Научная статья на тему 'Братство народов Африки'

Братство народов Африки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
592
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "БРАТСТВО" / ИСТОРИЯ АФРИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-жак, Синдайигайя Каликст, Лапшина Олеся Геннадьевна

В статье рассматриваются взаимоотношения народов Африки в доколониальный и колониальный периоды и в период борьбы за независимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-жак, Синдайигайя Каликст, Лапшина Олеся Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Братство народов Африки»



КОНЦЕПТОЛОГИЯ БРАТСТВА

Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-Жак, Синдайигайя Каликст «Братство народов Африки»

УДК 81

БРАТСТВО НАРОДОВ АФРИКИ

Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-Жак, Синдайигайя Каликст (Бурунди), курсанты; научный руководитель: Лапшина Олеся Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, г. Омск, ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»

Аннотация. В статье рассматриваются взаимоотношения народов Африки в доколониальный и колониальный периоды и в период борьбы за независимость. Ключевые слова: концепт «братство», история Африки.

BROTHERHOOD OF THE PEOPLES OF AFRICA

Oleg Irakose, Jean-Jacques Nyengabo, Kalikst Sindaygaya (Burundi), cadets Supervisor: Olesya G. Lapshina, Candidate of Philology, Associate Professor Omsk, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance named after General A.V. Khrulev"

Annotation. The article examines the relationships between the peoples of Africa in the pre-colonial and colonial periods and during the struggle for independence. Key words: the concept of "brotherhood", the history of Africa.

то мы знаем об Африке? Мы знаем, что это колыбель человечества, по мнению антропологов; это мир экзотических животных и растений, это сотни [племен и языков; это континент, на котором страны имеют геометрическую четкость границ; мы знаем, что вся Африка страдала от колониального режима и работорговли.

С детства многие помнят рассказы и романы Хаггарда и Буссенара. Позднее узнали о жестокой работорговле, колониальном разделе и тяжелой эксплуатации народов зависимых стран. В 60-е годы стали известными имена героев национально-освободительной борьбы, например, Патрис Лумумба. Идея единения - братства -народов целого континета против колонизаторов стала ключевой в ХХ веке. Мы знаем об экономических трудностях и вооруженных столкновениях. Но это очень поверхностные знания. А ведь история Африки насчитывает несколько тысяч лет. Здесь были древние государства, сохранились их памятники искусства.

В своем докладе мы хотим рассказать о взаимоотношениях народов Африки в доколониальный и колониальный периоды и в период борьбы за независимость. О том, что входит в понятие «братство» в представлении африканцев в эти периоды истории.

№ 1, 2018 (4)

Также мы обратимся к тому, каковы особенности конфликтов на Африканском континенте и что делается для объединения множества этнических групп Африки сейчас.

Прежде всего мы будем говорить о Тропической и Южной Африке (ее еще называют Черная Африка или Африка южнее Сахары), потому что мы граждане Бурунди, которая находится в этой части Африканского континента.

В древности и средневековье было известно о Египте и самых северных районах. Представления о землях в глубине континента, его размерах, очертаниях и культуре были более чем смутные и опирались на описания античных (Геродот), древнеегипетских и арабских путешественников и купцов, а позднее - европейских. А традиции картографии, заложенные еще Птолемеем, сохранялись фактически до конца XIX в. [2]. Это объясняется несколькими причинами:

- Тропическая Африка отделена от Северной несколькими пустынями - Сахарой, Ливийской пустыней, Данакиль, поэтому развивавалась изолированно и совершенно иным путем, чем север континента. Пустыни мешали завоевателям пробраться к центру и югу Африки и исследовать ее;

- изучали Африку поначалу и довольно длительное время только завоеватели и торговцы. Цели у них были очевидные - освоение и эксплуатация плодородной территории, добыча богатств, работорговля. Поэтому самые ранние представления о народах и их культуре нам известны только из записей и отчетов капитанов и владельцев невольничьих судов и торговцев. Ученые, которых интересовала культура и история Африки, отправились туда только в XVIII и XIX вв. Большую роль сыграли миссионеры и колониальные чиновники, которые оставили подробные описания народов, записи исторических преданий, изучавшие языки и культуру африканских народов;

