МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р., Дубинина Э.В. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности Вуза. Казанская наука, 2013, №11. С. 105-108.
2. Даутова Т.А. Негосударственные учебные заведения среднего профессионального образования в посткризисный период. - Уфа: Вестник ВЭГУ. 2013 г. №2 (64). С. 25-30.
3. Даутова Т.А. Об особенностях обучающихся в негосударственных средних специальных учебных заведениях (опыт социологического исследования среди студентов негосударственных ссузов Республики Башкортостан). - Уфа: Вестник ВЭГУ. 2010. №4. С. 96-100
4. Даутова Т.А. Социальные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования в современной России: монография. Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Академия ВЭГУ). Уфа, 2010. 160 с.
5. Даутова Т.А. Профессиональный портрет преподавателей образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена (на основе сравнительного анализа преподавателей государственных и негосударственных образовательных организаций). Вестник ВЭГУ. №1 (81). Январь-февраль 2016 г. Уфа, 2016. С. 39-49.
6. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.
© Даутова Т.А., 2016
УДК 316.47
Иванова Анна Алексеевна
Аспирант кафедры социологии Астраханского государственного университета (АГУ)
г.Астрахань E-mail: [email protected]
БРАЧНО - СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аннотация
В статье анализируется трансформация общественных отношений, все изменения социальных приоритетов, образ жизни людей, который воздействует на семейные отношения и положение в них женщины. Брачно-семейные отношения детерминируются условиями развития определенного общества. Подобные условия обуславливают функции семьи, которые оказывают влияние на характер семейных взаимоотношений.
Ключевые слова:
характерные показатели модернизированных брачно-семейных отношений, гендерная роль, полная семья, неполная семья, гендерное равенство, иерархия, самореализация.
Социологический анализ брачно-семейных отношений предполагает изучение институциональных изменений подобных отношений, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в определенных исторических обстоятельствах. Брачно-семейные отношения детерминированы условиями развития определенного общества. Подобные условия обуславливают функции семьи, которые оказывают влияние на характер семейных взаимоотношений.
Так например, А.К. Дзагкоев отмечает традиционные и современные модели брачно-семейных отношений [2, с. 79]. Традиционная семья, которая существовала на протяжении многих лет и существует сегодня во многих обществах. Переход к модернизированному типу может осуществляться достаточно долго,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
непоследовательно. По этой причине в некоторых современных моделях брачно-семейных отношений отражены более или менее значимые компоненты традиционности.
Для подобной модели брачно-семейных отношений свойственны:
• строгая сегрегация социально-половых ролей и функций, которые связаны со стереотипными видами деятельности;
• патриархальная (реже - матриархальная) иерархия с установлением власти хозяина над имуществом, деятельностью, с подчиненным положением зависимых членов семьи;
• сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домовом хозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми;
• сосредоточение всех необходимых функций в семье, принятие участия в их выполнении со стороны всех домочадцев, погруженность женщин лишь в домашнюю занятость;
• нередко неограниченный характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной способности женщины, осуждение всех мер по ограничению.
Также необходимо отметить характерные показатели модернизированных брачно-семейных отношений, которые указывает А.К. Дзагкоев. К ним относятся:
• стирание границ между ролями супругов, вариативность осуществления семейных функций, в том числе та, что связана со структурной неполнотой либо деформацией семьи, например, семья с одним родителем, семья, которая состоит из прародителей и внуков без среднего поколения;
• в качестве преимущественного выступает нуклеарный тип семьи, которая состоит из супругов и их несовершеннолетних детей;
• симметричная модель брачно-семейных отношений, где оба супруга считаются равноправными в части распоряжения семейными средствами, воспитания детей, решения иных вопросов;
• занятость профессиональным трудом всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, которая обусловлена не только нуждой дополнительного заработка, но и желанием женщин самореализоваться, добиться успеха и признания;
• функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе;
• «лимитированный» характер репродуктивного поведения, уменьшение уровня рождаемости. Планирование семьи представляет собой общепризнанный тип репродуктивного поведения [2, с. 92].
