УДК 069.02 (477.75): 355
Латышева Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и архивоведения Таврической академии (структурное подразделение) КФУ имени В.И. Вернадского
e-mail: elenaipad2@gmail.com
«БОЙ ЗА АРМЯНСК» В 200-КВАДРАТНЫХ МЕТРАХ
Аннотация: в статье рассматривается проблема сохранности уникальной диорамы «Бой за Армянск», созданной Николаем Бутом. Речь идет о музейном комплексе на территории воинской части, расположенной в г. Симферополе. В бывшем здании Офицерского собрания Крымского конного полка, построенном более ста лет назад, в 1980-х годах был создан музей, посвященный боевому пути 100-го мотострелкового полка 126-й мотострелковой дважды Краснознаменной ордена Суворова Горловской дивизии, освобождавшей весной 1944 г. Крымский полуостров.
Ключевые слова: диорама, живописное полотно, музейный комплекс, картина, художник.
Latysheva Elena Vladimirovna, doctor of historical sciences, professor, department chair of document science and archive science of Taurian academy (structural division) of KFU of V. I. Vernadsky
e-mail: elenaipad2@gmail.com
"FIGHT FOR ARMYANSK" IN 200-SQUARE METERS
Summary: in article the problem of safety of the unique diorama "Fight for Armyansk" created by Nicolay Booth is considered. It is about a museum complex in the territory of the military unit located in Simferopol. In the former building of Officer meeting of the Crimean horse regiment built more than hundred years ago in the 1980th years the museum devoted to a fighting way of the 100th motorized rifle regiment of the 126th motorized rifle twice Decorated with the Order of the Red Banner the Orders of Suvorov of the Horlivka division, the releasing spring of 1944 has been created. Crimean peninsula.
Keywords: diorama, picturesque cloth, museum complex, picture, artist.
В центральной части города Симферополя на территории
военогообьекта находится музейный комплекс. Именно в бывшем здании Офицерского собрания Крымского конного полка, построенном более ста лет назад, в 80-х годах прошлого века появился музей, посвященный боевому пути 100-го мотострелкового полка 126-й мотострелковой дважды Краснознаменной ордена Суворова Горловской дивизии, освобозжавшей весной 1944 года Крымский полуоствов.
Первый этаж здания солдатского клуба площадью около 600 квадратных метров разделен на несколько залов. В одном расположился Музей памяти и славы воинов-интернационалистов, открытый Центральным музеем Тавриды совместно с советом ветеранов локальных войн в 2005 году на основе материалов, переданных воинами-крымчанами, участвовавшими в Афганской войне. Другая экспозиция, представлена различными видами военной техники и оружия, рассказами о солдатах, диорамой освобождения Перекопа, созданной крымским художником Иваном Петровым. Но особую ценность представляет расположенная в отдельном зале диорама «Бой за Армянск» (1979 г.). Живописное полотно размером 200 квадратных метров, шириной двадцать пять метров а высотой - восемь. Это несколько больше, чем полотно известной диорамы «Штурм Сапун-горы» в г. Севастополе, которую кропотливо создавал народный художник РСФСР, член студии военных художников им. М. Б. Грекова Николай Яковлевич Бут. Имя этого выдающегося художника широко известно в культурных кругах. О величии мастера можено судить уже по тому, что он принимал участие в создании крупнейшей панорамы Советского Союза «Сталинградская битва» (г. Волгоград) и диорамы «Битва за Днепр» (г.
Днепропетровск), работал над восстановлением панорамы «Бородинская битва» (г. Москва). Именно детище Бута сейчас больше всего страдает от ливней, а все потому, что за 30 лет экспозиции крышу здания никто не ремонтировал.
Если вы сейчас побываете в музее, то увидите печальную картину: кровля здания прохудилась, после каждого сильного дождя диораму Н. Бута заливает водой. Свет в помещении отключен из-за опасности намокания проводки, краски отслаиваются от полотна. Чтобы сохранить этот шедевр, необходимы колоссальные реставрационные работы. Командование Черноморского флота старается поддерживать экспозицию, но у них не хватает ресурсов, тем не менее ремонт кровли обещают произвести в этом календарном году. За сохранение экспозиции активно борется Крымское региональноге отделение Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов» во главе с председателем А.В.
Кочетковым.
Без сомнения, данный музейный комплекс недооценен и очень важен для патриотического воспитания молодежи и ознакомления с историей военного дела. Сейчас его посещает не большое количество школьников, но если сделать его доступным, то желающих посетить музей будет во много раз больше.
Директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин знаком с данной проблемой и на страницах периодической печати высказывался по данному вопросу (апрель 2013 г.), что не суть важно, останется ли
имущество за военными или же перейдет в собственность АРК, в любом случае крышу надо срочно делать, иначе она рухнет. Говорил о перспективах - если военные покинут территорию части, Андрей Витальевич готов сделать в военном музее филиал Центрального музея Тавриды, посвященный военной истории Крыма. Такого музея в Симферополе нет, а интерес к этой теме огромный. Экспонаты на эту тематику размещены в самом большом зале Центрального музея Тавриды, но сотрудникам музея все равно не хватает места, чтобы выставить на обозрение все экспонаты". Идентичный проект предлагает общественная организация «Таврический центр военной истории» и военно-исторического журнала «MILITARY КРЫМ», трудно не согласься с ними.