- отсутствие письменных источников. Большинство народов континента не имели письма, считались бесписьменными. Многие из них получили письменность несколько десятилетий назад («младописьменные народы»). Однако другие народы использовали собственные или заимствованные системы письма. Так, оригинальным древним письмом слогового типа до сих пор пользуются народы Эфиопии. Самые древние надписи относятся ко II в. н. э. Этот письменный язык не сохранился. Сами африканские иследователи полагают, что самый важный источник - устные материалы (хроники, поговорки и пословицы, эпические сказания и право, в нормах которого сохраняются представления о социальных отношениях) [2]. Однако археологические раскопки также проливают свет на историю народов Африки. Но добыть хорошо сохранившиеся предметы старины весьма нелегко, поскольку в областях с влажным климатом дерево гниет, металлы ржавеют и рассыпаются очень быстро, а оставленные поселения зарастают тропической растительностью. Так, изменения в нетропических странах, происходящие за период от 100 до 300 лет, в этой части Африки происходят за 30;

- проблема хронологии. Народы в Африке, как и многие народы древности, не имели единого календаря. У каждого народа была своя система летоисчисления. Иногда данные устной исторической хроники можно сопоставить с записями арабов или европейцев, а их даты пребывания в Африке согласно привычному нам календарю известны. Иногда установить даты событий помогают сохранившиеся в памяти народа сведения о затмениях солнца и луны, кометах.

^Л^бУ^Л^ 155

■^КОНЦЕПТОЛОГИЯ БРАТСТВА_

Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-Жак, Синдайигайя Каликст «Братство народов Африки»

Итак, обратимся к тому, как формировались ранние государственные образования, о которых можно сложить представление благодаря письменным и устным источникам и археологическим раскопкам. Племена Тропической Африки хотя и имели разные языки и религиозные культы, но схожие природные условия позволили им выработать во многом сопоставимые культурные черты особой цивилизации, не похожей ни на европейско-христианскую, ни на буддийскую, ни на мусульманскую. Здесь первые крупные политические объединения появились уже в раннем средневековье. Один из арабских путешественников Лев Африканский упоминал о 15 королевствах Земли черных, а тех королевств, которых он не видел, осталось втрое больше.

В доколониальный период народы Африки сосуществовали в постоянной миграции. Это связано с экологическими проблемами. Так, опустынивание когда-то плодородной Сахары привело к большому переселению племен на юг и восток континента. По мнению многих исследователей (Р. Мони), «высыхание Сахары, которая в начале неолита еще не была пустыней, но стала ею в конце периода, привело к изоляции Тропической Африки от Средиземноморья именно в данный решающий момент в истории человечества» [2]. Результатом этого стала миграция племен с севера на юг. Мигрирующие племена либо ассимилировали, либо подчиняли себе племя на новой территории насильственным путем. Отдельные народы еще в XIX-XX вв. практически сохранили родо-племенной строй, другие издавна имели политические объединения разного уровня.

Интересно отношение к собственности на землю. Одни авторы говорили, что в Африке земля не принадлежит никому, другие - что здесь нет «ничьей» земли. На деле земля принадлежала общине в целом, в которую, по мнению и представленияю африканцев о мире, входили не только живущие, но и (в первую очередь) предки. Именно предки и считались подлинными хозяевами земли, а уже ныне живущие в объединялись в племя, так как были рождены от одних предков. Такое представление о родстве в науке называют трайбализм (от англ. «tribe» - «племя»). До наших дней сохраняется сознание разного происхождения у хуту и тутси в рамках баньяру-анда и барунди. Поэтому в территориально больших государствах с очень сложным этническим составом редко формировались единые крупные этносы. Семейственность прослеживается и в отношениях внутри государственных образований, которые принимали форму кровнородственных отношений, существовали такие титулы, как «брат правителя», «сын», «дядя», «сестра», «жена» и т. п. На деле носители этих титулов были просто сановниками, не связанными реальным кровным родством с верховными правителями.

Идея единения прослеживается в таких социальных образованиях, как ополчение (когда каждый взрослый мужчина в случае войны становился воином, сам обеспечивал себя оружием и продовольствием), тайные общества, которые обеспечивали порядок (по сути - полиция и суд), возрастные классы, в основном формирующиеся из молодых людей (элементы доклассового общества): «класс пастухов», «класс молодых воинов», «класс старших воинов», «класс старейшин» и т. д. [2].