Кроме традиционной и современной моделей брачно-семейных отношений, выделяют следующие типы [5, с. 36]:
• нуклеарный тип брачно-семейных отношений, который предполагает объединение лишь двух поколений. В настоящее время данная модель является наиболее распространенной в обществе западных стран;
• расширенная семья, включающая родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, которые являются близкими по определенным причинам;
Необходимо отметить, что выделяют полную семью, которая по своей структуре полностью соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка.
Неполная семья представляет собой семью, в которой один из родителей отсутствует. Исследователи отмечают дополнительный аспект, который предполагает существование функционально неполной семьи, к которой относят семьи с двумя родителями, но профессиональные либо иные факторы оставляют им недостаточное количество времени для воспитания детей.
Необходимо отразить классификацию брачно-семейных отношений в зависимости от характера воспитательного влияния и возможности адаптации ребенка из семей в обществе, которая была предложена М.Ю. Арутюнян [5, с. 52]:
• традиционная модель брачно-семейных отношений, в которой отмечается воспитание уважения к авторитету старших, педагогическое влияние, осуществляющееся сверху вниз. В качестве результата социализации ребенка в условиях подобных отношений выступает способность легко вписаться в общественную структуру. Дети из семей, в которых отмечаются подобные взаимоотношения, легко
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
усваивают традиционные нормы, однако испытывают сложности в формировании собственных семей;
• детоцентрические брачно-семейные отношения, при которых в качестве основной задачи родителей выступает обеспечение благополучного будущего их ребенка, то есть семья существует лишь для ребенка. Влияние осуществляется обычно снизу вверх. Таким образом, в результате у детей образуется высокая самооценка, ощущение своей значимости, однако повышается вероятность возникновения противоречий с социальным окружением вне семьи.
• супружеская семья, которая предполагает такую модель брачно-семейных отношений, где основная цель предполагает наличие взаимного доверия, принятия и автономности ее членов. Отмечается горизонтальный характер воспитательного воздействия, то есть «на равных» между родителями и детьми. Обычно у детей, которые воспитаны в подобных отношениях, отсутствуют навыки подчинения общественным требованиям. Ребенок плохо приспосабливается в среде, которая построена по вертикальному принципу.
Таким образом, выявлено, что при рассмотрении моделей брачно-семейных отношений различные авторы опираются на следующие аспекты:
• этапы развития общества;
• распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной;
• характер взаимоотношений между родителями и детьми;
• состав семьи;
• количество детей.
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий отмечают отличительные черты, которые характерны для брачно-семейных отношений в нашей стране [3, с. 102]:
• сохраняется семья, которая состоит из нескольких поколений;
• рамки между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит прародителям - бабушкам и дедушкам;
• во множестве семей в нескольких поколениях отсутствуют мужчины. Необходимо отметить, что также мужчины отсутствуют (либо присутствуют в незначительной степени) и во многих общественных институтах - детских садах, образовательных учреждениях, в которых в качестве основных лиц выступают представители женского пола;
• несколько поколений находятся в зависимости друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут или в коммунальных квартирах, или вместе с родителями и прародителями, без надежды на покупку своего жилья;
• в обществе по причине тяжелого материального положения и отсутствия должного уровня принятия нравственных ценностей брачно-семейные отношения легко распадаются. Больше всего от этого страдают дети.
В целях выявления изменения гендерных ролей в семьях необходимо определить, какие модели распределения гендерных ролей в семье соответствуют наблюдаемым в обществе общественным изменениям. К признакам классификации моделей распределения гендерных ролей в контексте брачно-семейных отношений относят [4, с. 25]:
• систему взглядов на распределение ролей в семье;
• сформировавшиеся в государстве социально-экономические условия, дающие возможность членам семьи обладать теми либо иными источниками доходов;
• объем семейных обязанностей и методы их распределения между супругами;
• разделяемые супругами установки на распределение властных полномочий в семье, в том числе по вопросам воспитания детей, расходования бюджета семьи, дорогостоящих покупок.