Диорама как вид искусства предполагает не пассивное, как бы со стороны, восприятие зрителем произведения, а вовлечение этого, благодаря созданию иллюзии присутствия, в саму драматургию разворачивающегося на его глазах события, а зрители отсутствуют, они не знают и не могут его оценить, но могут потерять безвозвратно.
«Бой за Армянск» - работа, без сомнения, уникальная, это первая написанаяНиклаем Бутом диорама. Представьте себе полотно внушительных размеров. На этих двухстах квадратных метрах рукой художника запечатлен момент решающего боя за Армянск. Бойцы 126-й стрелковой дивизии выбивают отчаянно сопротивляющегося врага. Закрой глаза - и услышишь ружейную пальбу грохот рвущихся снарядов, гул моторов, голоса атакующих и обороняющихся. Вот бежит, на ходу стреляя из винтовки, совсем юный солдат. Возможно, через мгновение он будет сражен вражеской пулей, и на этом закончится его недолгий земной путь. Но он обэтом не думает. Он занят самым важным делом своей жизни - освобождением Родины. А вот силится подняться истекающий кровью офицер. Его рука непроизвольно указывает: вперед, к победе.
Бросается в глаза, так тщательно выписанные лица бойцов. Вообще
Бут был признанным мастером портрета. А вовремя работы над диорамой он писал участников сражения за Армянск с натуры, естественно, делая поправку на возраст. Ветераны охотно позировали мастеруи будто заново переживали тот далекий весенний день, окутанный гарью идымом, политый кровью.
Почти два года работал над диорамой художник. Вначале несколько развыезжал на место, в Армянск, изучал историю дивизии, встречался с ветеранами, участниками освобождения Крыма, писал этюды. Постепенно вырисовался план живописного полотна, на котором должны быть отображены реальные событияодного дня битвы за Армянск.
Такие крупные работы одному человеку не под силу. Ведь нужно не только выписать отдельные элементы картины, но с расстояния нескольких метров, с той точки, где будут находиться зрители, критически оценить сделанное и внести коррективы. Поэтому один художник, издали глядя на полотно, руководит работой другого. Таким помощником у Бута в Симферополе был его многолетний, с юных лет надежный друг Михаил Антонович Сычев, художник из Таганрога, где Николай жил с родителями до отъезда на учебу. Почти полгода они вместе работеали, Николай Яковлевич писал полотно, создавал предметный план. И наконецто работа была завершена. В торжественной обстановке в канун годовщины Великой Победы музей и диорама были открыты.
Впечатляет натурный план диорамы, изрытая воронками и обильно политаякровью крымская земля. А вот блиндаж: от взрыва бревна разъехались, междуними - чьято навеки застывшая рука, сжимающая автомат. Рядом настоящий, разбитый взрывом фашистский мотоцикл. Настоящие доски, брошенные поперектраншеи, настоящие гильзы, солдатские котелки. Словом, иллюзия присутствия полная.
Славный путь 126-й Горловской дважды Краснознаменной, ордена Суворова Пстепени стрелковой дивизии начался в 1941 году. Боевое крещение приняла под Сталинградом, а освобождая Донбасс (свое название получила, отличившись при освобождении Горловки), покрыла свое имя немеркнущей славой, далее были Крым, Кенигсберг, и завершила войну Горловскаястрелковая в Польше.
Мало кто сейчас знает, что 38 Героев Советского Союза сражались под ее знаменами, а если к ним добавить еще 16 полных кавалеров ордена Славы, то можно составить представление о храбрости и стойкости ее бойцов. В музее дивизии хранится письмо от 13 мая 1984 года в котором, маршал Георгий Жуков особо подчеркнул братскую боевую дружбу как качество
души советского солдата.
Народный художник России, старший военный художник студии военных художников имени М. Б. Грекова, подполковник Советской Армии Николай Бут создал сотни картин и монументальных полотен, воспевающих подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, славящих героизм и мужество солдата-освободителя. Его кисти принадлежит написанная в соавторстве с народным художником России Николаем Овечкиным диорама «Битва за Днепр» в Днепропетровске, за которую художники были удостоены Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко и золотых медалей Академии художеств СССР. Под его руководством творческий коллектив художников-грековцев создал грандиозную диораму «Прохоровский бой» в Белгороде. Николай Яковлевич был одним из семи авторов самой большой советской панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде. Но для Крымчан и гостей полуострова он создал цикл картин «Героическая морская пехота», насчитывающий около ста работ, несколько лет экспонировавшимся в Ливадийском дворце в Ялте. В краеведческом музее Керчи демонстрируется цикл картин «Защитники Аджимушкая».
Безусловно, необходимо приложить максимум усилий, для сохранения диорамы кисти выдающегося художника Николая Бута, и подержании всего музейного комплекса, немаловажной задачей является и доступность экспозиции для жителей полуострова.