В средневековье немало народов создали политические образования - вожде-ства. Во главе их стояли вожди (как правило, из рода первых поселенцев), присваивавшие труд соплеменников и требующие беспрекословного подчинения. У некоторых народов континента подобные вождества сохранялись вплоть до конца XIX

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

столетия. В других случаях из них появлялись ранние государства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о взаимоотношениях народов Африки в доколониальный период:

идея братства между племенами была, поскольку правители и вожди того времени понимали, что это основа сильного племени или государственного образования, поэтому некоторые племена и вождества объединялись и сумели образовать государства с единым языком;

братство присутствует в отдельном племени и отдельных группах племени; людей связывает общая цель или деятельность;

кастовость и разообщенность племен, изолированность, нежелание входить в контакт с теми, кто не был рожден от «их» предков, все же превосходили идею народного братства и стали одними из важнейших (помимо отсутствия современного для того времени вооружения и техники) причин поражения в войне с завоевателями. Колонизаторы умело разжигали междоусобную борьбу между правителями и вождями, пользуясь их верованиями и мировоззрением.

Современные границы между некоторыми странами Африки представляют собой абсолютно ровные геометрически точные линии, словно континент порезали, как пирог. Именно так и поступали завоеватели, деля территорию на новые страны, совершенно не учитывая их национальные, этнические и религиозные ценности. Невозможно говорить об истории Конго, Нигерии или Танзании в доколониальный период, поскольку, например, территория средневекового Конго включена в несколько стран: Анголу, Народную Республику Конго и Демократическую Республику Конго. Примеры эти можно продолжать бесконечно.

Четыре столетия Африка южнее Сахары была континентом, откуда в страны Ближнего Востока и Европы, а затем в Америку шло «черное золото» - невольники. Спасаясь от этого ужаса насильственного переселения, многие племена покидали родные места. Другие исчезли совсем: либо были уничтожены, либо влились в другие племена и этнические группы.

Общая беда объединила народы Африки. В новый, колониальный период идея братства и народного единства возымела верх. Возникла идея национального, можно сказать, континентального единения, которая и помогла всеобщими усилями и с помощью дружественных стран получить освобождение. Были созданы тайные братства, в которых рождались идеи освобождения. Это братство мусульман в Алжире, братство Африканеров в ЮАР, ордена-братства Маданийя и Кадырийя на севере Африки и др. Отметим, что христинская вера сыграла немалую роль в объединении племен, так как проповедовала иные ценности, сближающие людей под властью одного Бога.

Основной процесс деколонизации Африки начался после Второй мировой войны. Годом Африки - годом освобождения - был объявлен 1960-й, когда из-под колониальной зависимости освободилось 18 стран. А в период 1961-1963 гг. еще 9 стран. О стремлении к свободе и единстве всех угнетенных говорят лозунги почти каждой страны. Так, слово «единство» встречается в лозунгах 22 стран: Ангола - «Единство обеспечивает силу», Буркина-Фасо - «Единство, прогресс, справедливость», Бурунди -«Единство, труд, прогресс», Гвинея - «Труд, единство, справедливость», Гвинея-Бисау -«Единство, борьба, прогресс», Джибути - «Единство, равенство, мир», Республика Конго - «Единство, мир, прогресс», Кот-Д'ивуар - «Единство, дисциплина, труд», Ни-

№ 1, 2018 (4)

■^концептология братства_

Иракозе Олег, Ниенгабо Жан-Жак, Синдайигайя Каликст «Братство народов Африки»

герия - «Единство и вера, мир и прогресс», Папуа-Новая Гвинея - «Единство в многообразии», Руанда - «Единство, труд, патриотизм», Танзания - «Свобода и единство», Центральноафриканская республика - «Единство, достоинство, работа», ЮАР -«В единстве - сила/ Разные люди объединяются» и др. Слово «братство» - в лозунгах 3 стран: Бенин - «Братство, справедливость, труд», Мавритания - «Честь, братство, справедливость», Нигер - «Братство, работа, прогресс». Идея единства может быть выражена и в словосочетаниях со значением «вместе, как один»: Замбия - «Одна Замбия - одна нация», Кения - «Давайте работать вместе», Мали - «Один народ, одна цель, одна вера», Свазиленд - «Мы - крепость», Сенегал - «Один народ, одна цель, одна вера».