Коренные изменения произошедшие в обществе в конце двадцатого века, расслоение общества по доходам, рост возможностей профессиональной самореализации личности в условиях конкуренции, обращение к мировым стандартам гендерного равенства обуславило формирование новых типов моделей распределения гендерных ролей в семье: неопатриархальной (спонсорской), бикарьерной и эгалитарной.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Неопатриархальная либо спонсорская модель характеризуется распределением семейных обязанностей между супругами, при котором муж выступает представителем экономической элиты, а жена играет роль домохозяйки, подтверждая подобным образом высокий экономический статус мужа. Отмечается сходство с патриархальной моделью, которая предполагает неизменную роль «кормильца» для мужчины. Супруг выступает в качестве доминирующего агентом, обладая властными и материальными ресурсами в целях выполнения семьей экономической, хозяйственно-бытовой, репродуктивной, воспитательной и иных функций.
В структуре подобной модели гендерная роль «домохозяйки» некоторым образом изменяется: женщина не работает, материально находится в зависимости от мужа. Мужчина спонсирует затраты на поддержание привлекательности жены. Властные полномочия в условиях неопатриархальной модели могут осуществляться и мужем, и супругами совместным образом. В вопросах проведения досуга, воспитания детей, планирования текущих расходов инициатива может отдаваться женщине. Необходимо отметить, что женщина остается в сфере домашнего быта, который обладает более низкой по сравнению с профессиональной степенью социального престижа. Экономическая несамостоятельность женщины ставит ее в подобное зависимое положение. Указанная модель брачно-семейных отношений распространена среди семей с высоким материальным достатком мужчины. Современный этап социально-экономического развития нашей страны характеризуется увеличением роли высшего образования в целях обеспечения конкурентоспособности работников на рынке труда. Все больше молодых специалистов желают сделать профессиональную карьеру, отодвигая на второй план ценности семьи. В итоге образуется бикарьерная модель брачно-семейных отношений, при которой оба супруга стремятся добиться высоких достижений в профессии и не желают жертвовать собственным успехом в целях осуществления семейных обязанностей. Оба супруга вносят определенный вклад в материальное обеспечение семьи, реализуют собственный потенциал в публичной области и перекладывают осуществление домашних обязанностей на родственников либо других лиц. В случае если оба супруга принимают равное участие в профессиональной деятельности и домашней работе, то подобную модель брачно-семейных отношений целесообразно отнести к эгалитарной модели. В семье с подобным типом отношений роль главы семьи перестает существовать, все вопросы решаются супругами совместным образом, методы планирования досуга определяются по договоренности, домашние обязанности распределяются в равной степени, участие в домашних делах, воспитание детей осуществляются супругами совместно.
И в бикарьерной, и в эгалитарной моделях оба супруга разделяют мнение, согласно которому мужчина и женщина должны обладать равными правами и возможностями в целях самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, современные брачно-семейные отношения в нашей стране представляют собой соединение разнообразных ролей, которые исполняются супругами. Эгалитарные ценности, которых придерживаются супруги, сосуществуют с традиционными патриархальными представлениями, касающиеся вопросов разделении ролей. Вместе с тем современные брачно-семейные отношения продолжают трансформироваться. Таким образом, они уже не традиционно-патриархальные, в них нет жестко обозначенного главенства мужа, увеличивается число семей, в которых равенство супругов в решении всех проблем семьи выступает в качестве нормы.
Список использованной литературы:
1. Байбурина Д. Г. Гендерный подход при исследовании процесса трансформации модели семьи в эпоху глобализации // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3. С. 349-352.
2. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России. - М.: Новое изд-во, 2011.
3. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 2009. 176 с.
4. Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. - М.: Изд-во РГСУ, 2013.246 с.
5. Здравомыслова О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем РАН. М., 1998. 324с.
6. Семья на пороге III тысячелетия. М.: Институт социологии РАН, 2002. 237 с.
© Иванова А. А., 2016