в воздух. С тех пор конструкции планеров постоянно улучшались. Вместе с тем дальность и продолжительность полетов увеличивались. Это было большое достижение, ведь планер тяжелее воздуха. Но мечта о свободном, независимом от воли ветров, управляемом самим человеком полете еще не осуществилась. Этого добиться смогли только братья Райт (1903 г.), создав свой первый самолет. Их победа была определена многими факторами, в том числе и личностными качествами.

Братья Райт: биография

Братья Уилбур и Орвилл Райт родились в США в семье священнослужителя. Ценности протестантской церкви, ставившей во главе любого успеха упорный труд, были привиты им с детства. Именно работоспособность помогла им добиться своей цели и построить первый в мире летательный аппарат с двигателем. Вскоре за этим последовал и звездный момент - первый полет братьев Райт. А ведь у них не было не только высшего образования, даже среднюю школу им

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

закончить не удалось в силу жизненных обстоятельств. Уилбур получил травму и не смог поступить в Йельский университет. Ему пришлось работать в издательском бизнесе Орвилла. Тогда и появилось первое изобретение братьев Райт - печатный пресс собственной конструкции. В 1892 году братья открыли магазин по торговле велосипедами, через короткое время создали мастерскую по ремонту, а впоследствии наладили и их выпуск. Но все свое свободное время они посвятили полетам. В конце концов именно доходы от продажи велосипедов и дали им средства для многочисленных опытов по созданию первого самолета [1].

Подготовка первого полета: гениальные техники

Братья очень серьезно заинтересовались идеей воздухоплавания. Они изучили всю имеющуюся на тот момент литературу о полетах, много экспериментировали. Построили несколько планеров и летали на них, добившись прекрасных результатов. Для того чтобы увеличить подъемную силу крыла, проводили бесконечные опыты в собственноручно созданной аэродинамической трубе. Испытывали разные конфигурации крыла и лопастей пропеллера. В результате ими были внесены уточнения в формулу для определения подъемной силы. И, наконец, более легкий бензиновый двигатель мощностью 12 лошадиных сил для аэроплана тоже изготовили сами братья Райт. Как при этом опять не вспомнить великого Леонардо, опередившего свое время! Первый самолет братьев Райт За четыре года, прошедших со времени начала опытов с воздушными змеями и планерами, братья созрели для строительства управляемого летательного аппарата. Первый аэроплан братьев Райт назывался "Флайер". Каркас самолета был из ели, пропеллер также был вырезан из дерева. При весе 283 кг размах крыльев аппарата составлял 12 м. С учетом двигателя, весившего 77 кг и превосходившего по коэффициенту полезного действия имеющиеся в то время аналоги, первый самолет обошелся своим создателям менее чем в 1000 долларов!

Первый полет братьев Райт

Испытание принципиально нового летательного аппарата было назначено на декабрь 1903 года. Обоим братьям, естественно, хотелось стать первыми. Эту проблему они решили очень просто - подбросили монетку. Быть первым в мире пилотом выпало Уилбуру. Но ему не повезло. Аэроплан не смог совершить полет, так как сразу после взлета упал и был поврежден. Следующую попытку сделал уже Орвилл. 17 декабря при встречном ветре в 43 км/ч ему удалось поднять аппарат в воздух на высоту примерно 3 м и продержаться 12 секунд. Преодоленное в полете расстояние составило 36,5 м. В этот день братья по очереди совершили 4 полета. Последний из них, когда аэроплан пилотировал Уилбур, длился почти минуту. А расстояние составило более 250 м. Как ни странно, первый полет братьев Райт не привлек внимания общественности, хотя свидетелями его были пять человек [2].

На следующий день после полета всего в нескольких газетах появились небольшие сообщения о нем, грешившие неточностями и прошедшие незамеченными. А в Дейтоне, родном городке первых авиаторов, это сенсационное по сути событие вообще осталось незамеченным. Но труднее объяснить то, что никто не обратил внимания, что на аэроплане "Флайер II" в течение следующего года было совершено уже 105 полетов! Третий "Флайер", на котором братья также летали в окрестностях Дейтона, опять не удостоился внимания широких масс. Мало того, в 1906 году одна из газет опубликовала статью, озаглавленную "Flyer or a liar?", которая подвергала сомнениям достижения братьев Райт. Это стало последней каплей, которая привела к решению продемонстрировать всему миру возможность управляемых полетов на аппарате, который тяжелее воздуха. И в 1908 году аэроплан братьев Райт был перевезен через Атлантический океан. Они устроили показательные полеты: Уилбур - в Париже, а Орвилл - в США.

Братья даже организовали мероприятия по продаже своего изобретения, оказавшиеся довольно успешными. Кроме славы пионеров воздухоплавания, они получили и материальное удовлетворение. Первый полет братьев Райт на публике оказался настолько убедительным, что правительство США подписало с ними контракт, по которому в бюджет страны на 1909 год была включена статья о поставке самолетов для военных нужд. Предусматривалось производство нескольких десятков аэропланов [3].

Библиографические ссылки

1. Зенкевич М. А. Братья Райт (Серия: Жизнь замечательных людей). — М.: Журнально-газетное объединение, 1933. — 200 с.

2. Уилсон М. Американские учёные и изобретатели / Пер. с англ. В. Рамзеса; под ред. Н. Тренёвой. — М.: Знание, 1975. — С. 99-110. — 136 с.

3. Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период. — М.: РОССПЭН, 1995. — 343 с.

© Князюк С. О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.