Африке стало просто необходимым присутствие общеафриканской организации, поскольку ни одна страна не может преодолеть колониальное наследство самостоятельно. Европейцы имели еще очень сильное влияние на новых политических деятелей стран Африки. Однако это время вовсе не стало спокойным и радостным, как ожидали люди. Это время бесконечных конфликтов, смены властей, если в правящую верхушку попадали представители не элитных племен. Начался бесконечный дележ власти, расовая дискриминация и установление режима апартеида в ЮАР. Это послужило причиной внутренних конфликтов, которые не утихают и в настоящее время. Чтобы урегулировать процессы, которые кипели на территории огромного континента, в 1963 году была создана Организация африканского единства (ОАЕ; Organization of African Unity), в 2001 году переименована в Африканский союз. К концу 1973 в состав ОАЕ входило 42 государства: Алжир, АРЕ, Берег Слоновой Кости, Ботсвана, Буруди, Верхняя Вольта, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Дагомея, Заир, Замбия, Камерун, Кения, Конго, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Малави, Малагасийская Республика, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Сомалийская Демократическая Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Цели ОАЕ: укрепление единства и солидарности стран континента; главные принципы ОАЕ - равноправие и невмешательство во внутренние дела государств-членов; уважение их территориальной целостности и независимости, мирное урегулирование спорных вопросов и др.

Весь постколониальный период Африка находится в состоянии войны. И эта одна из особенностей Африки. В 90-е годы прошлого столетия боевые действия велись на территории более чем 15 африканских государств (Ангола, Эфиопия, Либерия, Республика Конго, Мозамбик, Сомали, Сенегал, Судан, Мали, Уганда, Бурунди, Руанда и др.). Теперь источники конфликта находятся внутри страны. Они связаны с социально-политическими, экономическими (ресурсные), национально-этническими, территориальными и идеологическими разногласиями. В 90-е годы ОАЕ уже была не в состоянии регулировать обстановку на континенте. Лидеры многих стран призывали создавать организации, объединяющие африканские страны, так Каддафи предложил создать Соединенные Штаты Африки [5].

В XXI веке ситуация мало изменилась. Локальные конфликты и очаги напряженности возникают в ряде стран. И пока нет возможности говорить о тенденции повышения уровня безопасности. Причины остаются прежними, как и много лет назад:

этническое мышление. Это такой менталитет, когда в качестве «своих» иденти-

№ 1, 2018 (4)

фицируются представители только определенной племенной группы. Это порождает столкновения между племенами, так как в одном государстве может проживать несколько разных племен. Межплеменные столкновения могут быть очень жестокими, иногда становясь геноцидом. Трайбализм отрицательно воздействует на общественные процессы, мешает объединению и способствует сохранению национально-племенной обособленности (в то же время он позволяет сохранить традиции и язык племенной группы);

высокая степень персонификации власти. Развитие политической ситуации или конфликта часто зависит от особенностей поведения лидера, его личной мотивации. Многие из них военные. И их образ действия отличается от действий гражданских политиков;

богатые ресурсы Африки, которые, как и прежде, привлекают сюда другие страны, которые борются за перераспределение сфер влияния.

Итак, можно сделать два разных, даже противоположных вывода об отношении народов Африки к братству:

народы Африки стремятся к объединению. Они осознают, что вместе - они сила. Для них слово «братство» является синонимом слову «единство»;

наличие огромного количества этнических групп со своим языком не позволяет достичь единения;

в то же время каждый народ стремится сохранить свои традиции, боясь в единстве потерять индивидуальность и связь с предками.

Библиографический список:

1. Балезина С. Тропическая и южная Африка в новое и новейшее время: люди, проблемы, события. Учебное пособие. М.: КДУ, 2008. 272 с.

2. Львова Э.С. История Африки в лицах. Биографические очерки. Выпуск 1: Африка в доколониальную эпоху. М.: Муравей, 2002. 256 с.

3. Организация африканского единства (История создания и деятельности). Сб. документов, М., 1970.

4. Организация африканского единства (Сборник документов), в. 2 (1966-1969), М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.